Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


История села Табаки

Введение
С чего начинается Родина…Этот вопрос может показаться несовременным. Но понятие Родина современновсегда. На вопрос — что такое Родина мои друзья отвечали по-разному, больше сюмором. Родители серьёзнее отнеслись к этой проблеме и отвечали оченьпатриотично как в кино.
Свой путь в большую жизньмы начинаем со своей маленькой Родины. Именно поэтому знать историю своегородного края является не только обязательным знанием, но и священным долгом.Ведь можно, например, не знать градоначальника города Житомира, а незнаниеистории своего родного уголочка, по-моему, просто неуважение к самой истории.
Изначально вопросом обистории и традициях нашего села затронула моя тётя, которая нашла некоторыйматериал, но впоследствии оставила эту работу. Несколько лет назад мойдвоюродный брат продолжил работу матери, но в связи с тем, что он живёт вМолдавии, о болгарах он упоминал нечасто. И у меня возникло желание узнать какможно больше об истории происхождения своей маленькой Родины, обычаях итрадициях своих предков. Так как всё своё детство я провела со своимибабушками, то решила начать с них. Мои бабушки болгарки, и я часто приставала кним с вопросами о том, кто такие болгары, откуда они здесь взялись, какие у нихбыли обычаи и традиции и на сколько они отличаются от современных. Они мнемного чего рассказали: о возникновении нашего населенного пункта, о егожителях, их быте и культуре.
Посетив роднуютабаковскую школу и сельский совет, я собрала достаточно много информации покультурному, материальному и социальному вопросах. Также в этом аспекте мнепомог мой отец – бывший голова сельского совета. Он мне рассказал о состоянииспорта, о достопримечательностях села и о строительстве некоторых объектов натерритории села. Книги, газеты, брошюры и прочая литература мне практически непомогли, потому что в них было очень мало информации. Но книга «Бессарабия»Берга Л.С. и энциклопедия «История городов и сел Украинской ССР» оказалибольшую помощь в описании происхождения болгар и села Табаки.

1. Историявозникновения села Табаки
табакибородинский битва свадебный традиция
1.1 Поселение болгарна территории Буджака
В степях зелёных Буджака,
Где Прут, заветная река,
Обходит русские владенья,
При бедном устье ручейка
Стоит безвестное селенье;
Семействами болгары тут
В убогой дикости живут,
Храня родительские нравы,
Питаясь рук своих трудом
И не заботятся о том,
Как ратоборствуют державы
И мирно правят ихсудьбой!..
/Пушкин А.С. 1828 г./
«Болгары. Попроисхождению своему суть заволжские русского поколения люди. Будучи утесненытатарами, ушли они со своими предводителями с Волги и сначала поселились вКрыму, потом в здешних местах, где и владели около 200 лет; наконец избрали онисебе жилищем Фракию или нижнюю Цезию, нынешнюю Болгарию, область, лежащую поправую сторону Дуная, между сею рекой и Балканскими горами. Болгары воевали сКонстантинопольскими императорами, коих иногда удавалось им побеждать, новпоследствии времени сделались их подданными. Болгария известна в российскойистории с того времени, как Святослав Игоревич, великий князь Киевский, воевавшийпротив греков полюбил сии места, и хотел перевести свою столицу в болгарскийгород Переяславец. По завоевании сей страны турками, болгары претерпевали отних великое угнетение; иные принуждены были принять магометанскую веру, адругие уходили в Молдавию и Валахию.» [1; 201]
Село Табаки расположено в6 км от города Болграда Одесской области. Болград – центр района, находится навосточном берегу озера Ялпуг. [5; 122] Близ города остатки древних поселений. ВIV-III тысячелетии до н.э. здесь жили земледельцы эпохи меди. В IX-XII веках –поселение скифов Киевской Руси.
В XII веке местностьзахватили монголо-татары.
В XVII веке здеськочевали ногайцы Белгородской орды. [1; 202]
По окончаниирусско-турецкой войны 1806-1812 годов, когда Бессарабия была включена в составРоссии, началось заселение края жителями центральных губерний и задунайскимиболгарами из Македонии, северо-восточной и юго-восточной Болгарии.
