Реферат по предмету "Психология"


Роль телефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕЛЕФОНДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ1.1 Историявозникновения службы телефонной помощи населению1.2 Технологиятелефонного консультирования и его особенности1.3 Особенностиработы с суицидальными абонентами1.4 Психологическиеособенности подростковых суицидов, телефон доверия как средство их профилактики1.5 Выводы по главеГЛАВА 2.Эмпирическое изучение отношения к телефону доверия2.1 База и методыисследования2.2 Анализ иобобщение результатов2.3 Рекомендации дляработы на телефоне доверия с суицидальными абонентами       2.4 Выводы по главеЗАКЛЮЧЕНИЕСписок используемойлитературы
/>ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаемсвободой выбора смерти. Объём социальных отклонений позволяет судить онравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка. Однаиз проблем современной ситуации в жизни общества и человека заключается вувеличении количества самоубийств. Причём число суицидов среди детей иподростков превышает показатель среди взрослых. За последние 30 лет уровеньсуицидов среди детей и подростков в нашей стране вырос в 8 раз (Г.В.Старшенбаум, 2005). Частота суицидальных попыток у подростков в несколько развыше, чем у взрослых.
В условиях политического, экономического, духовногокризиса ценности человека, как индивидуума находятся под угрозой.
Суицидом называют осознанный акт устранения из жизнипод воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственнаяжизнь теряет для человека смысл. По каким же причинам люди теряют смысл своейжизни? Даже в окружении множества людей человек часто чувствует себя одиноким ииспытывает эмоциональные страдания. Межличностное общение зачастую настолькоповерхностно и неграмотно, что некоторым людям становится трудно найти друзей ив тяжёлые моменты жизни не с кем поговорить, поделиться своими проблемами, не укого спросить совета и получить поддержку. Эта проблема не обходит стороной иподростков, ведь их ведущей деятельностью в этом возрасте является общение всистеме общественно-значимой деятельности (учебной,общественно-организационной, трудовой и другие). Именно в общенииосуществляется отношение к подростку, как к человеку, как к иной личности,происходит усвоение системы нравственных ценностей. Зачастую некоторые из нихне могут полностью открыться даже собственным друзьям. Существует крайнелюбопытная статистика относительно возраста самоубийц. Оказывается, чтоподавляющая, непропорционально большая часть таких случаев приходится на долюподростков или юношей и девушек в переходном возрасте. На сухом языке медициныэто называется специальным термином – «пубертатный суицид», т.е.«самоубийство, совершенное в пору полового созревания». За последнеедесятилетие число самоубийств среди молодёжи выросло в три раза. Основные причинысуицида: неразделённая любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страхперед будущим, одиночество. Мужчины совершают самоубийство примерно в 3 разачаще. По-видимому, риск особенно высок у мужчин среднего возраста в моментытяжелых жизненных кризисов – например, при тяжелых заболеваниях (инфарктемиокарда, злокачественных новообразованиях), при крупных финансовых неудачах,после развода – если они начинают искать выход в алкоголе и не соглашаются сдиагнозом депрессии. Самоубийства среди детей встречаются редко. Риск самоубийствавозрастает в период полового созревания. По абсолютному количеству подростковыхсамоубийств Россия занимает первое место. Службами здравоохранения США ежегоднорегистрируется более 250 000 попыток самоубийства среди школьников и студентов15-19 лет [6]. В этой ситуации работа телефона доверия приобретает особуюактуальность, так как предлагает временную, но мгновенную поддержку, котораяможет быть настолько эффективной, насколько точны, искренны, профессиональныдействия консультантов телефона доверия.
На сегодняшний день остро встаёт проблема доверия.Люди либо защищаются от стрессов, либо уходят от них, вместо того, чтобы ихрешать. Проблема состоит в том, что люди зачастую не осознают своих жизненныхтрудностей или отрицают их наличие, это препятствует эффективному решениюпроблемы.
Объект исследования –особенности организации службы телефонной помощи населению.
Предмет – роль телефонадоверия в профилактике суицидального поведения подростков.
Цель исследования: изучение ролителефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическуюлитературу по проблеме исследования и обобщить материалы по данной теме;
2. Организовать и провести эмпирическое исследованиепо выявлению роли телефона доверия в профилактике суицидального поведения уподростков;
3. Разработать рекомендации по работе ссуицидальными подростками для специалистов телефона доверия
Методы:теоретико-методологический анализ литературы; анкетирование, интервью.
Практическая значимость:данная работа полезна руководству службы телефона доверия, психологу, поможетпедагогам-психологам при работе с суицидальными или склонными к суицидуподростками. На основе исследования разработаны рекомендации по работе ссуицидальными абонентами для психологов на телефоне доверия. Дальнейшейперспективой данной работы является проведение акции по оповещению подростков ономере телефона доверия и разработка программы по подготовке волонтёров дляработы на телефоне доверия.
ГЛАВА1. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
 1.1История возникновения службы телефонной помощи населению
 
Телефонноеконсультирование в настоящее время получило признание во всём мире, оно активноразвивается и совершенствуется. Для населения России эта форма психологическойпомощи особенно актуальна. Коренные изменения в общественно-политической иэкономической жизни страны неизбежно сопровождается серьёзными переменами вжизни каждого человека и действуют разрушительно на физическое и психическоездоровье. Возникают отклонения в самочувствии, поведении и общении, растётколичество психосоматических заболеваний, увеличивается число больныхалкоголизмом и наркоманией, распадаются семьи; стихийные бедствия и военныедействия на территории страны приводят к психическим травмам, инвалидности игибели людей; растёт преступность, всё более актуальной становится проблемабезработицы. По этим и другим причинам многие ощущают потребность в психологическойподдержке. Лица, обратившиеся за помощью на телефон доверия, характеризуютсяразличными эмоциональными нарушениями, не достигшим клинического уровня,ощущением безысходности в сложившейся ситуации, отчаянием, а также состояниемтревоги, страха, ненависти. Эти состояния часто являются факторамисуицидального риска.
Следует указать наособое переживание одиночества, которое испытывает ребёнок, обратившийся запомощью к телефонному консультанту. Это переживание человека, оставшегося одинна один со своей маленькой личной трагедией, со своей проблемой, которая можетвосприниматься им как трудноразрешимая и растянутая во времени. Настроения уподростков меняются часто и легко, но при этом испытываемые тоска и ярость.Ненависть, одиночество по-настоящему глубоки, и для подростка очень важнообратиться за помощью именно в данный переживаемый им момент. Существенныйвклад в решение этих проблем призваны внести Телефонные Службы ЭкстреннойПсихологической Помощи (Телефоны Доверия). К сожалению, номеров телефонов доверияв России практически никто не знает. Для сравнения: в Швеции телефоны довериядля детей и подростков пишутся на ранцах, ластиках, линейках, на школьныхдосках, а в Бельгии эти номера указываются на каждом таксофоне [20].
В электроннойэнциклопедии телефон доверия определяется как один из видов социально значимыхуслуг, которая предоставляет возможность анонимной телефонной беседы сквалифицированным консультантом. В ходе разговора абоненту можетпредоставляться информация и психологическая поддержка, а также абонент можетпередавать сведения консультанту. Телефон доверия часто используется дляконсультирования по сложным, противоречивым темам, обсуждение которых в личнойбеседе могло бы быть затруднительным: межличностные и сексуальные отношения, стигматизированные болезни, употребление наркотиков,преступления[19]. Круглосуточная служба,обеспечивающая квалифицированными советами людей, обращающихся за помощью встрессовой ситуация, обслуживается психологами, психотерапевтами, психиатрами,приобретает большое значение в предотвращении суицидальных действий. Еслизаглянуть в историю, то можно увидеть, что первоначально службы телефоннойпомощи организовывались как центры по предупреждению суицидов. Сама идеясоздать постоянную квалифицированную службу оказания психологической помощи потелефону появилась в Англии в 1953 году, инициатива исходила от священниковПитера Уэсна и Чада Варда. Принимая проповеди прихожан, они были пораженыобилием психологических проблем, свалившихся «на плечи человеческие». Тогдасвященники публично объявили номера своих телефонов, по которым люди,подверженные суицидальным мыслям, страдающие от одиночества и психологическойрастерянности, могли бы обратиться за помощью и поддержкой.
В 1960-е годы вСеверной Америке ощущалась потребность как в социальных службах, так и вслужбах психиатрической помощи, что породило спонтанное развитие волонтёрскогодвижения на местном уровне. Особенно много возникало групп самопомощи. Причинойэтому оказалась неспособность национальных государственных органовудовлетворить потребности населения в социальных службах. Местные жеадминистрации отказывали в регистрации соответствующих служб на основании имиже придуманных ограничений на виды оказываемой помощи населению. Люди стали объединятьсяв группы самопомощи, поскольку проблемы являлись слишком серьёзными, иразрешить их с помощью индивидуальных усилий было невозможно. В результатесоздавались и получали развитие службы, агентства и учреждения, ставившие цельюудовлетворение потребностей людей всех возрастов. Одними из первых в этом рядупоявились кризисные Горячие Линии, которые начали заниматься такими проблемами,как профилактика самоубийств и кризисная интервенция (скораямедико-психологическая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса),консультирование, а также предоставлением справок, информации и другиеспециализированные услуги[5; 9]. В 1960 году в Нью-Йорке была основана«Лига-спасите жизнь», целью которой было предоставление моральной ипсихологической помощи по телефону.
В Европе этот процессначался после второй мировой войны, когда в 1948 г. Психиатры Х.Хофф иЕ.Рингель организовали центр «Врачебная помощь людям, уставшим от жизни»;объединивший по телефону и очный приём.
Телефон доверияявляется службой, которая оказывает населению экстренную психологическую помощьпо телефону, она считается одной из форм психотерапевтической работы,социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисныхсостояниях. В разных странах эти службы называются по-разному. Например, вИспании – «Надежда», а в Германии – «Духовная Помощь», в Швейцарии –«Протянутая рука», в Австралии – «Линия Жизни», в США работают «КризисныеЛинии», «Горячие Линии» и другие. В славянских странах закрепилось название«Телефон Доверия». В настоящее время во многих крупных (Москва,Санкт-Петербург, Хабаровск, Владивосток, Сочи, Архангельск) малых городахРоссии работают в общей сложности около 220-ти Телефонов Доверия. Их объединяетРоссийская Ассоциация Телефонов Экстренной Психологической Помощи (РАТЭПП).
