Реферат по предмету "Культура и искусство"


Вознесенский кафедральный собор

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯСВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОГО СОБОРА
§2. ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ
§3. ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА
§ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИРЕСУРСОВ

ВВЕДЕНИЕ
Построенныйна рубеже столетий в эпоху апогея расцвета эклектики, собор являет собой яркийпример Российской колониальной архитектуры начала 20 века. Этому периоду нановых азиатских границах империи было присуще применение так называемогорусского стиля, и Вознесенский собор в Алматы, пожалуй, самое запоминающеесяего проявление… Буйство красок и форм, заносимое в Россию с Востока, иособенно во времена монгольского нашествия и в период «нашествия» эклектики вкультуре XIX века, отозвалось в нем уже новым качеством и новым смыслом,гармонично вписывая собор в окружающую его среду и очень точно отвечая местнойвосточной психологии. Грандиозность и, одновременно, изящество форм и пропорцийздесь сплелись воедино, яркий декор фасадов плавно переходит в пространстваинтерьеров, наполненных светом и чистыми красками. Удивительное стремление квыдержанности стиля, наперекор всякому рационализму и привязанности кконструкционному материалу! Полнейшая иллюзия каменного здания… Вот такпроисходит перенос форм с одних конструкций на совершенно другие. Подобный(хорошо сохранившийся) пример трудно найти на территории Центральной Азии, а посвоей силе его можно сравнить только с Храмом Вознесения в Коломенском, что подМосквой.
Вознесенскийкафедральный собор без преувеличения является не только одной из главныхдостопримечательностей Южной столицы, но и свидетельством незримой духовнойсвязи соединяющей одной нитью три великих эпохи нашей истории. Менялась власть,исчезали государства, но как незримый хранитель времени, стоит этотвеличественный храм, свидетельствуя о неземном мире горожанам и гостям Верного,Алма-Аты, Алматы.

§1. ИСТОРИЯСОЗДАНИЯ СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОГО СОБОРА
История строительства Вознесенскогокафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы XIX века. Временное военноеукрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855г., а уже в1867 городок у подножия Заилийских гор становится областным центромТуркестанского края. Его быстро растущий организм уже успел ощутить потребностьв соборном городском храме, но строительство, начавшееся в 1868г., с самогоначала было обречено на превращение в долгострой: неполная документация,постоянные смены ответственных производителей, а затем и полное их отсутствие втечение длительного периода.
Верный быстро приобретал все большееполитическое и культурное значение в Туркестанском крае. Уже в 1872 сюдаперемещается центр епархии из Ташкента вместе с кафедрой епископа, которая былавременно установлена в новой станичной церкви, в честь этого событияпереименованной в Софийский кафедральный собор. Это событие послужило толчкомтому, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопрос остроительстве кафедрального собора. А поскольку требования к планировкетакового сильно отличаются от предъявляемых к просто соборным зданиям, начатоестроительство уже не соответствовало моменту. Да и количество прихожан к этомувремени уже насчитывало 1800 человек (ЦГА РК, ф.44, оп.1, д.50262, д.50287). Поэтомув том же году принимается решение о строительстве нового здания длякафедрального собора вместимостью 1500 человек. Однако прошло еще около десяткалет, пока в 1882г. были сделаны первые проектные предложения. Небольшой конкурсидей архитекторов П. Гурдэ и Г. Серебренникова, организованный Комитетом построительству совместно с епархиальным управлением, был решен в пользупредложения Г.Серебренникова. Его проект единодушно признается «болееподходящим как по размерам, так и по изяществу и стилю для Кафедрального собора»(ЦГА РК, ф., оп.1, д.50368). Но затянувшееся открытие финансирования, смертьархитектора и разрушительное землетрясение 1887г. внесли изменения в эти планы.
Землетрясением была уничтожена большая частьпостроек Верного. Оно стало серьезным предостережением строителям молодого города.Широкомасштабное исследование и анализ конструкций уцелевших зданий, ихсопоставление с конструкциями разрушенных было осуществлено специальнойкомиссией из лучших российских инженеров. Результаты ее работы показали, чтокаменные постройки пострадали во много раз сильнее деревянных:1800 из нихразрушилось, в то время как 800 деревянных остались невредимыми. Эти данные Областнойстроительный комитет учёл при разработке «Правил для возведения казенных иобщественных построек в местах Семиреченской области, подверженныхземлетрясениям», утвержденных Министерством внутренних дел Российской империи в 1889 г. В соответствии с этими правилами запрещалось возведение в сейсмическихрайонах крупных зданий из кирпича и камня, рекомендовалось использоватьдревесину, здания делать рублеными, на каменных фундаментах с устройствомподвалов и укреплением стен по углам вертикальными брусьями, стянутыми болтами.
После 1887г. Верный начинает заново отстраиваться.Пока «суд да дело» для кафедрального собора Туркестанской Епархиивозводится временное здание на территории Губернаторского сада – сегодняшнегопарка им.28 гвардейцев-панфиловцев, – так как церковь в Большеалматинскойстанице, где он размещался до землетрясения, была целиком разрушена. Временноездание было построено из древесины пострадавшего от землетрясения дома Военногогубернатора, на деревянных столбах-фундаментах, с небольшим куполом и галереямис трех сторон. И был здесь один придел «Во имя святых мучениц Веры, Надежды,Любви и матери их Софии» освященный в их честь (ЦГА РК, ф.153, оп.1, д.371,1-6стр.), и потому назывался он Софийским.
Всем известно: ничто не бывает болеепостоянным, чем временное. Так и с постройкой временного здания проблемавозведения нового капитального была отодвинута на второй план. Сколько ремонтовпришлось претерпеть ему из-за того, что было построено в спешке и изнекачественных материалов! Объем временного собора уже очень скоро пересталсоответствовать нормальному функционированию, в результате галереи былиперестроены и превращены во внутренние помещения, а позже пристроена иколокольня. Сюда же в 1894г. помещаются привезенные из Гатчины новые 8колоколов, из которых самый большой весил 249 пудов 17 фунтов (в 1907 году этиже колокола будут водружены на колокольню Вознесенского кафедрального собора).
Несмотря на постоянные ходатайствасменяющихся епископов Туркестанской епархии перед самыми высокими инстанциями,новый проект для Кафедрального собора был разработан лишь к концу 90-х годов.Этот виток в его истории строительства связан с приездом в Верный в 1893 годунового епископа Григория. Он предложил использовать для строительства средства,полученные городом от Всероссийского кружечного сбора по церквам в пользупострадавших от землетрясения жителей города Верного и селений Семиреченскойобласти. Эта идея была рассмотрена и одобрена Генерал-губернатором иТуркестанской епархией. В 1894г. выделяется под храм земля и место этоосвящается. Однако из-за строительства, развернувшегося по всему Семиречьюпосле землетрясения, проект собора разрабатывался так долго, что к 1898 годууже новый епископ – Аркадий – вынужден был снова ходатайствовать об ускорениипроцесса, так как без проекта, утвержденного Святейшим Синодом вСанкт-Петербурге, об открытии подобного финансирования на строительство соборане могло быть и речи. К этому моменту временный кафедральный собор уже совсемне соответствовал требованиям по вместимости и успел прийти в состояние,грозящее обрушениями (ЦГА РК ф.44, оп.1, д.50608, стр.21).
Наконец, в 1899г. архитектором КонстантиномАркадьевичем Борисоглебским был предоставлен на утверждение Строительномукомитету и Епархии проект для здания собора. Рассматривая его в 1900 году,Строительное отделение Семиреченского областного правления отметило, что «величественныйи поместительный Собор должен быть в нашем городе Верном как для поддержанияпрестижа русского имени и православной веры сея представителем в мусульманскомкрае...» (ЦГИА РУз, ф.И-1, оп.10, д.18, стр.35). Этот документ дает возможностьпроследить, каков был первоначальный замысел Борисоглебского, как он изменялсяна протяжении всех последующих лет, даже в разгаре строительства: «Ввидуместных землетрясений постройка проектирована деревянная со стенами в видесруба, на каменном фундаменте и цоколе, под железной крышей, с деревяннымиполами, штукатуренными известью внутри и снаружи стенами и потолками, отоплениепечное. Церковь трехпредельная, рассчитана примерно на 2000 прихожан и вдостаточной степени снабжена службами… План, вообще, вполне удобен. Фасадразработан довольно изящно, но массы неудовлетворительны в виду того, чтоглавный купол мало доминирует над боковыми...»(ЦГИА РУз, ф.И-1, оп.10, д.18,стр.35)
С этого момента чертежи вместе спояснительной запиской и сметой отправились в длинное путешествие по различныминстанциям Верного, Ташкента, Санкт-Петербурга, вызывая бури сомнений ипредложений. Например, резко критиковалось то, что собор должен был возводитьсяиз дерева. В первую очередь с точки зрения сложного обеспечения пожарнойбезопасности. Возникали опасения по поводу возможного заражения древесиныгрибковыми болезнями. Беспокоил слишком большой объем здания, ведущий к высокойстоимости, а также к трудностям в обеспечении сейсмостойкости. Подвергалосьсомнению даже отопление: предлагалось заменить запроектированное печноецентральным паровым или водяным. И, конечно же, критиковались архитектурныеформы собора и отделка: вместо купола на центральном барабане, конечно же,должен быть шатер, и штукатурку фасадов заменить на деревянную обшивку, дабы неимитировать каменное строение, а подчеркнуть его деревянную сущность… Все какво все времена: споры и обсуждения, за которыми стояли годы....
В конечном итоге, в 1903г. вСанкт-Петербурге Святейший Синод утверждает скорректированный и дополненныйинженером А.П. Зенковым проект К.А. Борисоглебского и новую к нему смету.Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904г., и,наконец, его возведение начинается. Ответственным за производство всехстроительных работ был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший в то времяобязанности областного инженера. Несомненно, он сыграл значительную и яркуюроль в истории строительства собора, так как внес немало изменений в проектархитектора Борисоглебского, который еще в 1902 году покинул Верный навсегда.
Здание собора уникально тем, что многоездесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например,применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины,приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов… Но самым важныммоментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотноездание (до подкрестного шара колокольни – 41,4м), специально решая вопросы егосейсмической устойчивости, и на это был направлен целый ряд мероприятий. Именноблагодаря инициативе А.П. Зенкова при устройстве фундаментов было решенокирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основусооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стенпроизводилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» – состатком, доходящим до 45см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимамииз деревянных брусьев, стянутых болтами. Аналогично укреплялись мощные –рубленые! – колонны в интерьере. Нагели в стенах здесь устанавливались чащеобычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошитынасквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальныминакладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок,обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропилаукреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в видесплошного дощатого настила. Несмотря на такое обильное использование металла вконструкциях, до сих пор ходит народная молва, утверждая, что собор построен «безединого гвоздя».
Сегодня трудно было бы представить как широкспектр географических названий мест, откуда привозились материалы и готовыеизделия для строительства и отделки собора: из Ташкента – цемент; из Варшавы –антисептик для обработки древесины и специальный раствор для покрытия цементныхполов; из Санкт-Петербурга – метлахские плитки с завода «Косъ и Дюрръ» ихудожественное литье из папье-маше с фабрики 3.Ковалевского; из Тулы –никелированные скобяные изделия со знаменитого завода В. Земцова; краску – изМосквы; иконы для иконостаса – из Киевской художественной мастерскойА.Мурашко… Почти как в наше время… А каких фамилий только не встретишь вдокументах: в строительстве Вознесенского собора принимали участие наряду срусскими и казахи, и калмыки, и татары, и украинцы.
Вне всяких сомнений, смелым инженернымрешением А.П. Зенкова, принятым уже в ходе строительства, можно считатьконструктивные изменения объема колокольни. Возведенная было уже до 3 яруса,она подверглась серьезной перестройке: высота была увеличена на 9,24м, авосьмигранная рубка ствола изменена на более прочную – четырёхгранную. В ходереконструкции уровень расположения колоколов, вес которых достигал более 7тонн, был снижен до минимума. Максимальному снижению центра тяжести всегообъема здания внимание уделялось еще на стадии проектирования при выбореархитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены,в верхней части все конструкции максимально облегчаются, даже гипсовая лепнинапотолков из соображений большей безопасности во время возможного землетрясениябыла имитирована литьем из папье-маше.
Возможностью любоваться изяществомВознесенского собора мы обязаны тоже все-таки Зенкову, который смело пошел напересмотр утвержденного Святейшим Синодом шатрового перекрытия центральногобарабана, и изменил его на купольное, вернувшись снова к идее Борисоглебского,но уже в новом варианте. Все эти коррективы и решения требовали от АндреяПавловича и согласовавшего их Строительного комитета не только больших знаний истроительного опыта, чувства архитектурной гармонии, но и свободы ума и дажедерзости.
Завершилось строительство в августе 1907г.По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа нашего ИисусаХриста» (ЦГА РК, ф.153, д.417 «а», л.1).
§2. ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ
Разрушительное землетрясение, случившееся вянваре 1911г., стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям былочем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулсякрест, выбило стекла из окон. Собор, «при грандиозной высоте своей представлялочень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершинавысокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом» – писалА.П. Зенков в 1911 году в газете «Семиреченские областные ведомости»(№52,1911г.).
Вслед за этим испытанием последовал рядремонтных и отделочных работ на соборе. С наибольшим размахом они проводилисьперед празднованием 300-летия Дома Романовых в 1913г. Как показал анализархивных фотографий и результатов обследования самого здания, по этому случаю вотделке собора преобладали цвета российского флага. Так, металлическоекровельное покрытие «в шашку» шатра колокольни и куполов было перекрашено вбелый, синий, красный цвета, а на карнизах фасадов «российский флаг» можно быловстретить вплоть до последней реставрации.
Многое изменилось в Верном после 1917 года.То, что еще вчера вызывало чувство гордости в сердцах его горожан, сталосимволом «темноты и невежества». Больше чем по причине природных стихийпострадал собор в годы лихолетий – во втором, самом трагичном периоде всейистории. Вознесенский собор явил собой пример стойкости и твердости СвятомуПравославию в лице первого священномученника, Преосвященного Пимена.
строительствовознесенский кафедральный собор реставрация
Собор стал последним местом служениясвятителя, который не боялся выступать с проповедями, обличавшими убийц царяНиколая П, давать христианский анализ творившимся беззакониям. 16 сентября 1918года он был арестован и расстрелян без суда и следствия.
В 1929г. сброшены колокола со звонницыСвято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своейкрасоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована всяцерковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти размещаютздесь радиостанцию, затем – Республиканский краеведческий музей, чтопотребовало капитальной реконструкции здания.
По иронии судьбы или по счастливойслучайности к этим работам в 1934 году привлекается А.П. Зенков. Первоначальноеего предложение заключалось в устройстве небольших пристроек для фондов музеяпо бокам колокольни. Но к исполнению было принято его же, но другое решение. Впроцессе приспособления собора под историко-краеведческий музей все внутреннеепространство трансформировалось настолько, что даже посвященный зритель струдом мог определить его изначальную планировку. Однако, мастер, любивший своепроизведение, возводил новые перекрытия так, что они имели независимыеконструкции, удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков,маскируя их настилами и обшивкой…
Смена функций здания закономерно повлеклаизменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодарякоторым оно когда-то просматривалось с отдаленных точек города и по которымдалеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось подзеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируяфункциональное назначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеровсменились на революционно-розовые. Ничто, кроме двух каменных надгробий, ненапоминает, о том, что западная часть городского парка когда-то была кладбищем…
Река истории неизменно течет вперед, дажеесли она меняет свое русло. На смену периодам полного отрицания дня вчерашнегочасто приходят ностальгия и ощущение невозможности существования без своегопрошлого.
Именно такой поворот наступил в советскойистории Казахстана в 70-е годы. Это время знаменуется всплеском общественногоинтереса к памятникам истории и культуры. Постепенно пробиваясь нагосударственный уровень, интерес этот создает необходимые потенциалы для ихохраны и возрождения. Это время интенсивного изучения исторических мест,памятников архитектуры, бурного расцвета музейного дела, развития внутреннегокультурного туризма. Активизируется деятельность Министерства КультурыКазахской ССР: налаживается государственный учет и охрана памятников, также ихреставрация.
В этот период здание Вознесенскогокафедрального собора было взято под государственную охрану как памятникреспубликанского значения, и государственным бюджетом впервые выделяютсясредства на проведение ремонтно-реставрационных работ.
Поскольку в тот момент о восстановлениипервоначальных функций собора не могло быть и речи, то перед группойархитекторов-реставраторов (под руководством А.О. Итенова)Научно-реставрационной и ремонтной мастерской Министерства Культуры стоялатрудная задача – максимально обеспечить первозданную сохранность здания приусловии эксплуатации его как историко-краеведческого музея. Несмотря на жесткиерамки, ограничивавшие возможности, реставраторы нашли великолепное решение, прикотором хоть частично восстанавливалось первоначальное внутреннее пространствособора и его декор. Наконец, через много лет посетители музея могли хотя быпредставить былую грандиозность соборных пространств. А ведь в памяти нашихсовременников до сих пор хранятся детские впечатления от посещения Историко-краеведческогомузея в 60-е: маленькие, темные помещения, низкие потолки. Нанизанные на узкиепроходы, они создавали полную иллюзию многоярусного подземного лабиринта,начиненного чучелами и скелетами, куда дневной свет поступал лишь изредка инепонятно откуда. Поэтому, когда во время реставрации в 70-е было частичноразобрано, в центре перекрытие второго этажа музея и открыто двусветноепространство с галереями, были сняты подшивки, скрывавшие расписанные яркимисиними красками потолки и воссозданы светильники, интерьер музея-собораприобрел как бы заново свои масштабы, свет, цвет и звучание.
А когда, наконец, сняли реставрационные леса с фасадов,вряд ли кто из жителей города мог сдержать свое восхищение: до чегонеожиданными были эти разноцветные шашки куполов, скрывавшиеся долгие годы подзелеными маскировочными одеждами. А золоченые кресты с отраженным в их зеркалахсиним небом были просто потрясающи, вызывали чувство преклонения передсмелостью авторов проекта!
§3. ВОЗРОЖДЕНИЕХРАМА
Начиная сэтого момента, здание переходит из рук в руки, одни хозяева сменяются другими:оно стало одним из самых достопримечательных мест, находящихся в центре городана перекрестке многих пешеходных путей. Каких организаций здесь только ни было:Центральный музей Казахстана, музей истории архитектуры города Алматы, Дирекцияхудожественных выставок и Общество охраны памятников, Концертно-выставочныйзал. Но ни одна из них так и не была по-настоящему хозяином здания.
С«перестройкой» в 90-х, когда в России начался процесс передачихрамов-памятников в пользование церкви, Алматинская епархия тоже начала работув этом направлении.
На уровнеправительства стал подниматься вопрос о реставрации здания собора свосстановлением его первоначального вида и функций. В 1994 году было решено,что здание должно функционировать как действующий собор-музей и государствомбыли выделены бюджетные средства на начальный этап работ для подготовкицентрального зала и алтаря к проведению богослужений. А уже через год, 8 апреля1995г., решением Президента Республики Нурсултана Абишевича Назарбаева, соборбыл официально передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской иСемипалатинской епархии.
С 1995 по1998 годв был выполнен огромный объем работ по демонтнажу галереи второгояруса, старой системы пожаротушения, заменены прогнившие венцы в основанииздания колокольни. К 1999 году построен временный иконостас по проектуТ.Н.Турекулова, который помимо того является главным архитектором проекта пореставрации собора.
Более 100 лет прошло с тех пор, как был построен Свято-Вознесенскийкафедральный собор – главный православный храм митрополии, и редкая по своейкрасоте достопримечательность Алматы. Восстановление первоначальной планировкиВознесенского кафедрального собора начало проводиться одновременно сбогослужениями. К его освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II,намеченному летом 1995г., были восстановлены алтарь, ризница, притвор,проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности,восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей.
Сегодня полностью восстановлено функционирование собора в соответствии сканонами церкви.
Прекрасныеархитектурные формы, стилистические особенности, удивительные для своеговремени конструкции и богатое прошлое делают Свято-Вознесенский соборуникальным по значению памятником архитектуры ХIX-начала ХХ века далеко запределами Республики Казахстан.
«… И все-таки представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно.При всей его любви к архитектурным побрякушкам, резному дереву и гофрированномужелезу было у него какое-то честное и четкое единство детали, что-то такое, чтороднило его здание с рождественской елкой, разукрашенной снизу доверху. Туттебе и звезда, тут тебе и петухи, тут еще и другие бессмысленно красивыезавитушки и кренделя. И есть, есть в его зданиях что-то действительно нарядное,по-настоящему ликующее и веселое. Он хотел радовать и удивлять людей, и,конечно, ему это удавалось. Я уверен, что люди, проходя мимо его здания,поднимали головы и улыбались: до чего же это все-таки забористо! Выкиньте Зенковас его чудесными теремами и башнями из города Верного — и сегодняшняя Алма-Атастанет уже чуточку иной. И даже не чуточку иной, а совсем иной, потому что оналишится своего главного украшения и естественного центра – поразительногозенковского собора. А представить Алма-Ату без этого полуфантастического зданияпопросту невозможно...»
Юрий Домбровский. Хранитель древностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Три эпохиистории государства отразились и на судьбе собора, историю которого также можноусловно разделить на три периода. Первый период – дореволюционный, годырождения и благоукрашения этого величественного Храма города Верного. Второйэтап начался после октябрьского переворота, страшный трагичный период,изменивший историю страны, поломавший миллионы человеческих судеб. В этотпериод стены собора видели и служения обновленцев, пережили и закрытие в 1929году. Только чудом Божьим можно назвать тот факт, что собор выжил, хоть и вдругом статусе, в страшные тридцатые годы, хотя среди советских партийныхруководителей находились и те, которые с пеной у рта доказывали прямо-таки«политическую необходимость» уничтожения этого «поповского клоповниканевежества и мракобесия». Третий период связан со становлением суверенитетанашего государства, и кульминацией его можно назвать 1995 год, когда 8 апрелярешением Президента страны Н.А. Назарбаева собор был официально передан вбессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии.
В 2007 годухраму исполнилось 100 лет. Реставрация собора продолжается до сих пор. Несмотря на огромный объем работ, нато, что предстоит сделать еще очень многое – ждут своего часа ремонт кровли,куполов собора. Являясь главной исторической достопримечательностью нашегогорода, собор, с любовью восстановленный в своем изначальном духовномпредназначении, воссияет подлинной жемчужиной в ряду шедевров мировогозодчества, свидетем православия на казахстанской земле для многих поколений.Пройдет много лет, но первые лучи утреннего солнца над хребтами древних горАлатау, отражаясь в зеркалах золоченных крестов, будут свидетельствовать огармонии мира, мудрости Творца и благоволении Его к роду человеческому.
И есть основания верить в то, что наш собор, который еще несколько летназад не имел даже своего имени, в новом тысячелетии станет символомвозрождения не только для православных верующих, но и для всех жителей Алматы.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ
1. Т. Турекулов, Н. Турекулова. «Вознесенский кафедральный собор.Верный-Алма-Ата-Алматы». Источник: ресурс www.sedmitza.ru/text
2. ЦГА РК. Ф. И-153.Оп. 1. Д. 376. Л. 1- 4 об., 6 –7, 10 об.–16 об. Подлинник. Источник: ресурс www.vedikz.narod.ru/
3. http://www.cathedral.orthodox.kz/
4. http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=kazakhstan&page=36
5. Православныехрамы Казахстана mitropolia.kz/hr/hraminfo.html
6. http://www.cathedral.orthodox.kz/
7. http://www.cathedral.orthodox.kz/main_c.php?razd=42&sours=30
8. http://mitropolia.kz/hr/cathedral/71-voznesenskiy.html
9. http://www.kumbez.kz/icomos/001/Sobor.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект цеха производства мороженого сливочного с карамелью 2,5 т. в смену и мороженого пломбир 3,5 т. в смену
Реферат Архивы и архивное дело в СССР в годы ВОВ (1941-1945): обеспечение сохранности, комплектование и использование
Реферат Философия Шопенгауэра
Реферат Жизнь Гумилева
Реферат Биологический и паспортный возраст, возрастная классификация. Факторы риска преждевременного старения
Реферат Социально - педагогическая профилактика наркомании в подростковой среде
Реферат Цузе Конрад
Реферат Ohio University Essay Research Paper
Реферат Налоговая система: мировой и российский опыт
Реферат Классификация количественные определения минеральных удобрений
Реферат Совершенствование кредитования населения
Реферат Общество
Реферат Бернард Шоу
Реферат Гармонізація національного законодавства України з нормами Європейського товариства в сфері захисту прав людини і громадянина
Реферат С отбытия крестоносцев до осады Никем