"..."
(о поэзии А.Фета в 10 классе)
Наурок по поэзии Фета в 10 классе я иду с целой стопкой сборников егостихотворений. Да-да, это не опечатка двадцать сборников у меня в руке. Толькосборники эти необычные: составители их сами ученики. За три недели до урокаребята получили задание: самостоятельно почитать стихотворения Фета и составитьсвой собственный сборник, предварив его вступительной статьей с объяснениемпринципа строения сборника и необходимыми сопроводительными комментариями. Вчем плюсы этого задания Во-первых, поэт ни в коем случае не навязываетсяребятам; напротив, они имеют возможность найти пусть несколько, нодействительно близких им стихотворений, рассказать о своем Фете. Во-вторых,естественным образом расширяется круг поэтических произведений, с которымизнакомятся ученики, ибо задание предполагает обращение к достаточно большомукорпусу текстов. В-третьих, ребята пробуют свои силы в доселе им незнакомом идостаточно трудном жанре вступительной статьи, что побуждает их внимательноотнестись к вступительным статьям, сопровождающим различные поэтическиесборники, уяснить особенности их построения и характер информации, в нихпредставленной.И, наконец, в-четвертых, поскольку основная часть работывынесена за пределы урока, учитель может, с одной стороны, сэкономитьдополнительное время, а с другой, уделить много внимания анализу сборников,чтобы подвести определенные итоги коллективной работы, расставить акценты,дополнить и обобщить выводы ребят. С этого анализа и начинается урок.
Преждевсего, стоит отметить малое количество работ, выполненных формально. Фет задел, заинтересовал, вызвал желание читать, искать, даже стал определеннойпотребностью об этом пишут авторы многих сборников. Пытаясь объяснить этотфеномен, ребята сходятся в том, что поэзия Фета позволяет человеку уйти изсерой, повседневной жизни в мир красоты и гармонии, зовет туда, где за рубежомвседневного удела царит вечное, прекрасное:
Каждыйраз, читая стихи Фета, вновь и вновь переживаешь те самые неуловимые мгновения,захватившие когда-то душу поэта. Неясные воспоминания, полузабытые слова,непередаваемые ощущения, нахлынувшие в вашу душу вместе со стихами Фета,помогают забыть о проблемах мира сего, помогают поверить в себя, достигнутьполной внутренней гармонии с самим собой.
(ПершинаМаша)
Внашей жизни слишком мало гармонии, любви, неги, в наших душах зима. Янеслучайно вместе с темой весны выбрала тему любви: в моем сознании веснаассоциируется с любовью, а любовь с весной. Так пусть весна растопит лед нашихсердец, а любовь согреет душу, пусть читающий этот маленький сборник хоть нанесколько минут забудет о житейских заботах и окунется в этот чистый мир весны,любви и жизни.
(РадковскаяКатя)
Дляменя Фет певец любви и смерти, музы и Бога, красоты и боли. Но что мне кажетсясамым главным в его стихах это тот тихий, мягкий и неяркий, полный благоуханияи красоты свет, который, по-моему, пронизывает все стихи Фета. Несмотря на то,что его стихи совсем не похожи друг на друга, они все пронизаны этим прекраснымсветом. Этот свет объединяет все стихи Фета в какой-то дивный мир, про которыйнельзя сказать обычными словами.
(АверинцевИван)
Многиеавторы сборников в попытках наиболее точно передать собственные впечатления отлегкой, зыбкой, неуловимо прекрасной поэзии Фета прибегают к музыкальныманалогиям:
Еслипереложить стихотворение Фета Я долго стоял неподвижно на музыку, то(составитель уверен в этом) получится медленная, задумчиво-отрешенная, словноиз тихого сна страны Покоя пришедшая, загадочная и неясная, органная месса, ине один голос будет ее исполнять, а хор, легко и неспешно неся нас в ширине иглубине своих звуков.
(НазарянАсатур)
Ребятаабсолютно правы в подобном подходе, ибо музыкальность одно из важнейших свойствфетовской поэзии. Поэты всегда тяготились словом, его способность выражатьневыразимое отчетливо ставилась под сомнение Жуковским, Тютчевым. Это же и уФета О если б без слова сказаться душой было можно! Музыка стоит кневыразимому гораздо ближе поэзии, и Фет одним из первых делает прорыв вмузыкальную область и в способе развития темы, и в ритмике, и в звуковойоркестровке стихотворения. Во многом из-за этого поэзия его будет не оцененасовременниками. Впрочем, не всеми именно музыканты признают Фета своим:…можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанныхпоэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мнеБетховена, но никогда Пушкина, Гете, или Байрона, или Мюссе. Подобно Бетховену,ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступныхудожникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не простопоэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легкоподдаются выражению словом. От этого также его часто не понимают, а есть даже итакие господа, котрые смеются над ним или находят, что стихотворения вродеУноси мое сердце в звенящую даль… есть бессмыслица. Для человека ограниченногои в особенности немузыкального, пожалуй, это и бессмыслица, но ведь недаром жеФет, несмотря на свою несомненную для меня гениальность, вовсе не популярен(П.И.Чайковский).