В 1812 году они основалина реке Ялпуг село Табаки, которое вскоре стало центром болгарских поселений. [5;122]
Социальный гнёт османов,религиозные распри вынудили многих «задунайских» болгар переселиться в разныеместа, в том числе в Молдову. Определённая русская православная пропаганда,русские военные кампании в Молдове в 1739, 1768-1774, 1787-1791 гг.стимулировали процессы переселения болгар, гагаузов, сербов и македонцев в«новоприобретенные области России» восточнее Днестра в Пруто-Днестровскоемеждуречье. В середине века русский посол в Вене граф А. Бестужев-Рюминнаправил императрице России «прошение православных народов сербских,македонских, болгарских и волошских принять их на поселение и вечное подданствоРоссии» (1751г.). Удовлетворяя эту просьбу, где официально разрешалосьпереселение в Россию балканских народов «греческого вероисповедания».
Усиливающийсявоенно-политический интерес России к балканскому региону, проявляющийся врусско-турецких войнах, императорские указы, манифест 1763 г. стимулировалипереселенческие устремления балканских порабощённых православных народов.Массовое переселение болгар и гагаузов в Пруто-Днестровское междуречье связанос русско-турецкой войной 1806-1812гг. и освобождением Пруто-ДнестровскойМолдовы от османского порабощения. После этих поворотных событий, в южныхрайонах Восточной Молдовы осели около 27 тыс. болгар и гагаузов из-за Дуная. Вскором времени они начали образовать новые поселения, такие как Табаки,Карагач, Кубей, Еникиой… [1; 202]
1.2 Болгары и гагаузы вБородинской битве в 1812 году
Почти 200 лет отделяютнас от событий Отечественной войны 1812 года. Казалось бы, какое отношениеимеют гагаузы и болгары к войне России против наполеоновских армий в 1812 году.Однако, существуют документальные материалы, доказывающие участие болгар игагаузов в качестве добровольцев, вступивших в русскую армию в 1812 году.
Как получилось, что этинароды в составе русской армии участвовали в Отечественной войне 1812 года?
Во время русо-турецкойвойны 1806-1812 г.г. по приказу главнокомандующего армией М.И.Кутузова 26апреля 1811 года было издано обращение задунайским переселенцам с обещаниемпредоставления им различных льгот и привилегий в Бессарабии. К этому времени налевый берег Дуная перешло более 30 тысяч болгар и гагаузов. Многие из нихвыразили желание служить в царской армии. 10 июня 1811 года Кутузов приказалгенерал-майору Е. Гамперну сформировать болгарское войско и назначитькомандующим этого войска капитана Дмитрия Ватикиоти. В войско записалось более3 тысяч человек. Добровольцы себя хорошо показали в боях под городом Силистрой.
К концу августа 1812 годаболгарско-гагаузское добровольческое подразделение под командованием капитанаДмитрия Ватикиоти было включено в состав лейб-гвардии Литовского полка. Этотполк был самым молодым в семье гвардейских полков. Указ о его формировании былиздан 7 ноября 1811 года. Первое боевое крещение литовцы получили наБородинском поле.
О беспримерном героизмевоинов Литовского полка доносили М.И. Кутузову П.П. Коновницын (командир левымфлангом): «… Прибывшие на левый фланг, непоколебимо выдерживали онинаисильнейший огонь неприятельской артиллерии, осыпаемые картечами ряды их, несмотря на потерю, прибывали в лучшем устройстве, и все чины, от первого допоследнего, один перед другим, проявляли рвение свое умереть прежде, нежелиуступить неприятелю… Полки Измайловский и Литовский в достопамятном сражении 26августа покрыли себя в виду всей армии неоспоримо славою…»
За отличие в Бородинскомсражении все батальоны лейб-гвардии Литовского и Измайловского полков поприказу 1813 года получили Георгиевские знамена.
После Бородинской битвыВатикиоти был направлен в тыл войск Наполеона. Он участвует в многочисленныхбоях с французскими войсками, взаимодействует с отрядом знаменитого партизанаДениса Давыдова, участвует в боевых действиях в Германии и Франции. 19 мартаЛитовский полк вместе с другими войсками вошел победоносно в Париж.
Дмитрий ПавловичВатикиоти родился в 1786 году в селе Табаки Болградского района Одесскойобласти. Участник русско-турецкой войны 1806-1812 годов, Отечественной войны1812 года, штаб-ротмистр, попечитель задунайских переселенцев.
Его современники пишут,что это был крупный, худощавый человек с пламенными черными глазами и громкимголосом. Одевался элегантно, всегда носил черную шляпу.
Дмитрий Ватикиоти былнагражден орденом за храбрость «Св.Василий» 1-ой степени и австрийским орденом«Леопольд» 2-ой степени – за проявленный исключительный героизм.
