Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и система источников муниципального права. Европейская Хартия местного самоуправления

1. Понятие и система источниковмуниципального права
 
Понятие «источникмуниципального права» основывается на общем понятии источника права,определяемом как форма выражения права. Нормы муниципального права, как и иныеправовые нормы, устанавливаются, изменяются, а также отменяются в определенныхформах, которые придают содержащимся в них положениям и правилам официальноеобщеобязательное значение. Таким образом, источники муниципального права — этоисходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения изакрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.
Источникам муниципальногоправа присуще те же признаки, что и источникам права вообще. Это, во-первых,нормативный характер содержащихся в них предписаний и, во-вторых,обязательность для исполнения, которая обеспечивается средствамигосударственного воздействия.
Своеобразие источниковмуниципального права проявляется, прежде всего, в том, что они связаны сорганизацией и функционированием местного самоуправления как формыосуществления народом своей власти на местном (муниципальном) уровне,посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решаетвопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.
Источники муниципальногоправа устанавливают государственные и международные гарантии осуществленияместного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лицместного самоуправления перед населением и государством. Ими определяетсяправотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления,а также населения, от которых исходят муниципальные правовые акты.
Источники муниципальногоправа характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия.Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муниципального права содержатся вправовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти вгосударстве, обладающих разной юридической силой.
Характеризуя источникимуниципального права, следует отметить усиливающуюся в последние годы рольтакого вида источников, как общепризнанные принципы и нормы международногоправа, международные договоры Российской Федерации. Федеральный закон 2003 г.об общих принципах организации местного самоуправления, определяя правовуюоснову местного самоуправления, начинает перечисление правовых актов, еесоставляющих, с международных источников местного самоуправления.
Можно выделить четыре группы источников муниципального права с учетомразличных уровней правового регулирования муниципальных отношений.
Кнормативно — правовым актам первого уровня относятся общепризнанные принципы инормы международного права, международные договоры РФ, например ЕвропейскаяХартия местного самоуправления от 15.10.85 г., ратифицированная ФедеральнымЗаконом РФ от 11.04.98 г. № 55-ФЗ.
Ко второму уровнюотносятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это,прежде всего Конституция РФ — главный источник муниципального права. В нейсодержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местногосамоуправления, гарантии прав местного самоуправления.
Конституционные нормыобладают верховенством и высшей юридической силой в отношении всех иныхзаконодательных актов. При этом Конституция Российской Федерации не толькопредставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важныеобщественные отношения, но и является императивом, стоящим над государством изаконом и защищающим «справедливый порядок государства.
Закрепленное вКонституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямомдействии основного закона Российского государства означает, что все конституционныенормы, в том числе и по вопросам организации местного самоуправления, имеютверховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды приразбирательствеконфетных судебных дел по искам о признании недействительными нарушающих праваместного самоуправления актов органов государственной власти игосударственныхдолжностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественныхобъединений, должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Значение Конституции какисточника муниципального права состоит в том, что она:
— придает институтуместного самоуправления статус одной из основ конституционного строя, закрепляяпостулат о том, что органы местного самоуправления являются формойосуществления народом своей власти, формой реализации его суверенитета. Такимобразом определена природа и «естественный» характер местногосамоуправления в нашем государстве;
— выделяет дваосновополагающих принципа местного самоуправления: самостоятельность в пределахсвоих полномочий и «невключенность» в систему органов государственнойвласти;
— очерчивает рамкикомпетенции местного самоуправления, закрепляя перечень основных вопросовместного значения;
— определяет основные гарантииместного самоуправления.
К следующему подуровнюотносятся федеральные законы, содержащие нормы муниципального права. Важнейшийиз них — Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации». Указанный Закон содержитнормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых приправовом регулировании муниципальных отношений.
Значение этого подуровнясостоит в следующем:
— детализирует,конкретизирует положения, содержащиеся в Конституции РФ;
— определяет понятие ипринципы местного самоуправления в РФ, предметы ведения РФ, субъектов федерациии органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления местногосамоуправления в РФ, территориальные и финансово-экономические основы местногосамоуправления, гарантии осуществления местного самоуправления иответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, регулируетпрочие вопросы;
— создает возможность длядальнейшего правового регулирования указанных отношений на региональном уровне.