Обязательностоит остановиться на том, чего в реальности стоила Фету его приверженностькрасоте и гармонии, поговорить о его жизни и судьбе. Этот аспект также нашелотражение во вступительных статьях к сборникам. Резкое несоответствиежизненного и поэтического планов в личности Фета очень заинтересовала ребят.Действительно, жизнь Фета полна трагических моментов: это и борьба сбезжалостной судьбой в попытках вернуть утраченное дворянство, и таинственнаясмерть любимой женщины, и непонимание и издевательства современников. Стоитподробно рассказать ребятам обо всех этих моментах (интереснейший материал обиографии Фета учитель найдет в книге Б.Я.Бухштаба А.А.Фет. Очерк жизни итворчества.Л.1990), остановившись особо на характеристике времени, в котороеприходилось писать Фету, и его позиции в споре об искусстве.
Вгоды, когда поэзия явно проигрывала прозе дело дошло даже до того, что в конце40-х начале 50-х годов 19 века толстые журналы практически совсем не печаталистихотворных произведений, когда от искусства требовалась прежде всего польза,Фет настойчиво проводит мысль об а-полезности, а-политичности искусства. Поэзияи действительность несопрягаемы. Сфера искусства красота. Поэт далек отжизни, он безумец с точки зрения обычных людей; ср. высказывания самого Фета:
Поэтесть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор.
Кторазвернет мои стихи, увидит человека с помутившимися глазами, с безумнымисловами и пеной на устах бегущего по камням и терновникам в изорванном одеянии.
Ктоне в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой вто, что он воспарит по воздуху, тот не лирик .
Чемтяжелее и безрадостнее жизнь, тем чище, светлее и прекрасней должна бытьпоэзия этот парадокс Фет утверждал всей своей жизнью.
Вышебыло подчеркнуто, что одним из непременных условий, стоящих перед авторамивступительных статей, было объяснение принципа построения сборника. Какправило, стихотворения подбирались и располагались по тематическому принципу. Воснове многих сборников оказались своего рода ключевые мифологемы поэзии Фета Ночь, Весна, Любовь, Музыка и т. п. Многие авторы сходились в том и этоглубоко оправданно,- что все фетовские темы можно объединить в две большиесферы: Природа и Душа. Эти стихии неразделимы, они как бы проникают друг вдруга. Фет возводит такое взаимопроникновение в принцип и следующим образомформулирует задачу поэзии:
Лишьу тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватаетна лету и закрепляет вдруг
Итемный бред души, и трав неясный запах ...
Обратимособое внимание на последнюю строчку именно жизнь природы и жизнь человеческойдуши, полные неясных, неуловимых, тайных переживаний, и должна отразить поэзия.Поэтому так много у Фета перекрестных образов; ср.:
Дулсевер. Плакала трава
Иветви о недавнем зное,
Ироз, проснувшихся едва,
Сжималосьсердце молодое.
.…
Целыйдень спят ночные цветы,
Нолишь солнце за рощу зайдет,
Открываютсятихо листы,
Ия слышу, как сердце цветет.
Это фетовский взгляд на мир, его открытие, его новаторство, резко выделившее его изряда современников. Это отмечали многие авторы вступительных статей:
Вмоем сборнике весенней лирики Фета весна предстает не только каксамостоятельный образ, не только как время года, но и как состояние души.Природа не выступает сама по себе, она неразрывно связана с лирическими переживаниямипоэта, с живым человеческим чувством. И порой невозможно определить, о чем жепишет автор о красоте окружающего мира или о красоте возникающего чувства.Весна в лирике Фета это пробуждение красоты мира, время, когда начинаютзвучать струны человеческой души.
(ЛежневаТаня)
Следует,на наш взгляд, подчеркнуть, что особенностью художественной манеры Фета была непросто фиксация чувства, но интерес к неясным, смутным душевным движениям, дляпередачи которых нужно было активизировать все эмоциональные ореолы слова(Бухштаб), его ассоциативные поля. Это один из аспектов фетовскоймузыкальности, проявляющейся на разных уровнях стихотворения; ср.: Мотивы г.Фета заключают в себе иногда такие тонкие, такие, можно сказать, эфирныеоттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливыхчертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которуюстихотворение оставляет в душе читателя. (В.П.Боткин).
Думается,что урок, посвященный анализу сборников и проходящий в своеобразном поэтическомключе, уместно завершить прослушиванием романса на стихи Фета Сияла ночь. Лунойбыл полон сад. в прекрасном исполнении Георгия Виноградова музыкальный финалне только внесет в него дополнительную эмоциональную струю, но и станет прологомк следующему уроку, посвященному культуре городского романса 19 века, наразвитие которого поэты фетовского направления оказали мощное влияние.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sch57.msk.ru/