То, что в составе отрядаДмитрия Ватикиоти были болгары и гагаузы, подтверждается материалами переписи1818 года в Бессарабии, которую провел сам Д.П. Ватикиоти [6; 8].
1.3 Основание села
В год основания в селеТабаки насчитывалось 75 дворов (601 житель) [5; 122]. 18 октября 1819 годацарское правительство приняло указ «Об устройстве задунайских переселенцев вБессарабии», согласно которому каждая семья получила 60 десятин общественнойземли, болгары освобождались от рекрутской повинности на 7 – 10 лет (взависимости от времени перехода в Россию), от уплаты налогов. Этим же указомсело Табаки по просьбам переселенцев было переименовано в Болград (от болгарскихслов «бол» — изобилие и «град» — город). Однако по предложению главногопопечителя от иностранных поселенцах Южного края России генерала Ивана НикитичаИнзова было решено заложить в 5-6 км от Табак на берегу озера Ялпуг новыйгород. В 1821 году начал свою историю наш районный центр – город Болград [1;202].
В Табаках неоднократнобывал соратник П.И. Пестеля, один из выдающихся членов Южного тайного обществадекабристов генерал-интендант Алексей Петрович Юсиневский. В 1816 году онзанимался переселенческими делами. Юсиневский выступал против закабаленияболгар и гагаузов помещиками, настаивал на создании особого управления попереселенческим делам независимо от местной власти и всячески поддерживалпереселенцев в их антикрепостнической борьбе, отстаивал их аграрные требования.Он глубоко изучил особенности быта и истории болгар. Накопленный опытЮсиневский использовал при разработке такого важного программного документаЮжного общества декабристов, каким является «Русская правда». После арестаучастников заговора, Юсиневский был приговорен к смертной казни, замененнойкаторгой.
В 1818 году главнымпопечителем и председателем попечительского комитета иностранных поселенцев югаРоссии был назначен Иван Никитич Инзов. Генерал Инзов сыграл большую роль встановлении и развитии не только моего села, а и всего района. Благодаря егохлопотам появился указ российского императора 29 декабря 1819 года, которым 25тыс. болгарских переселенцев обеспечивалось благосостояние и дальнейшееразвитие: им были представлены право на льготы иностранных колонистов, они былинаделены землей, площадью 50-60 десятин на душу, освобождены от налогов.
Здесь бывал народныйгерой Болгарии Христо Ботев; по его призыву многие жители оказывали помощьболгарам, восставшим в 1876 году против турецкого ига. В Табаках работалинженером на строительстве Бендеро-Галацкой железной дороги русский писатель М.Г.Гарин-Михайловский.
В апреле 1907 года газета«Бессарабская жизнь» писала о нищенском положении крестьян села, о том, чтоуездные власти даже при помощи стражников не смогли взыскать с них недоимки всумме 2092 руб. 50 коп. из-за «отсутствия всяких средств». Советская властьустановлена в январе 1918 года. Жители села с оружием в руках выступили в 1918году против войск буржуазно-помещичьей Румынии, оккупировавших край, позднееони оказывали сопротивление при наборе рекрутов, саботировали мероприятияоккупационных властей. Многие жители были арестованы, а Табаки постоянночислились в списках сел, где население «неблагонадежно». Советская власть восстановленаа июне 1940 года [5;122].
Болгары жили замкнуто, несмешиваясь ни с русскими, ни с гагаузами; исключение делалось только длявдовцов.
Сие доказывает силуобычаев и традиций в болгарских селениях, которые сохранились и чтятся и в нашевремя, о чём и пойдёт дальнейшее повествование.

2. Обряды и традицииболгар
2.1 «Человек один разрождается, один раз женится, один раз умирает»- говорят болгары
На мой взгляд, этапословица в полной мере отражает отношение болгар к браку и семейной жизни. Взглядынарода на женитьбу ясны и категоричны: «Женитьба дана от Бога». Люди не могутпредставить себе, чтобы мужчина или женщина по своему желанию остались бынеженатыми.
«Человек, который не родился,тот не умрёт, который не женится тот не человек» — я слышала множество пословици выражений с подобным значением. Все они в образной форме выражают самыйважный долг человека в жизни – брак как основа продолжения рода.
Для болгаринанеисполнение этого долга – тяжкий грех. На неженатых смотрели с пренебрежением,над ними надсмехались. Особенно язвительно относились к холостым мужчинам.Зрелые холостяки терпели укоры от всего семейства, от общества. В известнойстепени снисходительно относились к «старым девам». Почему-то считается, чтоони одиноки не по своей вине. Говорят, что такова её доля.
Глубоко убеждённые вбраке родители главной целью своей ставили определить детей. Только когда«успевали» переженить всех детей, были счастливы и довольны.
Если вопреки всемстараниям сын или дочь оставались холостыми, то считалось, что отец или матьискупают свои давние грехи. Возможно, над семейством висит «проклятье» дедовили прадедов [2].
Основу болгарскогообщества составляла семья, поэтому к её созданию через брак относились сбольшой ответственностью. Подбирая пару сыну или дочке, родители не толькообращали внимание на личные морально-этические качества молодых, но и смотрелинасколько они трудолюбивы, заботливы, принимали во внимание даже материальноеположение их родителей [7; 78]. Не случайным даже был обычай широкодемонстрировать приданное девушки, которую выдавали замуж (она готовила егособственными рукам!), чтобы односельчане могли дать оценку её способностями иумениям.
В наше время смысл такойже, но всё-таки раньше всё было по-другому. Поэтому первым делом, мне былоинтересно узнать, где знакомились и встречались наши бабушки и дедушки.Оказывается, таких мест было весьма немного.
Обычно, вечерами молодыелюди собирались у какой-либо взрослой женщины на так называемые «сидянки»(посиделки). Там они пряли, вышивали – готовили своё приданое. Парни развлекалиих разговорами. Понравившейся девушке парень мог подарить гребешок, зеркальце,ножичек или ленту для косы. Но проявлять открыто свои чувства было не вправилах консервативных болгар. Однако если замечали, что кто-то влюблён друг вдруга, то для них исполняли краткие песни припевки, в которых фигурировалиимена двоих. Например:
Кърши, Тодоро, лиляка.
Прави, Тодоро, мостове.
Чи ще да мине, Тодоро,
Цар и царица, Тодоро!
Не мина цар и царица,
Най-мина Стоян и Рада.
После этого любовь междудевушкой и парнем становится достоянием жителей села. Но независимо от этогоназначить свидания, а тем более ходить друг к другу в гости было не принято.
Родители строгонаказывали дочь за подобные свидания. Односельчане не одобряли такие поступки иговорили: «такава мома изгубва почитта си» (такая девушка теряет уважение ксебе).
Другим местом встречислужили «хуро» (болгарские танцы). Каждое воскресенье и по большим религиознымпраздникам девушки надевали свои лучшие наряды, вплетали в косы яркие ленты иотправлялись на «хуро». (в селе Табаки даже сегодня сельский клуб построен наместе, где когда-то молодые парни и девушки собирались на «хуро».)Понравившуюся девушку парень мог пригласить покататься на качели. Но не одну, аобязательно с подружкой!
Как во время «сидянок»,так и на «хуро» молодой человек использовал различные знаки, чтобы показать,какая девушка ему нравится. Наиболее распространённым было – украсть у девушкицветок (только незамужние девушки закалывали за ухо цветок). И если девушкапосмеётся над его поступком, опустит глаза – значит, что она согласна «да се лъжат»(ладить).
Интересное действоразворачивалось в рождественскую ночь. Накануне в доме, где живёт незамужняядевушка, пекли каравай. Затем она писала на листке бумаги имя своего любимого иклала его сверху. Колядовать, обычно приходило несколько групп молодых людей,однако каравай выносили только тем, среди которых был её возлюбленный.
Ещё одним поводомвстретиться, но уже наедине, был момент, когда девушка ходила за водой наколодец или родник (чешмата). Парень имел возможность не только украсть цветоку девушки, но и показать ей свои чувства. Начиналось с того, что он спрашивал:«Позволь мне набрать воды в твой кувшин!». Если он ей не по сердцу, девушкавыливала всю воду и наполняла кувшин снова. А вот если их чувства совпадали,она сама дополняла сосуд и позволяла парню взять цветок с головы. Это ужепоказывало, что они любят друг друга. Для парня это знак, что он может засылатьсватов в дом к девушке [2].
2.2 Сватовство –конкретное действие перед свадьбой. Свадебные традиции
Когда налицо всеизложенные выше условия для вступления в брак начинают применяться конкретныедействия.
Первое – сватовство(сватосване, сватуване, питане, просене). В Табаках этот процесс происходилследующим образом: родителей жениха и самого жениха во время сватовства в доменевесты не было. Главными сватами назначали старшего родственника с женой (чичои буля). Также преподносили подарки. Сваты возвращались в дом жениха. Еслирезультат был положителен, то мать жениха накрывала на стол, угощала изадаривала сватов.
