Реферат по предмету "Психология"


Переживание и суицидальное поведение

Министерствообразования и науки Украины
Национальнаяакадемия природоохранного и курортного строительства
Факультетэкономики и менеджмента
Кафедра менеджмента
 
РЕФЕРАТ
по дисциплине«Конфликтология»
на тему «Переживание и суицидальное поведение»
Симферополь – 2010

Содержание
1. Переживание как основа внутриличностногоконфликта
1.1 Генезис внутриличностного конфликта
1.2 Особенности переживания внутриличностногоконфликта
1.3 Последствия внутриличностных конфликтов
2. Внутриличностные конфликты и суицидальноеповедение
2.1 Личностные проблемы человека и суицидальноеповедение
2.2 Суицид как деструктивный способ выхода извнутриличностного конфликта
2.3 Рекомендации по психокоррекции суицидальногоповедения
Список литературы

1.Переживание как основа внутриличностного конфликта
 
1.1Генезис внутриличностного конфликта
Общепризнано,что внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личностьокружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только попричине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можноразделить на две группы исходя из природы противоречий, лежащих в основеконфликта.
возникающиекак результат перехода объективных противоречий, внешних по отношению кчеловеку, во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);
возникающиеиз противоречий внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликтнеадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающейсреде.
Е. Донченко иТ. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:
психологическоеравновесие внутреннего мира личности;
нарушениеравновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекцияпсихологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностныйконфликт);
невозможностьреализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять своижизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненныйкризис).
На каждом изэтих уровней возможно разрешение противоречия. Эта возможность зависит от того,что человеку необходимо для нормальной жизнедеятельности, каким егопотребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного конфликтачеловек так и не доходит, всю жизнь посвящая удовлетворению элементарныхпотребностей, живя по схеме: поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть.Но нередко противоречие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт.Почему так происходит?
Оказывается,для того чтобы возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствиеличностных и ситуативных условий.
Среди личностныхусловийобычно называют наличие у индивида:
сложноговнутреннего мира и актуализации этой сложности;
сложной иразвитой иерархии потребностей и мотивов;
высокогоуровня развития чувств и ценностей;
сложноорганизованной и развитой когнитивной структуры, способности индивида ксамоанализу и саморефлексии
Ситуативныеусловия, которые делают внутриличностный конфликт актуальным, делятся на условиявнешние и внутренние.
•    Внешние условияконфликта сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активныхмотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится подугрозой:
— уже вборьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивови отношений личности;
— удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, ещене удовлетворенных мотивов;
— общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда оченьглубоких, например, стремления к сохранению жизни.
Внутреннийконфликт возникает только тогда, когда внешние обстоятельства порождаютопределенные внутренние условия.
•    Внутренниеусловия конфликта сводятся к противоречию между различными сторонами личности:
— эти стороныдолжны быть значимыми;
— они должныиметь приблизительно равную значимость для личности;
— личностьосознает субъективную неразрешимость ситуации.
Конфликтвозникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменитьситуацию. В результате человек остро переживает ситуацию выбора, эмоциональнопогружается в нее.
 
1.2Особенности переживания внутриличностного конфликта
Переживаниеявляется формой активности личности, в которой осознается противоречие и идетпроцесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание являетсяэмоционально окрашенным состоянием личности. Среди изменяющихся характеристиксубъекта, относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные и эмоциональныехарактеристики.
Активационныехарактеристики отражаютфизиологическую обеспеченность психического состояния.
Наряду сактивационными часто обращаются к эмоциональнымсоставляющимпсихического состояния.
Долгое времясостояние в психологии изучалось именно как эмоциональное, с которым обычноотождествляется наличие тех или иных переживаний. Традиционность выделенияэмоциональных характеристик состояния связана с тем, что именно они придаютпсихическому состоянию субъективную определенность, тем самым делая егоявлением, доступным непосредственному изучению (Ф. Василюк).
Вовнутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональнымнапряжением.Его принято относить к классу эмоциональныхявлений. Психоэмоциональная напряженность является формой представленности впсихике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражаетстепень удовлетворения его потребностей. Психоэмоциональное напряжениехарактеризуется субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.
По субъективномукачеству психоэмоциональное напряжение, как и другие эмоции, возникающие вситуации неудовлетворенности потребностей, является отрицательным эмоциональнымпереживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность,раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятноеэмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы ворганизме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.
Предметноесодержание психоэмоционального напряжения составляют ситуации, условия исобытия, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им какпрепятствие к удовлетворению потребностей. Это, как правило, трудные ситуациидеятельности, социального взаимодействия и внутренней жизни человека.
Ф. Василюкрассматривает переживание как «особую внутреннюю деятельность, внутреннююработу, с помощью которой, человеку удается перенести те или иные… жизненныесобытия… восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться скритической ситуацией».
Авторвыделяет четыре типа переживаний:
гедоническое,
реалистическое,
ценностное и
творческое.
Длявнутреннего конфликта, по его мнению, характерно ценностное переживание.
Существуютдва подтипа ценностного переживания.
Первый из нихреализуется, когда субъект еще не достиг высших этапов ценностногосовершенствования, и сопровождается изменением его ценностно-мотивационнойсистемы. Возможны случаи, когда мотивы, не соответствующие ценностям,отвергаются созданием принципиально либо просто снижаются по иерархическомурангу, лишаясь своей значимости.
Ценностныепереживания второго подтипа возможны на высших ступенях развития ценностногосознания. Здесь не ценность принадлежит личности, а, напротив, личностьоказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в ней находит смыслсвоей жизни.
Такимобразом, переживание внутриличностного конфликта отличается от других типовпереживаний тем, что:
обычнопредставлено как психоэмоциональное напряжение;
в нем выражаетсяосознание личностью трудности данной ситуации;
выражаетпроцесс выбора, сомнения и борьбы;
отражаетперестройку ценностно-мотивационной системы личности.
1.3Последствия внутриличностных конфликтов
Внутриличностныйконфликт может иметь положительные и отрицательные последствия.Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными,оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).
Конструктивнымявляетсяконфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих стуктури минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивнопреодолеваемый внутриличностный конфликт — это один из механизмов гармонизацииличностного развития.
• ПсихологиВ. Афонькова, Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка, отмечают,что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходуна новые уровни функционирования.
• Оптимальныйвнутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. Воснове совершения морального поступка находится «больная совесть», котораяпобуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься квысшим моральным ценностям.
• Индивидосознает себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий иконфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных системсложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. По мнениюпсихолога А.Н. Леонтьева, «иногда эта борьба проходит во внешне неприметных,обыденно драматических, так сказать, формах и не нарушает гармоничностиличности, ее развития; ведь гармоническая личность вовсе не есть личность,незнающая никакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьбастановится главным, что определяет весь облик человека».
• Позитивноразрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивостьповедения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлениюстабильной направленности личности. B.C. Мерлин считал, что «психологические конфликты играют существеннуюроль в формировании новых черт, характера и в коренной перестройке личности».
•Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватнойсамооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.
Деструктивнымисчитаются внутриличностныеконфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненныекризисы или ведут к развитию невротических реакций.
•    Длительныйвнутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности. По мнению русскогофилософа Н.А. Бердяева, «рефлектирующий и сомневающийся не может быть активнымв мире, не может быть воином, — он весь погружен в ослабляющее егосамораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бывоздействовать на мир. Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленнаяприспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояниесомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности».
•    Длительныевнутренние конфликты могут тормозить развитие личности. Как считает Л.И.Божович, «… человек, постоянно сталкивающийся с внутреннимиконфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения,неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будутотсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристикупсихологически зрелой личности».
• Частыевнутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своихсилах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и кпотере смысла жизни.
• Острыевнутриличностные конфликты, как правило, приводят к деструкции существующихмежличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышеннойагрессивности, тревожности, раздражительности в общении.
• Особоследует остановиться на проблеме перерастания внутриличностного конфликта в невротический.Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в томслучае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человекне может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и былнайден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимаетведущее место в жизни человека, оказывается для него неразрешимым и,затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет противоречия,усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненнофиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль.
Классификацияневротических конфликтов с учетом внутренних механизмов их развития дана В.Н.Мясищевым. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического иневрастенического типов.
Истерическийтип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкойобъективных условий или требований окружающих.
Обсессивно-психастеническийтип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственнымипотребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами иличными привязанностями.
Неврастеническийтип представляет собой противоречие между возможностями личности и еезавышенными требованиями к себе. При возникновении этого конфликта играют рольвысокие требования, предъявляемые напряженностью современной жизни.
Такимобразом, невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собойсреди других» преломляется:
проблемой«быть» (базальным уровнем беспокойства при неврозе страха),
проблемой«быть собой» (при неврозе навязчивых состояний),
проблемой«быть собой среди других» (с акцентом на «быть собой» при истерическом неврозе)или
«быть средидругих» (при неврастении).

2.Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
 
2.1Личностные проблемы человека и суицидальное поведение
Обыденноепредставление о том, что к суицидальному поведению склонны люди с нарушениямифункционирования психики, опровергается данными науки. Исследования показывают,что более 80% лиц из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые люди,попавшие в острые психотравмирующие ситуации. По данным Московского НИИпсихиатрии, на учете в психоневрологических диспансерах состояли около 20% суицидентови только 8 — 9% нуждались в специализированной медицинской помощи.
Однако люди спугающей частотой добровольно уходят из жизни. В России в 1997 и 1998 гг.зафиксировано соответственно около 53 тыс. и более 50 тыс. самоубийств, что в2—3 раза больше числа погибших от насильственных преступлений. Соотношение«суицид — попытка» составляет 1:10, т. е. 1 завершенный суицид приходитсяпримерно на 10 попыток. Следовательно, у нас в стране ежегодно околополумиллиона человек пытаются покончить жизнь самоубийством. Каковы причинытакого поведения человека?
В рамкаханатомо-антропологического, социологического, психиатрического ипсихологического подходов разработаны различные представления о детерминациисамоубийств.
1)Представители анатомо-антропологической концепциипридерживаютсяидеи структурно-морфологических и психофизиологических причин самоубийства (А.Крюков, И. Леонов, Ч. Ломброзо и др.). Важную роль играет неблагоприятнаянаследственность.
2)Социологическая концепция(М. Гернет, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и др.)главные причины самоубийства усматривает в социально-политических иэкономических факторах, степени социальной интеграции индивида и воздействии нанего социальных норм.
3)Психопатологическая концепция(И. Гвоздев, Д. Эскироль и др.) оказала сильноевлияние на утверждение в общественном сознании представлений о психическойпатологии любого суицидента, что до последнего времени снижало эффективностьнаучно-практической разработки проблемы самоубийства.
Более поздниеисследования психологов и психиатров (Л. Бэллак, Н. Конончук, А. Ратинов, О.Ситковская, С. Семичев) выявили наличие определенной связи междухарактерологическими чертами личности и склонностью к суицидальным действиям вкризисных ситуациях.
Более гибкойобъяснительной моделью суицидального поведения является концепция, согласнокоторой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности вусловиях переживаемого ею микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). Данныйподход продуктивно развивается в последние годы (А. Боенко, А. Полеев, А.Слуцкий, М. Занадворов).
В целом можноутверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могутбыть разделены на внутренние и внешние.
Внутреннимифакторамисуицидального поведения являются индивидуальные особенностиличности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние идр.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражениявнешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения всуицидогенной ситуации.
К внешнимфакторамотносятся:
микросоциальныеусловия биографического характера, прежде всего семейного воспитания;
межличностныеотношения в референтной группе — семейной, дружеской или профессиональной;
дезадаптирующиеобъективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность и т.д.).
Некоторыевнешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человекаособый кризисный психологический смысл.
Суицидальноеповедениевключает различные формы активности, служащие деструктивнымсредством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации.Содержанием суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние,возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями напути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей.
Центральнуюроль в возникновении такой ситуации играют следующие конфликты.
•обусловленныеспецификой трудовой деятельности и межличностного взаимодействия: неудачи ввыполнении конкретных задач, межличностные конфликты с коллегами по работе, служебныеконфликты с начальниками или подчиненными;
•    обусловленныеспецификой семейных взаимоотношений: неразделенная любовь, измена любимогочеловека, развод, тяжелая болезнь или смерть близких;
•связанныес антисоциальным поведением человека: страх уголовной ответственности; боязньпозора;
обусловленныесостоянием здоровья: психические заболевания; хронические соматические заболевания;физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые какнедостаток), половая несостоятельность;
обусловленныематериально-бытовыми трудностями.
Суицидальноеповедение строится на основе межличностного или внутриличностногоконфликта. Для этого необходимаособая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказываетсяне в состоянии справиться с актуальной проблемой. Существенный момент при этом— наличие уязвимых психических структур. Склонностью к неадаптивному поведениюобладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера.Исследования показывают, что 30% суицидентов воспитывались в неблагополучныхсемьях, у 27,4% среди ближайших родственников были самоубийцы (девиантноеповедение как одна из моделей выхода из трудной ситуации) и около 16% пыталисьпокончить с собой (А. Боенко).
 
2.2Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта
Суицидальноеповедение имеет внешний и внутренний планы, которые в единстве образуютотносительно устойчивую, целостную и типологически своеобразную структуру,отражающую индивидуальность суицидента и тип его личностного кризиса.
Психологическаяструктура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных,аффективных, ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности иобщения личности в условиях кризисной ситуации.
1. Мотивационныйкомпонентвключает суицидальные побуждающие и смыслообразующие мотивы вформе социальных установок, ситуационных мотивационных тенденций и относительноустойчивых ценностных ориентации. Важнейшая характеристика этого компонента —наличие внутриличностного конфликта смыслообразующих мотивов, исключающего иходновременную реализацию.
Выделяют пятьтипов суицидального поведения (пять типов ведущих мотивов):
протест,
призыв ксостраданию,
избеганиедушевных или физических страданий,
самонаказание,
отказ отжизни как капитуляция.
Типсуицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личностисуицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид (В. Тихоненко). Вмолодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формысуицидального поведения. В более пожилом (после 45 лет) преобладают суицидытипа избегания страдания, самонаказания и отказа. Протестное и призывноесуицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности,которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.
2. Аффективныйкомпонентвключает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания,отражающие уровень значимости кризисной ситуации. К ним относятся:
быстропротекающие острые аффекты, динамично развивающиеся аффективные состояния;
устойчивоедепрессивное состояние;
состояниефрустрации большой интенсивности, переживания непереносимости конфликтнойситуации, тягостного ожидания негативных последствий совершенного проступка,тревоги перед потерей социального статуса, страха перед необходимостьюпринимать на себя ответственность.
Ориентировочныйкомпонент представляет собой блоккогнитивной (познавательной, интеллектуальной) деятельности по анализусоциальной ситуации, осознанию уровня ее кризисности, принятию суицидальногорешения, формированию суицидальных целей, планированию и совершениюсоответствующих действий. Он включает кроме того «Я-образ» суицидента, а такжеобраз личностно значимой психотравмирующей ситуации — сложившихсявзаимоотношений с окружающими, особенностей своей внутригрупповойсоциально-психологической роли и т.п.
Исполнительныйкомпонент структуры суицидальногоповедения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающиеориентировочному и аффективному компонентам. Они проявляются в формесуицидальных высказываний или же суицидальных действий. Такие действия отражаютпсихологию суицидента, приводя к завершенному суициду или оставаясь егопопыткой.
Динамикасуицидального выхода из внутриличностного конфликта
включаетпредпозиционный и суицидальный этапы.
Предпозиционныйэтапопределяется исключительно высокой психической напряженностьюсуицидента, его повышенной активностью по выходу из сложившегосявнутриличностного конфликта. Но эта активность не сопровождается суицидальнымидействиями. По мере того как исчерпываются варианты разрешения конфликта,порождается мысль о его абсолютной неразрешимости. Показательны в этом смыслерассуждения Н.А. Бердяева:
«Психологиясамоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность же естьстрашное сужение сознания, угасание для него всего богатства мира, замыканиежизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее… Самоубийца закупоренв своем «Я»- Он перестает видеть смысл в жизни всего мира, все окрашивается длянего в темный цвет безнадежной бессмыслицы, все осмысленное вытесняется».
Истощениепсихологической защиты снижает порог чувствительности к социальнымраздражителям. Суициденты ощущают невыносимость существования в сложившихсяусловиях и предположительно констатируют отсутствие желания жить, но мысли осамоубийстве еще блокируются механизмом защиты. Базовые жизненные потребностиеще сохраняются.
Суицидальныйэтап.Переходу к нему способствует дополнительная психотравматизация. Нафоне этих состояний возникают суицидальные мысли, а позднее — и обдумываниеспособа суицида. Суицидальный период, начало которого связано с появлениемсуицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.
Существует демонстративно-шантажноесуицидальное поведение. Его личностный смысл состоит в оказаниипсихологического давления на окружающих с целью изменения трудной ситуации вблагоприятную для суицидента сторону. Человек понимает, что его действия недолжны повлечь за собой смерть, и предпринимает для этого мерыпредосторожности. Поэтому демонстративно-шантажное суицидальное поведениеотличается особой структурой и динамикой.
Мотивационнаясфера. Сохраняются витальные мотивы, гипертрофированы мотивы социальногоодобрения, сильны мотивы избежания трудностей. Вытеснение мотива долга обусловливаетстремление снять с себя ответственность за поиск конструктивных формсоциального поведения. Сильна мотивация наказания обидчика любой ценой,привлечения внимания окружающих к своим трудностям.
Аффективнаясфера. Инфантильное чувство жалости к себе, переживание обиды и ненавистик фрустрировавшим обстоятельствам, негативное отношение к необходимости принятьсамостоятельное решение.
Ориентировочнаясфера. Оценка своих возможностей как недостаточных приводит к выводу онеобходимости привлечь внимание окружающих к решению своих проблем путемсуицидальной попытки. Время, условия и средства суицидальной попыткиоцениваются с позиции ее безусловной безопасности. Выделяется кругпотенциальных «спасителей».
Исполнительнаясфера. Демонстративный характер попытки проявляется в высказыванияхугрожающего суицидального плана. Воздействие на окружающих оказываетсяжестикуляцией, мимикой и позой. Суицидальная попытка носит организованныйхарактер, отвечающий разработанному с точки зрения безопасности плану.
 

2.3Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения
Интегральныесвойства личности, которые включают в себя ряд уровней психическойдеятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий, могутявиться ориентирами для дифференцированных подходов в психотерапии кризисныхсостояний, в том числе и суицидальных (А. Слуцкий, М. Занадворов). Определяяхарактер помощи, направленной на выход суицидента из кризисного состояния,необходимо учитывать, что ключевым пунктом для выбора приемов психотерапевтическоговоздействия служит оценка психического состояния суицидента. Поэтомуконкретные формы оказания такой неотложной кризисной помощи во многомотличаются от традиционной «долгосрочной» психотерапии.
1. Исходя изтого, что самосознание суицидента отличается эгоцентризмом (человекпогружен в свои мучительные страдания), психотерапевтическая работа с ним наначальном этапе требует директивного стиля. В отличие от обычнойпсихотерапевтической работы необходимо, чтобы психотерапевт дал анализкризисной ситуации, конкретные рекомендации, убедил пациента в том, что ихнужно выполнять. В силу дезадаптации и инфантилизма пациент сам ищетруководства, хочет быть «ведомым». Когда наметился выход из кризиса,психотерапевт должен сменить позицию на недирективную, иначе у пациента можетпоявиться соблазн «снять с себя» ответственность, переложить на психотерапевтазаботу о разрешении его жизненных проблем.
2. Дляснижения аутоагрессии работа психотерапевта должна быть направлена наразрушение крайне негативного отношения суицидента к себе, а значит, насамоутверждение в кризисной ситуации. Основное здесь — внимательнопроанализировать его жизнь, помочь «вспомнить» вытесненные в силупессимистической установки моменты, когда он в противоположность теперешнемусостоянию проявлял решительность, силу воли, добивался успеха. Нужно обратитьвнимание на положительные свойства его личности. Это поможет преодолеть исвязанное с аутоагрессией переживание чувства вины по отношению к близкимлюдям.
3.   Стержнемпервой беседы с суицидентом должно быть убеждение пациента пока не решатьстоящий перед ним вопрос о жизни, о прекращении борьбы и др. Такая стратегиянаправлена на разрушение пессимистической личностной установки наперспективы выхода из кризиса. Не следует опровергать любую позицию пациента,это вызовет протест и недоверие к психотерапевту. Необходимо предоставитьсуициденту возможность ослабить эмоциональное напряжение, болезненныепереживания посредством длительного рассказа о своей жизни, о причинахкризисной ситуации. Роль психотерапевта здесь сводится к доверительной позициисочувственного понимания. В ходе рациональной терапии больному помогаютпроанализировать его кризисную ситуацию (из-за дезадаптации ему трудно этосделать самостоятельно). Цель анализа — получить информацию и поколебатьпессимистическую установку, показать ее беспочвенность. Здесь может помочьуверенная, оптимистическая позиция психотерапевта.
4.   Наиболеесложной для психотерапевтической коррекции является паранойяльность суицидента.Почти все суициденты обнаруживают паранойяльность не как свойство характера, акак характеристику суицидального состояния. Поэтому важна работа попереключению внимания, мыслей и действий пациента с мучительной проблемы,которая носит для него сверхценный характер, на другие вопросы, мотивы,ценности. Они должны обладать положительной эмоциональной окраской (А. Полеев).Состояние дезадаптации может явиться и благоприятным фоном для расшатывания«сверхценных образований», для их коррекции. Оно может сделать людей более внушаемыми,что позволит применять гипносугтестивные методы психотерапии.
5.   Психотерапевту важно изучить иерархию мотивов, выделить ведущий мотивсуицидального поведения. Такое дифференцирование мотивов дает ключ к выборуформ психотерапевтического воздействия, к прогнозу сроков выхода из кризиса.Дифференцирование мотивов дает возможность более точно подходить к выборуметодик психотерапевтического воздействия. По-разному следует оцениватьличность суицидента и оказывать помощь, если мы имеем дело с суицидальнойреакцией протеста или с реакцией капитуляции перед жизнью, когда почтиполностью подавлены витальные мотивы. Тут нужна аналитическая работа, посколькусам пациент плохо осознает истинный мотив собственного суицидального поведения.

Списоклитературы
1. Анцупов Л. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ,1999.
2. Латынов B.B. Конфликт: протекание, способы разрешения,поведение конфликтующих сторон //Иностр. Психология.- 1993. Т. 1. — №2.
3. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. --М.: Экономика,1993.-156 с.
4.Нергеш Я. Поле битвы — стол переговоров. — М.:Международные отношения, 1989. — 264 с.
5. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида игруппы. — М.: Прогресс, 1988 – 365 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные вопросы наследственного права
Реферат 1. Некоторые характеристики и свойства микрообъектов
Реферат Нормы права 5
Реферат Проблеми та негативні тенденції інноваційного розвитку економіки України
Реферат «Ионыч», «Палата №6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Реферат Первая победа Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Реферат 11. Управление каналами распределения тема 11. Управление каналами распределения 1
Реферат 1. информация по экспертной деятельности и реабилитации инвалидов за 2008 год
Реферат Российские РСЗО
Реферат Эффективное совещание
Реферат 1. Описание проекта
Реферат Проблема экологии и нравственные проблемы повествования в рассказах В Астафьева Царь-рыба
Реферат Нормы права РФ, регулирующие запрет и ограничение недобросовестной конкуренции и злоупотребления
Реферат Энциклопедия казачьей жизни (по романам М. Шолохова "Тихий Дон" и "Поднятая целина")
Реферат 1. Оцінка соціально-економічної ситуації в місті