Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов 2

--PAGE_BREAK--
Мотив достижения— стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т. О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [Гордеева, 6].

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления [Магомед-Эминов, 23]. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения:

1. Стремление достигать высоких результатов (успехов).

2. Стремление делать все как можно лучше.

3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.

4. Стремление совершенствовать свое мастерство.

Мотив достижения проявляется во многих ситуациях (являясь относительно устойчивым личностным образованием), когда человек стремится достигать высоких целей.

Однако он является динамичным образованием и начинает действовать (актуализируется) во взаимодействии с ситуативными факторами — такими как ценность и вероятность (шансы) достижения успеха в определенной сфере деятельности.

Мотивация достижения — стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, но это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).

Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов (успехов) в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения.

Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Однако не только он, но и другие факторы (сложность задания, ценность успеха, вероятность, т.е. шансы достижения успеха) влияют на стремление к успеху в определенный момент времени (в конкретной ситуации или сфере деятельности).

Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и шансы (вероятность) достижения успеха — незначительными. Тогда как индивид с низким мотивом достижения при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания).

Так как испытуемыми в нашем исследовании являются студенты, то необходимо упомянуть о мотивации учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых.

Основными структурными элементами мотивации учебной деятельности студентов вуза являются познавательная мотивация и мотивация достижения успеха. Их стимулирование непосредственно способствует повышению эффективности учебной деятельности.

В ходе смены видов учебной деятельности от учебно-познавательной через учебно-исследовательскую к учебно-профессиональной деятельности меняется предмет деятельности и ее мотивы.По мере развития учебной деятельности ее смысл становится «психологически решающим» и приобретает функцию побуждения, мотив становится личностным образованием, а не «преходящим, случайным внешним стимулом».

Познание выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, расширении жизненного опыта. Удовлетворенность познания выражается в связи личностных смыслов с познавательной деятельностью и в воплощении получаемых знаний в реальной практике.

Достижение характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью. Удовлетворенность достижения влечет осознание своей роли в достигнутом, обеспечивает реалистичное целеобразование, надежду на успех, постоянное самоусовершенствование и улучшение результатов деятельности за счет познания и усиления работоспособности.

Структура мотивации учебной деятельности студентов педагогического вуза реализуется в мотивационных стратегиях. Это комплексы способов деятельности, опосредующих большинство ситуаций включенности студентов в деятельность учения, отражающие динамическую сторону мотивации и обеспечивающие развитие ее содержания: 1) интернально-объектнаястратегия – избегание сложных жизненных ситуаций; 2) интернально-субъектнаястратегия – стремление к сотрудничеству, преодолению разногласий и совместному творчеству во всех основных видах деятельности; 3) экстернально-субъектнаястратегия – соперничество, следование внешним нормам и правилам, самоутверждение личности во внешнем; 4) экстернально-объектная стратегия – приспособление к другим людям.

Таким образом, мотивационная направленность формируется в процессе жизнедеятельности людей, а также может быть сознательно сформирована в контексте той социальной ситуации, в которой оказался субъект деятельности.

В данном параграфе мы рассмотрели теоретические основы понятий «мотив», «мотивация», «мотивация достижения». Анализ психологической литературы по данной тематике позволяет сформулировать нам следующие выводы:

— мотив является осознаваемым или неосознаваемым побуждением, желанием (интересом, установкой) к дальнейшей деятельности;

— мотивация – побуждение к действию, вызванное определенным мотивом. Мотивация выступает как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление способы осуществления конкретных форм деятельности;

— мотивация достижения является основным структурным элементом мотивации учебной деятельности студентов педагогического вуза;

— в современной психологии термин «мотивация» трактуется двояко: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне;

— мотивация – побуждение к действию, направленное на достижение определенной цели;

— мотивация достижения направлена на конечный результат и ориентирована на цель;

— достижение характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью;

— идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи;

— мотивация формируется в процессе жизнедеятельности людей, а также может быть сознательно сформирована в контексте той социальной ситуации, в которой оказался субъект деятельности.