Но до свадьбы ни в одномиз болгарских сёл молодым не разрешалось жить под одной крышей! Молодыепродолжали встречаться только в доме невесты под пристальным «надзором» родных.Их свидания проходили в комнате, где готовилось приданое невесты.
В некоторых болгарскихсёлах, для того чтобы встретились родители молодых и договорились о днесвадьбы, подарках и приданом проводились встречи – «годеж». На них приглашалиродственников и близких. От количества приглашённых гостей зависело название:«годеж-гулям» (большое застолье), «годеж-малък» (малое застолье).
Это была последняявстреча перед свадьбой.
Свадьбы также проводилисьпо-разному, но есть некоторые общие традиции.
В Табаках, во время«засевок» в субботу вечером совершался обряд плетения кос невесте. Основнымиисполнителями этого обряда являлись деверь и посаженые родители. Во времяплетения кос исполнялись «песни невесты». Они повествовали о том, что невестапрощается с юностью, что будущая жизнь безвестна. Пелось о горечи и расставаниис родительской семьей. В песнях нередко говорилось о том, что невесту выдализамуж вопреки её воле. Во время исполнения песен невеста по традиции плакала,даже если выходила замуж за любимого человека.
Кроме плетения косготовят тесто для хлеба на свадьбу, и таким образом молодая девушка как быпрощается с девичеством. Хлеб был самым главным атрибутом свадебной обрядности.Хлебом благословляли молодых на семейную жизнь, встречали и провожали их,ходили к сватам. На свадьбу пекли специальный хлеб – коровай. Отсутствиекаравая на свадьбе означало неполноценность обряда.
«Засевки» заканчиваются«хуро» и застольем.
А жениха в это времяокружают друзья и бреют его. По окончании бритья жених угощал присутствующихвином.
Свадебная церемонияначинается с приглашения. В Табаках, жених должен был сходить на кладбище ипервым на свадьбу «пригласить» самого близкого родственника (отца, деда).Близких родственников жених также приглашал лично.
Свадьба проводиласьотдельно в доме жениха и отдельно в доме невесты. Утром жених с самыми близкимии друзьями отправлялся в дом кума. У кума дома накрыт стол, обязательнымнапитком была водка (ракия). После, ехали в дом невесты. Невеста должна былапосмотреть на жениха через кольцо. Жених в окружении кума и кумы, а такжедеверей входят во двор невесты. Кума заходит в дом, чтобы одеть невесту. Ажених должен стоять и ждать. Гостей (мужчин) садили за стол, и для того, чтобыразличать гостей со стороны жениха, им на головной убор надевали веночек,сплетённый из цветной бумаги. На стол ставили угощения — сладости и водку(ракия). В это же время деверь выкупал приданое невесты. Продавал — братневесты. Шёл горячий торг. Это делалось скорее для смеха, нежели для денег.
После того как кума оделаневесту, в дом приглашали жениха. Там также происходит определённый обряд.Невеста спрятана подружками в углу под иконой и чтобы они её отпустили, женихдолжен уплатить выкуп подружкам. Если они были довольны выкупом, то отдавалиневесту. В следующем испытании для молодых, решался вопрос, кто из них будетглавным в семье. Молодые заранее знали, что нужно первым наступить на ногулюбимому, и тот, кому это удавалось, становился «главой» семьи.
После этого все близкиепрощаются с невестой. Молодых выводят отец и мать невесты. В руках отца — икона, а у матери – каравай хлеба. Во дворе проходит Дар. Родители женихазадаривают родителей невесты и наоборот. Со временем наряды и быт изменялся, аобычай Дара остался практически без изменений. У невесты на правой рукеобязательно должен быть отрез на платье.
Вернёмся в дом невесты,после того как прошло задаривание. Если девушка выходит замуж в другое село, томолодые парни закрывают ворота и требуют от жениха выкуп — «топракпарак». Он можетсостоять из ведра вина, каравая и курицы. Жених старается выполнить требованияпарней. И тогда они открывают ворота. Молодые в сопровождении родственниковотправляются в церковь венчаться и в загс. Потом все едут в дом жениха. Заквартал от дома на перекрёстке дорог молодых встречают два молодых парня состороны невесты и танцуют вокруг них. У одного из них в руках кружка вина, а удругого – каравай хлеба. После того, как они танцевали три раза вокруг молодых,один из них выпивал всю кружку вина и разбивал её на мелкие кусочки у ногневесты. Другой должен был разломать каравай над головой жениха. Всем гостямраздавали кусочки каравая. До дома жениха перед молодыми танцевали, взявшись,за руки родственники жениха. Этим они как бы показывали, что рады гостям. Усамого дома молодых встречали родители жениха. У отца в руках был каравай хлебана рушнике, а у матери — чашка с мёдом. После того как мать накормит молодых икумовьев мёдом, отец подавал им каравай, который молодые должны были надкусить.И тот, кто больше укусит, тот и глава семьи. Отец заводил молодых во двор,обхватив их шеи рушником.
Но за праздничныйсвадебный стол молодых не приглашали. Они сидели в одной из комнат. Невестаничего не ела, и, наверное, поэтому в полночь со стороны невесты приезжалигости «да хранат булката» (кормить невесту). Им должны были выделить стол,который они накрывали теми блюдами, которые принесли с собой из дома невесты.За стол усаживали молодых и садились сами, а родственники со стороны женихадолжны были всё это время танцевать возле этого стола.
Ночью с одной и другойстороны одевались в ряженых и шли друг к другу. Там они танцевали смешной танец- «Чер пипер» (красный перец). Это танец – пантомима, где главная рольотводится водящему. У него в руках кнут, которым он бьёт нерадивых работников.На его вопрос: «Кък са чука чер пипер?» (Как толчётся красный перец?) ряженныедолжны выполнять все его требования. Он может приказать это делать рукой,ногой, носом, ухом и т.д. Играющие стараются перед игрой надеть на себя оченьмного одежды (тулупы, ватные штаны и т.д. ), так как водящий бьет ряженныхочень больно кнутом. Суть данной игры заключается в том, чтобы научить молодуюжену выполнять беспрекословно любую трудную работу.
Есть и другие возможностипоказать молодой жене, что надо быть послушной и уважать родителей жениха.Утром второго дня молодая жена должна помыть ноги свекрови и свёкру. Онибросают в тазик с водой деньги. Этим она выражает уважение к старшим. Такжемолодой паре на руки сажают двух плачущих младенцев разного пола (детей близкихродственников) и они должны успокоить их: одеть их в новые одежды и датьсладости. Всё это невеста должна принести из дому.
Итогом первого дня былобряд раздевания невесты (отбулване). В Табаках в доме жениха невесту раздевалакума, надевала ей на голову белый платок (как знак того, что она теперьзамужняя женщина) и после этого с музыкой провожали кумовьёв домой.
Следующим этапом свадьбыявляется – красная водка (червена ракия). У болгар к этому ритуалу относятсяочень серьёзно. В этом ритуале принимают участие только женатые люди. Утром ввоскресенье в доме жениха готовят бутылку красной водки, которую должны отнестистарые женщины в дом невесты. Красная водка символизирует, что девушкасохранила свою честь до свадьбы.
В Табаках этот ритуалпроводят ряженые. Невестой одевают мужчину, а женщину наряжают женихом. Кромежениха и невесты наряжаются в чёрта, в цыган и т.д. Придя в дом невесты, онидолжны открыть ворота, которые перед ними закрывают родственники невесты.Деверь со свадебным знаменем стучит в эти ворота. К нему выходят родители итолько после того как им отдают красную водку, которую несла жена деверя,ряженые могут зайти во двор. За стол усаживают родителей и близкихродственников. Им наливают красную водку и разукрашивают лица в красный цвет.После этого за стол усаживают гостей, угощают их, и всё время перед нимитанцуют, выражая тем самым своё уважение. Ряженые стараются что-нибудь украсть.Обязательной добычей должны быть петух и курица.
Всю дорогу домой (кжениху), ряженые угощают прохожих, поют и танцуют. В это время в доме женихапроводятся испытания для молодых. Неженатые парни «крадут» молодого мужа,привязывают его к дереву. Измазывают лицо жениха мёдом или вареньем. Женадолжна это слизать. Затем мажут перцем. Жена также должна это слизать и непоморщиться. У ног мужа разводят костёр. Жена должна потушить пламя любымисредствами (приносили большое ведро воды и выливали на остатки костра). Туда жебросали монеты мелкого достоинства, но в большом количестве. Жена должна быласобрать их все. Только после этого мужу развязывали руки. А жена дарила парнямведро вина, варёную курицу и каравай хлеба.
Следующим испытанием длямолодых было катание свёкра и свекрови на тачке в горку.
