Реферат по предмету "Философия"


Философия древнего Китая (даосизм)

Китай– страна древней истории, культуры, философии. Уже в середине второготысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVIII-XIIвв. до н.э.) возникаетрабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в который обращали захваченныхпленных, использовался в скотоводстве, в меньшей степени в земледелии, а такжев домашнем хозяйстве и строительстве.
 Историявсех философий древности свидетельствует о том, что мифологические воззренияродового общества оказали влияние на процесс становления основ научных знаний.Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала ихматериал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайскойфилософии.
ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ШКОЛЫ.
 ВVII-IIIвв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления,качественно отличные от того, что знала китайская мысль предшествующего периодаи что было обусловлено серьезными социологическими сдвигами. В этот период вДревнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения,обусловленные появлением частной собственности на землю, развитиемпроизводительных сил, расширением видов ремесел, применением новых, железных орудийи инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способовобработки почвы.
 Глубокиеполитические потрясения — распад древнего единого государства и укреплениеотдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию — нашлисвое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политическихи этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии.Наследственная рабовладельческо-родовая знать по-прежнему цеплялась зарелигиозные идеи «неба», «судьбы», правда, несколько видоизменяя ихприменительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы,находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды,выступая против веры в «небо» или вкладывая в понятие небесной судьбысовершенно иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить историческийопыт, найти «идеальный закон» управления страной, выработать новые правилавзаимоотношений между различными социальными группами населения, определитьместо отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношениячеловека с природой, государством и другими людьми.
 Подлинныйрасцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-IIIв. дон.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно вэтот период появляются такие произведения философско-социальной мысли, как «Даоде цзин», «Лунь-юй», «Мо цзы» и другие. Именно в этот период происходитформирование китайской философской школы – даосизма, которая оказала затемгромадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно вэтот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затемстановятся традиционными для всей последующей истории китайской философии,вплоть до новейшего времени.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ.
 Спецификакитайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той остройсоциально-политической борьбе, которая имела место в многочисленныхгосударствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся царств».Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфердеятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделениетруда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловилопрямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.
 Философы,первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианскиепроповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный строй, нередкоявлялись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросыуправления страной, отношений между различными классами и социальными группаминаселения в обществе, заняли господствующее место в китайской философии иопределили сугубо практический подход к жизни общества. Вопросы управления обществом,отношения между различными социальными группами,- вот что преимущественноинтересовало философов Древнего Китая. Другая особенность развития китайскойфилософии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых ненаходили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения вфилософии, т.к. философы, как правило не считали нужным обращаться к материаламестествознания.
 Оторванностькитайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет.Обособленность древней китайской философии от естествознания инеразработанность вопросов логики является одной из главных причин того, чтоформирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинствакитайский философских школ метод логического анализа остался фактическинеизвестным.
ШКОЛЫ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
 В«Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-Iвв. до н.э.) приводится перваяклассификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ:«сторонники учения об инь и ян» (натурфилософы), «школа служилых людей» — жуцзя(конфуцианцы), «школа моистов», «школа листов» — минцзя, «школа законников»(легистов) – фацзя и «школа сторонников учения о дао и дэ – даосистов.
 Нопри всей разнородности школ их сводят к двум основным течениям – даосизму и конфуцианству,между которыми особое место занимает ицзинистика.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАО.
 Укитайской философии общее происхождение, единый корень – культура Дао, которуюразлично реставрировали с разных мировоззренческих позиций. В социальном итеоретическом срезах ее становление включает два периода: родовой и переходныйот рода к государству. На этапе родового строя Дао рассматривается как живойсимвол и живая органическая культура. Древние философские представленияраскрывают рождение Дао в космической пустоте (сюй). Под влияниемвселенско-космических ритмов инь-ян пустота-вакуум заворачивается в воронку,происходит вспышка, и в этом лгненно-светлом спиральном вихре рождается эмбрионДао (мировое яйцо), которое и несет в себе телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфнуюсущность. Собственное вращение эмбриона Дао дает ему расширение идифференциацию. Он делится на пять элементов в виде креста по горизонтали: одинэлемент в центре, четыре по сторонам света. Пять элементов располагаются и повертикали, находясь один над другим и образуя вертикальный столб. Элементыгоризонтали и вертикали – зеркальные аналоги друг друга.
