Содержание
Введение 3
1. Подъем лебедки 5
1.1.Конструкция установки 5
1.2.Комплекс оборудования 12
1.3.Агрегаты 18
1.4.Двигатели промысловых подъемников 24
2. Расчет деталей подъемника 26
2.1Определение числа рядов малого каната на барабане лебедки подъемника 26
2.2.Определение скорости подъема крюка 29
2.3.Определение числа труб, поднимаемых на каждой скорости подъемника 30
3. Охрана труда и окружающейсреды 33
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Введение
Эксплуатационныескважины для проведения в них работ по спуску и подъему труб или шланг во времяэксплуатации или ремонта оборудуют подъемниками. Так как при нормальныхусловиях работы скважины время, затрачиваемое на операции с подъемником,агрегатом, составляет незначительную часть от общего баланса времени, то эксплуатационныескважины в настоящее время обслуживаются, как правило, передвижнымиподъемниками и агрегатами.
Промысловыеподъемники используются не только для подъема и спуска труб и штанг, но и дляспускоподъемных работ при капитальном ремонте скважин, для разбуриванияцементных пробок, чистки песчаных пробок тартанием при помощи специальныхжелонок, для вспомогательных работ по монтажу оборудования и т.п.
Стационарныеподъемники ставятся в настоящее время только у тех скважин, доступ к которымзатруднен.
Передвижныеподъемники монтируются на тракторах, автомашинах или на специальных площадкахна колесах (прицепах).
При монтаже натракторе или автомашине лебедки приводятся в действие от двигателей этих машинчерез специальные коробки отбора мощности. При монтаже подъемников на прицепахих иногда снабжают электродвигателями питание которых осуществляется отпромысловой сети. Эти подъемники удобно использовать при работе в глубиннонасосныхскважинах, однако, несмотря на экономические и эксплуатационные преимущества электродвигателей,такие подъемники обладают существенными недостатками; во-первых, они не могутперемещаться без тягача, во-вторых, мощность, потребляемая ими, в несколько разпревышает мощность, нужную для станка-качалки, в связи с чем для такихподъемников приходится устраивать усиленную электросеть. Вследствие указанныхнедостатков эти электроподъемники не получили распространения.
В настоящеевремя на нефтяных промыслах в России применяются главным образом подъемники натракторе. Подъемники смонтированные на автомашинах, также выпускаются нашейпромышленностью, но они менее распространены, чем тракторные.
1. Подъемлебедки
К основномуоборудованию, при помощи которого проводят спускоподъемные операции, относятсяподъемные лебедки, монтируемые на самоходной транспортной базе автомобиля илитракторе.
Если лебедкамонтируется совместно с вышкой, талевой системой и другим оборудованием натранспортной базе, оборудование в целом называется подъемной установкой илиагрегата при более полной комплектации (насосом, ротором, вертлюгом и др.) —комплектом подъемного оборудования. Если на базе монтируется только лебедка,такой механизм называется подъемной лебедкой. 1.1. Конструкция установки
Предназначеныдля спускоподъемных операций с укладкой труб и штанг на мостки при текущем икапитальном ремонте нефтяных к газовых скважин, не оборудованных вышечнымисооружениями.
УстановкаАзИНМАШ-37А и АзИНМАШ-37А1. Установка АзИНМАШ-37А представляет собой самоходнуюустановку, смонтированную на шасси автомобиля КрАЗ-255Б высокой проходимости.Имеет следующие основные узлы: лебедку, вышку с талевой системой, переднюю изаднюю опоры вышки, кабину оператора, а также гидравлическую, пневматическую иэлектрическую системы управления установкой и другие вспомогательные узлы механизмы(рисунок 1).
Комплектуетсяавтоматом АП-2 (с гидравлическим приводом) для свинчивания и развинчиваниянасосно-компрессорных труб и автоматическим ключом КШЭ (с электрическимприводом) для свинчивания и развинчивания насосных штанг.
Имеетограничитель подъема крюкоблока, системы звуковой световой сигнализацииустановки вышки, контрольно-измерительные приборы работы двигателя и пневмосистемы,а также другие системы блокировки, обеспечивающие безопасность проведения работпри монтаже установки вблизи скважины и спускоподъемных операциях.
Оборудованасистемой освещения рабочего места у устья скважины, вышки, а также путидвижения крюкоблока. Исполнение системы освещения взрывобезопасное. Питание —от электрооборудования автомобиля.
Управлениевсеми механизмами установки при спускоподъемных операциях осуществляется изтрехместной отапливаемой кабины оператора, расположенной между лебедкой икабиной автомобиля. Управление установкой вышки в рабочее и транспортноеположения — дистанционное с ручного выносного пульта.
Таблица 1Передача Скорость подъема крюка при намотке второго ряда каната на барабан, м/с Грузоподъемность на крюке, т АзИНМАШ-37А
АзИНМАШ-
37А1
АзННМАШ-
З7А
АзИНМАШ-
37А1 I 0,34 0,48 32 32 II 0,70 0,99 15,1 15,7 III 1,45 1,58 7,5 9,8 Задний ход 0,92 1,45 — —
УстановкаАзИНМАШ-37А1 смонтирована на автомобиле КрАЗ-260 с относительно повышеннымигрузоподъемностью и мощностью двигателя.
В отличие отустановки АзИНМАШ-37А имеет в тормозной системе ретинаксовые колодки вместолент с фрикционным материалом «феррадо», а в системе противозатаскиванияталевого блока использован винтовой механизм, более надежный и удобный в эксплуатации.
УстановкиАзИНМАШ-37А и АзИНМАШ-37А1монтируют у скважины на специальнобетонированной площадке, которая оснащена системой безъякорного крепления вышкина скважине.
Приводнавесного оборудования установок АзИНМАЩ-37А и АзИНМАЩ-37А1 осуществляется оттягового двигателя автомобиля через коробку передач, включенную напрямую, ираздаточную коробку.
Зависимостьскорости подъема крюка установок АзИНМАШ-37А и АзИНМАШ-37А1 и ихгрузоподъемности от включенной передачи представлена в табл. 1. Техническаяхарактеристика установок АзИНМАШ-37А и ЛоПН: МАШ-37А1 приведена ниже.
Подъемнаяустановка УПА-32 предназначена для проведения совмещенных во времени операцийпо спуску и подъему насосно-компрессорных труб и насосных штанг с процессомсвинчивания и развинчивания, а также с вертикальной установкой труб и подвескиштанг с участием верхнего рабочего при текущем и капитальном ремонте нефтяных игазовых скважин. Применяется в умеренном и холодном макроклиматических районах.Представляет собой самоходную установку, смонтированную на шасси автомобиляКрАЗ-260 высокий проходимости. Выпускается на базе установки АзИНМАШ-З7А1.
Скоростьподъема крюка установки и ее грузоподъемность в зависимости от включеннойпередачи лебедки представлены в табл. 2.
Таблица 2Передача Скорость подъема крюка установки при намотке второго ряда каната на барабан УПА-32, м/с Грузоподъемность, т
I
II
III
Задний ход
0,48
0,99
1,58
1,43
32
15,7
9,8
-
Подъемнаяустановка имеет следующие основные узлы: однобарабанную лебедку,телескопическую вышку с балконом для верхнего рабочего, талевую систему,механизмы для спускоподъемных операции, а также гидравлическую, пневматическую,электрическую и электрогидравлические системы управленияустановкой.Оборудование механизации включает дистанционно управляемые трубныйключ-манипулятор, центратор, спайдер, трубодержатели и штангодержатели свспомогательной лебедкой, элеваторы трубный и штанговый.
Вес операциипроводятся с централизованного пульта управления.
Приводнавесного оборудования осуществляется от тягового двигателя через коробкиотбора мощности и передач.
Установка подъемнаяУПТ-32 предназначена для проведения спускоподъемных операции в процессетекущего и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин глубиной до 2400 м, расположенных в умеренных и холодных (район Ь) макроклиматических районах.
Представляетсобой самоходную установку, смонтированную на гусеничном тракторе Т-130МГ,состоящую из следующих основных узлов: однобарабанной лебедки, установленной.на специальном основании под оборудование; коробки передач; вышки с талевойсистемой; задней и передней опор вышки (рисунок 2).
Установкаукомплектована автоматом АПР-2 (с гидравлическим приводом) для свинчивания иразвинчивания труб; оснащена устройством противозатаскивания талевого блока,взрывобезопасной системой освещения устья скважины и пути движения талевогоблока.
Привод лебедкии других механизмов — от двигателя трактора; подъем вышки и механизма длясвинчивания и развинчивания труб — от гидравлической системы; включениефрикционной муфты осуществляется пневматической системой.
Управлениевсеми механизмами установки осуществляется из кабины трактора. Подъемом вышкиуправляют с пульта, расположенного у ноги задней опоры.
Установкумонтируют у скважины на специально бетонированной площадке с якорями длякрепления оттяжек вышки.
Отбор мощностидля привода компрессора осуществляется с переднего конца коленчатого валадвигателя трактора через карданный вал, клиноременую передачу на шкив, сидящийна валу компрессора.
Установкиподъемные УПТ1-50 и УПТ1-50Б предназначены для проведения спускоподъемныхопераций и привода ротора в процессе ремонта и освоения нефтяных и газовыхскважин глубиной до 3500 м, расположенных в умеренных и холодных (район 12)макроклиматических районах.
УстановкаУПТ1-50 — самоходная, смонтирована на гусеничном тракторе Т-130МГ-1; состоит изследующих основных узлов: однобарабанной лебедки, установленной на специальномосновании под оборудование; вышки с талевой системой; задней и передней опорвышки; узла привода ротора и кабины водителя.
Установкаукомплектована гидрораскрепителем и автоматом АПР-2 (с гидравлическим приводом)для свинчивания и развинчивания труб; оснащена устройством противозатаскиванияталевого блока и взрывобезопасной системой освещения рабочей площадки на устьескважины и пути движения талевого блока.
Приводисполнительных узлов и механизмов — от двигателя трактора, лебедки и роторачерез трансмиссию; подъем вышки, гндрораскрепителя и механизма для свинчиванияи развинчивания труб — от гидравлической системы; включение фрикционных муфтосуществляется пневматической системой.
Управлениевсеми механизмами установки осуществляется из кабины трактора. Подъемом вышкиуправляют с земли.
Подъемнаяустановка УПТ1-50Б смонтирована на болотоходном гусеничном тракторе Т-130МБГ,обладает повышенной устойчивостью и проходимостью за счет использования вкачестве базы болотоходного трактора и приближения центра тяжести навесногооборудования к центру тяжести трактора.
Конструкцияустановки УПТ1-50Б отличается от УПТ1-50 следующим:
— наличиемуправляемого с земли механизма фиксации вышки в транспортном положении;
— наличиемплощадки для обслуживания мертвого конца талевого каната;
— улучшеннойвидимостью устья скважины из кабины машиниста;
— повышеннойнадежностью конической передачи привода лебедки; установкой компрессора подкапотом двигателя трактора.
В остальномконструкции установок УПТ1-505 и УПТ1-50 идентичны. Установку поставляют сгусеницами нормальной ширины (500 мм) и увеличенной (920 мм).
УстановкиУПТ1-50 и УПТ1-50Б монтируют у скважины, устанавливая внешние якори длякрепления оттяжек вышки.
Агрегат А-50Упредназначен для спускоподъемных операций с насосно-компрессорными и бурильнымитрубами и укладки их на мостки при освоении, текущем и капитальном ремонтескважин, для разбуривания цементной пробки в трубах диаметром 146—148 мм спромывкой скважин, установки фонтанной арматуры, ликвидации аварий в скважинахи для буровых работ.
Этот агрегат —самоходная установка, смонтированная на шасси автомобиля КрАЗ-257. Имеетследующие основные узлы: однобарабанную лебедку с трансмиссией привода, вышку сталевой системой, ротор с гидравлическим приводом, промежуточный вал буровогоротора, систему управления и насосный блок. Имеет также ограничитель подъемакрюкоблока, канатоукладчик, контрольно-измерительные приборы для контроля заработой двигателя, элементов гидросистемы и пневмосистемы, обеспечивающиебезопасность при установке агрегата у скважины, и проведении спускоподъемных работ(Рисунок 3).
Управлениевсеми механизмами агрегата как при установке вышки в рабочее положение,так и при спускоподъемных операциях осуществляется с открытого пульта, расположенногона раме агрегата у задней опоры вышки, слева по ходу автомобиля.
Приводнавесного оборудования агрегата и насосного блока осуществляется от тяговогодвигателя автомобиля через коробку скоростей, включенную напрямую, и раздаточнуюкоробку. 1.2. Комплекс оборудования
Комплексоборудования КОР01-80 предназначен для проведения спускоподъемных операций снасосно-компрессорными и бурильными трубами, фрезерования и райберования приловильных работах, нагнетания технологических жидкостей в скважины в процессеих освоения и капитального ремонта, расположенные в умеренных и холодных (район12) макроклиматических районах. Комплекс (Рисунок 4) состоит изсамоходной подъемной установки и следующих передвижных блоков: рабочейплощадки, мостков, насосного блока, противовыбросового оборудования,дизель-генераторной станции и инструментальной тележки.
Подъемнаяустановка служит для проведения спускоподъемных операций. Смонтирована на шассиавтомобиля высокой проходимости МАЗ-537 и состоит из следующих основных узлов:лебедки, вышки с талевой системой, трансмиссии, гидросистемы и системыуправления. Установка оснащена системой механизации вертикальной установки трубс частичным совмещением операций с верхним рабочим.
Системауправления установкой преимущественно дистанционная, с использованиемэлектропневмо- и гидравлических средств.
Рабочаяплощадка — на рамном основании, состоит из верхней рамы с настилом из рифленоголиста и нижнего основания, сваренного из труб диаметром 168 мм. Рама и основание имеют связку из несущей фермы с восемью опорами. Для повышения устойчивостиплощадки крайние опоры ее имеют дополнительные аутриггеры, а консольный конецверхней рамы с помощью винтовых шаровых упоров упирается в соответствующие шаровыеподушки, предусмотренные на задней опоре вышки.
Площадка имеетверхний и боковые проемы. На балках верхнего проема устанавливается и крепитсяподроторная рама в сборе с ротором. Боковые проемы служат для эвакуации илиподвода устьевого оборудования (фонтанной арматуры, превенторного оборудования)при монтажно-демонтажных работах. Для этих целей на крайней передней опореплощадки установлен поворотный кран-балка.
Мостки наполозьях состоят из двух решетчатых пространственных ферм, собранных междусобою встык. В середине мостков проходит желоб для труб, выполненных изуголкового проката. Стеллажи для укладки труб изготовлены в виде трехгранныхферм, размещенных сбоку мостков (по три с каждой стороны). Предусмотреныприставные площадки для членов бригады в процессе подачи труб на мостки.
Насосный блокБНП-15Гр предназначен для нагнетания в скважину технологических жидкостей впроцессе ремонта. Блок смонтирован на прицепе МАЗ-8926 и состоит изгидравлического насоса 15Гр, мерного бака и редуктора привода насоса. Приводнасоса осуществляется от двигателя автомобиля через выводной конецтрансмиссионного вала и карданный вал. Для устойчивости блока в процессе работынасоса прицеп оснащен четырьмя винтовыми домкратами.
Блокпротивовыбросового оборудования ОП1 а-180X35 предназначен для герметизацииустья скважины при капитальном ремонте. Блок состоит из комплекта оборудования,собранного по типовой схеме 1а (двух плашечных превенторов ПП-180Х35 с двумялиниями манифольда МПБ2-80Х350 и одной крестовиной), комплекта установки гидравлическогоуправления ГУП-100Бр-1 со вспомогательным пультом и комплекта установки ручногоуправления.
Дизельнаяпередвижная электростанция типа ЭСД-100-Т 400-А PK-VI, смонтированная на двухосном прицепе, предназначена дляавтономного питания потребителей электроэнергии как отдельных частей комплекса— электропорошкового тормоза, системы освещения, системы охлаждения тормозов,электродвигателя гидронасоса, так и другого оборудования, используемого вотдельных технологических процессах ремонта скважин — глиномешалки, вибросита,культбудки и др.
Инструментальнаятележка предназначена для перевозки вспомогательного оборудования и комплектаинструмента, применяемого в процессе ремонта. В качестве тележки используетсяавтомобильный прицеп МАЗ-8926 грузоподъемностью 8 т. На тележке размещено такжеоборудование для охлаждения тормозной системы лебедки.
В настоящеевремя на подъемниках, обслуживающих нефтяные промыслы России, применяютсяследующие лебедки; ЛТ-2 — четырехскоростная (выпускается с 1936 г. и в настоящее время выходит из употребления). ЛТ2М — шестискоростная, ЛТ-9 — шестискоростная,ЛТ-11 — четырехскоростная, ЛТ-12 — четырехскоростная.
Эти лебедкипредназначены для установки на тракторах и приводятся в действие от двигателейтракторов.
Лебедкаподъемная ЛПТ-8 предназначена для проведения спускоподъемных операций, чисткипесчаных пробок желонкой, свабирования и привода ротора в процессе ремонта иосвоения нефтяных и газовых скважин, оборудованных стационарными вышками имачтами и расположенных в умеренных и холодных (район 12)макроклиматических районах.
Эта подъемнаялебедка — модификация установки УПТ-32, в отличие от которой она не имеетсобственной вышки и комплектуется цепным колесом для привода ротора ибезопасной катушкой для подтаскивания тяжестей к устью скважины.
Представляетсобой самоходный подъемник, смонтированный на гусеничном тракторе Т-130М-3;состоит из следующих основных узлов: коробки передач, однобарабанной лебедки,основания под оборудование, узла привода ротора, упорных домкратов и безопаснойкатушки.
Приводподъемной лебедки и других исполнительных узлов — от тягового двигателятрактора.
Дляпредохранения подъемной лебедки от раскачивания и опрокидывания во время работына скважине с передней и задней сторон трактора предусмотрены откидныедомкраты-упоры.
Управлениевсеми механизмами лебедки (за исключением муфты включения цепного колесапривода ротора) осуществляется из кабины трактора.
Лебедкаподъемная ЛПР-60 предназначена для проведения спускоподъемных операций струбами и штангами в процессе ремонта и освоения нефтяных скважин глубиной до 1500 м, расположенных на морских основаниях и приэстакадных площадках и оборудованных стационарнымивышками и мачтами. Эта лебедка применяется в умеренных макроклиматических районах.
Лебедкасмонтирована на раме, состоящей из двух частей: нижней — основания и верхней –поворотной, которая с помощью трех катков, разметенных по окружности, можетповорачиваться на оси основания и фиксироваться в нужном положении. Вместе споворотной частью рамы разворачивается все оборудование, смонтированное на ней— лебедка, коробка передач, цепной редуктор, дизельный двигатель приводалебедки, компрессор с автономным электродвигателем и кабина с управлением
Основные узлы имеханизмы лебедки ЛПР-60 полностью унифицированы с аналогичными узлами имеханизмами лебедки ЛПТ-8.
Управлениелебедкой — электропневматическое, осуществляется из специальной кабины свентиляцией и обогревом. Запуск дизельного двигателя лебедки — электрический отпромысловой сети через выпрямительное устройство.
Лебедкаподъемная ЛПР-ПОЭ предназначена для проведения спускоподъемных операций ипривода ротора в процессе ремонта и освоения нефтяных и газовых скважинглубиной до 5000 м, расположенных на морских основаниях и оборудованных стационарнымивышками. Эта лебедка применяется в умеренных макроклиматических районах.
Лебедкасмонтирована на раме и состоит из следующих узлов: барабанного вала,гидродинамического тормоза, трансмиссии и электропривода. В качестве сцепныхмуфт использованы шинно-пневматические, пневматические дисковые муфты икулачковая муфта для включения гидродинамического тормоза. Тормозная системалебедки состоит из двушкивного ленточного тормоза с колодками от буровыхлебедок. Шкивы расположены симметрично на ребордах барабанного вала.Трансмиссия лебедки состоит из двухскоростной коробки передач, двухскоростнойцепной передачи и цепной передачи на ротор.
Привод —электрический, включает асинхронным электродвигатель и станцию управления.
Управлениелебедкой — электро-, пневмомеханическое, осуществляется с пульта бурильщика.
Лебедкаоснащена винтовым механизмом ограничителя подъема крюкоблока, гидрораскрепителембурильных труб и гидроприводной лебедкой-катушкой для вспомогательных работ. 1.3. Агрегаты
Дляобслуживания скважин при спускоподъемных ситуациях, которые, как уже отмечалось,является обязательными при подземном и капитальном ремонтах, применяютсястационарные и самоходные агрегаты.
В настоящеевремя широко применяются передвижные агрегаты, несущие на себе вышку и лебедку,установленные либо на гусеничном тракторе, либо на машине высокой проходимости.Комплектуются инструментами для свинчивания — развинчивания колонны штанг,труб. Агрегаты, предназначенные для капительного ремонта скважин, имеют такжеротор.
Агрегат можноиспользовать для разбуривания цементных пробок — для этого он укомплектованротором.
Для работы вночное время агрегат имеет освещение каины, пульта управления, лебедки ирабочей площадки у скважин. При работе подъемника вращающий момент двигателяпередается валом отбора мощности коробки скоростей трактора к реверсивномуредуктору. Реверсивный редуктор изменяет направление движения каната талевой системыпри спуске или подъеме труб (штанг). Для более полного использования мощности двигателяподъемник снабжен четырехступенчатой коробкой передач, приводящей в действие барабанлебедки.
ПодъемникЛТ-ПКМ. Этот подъемник (Рисунок 6) смонтирован на тракторе и по существуявляется дальнейшей модернизации подъемника ЛТ2М-80. В нем исправлены следующиеНедостатки: механизмы переключения передач расположены в одном корпусе, чтопозволило исключить цепную передачу; тормозная система — вместо одной лентыустановлено для улучшения балансировки агрегата топливный бак установленвпереди радиатора.
Отбор мощностиосуществляется от коробки перемены передач трактора. Механизм состоит изредуктора 2 с коническими шестернями, попеременное включение которыхобеспечивает прямой и обратный ход. Скорость вращения выходного вала коробкипередач 3. изменяется в результате перемещения блоков шестерен, что в сочетаниис муфтой реверса позволяет получить четыре скорости прямого хода и четыре —обратного. Скорости переключаются тремя рычагами управления, расположенными вкабине тракториста.
Выходной валкоробки перемены передач соединен с валом барабана. Лебедки зубчатой передачей.Барабан лебедки 4 соединяется дисковой муфтой сцепления с валом. По обеимсторонам барабана установлены ленточные тормоза. В задней части подъемника передлебедкой имеются два домкрата, на которые подъемник устанавливают перед началомработы.
В приведенныхздесь подъемниках в качестве транспортной базы используют гусеничные тракторы.Это повышает проходимость подъемника, но с другой стороны, делает невозможнымдвижение тракторов по дорогам с твердым покрытием, при этом максимальнаяскорость их движения не превышает 5—6 км/ч, что приводит к значительным потерямвремени на транспортные операции, особенно в восточных нефтедобывающих районах.
Агрегаты для подземногоремонта при безвышечной эксплуатации скважин.
Дляобслуживания скважин без стационарных вышек применяют подъемники, несущиевышку. Нашей промышленностью серийно выпускаются следующие агрегаты грузоподъемностью50 т; Азинмаш-37А грузоподъемностью 32 т; «Бакинец-3М» грузоподъемностью 35 т иАзиимаш-43А грузоподъемностью 28 т. Первые два агрегата — на колесном ходу,вторые — на гусеничном.
Агрегат А-50У (Рисунок7) предназначен для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин. Он выполняетследующие операции: спуск и подъем насосно-компрессорных и бурильных груб,тартание и разбуриванне цементной пробки в трубах диаметром 141 —168 мм.Агрегат смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257, в качестве приводаиспользуется ходовой двигатель мощностью 154 кВт. На агрегате смонтированателескопическая двухсекционная мачта высотой 22,4 м, которая выдвигается при помощи лебедки. В рабочем положении мачта устанавливается под углом6° к вертикали и расчаливается шестью канатами.
Особенностью агрегатаявляется использование двухбарабанной лебедки с буровым и тартальнымбарабанами, что позволяет повысить производительность труда при подземномремонте. Kроме того, агрегат оборудован гидроприводнымротором, предназначенным для выполнения буровых работ. Промывочный насос 9МГРмонтируют отдельно.
При работеагрегата на скважине необходимо иметь стационарные стеллажи для укладки труб иштанг.
Управлениелебедкой агрегата — пневматическое. Рабочее место машиниста находится у устьяскважины.
АгрегатАзинмаш-37А по своей схеме аналогичен агрегату А-50У. Отличие его заключается вотсутствии второго барабана. Агрегат не имеет насоса и поэтому менее универсален.Он смонтирован на автомобиле высокой проходимости КрАЗ-214Б и оснащендвухсекционной вышкой высотой 18 м и четыре четырехструнной оснастке талевой системы2x3 имеет грузоподъемность 500 кН. Система управления агрегата электропневматическая.
В комплектпоставки агрегата входят механизмы для свинчивания развинчивания насосно-компрессорныхтруб с гидравлическим приводом (Рисунок 8).
В отличие отагрегата А-50, в котором рабочее место машиниста расположено в зоне устьяскважин, машинист агрегата Азннмаш-37 работает в кабине, размещенной за кабинойводителя. Это, с одной стороны, улучшает условия труда, а с другой, сокращаетобзорность, увеличивает вибрацию и шум.
АгрегатАзинмаш-437 предназначен для проведения спускоподъемных операций. Онсмонтирован па тракторе Т-ЮОМБГС с увеличенной длиной опорной поверхностигусениц. Агрегат снабжен двухсекционной телескопической вышкой высотой 18 м. При работе вышку расчаливают четырьмя оттяжками. Кинематическая схема агрегата приведена на рисунке9.
Агрегат«Бакинец-ЗМ», так же как и агрегат Азинмаш-43А, представляет собой комбинациюсамоходной лебедки с двухсекционной вышкой. Все узлы агрегата смонтированы натракторе Т-100 и приводятся в действие от ходового двигателя.
Вышкаподнимается при помощи механизма, состоящего из двух винтов, расположенных пообеим сторонам трактора. Винты вращаются при помощи конических редукторов. Повинтам передвигаются гайки, соединенные тягами с нижней секцией вышки.Выдвижение верхней секции вышки осуществляется при помощи талевой системы агрегата.При работе агрегата ноги вышки подпирают домкратами, а растяжки обеспечиваютдополнительную устойчивость.
Каждый изописанных выше агрегатов имеет ряд достоинств и недостатков. Тракторныйподъемник имеет хорошую проходимость, маневрен при установке на скважине. Кнедостаткам его относится малая скорость перемещения и невозможностьпродвижения по дорогам с твердым покрытием.
Кабина трактораплохо приспособлена для работы. При работе на скважине коробка скоростейтрактора-подъемника изнашивается интенсивнее, чем при передвижении, так какрежим смазки при этом нарушается.
Эти агрегатыпозволяют обеспечить безвышечную эксплуатацию скважин в южных районах страныпри малопересеченной местности и небольшой глубине снежного покрова. Для такихагрегатов необходимы стеллажи для штанг и труб. Вышки этих агрегатов необходиморасчаливать, в результате чего значительно увеличивается время подготовительно-заключительныхопераций.
В тяжелыхдорожно-климатических условиях транспортабельность агрегатов недостаточна.
С цельюускорения подземного ремонта, снижения трудоемкости его процессов в районах стяжелыми климатическими условиями был разработан агрегат АКМ-28.
1.4. Двигателипромысловых подъемников
В современныхпромысловых подъемниках используют двигатели тракторов, на которых онисмонтированы, а также автомобильные двигатели в случае установки подъемника наавтомашине. Характеристики двигателей внутреннего сгорания не дают возможностииспользовать полную мощность двигателя при переменной величине поднимаемогогруза без изменения скоростей подъема путем изменения передаточного числалебедки.
На графике 1дана характеристика тракторного двигателя М-17, установленного на трактореС-65. Из характеристики следует, что полную мощность двигатель развивает, приопределенном числе оборотов; при снижении числа оборотов мощность резко падает,так как создаваемый двигателем момент незначительно увеличивается со снижениемоборотов.
В настоящеевремя на всех тракторах устанавливаются дизели, работающие на соляровом маслеили газойле. Основным преимуществом дизелей перед карбюраторными двигателями,которые устанавливались на тракторах до 1936 г., является их экономичность.Удельный расход топлива в быстроходных дизелях составляет 210— 230 г/л, с. ч.,кроме того, стоимость газойля и солярового масла значительно ниже стоимостибензина и лигроина, на которых работают карбюраторные двигатели.
Недостаткамидизелей по сравнению с карбюраторными двигателями являются более жесткаяхарактеристика, плохая восприимчивость к резко изменяющимся нагрузкам исложность запуска. Однако эти недостатки в сравнении с экономическим эффектомне существенны и при правильной конструкции подъемника и соответствующем выборемощности они не создают заметных затруднений при эксплуатации. Поэтому переводпромысловых подъемников на дизели следует признать мероприятием, вполне обоснованнымкак технически, так и экономически.
/>2.Расчет деталей подъемника
Выбрать диаметри тип каната для оснастки талевой системы.
Решение. Извыбранного оборудования для талевой системы видно, что оно рассчитано на канатдиаметром 26 мм. Значит, для производства работ в данной скважине выбираемталевый канат диаметром 26 мм.
Выберем тип талевогоканата. Натяжение ходового конца талевого каната, определенное по формуле Pхk=84,7 кН.Определим необходимое разрывное усилие Рр талевого каната с учетом коэффициентазапаса прочности К=3—5. Для нашего случая принимаем К=3,5.
Тогда
/> (1)
Исходя изполученного значения разрывного усилия, которое равно 296,45 кН, выбираемталевый канат диаметром 26 мм с органическим (пеньковым) сердечником линейногокасания (ЛК-0), который при пределе прочности σр=16ОО МПа имеетрасчетное разрывное усилие Рр=331,5 кН./>2.1 Определение числа рядов малого каната на барабанелебедки подъемника
От правильнойнавивки талевого каната на барабан лебедки зависят равномерность и плавностьспускоподъемных операций, что очень важно во избежание непредвиденныхдинамических усилий в процессе ремонтных работ.
Определитьчисло рядов талевого каната, навиваемого на барабан лебедки подъемника ЛПТ-8,при следующих данных:
— диаметр бочкибарабана Dб=420 мм;
— длина бочкибарабана Lб=800 мм;
— диаметрталевого каната dк=26 мм,
— оснасткаталевой системы 3x4,
— высотаподъема крюка hkр=13 м.
Решение. Определимсредние диаметры рядов навивки каната на барабан лебедки.
Средний диаметрпервого ряда
/> (2)
Средний диаметрлюбого другого ряда
/> (3)
где а — коэффициент,учитывающий расстояние навивки каната (обычно а=0,90—0,93, принимаем 0,93);
z — число рядов каната на барабане.
Диаметрывторого и третьего рядов составят:
/> (4)
/> (5)
Для определениячисла рядов каната находим число витков в ряду, длину каната, навиваемого набарабан, и длину каната, которая навивается на каждый ряд.
Число витковканата в одном ряду на барабане
/> (6)
где β —коэффициент неравномерности навивки каната на барабан лебедки подъемника (обычноβ = 0,92—0,95, принимаем 0,92);
t — шаг навивки каната, мм.
/> (7)
Принимаем m =28 витков.
Необходимую длинуканата, навиваемого на; барабан при подъеме бурильных труб на высоту 13 м,определяем по формуле
/> (8)
где n-число рабочих струн оснастки талевой системы;
lо — длина нерабочих витков каната первого ряда,постоянно навитого на барабан, м:
/> (9)
где m0— число нерабочих витков каната в первом рядунавивки:
/>
Тогда
/> (10)
Длина каната,навиваемого на каждый ряд:
на I ряд
/> (11)
на II ряд
/> (12)
на III ряд
/> (13)
Тогда числовитков в третьем ряду будет
/> (14)
Таким образом,при подъеме из скважины бурильной колонны на высоту hкр=13м на барабан лебедки подъемника навиваются два полных ряда каната и 8 витков –на третий ряд./>2.2. Определение скорости подъема крюка
Определимскорость подъема крюка на каждой скорости вращения барабана лебедки подъемникаЛПТ-8 при оснастке талевой системы 3х4, используя данные ранее решенных задач.
Решение.Определим средний диаметр навивки трех рядов талевого каната на барабан лебедки
/> (15)
Скоростьподъема крюка
/> (16)
где nб – частота вращения барабана подъемника, об/мин;
n – число рабочихструн оснастки талевой системы.
При оснастке3х4 n=6.
Скоростьподъема крюка на I скорости лебедки:
/>
Аналогичнонаходим скорость подъема крюка на II, III и IV скоростях подъемника.
На II скорости
/>
На II скорости
/>
На IV скорости
/>
При обратномходе (II скорость)
/>/>2.3.Определение числа труб, поднимаемых на каждой скорости подъемника
Рациональноеиспользование мощности подъемника и ускорение процесса спускоподъемных операцийдостигается правильной оснасткой талевой системы и использованием всехскоростей подъемника. Принятая оснастка 3X4 должна обеспечить подъемнаибольшего груза на крюке на I скорости подъемника. Вдальнейшем скорость подъема по мере уменьшения веса поднимаемой грузаувеличивается путем переключения скоростей подъемника
Определитьчисло бурильных труб диаметром 89 мм, поднимаемых на каждой скорости подъемникаЛПТ-8.
Решение. Числотруб, которые следует поднимать на каждой скорости, определяем по формуле:
на I скорости
/> (17)
где n1 — частота вращения барабана на I скорости, об/мин;
h — длина поднимаемой трубы (двухтрубки),
l1=12 м
/>
на II скорости
/> (18)
/>
на III скорости
/> (19)
/>
на IV скорости
/> (20)
/>
Общее числодвухтрубок в колоне бурильных труб
/> (21)
Числодвухтрубок, которое следует поднимать на каждой скорости подъемника, составит:
на I скорости
/> (22)
на II скорости
/> (23)
на III скорости
/> (24)
на IV скорости /> поднимаютостальные 4.
/>3.Охрана труда и окружающей среды
Подъемники иагрегаты, установленные над скважиной, представляют собой объекты повышеннойсложности, т.к. не исключается возможность в любой момент осложнения наскважине в виде: аварийных выбросов нефти и газа, обрыв инструмента, падение вышки,мачты, обрыв талевого каната и т.д. Поэтому вопросам охраны труда и окружающейсреды уделяется повышенное внимание.
1. На работупринимаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование,обучение, сдавшие экзамен. Ежегодно проверяется состояние здоровья, обучение иприем экзаменов с соответствующими записями в удостоверении. Вновь поступившийпо прибытию на место проходит инструктаж на рабочем месте. Поступивших наработу обеспечивают специальной защитной одеждой, средствами индивидуальной защиты.
2. Подъемники иагрегаты после монтажа, осматриваются государственной комиссией совместно спредставителями технического надзора и контроля, при этом особое вниманиеуделяется состоянию оборудования для спускоподъемных операций.
3. Талевойканат осматривается перед началом каждой смены, вахты, количеств оборванныхниток на один шаг свивки не должен превышать 6-8%, состояние узлов крепления коснованию и барабану лебедки, периодически смазывается.
4. Оборудованиедля спускоподъемных операций периодически осматривается и проходитдефектоскопию одним из известных способов.
5. РазлившиесяГСМ, рассыпавшиеся химические реактивы немедленно собираются, замазанный грунтвыкапывается и вывозится на специальные пункты по переработке.
6. Дизелядолжны иметь соответствующие оборудованные выхлопа, за количеством отравляющихвеществ ведется наблюдение, при условии превышении норм – дизель меняется нановый или после капитального ремонта.
7. Позавершению всех работ примыкающая территория рекультивируется, и земли сдаютсяземлепользователю.
Правилабезопасности и организации работ по освоению скважин включают в себя следующиемероприятия.
Освоениескважин производить по плану, утвержденному главным инженером и главнымгеологом предприятия. При необходимости изменения технологии последующихвызовов притока план для скважины составить и утвердить заново.
Руководителемработ на скважине должен быть инженерно-технический работник, указанный в планеработ. Он руководит подготовкой скважин и ее территории к освоению, опрессовкойнагнетательных линий, обеспечивает выполнение намеченной технологий работ иправил по охране труда и окружающей среды на объекте. Руководитель работ можетотлучаться со скважины только при обычных по технологии работах, после инструктажарабочих, опрессовки оборудования и назначением старшего из числа оставшихсярабочих с соответствующей записью в журнале учета работа компрессора.
В плане работследует указать число работающих, мероприятия и средства обеспечения ихбезопасности, включая дыхательные аппараты, меры по предупреждению аварий,средства и график контроля содержания сероводорода в воздухе рабочей зоны имероприятия на случай превышения ПДК.
С планом должныбыть ознакомлены все работники, связанные с освоением и исследованием скважин.
К плану работдолжна прилагаться схема расположения оборудования, машин, механизмов суказанием маршрутов выхода из опасной зоны в условиях возможной аварии изагазованности при любом направлении ветра, а также схема расположения объектовв санитарно-защитной зоне и близлежащих населенных пунктов.
Фонтаннаяарматура должна быть соединена с продувочными отводами, направленными впротивоположные стороны. Каждый отвод должен иметь длину не менее 100 м исоединяться с факельной установкой с дистанционным зажиганием.
Типы резьбовыхсоединений труб для отводов должны соответствовать ожидаемым давлениям, бытьсмонтированы и испытаны на герметичность опрессовкой на величину 1,25 отмаксимального давления.
Отводы следуеткрепить к бетонным или металлическим стойкам, при этом не должно быть поворотови провисаний. Способ крепления отвода должен исключать возможностьвозникновения местных напряжений.
К фонтаннойарматуре должны быть подсоединены линии для глушения скважины через трубное изатрубное пространства.
Линии глушениядолжны быть снабжены обратными клапанами. Для нефтяных скважин с газовымфактором менее 200 м3/т длина линии может составлять 50 м. Во всех другихслучаях длина линии глушения должна быть не менее 100 м.
Предохранительныйклапан установки (разрывная диафрагма) должен быть соединен индивидуальнымтрубопроводом с факельной установкой через узел улавливания нефти, конденсата идругих жидкостей. При этом должен быть исключен обратный переток нефти,конденсата через узел улавливания при срабатывании одного из клапанов. При содержаниисероводорода в газе более 8% должна быть смонтирована специальная факельнаясистема.
Перед освоениемскважины необходимо иметь запас бурового раствора в количестве не менее двухобъемов скважины соответствующей плотности без учета объема раствора,находящегося в скважине, а также запас материалов и химических реагентов согласноплану работ на освоение скважины.
В случаеотсутствия возможности утилизации продукта запрещается освоение и исследованиеэксплуатационных скважин. Допускается освоение разведочных скважин принейтрализации продукции со сжиганием газа.
При сжиганиигаза с наличием сероводорода должны быть обеспечены условия, при которыхконцентрация вредных веществ в приземном слое атмосферы населенных пунктов илиобъектов народного хозяйства не превысит санитарных норм.
Вызов притока иисследования скважины должны проводиться только в светлое время, принаправлении ветра от ближайших населенных пунктов.
На время вызовапритока из пласта и глушения необходимо обеспечить:
— постоянноекруглосуточное дежурство ответственных лиц по графику, утвержденномутехническим руководителем предприятия, уполномоченного заказчиком на проведениеэтих работ;
— круглосуточноедежурство транспорта для эвакуации;
— постоянную готовностьк работе цементировочных агрегатов;
— готовностьнаселения и работающих к защите в случае аварийного выброса.
При отсутствиипритока освоение скважины проводится с использованием:
— природногоили попутного нефтяного газа;
— двух- имногофазных пен, инертных к сероводороду и к углекислому газу;
— инертныхгазов;
— жидкостименьшей плотности, инертной к сероводороду и углекислому газу.
Использованиевоздуха для этих целей запрещается.
Запрещается приисследовании и освоении скважины подходить к устью, трубопроводам,распределительным пультам, сепарационным установкам без изолирующего дыхательногоаппарата.
Запрещаетсяпроизводить освоение скважин, расположенных в пойменных зонах рек, в периодпаводка.
Проволока,применяемая для глубинных исследований, должна быть коррозионно-стойкой,цельной. При подъеме проволока должна проходить через герметичное устройство снейтрализатором сероводорода.
Перед открытиемзадвижки на узле отвода, а также при спуске (подъеме) глубинного прибора вскважину работники, не связанные с этими операциями, должны быть удалены набезопасное расстояние в наветренную сторону.
Открыватьзадвижки на узле отвода и извлекать приборы из лубрикатора, разбирать ихследует в изолирующих дыхательных аппаратах.
По окончанииосвоения или исследования скважины приборы, аппаратура, спецодежда должныпройти специальную обработку по нейтрализации сероводорода.
По завершенииработ необходимо провести контроль воздуха рабочей зоны на наличие сероводородаи проверку герметичности устьевой арматуры.
Освоениескважин, в продукции которых содержится сероводород, газом запрещается.Освоение таких скважин производить заменой жидкости, имеющейся в скважине, наболее легкую; пеной без перехода на закачку газа, глубинным насосом, в томчисле передвижным.
Работникадолжны быть обеспечены фильтрующими противогазами марки В, КД, или БКФ исигнализатором сероводорода.
Во времяосвоения все работники должны находится с наветренной стороны от скважины иприемной емкости. К устьевой арматуре, пробоотборному крану и приемной емкостиподходить и в загазованную зону входить, в противогазе.
Выходящую изскважины газожидкостную смесь, содержащую сероводород, в обустроенных скважинахподавать в систему сбора.
При появлениисероводорода из скважины, в продукции которой он не содержится, остановитьпроцесс, выпустить рабочий агент из скважины и прекратить работе по освоению доликвидации его причины.
Подготовкутерритории (планировку, удаление пролитой нефти в других материалов), приемнойемкости, выкидных линий, средств освещения рабочих мест, доукомплектованиеустьевой арматуры шпильками, замену жидкости, имеющейся в скважине, на болеелегкую, и другие подготовительные работы производить накануне (в предыдущиедни) освоения.
Перед начатомосвоения скважины все участники работ должны быть ознакомлена с порядкомведения процесса и пройти инструктаж по технике безопасности с записью вжурнале учета работы компрессора.
При расстановкена территории скважины передвижной техники и приемной емкости учестьнаправление ветра для исключения попадания газов на людей и технику, а такжеобеспечить удобство контроля и управления процессом работ.
Расстояниямежду объектами должны быть:
— отпередвижной техники (компрессор, насосный агрегат, исследовательская машина идр.) до устья скважины и приемной емкости — не менее 25 м;
— откомпрессора до другой передвижной техники — не менее 10 м;
— междуавтоцистернами я насосным агрегатом — не менее I м;
— от культбудкидо устья скважина — не менее 50 м.
Выкидную линиюиз скважины в приемную емкость собирать из НКТ с внутренним диаметром не менее50 мм, надежно и жестко закрепить возле устья в местах поворота и у приемнойемкости с помощью штопорных или стационарных якорей, рассчитанных на реактивноеусилие потока не менее I т.
До подключениянагнетательной линии давление в скважине снизить до атмосферного путем выпусканакопившегося газа в приемную емкость через выкидную линию. При этом людидолжны быть выведены из зоны выпуска газа в наветренную сторону. В загазованнуюзону разрешается входить только в противогазе.
В течение всегопроцесса вызова притока на расстоянии менее 25 м от устья скважины и от емкостидля приема жидкости из скважины запрещается:
— производстворабот, не связанных с освоением скважины;
— пользоватьсяоткрытым огнем (курение, сжигание нефти и газа, электрогазосварочные работы идр.);
— пребываниетехники, не оборудованной искрогасителями на выхлопных трубах;
— пребываниепосторонних лиц.
Примногократных вызовах притока газом на одной и той же скважине необходимо накаждом пятом выезде, но не позднее 30 часов суммарной продолжительности закачкигаза в скважину, вызов производить с закачкой пены (по разделу 5 или 6) дляудаления нагаромасляных отложений и окислившейся пленки нефти.
О проведеннойобработке сделать запись в акте на окончание освоения скважины.
Для смазкицилиндров компрессора в канистры заливать специально отобранное масло,хранящееся в предназначенной только для этого металлической емкости. При перевозкахи хранении компрессорного масла такого назначения, начиная от отбора из железнодорожнойцистерны, должны быть приняты все необходимые меры против загрязнениянефтепродуктами, водой, пылью, продуктами распада отложений и другими примесями.Качество этого масла должно подтверждаться актом о соответствии ГОСТу, имеющимсяу ответственного за горюче-смазочные материалы.
Все узлы,используемые в обвязке компрессора со скважиной, один раз в год в собранномвиде испытываются на прочность при пробном (полуторократном от рабочего)давлении с записью в журнале учета работы компрессора и составлением акта. АКТоб испытании утверждается главный инженером предприятия, владельца компрессора.
Предохранительныеи обратные клапана компрессора, а также участок газопровода, смонтированный накомпрессорной установке, от нагаромасляннх отложений очищать не реже одногораза в 3 месяца. Остальную часть газопровода и холодильники компрессора очищатьне реже одного раза в год. Очистку производить промывкой 3% раствором сульфонола,пропаркой.
Старшиймеханик, ответственный за техническое состояние компрессора должен:
— производитьпериодический осмотр компрессора с проверкой режима его работы по графику ППР,но не реже одного раза в месяц;
— проверитьправильность подачи масла в цилиндры не реже одного раза в 3 месяца;
При осмотремех.устройства необходимо разобрать и очистить от отложений, смазать притертыеи трущиеся поверхности тонким слоем антифрикционной смазки (графитной БВН-1 иликрановой ЛЗ-162) и собрать. При сборке штуцирующего крана устройства пробкувставить в корпус в положение закрыто так, чтобы тонкое отверстие в пробке(предназначенное для выравнивания давлений в скважине и полости пробки) былорасположено с противоположной мелким выпускным отверстиям стороны. Пробку ккорпусу поджимать гайкой натяга постепенно и при непрерывном поворачиваниипробки, не допуская выдавливания смазки и добиваясь поворота рычага усилием15-20 кгс.
Машинистукомпрессорной установки выдать на руки Инструкцию по охране труда машинистакомпрессорной установки, из заводской инструкции по эксплуатации компрессорнойустановки (смазка, давление, температура по ступеням и др.), кроме того наобъектах он должен иметь при себе журнал учета работы компрессора.
В журнале учетаработы компрессора ведутся записи:
— об испытанияхобвязки компрессора с устьем скважины;
— о режимеработы компрессора на объектах и при проверке;
— о скоростирасхода компрессорного масла по ступеням;
— о ежегодныхиспытаниях на прочность комплектных узлов, результатах периодического осмотра иобнаруженных неисправностях, проведенных очистках и ремонтах обратных клапановгазопровода.
Перед началомработ с закачкой газа проверить исправность заземления электрооборудования наустье скважины. Лебедку заземлить, независимо от наличия в исследовательскоймашине электрооборудования, подсоединением к обсадной колонне или с помощьюпереносного заземлителя.
Если предстоитзакачка рабочего агента в НКТ, то одновременно с нагнетательными линиямииспытать на герметичность и лубрикатор с приготовленным для спуска глубиннымприбором при открытой буферной и закрытой центральной задвижках.
Прибор вскважину спустить до начала закачки рабочего агента и установить ниже нижнегоконца НКТ. Перемещения глубинного прибора в скважине, находящейся под давлениемгаза или пены, допускаются только ниже нижнего конца НКТ.
Глубинныйприбор поднимать только после выпуска рабочего агента из скважины. Приисследованиях с закачкой газа и отсутствии фонтана подъем прибора, начиная отглубины уровня пусковой муфты или башмака, которую достиг газ при закачке, производитьсо скоростью не более 30 м/мин (на I передаче при малых оборотах двигателя).Скорость подъема контролировать по счетчику глубины и секундомеру.
Работа споверхностно-активными веществами. Поверхностно-активные вещества (ПАВ),используемые для пенообразования, малотоксичны, вызывают легкое раздражениеслизистой оболочки я поврежденной кожи, в концентрированном виде пожароопасны.Неионогенные ПАВ (ОП-10, превоцел, диссолван и др.) не разрушаются микроорганизмами.Поэтому должны быть приняты следующие меры:
Не допускатьпопадания раствора ПАВ в водоемы и источники питьевой воды. Жидкость и пену изскважины подавать в нефтесборный коллектор или приемную емкость дляпоследующего сброса в систему сбора и закачки в пласты промысловых сточных вод.
Пользоватьсяспецодеждой и рукавицами, избегать попадания ПАВ в глаза. ПАВ для мытья рук неиспользовать.
При храненииконцентрированных ПАВ и работе с ними соблюдать правила противопожарнойбезопасности.
Заключение
Дляобслуживания скважин при спускоподъемных операциях, которые, как уже отмечалосьвыше, являются обязательными при подземном и капитальном ремонтах, применяютсястационарные и самоходные агрегаты.
В настоящеевремя применяются два вида комплексов для выполнения спускоподъемных операций:
— стационарнаявышка, оборудованная стационарными мостками для труб и штанг, и передвижнаялебедка, смонтированная на тракторе;
— передвижнойагрегат, несущий на себе вышку и лебедку, установленные либо на гусеничномтракторе, либо на машине высокой проходимости.
И те и другиеагрегаты комплектуются инструментами для свинчивания-развинчивания колонна труби штанг. Агрегаты, предназначенные для капитального ремонта скважин, имеюттакже ротор.
При помощиподъемников и агрегатов подземного и капитального ремонтов выполняютсяследующие основные работы:
1. Спуск и подъем труб и штанг при подземном и капитальном ремонтах.
2. Подъем и спуск инструмента при разбуривании песчаных и цементных пробок.
3. Подъем и спуск инструмента при очистке забоя скважины.
4. Приведение в действие ротора при разбуривании пробок.
5. Спуск и подъем желонок.
6. Спуск и подъем инструмента при проведении ловильных работ при авариях струбами, штангами и другими подъемниками и оборудованиями
К основномуоборудованию, при помощи которого проводят спускоподъемные операции, относятсяподъемные лебедки, монтируемые на самоходной транспортной базе автомобиля илитракторе.
Если лебедкамонтируется совместно с вышкой, талевой системой и другим оборудованием натранспортной базе, оборудование в целом называется подъемной установкой илиагрегата при более полной комплектации (насосом, ротором, вертлюгом и др.) —комплектом подъемного оборудования. Если на базе монтируется только лебедка,такой механизм называется подъемной лебедкой.
В настоящеевремя на нефтяных промыслах в России применяются главным образом подъемники натракторе. Подъемники смонтированные на автомашинах, также выпускаются нашейпромышленностью, но они менее распространены, чем тракторные.
Таким образом,наличие подъемника или агрегата на скважине позволяют своевременно икачественно выполнить любые работы на скважине в короткий срок, что связано сминимальным временем простоя скважины. Все это отражается на объеме добычи и себестоимости1 т. нефти.
Списокиспользуемой литературы
1. Актабиев Э.В.; Атаев О.А. Сооружения компрессорных и нефтеперекачивающихстанций магистральных трубопроводов. – М.: Недра, 1989
2. Алиева Л. Г., Ф. И. Алдашкин. Бухгалтерский учет в нефтяной и газовойпромышленности. – М., Тема, 2003
3. Березин В.Л.; Бобрицкий Н.В. и др. Сооружение и ремонт газонефтепроводов.– М.: Недра, 1992
4. Бородавкин П.П.; Зинкевич А.М. Капитальный ремонт магистральных трубопроводов.– М.: Недра, 1998
5. Бухаленко Е.И. и др. Монтаж и обслуживание нефтепромыслового оборудования.М. Недра, 1994
6. Бухаленко Е.И. Справочник по нефтепромысловому оборудованию. М. Недра1990
7. Вчера, сегодня, завтра нефтяной и газовой промышленности, под редакциейН.А. Крулова, ИГИРГИ, 1995г.
8. Марицкий Е.Е.; Миталев И.А. Нефтяное оборудование. Т. 2. – М.: Гипронефтемаш,1990
9. Марков А.А. Справочник по добыче нефти и газа. М.: «Недра», 1989
10. Махмудов С.А. Монтаж, эксплуатация и ремонт скважных насосных установок.М. Недра,1987
11. Молчанов А.Г. Нефтепромысловые машины и механизмы. М. Недра 1985
12. Овчинников В.А. Нефтяное оборудование, т.II. ВННи нефтемашин, 1993
13. Раабин А.А. и др. Ремонт и монтаж нефтепромыслового оборудования. М.Ндра,1989
14. Руденко М.Ф. Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений. М.: ТрудыМИНХ и ГТ, 1995
15. Соколов В.М. Методы увеличения продуктивности скважин. М.: «Недра», 1991
16. Титов В.А. Монтаж оборудования насосных и компрессорных станций. – М.:Недра, 1989
17. Чичедов Л.Г. и др. Расчет и конструирование нефтепромыслового оборудования.М. Недра, 1987
18. Чичедов Л.Г. и др. Расчет и конструирование нефтепромыслового оборудования.М. Недра, 1987
19. Шапиро В.Д. Проблемы и организация ремонтов на объектах нефтяной и газовойпромышленности. – М.: ВНИНОЭНГ, 1995
20. Шинудин С.В. Типовые расчеты при капитальном ремонте скважин. М.:«Гефест», 2000