К третьему подуровнюотносятся иные федеральные нормативно-правовые акты. Источниками муниципальногоправа являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащиемуниципально-правовые нормы (например, Указ от 22 октября 1998 г. «ОКонгрессе муниципальных образований Российской Федерации», постановлениеПравительства РФ от 11 ноября 2002 г. «Об организации и проведении торговпо продаже находящихся в государственной или муниципальной собственностиземельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков»).
Нормы муниципального права могут содержаться в нормативных правовых актахдругих федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера можнопривести Указания о порядке применения бюджетной классификации РоссийскойФедерации, утвержденные приказом Минфина России от 11 декабря 2002 г., которымируководствуются муниципальные образования при составлении и исполнении своихбюджетов.
Особым видом источников муниципального права являются решения КонституционногоСуда РФ (например, постановление от 30 мая 1996 г. № 13-П по делу о проверкеконституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального законаот 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»).
Третий уровень источниковсоставляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственнойвласти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектовФедерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальнойслужбе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в этугруппу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторови др.), постановления законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов, акты правительств, других органовисполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются,изменяются или отменяются нормы муниципального права.
Данные источники:
— применительно кспецифике конкретного региона развивают и дополняют соответствующие положенияКонституции и федерального законодательства;
— создают возможность длядальнейшего правового регулирования отношений местного самоуправления налокальном уровне.
Источниками четвертогоуровня выступают так называемые муниципальные правовые акты. Муниципальныйправовой акт — письменный документ, принятый населением муниципальногообразования непосредственно, органом местного самоуправления и (или)должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросамосуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,обязательный для исполнения всеми субъектами права на территории
муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательныеправила или имеющий индивидуальный характер.
Для комплекснойхарактеристики муниципальных правовых актов существенное значение имеет ихклассификация по следующим основаниям: характеру правовых предписаний,содержащихся в муниципальных правовых актах; отраслевой принадлежности;содержанию (тематическому признаку); признаку первичности правовогорегулирования; функциональному назначению; наименованию; форме нормотворчества;инициатору принятия; предметам ведения; порядку принятия; действию во времени,в пространстве и по кругу лиц.
Речь идет о нормативныхустановлениях, регулирующих общественные отношения в сфере местногосамоуправления и исходящих от самого населения муниципальных образований иорганов местного самоуправления. Сюда входят муниципальные правовые акты,принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований,органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:
— уставы муниципальныхобразований;
— общеобязательныеправила по предметам ведения муниципального образования;
— решения, принимаемыенепосредственно населением на местном референдуме, собрании (сходе) граждан;
— решенияпредставительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядокуправления и распоряжения муниципальной собственностью,
— решения, принимаемыеисполнительными органами местного самоуправления;
— решения, принимаемыевыборными должностными лицами местного самоуправления.
Важнейшим такого родаактом является устав муниципального образования, являющийся по сути малойконституцией сообщества граждан, который разрабатывается муниципальнымобразованием самостоятельно и принимается либо представительным органомместного самоуправления, либо населением непосредственно.
Устав муниципальногообразования принимается в обязательном порядке и подлежит государственнойрегистрации. Он должен соответствовать Конституции Российской Федерации,законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации. В случаепротиворечия положений устава муниципального образования положениям указанныхнормативно-правовых актов в его регистрации может быть отказано.
Источники муниципальногоправа можно также классифицировать и по другим основаниям: по юридической силе(уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципальногоправа, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства идругих факторов); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этихисточниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты,касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами,определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований ит. д.); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает населениемуниципального образования, и акты, которые принимают органы местногосамоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местногосамоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.
Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай.Это обусловлено, прежде всего, тем, что организация и деятельность местногосамоуправления осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций,представляющих собой разновидность обычаев.
Признание обычая как традиционно сложившегося и широко применяемогоправила поведения содержит Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ«О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», которыйпредусматривает, что общины и иные формы общественного самоуправления создаютсяв целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционногообраза жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и что органы местногосамоуправления обеспечивают права малочисленных народов на защиту исконнойсреды их обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.