Вращаясьв круговой связи, элементы горизонтального креста попеременно заходят в центр,а части вертикального столба пронзают центр и двигаются туда-сюда. Зеркальныеаналоги встречаются в центре и сливаются в один бинарный элемент. Полный циклсопряжения сплетает 25-частную спираль Дао. Элементы горизонтального кольцаулавливают и генерируют вселенско-космический ритм инь («женское» начало), авертикального – ян («мужское»). Бинарные элементы центра соединяютпротивоположные ритмы и генерируют новый ритм цзы («детские» элементы). Функцииэнергетических движителей спирали выполняют две зеркальные триады (по вертикалии горизонтали) инь-цзы-ян. Спираль Дао разделяет телесно-духовно-идеальнуюсущность эмбриона Дао и создает Космос: телесная темная сущность образуетЗемлю, идеальная легкая и светлая поднимается и образует из светящихся облаков,солнца, луны, звезд и созвездий Небо. Духовная сущность веет невидимым ветромпосередине. Тео-зоо-антропоморфная сущность разграничивается таким образом:первопредок – Бог помещается на Небе, человек – в центре, вещи – на Земле. Всферическом объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элементы однойсвободно превращаются в элементы двух других. Нескончаемая жизненность Даообеспечивается ритмами инь-ян, космический танец выражает сторону поведения(у), песнопения – словесно-смысловую (гэ). Пять цветов и пять тоновсферического организма-космоса Дао дает ему возможность петь и танцевать вритмах собственной природы. Телесная, духовная и идеальная сущности спирали Даоскрывают смысловые узоры, которые человек использует в качестве иероглифическихзнаков для обозначения ее элементов. Например, горизонтальный пятичастотныйкрест представляет собой:Пять физических элементов Пять духовных элементов Пять идеально-числовых элементов Огонь И (Долг) 7/2 Дерево-Земля-Металл
Ли-Дэ-Синь
(Ритуал)
(Добродетель)
(Доверие) 8/3-5/10-4/9 Вода
Жэнь
(Человеколюбие) 1/6
 
Линейноевоспроизведение связи элементов пяти горизонтальных витков и пяти вертикальныхстолбов представляет графическую формулу генетического кода спирали культурыДао, которая и является ключом к дешифровке сфер китайской культуры,основывающейся на Дао.
 Техническоепроизводство деформирует гармоничную спираль Дао, выбивает центральный элемент,не его месте образуется пустота. Естественный поток генерации распадается,телесная, духовная и идеальная сущность расслаиваются, дезинтегрируетсяединство первопредка-бога, человека и вещи. Вверженный в хаос космос Даоумиротворяется мудрой личностью, занимающей место пустого центра сферы Дао ипытающейся воссоздать былую гармонию. Так рождается первая философия: онтология– введение телесных противоположностей в непротиворечивое тождество, психология– духовных противоположностей, гносеология – идеальных. Направленность нпачеловека, первопредка-бога и вещь дают еще антропологию, теологию, космологию.Вот почему древнекитайские философы называются цзы, поскольку занимают центр вспиральной системе Дао (Лаоцзы, Кунцзы и т.д.). Философствование принимаетценностную направленность – на гармонию вертикальной составляющей спирали икосмоса Дао: все ценности символически сосредоточены на Небе,  откуда ониработой сознания смещаются на Землю. Космос Дао становится Поднебесной. Философкак бы является проводником идеальных ценностей сверху вниз и материальныхзапросов людей снизу вверх. Человек получает свою духовную определенность, иего философско-реставрационная деятельность заполняется антропологическимсодержанием, начинаясь с духовной проблематики.
 Философ-мудрецсводит в тождество противоположности инь и ян, разводит их на вертикальную игоризонтальную составляющие спирали Дао, раскрывая их живую диалектику. Однакосам мудрец оказывается двойственным (ставленник естественности иискусственности): род умирает, а цивилизация зарождается; противоборствопорождает хаос войны. Мудрец, пользуясь коллективной мантикой как способомумиротворения, сочетающей принципы родовой и государственной регуляцииобществом, выполняет свои задачи. Исходные основания такой мантикизафиксированы в «Книге Перемен». Они как бы выводится из архетипических глубинДао на поверхность сознания и фиксируются в графической символике.
 Философскийдаосизм, начиная с Лаоцзы, обращен на родовое прошлое, в котором и усматриваетприродно-социальный идеал. Совершенномудрый человек умозрительно считывает(видение) в архетипе Дао естественные принципы жизни и передает их вчеловеческую Поднебесную. Лаоцзы оценивает настоящее как хаос, причина которого– в нарушении естественного космогенеза. Его задача вывести Поднебесную изграниц цивилизации (хаоса) через принципы, вытекающие из естественности, снимаяатрибуты цивилизации с общества: недеяние, неслужение, неучение, неименование,ненасилие, и т.д. Нужно восстановить человеку телесную, духовную и идеальнуютриады инь-ян, что возвратит каждого к эмбриональным истокам естества. В этомракурсе Лаоцзы учит, рассуждая о генезисе и структуре Дао, вещах, человеке,государстве, правителе, критикует конфуцианство. Его последователидетализируют, развивают исходные положения с изменением стиля и критическойнаправленности по отношению к конфуцианству, включая в учение дофилософскуюмифологию и данные древних наук.
НЕБО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО.
 Одноиз важнейших мест в борьбе идей в течение VI-Iвв. до н.э. занимает вопрос онебе и первопричине происхождения всего сущего. В это время понятие небавключало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и понятие первоосновы ипервопричины всего сущего и одновременно было как бы синонимом естественногомира, «природы», окружающего мира в целом. Все свои помыслы, чаяния и надеждыобращали древние китайцы к небу, ибо, по их представлениям, от неба (верховныйвладыка) зависели и личная жизнь, и дела государства, и все природные явления.
 ВIV-IIIвв. до н.э. материалистические тенденции в понимании неба и природыразвивали представители даосизма. Само небо в книге «Дао дэ цзин»рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небообразуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао. «Безымянное естьначало неба и земли»,-говорится в «Дао дэ цзин» (§ 1). «Небо и земля необладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственнойжизнью» (§ 5). В «Дао дэ цзин» вслед за Ян Нжу отвергаются прежниепредставления одухотворяющие, очеловечивавшие небо и наделявшие его«гуманностью», стремлением к справедливости и т.д. Само небо и его выражение –«небесная судьба», «воля неба» — отвергаются даосистами. Изменения в мирепроисходят согласно принципам естественности, выражающими в дао иматериализующимися в дэ. Сторонники учения о дао подчиняются ныне дао.Сторонники учения о дао утверждали: «Человек следует [законам] земли. Земляследует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе(§ 25). «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажетсяпраотцем всех вещей» (§ 4). «Содержание великого дэ подчиняется только дао. Даобестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности инеопределенности содержатся образы. Оно туманно и неопределенно. Однако в еготуманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в егоглубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладаютвысшей действительностью и достоверностью (§ 21). Дао выступает и какнепознавательный абсолют, и как закон, и как первопричина, котораяконкретизируется и материализуется в дэ.
 Взглядыдаосистов, соединивших в одну систему все элементы объяснения мифа и развитияприроды, ранее выдвигавшиеся различными философами, явились серьезнымпрогрессом в становлении материалистического взгляда на природу в ДревнемКитае. Идеи, изложенные в «Дао дэ цзин», стали в дальнейшем исходным пунктом, содной стороны, субъективно-идеалистического толкования Чжуан-цзы (около 369-286гг. до н.э.), усилившего мистические элементы в даосизме, а с другой –материалистических взглядов поздних моистов и легистов.
 Чжуан-цзыутверждал, что «состояние Вселенной неуловимо, а ее изменения бесконечны». Ончетко изложил даосистский взгляд о круговороте в природе. «От единого началапроисходят вещи, которые сменяют друг друга в самых различных формах. Их началои конец вертятся как колесо, и нельзя установить, где они находятся». В отличиеот Лао-цзы, отбросившего одухотворение природы, Чжуан-цзы делает шаг назад,привнося в космологию элементы мистицизма. Дао у Чжуан-цзы присущи «стремленияи искренность». «Оно одухотворило духов и верховного владыку неба, оно породилонебо и землю». Развивая взгляды Лао-цзы, Чжуан-цзы отрицает могущество неба,приравнивает человека небу и даже отождествляет их: то, что называю небом, естьчеловек, а то, что называю человеком, есть небо. И далее: «Небо и человек непревосходят друг друга». Чжуан-цзы заимствовал идею Ян Чжу, которыйотождествлял судьбу с фатальной необходимостью, вытекающей из естественногохода развития мира, который нельзя предотвратить.
 «Природучеловека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить». Противоречивое сочетаниеэлементов фатализма и абсолютного релятивизма во взглядах Чжуан-цзы слышатсяотголоски и традиционных идей о небе, заметное влияние конфуцианских мотивов опредопределенности всего сущего небесной судьбой. «Смерть и жизнь – это[неизбежная] судьба. Они так же естественны, как естественна постоянная [смена]ночи и дня. Человек не может постичь небесную судьбу, заключает Чжуан-цзы.Материалистические идеи даосизма на небо и природу были во многом воспринятыСюнь-цзы (около 298-238 гг. до н.э.). Движение в природе, по Сюнь-цзы,происходит естественно. Согласно дао, это движение «обладает постоянством»,совершается независимо от воли людей. «Первоначально небо и земля были такимиже, как в наши дни». «То, что происходило тысячу лет назад, непременновозвращается». «Небо имеет определенные законы». Если следовать дао и недопускать произвола, то небо не может повлечь бедствия, утверждает Сюнь-цзы.
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.
 Социальныеэтические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев.Одно из главных мест в социально-политических и этических воззренияхдревнекитайских мыслителей занимает проблема умиротворения общества иэффективного управления государством. Иллюзии рядовых общинников о возможностивозврата к родопатриархальным социальным отношениям нашли свое яркое выражениев трактате «Дао дэ цзин». По мнению его автора, Лао-цзы, причина всехсоциальных противоречий заключена в нарушении естественного закона дао вобществе. Вместо естественного дао люди создали человеческое дао, котороеслужит интересам богатых, причиняет зло бедным. Лао-цзы призывает отказаться отчеловеческого дао и действовать согласно естественному дао. Когда люди будутжить согласно естественным законам, общество будет избавлено от социальныхпороков.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.
 Вдревнекитайском обществе в силу устойчивости кровнородственной общины(патронимии) человек рассматривается как частица общины, рода, клана. Поэтомупри рассмотрении природы человека древнекитайские мыслители брали в качествеобъекта не индивида, а некую абстракцию «человека вообще». Однако и в Китае помере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутриобщины шел процесс выделения человека как индивида: он постепенно становилсяпредметом размышления философов.
 Взглядысторонников даосизма не природу человека вытекают из их учения о первозаконе.Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни – вследовании естественности и неделимости. Нарушение требований дао ведет к«затмению» природы человека, проявлению злых наклонностей и действий. Даосистыне отрицают значение совершенствования природы человека, признававшее вниманиеокружающей среды на человека и его природу, но главную свою задачу они видели втом, чтобы стремиться от влияния окружающего общества, которую они считалипагубным и неисправимым. Особенный упор на это делал Чжуан-цзы. Он полагал, чточеловек возник «вследствие изменений». В годы, отведенные ему природой, человекподвержен переменам, как все сущее, однако перемены эти происходят так быстро,что нет возможности противостоять им. Чжуан-цзы считал, что природа человека иокружающий мир вследствие своей бесконечности и скоротечности изменчивостинепознаваемы. Природа человека – в естественности, жизнь – в не деянии.Поэтому, по Чжуан-цзы, кто чрезмерно нравственен, тот «затемняет» природувещей, чтобы добиться славы и величия. «Человек, низкий для неба, [выглядит]благородным среди людей. Человек, благородный для неба, [выглядит] ничтоженсреди людей.
ПРИРОДА ЗНАНИЯ И ЛОГИЧНОСТЬ ИДЕЙ.
 Человеческоесознание, мышление в китайской философии стали предметом специальногоисследования лишь в конце IVв. до н.э. До этого времени по вопросу о природемышления имелись лишь отдельные высказывания. Вопросы о знании и его источникесводился в основном к изучению древних книг, заимствования опыта предков.Древнекитайских мыслителей не интересовала понятийно-логическая основа знания.Это видно даже по характеру ранних произведений китайских мыслителей, которыестрадали отсутствием логической последовательности.
 Даосистыв области теории познания занимали очень непоследовательную позицию, в сущностиблизкую к объективному идеализму. Так, признавая объективность мира, отрицаяБога и волю неба, они все же в конце концов объявляли идеальное, извечное,неизменное дао «началом неба и земли», «матерью всех вещей». Даосисты отрицалироль чувственных знаний, требовавших ухода из жизни от активной деятельности.Их главный принцип в познании: «Не выходя со двора, можно познать мир. Невыглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньшепознаешь. Поэтому совершенно мудрый не ходит, но познает…». По их мнению,познание не имеет значения и, чес больше человек знает, тем дальше он уходит отистинного дао. Чжуан-цзы довел до крайности эти стороны учения Лао-цзы и пришелк абсолютному релятивизму, отрицающему существование грани между истиной иложью. «Вследствие того, что существует  неправда; и наоборот». Главный тезисЧжуан-цзы в вопросе о достижении истины: «Прогоните мудрецов и отрекитесь отзнания», «не уясняй истины и лжи». Отрицая возможность достижения истины впознании, он выступал против споров как метода достижения истины.
«ДАО ДЭ ЦЗИН»
 «Даодэ цзин» — небольшой по объему древний памятник, занимает особое место вистории китайской мысли. Основная идея этого произведения – идея о даопослужила одним из узловых пунктов борьбы различных идейных течений напротяжении многих веков. У основоположника даосизма Лао-цзы дао рассматриваетсяс материалистических позиций как естественный путь вещей, не допускающийкакого-либо внешнего вмешательства. У поздних даосистов дао трактуется как«небесная воля», «чистом небытие» и т.д. Спор как об идейном содержании «Дао дэцзин», так и о его авторе продолжается вплоть до наших дней. «Дао дэ цзин»традицией приписывают Лао-цзы (VI-Vвв. до н.э.), потому трактат и называетсяего именем. В связи с тем что ныне существующий «Дао дэ цзин» носит отпечаткиболее позднего времени, некоторые собрания китайских ученых выдвинулипредположение о том, что этот памятник был создан, вероятно, в эпоху Чжанью(IV-IIIвв. до н.э.) и отношения к Лао-цзын не имеет. Существует большоеколичество комментариев к «Дао дэ цзин». Он был переведен на ряд европейскихязыков. В 1950г. был переведен на русский язык.
Учениядаосизма и конфуцианства оказали определяющее влияние на культуру китайцев и визмененном виде составляют и сегодняшний арсенал философских традиций.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bolshe.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.