Свадьбы заканчиваются вовторник вечером, когда родственники жениха приглашают родителей невесты на«повренки» — застолье, смысл которого сводится к тому, чтобы рассказать о новойжене. Беседы и рассказы всегда были наполнены шутками, байками, песнями.
Так заканчиваютсясвадебные обряды у болгар нашего села [2].

3. Табаки в наша дни
 
3.1 Экономическаяжизнь села
Всего 2918, 90000 га. Численностьнаселения – 2366 человек. Площадь населенного пункта – 375,0000 га, 883 двора[3]. До 1991 года самостоятельного сельского совета не было (один сельскийсовет был на Табаки и на Зализничное). После принятия Украиной независимостиселу Табаки предоставлено самостоятельное управление.
Очень важным для селаТабаки является строительство железной дороги, нефтебазы, родников, один изкоторых обеспечивает питьевой водой наше и соседние села, иквартирно-эксплуатационной части, которая обеспечивала воинскую часть твердымтопливом и дровами, а также офицеров и их семей. Также достопримечательностьюсела является Благовещенская церковь, которая начала возрождаться, после долгогоотсутствия, в 2006-2007 годах.
На территории села находитсярыбопитомник (160 га), который обеспечивает мальком весь Ялпуг, и сосновый бор– место для отдыха жителей и гостей села. Также до 1998 года в селе Табаки находилось26 организаций, а в данный момент в связи с рядом причин (недостаточноефинансирование, невостребованность, конкуренция со стороны города и т.д.)некоторые организации прекратили свое существование [2].
Население На 01.01.2007 г. На 01.01.2008 г. На 01.01.2009 г. На 01.01.2010 г. Всего людей 2451 2446 2399 2366 Детей дошкольного возраста 167 181 190 186 Детей школьного возраста  318 318 298 273 Граждан пенсионного возраста 636 576 549 545 Трудоспособного населения 1330 1371 1362 1362 Количество работающих на предприятиях, организациях всех форм собственности и хозяйства 883 882 843 637 Количество дворов 902 903 893 883
Торговля на 01.01.2007 г. на 01.01.2008 г. на 01.01.2009 г. на 01.01.2010 г. Магазинов в том числе: 10 10 10 10 продуктовые 2 2 2 2 промышленные 1 1 1 1 Другие _ _ _ _ Частные 7 7 7 7 Рынков в том числе: _ _ _ _ стационарные _ _ _ _ Стихийные _ _ _ _ продовольственные _ _ _ _ промышленные _ _ _ _ Бытовые предприятия _ _ _ _ Швейная мастерская 1 1 1 1
Услуги связи на 01.01.2007 г. на 01.01.2008 г. на 01.01.2009 г. на 01.01.2010 г. Количество телефонных населенных пунктов 1 1 1 1 Абонентов 123 134 136 145 Радиоточек 223 202 201 198

Охрана здоровья на 01.01.2010 г. работников форма собственности количество заведений коек, посещений Медицинские заведения в т.ч. 1 _ 4 коммунальная поликлиник _ _ _ _ больниц _ _ _ _ амбулаторий _ _ _ _ диспансеров _ _ _ _ ФАП 1 _ 4 Коммунальная аптека _ _ _ _
Основные проблемы:неудовлетворительное состояние дорог, недостаточность осветленности населенногопункта, необходимость ремонта сельского клуба, детского сада, ФАПа. Дляразрешения проблем необходимы финансы для финансирования соответствующих робот,для которых в сельском бюджете нет денег [3].
Анализируя все вышеприведенныеданные, можно сделать вывод: не смотря на то, что количество торговых имедицинских учреждений остается за последние 4 года стабильным, численностьнаселения падает. Это связано с тем, что в селе нет достаточно хороших условийдля самореализации людей и, естественно, с основными проблемами в общем.
Образование, культура,спорт.
Образование на 01.01.2010 г. количество расчетное количество мест в них форма собственности учителей, воспитателей учеников, детей ВУЗы _ _ _ _ _ Школы 1 460 40 288 коммунальная
в т.ч.:
ЗОШ
 I-III ст.
(дневные) 1 460 32 272 коммунальная вечерняя форма обучения 8 14 коммунальная
ЗОШ
I-II ст. _ _ _ _ _
ЗОШ
I ст. _ _ _ _ _ школ-интернатов _ _ _ _ _ гимназий (коллегиумов) _ _ _ _ _ действующих дошкольных заведений 1 45 5 39 Коммунальная
4 ноября 1844 года вколонии Табаки открылась Табаковская Благовещенского прихода ланкастерскаяшкола. Первым учителем был болгарский колонист Василий Дядов. Учащиеся (32)изучали чтение, чистописание, закон Божий, краткую священную историю, четыреправила арифметики.
29 сентября 1880 годасостоялось открытие народного училища для детей обоих полов. Училище помещалосьв частном доме. Первой учительнице закона Божия была семнадцатилетняя КозакЛюбовь Алексеевна, выпускница Кишиневского епархиального женского училища.
В 20-х-60-х годах ХХ векашколу перевели на румынский язык (оккупация села румынами). Для всех детейчетырехлетняя школа стала обязательной, а пятый класс был подготовительным –готовил учащихся к поступлению в Болградскую гимназию. Одним из директоровэтого периода был Гладков Александр. В этот период в селе действовал детскийсад, который посещали дети от 6 до 8 лет.
В 1940-1941 годахпроизошла реорганизация школы в семилетнюю образовательную. В 1941-1944 годах вселе действует начальная школа с румынским языком. Но, в связи с отвоеваниемданной территории СССР, в 1944-1945 годах семилетняя школа с русским языкомобучения восстанавливается. Директор школы – Решетилов Иван Александрович(1944-1952).
1958 год – завершеностроительство нового корпуса школы (нынешнее здание). Анецких Евгения Наумовнастановится директором (1958-1995).
1962 год – реорганизацияв восьмилетнюю образовательную школу.
С 1989 года приказомрайонного отдела народного образования школа реорганизована в девятилетнююнеполную среднюю школу. А на основании Приказа управления Одесской областнойгосадминистрации от 20.09.1996 года №152 установлен статус общеобразовательнойсредней школы I-III ступеней.
На данный моментдиректором школы является Вербанов Степан Ильич, заместителем директора ГаинцОксана Викторовна. В школе действуют следующие кружки: шахматы, физика, химия –руководитель Цоев Афанасий Ильич, математика – Пометкова Мария Федоровна,волейбол, баскетбол, легкая атлетика – Маргарит Григорий Гаврилович, кукольныйтеатр – Сакалы Софья Дмитриевна и т.д. [4]
В селе действует одинклуб. Его руководителем является Шишкина Дарья Афанасьевна. Она же является ируководителем танцевального кружка.
В селе Табаки до 2009года была футбольная команда, которая на протяжении 12 лет выступала напервенство области. Но команда распалась поскольку нет тренера ифинансирования. [2].

Заключение
 
Вопросы, затронутые в работе,всегда меня интересовали: происхождении моего родного села, обычаи и бытнарода, который живет на его территории…
Сами болгары прошлидолгий путь к становлению как отдельный народ со своей историей, обрядами,культурой и менталитетом. И именно русско-турецкая война 1806-1812 годов даланачало существованию болгарских сел, в том числе села Табаки. Наше село долгоевремя находилось под властью то Российской империи, то Румынии, то СоветскогоСоюза, пока в 1991 году не вошла в состав независимой Украины, в составекоторой находится и на данный момент.
Я обратила внимание нато, что болгары соблюдают и чтят традиции и обычаи своих предков. Почему взялав первую очередь свадебный обряд? Наверное, потому что это очень красочный икрасивый обряд. И болгары уделяли и уделяют сегодня свадьбе большое значение.Именно на примере свадебного обряда можно сказать, что традиции (не всеестественно) живут всегда.
В наши дни в селе Табаки,кроме сохранения своей культуры, жители села во главе с председателем пытаютсяулучшить экономическое, религиозное, культурное состояние, поскольку состояниесела в целом неудовлетворительное. Благодаря жителям в селе возобновила своесуществование Благовещенская церковь, обустраивается медицинский пункт, школа,детский сад.

Литература
1. Берг Л.С.Бессарабия. — Кишинёв. – 1993.
2. Записано из словжителей с. Табаки (Хаджиогло Б.Н., Турчин С.Д., Хаджиогло Ф.В.).
3. Информация взятас сельского совета с. Табаки.
4. Информациясобрана в Табаковской ОШ.
5. История городов исел Украинской ССР. Одесская область, 1974. – С. 388.
6. Коваленко Н.А.Гагаузы в Бородинской битве в 1806-1812 году// Дружба. – 2007. – 13 окт. – С.8.
7. Традиции всовременном обществе / Л.М. Дробижева, М.С. Кашуба. – Москва: Наука. – 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.