Определение обычая коренных малочисленных народов как правила ведениятрадиционного природопользования и традиционного образа жизни дает Федеральныйзакон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользованиякоренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (ред.от 03.12.2008 N 250-ФЗ).
Особоеместо среди источников муниципального права занимают договоры, которые могутзаключать между собой муниципальные образования, а также муниципальныеобразования и другие субъекты права.
Федеральныйзакон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» расширил практику договорных отношений в системеместного самоуправления. Так, договоры и соглашения могут заключаться органамиместного самоуправления в целях развития межмуниципального сотрудничества, атакже международных и внешнеэкономических связей. Органы местногосамоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района,могут заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципальногорайона о передаче им осуществления части своих полномочий.
 
2.Европейская Хартия местного самоуправления. Конституция России, федеральноезаконодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, уставымуниципальных образований, акты органов местного самоуправления
 
Важнейшиммеждународно-правовым актом по вопросам местного самоуправления являетсяЕвропейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября1985года по инициативе Постоянной Конференции местных и региональныхорганов власти в Европе. Хартия устанавливает важнейшие принципы организацииместного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления.
ЗначениеХартии как источника муниципального права состоит в следующем:
— устанавливает и закрепляет общепризнанные принципы существования местногосамоуправления в политико-правовой системе государств;
— определяет минимальные гарантии местного самоуправления, требуемые от органовгосударственной власти;
— имеет приоритет перед национальным правом.
Хартиясостоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле местное самоуправлениеобъявляется в качестве одной из основ конституционного строя любогодемократического государства, а его развитие представляется как вклад впостроение единой Европы, основанной на принципах демократии и права. Перваячасть Хартии посвящена законодательному закреплению основ местногосамоуправления. В этой главе закрепляются гарантии самостоятельности и защитыместного самоуправления, порядок реализации органами местного самоуправлениясвоих полномочий, источники финансирования местного самоуправления, вопросысудебной защиты прав местного самоуправления. Во второй главе Хартииустанавливаются обязательства государств, ее подписавших. Государство обязуетсясоблюдать не менее двадцати пунктов первой части Хартии. Часть III Хартииустанавливает порядок подписания, ратификация и вступления в силу Хартии.
Длярешения международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европесоздан Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуруорганов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных органоввласти и Палаты регионов. Заседания Конгресса проводятся один раз в год воДворце Европы в Страсбурге. Конгресс является совещательныморганом,а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация являетсячленом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие вработе Конгресса местных и региональных органов власти Европы.
Хартиябыла ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15Конституции РФ стала составной частью правовой системы Российской Федерации.Вместе с тем следует иметь в виду, что Конституция РФ и федеральные законызакрепляют более высокий, чем предусмотрено международными обязательствамиРоссии, уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления.
Этообстоятельство дало Конституционному Суду РФ основание признать отдельные нормыУстава (Основного закона) Курской области, которые по существу воспроизводилиположения пп. 2 и 3 ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления (в них шларечь о государственном контроле за деятельностью органов местногосамоуправления), не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой онисоздают возможность произвольного расширения пределов государственного контроляза деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросовместного значения.
КонституцияРФ, закрепившая право населения на местное самоуправление и местноесамоуправление как одну из основ конституционного строя, в гл. 8 «Местноесамоуправление» регулирует главнейшие требования к его построению ифункционированию.
Местноесамоуправление рассматривается в главе 8 Конституции в обобщенном виде какправо населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, навладение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (ст.130ч.1) в городских, сельских поселениях, на иных территориях (ст.131 ч.1),осуществляемое непосредственно или через органы местного самоуправления (ст.130ч.2). Данное общее право включает в себя более конкретные права населения,граждан и органов местного самоуправления:
— право населения на самостоятельное определение структуры органов местногосамоуправления (ст.131 ч.1 предлож.2);
— правонаселения на выражение мнения, подлежащего обязательному учету, по вопросуизменения границ территорий местного самоуправления (ст.131 ч.2);
— право на судебную защиту (ст.133), конкретизированное в Федеральномзаконе о местном самоуправлении как право граждан, проживающих на территориимуниципального образования, и органов (должностных лиц) местного самоуправления(ст.46);
— право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,принятых органами государственной власти (ст.133).
