Содержание:
Введение………………………………………………………………………1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы………….……………………………..22
Введение
Принятая в условиях социальной борьбы и отражающаяконфликты интересов разных общественных групп программа реформ в Россиивызывала и будет еще в течение долгого времени вызывать споры и столкновениямнений. Одна из трудностей идеологических дискуссий о смысле и основномнаправлении реформ состоит в определении механизма оценки их результатов.Логика российских реформаторов в части объяснения катастрофических для большейчасти реального сектора российской экономики последствий реформ состоит в том,что они явно или неявно предполагают, что альтернативы выбранному пути переходак рыночной экономике у России не было. Непоследовательность и промедления вшоковой терапии, с их точки зрения, должны были неизменно приводить к возвратутой системы, которую они предполагали разрушить. Важно отметить, что свою позициюони обосновывали не только теоретическими положениями, активно защищаемымиосновными международными финансовыми институтами, но и эмпирическим опытом рядастран, проводившим разгосударствление собственности в 80-х годах, прежде всего,развитых (Великобритания, США, Франция) и развивающихся (главным образомлатиноамериканских) стран.
Приватизация как особая форма преобразования собственностиявляется в конце ХХ века новым импульсом развития предпринимательства ирыночной экономики. Приватизационные процессы приобретают особые масштабы встранах, которые по классификации ООН относились к государствам сцентрализованно — планируемой экономикой, и развивающихся странах. Крупнейшимипо абсолютному и относительному планируемому масштабам реформ примерами являетсяРоссийская Федерация.
Анализ проблем приватизации и развития рынка корпоративныхценных бумаг в России актуален, прежде всего, тем, что изменение отношенийсобственности является не только стержнем экономической реформы, но ицентральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны длявсего ХХ века.
Актуальность исследования определяется тем, что приватизациясама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливаетконкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной игосударственной собственности на средства производства в широком смысле слова.Отсюда вытекает необходимость выделения в этом процессе того универсального испецифического, органичное сочетание которых и оказывает позитивное илинегативное влияние на экономический рост и социально-экономические изменения . .
В работах ряда авторов достаточно глубоко и подробно рассмотреныважнейшие теоретические и практические вопросы приватизации и развития рынкаценных бумаг в постсоветской России. Важное место в них занимает анализнаиболее сложных аспектов приватизационных процессов в стране, разнообразныеоценки социальных и экономических результатов приватизации, результатыисследования фондовых рынков и институциональных инвесторов, а также оценкаактивно предлагаемых в последнее время мер по самоуправлению трудовыхколлективов предприятий в условиях реальной экономики России.
Большой интерес, вчастности, представляет содержащееся во многих из этих исследований объяснениепричин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации.Компромиссные попытки рассмотреть их как чисто экономический феномен, по мнениюбольшинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительномхарактере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики. Нокак средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своейваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент.
Понятияи определения
Приватизация и успешноеразвитие частного сектора, как это открыто или неявно предполагается сейчас вбольшинстве стран мира, являются в конце ХХ века ключевыми элементамиэкономического развития. Под приватизацией обычно понимается передачаконтролируемой теми или иными государственными органами общественнойсобственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизации государственных имуниципальных предприятии в РФ» от 3/71991 понимает под приватизацией«приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) угосударства и местных Советов народных депутатов в частную собственностьпредприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых всамостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий,патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированныхпредприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местныхСоветов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ);принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иныхакционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов идругих объединений предприятий».
К числу форм приватизации в широком смысле следует отнестипредоставление производственных мощностей в аренду, субподряд на управлениепредприятием и передачу предприятия в частный сектор. Классифицируя формыприватизации, А.Славич выделяет три общие ее разновидности:
· «дерегулирование и продажа», когда государственныепредприятия продаются частному сектору, или же в сектора, зарезервированные дляобщественного сектора, допускаются частные предприятия:
· «контрактирование», когда частный сектор согласно договорам справительством предоставляет услуги или товары, которые ранее предоставлялисьгосударством;
· «возникновение с нуля», когда частный сектор создает, владеети управляет предприятиями, которыми ранее владело бы или управляло быгосударство. В РФ вторая и третья формы активно применялись с начала политикиперестройки.
