Реферат по предмету "Государство и право"


Семейно-бытовые преступления

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Общее право»
по теме: Семейно-бытовыепреступления
 

Содержание
 
1. Обязанности участкового уполномоченного милиции поохране общественного порядка и общественной безопасности
2. Методы и способы реализации профилактических мероприятийпо недопущению правонарушений и преступлений, совершаемых в сфересемейно-бытовых отношений
3. Порядок наложения административного наказания
Список использованных источников
 

1. Обязанности участкового уполномоченного милиции по охране общественногопорядка и общественной безопасности
 
Важнейшая роль в решениипроблемы борьбы с преступностью отводится институту участковых уполномоченныхмилиции, который на всем протяжении своего развития занимал и занимает важноеместо в системе органов внутренних дел. Данный институт является полномочнымпредставителем государства, его следует рассматривать как социально-правовой институт,а самих участковых уполномоченных милиции – авангардом милиции общественнойбезопасности, защищающей права и свободы граждан от преступных посягательств.
Участковый уполномоченныйявляется представителем милиции общественной безопасности, выполняющимвозложенные на него задачи по борьбе с преступностью, охране общественногопорядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории,обслуживаемой органом внутренний дел.
Работа участковыхуполномоченных милиции – это многогранная деятельность, основанная насоблюдении законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Ими определеныполномочия сотрудников этой службы, поставлены цели и задачи, а также функциипо реализации возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка ипрофилактике правонарушений.
Деятельность участковыхуполномоченных милиции строится в соответствии с принципами постоянной связи снаселением обслуживаемого административного участка, чуткого и внимательногоотношения к обращениям граждан, гласности в работе, строгого соблюдениязаконности.
Решая свои задачи,участковые уполномоченные милиции существенно влияют на формированиеобщественного мнения об органах правопорядка, укрепляют доверие населения кмилиции. Деятельность участковых уполномоченных протекает в непосредственнойсвязи с населением, в постоянном общении с ним. Контакты с населением настолькомногообразны и широки, что выходят за рамки вопросов борьбы с преступностью иобеспечения общественного порядка.
Сначала этого года участковыми раскрыто более четверти всех совершенныхпреступлений, разыскано около 16 тыс. лиц, скрывающихся от органов следствия исуда, выявлено более 1,5 млн. нарушений правил регистрации учета.
«Вгородах и населенных пунктах, в степных станицах, высокогорных селениях,таежных поселках нашей страны сегодня несут свою нелегкую службу более 50 тыс.участковых уполномоченных милиции. И где бы ни трудился участковый, егокаждодневная работа сложна и многогранна. С одной стороны, постоянная инепрерывная борьба с опасными противоправными проявлениями, требующая мужестваи профессионального мастерства. С другой стороны — забота о людях, которыеживут и работают рядом», — сказал в своем выступлении, подводя итоги Всероссийского конкурса профессиональногомастерства участковых уполномоченных милиции на звание «Лучший по профессии»,первый заместитель Министра внутренних дел России Александр Чекалин.
В деятельностиучастковых инспекторов осуществлен принцип максимальной приближенности милициик населению. Это позволяет хорошо знать обстановку, быстро, оперативнореагировать на всякого рода отступления от нормы нашей жизни, опираться вработе на помощь и поддержку земляков.
Деятельность участковогоуполномоченного оценивается по результатам участия в охране общественногопорядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждения преступлений иадминистративных правонарушений, раскрытия преступлений, оказания помощигражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов,состояния законности, учетно-регистрационной и исполнительной дисциплины, складывающейсяоперативной обстановки на участке и принимаемых мерах по её нормализации, привлеченияграждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительныхотношений с ними.
Профессионализмучасткового уполномоченного милиции определяется по умению работать с людьми,правильному использованию знаний особенностей обслуживаемого административногоучастка и населения, проживающего на нем, опыта и специальной подготовки впрофилактике и раскрытии преступлений, предупреждении иных правонарушений.
 В отличие от сотрудниковиного подразделения (криминальной милиции либо аппаратов по борьбе сорганизованной преступностью), решающих, как правило, лишь специальные задачиОВД, участковые уполномоченные работают по всем направлениям их деятельности.Кроме того, обязаны оказывать содействие должностным лицам другихгосударственных органов: органам ФСБ, таможенным органам, учреждениямздравоохранения, ветеринарного надзора, природоохранительным органам, а такжедепутатам. Отсюда вытекает комплексность и многофункциональность деятельностиучастковых уполномоченных. В этом главная особенность данного института.
Из этого следует, чтозадачами участкового уполномоченного является[1]:
·    охранаобщественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
·    предупреждениепреступлений и административных правонарушений;
·    раскрытиепреступлений;
·    оказание помощигражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;
·    контроль засостоянием законности, учетно-регистрационной и исполнительной дисциплины на вверенномучастке;
·    контроль заоперативной обстановкой на вверенном участке и принятие мер по её нормализации;
·    привлечениеграждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительных отношенийс ними.
Названными задачамипредопределяются функции и основные направления деятельности участковыхуполномоченных милиции.
Внастоящее время основными обязанностями участковых по охране общественногопорядка является[2]:
·    Обеспечениеохраны общественного порядка на территории административного участка.
·    Осуществлениерегулярного обхода административного участка, проверки подъездов домов,чердачных и подвальных помещений, пустующих и подлежащих сносу строений с цельювыявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечениепреступлений и других правонарушений.
·    Обеспечениевзаимодействия с общественными объединениями правоохранительной направленности,участвующими в охране общественного порядка.
При выполнении функцииорганизации и осуществления охраны общественного порядка необходимо, преждевсего, исходить из того, что участковый уполномоченный является основнойфигурой организации охраны общественного порядка на закрепленном участке. Ондолжен не только взаимодействовать с патрульно-постовыми нарядами милиции,дружинами, иными силами общественности, осуществлять с ними регулярноепатрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать ихдеятельность, но координировать усилия всех сил, которые участвуют в охранепорядка на обслуживаемом участке.
Участковый уполномоченныйпостоянно докладывает руководству и дежурному по ОВД об изменении криминогеннойобстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульныхнарядов милиции, при необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствии– дежурным по ОВД, осуществляет маневрирование нарядами на территории своегоучастка. Эти функции во многих ГРОВД стали особенно широко проявляться привведении в последнее время принципа «патрульных участков» («зонответственности») при организации охраны общественного порядка. Практикапоказывает, что во многих местах начальниками (старшими) патрульных участков,зон ответственности назначаются старшие участковые или участковыеуполномоченные милиции.
Мероприятия по охранеобщественного порядка включают в себя и другие функции, в частности,общепредупредительную деятельность участкового уполномоченного – этовыступления, лекции на правовые темы на сходах граждан, в школах; проведение вобщественных пунктах охраны порядка бесед с лицами, допускающими правонарушенияв сфере семейно-бытовых отношений; оставление на транспортных средствах,находящихся вне гаражей и платных стоянок, памяток с текстом профилактическогосодержания и т.д.
2. Методы и способы реализации профилактических мероприятий по недопущениюправонарушений и преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений
 
В последниегоды все большее внимание общественности и правоохранительных органовпривлекает насильственная преступность в семье, представляющая собой одну изнаиболее распространенных и социально опасных форм агрессии, поскольку около 30-40%всех тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье. В стране с определеннымростом ежегодно регистрируется около 100 тысяч преступлений, предусмотренныхст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), более 50тысяч преступлений, предусмотренных ст. 115 УК РФ (умышленное причинениелегкого вреда здоровью), около 1000 преступлений по ч.1 ст. 112 УК РФ(умышленное причинении средней тяжести вреда здоровью), порядка 25 тысяч преступленийпо нанесению побоев (ст. 116 УК РФ).
Подбытовым преступлением в уголовном кодексе подразумеваются умышленные илинеосторожные действия, посягающие на жизнь, здоровье, честь, достоинство исвободу личности, совершаемые в результате конфликтов между лицами, состоящимив брачно-семейных, родственных, дружеских, интимных или соседских отношениях,по личным неприязненным мотивам в сфере семейного или общественного быта.
Бытоваяпреступность существовала всегда. Но за последние два десятилетия в странепроизошли многие изменения, которые привели к росту бытовой преступности. Ееистоки — в снижении жизненного уровня основной части населения, жилищных трудностях,безработице, недостатке человеческой культуры и, в первую очередь, в алкоголизме.Более половины бытовых преступлений происходит в нетрезвом состоянии. Бытовыепреступления «привязаны» к календарю – самый ощутимый «скачок» приходится нановогодние и майские праздники. Связано это с продолжительным пьянством исвязанными с ними семейными скандалами.
Семейно-бытовыеконфликты относятся к числу сложных социальных проблем, так как у органоввнутренних дел отсутствуют действенные меры для их профилактики. Большая частьнасильственных преступлений в семье рассматривается окружающими как сугуболичное дело, поэтому многие факты просто не предаются огласке, хотя не проходити дня, чтобы на территории страны не совершалось тяжких бытовых преступлений.
Наиболеераспространенными бытовыми преступлениями являются умышленное причинениелегкого вреда здоровью или побоев. Данные преступления относятся к категориидел частного обвинения, то есть необходимо обращение потерпевшего с заявлениемв мировой суд или милицию. Однако зачастую после подачи такого заявления имстановится жалко своих обидчиков, и виновное лицо избегает уголовнойответственности в связи с примирением сторон. Такие преступления опасны еще и тем,что потерпевшими от насильственных проявлений, как правило, являются дети, престарелые,инвалиды, женщины, не способные защитить себя вследствие зависимого положения всемье. Существует немало примеров, когда о развивающихся семейно-бытовыхконфликтах, враждебных отношениях между родственниками, знакомыми своевременноинформации в органы внутренних дел не поступала. В одних случаях нравственныесоображения удерживают потерпевших, их родственников, близких, знакомых и иныхосведомленных лиц от информирования сотрудников милиции об обостренииконфликтов, в других — этому мешает уверенность потерпевших в возможностипреодоления конфликта своими силами, неверие в трагическую развязку. В большинствеслучаев тяжкие бытовые преступления совершаются мужчинами, 10,8% — женщинами. Чаще всегоорудием причинения телесных повреждений является холодное оружие (37,7%), огнестрельноеоружие — 1,2%. На особом контроле в органах внутренних дел находится организация работыпо пресечению фактов истязаний (ст.117 УК РФ). Количество таких преступленийежегодно возрастает.
Особеннопагубное влияние насилие в семье оказывает на детей, наносит им серьезныепсихические и нравственные травмы, нередко порождая тем самым цепную реакциюпротивоправного поведения. В предупреждении преступлений в отношении женщин у правоохранительныхорганов возникает ряд проблем, уголовные дела о причинении легкого вредаздоровью и нанесении побоев в соответствии с Российским законодательством являютсяделами частного обвинения. Данные дела рассматриваются мировыми судьями и предусматриваютпримирительную процедуру. Потерпевший непосредственно возбуждает уголовное делочастного обвинения, самостоятельно собирает доказательства и поддерживаетобвинение в суде. Мировой судья до удаления в совещательную комнату стремитсяпомирить потерпевшего с подсудимым, в большинстве случаев он достигает этойцели.
Состояниебытовой преступности напрямую зависит от деятельности милиции по еепредупреждению. Важная роль по профилактике бытовых преступлений противличности принадлежит участковым уполномоченным милиции, которые регулярноосуществляют поквартирный обход на обслуживаемой территории и уделяют особоевнимание образу жизни лиц, допускающих систематические правонарушения в сфересемейно-бытовых отношений. Помогают в профилактике бытовых преступлений и членынародных дружин.
Участковыйуполномоченный должен использовать в целях более полного изучения оперативнойобстановки на административном участке информацию, полученную в результатеобщения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений. В целяхвыявления, предупреждения и пресечения бытовых преступлений, он долженпринимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях,незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и впределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренныезаконодательством.
У входа в участковыйпункт милиции размещается информация с указанием дней и часов приема граждан,который производится не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходныхдней, а также номер телефона участкового уполномоченного милиции и дежурнойчасти ОВД. Дни и часы приема утверждаются начальником ОВД. При этомпредусматривается обязательное осуществление приема в течение недели, как вдневное, так и в вечернее время. В помещении участкового пункта милиции навидном и доступном для посетителей месте размещается книга отзывов ипредложений граждан.
Поступившие от населениясообщения о совершенных на административном участке бытовых преступленияхрегистрируются в Журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченныммилиции с последующей обязательной регистрацией в установленном порядкеобращений о совершении преступления в Книге учета заявлений и сообщений опреступлениях.
Важную роль впрофилактике бытовых преступлений играют оперативно-профилактические операции.Так в Ростовской области проводятся оперативно-профилактические операции «Быт»,«Рецидив», «Суррогат», «Семья», «Подросток»[3]. На учете в органахвнутренних дел края состоит около 50 тысяч граждан, из них 3500 — систематическидопускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. С 6 по 10 февраляна территории области была проведена оперативно-профилактическая операция«БЫТ». За время проведения операции осуществлена проверка более 15 тысячподучетных лиц, в том числе 3418 «семейных дебоширов», 4662 употребляющихспиртные напитки, 6685 несовершеннолетних и неблагополучных семей, состоящих научете в ОВД. Во время операции привлечено к административной ответственности3502 профилактируемых лица, из них 497 за семейные конфликты. В ходе проведениямероприятий на учет в ОВД поставлено 285 «семейных дебоширов», 435 граждан,злоупотребляющих спиртными напитками, 394 несовершеннолетних и неблагополучныхсемей, 122 притона для употребления спиртных напитков. У владельцев оружияизъято 131 единица огнестрельного оружия за нарушение правил хранения, крометого, выявлено и изъято 17 единиц незаконно хранящегося оружия. За данныеправонарушения наложено штрафов более 93 тыс. рублей. При проведенных проверкахизъято 407 литров этилового спирта и алкогольной продукции, наложено более 30 тысячрублей штрафных санкций.
Нетак давно был ужесточен спрос с участковых уполномоченных, в чьи функциональныеобязанности входит профилактика бытовых преступлений. В отношении каждогоучасткового, на обслуживаемой территории которого произошло бытовое убийство,сейчас обязательно назначается служебная проверка. К сожалению, этих мер недостаточно– и не по вине милиции. Ведь у органов внутренних дел нет действенныхинструментов воздействия на лиц, склонных к совершению бытовых преступлений. В деле профилактикиправонарушений, совершаемых алкоголиками, ситуация тоже непростая. Меры,которые мог бы применить милиционер для воздействия на них, нормативно не определены.Лечение теперь происходит только на добровольной основе.
3. Порядок наложения административного наказания
 
Задача: 26.06.2006 г. Волков и Бабкин распивали спиртные напитки в сквере.оскорбляли прохожих и приставали к ним. Находясь на дежурстве, участковыйуполномоченный составил административные протоколы о совершенииадминистративных правонарушений Волковым и Бабкиных, предусмотренных cт.20.l и20.20 КоАП РФ.
30.06.2006г. дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 20.1 КоАП РФ, былорассмотрено участковым уполномоченным и вынесено Постановление о наложенииадминистративного наказания в виде штрафа в размере 5 МРОТ на каждого.
30.06.2006г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.20 КоАП РФ, былорассмотрено начальником РОВД и вынесено Постановление о наложенииадминистративного наказания в виде штрафа в размере 10 МРОТ на каждого. Волкови Бабкин обратились в суд собжалованием Постановлений, т.к. считают,что наказание должно быть назначено в пределах одной санкции.
Вопросы:1. Каков порядок наложенияадминистративного наказания при совершении нескольких административныхнаказаний?
2.Дайте юридический анализ дела.
Ответ:При совершении нескольких административных правонарушенийнаказания назначаются согласно ст. 4.4 КоАП РФ, а именно:
1. При совершении лицом двух и болееадминистративных правонарушений административное наказание назначается закаждое совершенное административное правонарушение.
2. Если лицо совершило несколько административныхправонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом,должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
Дела об административныхправонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 рассматриваются:
·    начальникамитерриториальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД,их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, ихзаместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
·    начальникамилинейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, ихзаместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
·    начальникамидежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений)внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
·    старшимиучастковыми инспекторами, участковыми инспекторами — согласно п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
В данном случае дело по данномуправонарушению рассматривалось участковым инспектором.
Дела об административныхправонарушениях, предусмотренных ст. 20.20 КоАП, рассматриваются:
·    начальникамитерриториальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД,их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, ихзаместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
·    начальникамилинейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, ихзаместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;
·    начальникамидежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений)внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.
Дело рассматривалось начальником РОВД.
В данном случае применим п. 1 ст. 4.4КоАП и, следовательно, постановления вынесены верно.
 

Список использованных источников
 
1.   Конституция РФ от 12 декабря 1993года.
2.   Закон РФ « О милиции » от 18 апреля1993 года №4447-1 (с изменениями и дополнениями).
3.   Кодекс РФ Об административныхправонарушениях.
4.   Приказ МВД РФ от16 сентября 2002 года№ 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченныхмилиции» (в редакции Приказа МВД РФ от 03.05.2003 № 300).
5.   Административная деятельность органоввнутренних дел. Учебное пособие. Особенная часть./ Под общей редакциейпрофессора В.И. Попова, профессора А.Я.Минина, – М.: МосУ МВД России, 2005.
6.   Справочник участковогоуполномоченного милиции / Под общей редакцией А.А.Чекалина. – М.: Объединеннаяредакция МВД России, 2003.
7.   Бытовая преступность в Ростовскойобласти. Деятельность ОВД по профилактике бытовой преступности.// www.donland.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.