Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Бюджетное прогнозирование в Российской Федерации

Введение
Бюджетныйкодекс Российской Федерации определяет в ст. 6 (основные понятия) бюджет какформу образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
Всвою очередь Бюджетный процесс — регламентируемая норами права деятельностьорганов государственной власти, органов местного самоуправления и участниковбюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,утверждению и исполнению бюджетов, а так же контролю за их исполнением.
Сучетом комплексного характера бюджета составление проекта бюджетаосуществляется на основе специальной системы экономических и экономико-правовыхдокументов, среди которых:
1)Бюджетное послание Президента Российской Федерации;
2).Основныенаправления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории наочередной финансовый год;
3).Перспективный финансовый план
4).Прогноз социально-экономического развития территории
5).Баланс финансовых ресурсов
6).План развития государственного или муниципального сектора экономики, который
7).Долгосрочные целевые программы, которые разрабатываются органом
Предметомэтой работы является узконаправленное рассмотрение только одного из вышеперечисленных документов – это прогноз социально экономического развитиятерритории.
Основная часть
Важнейшееусловие успешного ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов егоуправления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает рольперспективного планирования, а значит и научного прогнозирования.Прогнозирование параметров натуральных показателей должно сопровождатьсяпрогнозом финансовых ресурсов, так как невозможно качественное прогнозированиеразвития хозяйства без учета перспективы роста этих ресурсов.
Вотличие от финансового планирования осуществляемого, как правило, на болеедлительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано набюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющаячасть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетныхпоказателей, то при составлении перспективного сводного финансового балансанеобходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.
Подпрогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценоквозможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цельбюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретныхсоциально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосноватьоптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по егоукреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования являетсяважным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политикегосударства, региона.
Расчетпрогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах,нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых иквартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических ифинансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, какправило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических иотчетных данных.
Бюджетноесоциально-экономическое прогнозирование является сравнительно молодой отрасльюфинансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводныхфинансовых балансов на перспективу, а именно выше упомянутого перспективногофинансового плана. Существенный вклад в разработку методов перспективныхфинансовых расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Гапанов, Л. П. Евстигнеева, В. С.Павлов, Г. Б. Поляк, Г.Я. Шахова.
ВРоссийской Федерации устанавливается принцип достоверности бюджета,
Онозначает надежность показателей прогноза социально-экономического развитиясоответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Присоставлении проекта бюджета опытные экономисты сначала изучают реальнуюсоциально-экономическую ситуацию на территории Российской Федерации, затемсоставляют прогнозы социально-экономического развития страны, в том числевычисляют уровень планируемой инфляции.
Исходнымимакроэкономические показатели для составления проекта бюджета
являются:
1)объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роставалового внутреннего продукта в очередном финансовом году;
2)уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года кдекабрю текущего года).
Следуетотметить, что валовой внутренний продукт выражает в рыночных ценах совокупнуюстоимость конечного продукта, созданного внутри страны с использованиемфакторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.Валовой внутренний продукт может исчисляться следующим образом:
1)каксумма добавленных стоимостей во всех отраслях экономики;
2)каксумма доходов от использованных в течение года факторов производства;
3)как сумма расходов на приобретение товаров, работ и услуг, созданных в течениегода в стране.
Понятиеинфляции определяется как обесценивание денег, проявляющееся в форме роста ценна товары, работы и услуги, не обусловленного их качеством. Инфляция возникаетв связи с переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массойпри отсутствии адекватного увеличения товарной массы.
Разработкапрогнозов социально-экономического развития РФ осуществляется в двух денныйсрок вне зависимости от их временного горизонта должна основываться наследующих методических принципах:
— научная обоснованность прогнозирования, означающая, что прогнозированиеосуществляется на основе проведения комплексных научных исследований, базой длякоторых являются соответствующие работы, проводимые научными организациями,министерствами и ведомствами;
— единство политики и экономики в государственном прогнозировании, состоящее втом, что целевые прогнозы и программы социально-экономического развития должныотражать и реализовать экономическую политику Правительства РоссийскойФедерации на соответствующем этапе;
— участие в государственном прогнозировании основных экономических субъектов — федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, объединений предпринимателей, профсоюзов идругих;
— взаимодействие всех участников государственного прогнозирования с цельюдостижения согласованного представления о перспективах развития (интерактивныйпринцип);
— последовательное уточнение государственных прогнозов в ходе взаимодействияучастников прогнозного процесса (итеративный принцип);
— единство методических подходов и информационного обеспечения всей системыпрогнозов, что предполагает возможность перехода от показателей прогнозов содним временным горизонтом к показателям прогноза с другим горизонтом.Реализация этого принципа должна обеспечивать также и воспроизводимостьрезультатов прогнозов при использовании единообразной исходной информации иметодов прогнозирования;
— системность государственного прогнозирования, предполагающего охват отраслей,секторов, сфер и субъектов хозяйственно-экономической деятельности итерриторий, а также различных форм собственности, достаточный для целостногопредставления о социально-экономической ситуации в перспективе и для принятиярешений в области экономической, социальной и инновационной политики. Для различноговременного горизонта целостное представление достигается согласованными, норазличными наборами показателей. С этим принципом неразрывно связан следующийпринцип:
— сбалансированность номенклатуры и состава прогнозных показателей и временногогоризонта прогноза. Для краткосрочного прогноза номенклатура шире, длядолгосрочного, соответственно, уже. Состав показателей также отличается. Еслидля краткосрочного прогноза большое значение имеет финансовый аспект развитияэкономики, то для долгосрочного прогноза основной упор необходимо делать навещественно-ресурсный аспект;
— непрерывность прогнозирования и скользящий характер прогнозов, обеспечивающий вкаждом временном периоде достаточный горизонт для принятия обоснованных решенийв области экономической политики;
— сочетание поискового (на основе исследования существующих тенденций и факторов)и целевого подходов к прогнозированию, что создает условия для обоснованного иреалистичного выбора целей и путей их достижения, определения направленийреализации задач, стоящих перед государством и обществом, в том числе сиспользованием программ различного уровня (федеральных, региональных,отраслевых и т.д.);
— вариантность прогнозов, что является необходимым условием для обеспеченияреализации предыдущего принципа.
ПравительствоРФ выбирает из предложенных вариантов план-прогноз функционирования экономикиРоссийской Федерации на очередной финансовый год, содержащий основныемакроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
Всеэти принципы в той или иной форме должны находить отражение при разработке всехвидов прогнозов.
Методологияпрогнозирования бюджета впервые в нашей стране была разработана и апробированав 1976 г. Г. Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных плановэкономического и социального развития административно-территориальных единиц.Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также в работахС. К. Битокова, Н.М.Дементьевой, Т. Т. Тулебаева.
Приразработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.
1)Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практикипредшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишьнекоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильныйхарактер.
2)Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных иобоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народногохозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.
3)Применение этих двух методов одновременно; при этом используются какобъективные тенденции развития, так и мнения экспертов.
Однимиз способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линиирегрессии, надежность которых повышается при построении многошаговыхкорреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели взависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозомследует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющихна формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитиепроизводительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов,демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.
Длярасчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут бытьиспользованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета идвумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукциейпромышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями иналогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую тесноту визучаемых связях, и это понятно: доходы бюджета формируются прежде всего засчет национального дохода, а связь между налогом на прибыль и самой прибыльюочевидна.
Припрогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу следует использоватьглубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций,позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияниемножества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций.Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которыхопределяются ресурсы федерального бюджета, дали хорошо согласовывающиесяданные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу.
Уравнениярегрессии с указанными выше двумя переменными величинами имеют линейный вид:
у= а0 + а1х,
гдеу — объем ресурсов федерального бюджета;
х—1) произведенная в отраслях народного хозяйства продукция,
2)произведенный национальный доход; ,
а0+ а1х, — коэффициенты линии регрессии, определяющие ее конкретный вид на основеисходных данных.
Приразработке этих моделей самостоятельную проблему представляет нахождениезначений независимых переменных (национальный доход и произведенная продукция)в прогнозируемом периоде. Для их определения используются прогнозные расчетыуказанных общих экономических показателей. Экономический анализ дополняетсяизучением темпов развития исследуемых показателей, их взаимными соотношениями,расчетами среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам, сопоставлением ихразвития с темпами других экономических величин (производственными основнымифондами, численностью населения и др.). Такой анализ необходим потому, чтофедеральный бюджет связан с реальными экономическими ситуациями и поэтомубыстро реагирует на изменения в любой отрасли народного хозяйства, связан сполитикой в области социальной защиты населения, изменениями в порядкефинансирования основных затрат государства и т.д.
Врезультате прогноза определяются объемы и динамика внутреннего валового продукта;прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг;объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования (в томчисле за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемыприбыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз валютного курса рубляи ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; проектировкиосновных характеристик сводного финансового баланса по территории РоссийскойФедерации.
Всоответствии с полученными показателями составляется бюджетная роспись, т.е.вычисление конкретных видов доходов и расходов, средств для покрытия бюджетногодефицита. Только в таком случае бюджет, составленный на предстоящий год, будетсчитаться достоверным, экономически обоснованным, реальным и выполнимым напрактике.
Этои есть в общем виде прогноз социально-экономического развития который впоследствии после рассмотрения Правительством Российской Федерации передается вМинистерство финансов для составления перспективного финансового плана.
Список литературы
1.Комментарийк Бюджетному кодексу РФ. Под редакцией Бобкова О.В. М. 2005
2.Экономическаятеория. Носова С.С. М.2000
3.Бюджетноеправо и процесс. М.2004
4.Бюджетноеправо. Курс лекций. 2005
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lawstudents.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.