ОдновременноКонституцией РФ установлены и другие основополагающие принципы местногосамоуправления, в частности, обязанность органов местного самоуправлениясоблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15); смысл деятельности местногосамоуправления — содействие осуществлению и реализации прав и свобод человека игражданина (ст. 18); отделение органов местного самоуправления от органовгосударственной власти (ст. 12).
Признаваяи гарантируя местное самоуправление (ст.3 п.2), Конституциявыступила в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становленияи развития новой системы местного самоуправления. Тем самым на конституционномуровне впервые закреплено существование независимой от государствасистемы власти народа для решения вопросов местного значения.
Такимобразом, на основании проанализированных конституционных норм можно сделатьвывод о том, что право на местное самоуправление является конституционнымправом граждан и населения, хотя в его обобщенном виде и не закрепляется вовторой главе Конституции Российской Федерации.
Признаниеместного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строяпредполагает установление децентрализованной системы управления, закреплениеиных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основвзаимоотношений федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской федерации и органов местногосамоуправления.
Темсамым, Конституция определила местное самоуправление как одну изсамостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищаяэкономическую основу самоуправления — муниципальную собственность равнымобразом с государственной, частной и иными формами собственности.
КонституцияРоссийской федерации не дает однозначного ответа на вопрос о территориальныхосновах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции РоссийскойФедерации «местное самоуправление осуществляется в городских, сельскихпоселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местныхтрадиций". Конституция Российской Федерации, таким образом, несвязывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления садминистративно-территориальным устройством. Вместе с тем она не исключаетвозможности такого решения вопроса территориальной основы местногосамоуправления.
Местноесамоуправление осуществляется на всей территории РФ. Кроме того, данная нормаявляется еще одним подтверждением тезиса о том, что местное самоуправлениеявляется одной из форм власти народа России: из данной нормы следует, что всовокупности лица, в той или иной форме осуществляющие местное самоуправление,составляют народ Российской Федерации.
Всистему законодательного обеспечения местного самоуправления входят федеральныеконституционные законы, Федеральный закон Российской Федерации „Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ“ от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ и иные федеральные законы.
Вразвитие положения об осуществлении местного самоуправления на всей территорииРоссийской Федерации Федеральный закон „Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ“ зафиксировал возможность существования различныхмуниципальных образований — городских, сельских поселений, муниципальныхрайонов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения,а также установил компетенцию каждого из них.
Егонормами закрепляются не только полномочия органов государственной властиРоссийской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления иперечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальныхобразований, но и основы деятельности местного самоуправления, формы прямоговолеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления,государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Вместес тем Федеральный закон 2003 г. внес существенные коррективы в сложившуюсяорганизационно-территориальную структуру местного самоуправления, установив:
а)единообразную территориальную организацию местного самоуправления во всехсубъектах Федерации (за исключением городов федерального значения);
б)дифференциацию предметов ведения, объектов муниципальной собственностимуниципальных образований в зависимости от их вида и статуса;
в) перечень обязательных органов местного самоуправления, формируемых в каждоммуниципальном образовании;
г)формы межмуниципального сотрудничества и т. д.
Конкретизацияправовых основ деятельности муниципальных органов в отдельных сферахжизнедеятельности общества и государства определяется в иных федеральныхзаконах, например «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об образовании»,«О государственной социальной помощи».
Дляэкономической основы местного самоуправления особое значение имеют Налоговый,Бюджетный, Гражданский кодексы РФ.
Гражданскийкодекс содержит положения о муниципальной собственности и др.; Налоговый кодекссодержит положения о местных налогах и др.; Бюджетный кодекс содержит положенияо бюджетном процессе в муниципальных образованиях и др.; Земельный кодексопределяет полномочия органов местного самоуправления в области земельныхотношений и др.
