=АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ=
Введение
В настоящее время в Государственной Думе РФрассматривается законопроект «Об упрощенном порядке декларирования доходовфизическими лицами». Напомним, что идея проведения амнистии капиталоввпервые прозвучала в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию в2005 г., в которой кроме другого популизма и пустословия прозвучало: «Надоразрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленныеими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождатьсятолько двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесениемсоответствующих сумм на счета в российские банки».
Амнистия означает прощение или смягчениенаказания за предыдущие преступления. Во всем мире уклонение от уплаты налоговотносится к одному из тяжких преступлений. Не стал исключением и Уголовныйкодекс Российской Федерации, ряд статей которого предусматривает наказания занеуплату налогов, связанные с лишением свободы.
Однако в отличие от амнистий, связанных сразличными преступлениями против личности или имущества, при разработке порядкапроведения финансовой амнистии, к которой следует относить амнистию капиталов иналоговую амнистию, необходимо учитывать и экономические аспекты. Любаяфинансовая амнистия преследует две цели — правовую и экономическую.
Правовая цель любой финансовой амнистии — освобождение уклонившихся от уплаты налогов от уголовной ответственности.Экономическую цель можно определить как пополнение бюджета, расширениеналогооблагаемой базы и привлечение долгосрочных финансовых ресурсов вэкономику. В некоторых странах в основном проводятся налоговые амнистии, вовремя которых неплательщики налогов освобождаются от штрафов и пени, иногда — от уплаты части сокрытых налогов. В ФРГ последняя налоговая амнистия быланаправлена на пополнение дефицитного бюджета страны. В других случаяхпроводятся амнистии капиталов, цель которых — расширение налогового поля изадействование средств граждан в развитии экономики.
Сущность амнистии
В президентском послании изначально былипоставлены жесткие условия проведения амнистии капиталов: во-первых, этовнесение средств именно в российские банки, во-вторых, уплата с легализуемыхсредств 13-процентного налога без последующего налогового преследования. Внастоящее время на руках у населения находится до 100 млрд долл. Масштаб оттокасредств за рубеж также впечатляет: по данным Интерпола за прошедшие 15 лет изРоссии вывезено от 150 до 300 млрд долл. Рейтинговое агентство Fitch оцениваетвывоз капиталов из страны за 2000 — 2004 гг. в 100 млрд долл., по его оценкамтолько в 2004 г. на зарубежных счетах осело 33 млрд долл.
Значительные денежные средства, осевшие зарубежом, но формально принадлежащие российским гражданам, создают определенныетрудности в процессе привлечения зарубежных инвестиций в российскую экономику.Согласно мировой практике страны, заинтересованные в притоке иностранныхинвестиций, прежде всего, создают льготные условия для возвращения капиталовсобственных сограждан, тем самым улучшая благоприятный инвестиционный климат.Применительно к России проблема обозначается более остро, поскольку в 2005 г.инвестиционная активность в экономике уменьшилась, несмотря на снижение НДС иЕСН. Так, согласно данным Росстата инвестиции в основной капитал в 2004 г.увеличились на 11,7%, а в 2005 г. — на 10,7%, то есть произошло снижение темповприроста.
Прежде чем прогнозировать возможные вариантыпроведения российской амнистии капиталов, необходимо обратиться к зарубежномуопыту, который изобилует как положительными, так и отрицательными примерами.Достаточно сказать, что финансовые амнистии в том или ином виде объявлялись вАргентине, Бельгии, Индии, Ирландии, Италии, Мальте, Франции, ЮАР и другихстранах.
Зарубежный опыт проведения финансовых амнистий
В Бельгии, где в 2004 г. вступил в силу закон обамнистии на вывезенные капиталы, граждане, имевшие сбережения в банках зарубежом, без всяких санкций до конца года могли перевести их обратно в страну.В качестве индульгенции бельгийцы должны были отдать от 6 до 9% возвращаемыхиз-за рубежа сумм (6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компанийне менее чем на три года, 9% с сумм, просто переведенных «домой»).Бельгийский Минфин надеялся, что в страну вернутся 10 — 15 млрд евро, чтопозволило бы взыскать в виде сборов 850 млн.
