КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Консолидированный бюджетНовосибирской области: анализдоходов и расходов»
Введение
В даннойконтрольной работе мы постараемся охватить тему «Консолидированный бюджетНовосибирской области: анализ доходов и расходов». За основу написанияконтрольной работы взяты данные на 2010 г., несмотря на то, что 2010 годне закончился, но данные анализа консолидированного бюджета НСО будутактуальными по состоянию на август – сентябрь 2010 г.
По словам Л.В. Горнина,министра финансов и налоговой политики Новосибирской области – «Бюджетнаяполитика Новосибирской области на 2010–2012 годы ориентирована на постояннуюадаптацию бюджетной системы к изменяющимся экономическим условиям ипотребностям населения, на создание предпосылок для устойчивогосоциально-экономического развития области в посткризисный период [4].
Есликомплексно охарактеризовать бюджетную политику в Новосибирской области, тоосновной вектор ее направлен на обеспечение ответственного управленияобщественными финансами, стабильности и предсказуемости бюджетной деятельностив регионе в среднесрочной перспективе, устойчивости регионального бюджета кнеблагоприятным внутренним и внешним воздействиям. В связи с этимпредставляется перспективным внедрение в бюджетную деятельностьпрограммно-целевого метода управления общественными финансами. В Новосибирскойобласти накоплен определенный опыт работы с подобными механизмами. В частности,еще в 2007 году в области принят закон о прогнозировании, программах и планахсоциально-экономического развития, а также ряд подзаконных актов, реализующихего основные положения.
Каксамостоятельное направление, с одной стороны, и продолжение развитияпрограммно-целевого метода управления с другой, можно выделить работу поповышению качества финансового менеджмента на всех уровнях бюджетногоадминистрирования. Определенные шаги в этом направлении делаются в сочетании среализацией концепции административной реформы на субфедеральном уровне путемразработки административных регламентов функций государственного управления вфинансовой сфере, методологического обеспечения внутренних преобразований исовершенствования процедур бюджетной деятельности администраторов ираспорядителей бюджетных средств, а также совершенствования финансовогоменеджмента бюджетных учреждений» [4].
Посмотрим иизучим что же такое бюджет, консолидированный бюджет и проанализируем доходы ирасходы консолидируемого бюджета Новосибирской области по состоянию на 2010год.
1.Экономическая сущность и содержание бюджета
1.1 Бюджет,задачи бюджета, доходы и расходы бюджета
Для началарассмотрим экономическую сущность и содержание бюджета.
Бюджетявляется механизмом, который позволяет проводить социальную и экономическуюполитику в нашей стране. Через бюджет осуществляется влияние на образование ииспользование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это системаобразования и расходования денежных средств, которые предназначены дляфинансирования обеспечения задач и функций государства и местногосамоуправления. С помощью бюджета власти получают денежные ресурсы для содержанияармии и т.д.
Бюджет – это финансовый план, спомощью которого органы власти получают реальную экономическую возможностьосуществлять властные полномочия.
В то же времябюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. Сзарождением и формированием государства связано возникновение и развитиебюджета. Бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своейдеятельности, и в то же время он является важным элементом для проведениясоциальной и экономической политики.
Задачибюджета:
1) перераспределениеВВП;
2) финансовоеобеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
3) государственноерегулирование и стимулирование экономики;
4) контрольза образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Черезформирование и использование централизованных фондов денежных средств науровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительнаяфункция бюджета.
С помощьюбюджета регулируется хозяйственная жизнь страны, экономические отношения,направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И всвязи с этим могут ускоряться или сдерживаться темпы производства, усиливатьсяили ослабляться рост капиталов и сбережений, изменяться структуру спроса ипредложения.
ПерераспределениеВВП через бюджет имеет две стадии.
1. Образованиедоходов бюджета.
В процессеобразования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства.
Доходыбюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходнойчасти бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма.Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер, а такжебезвозмездное поступление.
Налоговыедоходыформируются за счет сбора федеральных налогов и сборов (НДС, акцизы, налог надобычу полезных ископаемых, налог на прибыль и др.).
Неналоговыедоходыбюджетов образуются в результате экономической деятельности или приперераспределении уже полученных доходов по уровням бюджетной системы (доходыот использования государственного имущества, штрафы и иные суммыпринудительного изъятия, доходы от продажи имущества, внешнеэкономическаядеятельность).
Безвозмездныепоступления доходов образуются в результате финансовой помощи (дотации,субсидии, субвенции).
2. Использование(расход) бюджетных средств.
Расходыбюджета– это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач ифункций государства и местного самоуправления.
Бюджетополучатели – это организациипроизводственной и непроизводственной сферы, которые могут получать ираспределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.
В основномрасходы бюджета носят безвозвратный характер.
За счетрасходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровнямбюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.
Структурарасходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходыбюджета, от экономической и иной ситуации в стране.
Контрольнаяфункция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможностьосуществления обязательного государственного контроля за поступлением ииспользованием бюджетных средств [1].
1.2 Консолидированныйбюджет субъекта РФ
Задачи ифункции,отнесенные к ведению субъектов РФ, очень разнообразны.
В ст. 72Конституции РФ определены предметы совместного ведения РФ и ее субъектов:
1. Всовместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерациинаходятся:
/>а) обеспечение соответствия конституций и законов республик,уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов КонституцииРоссийской Федерации и федеральным законам;
/>б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита правнациональных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественнойбезопасности; режим пограничных зон;
/>в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,водными и другими природными ресурсами;
/>г) разграничение государственной собственности;
/>д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечениеэкологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охранапамятников истории и культуры;
е) общиевопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
/>ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи,материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальноеобеспечение;
/>з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийнымибедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
/>и) установление общих принципов налогообложения и сборов вРоссийской Федерации;
/>к) административное, административно-процессуальное, трудовое,семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
/>л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура,нотариат;
/>м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизнималочисленных этнических общностей;
/>н) установление общих принципов организации системы органовгосударственной власти и местного самоуправления;
о)координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РоссийскойФедерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
/>2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются нареспублики, края, области, города федерального значения, автономную область,автономные округа.
Кроме тогост. 73, 76 Конституции РФ, указывает, что субъект РФ обладает всейполнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ попредметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Полномочия субъекта РФзакрепляются как в конституции РФ, так и в нормативно правовых актах субъектовРФ.
Если отсутствует ФЗ по предметам совместного ведения, субъект РФ можетосуществлять самостоятельное правовое регулирование. Финансовой гарантиейреализации полномочий субъекта РФ выступает региональный бюджет. По предметамисключительного ведения субъект РФ осуществляет собственное правовоерегулирование[2].
В соответствиис Бюджетным кодексом РФ гл. 3 ст. 14:
Каждыйсубъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориальногогосударственного внебюджетного фонда.
/>Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) ибюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены дляисполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
/>Использование органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнениярасходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
/>В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии сбюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваютсясредства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектовРоссийской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметамведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместноговедения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходныхобязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенцийиз федерального бюджета.
/>Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальныхобразований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учетамежбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированныйбюджет субъекта Российской Федерации [1].
Бюджеты,формируемые на территории субъекта РФ, – региональный и местные – являютсяобособленными, самостоятельными денежными фондами. В консолидированном бюджетеможно учесть все бюджеты, действующие на территории конкретного субъекта РФ.
Консолидированныйбюджет субъекта РФ представляет свод бюджетных показателей, в которых указаныобобщенные сведения по расходам и доходам, из каких источников поступаютфинансовые средства и куда они направляются для использования. Для управлениягосударственными делами на региональном уровне необходимо знать, какиефинансовые средства находятся на данной территории.
Консолидированныйбюджет субъекта РФ не утверждается каким-либо законодательным(представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом.Консолидированный бюджет субъекта РФ, таким образом, функцию объединениябюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и еговеличина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее консолидированныйбюджет субъекта РФ широкое применение в процессе планирования и анализаосновных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный весконсолидированного бюджета РФ в валовом внутреннем продукте дает представлениео масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходовсвидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базыбюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т.д.
Структурные пропорцииконсолидированных бюджетов (соотношения между различными видами основныхисточников и направлений расходов) каждого уровня бюджетной системы существенноотличаются от пропорций консолидированных бюджетов других уровней (например,если в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации главнымисточником доходов в условиях переходной экономики был налог на добавленнуюстоимость, то в консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источникомчаще всего был налог на прибыль) [5].
2. Анализконсолидированного бюджета Новосибирской области
2.1 Анализдоходов консолидированного бюджета НСО на 01 сентября 2010 г.
«Разрабатываяпроект областного бюджета на 2010 год мы исходили из консервативного сценарияразвития экономики РФ, также учитывали особенности исполнения бюджета 2008 и2009 годов. – отметил руководитель департамента финансов и налоговой политикиНовосибирской области Леонид Горнин. – Так, рост собственных доходов бюджетарегиона в 2008 к уровню 2007 года составил 122%, тенденция к их снижениюнаблюдалась с первого квартала 2009 года на всей территории РФ».
Такимобразом, бюджет Новосибирской области на 2010 год был принят с параметрами:планируемые доходы 66.38 млрд рублей, расходы 70.53 млрд, дефицит 4.49 млрд или8.9% от годового объема собственных доходов бюджета.
Поступлениесобственных доходов ожидается на уровне 46.41 млрд – это 100% от планадействующей редакции бюджета-2009 года 94% от фактического поступления в бюджетрегиона в 2008 году.
Исходя изпринятых и планируемых изменений в федеральное законодательство, планируемыедополнительные доходы консолидированного бюджета региона составят 3.68 млрдрублей: за счет увеличения ставки акцизов на пиво планируется получить 2.59млрд, изменений в методику распределения акцизов на нефтепродукты – 1.01 млрд.Темп роста прогнозируемых поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета-2010составит 109% к ожидаемой оценке исполнения бюджета 2009 года – 50.46 млрд.рублей [3].
Всоответствии с сайтом Министерства финансов и налоговой политики Новосибирскойобласти приведен следующий анализ консолидированного бюджета НСО по состояниюна 01 сентября 2010 г. [3]
В частности консолидированныйбюджет Новосибирской области по доходам выглядит следующим образом:
1. Налоговыеи неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований Новосибирскойобласти – поступило 66,8 млрд. рублей доходов, что составляет 119,03% отобъемов поступлений на 1 сентября 2009 года. Наибольший рост поступленийналоговых и неналоговых доходов зафиксирован в следующих муниципальныхобразованиях НСО: Куйбышевский район (рост 46,59%), Сузунский район (рост на43,92%), Колыванский район (рост на 34,67%), Тогучинский район (рост на 30,06%).
2. Поступлениеналога НДФЛ – поступило 17,6 млрд. рублей доходов, что составляет 106,21%от объемов поступлений на 1 сентября 2009 года. Наибольший рост поступлений НДФЛзафиксирован в следующих муниципальных образованиях НСО: г. Обь (рост 35,67%),г. Искитим (рост на 18,53%), Баганский район (рост на 17,42%), Болотнинскийрайон (рост на 15,03%), Краснозерский район (рост на 12,53%).
3. Безвозмездныепоступления – По итогам 8 месяцев 2010 г. доля безвозмездныхпоступлений составляет 50% в доходах бюджетов г. Новосибирска, г. Обьи р.п. Кольцово. Наибольший рост поступлений зафиксирован в Усть-Тарском районе– рост 87,39%, Кыштовский район – рост 73,73%, Ордынский район – рост 71,28%.Но также произошло и снижение объемов безвозмездных поступлений в г. Бердск– снижение 24,6%, Болотнинский район – снижение 20,24%.
4. Дотации,поступившие в доход муниципальных бюджетов – наибольшая доля зафиксирована вДовольненском районе – 38,66%, Убинском районе – 37,59% и Здвинском районе –34,9%.
Наименьшаядоля доходов зафиксирована в Новосибирском районе – 3,58%, г. Искитим –6,49%, г. Обь – 6,78%, р.п. Кольцово – 7,15%.
ГородуНовосибирску дотация не предоставлялась. [3]
2.2 Анализрасходов консолидированного бюджета НСО на 01 сентября 2010 г.
Анализструктуры исполнения консолидированного бюджета Новосибирской области порасходам на 01 сентября 2010 г. выглядит следующим образом:
1. Расходымуниципальных бюджетов НСО – сокращение расходов по итогам 8 месяцев 2010 г.зафиксирован в г. Оби – снижение 12,96%, г. Бердск – 8,39% иБолотнинском районе – 6,3%.
В остальныхмуниципальных образованиях отмечено увеличение расходов. Наибольшее увеличениерасходов зафиксировано в Усть-Таркском районе – рост 75,46%, Каргатском районе– 53,33%, Здвинском районе – 51,78%, Убинском районе – 51,77%.
2. Расходына оплату труда – в 2-х муниципальных районах (Краснозерском иНовосибирском районе) и 2-х городских округах (г. Обь и г. Бердск)доля расходов на заработную плату и начисление на выплаты по оплату трудасоставила более 50%. В 10-ти муниципальных образования доля расходов по оплатетруда составила менее 40% – Доволенский район – 3.6%, Каргатский район – 34,64%,Усть-Таркском районе – 34,7%, Чановском районе – 35,02%.
3. Результатыисполнения муниципальных бюджетов – по итогам 8 месяцев 2010 годаКарасукский район и 3 городских округа НСО исполнили бюджет с дефицитом.Наибольший дефицит сложился по г. Новосибирску – 112 351,61 тыс.руб., наибольший профицит зафиксирован по Новосибирскому району –123 078,79 тыс. руб.
4. Кредитыот кредитных организаций в бюджетах муниципальных образований – за 8месяцев 2010 г. 4 муниципальных района и 2 городских округа получиликредиты от кредитных организаций, 7 муниципальных районов и 2 городских округаосуществили погашение кредитов, полученных от кредитных организаций.
5. Бюджетныекредиты муниципальных образований – за 8 месяцев 2010 г. 4муниципальных района и 2 городских округа получили бюджетные кредиты от другихбюджетов. 24 муниципальных района и 1 городской округ осуществили погашениебюджетных кредитов, полученных от других бюджетов.
6. Долгмуниципальных образований НСО – на 1 сентября 2010 года муниципальный долготсутствует у 26 муниципальных образований. Наиболее крупный муниципальный долгзафиксирован у г. Новосибирска – 5 040,7 млн. руб., г. Бердск –30,85 млн. руб., Черепановского района – 10 млн. руб., Маслянинского района –8,0 млн. руб.
7. Остаткибюджетных средств муниципальных образований НСО – на 1 сентября 2010 годаснижение остатков бюджетных средств зафиксировано в 4 муниципальных районах –Барабинском, Баганском, Чулымском и Болотнинском районах и 4-х городскихокругах. Наиболее крупный рост зафиксирован у Чановского района – 887,42%,Кыштовского района – 400,12%
8. Просроченнаякредиторская задолженность муниципальных образований – на 1 сентября 2010года 11 муниципальных образований Новосибирской области не имели просроченнойкредиторской задолженности. Существенный рост кредиторской задолженности зафиксированв 4-х муниципальных образованиях. К ним относятся – Чановский район – рост2620,17%, р.п. Кольцово – 1345,07%, Каргатский район – 482,82% и Болотненскийрайон – 95,86%.
9. Просроченнаякредиторская задолженность по заработной плате – на 1 сентября 2010 годапросроченная задолженность по заработной плате отсутствует во всехмуниципальных образованиях Новосибирской области. [3]
Заключение
Мы посмотрелии изучили, что такое бюджет, его экономическую сущность, какие составные частивключены в бюджет РФ и субъектов РФ, а также проанализировали консолидированныйбюджет Новосибирской области, доходы и расходы по состоянию на 01 сентября 2010 г.
На данныймомент делать выводы относительно 2010 года рано, но можно отметить, что фактическиепоказатели исполнения консолидированного бюджета Новосибирской области в частидоходов по состоянию на 01 сентября 2010 г. оправдали планируемыепоказатели, которые были отмечены в п. 2.1 данной контрольной работы. Также отметим, что касается расходной части и итоговых показателей по областям Карасукскийрайон и 3 городских округа НСО исполнили бюджет с дефицитом. Соответственно, вконце года необходимо будет подробно изучить причину дефицита, получить ипроанализировать, а также подробно проверить отчеты глав муниципальныхобразований в расходной части, а так же, возможно, было недополучение средств вдоходной части бюджетов муниципальных образований. По итогам 2010 годанеобходимо будет провести оптимизацию расходов, для того, чтобы сохранить объемфинансирования каждого муниципального образования. Хотя, возможно, причинакроется не в самом дефиците, а в сокращении поступлений средств из Федеральногобюджета, потому что как мы видим по состоянию на 01 сентября 2010 года дотациигороду Новосибирску не предоставлялись.
Большимпреимуществом является то, что по состоянию на 01 сентября 2010 года в полноймере отсутствует просроченная кредиторская задолженность по выплате заработнойплате во всех муниципальных образованиях.
В остальном,анализ консолидированного бюджета Новосибирской области показывает, что присоставлении бюджета Новосибирской области следует максимально внимательнопланировать, перераспределять, регулировать и контролировать и доходную ирасходную часть.
Списоклитературы
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ с изменениями идополнениями;
2. Конституция РоссийскойФедерации;
3. Официальный сайтМинистерства финансов и налоговой политики Новосибирской области – mfnso.ru
4. Деловой портал Новосибирскойобласти – biz.newsib.ru
5. Иные источникиИнтернет.