Однако определение предприятий общественного сектора не стольоднозначно. Р.Х Флойд определяет их как «любую единицу, которой владеетили которую контролирует государство и которая производит и продаетпромышленные, коммерческие или финансовые товары и услуги населению».Очевидно к этому определению необходимо добавить определенную оперативнуюнезависимость в решении повседневных вопросов, а также соответствие финансовыхпоступлений в организацию ее продукции. Такое добавление позволяет отличитьгоспредприятия от других государственных органов, подчеркивая тот факт, что ониполучают средства для жизнедеятельности от продаж своих товаров и услуг и чтоони представляют собой самостоятельные юридические лица. В этом определении,таким образом, не проводятся различия между предприятиями, полностью владеемымигосударством, и совместными компаниями.
В России практически все предприятия предполагалосьприватизировать. Приватизация не является универсальным рецептом дляэкономического прогресса. Она лишь может усилить конкурентный механизм рыночнойэкономики, который может включать разные формы комбинаций государственной ичастной собственности. Как признают самые ревностные апологетыразгосударствления, «почти во всех странах, где приватизация носилакрупномасштабный характер, результаты ее были противоречивы… Приватизациясвязана с многочисленными трудностями, которые не находят поддержки уопределенных слоев населения».
Приватизация находит свое логическое завершение в развитии рынкакорпоративных ценных бумаг, обеспечивая возможность перераспределения приватизированнойсобственности… Рынок капитала обычно состоит из двух сегментов — рынка ценныхбумаг и кредитного (денежного) рынка. На первом из них корпорации иправительство привлекают дополнительный капитал либо путем подпискииндивидуальных и институциональных вкладчиков на акции, либо в видедолгосрочных долговых обязательств, которые в свою очередь обращаются навторичном рынке ценных бумаг через фондовую биржу или внебиржевой рынок сиспользованием услуг посредников — брокеров и дилеров. Принципиальным отличиемкредитного рынка, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства,является невозможность перепродажи долговых обязательств на вторичном рынке.
Сам по себе рынок корпоративных ценных бумаг является лишьформой, в которой проявляются глубинные экономические и социальные явления, втом числе и связанные с отношениями собственности, например, приватизация.Фондовые рынки могут являться и индикаторами, показывающими состояниеэкономики. В современном мире традиционно доминирующий инструмент фондовогорынка фондовые биржи — уходит в тень. Подавляющая часть торговли облигациями иопределенная часть торговли акциями в мире осуществляется через внебиржевойрынок (В США 2/3, а в Германии 4/5 общего числа сделок с ценными бумагамиохватывает именно внебиржевой рынок). Причины этого состоят в том, что слабоподверженные курсовым колебаниям облигации делают невыгодным содержаниеаппарата бирж, в то время как экономическая функция акций в качестве средстваперелива капитала лучше реализуется именно в сконцентрированном виде. Даже навнебиржевом рынке покупка акций обычно совершается по биржевым ценам.
Под ценной бумагой понимается «неделимая совокупностьимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловной реализациис соблюдением установленной законодательством формы и порядка». Ценныебумаги могут быть именными и на предъявителя. Это различие проводится наосновании права эмитента ценных бумаг потребовать от их владельцевидентификации личности по записям в реестре ценной бумаги. От такойклассификации следует проводить различие с типономией бланковой и безбланковойформ ценных бумаг, которые различаются по установлению собственника ценнойбумаги либо по предъявлению ее сертификата, либо по записям в реестре ценныхбумаг. Закон «О рынках ценных бумаг» к этому определению добавляетеще и те родообразующие признаки, что ценные бумаги размещаются выпусками иимеют равные объем и сроки реализации прав вне зависимости от времениприобретения ценной бумаги. Интересно отметить, что это добавление фактическиоставляет за пределами понятия ценной бумаги, например векселя, традиционнорассматриваемые в мировой науке, чуть ли не как классический пример ценнойбумаги.
Под эмитентом понимается юридическое лицо, «несущее отсвоего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по реализации их правценных бумаг». Владельцы ценных бумаг могут называться «инвесторамиценных бумаг». Под брокерской деятельностью понимается совершение сделок сценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера на основе договорапоручения или комиссии. Под дилерской деятельностью понимается скупка — продажаакций от своего лица путем публичного объявления цен. Брокеры, дилеры, биржи итому подобные организации называются профессиональными участниками рынка ценныхбумаг.
Развитие приватизации в теории должно привести к созданиюэкономической среды с разветвленной сетью акционерных обществ, основной задачейкоторых становится формирование капитала, необходимого для их нормальногофункционирования. Такая среда должна помочь рентабельным предприятиям — эмитентам быстро привлечь через рынок ценных бумаг капитал для развитияэффективного конкурентоспособного производства, инвесторам — выгодно вложитьсвои сбережения в инвестиции, а остальным участникам фондового рынка — получитьсоответствующие доходы от правильного сочетания интересов инвесторов иэмитентов. Как отмечали А.Датт и Б.Гибсон: «Государство и частныепредприятия могут сосуществовать в состоянии устойчивого равновесия, еслигосударственный и частный сектора гибко реагируют на изменение уровня прибыли вчастном секторе, соответственно приобретая или приватизируя капитал. Без такогообщественного согласия экономика неизбежно придёт либо к доминированиюкапитализма, либо назад к социализму».
Таким образом, целями деятельности фондового рынка в условияхдерегулирования экономики должны стать:
· обеспечение перехода государственной собственности в частные руки наболее или менее справедливой основе;
· мобилизация и рациональное использование финансовых ресурсов винвестиции;
· обеспечение перелива капитала для структурных изменений в экономике;
· обеспечение и гарантирование доходов инвестора;
· отработка акционерного механизма управления предприятиями иформирование новых институтов вертикального управления.
Приватизация и собственность
Важным представляется и тот факт, что в общем случаеприватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятиесобственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность этовладение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, вэкономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупностьэкономических отношений общества. Собственность как общественное отношение нетолько дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственникапо отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальнойпередачей ее из рук государства в руки негосударственных структур или частныхлиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях, как наличия, таки отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.
В определении, принятом автором, под приватизацией понимаетсяименно передача функций, организации использования или управления собственностис акцентом на объект этой передачи. Между тем «в собственности главнымявляется не объект, а субъект, — отмечают Л.П.Евстигнеева и Р.Н.Евстигнеев.Собственность как экономическая категория есть система субъектов общественногопроизводства». Н.Иванов в этой связи отмечает, что только«взаимодействие механизма рынка, институтов гражданского общества иправового государства, базирующегося на моральных традициях, и образует системуправ частной собственности». «Бесплатное (или почти бесплатное)распределение собственности, — указывает В.Гутник, — по существу вообще несоздает институт частной собственности, поскольку в процессе приватизации невозникает отношений договорного типа между обществом и собственниками, включающихобязательства и имущественную ответственность последних».
Требуется отметить, что в общественном мнении наблюдаютсяглобальные изменения, объективно способствующие приватизации, а именно, переходк представлению о том, что предприятия, а, следовательно, и его сотрудникиявляются не субъектом, но объектом приватизации, которую проводит правительствонезависимо от воли трудовых коллективов. Косвенно это подтверждается и тем, чтов России руководители ваучерной приватизации к тому моменту, когда процесс сталнеобратимым, ввели понятие «настоящего» или«стратегического» собственника, на которого и следовалоориентироваться, вместо «трудовых коллективов», на которые ранееставился акцент. «Тем самым, — отмечал А.Еремин, — косвенно признано, что»правовой собственник" — это нечто как бы«ненастоящее»". Вместе с тем, по мнению А.Бузгалина, это может иувеличить сопротивление предприятий, как субъектов экономики, приватизации.
Приватизация не обязательно является и процессом, направленнымпротив обобществления производства в широком смысле. В общем виде она касаетсятолько форм такого обобществления и механизма его осуществления, который простопринимает непрямые формы. В косвенном виде это подтверждается активной защитой«левыми» экономистами схем участия трудящихся в управлениипроизводством типа «ЭЗОП», что, будучи одной из формразгосударствления собственности, с их точки зрения, не препятствуетобобществлению производства. Теоретики китайских реформ используют интересныйтермин «общенациональная хозяйственная деятельность», имея в видуобобществление производства, отраженное в многоукладной экономике.
В аналитической части отчета Счетной палаты РФ о деятельностиГКИ, РФФИ и ФУДН подчеркивается, что сущность «упразднения» частнойсобственности состоит в переходе от «частного (единоличного) владенияфизическими средствами производства к общественному формированию, управлению ивладению постоянно возрастающей долей всей совокупности производительных силобщества». Следуя еще дальше, немецкий ученый В.Белоцерковский вводитновое определение частной собственности: «Частной собственностью человекаявляется продукция его труда (или выручка за нее, или его доля в продукциитрудового коллектива) независимо от того, на каких средствах производства,своих или чужих, продукция выработана».
Ваучерная и денежная приватизация
Ключевым моментом организации приватизации является выбор междуваучерной (чековой) и денежной приватизацией. Ваучерная концепция, характернаядля бывших социалистических стран, исходит из того, что государственнаясобственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всехграждан — собственников, и раздел государственного имущества поровну среди всехжителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.
С точки зрения теории игрового поведения, можно отметить, что вэтих условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (то естьпоявление ценных бумаг, выражающих определенную конечную стоимостьприватизируемых предприятий, или раздел конечной же общей собственности) какигру с закрытой суммой, то есть создают ситуацию, когда их поведение направленоне на развитие народного хозяйства в целом, но на увеличение своей доли в немдаже ценой общего экономического спада. В этой ситуации государство должноиграть роль защитника интересов совокупности элитных групп в целом противотдельных подгрупп или отдельных их членов, то есть роль государства через своиперераспределительные функции должна увеличиваться в лице фискальных органов,органов финансового контроля и др., что ведет к общему увеличению влияниягосударства в обществе. А это противоречит основной задаче разгосударствления — уменьшению этого влияния.
Привлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых спекулянтови др.) в управление реальной экономикой при ваучерной приватизации ведет кострым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими ифинансовыми группами) и новыми элитами, а следовательно, к политической и общейнестабильности. Конфликты интересов мешают достижению консенсуса в части общегоувеличения национального дохода.
Существеннейшим недостатком ваучерного механизма является и то,что он нарушает нормальную работу всех финансовых инструментов общества. Сточки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, ас другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается.В условиях, когда монетарные и фискальные органы страны технически не всостоянии учитывать реальное влияние новых ценных бумаг на денежное обращение иоперативно реагировать на него (что чаще всего характерно для больших стран),введение приватизационных чеков в обращение, ничем не подкрепленных в реальномсекторе, при отсутствии инвестиционного бума разрушает не только обращение нарынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением курса акций в силупревышения агрегированного предложения над спросом, но и другие областиденежного обращения.
Представляется, что ваучеры в той части, в какой они являютсягосударственными ценными бумагами, требуют постоянной и тщательной опеки состороны эмитента, которым является государство, чего не произошло, например, вРоссии. Государство может и должно иметь право выкупа ваучеров по требованиюинвесторов, в том числе и в целях повышения ликвидности. В этом случае в сфереобращения ваучеров начинает действовать более полный механизм фондового рынка.На июль 1994 года (завершение чекового этапа приватизации) стало ясно, чтоосновная часть несвязанного с приватизированными предприятиями населенияпредпочли либо продать свои ваучеры, либо вложить их в Чековые ИнвестиционныеФонды (ЧИФы), минимизировав собственную прибыль.
Декларируемая социальная справедливость ваучерной приватизациитакже не выдерживает критики. Механизм действия рынка ваучеров практическивыводит низкооплачиваемые слои населения из возможности принимать участие вприватизации предприятий, а трудящиеся, как правило, оказываются под влияниемэлитных групп и действуют в их интересах. Е.Гайдар откровенно это признал,согласившись с определением российской приватизации как«номенклатурной» и заметив, что «другой приватизации вообщенигде не было, да и быть, не могло: везде и всегда перераспределениесобственности протекало в интересах правящей элиты».
Более того, в условиях резкого падения производства иреструктуризации экономики, когда и не предполагается, что старые предприятиядолжны сохраниться, даже права владения, де-факто, не приносят ожидаемыхдивидендов, что и не удивительно, так как реально приватизационные чеки непредставляли собой нового капитала — ваучеры как ценная бумага носили временныйхарактер и «погашались» после приватизации. Не приходится ожидать отпредприятий желания выплачивать дивиденды новым собственникам, не принесших ссобой новых активов. Например, в Санкт-Петербурге на один ваучер номинальнойстоимостью в 10000 руб. можно было приобрести акций в среднем на 500 руб. смаксимальным годовым дивидендом в 1000 руб., что эквивалентно стоимости однойпоездки в общественном транспорте. В ЧИФе «Генеральный» дивиденды в1994 году составляли 39 руб. на 1000 рублевую акцию при банковской учетнойставке более 100%.
С другой стороны, суммарная рентабельность спекулятивных сделокв России на разнице между реальной ценной производственных активов и рыночнойценой ваучеров превышала 10 000%. Понятно, что ее результатом стало появлениеновой элитной группы, обеспечивающей свое существование поддержкойправительства. Однако, здесь следует отметить, что реформаторская пропаганда вРоссии в этом вопросе всегда была достаточно двусмысленной: власть, устамипрезидента Б. Ельцина, провозглашала свое стремление создать «не сотнимиллионеров, а миллионы собственников».
Вместе с тем, обеспечивая себе сверхприбыли на спекулятивныхоперациях на рынках ценных бумаг, новые элитные группы избегают инвестиций вреальную экономику и вступают в объективное противоречие с экономическимразвитием общества в целом, чьи интересы формулируются «старыми»элитными группами — директорами или «промышленными капиталистами». Нетолько промышленная буржуазия и директора, но все общество выступает противправительства, выражающего интересы финансово- спекулятивной буржуазии.Правительство же, в свою очередь, оказывается не в состоянии уйти от давленияим же созданного финансового монстра. Удивительно точная аналогия проводитсямежду социальной ситуацией в России 90-х годов и во Франции времен Луи Филиппа,описанной К.Марксом. Конфликт в верхах между промышленной ифинансово-компрадорской буржуазией усиливается ваучерной приватизацией ипринимает крайне острые формы. Можно предположить, что лучшее объяснениетрагических событий октября 1993 года может быть найдено именно здесь — встолкновении между промышленными и финансовыми элитами.
Денежная приватизация отражает попытки компромисса междупромышленниками и финансистами. Привлечение денежного капитала впроизводственный сектор играет на руку развитию экономики в целом, повышая ееконкурентоспособность. Операции на рынках ценных бумаг перестают играть роль«вещи в себе и ради себя» и становятся функциональным механизмомрыночной экономики, ориентированной на развитие производства. Именно такоеразвитие ситуации может сделать выгодным для предприятий как субъектовэкономики выплату дивидендов «ваучерным» собственникам.
Методики денежнойприватизации
Существует несколько основных технических методик проведенияденежной приватизации:
a. прямая открытая продажаакций (полностью или с сохранением доли за государством) государственныхпредприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и наЯмайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий.Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитогофондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным стехнической стороны делом, когда существует опасность социального недовольстваприватизацией;
b. аукционная продажа акцийнаселению. Она применялась в Мексике, в Венгрии и частично, например, приприватизации «Истерн Тобакко» в АРЕ;
c. ликвидация предприятия ираспродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний методприменялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;
d. разукрупнение крупныхпромышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделениепрежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходилов России;
e. передача предприятия в рукитрудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа«ЭЗОП» в США;
f. аренда и субподрядгосударственной собственности частным сектором.
Существенным недостатком денежной приватизации является еемедлительность. Можно утверждать, что денежная приватизация не совместима какключевой фактор с «шоковой» терапией экономики при условииобеспечения развития реального сектора экономики.
Проблемы встали в Россиина этапе форсированных денежной приватизации и залоговых аукционов, когда,например, 51% акций ОКБ имени Сухого и 50% акций Арсеньевской авиационнойкомпании «Прогресс» были выставлены на залоговый аукцион (и тут жереализованы) за 2 млн. долл. США и 1 млн. долл. США соответственно. И этопритом, что цена одного самолета СУ-31 и СУ-35 составляет порядка 10 млн. долл.США, а вертолета Ка-50 «Черная акула» производства«Прогресса» — 6-8 млн. долл.
Таким образом, сопоставляя концепции ваучерной и денежнойприватизации, необходимо рассматривать две сферы — чисто экономическую исоциальную. Экономически, по крайней мере в кратко- и среднесрочнойперспективе, для «больших» стран (по классификации Тэйлора) денежнаяприватизация располагает значительными преимуществами перед ваучерной, ибоэмпирически известно, что она не ведет к катастрофическому падениюнационального дохода и ВВП, что особенно заметно, если применять в системенациональных счетов не ВВП, а совокупный общественный продукт. Если жегосударство, проводящее реформы, ставит перед собой задачу скорейшего созданияи укрепления новых социальных групп — новой буржуазии, то необходимостьваучерной приватизации становится более явной.
Приватизация и рынок корпоративныхценных бумаг
Рольфондового рынка в экономике страны определяется исторически сложившимисяусловиями кредитной системы, долей акционерных предприятий в производстве ВНПили СОП, степенью рассредоточения собственности на ценные бумаги и значениемакций и облигаций как объекта помещения капитала, развитостью рынка и участиемфинансовых институтов в его обороте.
Хорошо развитый рынок капитала является ключевым моментом дляпривлечения внутренних сбережений и иностранных инвестиций для приватизации,при условии, что база самой приватизации уже создана. «В целом, — утверждает Центр международного частного предпринимательства (США),- программыприватизации вряд ли могут осуществляться в странах с недоразвитыми рынкамикапитала». «Приватизация попросту является незавершенной без развитиянадлежащим образом функционирующего и конкурентоспособного финансовогосектора», — пишет в докладе Всемирного Банка Клавдия Моргенштейн. Преждевсего он дает возможность приватизации путем прямых продаж ценных бумаг черезбиржу. Но даже в случае отказа от продаж акций через биржу фондовый рынокиграет очень важную роль в общем состоянии инвестиционного климата в странечерез повышение ликвидности и прозрачности предприятий, а следовательно, ипритягательности ценных бумаг для частных и институциональных инвесторов.
Ряд экономистов, преждевсего марксистов, имеют другое мнение по этому вопросу. Так, Лэнс Тейлор пишет:«Создание фондовых рынков… имеет лишь косвенное отношение кприватизации. В большинстве развивающихся стран биржи представляют собойплощадки для маскарадов, где правящий генералитет и политики проделывают фокусыс ценами на акции государственных компаний». Это верно и для России.Фокусы на рынке первой по-настоящему ценной бумаги России — ваучера привели ктому, что ваучер, на который в конечном счете оказалось возможным купитьактивов более чем на 2000 долл. США, котировался почти все время своегосуществования по цене эквивалентной примерно 10 долл.
В теории взаимное влияниеприватизации и рынка ценных бумаг имеет два основных аспекта. С одной стороны,наличие развитого фондового рынка стимулирует приватизацию путем мобилизациивнутренних и международных финансовых ресурсов. Приватизация привлекаетиностранных инвесторов на фондовые рынки. При развитом рынке принятие решений оприватизации существенно облегчается. Индикаторы рынка показывают текущеесостояние финансовой системы — размер рынка, уровень ликвидности, возможностиабсорбции свободных ресурсов — все ключевые факторы, влияющие на решение как, чтои когда продавать. С другой стороны, наличие инфраструктуры рынка дает тотнеобходимый механизм распределения акций, который позволяет во многомсправиться с социальными последствиями приватизации. Надо отметить, чтоотсутствие развитого фондового рынка не обязательно является препятствием дляуспешной реализации программ приватизации, как это произошло, например, вПольше. Относительно прозрачности рынка можно заметить, что процесс переделасобственности в России, конечно, находит свое отражение в виде информации одеятельности фондового рынка, но гораздо лучшем зеркалом является не фондовыйрынок, а выросшее количество убийств новых богачей…
Крайне важно, чтоприватизационные мероприятия рождают дополнительные требования к финансовомусектору страны. Приватизируемые фонды предприятий или сами компании требуютналичия свободных финансовых ресурсов в стране. Этот дополнительный спросдолжен быть проанализирован для того, чтобы понять, может ли финансовый рынокстраны удовлетворить эти новые потребности. Рост существующих предприятий недолжен быть ограничен в своем доступе к финансовым ресурсам, а приватизация недолжна препятствовать развитию реального сектора экономики. Можно лишьсожалеть, что именно это и произошло в России.
Эффективное функционированиеразвивающихся фондовых рынков требует, по выражению Управляющего по странамЦентральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки Международной ФинансовойКорпорации Андре Ховагимьяна, следующих ключевых элементов:
«1) развития новых институтов; 2) наличия соответствующегорегулирования и юридической базы для фондового рынка; 3) наличия эффективной издоровой системы работающих брокеров; 4) наличия критической массы дилеров иброкеров».
Основными поставщикамиинвестиционного капитала на рынках ценных бумаг являются институциональныеинвесторы, для которых характерна относительная стабильность предложениякапитала. Ряд стран, столкнувшихся с проблемой отсутствия свободных активов,как например, Чили в 1985-90 гг., решал ее путем разрешения приватизируемымстраховым компаниям, пенсионным фондам, фондам взаимопомощи и т.д.инвестировать в приватизацию.
Банки являются поставщикамикапитала на рынок ценных бумаг в меньшей степени, так как их деятельностьсильно зависит от экономической конъюнктуры и кредитной политики государства.Важным фактором инвестиционного предложения являются и индивидуальныеинвесторы, а также их объединения — инвестиционные фонды (денежные) иобщественные организации — ассоциации работников предприятий, торговые центры,профсоюзы, учебные заведения, церковь и т.п. Предп