Амнистия капиталов была приурочена к вступлениюв силу с начала 2005 г. европейской Директивы об инвестициях, по которой всебанки Евросоюза должны представлять данные о вкладах нерезидентов в органыфинансового контроля стран, гражданами которых являются нерезиденты. Директива,в частности, затрагивала Люксембург, где хранились основные бельгийскиекапиталы (в Люксембурге подоходный налог не взимается, а в Бельгии онсоставляет 50%). От Швейцарии или Лихтенштейна, которые не входят в ЕС,Еврокомиссия добилась введения высоких налогов на вклады нерезидентов из странЕвросоюза, что сделало невыгодным хранение капиталов в банках этих стран.
В результате амнистии в бельгийскую казнупоступило чуть больше 50 млн евро или 6% от запланированной суммы, а всего вэкономику страны вернулось около 1 млрд евро. К основным причинам стольнебольших результатов можно отнести, во-первых, договоренности правительства ибанков Люксембурга с бельгийскими властями о возможности последующего храненияденежных средств в люксембургских банках, во-вторых, ограниченность инеэффективность фондовых вложений в акции бельгийских компаний, в-третьих,надежду на будущие амнистии, во время которых не заявленные средства можнобудет снова задекларировать.
Странно, что бельгийцы не учли печальный опытАргентины, где в 1987 г. обязательным условием амнистии был вкладлегализованного капитала в национальные инвестиционные фонды для приобретенияоборудования, создания новых производственных площадей, дальнейшей индустриализациистраны. Вряд ли стоило рассчитывать на то, что налогоплательщик, заработавшийсобственным трудом свои сбережения, отдаст их в другие руки, якобы лучше негознающие как эти сбережения использовать.
Куда более успешной финансовая амнистия была вИталии в 2001 — 2002 гг. От Бельгии итальянскую модель отличало то, что подамнистию попадали не только активы, но и прощались неуплаченные вовремя налоги,то есть одновременно проводились амнистия капиталов и налоговая амнистия.Согласно Декрету о легализации от 25 сентября 2001 г. заявитель был обязанзаплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрестиитальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости укрытого имущества,а взамен налоговые органы выдавали специальные «сертификаты конфиденциальноговзноса», содержащие следующие пункты:
- освобождение лица от подачи декларации, уплатыналоговых задолженностей и аудита средств, полученных до легализации;
- ликвидация учетных записей налоговыхзадолженностей, пени и штрафов в отношении активов, представленных клегализации;
- полная конфиденциальность всех перемещенийактивов для налоговиков, органов соцобеспечения и других«заинтересованных» органов ;
- налогообложение декларируемого дохода черезфинансовый институт, производящий репатриацию, на условиях конфиденциальности.
Короче – ты скачалработу из сти Интернет, сдал, и думаешьпятерку получишь? Фиг – прочти еесначала.
Одновременно с амнистией были ужесточены меры занарушение налогового законодательства. Если до амнистии штраф за сокрытиекапитала или имущества от налогообложения составлял от 250 до 2000 евро внезависимости от суммы, то после ее проведения размер штрафа составил от 5 до 25%от суммы незадекларированных средств плюс конфискация имущества на соразмернуюсумму.
В результате амнистии только за первые двамесяца в легальный оборот возвратились активы стоимостью в 61 млрд евро,налоговые сборы выросли на 24 млрд евро, лишь один единовременный налог самнистируемых активов принес в бюджет дополнительно 1,4 млрд евро. Все этопозволило Правительству Берлускони освободить от подоходного налога доходыменее 25 000 евро в год и сократить некоторые виды налогов дляпредпринимателей.
Еще один пример удачной амнистии — Ирландия,1988 г. Акция длилась 10 месяцев и ограничилась уплатой задолженностей поподоходному налогу без штрафных санкций. Вместо запланированных 50 млн долл.ирландский бюджет за первые 10 месяцев получил 750 млн, при том что в казнубыло необходимо перечислять 25% возвращаемых средств. Всего в результате амнистиив казну было перечислено 1,5 млрд долл., или 2,5% ВВП страны.
Отличительными чертами ирландской налоговойамнистии стали акцент на одноразовость акции, ужесточение репрессивных мерпосле амнистии, в том числе повышение пеней и штрафов, а также открытие доступак базе данных о неплательщиках. Заметим, что успех финансовых амнистий в Италиии Ирландии в немалой степени был достигнут благодаря удачной разъяснительнойкомпании в средствах массовой информации.
В ФРГ налоговая амнистия проводилась с 1 января2004 г. по 30 марта 2005 г. Как уже отмечалось, основной причиной ее проведениястал дефицит государственного бюджета. Подавшие заявления в 2004 г.единовременно уплачивали 25% от декларируемой суммы, в 2005 г. — 35%, при этомв зависимости от вида налога налогооблагаемая база сокращалась от 40 до 60%.Правила проведения амнистии не требовали перемещения денежных средств натерриторию Германии, а только уплаты соответствующих налогов. После окончанияамнистии предусматривалось ужесточение ответственности за неуплату налоговпутем расширения сотрудничества налоговых органов и больничных касс (аналоговроссийских фондов социального страхования), социальных и жилищных служб.
Результатом амнистии стало пополнение казны на1,1 млрд евро при «плане» в 5 млрд. Значительная часть средств так иосталась в соседних Люксембурге и Лихтенштейне, где местные банкиры подключалик контракциям даже представителей королевских семей. Еще одним итогом стало то,что жители бывшей ГДР составили менее 10% амнистированных, и объясняется данныйфакт низким уровнем жизни в восточных землях и традиционным недоверием квластям.
В Индии налоговые амнистии проводятся регулярно,приблизительно раз в десять лет. Такая периодичность практически не отражаетсяна их эффективности — слишком долго ждать следующей амнистии, да и неизвестно,будет ли она вовсе. Основными условиями последней амнистии 1997 г. былипониженная по сравнению с предыдущими амнистиями ставка налога — 30% (до этого- 97,5%), а также то, что при декларации ранее приобретенного имущества налогуплачивался с его первоначальной стоимости, которая за прошедшее время моглазначительно возрасти из-за инфляции. Срок действия амнистии составил 6 месяцев.
Индийцы декларировали серебро, монеты, утварь идаже слонов, которых они скрывали от налоговых органов. Отметим, чтопредложение правительства задекларировать свои зарубежные активы (недвижимость,акции, денежные средства) отклика у налогоплательщиков не нашло. Видимо,индийские бизнесмены достаточно надежно разместили средства в других странах ине пожелали уплачивать дополнительный налог. И все же в результате казнапополнилась 2,5 млрд долл., что в значительной степени превысило ожидания (1млрд долл.). Активов, приобретенных на ранее скрытые от налогов доходы, былозадекларировано на 8,2 млрд долл.
Финансовые амнистии на постсоветскомпространстве
Опыт проведения налоговых амнистий напостсоветском пространстве пока ограничивается Казахстаном и Грузией, однакосоответствующие законопроекты уже подготовлены в Армении, Белоруссии и Украине.В Казахстане первая налоговая амнистия проведена в 2001 г. после принятияЗакона «Об амнистии граждан республики Казахстан». Легализацииподлежали не только капиталы, но и иное имущество, за исключением активов,права на которые оспариваются в суде, а также полученных в результатедоказанных коррупционных преступлений, преступлений против личности, здоровьянаселения и нравственности. Декларируемые средства налогом не облагались, крометого, были уничтожены все декларации о доходах и имуществе граждан с 1995 г. по2000 г. Срок действия амнистии составил 30 дней.
Общий объем легализованных средств достиг 480млн долл., или 12% от предположительно вывезенного капитала (ВВП Казахстанасоставлял в те годы около 20 млрд долл.). Из всех легализованных средств 82%было внесено в казахские банки наличными, размеры вносимых сумм колебались от 2тыс. до 800 тыс. долл. В настоящее время в Казахстане разрабатывается проектвторой налоговой амнистии, в котором при схожих прочих условиях репатриируемыесуммы будут облагаться по ставке 10%. Основные предпосылки для объявления новойамнистии — очередное избрание Президентом республики Казахстан Н. Назарбаева ивысокие цены на нефть, способствовавшие увеличению ежегодного вывозанефтедолларов.
Амнистия 2005 г. в Грузии — одна из самыхнеудачных в мире. Грузинский президент М. Саакашвили лично ознакомил гражданстраны с условиями ее проведения, по которым каждый бизнесмен могзадекларировать любые денежные средства и имущество, которыми он располагал, изаплатить в бюджет 1% от стоимости заявленных активов, а все предыдущиеналоговые декларации подлежали уничтожению. Под амнистию не попадали тепредприниматели, в отношении которых уже возбуждены уголовные дела о сокрытииналогов в особо крупном размере.
Надежды грузинских властей не оправдались: посостоянию на ноябрь 2005 г. о незадекларированных доходах заявили всего 8человек, а бюджет страны вместо ожидаемых 4 млн долл. получил всего 35 тыс.долл., или менее 1% от предполагаемой суммы. Основной причиной неудачи считаетсяостающееся недоверие грузинских граждан к органам государственной власти.
Российская история финансовых амнистий
В новейшей российской истории финансовыеамнистии задумывались трижды. В первый раз налоговая амнистия была объявленапрезидентским Указом от 27 октября 1993 г. N 1773 «О проведении налоговойамнистии в 1993 году», по которому тем, кто сокрыл доходы отналогообложения, предлагалось заплатить налоги в полном объеме. В случаенеуплаты до 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов органамГосналогслужбы вменялось в обязанность взыскивать штрафы в тройном размере. Этаамнистия провалилась, и основной причиной стало стремление государства получитьвсе и сразу без адекватных встречных шагов.
В 1995 г. Миннауки России предложило новыйвариант амнистии, по которому средства, вкладываемые в разработку и реализациюинновационных технологий, не подлежали декларированию в течение ряда лет. Новыйзаконопроект «О налоговой амнистии» был направлен в МинэкономикиРоссии, где он, возможно, находится до сих пор.
Осенью 1997 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин вочередной раз предложил провести финансовую амнистию «для тех, кто имеетза рубежом какие-то вклады, чтобы они эти вклады вернули в Россию». В соответствии с разработанным вскоре законопроектом «О добровольнойлегализации доходов физических лиц в 1998 году» физические лица, подавшиедекларацию о дополнительных доходах, должны были уплатить специальный сбор вразмере 10% от легализуемой суммы. Важным положением законопроекта была отменаответственности за совершение финансовых операций с денежными средствами илииным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также занепредставление декларации о доходах либо включение в декларацию заведомоискаженных данных. Однако и эта амнистия не была реализована.
Грядущая амнистия капиталов в России
Анализ зарубежного опыта финансовых амнистийпозволяет выделить несколько факторов успеха. Во-первых, необходимо четкоеопределение целей амнистии, в соответствии с которыми разрабатывается еемеханизм. Если речь идет о сокращении дефицита бюджета за счет дополнительныхналоговых поступлений и только потом о долгосрочных денежных вложениях вэкономику, важно предложить выгодную схему амнистии, одновременно заявив осущественном ужесточении наказания за последующие налоговые нарушения. Если воглаву угла ставится привлечение инвестиций в экономику страны с попутнымрасширением налогооблагаемой базы, необходимо представить согражданамэффективный и малозатратный механизм вывода активов из «тени» с упоромна перемещение средств и имущества в легальный экономический оборот страны.
Однако как в первом, так и во втором случаяхнепременными спутниками успеха являются четкие законодательные гарантииконфиденциальности и освобождения от уголовного преследования, а также мощнаяпатриотическая пиар-компания в СМИ. Еще одним обязательным условием удачнойфинансовой амнистии считается доверие граждан к государственным и финансовыминститутам страны.
В прошлогоднем президентском послании ясноуказывалось на то, что грядущая финансовая амнистия станет, прежде всего,амнистией денежных капиталов («дачная» амнистия стала отдельнойчастью президентского послания). «Эти деньги должны работать на нашуэкономику, в нашей стране, а не „болтаться“ в офшорных зонах», — заявил тогда Президент страны. И если в первоначальном законопроектепрезидентские условия были соблюдены — с 1 января 2006 г. деньги необходимобыло перевести в российские банки, а 13% заплатить в казну, то согласнопоследней версии требование Президента о переводе средств в российские банкиисчезло. Таким образом, становится непонятной основная цель предлагаемойамнистии — пополнение российского бюджета или привлечение дополнительныхинвестиционных ресурсов в легальную экономику.
Отталкиваясь от президентского послания, главнаяцель грядущей амнистии капиталов — именно вовлечение долгосрочныхинвестиционных ресурсов в экономический оборот России, поскольку признаковбюджетного дефицита на фоне высоких цен на нефть пока не наблюдается. В этомслучае можно выделить несколько условий, при которых эффект от амнистии был быощутимым.
Ну че прочел работу? Сделайтитульный лист, содержание, сшей в папку, тогда можешь сдавать.
1. Плата за легализацию денежных средств должнабыть максимально снижена, особенно если учитывать отчисления в бюджет показахстанской (0%), итальянской (2,5%) или бельгийской (6%) моделям амнистий.
2. В законе необходимо указать не тольковнесение денежных средств в российские банки, но и утвердить перечень этихбанков, в который могли бы войти только банки с участием федеральных илирегиональных исполнительных структур (Сбербанк, Внешторгбанк, Банк Москвы идругие).
3. Закон должен содержать предоставлениегосударственных гарантий на сохранность репатриированных средств, которую можнобыло бы гарантировать государственными (муниципальными) облигациями на те жесуммы или иными государственными гарантиями. Как известно, система страхованиявкладов распространяется только на вклады до 190 тыс. руб.
4. В законе необходимо предусмотреть механизмосвобождения от ответственности за предоставление заведомо искаженных налоговыхдеклараций, за проведение операций с денежными средствами и иным имуществом,полученным заведомо незаконным путем в части неуплаты налогов, за другиеналоговые правонарушения.
5. Для обеспечения уверенностиналогоплательщиков в честности органов государственной власти стоитпозаимствовать опыт Казахстана с показательным уничтожением всех налоговыхдеклараций за предшествующие налоговые периоды.
6. Закон «Об упрощенном порядкедекларирования доходов физическими лицами» должен содержать конкретныемеры по ужесточению ответственности налогоплательщиков за налоговыепреступления, ввести которые было бы целесообразным сразу после окончания срокадействия амнистии.
7. Непременным атрибутом всех удачных амнистийкапиталов было массированное сопровождение проводимых мероприятий в СМИ.Например, в США общественная рекламная кампания проводилась под лозунгом«Не говорите, что мы вас не предупреждали», в Польше финансоваяамнистия проходила под призывом «Спасите Польшу!», а итальянскаяамнистия получила название «Налоговый щит».
8. Не надо только пукать вобщественных местах.
Мировая практика свидетельствует, что амнистиявнутренних капиталов более успешна, чем попытки вернуть капиталысоотечественников из-за рубежа. Однако успех амнистии капиталов в значительнойстепени зависит от проводимых мероприятий по развитию национальной экономики,где российскому правительству пока похвастаться нечем.
Литература
1. Н.А.Кричевский Амнистия капиталов: зарубежныйопыт и российские перспективы; «Финансы», 2006, N 9
2. С.А.Астахов Амнистия амнистии рознь;«Ваш налоговый адвокат», 2007, N 7
3. Николаев И. Налоговая амнистия: не надотребовать мзды; ''Ведомости'' 22 июля2002 г., N 126 (689).