Реферат по предмету "Культурология"


Культура древних цивилизаций (Шпаргалка)

5.Египет. Эта древняя  земледельческаяцивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-копериодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. — это было времяобразования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва,на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ.египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробныйкульты, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве началшироко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовалисьукреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилениеммогущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерамигробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание  уникальных памятников ис-ва,таких как  сфинксы фараонов, портретныерельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип.пирамид — пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооруженийвсего мира, говорят ее размеры: 146м — высота, а длина основы каждой из 4граней — 230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е.,когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва  этого периодаобраз царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маскафараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжалихар-рную для Др. Востока традицию изображения головыи ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда его завоевывает Персия. Вграницах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическаясистема древ. египтян о построении мира. Все множество раздробленных религийпостепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра(наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др.Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальныеграждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными смужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе память ввеках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Др.царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду,то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др.Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот.составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецыэффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении временданные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившисьих предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред.развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владелитакже некот. эл-тарнымизнаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовалоразвитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны,плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже ф-фскиедиалоги и полит. трактаты, позднее появляется религиозная драма и светскийтеатр. Бурное развитие ис-ва в древнеегипетском общ-ве привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированныхэстетических и ф-фских размышлений. Именно здесьвпервые в истории мир. к-ры возник гуманизм. К-рноенаследство Др. Е. сыграло свою истор. роль встановлении и развитии мир. к-ры.
6.К-ра Др. Индии. Ранняя инд.цивилизация была создана древ. местным населением Сев. Индии в 3в. до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро ( теперь Пакистан)поддерживали связи с Месопотамией, странами Центр. и Ср. Азии. Жители этих местдостигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм(статуэтки, гравюры ); их удивительным достижением была система водопровода иканализации, кот. не было ни у одной их других древ. к-р.Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность.Яркой особенностью к-ры Хараппы был ее необычныйконсерватизм: на протяжении веков расположение улиц древ. инд.мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертойк-ры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленнымирелигиями, кот. взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные — брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцветадревнеинд. к-ра достигла вэпоху «Ригведи» — большого собрания религиозныхгимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийскихплемен, которые появились в Индии после так наз. «великого переселениянародов». В это же время образовался брахманизм как своеобр.синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местногодоарийского населения Сев. Индии. В эпоху «Ригведи» начал складываться инд. феномен — кастовая система. Впервые были теоретическиобоснованы морально-правовые мотивы разделения инд. Общ-ва на 4 осн. «варны»: жрецы, воины,простолюдинов-земледльце и слуг. Была разработана целая система регламентовжизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим законным считался браклишь в пределах одной варны. Рез-том таких отношений между людьми сталоследующее разделение варн на еще большее кол-во мелких каст. Формирование каст- это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых иэтнических  групп в единой системе к-ры древнеинд. общ-ва, гдеобразовалась очень сложная соц. структура. Олимп индуизму символизирует троицаБрахма, Вишну и Шива, кот. представляет космические силы творения, сбережения иуничтожения. Своеобр. реакцией населения, неотносящегося к кастам жрецов и выступало против неравенства каст, был буддизм.Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны.Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего мусульм. племена владели военной тех-гиейи сильной полит. системой, но гл. их верование опиралось на концепцию«сгруппированного братства», кот. объединяло узами глубокого уважения всех,принявших эту веру. Вся инд. лит-ра,как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания исимволики открытых эротических описаний. В средние века сам процесскосмического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтомуфигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В к-реДр. Индии тесно связаны оригинальность к-рныхнаправлений и ф-фкая мысль. Ф-фскиевзгляды, кот. разделяли религиозное разделение света, вкл. в брахманизм, джайнизм,индуизм и буддизм. Все ф-фские взгляды играли важнуюроль не только в истории к-ры Индии, а и мир. ф-фии инауке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеинд.науки — мат-ки, астрономии, медицины иприродоведения. Известно, что инд. ученые еще в далекомпрошлом опередили некот. открытия, сделанные европ. учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнеевремя. Худ-ная к-ра древнеинд. общ-ва неразрывносвязана с традиционными для нее религиозными и ф-фскимисистемами. Идеи, хар-рные для религиозных верованийдрев. индийцев, вдохновляли тв-во в ар-ре, к-ре и живописи. Для потомков остались сделанные из металлаогромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своимиколоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этихрелигий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмахЭллоры, кот. объединяют традиции сев. и юж. типастроения храмов в Др. Индии. В отдельных деталях этих памятников ис-ва ощущается и влияние ис-ва идр. древ. вост. цивилизаций. Это объяснялосьрасположением Индии на Великом шелковом пути, по кот. не только шли караваны стоварами, но и происходил к-рный обмен. В этомпроцессе Индия сыграла к-рную роль, расширивцивилизованное влияние буддизма на др. древ. страны.
7.К-ра Др. Китая. Наиболее древ.периодом  китайской цивилизации считаетсяэпоха сущ-ния гос-ва Шан,рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Ее столицей  стал город Шан, давший наз. стране и правящейдинастии царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз. новое царствоЧжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шанбыла открыта идеографическая письменность, кот. путем долгого усовершенствованияпревратилась в иероглифическую коллеграфию, а также был составлен в основныхчертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес вмир. к-ру такие открытия как компас и спидометр,сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в областиписьменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военнойтехнике — пушки и стремена.Также был изобретены  механич. часы ипроизошли технич. усовершенствования в обл.шелкоткатства. В мат-ке выдающимся китайскимдостижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения0, вычисление числа П, открытие метода решения уравнений с двумя и тремянеизвестными. Древ. китайцы были образованными астрономами, составили одну изпервых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-вобыло аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложныетехнические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охранойводных ресурсов, поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знаниекалендарных расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка,физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось такжестроительство фортов, направленное прежде всего на охрану внешних границимперии от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиознымисооружениями — Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицинана протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов.В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургическиеоперации с применением наркотич. средств, впервыеприменили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием имассажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о«жизненной энергии». На основе этого учения была создана ф-фско-оздоровительная система «ушу», давшая началоодноименной лечебной гимнастике, а также ис-вусамообороны «кунг-фу». Своеобразность духовной к-ры Др. К. в значительной мереобусловлена феноменом, известным в мире как «китайские церемонии». Эти строгофиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложилисьна основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых исемейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшегосходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболееважное место в китайской духовной к-ре занимаетконфуцианство — этико-полит. учение ф-фа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальныйчеловек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнениявозложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль вразвитии китайской гос-ности и функционировании полит.к-ры императорского Китая. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в сфереполитики и этики был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктриныпоставили закон, сила и авторитет кот. должны поддерживаться жестокиминаказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда каклегизм ставил на первое место административный регламент. Под влиянием хар-рных для древ. китайского общ-варелигиозных, этико-ф-фских и социально-полит.взглядов развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике Др. К.,знаменитой «Книге песен», кот. создавалась продолжительное время на основенародных песен, священных напевов и древ. гимнов, воспеваются подвиги предков.Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот. достаточно заметно повлиял натрадиционную китайскую к-ру, это проявилось в лит-ре, образном ис-ве и,особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К. прочти 2 тысячелетия, заметноизменился в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. Наоснове синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм,кот. впоследствии распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма.Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобр.китайском ис-ве, кот. как нигде в мире опиралось натрадиции. Китайцы так и не приняли вид инд. Будды,создали свой образ. То же самое произошло и с ар-рой храмов. Значительную рольв китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связаноразвитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рныхконтактах К. с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершаласьне только торговля, но и к-рный обмен К. с др.странами, что повлияло на китайскую к-ру.
9.Эллины поклонялись божествам,представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям — мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах сохранилисьнаслоения разных эпох — от древнего поклонения растениям и животным доантропоморфизма — обожествления человека, представления богов в образах молодых,прекрасных и бессмертных  людей.Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях — детяхбогов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, наоснове которого позднее развивались литература, философия, наука. Основулитературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. Однимиз наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть произведения Гомера «Илиада» и«Одиссея»,  возникла лирика, одним изпервых лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчествокот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляютсяпостройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применялив основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм),ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность).Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх.периода основное место занимает изображение чел-ка.Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построениемтела чел-ка, научиться передавать движение. Телочеловека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате кот.были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историкиполагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет.Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческоготела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливостиСтоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершениипреступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотойоправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческойкультуры.  Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствуетчернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. Вконце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цветеглины, а фон черно-лаковый. развивается драматургия. Возникновение гр. театрабыло связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиныхшкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и«Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров вклассический период расцветает риторика — умение понятно высказывать своимысли, убедительно отстаивать свои позиции. Скульпторы в основном изображалибогов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп(придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины вПарфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представительпелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша скопьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется кпередаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. — времяперелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению. Греческий агон — борьба, состязание олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболееярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. Истокипервых олимпиад теряются в древности, но в 776г. до н.э.было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот годсчитается началом исторического периода олимпийских игр. Место олимпийскихпразднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога,созданная Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. В священной рощезаключались торговые сделки, поэты, ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели представлялина суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело правооглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща, посвященная афинскомугерою Академу прославилась тем, что отсюда позднее начинались бега с факелом. Вгреческом агоне берет свое начало диалектика (умение вести беседу). Греческаякультура  празднична, внешне красочна изрелищна. В  литературе в  период эллинизма растет внимание к человеку.Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославитьмощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры,особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные сукрашением зданий — мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей,жилые  дома. В обл. скульптуры в этотпериод существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык».2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме.3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развитиядостигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительнымэтапом в развитии культуры Др. Греции.
8. Архаический период. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются большимипеременами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-рыАрх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтовсчитается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творилаСапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр.происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройкииз камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применялив основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм),ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность).Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх.периода основное место занимает изображение чел-ка.Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построениемтела чел-ка, научиться передавать движение. Живописьгл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в.господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображеныфигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются вцвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж.мире были основой для развития ф-фии. Основателеммилецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, чтопервоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается.За первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух,огонь. Древнегр. ф-ф иматематик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мирсостоит из кол-венных закономерностей, кот. можновычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки,построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ныхзакономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии,основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть вСре-рье. Военная добыча, торговля, использованиерабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры.
Классический период. В кл.период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культомбога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанрполучил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этогопериода были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»),Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветаетриторика — умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать своипозиции. Среди ф-фских проблем в кл.периоде на 1 план выдвигается  пониманиясущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия ипервоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинулДемокрит, разработав учение об атомах. Древнегр.софисты учили, что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещейзависит от их связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании.Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей». Значительное вниманиеПлатон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса,которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой вкладв ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы формальной логики. Развивались астрономия,медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-вов кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторыв основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий,Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия былистатуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главныйпредставитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера«Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр.скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. — время перелома в гр. живописи, перехода к объемномуизображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр. агон- борьба, состязание олицетворял хар-рные чертысвободного грека. Наиболее ярким выражением античного агонастали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое началодиалектика — умение вести беседу.
Эллинизм. Период от начала похода А.Македонского на Восток до завоевания Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полиснойограниченность, гр. к-ра впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашлисвое проявление в религии, ф-фии, литературе.Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны вэтом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последовательДемокрита). В литературе в  период эллинизмарастет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов,стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и видыискусства, связанные с украшением зданий — мозаика, декоративная скульптура,расписная керамика… Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, атакже палацы царей, жилые  дома. В обл.скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская  школа(драматизм). Скульптурные группы«Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фризалтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богиниАфродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизмастала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.                                                                                                                                   
20. З. Фрейд. — создал новое направление впсихологии и медицине — самокритика. Он назвал это психоанализом. Однакозначение фр-ской концепции чел-кавыходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщениепсихоанализа — фрейдизм стало учением в сфере ф-фии ик-рологии. Фр. открыл в чел-кебессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешиваетсяв чел-скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, чтонашей жизнью руководит наше «Я». Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» иполагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней психической силы.Фр-ское «Оно» имеет чисто природное происхождение, внем сосредоточены все первичные влечения чел-ка. Этипервичные влечения сводятся к 2: — сексуальные желания, — влечение к смерти,т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно».«Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из принципаудовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр. открывает«хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои влечения,маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен выжить лишьпостольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять«Оно» своим целям. Фр. указывает на способ, кот. к-рапроводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно».Этот способ Фр. назвал сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивныевлечения «Оно» обретают форму влечения к познанию, иск-ву,высокому идеалу. При этом к-ра по Фр. выражаетсистему общ-ных норм и всегда стоит над отдельнымчел-ком. К-ра может руководить чел-ком лишьпостольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась вкачестве особой бессознательной установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто между 2 противоположнымиполюсами — природной стихией и требованием к-ры. Если к-ратребует от чел-ка больше, чем он может, то у индивидаэто вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-раделает жизнь более безопасной, блокируя чел-киеинстинкты, агрессивность, но платой оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих. стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью,агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие наукии к-ры 20в. Юнг обнаружил типичныеобразы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. Эти образы совпадали ссимволами, проходящими через всю историю мир. к-ры. Самое удивительное, чтобольшинство пациентов Юнга не могли знать в силу своего образования про этидостаточно сложные к-рные символы. Эти символическиеобразы не пришли из вне и не изобретались сознательно, след-номожно сделать вывод, что они рождены общим для всех людей бессознательным, Юнгназ. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол-вное бессознательное имеет к-рноепроисхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнг считает,что основа души все же может жить в мире с к-рой, неразделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя укротить «демонов души», но ихможно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставитьих на службу к-ре. Поэтому европ.к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченноеединство чел-кой души, что однако вовсе не означаетпогружения в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. Юнграскрыл органическую связь к-ры и чел-когобессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала какосуществление бессознательных основ души. Концепцияигровой к-ры — одна из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один изярких представителей этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции — это к-рно-историческая универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной деятельности, кот. приятнасама по себе независимо от какой-либо цели. Игра сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризуетмногие к-рные формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр. среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был совершить предварительно аналогичнуюработу в своем воображении, т.е. проиграть деятельностный процесс. Но Хейзингане сводит игровой эл-т только к духовному проявлению,он присутствует и во всех сферах материальной к-ры и определят содержание егоформ. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект игрыпредпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком массовойк-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он противопоставляет ей подлинную«живую» к-ру, кот. чел-кделает личным достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к-ры, данная испанским ф-фом,созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры по мнению этих мыслителейсоставляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры.
14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более тысячелетия) в истории Зап. Европы между античностью и новымвременем. выделяют 3 периода развития: 1)Раннее средневековье — новые западные европейцы принимали христианство,кот. в Р. было гос-ной религией, на территории бывшейримской империи формировались новые гос.формирования, создававшиеся варварами. Р-ская империяраспалась на множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств ипрочих уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялисьникаким импер-рам или королям. Официальной идеологиейкатолицизма становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап.Европы еще сохраняются традиции  античнойдуховной к-ры. Школы, сущ-щие при монастырях,культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те знания, кот.требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение,латинский язык с эл-тами лит-рногообразования, необходимый для усвоения Писания; 2) Высокое(классическое) средневековье — Европа начала преодолеватьзатруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в. сотрудничество по законамфеодализма позволило создать более крупные гос. структурыи собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали господство на средиземном море иего о-вах. Наступившая стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило чертыварварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима иварварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во,развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра.Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья  схоластика — тип религиозной ф-фии, для которой хар-рноподчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания.С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3) Позднее средневековье — продолжилосьформирование европ. к-ры, но ход его был далеко негладким. Зап. Европа неоднократно переживала великийголод, многочисленные эпидемии принесли много чел-кихжертв. Сильно замедлила развитие к-ры столетняя война. Но после войныналадилось ремесло, с/х и торговля, возникли новыеусловия для подъема духовной жизни науки, ф-фии, иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рныеизменения. Средневековая символика нашла свое отражение в ар-ре и христианскойлитургии. Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозныхобрядах используются эл-ты театра. В 10в.появляются  народные путешествующиеактеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всейЕвропе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских странах(Франция).Против монополии церкви в духовной сфере впервые выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках складываетсясветская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франциии Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра,направленная своим смыслом против аскетизма церковной лит-ры.Основные ее жанры — лирика и роман. В них воспевали высокие чувства к дамесердца. Первыми куртуазными лириками были трубадуры( провансальскиепоэты-певцы). Влияние народного творчества отразилось в эпоса средневековья.
 15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельнымспецифически европейским худ. стилем средневековой Европы был романский. Онвозник в рез-те синтеза остатков худ. к-ры Рима иварварских племен. Сначала это был пра-романский стиль. В конце пра-романскогопериода эл-ты романского стиля смешивались с византийскими,ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с чертами др. сев.Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множестволокальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра5-8в. обычно проста, исключение — здания в Равенне(Италия). Во многих регионахэтот стиль был продолжением раннехристианского иск-ва.Отличается округлыми или многоугольными соборными церквями — собор Сан Витало вРавенне и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-Капелле, в наст. Время Аахен,Германия. Одним из творений каролингских ар-ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировалисьтакже здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены вСент-Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижениемар-ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для ихразработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянныхперекрытий пра-романских зданий.Скульптура. Большинство скульптур было интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным, так иэстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии,Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах,подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных памя


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.