1.2.             
Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции.

Проблема саморегуляции и управления человеком собственным поведением является одной из важнейших и стержневых в психологии.

Важная роль саморегуляции в жизни человека достаточно очевидна, так как вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. От уровня сформированности саморегуляции зависят успешность, надежность, конечный исход любого акта произвольной активности. О.А.Конопкин отмечает: «Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и существенная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции реализуется единство психики человека во всем его многообразии условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов способностей и т.д.» [Конопкин, 15,16]

Вслед за Конопкиным Моросанова В.И. понимает осознанную саморегуляцию как «системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей» [Моросанова, 30].

Исследование проблемы саморегуляции открывает большие возможности для раскрытия общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности в деятельности, поведении, общении, а также для понимания феномена общего уровня субъективного развития человека, для изучения индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра разнообразных практических задач.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что, несмотря на достаточно большое количество публикаций, многие исследователи не дают четкого определения понятия «саморегуляция». Впервые слово «саморегуляция» появилось в кибернетике и теории автоматического регулирования, обозначая «поддержание параметров какой-либо функционирующей системы в заданных границах постоянства или изменения».

В Большой советской энциклопедии термин «саморегуляция» раскрывается следующим образом: «Саморегулирование (самовыравнивание) — способность восстанавливать устойчивость после нарушения ее со стороны внешних или внутренних факторов».

В словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского [19] термин «саморегуляция» трактуется так: «Саморегуляция (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать)  — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и является информационным процессом, носителем которого выступают различные психические формы отражения действительности. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания».

Краткий словарь психологических терминов дает следующее определение понятия «саморегуляция».

Саморегуляция— (лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — процесс  управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Оксфордский толковый словарь по психологии: [37]

Саморегуляция— приблизительный синоним  саморуководства, но используемый более «нейтрально». То есть этот термин не предполагает теоретических дискуссий, которые лежат в основе коннотаций его приблизительного синонима.

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога:

Саморегуляция— целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Саморегуляция  психическая — один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Таким образом, мы выяснили, что большинство авторов различных словарей, понимают под саморегуляцией процесс, который призван управлять, налаживать, приводить в порядок собственные психические и физиологические процессы.

А.К.Осницкий предупреждает о том, что нельзя смешивать процессы регуляции, осуществляемые на психическом уровне и уровне психофизиологическом, поэтому необходимо разграничить понятия саморегуляция и авторегуляция. Исследователь пишет: «Процессы психофизиологического и других уровней регуляции могут быть отнесены к процессам авторегуляции, по аналогии с техническим устройствами. Эти процессы направлены на поддержание гомеостаза или сохранения режима в границах, обеспечивающих жизнеспособность организма. Понятием «саморегуляция» целесообразнее обозначать процессы регуляции, осуществляемые человеком в организации собственных усилий, опосредованные освоенной культурой, и доступные сознательному контролю. Промежуточное положение занимают процессы, сопоставимые с аутогенным тренингом, когда сознательным усилием добиваются пробуждения процессов авторегуляции» [Осницкий, 38].

Рассмотрим, как понимают процесс саморегуляции отдельные исследователи. Одни отождествляют понятие «саморегуляция» с другими терминами: «саморегуляция = рефлекторная деятельность» (Симонов П.В), «саморегуляция = адаптация» (Ершов А.А.), «саморегуляция = самоуправление» (Ксенофонтова Е.Г.). Мы согласны с Ю.А.Миславским [27, 28], который под саморегуляцией понимает «процесс поддержания в человеке такой продуктивной активности, которая требует от него определенной работы над собой, а тем самым в высших своих проявлениях захватывает момент развития его как личности». Именно такой подход к исследуемой нами проблеме позволяет говорить о связи между мотивацией достижения и уровнем саморегуляции у студентов-психологов.

Многие исследователи использовали термин «регуляция» при рассмотрении такого понятия, как «воля», из чего следует предположение о том, что эти процессы достаточно близки. Ещё И.М.Сеченов неоднократно подчеркивал в качестве главной особенности воли регулирование поведением. «Воля, как регулятор поведения, — писал он, — вопреки мнению идеалистов, не есть какая-то духовная сила, посредством мозгового механизма управляющая поведением человека. Регулятором поведения является сам сложнейший механизм коркового аппарата, закономерно реагирующий на раздражения внешнего мира». И.М.Сеченова можно считать первым ученым, который ввел понимание воли как особой формы психической регуляции. Его слова о том, что воля является деятельностной стороной разума и морального чувства, являются отражением именно такого понимания. Регулирующую роль воли отмечали также В.А.Иванников, В.К.Калин, П.А.Рудик, В.И.Селиванов [Ильин, 12] и др. П.А.Рудик определяет волю как «способность человека сознательно регулировать свою деятельность и управлять поведением». Один из наиболее крупных исследователей воли В.И.Селиванов связывает понятия «воля» и «саморегуляция». Он пишет: «Воля — это характеристика сознания по формам регулирования самой деятельности человека во внешнем мире. Одним из важнейших признаков воли человека является сознательное регулирование поведения. Воля является одним из средств саморегуляции, сложившимся в ходе овладения человеком различными видами деятельности. Это выработанное в процессе личного опыта умение осуществлять задачи целеполагания, привлекать для их решения внутренние ресурсы и арсенал активных средств по преодолению неопределенных ситуаций». Безволие при таком понимании можно определить как уклонение от решения поставленных задач, пассивно-оборонительное поведение, своеобразную реакцию избегания. Объективно воля выражается в осуществлении преобразований, преодолении препятствий и затруднений; субъективно для самого человека — в самопринуждении. Волевые проявления человека осуществляются в подчинении прилагаемых им усилий и средств системы саморегуляции делу, может быть, менее интересному в настоящий момент, но более значимому с личностных позиций. Большое количество поступков человек совершает в своей жизни незаметно для себя и для окружающих, когда навыки саморегуляции доводятся почти до автоматизма.

Процессы осознанной саморегуляции, осуществляемые субъектом активности, доводятся в процессе упражнений, в процессе решения сходных или одних и тех же задач до автоматизма, чтобы в случае экстренной необходимости сохранить возможность немедленного возвращения автоматизированных способов и навыков под контроль сознания и поставить их на службу достижения важных для личности целей.

Необходимость волевой регуляции, подчеркивает В.А.Иванников, возникает тогда, когда «субъект не располагает средствами для достижения стоящей перед ним цели и должен осуществить активный сознательный поиск возможностей для ее достижения или компенсировать недостаток этих средств дополнительным побуждением к действию».

В.К.Калин видит специфику воли в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройке их организации для создания оптимального режима психической активности) и перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Исследователь главную задачу воли видит в том, чтобы обеспечить человеку овладение собственным поведением и психическими функциями.

Таким образом, многие исследователи теснейшим образом связывают понятия «волевое регулирование» и «саморегуляция».

Е.П. Ильин [12] считает, что непременными компонентами управления (и саморегуляции как частного случая управления) человеком своим поведением и деятельностью являются эмоции и воля. Традиционно эмоционально-волевая регуляция является объектом рассмотрения общей психологии. В процессе саморегуляции поведения и деятельности эти компоненты могут выступать в различных соотношениях. В одних случаях возникающие эмоции могут оказывать на поведение и деятельность дезорганизующее и демобилизующее влияние, и тогда воля выступает в роли регулятора, компенсируя отрицательные последствия возникшей эмоции. Это отчетливо проявляется при развитии у человека неблагоприятных психофизиологических состояний. Например, состояние тревожности и сомнений в ходе выполняемой деятельности преодолеваются с помощью волевого качества решительности. В других случаях эмоции, наоборот, стимулируют деятельность, и тогда проявления волевого усилия не требуются. В этом случае высокая работоспособность достигается за счет гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов. Однако такая регуляция неэкономична, расточительна, всегда заключает в себе опасность переутомления. Но и волевая регуляция имеет свою «ахиллесову пяту» — чрезмерное волевое напряжение может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому Е.П. Ильин считает, что личность должна оптимально сочетать сильную волю с определенным уровнем эмоциональности.

При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

1) принятая субъектом цель  его произвольной активности;

2) модель  значимых условий деятельности;

3) программа  собственно исполнительских действий;

4) система  критериев успешности деятельности;

5) информация  о реально достигнутых результатах;

6) оценка  соответствия реальных результатов критериям успеха;

7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

Саморегуляция представляет собой замкнутый контур  регулирования и есть информационный процесс,  носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами — чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр.

Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции.

Наша работа исследование проблемы взаимосвязи между уровнем мотивации достижения и уровнем саморегуляции у студентов-психологов. Мы исследовали психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и получили следующие данные.

Необходимо вновь соотнести понятия и их определения, на которые мы опирались в нашем исследовании.

Мотива́ция — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Мотивация достижения — стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, но это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).

Саморегуляция, по Миславскому Ю. А. – это  процесс поддержания в человеке такой продуктивной активности, которая требует от него определенной работы над собой, а тем самым в высших своих проявлениях захватывает момент развития его как личности [Миславский, 27].

По данным Моросановой В. И.,  индивидуальный уровень осознанной саморегуляции положительно связан с тенденциями стойко стремиться к поставленным целям. В классическом понимании мотивация достижения выражает тенденцию к достижению субъектно-принятой цели [Моросанова, 30].

Таким образом, мы видим, что эти два понятия связаны между собой. Мотивация, как и саморегуляция являются процессами управления поведением человека. Мотивация достижения – это стремление достичь успеха, а саморегуляция – это процесс, позволяющий поддерживать такой уровень продуктивности, чтобы достичь нужного результата – успеха. Следовательно, мотивация – это то, что движет человеком, а саморегуляция – это способность удерживать необходимый уровень активности.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона.

В данном случае применимо понятие осознанной саморегуляции — как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей. [Моросанова, 30]

Мы предполагаем, что мотивация достижения успеха имеет связь с саморегуляцией, которая выражается в настойчивости, самоуверенности, добросовестности, самодостаточности (независимостью), организованности.

Высокий уровень мотивации достижения способствует формированию эффективных стилей учебной и профессиональной деятельности. При высокой мотивации достижения чаще формируются гармоничные профили регуляции с высоким уровнем саморегуляции.

Представление об основных условиях продуктивной самостоятельности человека сформулировано А.К. Осницким. Он разработал концептуальную модель регуляторного опыта человека, обеспечивающего субъектную активность, вводит новое понятие — регуляторный опыт (опыт осознанной саморегуляции), который представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения.

Таким образом, можно управлять собственной мотивацией — это еще одна сторона взаимосвязи этих двух процессов. Когда человек стимулирует себя постоянной встречей с объектом мотивации, или потребности в достижении, то это дает ему возможность регулировать свое поведение, чтобы действовать в направлении достижения цели.

Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является основным модусом субъектного бытия человека. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.

Таким образом, проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследование открывает большие, во многом специфические, нетрадиционные возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития ребенка, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека, для исследования индивидуальнотипических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач.

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Выводы по первой главе:

При помощи теоретического анализа психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме, мы обозначили ряд понятий, на которые опирались в нашем исследовании.

Мы рассмотрели понятие мотив с разных позиций – мотив как потребность, мотив как намерение, мотив как устойчивое свойство личности, мотив как побуждение.

Мы пришли к выводу о том, что для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены. При таком понимании правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования.

Таким образом, мотив личности — это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.


При рассмотрении мотивации человека как психологического феномена, нам пришлось столкнуться со многими трудностями. Прежде всего, это неясность в определении «мотивации».

Мы выяснили, что впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауер.

Слово «мотивация» выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии.

Проанализировав понятие мотивации с точки зрения различных ученых, мы пришли к обобщенному варианту.

Мотива́ция (от lat. «movere»)— побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Что касается мотивации достижения, то первым, кто выделил данный вид мотивации, был Г.Мюррей. Мюррей дал следующее определение:

«…справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей».

Мы выяснили также, что мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Следовательно, мотивация достижения — стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, но это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).

Также в контексте нашего исследования мы посчитали необходимым раскрыть понятие мотивации учебной деятельности, в которую непременно входит мотив достижения.

Итак, мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых.

В ходе смены видов учебной деятельности от учебно-познавательной через учебно-исследовательскую к учебно-профессиональной деятельности меняется предмет деятельности и ее мотивы.По мере развития учебной деятельности ее смысл становится «психологически решающим» и приобретает функцию побуждения, мотив становится личностным образованием, а не «преходящим, случайным внешним стимулом».

Также в нашем теоретическом исследовании было подробно рассмотрено понятие саморегуляции.

Мы выяснили, что исследование проблемы саморегуляции открывает большие возможности для раскрытия общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности в деятельности, поведении, общении, а также для понимания феномена общего уровня субъективного развития человека, для изучения индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра разнообразных практических задач.

Впервые слово «саморегуляция» появилось в кибернетике и теории автоматического регулирования, обозначая «поддержание параметров какой-либо функционирующей системы в заданных границах постоянства или изменения».

Мы рассмотрели большое количество определений данного понятия  в различных источниках  и пришли к оптимальному определения, которое было дано Ю.А.Миславским. данный ученый под саморегуляцией понимает «процесс поддержания в человеке такой продуктивной активности, которая требует от него определенной работы над собой, а тем самым в высших своих проявлениях захватывает момент развития его как личности». Именно такой подход к исследуемой нами проблеме позволяет говорить о связи между мотивацией достижения и уровнем саморегуляции у студентов-психологов.

Также мы выяснили, что некоторые ученые отождествляют понятия «воля»  «саморегуляция».

 Необходимость волевой регуляции, подчеркивает В.А.Иванников, возникает тогда, когда «субъект не располагает средствами для достижения стоящей перед ним цели и должен осуществить активный сознательный поиск возможностей для ее достижения или компенсировать недостаток этих средств дополнительным побуждением к действию».

В нашей работе приняли участие студенты психологического факультета, которые включены в учебную деятельность.

Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Поэтому, мы упомянули о том, что наряду с волей, понятие эмоций также входит в структуру саморегуляции.

Эмоциональная составляющая включена в учебную деятельность не в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, который влияет как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, персонализацией и другими показателями.

Мотивация, как и саморегуляция являются процессами управления поведением человека. Мотивация достижения – это стремление достичь успеха, а саморегуляция – это процесс, позволяющий поддерживать такой уровень продуктивности, чтобы достичь нужного результата – успеха. Следовательно, мотивация – это то, что движет человеком, а саморегуляция – это способность удерживать необходимый уровень активности.

Таким образом, мы можем заключить, что саморегуляция и мотивация достижения теоретически взаимосвязаны.

Глава
II
. Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции.

2.1. Описание использованных методик.

Цель практической части нашей работы — эмпирическое исследование мотивации достижения и саморегуляции студентов-психологов. Для этого мы исследовали уровень мотивации достижения и уровень саморегуляции.

Исследование проводилось на студентах факультета психологии ЧГПИ. В эксперименте приняли участие 20  человек  в возрасте от 18 до 23 лет.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, а также для решения задач эмпирической части было использовано несколько методик. Для исследования мотивации достижения мы использовали опросник Мехрабиана, а также методику «Потребность в достижении», разработанную Ю.М. Орловым.

Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю.М. Орловым.

Представление о потребности в достижениях берет свое начало  из понятия Ф. Хоппе  «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое Х.Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.

Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.

Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов за ответы «да» и «нет». Таким образом, оценочная шкала – от 0 до 23 баллов.

Чем больше баллов  в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.

Для изучения уровня саморегуляции нами были применены следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана для изучения волевой саморегуляции.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) был создан в 1988 году в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции (заведующая — В.И.Моросанова) и пригодна как для научных исследований, так и в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной саморегуляции. Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности. Цель методики — это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств — гибкости и самостоятельности.

Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.

В последующие годы был разработан целый ряд модификаций этой методики: «Саморегуляция подготовки спортсмена», СПС (Моросанова, Соколова, 1989), «Стиль саморегуляции студентов», ССС (Моросанова, Сагиев, 1994), «Саморегуляция в избирательной кампании депутата», СИК (Моросанова, Холопова, 1995). Все эти опросники направлены на диагностику развития индивидуальной саморегуляции и основных ее компонентов. Различия заключаются, в первую очередь, в наборе ситуаций, которые используются в утверждениях опросника. Они учитывают специфику различных видов профессиональной и учебной деятельности. Различаются версии опросника также и составом диагностируемых регуляторно-личностных свойств, в зависимости от их значимости для той или иной профессиональной группы. Так, например, для спортсменов профессионально значимым является регуляторно-тактическая гибкость, а для политиков — самостоятельность). В версии опросника ССПМ 1998 года была уточнена шкала моделирования, что расширяет дифференцирующие возможности данного инструмента (Моросанова, Коноз, 2000).

Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.

Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно », «Пожалуй, верно », «Пожалуй, неверно », «Неверно » и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где «Да » означает положительные ответы, а «Нет » — отрицательные.

Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция: «Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак „плюс“ (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то „минус“ (-).

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам „настойчивость“ (Н) и „самообладание“ (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале „В“ должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале „настойчивость“ – от О до 16 и по субшкале „самообладание“ – от 0 до 13.

2.2. Анализ и интерпретация результатов.

Итак, в ходе нашего исследования были получены следующие результаты, которые представлены в общей сводной таблице:



Методика Моросановой

Опросник Зверькова и Эйдмана

Методика Ю.М. Орлова

Опросник Мехрабиана

1

28

13

13

139

2

25

8

10

152

3

34

22

17

185

4

25

11

13

118

5

30

12

15

167

6

24

15

14

159

7

22

12

14

163

8

31

21

18

179

9

29

12

12

170

10

19

11

8

133

11

19

10

11

131

12

28

18

16

143

13

26

17

14

127

14

34

13

15

201

15

24

13

14

114

16

31

18

16

193

17

19

6

10

114

18

29

18

14

127

19

37

19

17

210

20

34

14

14

178



Так как целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между мотивацией достижения и саморегуляции, то в своих расчетах мы пользовались коэффициентом корреляции Пирсона (rxy).

В первом случае мы сравниваем показатели методики Моросановой (X) и методики Ю.М. Орлова(Y).

Гипотеза:

Н0: корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения не отличается от нуля.

Н1  : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения достоверно отличается от нуля.





X

Y

Xi

Yi

Xi2

Yi2

Xi*Yi

1

28

13

-0,6

0,75

0,36

0,5625

-0,45

2

25

10

2,4

3,75

5,76

14,0625

9

3

34

17

-6,6

-3,25

43,56

10,5625

21,45

4

25

13

2,4

0,75

5,76

0,5625

1,8

5

30

15

2,6

-1,25

6,76

1,5625

-3,25

6

24

14

3,4

-0,25

11,56

0,0625

-0,85

7

22

14

5,4

-0,25

29,16

0,0625

-1,35

8

31

18

-3,6

-4,25

12,96

18,0625

15,3

9

29

12

-1,6

1,75

2,56

3,0625

-2,8

10

19

8

8,4

5,75

70,56

33,0625

48,3

11

19

11

8,4

2,75

70,56

7,5625

23,1

12

28

16

-0,6

-2,25

0,36

5,0625

1,35

13

26

14

1,4

-0,25

1,96

0,0625

-0,35

14

34

15

-6,6

-1,25

43,56

1,5625

8,25

15

24

14

3,4

-0,25

11,56

0,0625

-0,85

16

31

16

-3,6

-2,25

12,96

5,0625

8,1

17

19

10

8,4

3,75

70,56

14,0625

31,5

18

29

14

-1,6

-0,25

2,56

0,0625

0,4

19

37

17

-9,6

-3,25

92,16

10,5625

31,2

20

34

14

-6,6

-0,25

43,56

0,0625

1,65



548

275





468,24

125,75

191,5



Xср=∑x  ∕ N=548∕ 20=27,4

Yср=∑x  ∕ N=275∕ 20=13,75

Xi=Xcр – Х

Õx=√∑x2∕ N=√468,24∕ 20=4,84

Õy=√∑y2∕ N=√ 125,75∕ 20=2,51

Rxy= ∑xi*yi  ∕  N* Õx* Õy= 191,5∕ 20*4,84*2,51=0,788

K=N– 2= 20-2-18 → P(0,05)=0,44; Р(0,01)=0,56

Принимаем Н1.

Во втором случае мы сравнивали показатели методики Зверькова и Эйдмана (Х) и результаты методики Ю.М. Орлова(Y).

Гипотеза:

Н0: корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения не отличается от нуля.

Н1  : корреляция между показателями саморегуляции и мотивации достижения достоверно отличается от нуля.



X

Y

Xi

Yi

Xi2

Yi2

Xi*Yi

1

13

13

0,55

0,75

0,3025

0,5625

0,4125

2

8

10

5,55

3,75

30,8025

14,0625

20,8125

3

22

17

-8,45

-3,25

71,4025

10,5625

27,4625

4

11

13

2,55

0,75

6,5025

0,5625

1,9125

5

12

15

1,55

-1,25

2,4025

1,5625

-1,9375

6

15

14

-1,45

-0,25

2,1025

0,0625

0,3625

7

12

14

1,55

-0,25

2,4025

0,0625

-0,3875

8

21

18

-7,45

-4,25

55,5025

18,0625

31,6625

9

12

12

1,55

1,75

2,4025

3,0625

2,7125

10

11

8

2,55

5,75

6,5025

33,0625

14,6625

11

10

11

3,55

2,75

12,6025

7,5625

9,7625

12

18

16

-4,45

-2,25

19,8025

5,0625

10,0125

13

17

14

-3,45

-0,25

11,9025

0,0625

0,8625

14

13

15

0,55

-1,25

0,3025

1,5625

-0,6875

15

13

14

0,55

-0,25

0,3025

0,0625

-0,1375

16

18

16

-4,45

-2,25

19,8025

5,0625

10,0125

17

6

10

7,55

3,75

57,0025

14,0625

28,3125

18

18

14

-4,45

-0,25

0,3025

0,0625

1,1125

19

19

17

-5,45

-3,25

71,4025

10,5625

17,7125

20

14

14

-0,45

-0,25

0,3025

0,0625

0,1125



271

275





374,05

125,75

174,75



Хср=271/20=13,55

Yср=275/20=13,75

Xi=Xcр – Х

Õx=√∑x2∕ N=√374,05/20=√ 18,7025=4,32

Õy=√∑y2∕ N=√125,75/20=√ 6,2875=2,51

Rxy= ∑xi*yi  ∕  N* Õx* Õy=174,75/20*4,32*2,51=174,75/216,864=0,806

K=N– 2= 20-2-18 → P(0,05)=0,44; Р(0,01)=0,56

Принимаем Н1.

Таким образом, мы выяснили, что саморегуляция и мотивация достижения коррелируют друг с другом, то есть имеют определённую взаимосвязь. Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого, то есть при изменении уровня общей волевой саморегуляции непременно происходит соответствующее изменении уровня мотивации достижения.


Заключение
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :