О
НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У УЧАЩИХСЯ
ШКОЛА И
ИНТЕРНЕТ
Разумеется,
возможны как положительные, так и отрицательные психологические последствия
появления Интернет для образовательной среды в школе. Рассмотрим особенности
Интернета, которые могут вызывать полярные психологические последствия.
1. Интернет
обширен. Интернет - это среда, в которой нет границ (национальных, социальных,
географических). Учащийся, находясь в контакте с такой средой, сталкивается с
разнообразнейшими фактами и мнениями, о существовании которых он мог и не
подозревать; он знакомится со сверстниками за рубежом и в других городах, имеет
возможность задать вопросы и с несравнимой с другими способами получения
информации скоростью добыть ответ на совершенно различные интересующие его
темы, не вставая с места, например: а как там учатся, кто и где? Это позволяет
учащимся ощущать себя причастными к какому-либо сообществу, развивает
способность к децентрации.
2. Интернет
безопасен. Общение не несет в себе агрессивного невербального компонента, а
вербальных оскорблений гораздо меньше. Они конечно же присутствуют, но на
многих сайтах с этим успешно справляются. Это удовлетворяет базовую потребность
в безопасности.
3. В Интернет
нет централизованной цензуры: можно написать то, что хочется, высказать свое
мнение. Это позволяет чувствовать себя раскованным в общении, интересным для
других, компетентным. Ребенок или взрослый всегда может найти тот круг общения,
в котором он будет выглядеть именно так. Это удовлетворяет потребность в
принятии, дружеском расположении, позволяет безопасно выражать свою
индивидуальность.
4. Интернет
безличен. Человек может обладать множественной идентичностью, превращая в миф
ранее неизменное выражение: Одна личность - одно тело (и соответственно пол).
За счет этого качества может происходить компенсация деструктивных наклонностей
личности, поскольку есть возможность отыграть сценарий, который невозможно
реализовать в жизни.
5. Интернет как
фактор дополнительной мотивации. Поиск и нахождение информации, подчас
уникальной, позволяет ученику углубляться в предмет, что делает его
привлекательнее. Часто возникает "эффект потока", когда поиск
информации превращается в самоцель. Вызывает трансовое состояние.
6. Интернет
прост. Его использование доступно для детей младших классов.
7. Интернет
современен и доступен. Обучение информационным технологиям, постоянное
повышение качества обслуживания и простота доступа увеличивает возможности
учащегося занять достойное место в современном мире. То есть быть уверенным в
себе.
Мы могли
проанализировать и описать не все характерные признаки Интернет, и те
изменения, которые они уже привносят в школьное обучение, ведь практически
отсутствует научное описание и значение особенностей Интернет и применения
информационных технологий для образования, для общества в целом. Все это еще не
стало предметом фундаментальных исследований, в силу чего наш доклад носит
характер постановки проблемы.
Несмотря на все
разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных
вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и
коммуникативную.
Этим
разновидностям деятельности соответствуют глобальные изменения (трансформации)
личности, которые в последнее время привлекли внимание широкой публики (конечно
как однозначно негативные трансформации) и - в меньшей степени -
исследователей:
1. Увлеченность
познанием в сфере программирования и телекоммуникаций. Крайний вариант -
хакерство.
2. Увлеченность
компьютерными играми, в частности играми посредством Интернета. Крайний вариант
- игромания.
3. Увлеченность
сетевой коммуникацией. Крайний вариант - Интернет-аддикция.
ФЕНОМЕН
"ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ"
Все это
захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды
деятельности, на упорядочивание жизни собственной становящейся личности.
В настоящее
время интенсивно обсуждается феномен "зависимости от Интернета", или
"Интернет-аддикции" (Internet Addiction Disorder , или IAD).
Исследователи исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только
от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом
действий и сопровождающих их эмоций.
Эта зависимость
возникает посредством общения через Интернет, образуется благодаря его
свойствам и характеристикам - тому, чего нет в других формах коммуникаций.
Спорный вопрос!
Симптоматика зависимости от Интернета не всегда отделена от симптоматики
"технологической зависимости" или, например, "зависимости от
компьютеров". Поскольку любое увлечение человека в крайней свой форме дет
определенные основания говорить об аддикции.
Мы
рассматривали такой аспект IAD как общение с помощью Интернета (ведь общение в
Интернете обладает неповторимыми свойствами). Оно полностью анонимно,
демократично, доступно и массово. Это чрезвычайно привлекательно. Что может
приводить к Интернет-зависимости в таких условиях - отсутствие навыков
коммуникативной компетентности при общении оффлайн, "яркая"
индивидуальность, ограниченные возможности для общения (инвалидность,
например). Дети ждут очередного сеанса связи, чтобы снова поговорить с
"друзьями" из Интернета. Для чего? Для удовлетворения потребностей,
которые невозможно реализовать вне Интернета.
Однако,
отсутствие клинических исследований, посвященных феномену интернет-зависимости,
некачественные опросники и анкеты, по этому вопросу не позволяют говорить о
заболевании, а вот заявлять о таком феномене, исследовать его и оказывать
психологическую помощь подверженным ему людям - вполне актуально.
Приведем
поведенческие характеристики, которые могут быть отнесены к этому синдрому:
экономический
аспект: неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в
Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и
навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за
работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность
спланировать время окончания конкретного сеанса работы; побуждение тратить на
Интернет все больше денег, не останавливаясь перед влезанием в долги;
межличностный
аспект: готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и
частоту работы в Интернете, способность и склонность забывать при работе в
Интернете о домашних делах и учебе, важных личных встречах, пренебрегая
занятиями; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от
ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии,
обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание
принимать критику подобного рода образа жизни; готовность мириться с потерей
друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;
аспект
здоровья: резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности,
пренебрежение личной гигиеной; постоянное забывание о еде.
НО: За
проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции, либо
психические отклонения.
Расширение
симптоматики, преувеличение количества потенциальных пациентов, шумиха в прессе
удобны на данный момент специалистам по психическому здоровью и исследователям
этого феномена.
Феномен
зависимости от Интернета постоянно изменяется вместе со стремительным развитием
Интернета и заслуживает досконального изучения.
Такой феномен
может проявить себя в школе, где появился Интернет. В таком случае школьная
психологическая служба должна быть готова заранее, то есть мы считаем, что
необходимы профилактические меры по предупреждению интернет-зависимости.
О
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ
Существует
"группа риска" среди учащихся, которые могут быть подвержены
"интернет-зависимости". Они интровертированы, необщительны или не
имеют коммуникативных навыков, умны. Их легко отличить по поведению: они
погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников,
иногда не успевают по предметам.
В результате
дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением
преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода
поисковую активность значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям.
Профилактическая программа направлена не только на эту группу, но и на всех
учащихся школы, она универсальна.
Целями
программы являются развитие у школьников коммуникативных навыков,
ответственности; сплочение ученической группы.
В задачи
программы входит проведение психогимнастических упражнений, систематических
тренингов общения, личностного роста, совместных походов с обязательным
участием школьного психолога.
Список
литературы
ПАВЛОВА Елена
Александровна. О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
У УЧАЩИХСЯ