Среди актовфедерального уровня особое место принадлежит решениям судебных органов.Традиционно судебный прецедент не считался в России источником права. Однако внастоящее время постановления и определения Конституционного Суда РФ играютважную роль, т.к. благодаря им, прежде всего, преодолеваются различные правовыеколлизии в организации местного самоуправления, связанные с принятиемнормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ. Необходимо иметь ввиду, что официальное, формально-юридическое отношение к судебной практикеостается пока прежним: формально она не признается источником российскогоправа. Однако можно говорить о радикальном изменении отношения ученых ипрактиков к этому дискуссионному вопросу: прецедент и в целом судебная практикав качестве источника права получают все более широкое признание.
Достаточноширокой компетенцией в сфере местного самоуправления обладают субъекты РФ.Основные вопросы местного самоуправления регулируются ими в конституциях иуставах. Поскольку детализация таких положений в названных актах невозможна и(или) неодинакова по субъектам РФ, то немалая «нагрузка» правовогорегулирования приходится на законы субъектов РФ.
Взначительной степени это касается вопросов экономической основы местногосамоуправления, которая в настоящий момент недостаточна для самостоятельногофункционирования. Так, Федеральный закон Российской Федерации „Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ“ в ст. ст. 60 — 61 указываетна необходимость принятия законов субъектов РФ, регулирующих вопросывыравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Уставымуниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходахграждан, и иные муниципальные правовые акты также составляют правовую основу местногосамоуправления.
Средилокальных нормативных актов, являющихся источниками муниципального права, напервом месте стоит Устав муниципального образования.
Устав- это документ комплексного характера, наиболее полно отражающий правовойстатус муниципальных образований. Устав имеет сложную юридическую природу. Содной стороны, он носит локальный характер:
— создается на основе федерального и регионального законодательства;
— недолжен противоречить федеральному и региональному законодательству;
— действует только на территории соответствующего муниципального образования.
Сдругой стороны, это:
— документ высшей юридической силы на данной территории;
— вседругие муниципальные нормативно-правовые акты принимаются на его основе и воего исполнение;
— вседругие акты не могут ему противоречить под страхом признания недействительными.
Уставмуниципального образования принимается на референдуме непосредственнонаселением или выборным представительным органом местного самоуправления. Уставпроходит государственную регистрацию либо в органах юстиции, либо в высшемзаконодательном органе субъекта федерации.
Взависимости от своих юридических свойств правовые акты органов и должностныхлиц местного самоуправления подразделяются на нормативные акты, т.е. содержащиеобщие правила поведения и индивидуальные акты.
Правовыеакты представительных органов местного самоуправления именуются решениями.Порядок их принятия и вступления в силу устанавливаются в уставе муниципальногообразования. В этих актах традиционно определятся кворумы для принятия решенийи для преодоления «вето» главы муниципального образования.
Руководительисполнительного органа местного самоуправления (глава администрации), а такжеглава муниципального образования (если такая должность предусмотрена в уставемуниципального образования) в пределах своих полномочий издают постановления ираспоряжения.
Вформе постановления издаются акты, имеющие нормативное содержание,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а такжесвязанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития,охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности ифинансовых ресурсов.
Правовыеакты иных органов и должностных лиц местного самоуправления определяются, какправило, соответствующими положениями об этих органах. Обычно руководителиструктурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления(администрации) издают по вопросам своего ведения приказы.
Правовыеакты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отмененыэтими органами и должностными лицами либо признаны недействительными по решениюсуда.

Библиографическийсписок литературы
 
1.     Конституция РФ.
2.     Федеральный законРоссийской Федерации „Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ“ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от10.06.2008 N 77-ФЗ).
3.     Бялкина Т.М. Осистемности законодательного регулирования местного самоуправления. //«Журналроссийского права». – 2002. — №4.- С.16.
4.     Ивашкин В.А.Компетенция органов местного самоуправления. // Журнал «Местная власть». –2003.- №4. — С. 22-24.
5.     КомментарийкКонституции РФ (постатейный). / Под общей ред. Э.П. Григониса. — СПб.: Питер,2002.
6.     Кутафин О.Е.,Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
7.     Марченко М.Н.Источники права. М., 2005.
8.     Постатейныйкомментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации.»/ под ред. В.И. Шкатуллы. — М.: ЗАОЮстицинформ, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :