Реферат по предмету "Психология"


Ценностные ориентации у подростков

Введение
Подростковый период представляет наибольшие возможностидля определения условий и механизмов становления растущего человека какличности. Процесс формирования личности в этом возрасте не завершается. Весьэтот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихсяпсихологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишьначинают дальнейший путь своего развития.
Если рассматривать личность с точки зрениядиспозиционного подхода, то можно сказать, что ее внутреннюю сущностьсоставляет совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов, то есть черт,которые и определяют ее поведение. Именно от них зависит, как подросток будетпоступать в той или иной ситуации.

Особенности референтной группы
Одним из основных структурных компонентов формированияличности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутреннепринятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятиюусловий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностныеориентации для подростка служат опорными установками для принятия решений ирегуляции поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подросткаоказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для негоэталоном.
Подросток – еще не цельная зрелая личность, отдельные егочерты могут диссонировать. Неустойчивость, подвижность всей психической жизниподростка приводит к изменчивости представлений о себе, других людях.Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашемпрошлом опыте. В истории психологии отношение к понятию «представление» былонеоднозначным, что обуславливает необходимость его подробного рассмотрения внастоящее время.
Представление подростка о референтной группе, чьи нормы,установки и ценностные ориентации не только принимаются подростком во вниманиепри реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведенияличности. Именно в результате принятия норм и ценностей референтной группыподростком происходит гармоническое развитие его личности.
Вышеуказанные аспекты подтверждают тот факт, что проблемареферентных групп является значимой, особенно в подростковом возрасте, гделичность встает на новую ступень своего развития, что обусловило концептуальныйаппарат данного исследования.
Цель учебно-исследовательской работы: изучениеособенностей черт личности подростка, его представлений о референтной группе иих возможной взаимообусловленности.
Согласно цели исследования, были использованы следующиеметодики: 1). «Двенадцати факторный личностный опросник» (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан(детский вариант), 2). Внешнегрупповая референтометрия (Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко), «Ценностные ориентации» (Рокич).
Вначале, логика исследования была направлена на изучениечерт личности подростка: нами были изучены 11 шкал черт личности подростка. Врезультате, были выявлены наиболее выраженные шкалы у испытуемых: эмоциональнаяустойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость,совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения. Далеелогика исследования представляла поиск возможных причин в определенных чертахличности подростка, в том числе, по степени выраженности (акцентуант – неакцентуант).
На следующем этапе, в результате изучения референтныхгрупп и внутригрупповых подгрупп, были определены основные представленияподростков о подгруппах: родственники, сверстники, идеальный образ – герой.
Так, при изучении личностных черт подростков и ихпредставлений о референтных группах было выявлено:
1) подростки, определяющие своей референтной группойродственников (и в первую очередь – родители), 22 чел. (91%), наделены чертами:эмоциональная устойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,беспечность-озабоченность, напряженность-расслабленность, нежность-жесткость,совестливость-недобросовестность, высокий-низкий самоконтроль поведения; ярковыраженными чертами характера (акцентуанты) обладают 11 чел. (46%), проявлениемхарактера в пределах нормы – 11 чел. (46%);
2) подростки, определяющие своей референтной группойсверстников 15 чел. (63%) наделены чертами: эмоциональнаяустойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,беспечность-озабоченность, высокая совестливость-недобросовестностьнапряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтрольповедения; из них акцентуанты 7 (29%)– не акцентуанты 8 (33%);
3) подростки, определяющие своей референтной группой«идеальный образ – герой» 4 чел.(15%) — наделены чертами: эмоциональнаяустойчивость-неустойчивость, напористость-зависимость,совестливость-недобросовестность, беспечность-озабоченность,напряженность-расслабленность, нежность-жесткость, высокий-низкий самоконтрольповедения; из них акцентуанты 2 (8%) – не акцентуанты 2 (8%).
Дополнительно было проведено исследование ценностныхориентаций. Т.к. они являются одним из основных структурных компонентовличности, мы исследовали их взаимообусловленность от представлений ореферентных группах. Соответственно было выявлено:
1) подростки, определяющие своей референтной группойродственников (и в первую очередь – родители), проявили ЦО: 6 чел. (25%) –внешнюю, 11 чел. (46%) – внутреннюю, 5 (21%) чел. как внешнюю, так ивнутреннюю;
2) подростки, определяющие своей референтной группойсверстников, проявили ЦО: 5 чел.(21%) – внешнюю, 7 чел. (29%) – внутреннюю, 4чел.(17%) как внешнюю, так и внутреннюю;
3) подростки, определяющие своей референтной группой«идеальный образ – герой», проявили ЦО: 2 чел. (8%) – внешнюю, 1 чел. (4%) –внутреннюю, 1 чел.(4%) как внешнюю, так и внутреннюю.
Вывод: особенности личности подростка, его черты личности(как и ценностные ориентации), не определяются и не взаимообусловлены ихпредставлениями о референтной группе (в нашем случае — родители). Особенностьюявляется и то, что подростки выделяют для себя несколько референтных групподновременно, что усложняет выделение характерных черт личности.
Прикладное значение данного экспериментальногоисследования: поиск преобладающей референтной группы (родители), что сталоопределяющим для адресного составления проекта, направленного напсихологическое сопровождение родителями формирования устойчивых черт личностиподростка.
В нашем проекте мы опираемся на взгляд Маклакова А.Г.,который рассматривает личность как совокупность устойчивых черт, которыепозволяют личности успешно адаптироваться к условиям социальной среды. Такимобразом, наш проект будет направлен на формирование устойчивых черт личностиподростка, что будет способствовать его успешной социально-психологическойадаптации.
Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении сосверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общатьсясо сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастныхпериодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество – и посодержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть вовнутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях. Соответственноусиливается значение общения со сверстниками для психического развитияподростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияниепоследних на развитие подростка в 12 – 13-летнем возрасте.
В этот период наиболее значимо групповое общение, общениев компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль всамоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.
Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на«мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но членыдругой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто неучитывается взрослыми.
С развитием группового общения связанна одна из наиболеесложных проблем подросткового возраста – проблема групповой сплоченности.
Общеизвестно, что одним из эффективных способов изученияотношений в коллективе является метод социометрии. Вопрос изучения отношений вгруппе при помощи социометрии является актуальным для современной психологии.Изучением отношений в группе занимались такие зарубежные и отечественныесоциологи и психологи, как: Е. С. Кузьмин, Я. Л. Коломинский, В. А. Ядов, В. И.Паниотто, А. Н. Елсуков, А. Ф. Кудряшов и др.
Наше исследование было посвящено изучению групповойсплоченности, так как в подростковом коллективе определяющими факторами общенияявляются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами,эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению,социально – психологическая совместимость и т.д.
Гипотезы исследования:
в связи с развитием автономности и идентификации у детейподросткового возраста, степень сплоченности в коллективе снижается;
социальное положение мальчиков в группе благоприятнеесоциального положения девочек.
В исследовании использовалась методика «Социометрия»,автором которой является австрийско-американский психолог и социолог ЯкобМорено. Методика предназначена для диагностики эмоциональных связей (взаимныхсимпатий между членами группы) и позволяет сделать моментальный срез с динамикивнутригрупповых отношений. Для проведения исследования необходимы бланксоциометрического опроса, список членов групп, социоматрица.
В исследовании приняли участие 193 испытуемых шестых иседьмых классов в возрасте 12-13 лет. Из них 81 испытуемый из г. Беслана и 102испытуемых из г. Владикавказа.
Исследование было проведено на базе Муниципальногогосударственного учреждения средней общеобразовательной многопрофильной школы№38 г. Владикавказа и Муниципального государственного учреждения среднейобщеобразовательной школы №44 г. Владикавказа. А так же на базе Муниципальногогосударственного образовательного учреждения средней образовательной школы №8г. Беслана и Муниципального государственного образовательного учреждениясредней образовательной школы №4 г. Беслана.
Результаты исследования, направленного на изучениемежличностных отношений показали, что среднее значение индекса сплоченности вподростковой группе ниже нормы (Сn = 0,18), что, в свою очередь, подтверждаетнашу первую гипотезу. Подсчитав процентное соотношение популярных членов групппо гендерному признаку, было выявлено, что показатель лидеров – мальчиков равен28,1%, а показатель лидеров – девочек – 23%; показатель «отверженных» умальчиков составил 7,5%, у девочек – 10%, что свидетельствует о болееблагоприятном положении мальчиков в группе, чем девочек. Так же было выявлено,что количество детей, имеющих благоприятный статус (51,9%), значительно вышеколичества детей, имеющих менее благоприятное положение в группе (17,5%).
Полученные экспериментальные данные позволяют говорить отом, что низкий уровень групповой сплоченности опосредован индивидуальноймотивацией подростка, выраженной в стремлении к самоактуализации ииндивидуализации, несмотря на одновременное возникновение стремления бытьпринятым в системе социальных связей. Необходимо срабатывание сложных социально– психологических механизмов, переход социальных и психологических условий всоциально – психологические факторы становления личности, развития егосамосознания для того, что бы две противоположные тенденции: социализация ииндивидуализация – равноценно участвовали в становлении индивидуальностиподростка.
Восприятие подростками родительского отношения
Для ребенка первой моделью социальной среды являетсяродительская семья. В последствии поведение родителей и их отношение к детям взначительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различныминавыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах,положительную самооценку. В свою очередь грубость и непонимание родителей, ихпренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множествутрудностей в дальнейшей жизни подростка. Важен и тот факт, что ребенокусваивает поведение родителей в качестве модели.
Социализация личности представляет собой процессформирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоениячеловеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальныйопыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою системуповедения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Любая из социальных или межличностных ролей усваиваетсячеловеком еще в детстве в среде сверстников и в родной семье. Эта рольстановится привычкой, основной манерой поведения. Роль рассматривается какстереотипный ряд заученных действий, воспроизводимых в социальной ситуации, вчастности в ситуации взаимодействия людей друг с другом.
Человек накапливает статистические данные об особенностяхповедения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает этисведения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения поотношению к этому человеку и позволяющему ему более или менее предугадыватьнаиболее вероятные действия последнего.
К старшему школьному возрасту у учащихся развиваетсяинтерес к внутреннему миру человека. В подражании старшего школьника для нассущественно то, что на смену копированию внешнего поведения старших исверстников приходит подражание их внутренним качествам, их чертам характера.
Отношения в триаде «ребенок – мать – отец», с однойстороны характеризуются смесью комплементарности и взаимности, а с другой –позитивным эмоциональным фоновым настроением. Таким образом, если позитивныеродительские образы сопровождают ребенка с самого раннего возраста и постоянноподкрепляют развивающиеся «Я», мягко и твердо направляя его отношение кидеалам, – то взрослое «Я» возникает приблизительно к 18 годам. Для такойличности будет характерна уравновешенная самооценка, уверенное стремление ксвоим целям и идеалам, энтузиазм, радость и гордость за себя и свои успехи,уверенность в своих силах, уверенность в своем «Я».
Целью нашего исследования было изучение восприятия типовродительского отношения девочками-подростками. В исследовании приняли участие30 девочек в возрасте 14 – 15 лет и 31 девочка 17 – 18 лет, учащихся старшихклассов школы.
При проведении нашего исследования использовалисьследующие методики: 1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростка кним» (ADOR); 2. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок».
При обработке опросника «Поведение родителей и отношениеподростка к ним» получены следующие результаты: при сравнении преобладающихтипов родительского отношения матери к девочке выявлено, что по сравнению с 14– 15 годами, к 17 – 18 годам отмечается появлениедисгармонично-непоследовательного типа отношения (16%), увеличение процентаотвергающее-остраненного типа отношения с 14,3% до 25,8%; снижениевстречаемости враждебно-подавляющего (28,6% – 9,5%) и открыто враждебного (9,5%– 0) типов отношения. Данные по гармоничному отношению изменяютсянезначительно: 47,6% – 48,5%.
При анализе результатов типа отношения со стороны отцаследует отметить снижение процента дисгармонично-непоследовательного типа с9,5% до 0, но увеличивается процент отвергающее-отстраненного отношения (9,5% –25,8%), и враждебно-подавляющего типа (9,5% – 29%), снижается количество оценокродительского отношения как гармоничного с 71,5% до 45,2%. Открыто враждебныйтип отношения со стороны отца не отмечен.
При анализе результатов по опроснику «ВРР» выявлено, чтопри сравнении характеристик воспитания матери результаты у девочек 14 – 15 лети девочек 17 – 18 лет по шкале Требовательность снижаются с 80,9% до 67,7%, пошкале Контроль с 100% до 87%. Значения по шкалам Сотрудничество (100%), Принятие(95,2% – 96,7%) и Согласие (90,5% – 93,5%) не изменились. Отмечено увеличениезначений по шкале Последовательность (66,7% – 96,7%).
При оценке характеристик воспитании со стороны отцаизменений в сторону увеличения значений не отмечены, а наблюдается снижение пошкалам Требовательность (81% – 58%), Близость (95,2% – 77,4%), Сотрудничествосо 100% до 84%, Согласие (90,5% – 80,6%). Не изменяются или изменяютсянезначительно значения по шкалам Строгость (28,6% – 32,2%), Контроль (100% –83,9%), Принятие (95,2% – 96,7%), Последовательность (90,5% – 90,5%).
Также наблюдается тенденция снижения авторитетности обоихродителей: матери с 57% (группа девочек 14 – 15 лет) до 51,6% (группа 17 – 18лет) и отца с 71,4% до 51,6%. Удовлетворенность отношений с матерью снижаетсясо 100% до 71%, удовлетворенность отношений с отцом снижается с 80,9% до 74,2%.

Заключение
Таким образом, по отношению к девочкам со стороны материнаблюдается снижение контроля и уровня требовательности, с возрастомувеличивается степень проявлении доверия к дочери, стремление привить ейсамостоятельность. Девочки отмечают равенство и партнерство в отношениях сматерью, согласие в различных жизненных ситуациях, наоборот, появлениеавторитарного стиля воспитания со стороны отца. Девочки воспринимают отца чащекак эмоционально-холодного и отвергающего, недоступного для взаимодействия сним, отгороженного от проблем семьи. Девочки дистанцируются от родительскойопеки, не видят в отце близкого по духу человека, не склонны поддерживатьдружелюбные отношения. Девочки чаще воспринимают отца как жесткого,авторитарного, отстраненного от семьи, требовательного и непоследовательного всвоих воспитательных воздействиях.
Социальное положение мальчиков благополучнее социальногоположения девочек. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия междумальчиками. Мотивация выборов среди девочек в большинстве случаев определенажеланием общаться больше с мальчиками, чем с девочками.

Список литературы
1.        Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер,2007.
2.        Кулагина И.Ю., Коллюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненныйцикл развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.        Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука обобществе/Пер. с англ. А. Боковикова.- М.: Академический проект, 2009.
4.        Немов Р.С. Психология: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.- кн.3: Психодиагностика.Введение в научное психологическое исследование с элементами математическойстатистики.
5.        Римская практическая психология в тестах, или Как научиться пониматьсебя и других.- М.: АТС – ПРЕСС, 2009.
6.        Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромыцына Е.Е. Родители глазамиподростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб.пособие. – СПб.: «Речь», 2008. 2. Сенько Т.В. Психологиявзаимодействия: Ч. 3: Личность в семейном социуме. – Мн.: Карандашев, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ бухгалтерского баланса 3
Реферат Анализ СООО Украина 2
Реферат Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2
Реферат Анализ состава и технического состояния основных производственных фондов предприятия
Реферат Основы рынка ценных бумаг
Реферат Социологическое исследование различных аспектов трудовой занятости молодежи
Реферат «Современные аспекты управления малым предприятием»
Реферат Antigone Essay Research Paper In our society
Реферат Государственное регулирование заработной платы
Реферат Линейное оборудование синхронной цифровой иерархии SL16
Реферат Особенности государственной инвестиционной политики в современной России
Реферат «Технология производства чая. Использование вторичных ресурсов чайного сырья»
Реферат Further Study Of Great Writers Essay Research
Реферат Аудит кассовых операций 16
Реферат Організація приймання товару в аптеці 2