В России службателефона доверия сравнительно молода, хотя первый телефон доверия появился внашей стране ещё в 1981 году. Название «Телефон Доверия» в Россию пришло изПольши и Чехословакии. Инициатором службы телефона доверия была профессор МГУЭ.Г. Амбрумова в 1982 году осенью при городском наркологическом диспансереСанкт-Петербурга стал функционировать свой телефон доверия. Работа веласькруглосуточно: днём осуществлялся приём звонивших накануне клиентов. Этоттелефон просуществовал около двух лет. К 1988 году в России открыто пятьтелефонных психологических служб, к 1989 году – их уже 10. На сегодняшний деньв России существует около 250 Телефонов Доверия или, по-современному, телефоновэкстренной психологической помощи (ТЭПП). 7 июня 1991 года в Москве учрежденаРоссийская Ассоциация ТЭПП (РАТЭП). В 1994 году РАТЭПП принята в членыМеждународной федерации экстренной телефонной помощи. По статистике, околополутора миллиона человек ежегодно обращаются за помощью на телефон доверия. Порекомендации Ассоциации телефонных служб доверия России, на 500 тысяч жителейдолжен работать хотя бы один молодёжный телефон доверия. В России до революциираспространённость самоубийств была самой низкой в Европе – три самоубийства на100 тысяч жителей в год. В 1998-1999 гг. показатель уровня самоубийств в странесоставил 38 на 100 тысяч жителей. Россия вышла по этому параметру на второеместо в мире (на первом месте – Литва, где на 100 тысяч человек приходится 46самоубийств). Российские показатели в 3-4 раза превышают среднемировые (10-20самоубийств на 100 тысяч населения в год, в США – 11, в Великобритании – 9).Каждый год кончают жизнь самоубийством 50 тысяч россиян. Только за 90-е годыстрана потеряла полмиллиона человек [15; 10].1.2Технология телефонного консультирования и его особенности
 
Психологическоеконсультирование относительно новая область в практике психологов. И какмолодая научная область еще не имеет четкого представления о своем предмете всилу того, что спектр проблем чрезвычайно широк (проблемы в семье, школе,личной жизни, конфликты на работе, проблемы выбора профессии и т.д.). Вповестке дня психологического сообщества остро стоит вопрос о разработкетеоретической научной основы консультирования, которая выстроила бы системутеоретических воззрений, обобщила накопленную информацию, создала механизмпрогноза последствий применения разных приемов и способов, психотерапии [12].
Телефонноеконсультирование, как метод психотерапевтической помощи, имеет своей основнойзадачей помочь человеку выйти из тягостной для него, кризисной ситуации. Дляуспешного решения этой задачи в телефонной беседе должны соблюдаться основныеправила: 1) прежде всего, должен быть дан выход эмоциямклиента; 2) следует меньше говорить самому, больше слушать. Собственные эмоциииспользовать только для постановки вопросов; 3)не навязывать своих мнений,представлений. Необязательно во всем соглашаться, но высказывать свое мнение втакой форме, чтобы было понятно, что это только твое мнение, а не закон; 4) недавать готовых рецептов, а вместе искать решение; 5) если таковое не удастсянайти, можно исследовать вопрос, не может ли помочь кто-либо из ближайшегоокружения, и только потом порекомендовать обратиться в то или иное учреждение.Но практика показывает, что они обращаются туда крайне редко.
Ход беседы зависит отличности консультанта, равно как и от личности клиента. Тем не менее, можносформулировать некоторые принципы стратегии управления любым или почти любымразговором. Прежде всего, консультант должен помочь клиенту выразить словамивопрос, который его занимает, или проблемную ситуацию, в которой он оказался.Целенаправленными вопросами надо добиться максимальной ясности в восприятииситуации, осваивая мысли и чувства собеседника. Через какое-то время можнорезюмировать полученную информацию. Благодаря этому, клиент получаетдоказательство того, что его внимательно слушали, и одновременно – возможностьс большей ясностью увидеть свою проблему как бы со стороны. Ни абоненты, ни работникислужб неотложной помощи не должны подвергаться конфессиональному, религиозномуили идеологическому давлению. Работники принимаются в службы только послетщательного отбора и обучения; они отбираются, прежде всего, на основанииспособности понимать другого человека, эмпатии и чувства солидарности с ним. Наабонента не возлагается никаких финансовых или каких-либо иных обязательств.Никто из работников службы не может давать показания представителям власти иправопорядка, не получив предварительного разрешения абонента, а такжеруководителей данной службы [15; 81].
Среди особенностейтелефонной коммуникации специалисты отмечают следующее: пространственные ивременные особенности; возможность прервать контакт; «эффект ограниченнойкоммуникации»; «эффект доверительности». Рассмотрим каждую из них подробнее:
1) Пространственныеособенности.
Консультант ТД можетоказывать воздействие на обратившегося, который удалён от него на большоерасстояние. Сфера профессиональной деятельности расширяется дальше за рамки кабинета,что повышает моральную и профессиональную ответственность за собеседника, авместе с тем и психологическую нагрузку, испытываемую консультантом.
2) Максимальнаяанонимность.
При личном обращении кспециалисту, даже без предъявления документов, анонимность является неполной,т.к. консультант общается лицом к лицу с клиентом и может впоследствии узнатьего. Контакт по телефону обеспечивает максимальную анонимность.
3)Возможностьпрервать контакт.
Телефонный консультантпредоставляет возможность прервать беседу в любой момент – для этого достаточнонажать на рычаг телефонного аппарата. При очной консультации сделать этозначительно труднее.
4)Эффектограниченной коммуникации.
Обращение по телефонуосуществляется по единственному акустическому каналу. Это приводит к сужениюпотока информации, которым обмениваются говорящие.
Телефонная коммуникацияв силу исключительно акустического и почти полностью вербального характера(речь по телефону почти не содержит невербальных средств, присущих обычной речи),обуславливает переорганизацию речевой деятельности абонента. Это способствуетинтеллектуальному овладению пациентом психотравмирующей ситуации, облегчаетформирование её реалистического принятия и переходу к конструктивной личностнойпозиции. По утверждению С.Д. Хачатуряна эффект ограниченной коммуникациихарактеризуется большей последовательностью, внутренней организованностью,систематизацией психотерапевтической беседы, приводит к болееструктурированному и логическому изложению проблем абонента. Кроме того, естьещё одна важная особенность: при отсутствии зрительного восприятия,обратившиеся часто идеализируют телефонного консультанта, что повышаетэффективность взаимодействия.
5) Эффектдоверительности.
Хотя общающиеся потелефону могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, их голосазвучат в непосредственной близости, т.е. абонент и консультант в определённомсмысле находятся рядом. Это свойство телефонной связи способствует быстромуформированию доверительности в беседе, облегчает включение в обсуждение глубоколичных проблем. «Эффект доверительности» помогает консультанту в работеи способствует её успешности.
Перваяпсихотерапевтическая беседа с острым кризисным пациентом имеет решающеезначение в предотвращении дальнейшего кризиса. Она складывается из несколькихэтапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу и определённый спектртерапевтических приёмов.
Главная задачаначального этапа беседы – установления контакта – убедить пациента вэмоциональном принятии и сочувствии, а также в обладании необходимымипрофессиональными знаниями и жизненным опытом. Необходимо обеспечить клиентувентиляцию чувств, принять его злость и готовность к манипулятивным действиям.Следует дать клиенту гарантию того, что терапевт может быть полезен ему изаинтересован в продолжении разговора. При реакции острого горя высказываниятерапевта должны носить характер сострадательной эмпатии, что пробуждает уабонента жалость к себе, которая купирует аутоагрессию. В процессе беседыпроводится исследование суицидального риска, риск повышается, если абонентнаходится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и существенноуменьшается, если он готов заключить договор об отказе от самоубийства.Заключение договора завершает первый этап работы.
Второй этап направленна интеллектуальное овладение ситуацией. Терапевт, сочувственно выслушиваяобратившегося, уменьшает эмоциональную напряжённость; задавая соответствующиевопросы, формирует в сознании пациента объективную и последовательную картину психотравмирующейситуации в её развитии – приём структурирования ситуации. Раскрываяпоследовательность ситуации, терапевт показывает её связь с предшествующимисобытиями и, следовательно, возможность её изменения – приём включения вконтекст жизненного пути. Кроме того, на протяжении второго этапа беседыиспользуются следующие психотерапевтические приёмы. Повторение содержаниявысказывания: абоненту сообщается, что его внимательно слушают и правильнопонимают. Отражение и разделение эмоций: терапевт высказывает сочувственноеразделение таких суицидоопасных переживаний, как отчаянье, тревога, горе,чувства стыда, обиды и унижения. Поиск источников эмоций: абоненту предлагаетсяустановить непосредственные причины своего эмоционального состояния с помощьювопросов типа: «Что именно в этой ситуации Вас так ранит?» Приём помогаетпациенту осознать связь между поступками значимого другого и собственнымиэмоциями. Второй этап можно считать завершённым, когда терапевт, обобщив всюполученную информацию, высказывает точную формулировку переживаемой пациентомситуации – приём формулировки ситуации.
Третий этап –планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации.Основываясь на достигнутом ранее интеллектуальном овладении и реалистическомпринятии ситуации, пациент подводится к осознанию того, какое разрешениеситуации наиболее для него приемлемо – приём идентификации целей.Специфическими психотерапевтическими приёмами данного этапа являютсяинтерпретация, планирование и удержание паузы. Интерпретация: терапевтвысказывает гипотезы о возможных способах разрешения ситуации. Планирование:побуждение пациента к вербальному оформлению планов предстоящей деятельности.Удержание паузы: молчание терапевта имеет целью предоставить пациентувозможность проявить инициативу, стимулировать разрабатываемых им плановповедения.
Четвёртый этап –коррекция суицидальных установок абонента. Обязательным является убеждениепациента в следующем:
– Тяжёлое эмоциональноесостояние, переживаемое им в настоящий момент – это временное состояние, впроцессе терапии оно улучшится.
– Жизнь пациента нужнаего родным, близким, друзьям; его уход из жизни станет для них тяжелейшеётравмой.
– Каждый человек имеетправо распоряжаться своей жизнью, но решать этот вопрос лучше после восстановлениядушевного равновесия.
При этом необходимостимулировать воображение пациента перспективами оптимистического будущего –терапия апперцепцией.
Завершение терапии, какправило, вызывает у пациентов тревогу, которую необходимо разделить; следует укрепитьуверенность пациента в своих силах и обсудить, каким образом опыт разрешенияданной кризисной проблемы будет полезен ему для преодоления жизненныхтрудностей в будущем [15; 87]. 1.3 Особенности работы ссуицидальными абонентами
Суицидальных типовлюдей не существует. Любой перечень из статистики самоубийств включает людейвсех возрастов и любого социально-экономического статуса, этническогопроисхождения, а также индивидов и ситуации без каких-либо особенностей. Тем неменее, существуют некоторые общие факторы, которые, в соответствии состатистикой, увеличивают риск самоубийства. К ним относятся: мужской пол,пожилой возраст, одиночество, бездетность, депрессия, злоупотреблениеалкоголем, соматическое заболевание, психическая болезнь, экономический кризис,высокий уровень жизни, психотравмирующие события в возрасте до 15 лет. Ни одиниз них не делает самоубийство предсказуемым, но каждый увеличивает еговероятность [5; 382]. Тем не менее, существуют характерные черты, по которымможно распознать склонных к суициду:
–  Настойчивыеили повторные мысли о самоубийстве.
– Депрессивноенастроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.
– Может присутствоватьзависимость от наркотиков или алкоголя.
– Чувство изоляции,отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишениемсистем поддержки.
– Ощущениебезнадёжности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первымсильным чувством.
– Неспособностьобщаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.
– Они считают, чтолучше не станет «никогда». Их речь (и мысли) полна обобщений и фатальна: «жизньужасна», «всем всё равно».
– Они обладаюттуннельным видением, т.е. неспособностью увидеть то положительное, что могло быбыть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.
– Они амбивалентны –хотят умереть, и в то же время, некоторым образом хотят жить [9; 10].
Отношение кризисныхслужб к суициду почти также различается, как и отношение людей, работающих ссуицидальными абонентами. Одни считают, что проводят профилактику суицидов,даже если эта тема абонентом вообще не упоминается. Другие в основу работыкладут убеждение, что никогда не следует поддерживать абонента в суицидальномнамерении. Третьи исповедуют принцип полного самоопределения клиента до такойстепени, что могут подтвердить право абонента на добровольный уход из жизни.Центры Линий Жизни в целом занимают позицию «в пользу жизни», полагая, чтолюбое подобного рода обращение является криком о помощи.
Первая и ответственнаязадача телефонных консультантов – обнаружение словесных посланий, которые могутбыть индикаторами суицидальных мыслей или тенденций. Например, послания могутбыть такими: «Я больше ничего не в состоянии сделать», «Ей будет лучше безменя», «Жизнь ничего не стоит», «Вы моя последняя надежда». Следующейответственной задачей является оценка степени «летальности» ситуации. Другойважной задачей телефонного консультирования является проявление мягкой и осторожнойзаботы об абоненте, чтобы он решился на такой образ действий, который исключаетсамоубийство, по крайней мере, в данный момент времени [5; 386].
Любой абонент можетнаходиться в состоянии кризиса, но каждый суицидальный абонент точно находитсяв этом состоянии. Суицид может стать реакцией на наступивший тяжёлый кризис, тоесть панической реакцией на субъективное ощущение, что происходящее вышлоиз-под контроля. Это объяснение Эдвина Шнейдмана, одного из основоположниковсовременной науки о профилактике самоубийств. В другом определении суицидявляется попыткой прекратить существование, которое субъективно ощущается какневыносимое. Для человека в состоянии кризиса принципиальными особенностямиявляются подавляющая важность неразрешимой проблемы и чувство беспомощности –безнадёжности. Давление этих чувств провоцирует его к действиям по немедленномуразрешению ситуации [5; 259].
Если возникаютподозрения о возможности самоубийства, необходимо быть открытыми ивнимательными. Если абонент суицидален, то причиной его обращения являетсяжелание поговорить об этом. Способность свободно беседовать о суициде полезнадля снижения тревожности клиента по поводу его суицидальных импульсов. Если онобнаружит, что к нему проявляется интерес, и не страшатся его суицидальныхмыслей, то сможет понять, что намечаемое действие не является разрешениемпроблемы.
Абоненту требуетсяопределённая смелость, чтобы рассказать, как он собирается совершитьсамоубийство. Это будет раскрытием его суицидальных фантазий. Лучше всего этоследует сделать, задав прямые специфические вопросы о суицидальных чувствах ипланах абонента. Например, можно спросить: «Думаете ли вы о самоубийстве?»,«Приходили ли подобные чувства ранее?», «Случались ли с вами попыткисамоубийства?», «Как вы собираетесь покончить с собой?», «Есть ли у вас дляэтого средства (таблетки, оружие и т.д.)?», «Когда вы собираетесь покончить ссобой?».
Прослушиваниесуицидальных планов абонента поможет решить, насколько серьёзны угрозасамоубийства. Необходимо проследить пути развития идей, чтобы понять, куда ониведут, но не следует говорить слишком много.[5; 260]. Чувства могут выражатьсяпрямо или косвенно, часто весьма специфично. Когда они выражаются косвенно,бывает сложно опознать скрытый смысл слов или понять реальный контекстобращения. Исследования показывают, что в большинстве случаев потенциальныесамоубийцы сознательно или неосознанно как-либо сообщают о своих намерениях,прежде чем предпринять окончательный фатальный шаг.
Следует отметить также,что большинство людей, пытающихся покончить с собой, на самом деле не хотятумирать. Чувства суицидального человека двойственны: он хочет жить и желаетумереть. Это важная черта суицидальной личности. Следует увидеть этуамбивалентность во время разговора с абонентом.
Именно благодаряамбивалентности предотвращение самоубийства возможно.
Острое суицидальноеповедение присуще как стабильным, так и неустойчивым личностям. Хроническаясуицидальность свойственна только последним. В беседе с суицидальным абонентомособенно важно быть спокойным и вдумчивым. И главная цель будет состоять впомощи установления отношений со стабильным человеком, возраст и пол следуетустановить первыми.
Они составляют основу вклассификации и оценке аутодеструктивных личностей. Статистика показывает, чтоколичество совершаемых самоубийств растёт с возрастом, и мужчины кончают ссобой чаще женщин. В целом, суицидальные идеи и поведение более характерны длясильного пола, наиболее опасны состояния пожилого мужчины и наименее – молодойженщины. Хотя женщины чаще совершают суицидальные попытки, мужчины чаще кончаютс собой. Соотношение самоубийств мужчин и женщин составляет примерно 4:1 [5;264].

1.4Психологические особенности подростковых суицидов, телефон доверия как средствоих профилактики
 
Сам по себеподростковый возраст означает символическое умирание детства и переход человекана новый уровень. При этом возрасте 13-15 лет должен «подключиться» архетипсамоидентификации, сыновний архетип, который помогает человеку оторваться отсимволической «пуповины», связывающей его с родителями. Психическая организацияподростка очень нестабильная на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это икрайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватноепредставление о собственной компетентности, в частности, и снижение настроение,тревожность, легко возникающие страхи.
Психика подростканаделена такими свойствами, которые предрасполагают его к суициду. Одной изважных причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности исамоидентификации. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи,стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет,представление о смерти крайне неотчётливо, инфантильно. Смерть представляется ввиде длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же онавидится средством наказать обидчиков. Привыкнув к опеке со стороны взрослых,подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, ноподконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те неразрешат им довести суицид до конца.
Формированиесуицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависиттакже от некоторых особенностей личности суицидента. У детей были обнаруженыэмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некотораяэскплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровняакцентуации характера, создавали предпосылки для социально-психологическойличности в пубертатном периоде.
«Группа риска» детей,склонных к суициду:
1. Отличники, т.к. кним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданнымстандартом, то начинают испытывать чувство неудовлетворённости собой, способноепривести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты всоциальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
2. Дети, которые резкоснижают успехи в учебной деятельности, естественно взывая тем самым недоумениеи возмущение родителей и учителей.
3. Дети, к которымокружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективныхпричин не могут выполнить.
4. Дети с повышеннойтревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовымитравмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении былислучаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.
Большинство авторовотмечает, что у подростков, начиная с 14,15-летнего возраста суицидальнаяактивность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Максимализм воценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков ипрогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта,свойственные периоду детства, и создают ощущение безысходности, неразрешимостиконфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Всё это делает даженезначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребёнка и, особенно, дляподростка, что подчас недооценивается окружающими. Всё это обуславливаетповышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте, что, в частности,подтверждается и статистически [9; 13].
Американскийисследователь Эрл Гроллман сформулировал несколько требований проведения беседыс подростком, продумывающим способы ухода из жизни. Для начала он рекомендуетне просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но ипризнать за человеком формальное право совершить такой шаг. Главным и основнымспособом профилактики суицидального поведения подростков в условиях детскогоколлектива должны быть внимание и искренний интерес воспитателя к подростку. Впрофилактику должны входить соответствующие мероприятия, в которых быреализовывалось создание общих школьных программпсихического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовализаботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработкаэффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всегосообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у нихесть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают илипытаются совершить самоубийство. В работе данного направления упедагога-психолога предполагаются следующие задачи:
– Изучениеособенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с цельюсвоевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих впсихическом состоянии, общении, развитии и обучении.
– Созданиесистемы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп ввоспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненнойситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидальногоповедения учащихся).
– Привлечениеразличных государственных органов и общественных объединений для оказанияпомощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
– Формированиепозитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственнойличности, но и других людей.
– Прививаниесуществующих в обществе социальных норм поведения, формирование детскогомилосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Диагностика предсуицидального синдрома имеет важноепрофилактическое значение. Лица, находящиеся, в предсуицидальном периоде,нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особуюпрактическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства.К их числу относят отсутствие психических заболеваний, протекающих сдепрессивными расстройствами; интегрированность в семье; когнитивноефункционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления,наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менееприемлемым или табулирующих его, проведение индивидуализированной терапии,направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабымсторонам акцентуированной или психотической личности (сензитивность, склонностьк депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов) [7].
Основным звеном в делепредотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба (“телефондоверия”) Телефон доверия – это в первую очередьподдерживающая служба. Его основная задача – поддержать человека в кризиснойситуации. подростковый возраст сам по себе является достаточно кризиснымпериодом жизни человека. В это время легко запутаться и как никогда нужнаподдержка. А молодому абоненту гораздо проще раскрыться консультанту-сверстнику,с которым можно поговорить на одном языке о проблемах, которые хорошо понятны изнакомы обоим участникам разговора. Подростковая линия Телефона Доверияоказывается единственным неосуждающим другом для ребят – тех, кто знает о ней исмог дозвониться.1.5 Выводыпо главе
 
Телефонноеконсультирование представляет собой направление в развитии знаний очеловеческих отношениях, возникшее на границах прикладной психологии,психотерапии и социальной работы. При обращении в службу телефона доверияабонент не обязан называть себя или сообщать о месте своего нахождения. Этодаёт ему возможность свободно говорить о личных проблемах и сложных ситуациях,которые в силу анонимности оказываются как бы отдельными от него, и абонентможет на них взглянуть со стороны. Существуют разные виды работы телефонадоверия: превенция суицидов; помощь при обращениях людей, подвергшихся насилию,эмоциональная поддержка престарелым, детские телефоны доверия и другие. Нопервоначально службы телефонной помощи организовывались именно как центры попредупреждению суицидов.
Лица, обратившиеся запомощью на телефон доверия, характеризуются различными эмоциональныминарушениями, не достигшим клинического уровня, ощущением безысходности всложившейся ситуации, отчаянием, а также состоянием тревоги, страха, ненависти.Эти состояния часто являются факторами суицидального риска. Одна из проблемсовременной ситуации в жизни общества и человека заключается в увеличенииколичества самоубийств. Особенно волнует возрастание подростковых суицидов.Существенный вклад в решение этих проблем призваны внести Телефонные СлужбыЭкстренной Психологической Помощи (Телефоны Доверия). На абонента невозлагается никаких финансовых или каких-либо иных обязательств. Никто изработников службы не может давать показания представителям власти иправопорядка, не получив предварительного разрешения абонента, а такжеруководителей данной службы. Телефонное консультирование имеет ряд своихособенностей, при которых абоненту комфортно взаимодействовать со специалистом.
Отношение кризисныхслужб к суициду почти также различается, как и отношение людей, работающих ссуицидальными абонентами. Одни считают, что проводят профилактику суицидов,даже если эта тема абонентом вообще не упоминается. Другие в основу работыкладут убеждение, что никогда не следует поддерживать абонента в суицидальномнамерении. Третьи исповедуют принцип полного самоопределения клиента до такойстепени, что могут подтвердить право абонента на добровольный уход из жизни.Центры Линий Жизни в целом занимают позицию «в пользу жизни», полагая, чтолюбое подобного рода обращение является криком о помощи.
ГЛАВА2. Эмпирическое изучение отношения к телефону доверия
 2.1База и методы исследования
 
Исследованиепроводилось на базе МОУ «СОШ» №8. Общее количество испытуемых – 110 человек,подростки в возрасте от 11 до 16 лет; из них 59 девочек и 51 мальчик, среднийвозраст – 14 лет.
Задачи эмпирическогоисследования:
1. Выявить отношениеподростков к работе телефона доверия.
2. Определить частотуобращений подростков на телефон доверия.
3. Провести интервью спсихологом, работающим на телефоне доверия.
4. Осуществитьколичественно-качественный анализ результатов исследования.
5. Разработатьрекомендации по работе с суицидальными подростками для специалистов телефонадоверия.
Для решения первой ивторой задач нами была разработана и проведена анкета на выявление отношенияподростков к работе телефона доверия.
Анкета состоит из семизакрытых вопросов и предлагаемых вариантов ответов.
На бланке анкетынеобходимо было указать свои инициалы, возраст, также пол, а затем выбратьнужный ответ и обвести или подчеркнуть его.
Анкета на выявленияотношения к телефону доверия
1. Знаете ли вы номертелефона доверия?
А) да, знаю; Б) нет.
Ответ на данный вопроспозволяет определить нам осведомлённость подростков о данной службе.
2. Возникали ли у васмысли о том, что жизнь безнадёжна?
А) да, часто возникают;Б) нет; В) иногда возникают.
Данный вопрос поможетопределить риск или опасность суицида. Для корректности не стали использовать вданном вопросе анкеты такие слова как «суицид», «самоубийство».
3. Обращались ли выкогда-нибудь на телефон доверия?
А) да, обращалась(ся)несколько раз; Б) обращалась(ся) один раз; В) никогда не обращалась(ся).
Третий вопрос помогаетузнать, обращались ли вообще подростки на телефон доверия, а также частоту этихобращений. Знание номера телефона доверия ещё не говорит о том, что человекинформирован о работе данной службы. Если ребята звонили к специалистутелефонного консультирования, значит, они имеют представление о работеконсультанта.
4. Если вы обращалисьна телефон доверия, то эффективна ли была помощь консультанта, оказанная вам?
А) да, мне стало лучше,Б) нет, никаких изменений, В) нет, мне стало хуже.
Ответы подростков на4-й вопрос дают их субъективную оценку эффективности помощи, оказанной имконсультантом.
5. Обратитесь ли выкогда-нибудь в будущем на телефон доверия?
А) да, если возникнетнеобходимость; Б) нет, даже если возникнет необходимость.
6. Посоветуете ли высвоим родственникам, близким обратиться на телефон доверия, если возникнетнеобходимость?
5-й и 6-й вопросыпомогают определить отношение подростков к службе телефонного консультированияи их готовность к обращению в данную службу, а также при необходимостинаправление туда своих родственников и близких людей.
А) да; Б) нет.
7. Считаете ли вы, чтотелефон доверия может помочь в разрешении какой-либо проблемы человеку,оказавшемуся в трудной жизненной ситуации?
А) нет, это ненужнаяслужба; Б) да, многим людям, которые находятся в критической ситуации и звонятна телефон доверия, эта служба помогает; В) не знаю.
Последний вопрос анкетыслужит для определения осведомлённости подростками о работе телефона доверия иих субъективной оценки значимости данной службы для людей.
Для решения третьейзадачи исследования нами было проведено интервью с психологом, работающим нателефоне доверия, для изучения особенностей работы специалиста телефонногоконсультирования на практике и определения частоты зарегистрированных обращенийподростков.
Вопросы для интервью спсихологом, работающим на телефоне доверия:
1. «Как часто вамзвонят на ТД подростки? И как часто поступают повторные обращения?»
Данные вопросы помогаютопределить частоту обращений подростков, а также частоту повторных обращений итем самым выявляет необходимость данной службы для подростков.
2. «Какие проблемы вобращениях подростков на ТД превалируют?»
Ответ на 2-й вопроспозволяет выявить, какие проблемы возникают у подростков чаще всего, с какимипроблемами они обращаются на телефон доверия.
3. «Часто ли звонятсуицидальные подростки?»
Третий вопрос служитдля определения звонивших суицидальных подростков, а также частоты ихобращений.
4. «Какую роль ТДиграет в профилактике суицида у подростков?»
Ответ на этот вопросуказывает на то, играет ли телефонное консультирование какую-то роль впрофилактике суицидального поведения среди подростков, насколько эта службазначима для них и может ли помочь в разрешении кризисной ситуации.
5. «Высказывают липодростки в своём обращении отношение к ТД? Если да, то какое (благодарят,критикуют)?»
Вопрос помогаетраскрыть отношение подростков к данной службе, какое отношение высказываютподростки консультантам телефона доверия.
7. Как Вы считаете, всели подростки в нашем городе знают о ТД? Существует ли проблема оповещенияподростков о возможности позвонить на ТД?
Ответы на данныевопросы позволяют увидеть, насколько подростки осведомлены о номере телефонадоверия, а также о самой работе данной службы, есть ли проблемы оповещенияподростков, и как её можно решить. 2.2 Анализ и обобщениерезультатов
 
Для обработкиполученных результатов использовался статистический анализ, результаты которогопредставлены ниже в процентном соотношении.
Ответы на вопрос«Знаете ли вы номер телефона доверия?» распределились следующим образом (рис.1).
/>
Рис.1. «Знаете ли выномер телефона доверия?»
Номер телефона довериязнают лишь 26% опрошенных подростков (29 чел.) из них 13 девочек и 16мальчиков, из чего следует, что из данной выборки мальчики лучше осведомлены оданной службе. Соответственно, 84% (81 человек) большая часть из всехопрошенных не знают номер ТД.
/>
Рис.2. «Обращались ливы когда-нибудь на телефон доверия?»
Из 110 ребят лишь 3% (3человека – это 2 мальчика 14-15 лет, девочка 15 лет) однажды обращались нателефон доверия, хотя из всех опрошенных номер данной службы знают 26% (29человек), больше одного раза никто не обращался (рис. 2). Двум из трёхподростков, обратившимся за помощью на телефон доверия, стало лучше послеобращения, и у одного мальчика после обращения не произошло никаких изменений.
/>
Рис.3. «Обратитесь ливы когда-нибудь на телефон доверия в будущем?»
На вопрос «Обратитесьли вы когда-нибудь в будущем на телефон доверия?» 38% (42 человека) ответили –«да, если возникнет необходимость», и 62% (68 человек) ответили – «нет, дажеесли возникнет необходимость» (рис.3). Двое мальчиков из числа тех, ктообращался на телефон доверия, по данным анкеты не обратятся в будущем в этуслужбу, даже если возникнет необходимость, хотя одному из них стало лучше послеконсультации со специалистом.
/>
Рис.4. «Посоветуете ливы обратиться на телефон доверия своим родственникам, близким, если возникнет вэтом необходимость?»
Из всех опрошенных 42%(46 подростков) посоветуют своим близким, родственникам обратиться на телефондоверия, если возникнет необходимость, остальные же – большая часть 58% (64человека) – ответили, что советовать не будут (рис.4). Одна девочка 14-ти летподписала на анкете, что посоветует обратиться на телефон доверия толькоподруге.
Из 29 человек, знающихномер ТД, 59% (17 человек-6 девочек и 11 мальчиков) посоветуют своимродственникам, близким обратиться на ТД, если в этом возникнет необходимость, а41% (12 человек – 7 девочек и 5 мальчиков) не посоветуют. Девушка 16-ти летнаписала на анкете: «Я не знаю, что именно это из себя представляет», хотя в еёанкете на вопрос: «Знаете ли вы номер ТД?» стоит утвердительный ответ.
/>
Рис.5. «Считаете ли вы,что телефон доверия может помочь в разрешении какой-либо проблемы человеку,оказавшемуся в трудной жизненной ситуации?»
Из общего количестваопрошенных 14% подростков (15 человек) считают, что телефон доверия абсолютноненужная обществу социальная служба, 34% (37 человек) считают, что телефондоверия может помочь в разрешении какой-либо проблемы многим людям, находящимсяв критической ситуации, и 52% (58 опрошенных) затруднились в ответе на этотвопрос (рис. 5).
На вопрос «Возникали лиу вас мысли о том, что жизнь безнадёжна?» 10% (11 человек) ответили – «да,часто возникают», 60% (66 человек) – «нет», 30% (33 человека) – «иногдавозникают».
По результатам опросавидно, что некоторые ребята даже не имеют общего представления о деятельностиданной социальной службы. 14% из всех опрошенных (15 человек) считают, что ТДненужная обществу социальная служба (рис. 5), и никто из них не обращался в службу,только двое из данной выборки знают номер ТД. Если возникнет в этомнеобходимость, большая часть опрошенных 62% (68 человек) не обратятся в даннуюслужбу (рис. 3) и также большая часть из общей выборки 58% (64 человека) непосоветуют своим родственникам и близким обратиться на ТД при возникновениинеобходимости в этом (рис. 4). Таким образом, можно заключить, что подросткипрактически не знают номер телефона доверия, не обратятся туда, а также плохоосведомлены о самой работе данной службы, не имеют должного представления отелефонном консультировании. Поэтому большая часть опрошенных затруднилисьответить на вопрос, может ли телефон доверия помочь людям в разрешении труднойжизненной ситуации, а также почти все опрошенные не смогли дать оценку эффективностиоказываемой помощи телефонным консультантом.
Также нами былопроведено интервью с психологом, работающим на телефоне доверия для детей,подростков и их родителей, который стал работать в январе на базе отделенияпомощи семьи и детям.
На вопрос «Как часто нателефон доверия звонят подростки? И как часто поступают повторные обращения?»мы получили следующий ответ:
«Сами подростки звонятне часто, соответственно, и повторные обращения поступают редко. В основномзвонят их родители по вопросам воспитания, неуправляемости детей, девиантногоповедения. Также родители обращаются за помощью в разрешении проблем,возникающих в связи с разводом, чтобы помочь ребёнку адаптироваться в даннойситуации».
Ответ на вопрос: «Какиепроблемы в обращении подростков превалируют?» последовал такой:
«В обращенияхподростков преобладают проблемы разрыва романтических отношений, проблемы вшколе (давление со стороны сверстников, давление в школе), проблемывзаимоотношений с родителями, друзьями».
На вопрос «Часто лизвонят суицидальные подростки?» психолог ответила, что на телефоне доверия небыло зарегистрировано ни одного суицидального подростка.
На поставленный вопрос«Как вы думаете, какую роль телефон доверия играет в профилактике суицида уподростков?» психолог ответила следующее:
«В профилактикесуицидального поведения, наверное, незначительную роль, а вот впредсуицидальном – немалую. Когда человек хочет привлечь к себе внимание, ондля этого и звонит на телефон доверия, он не хочет покончить жизньсамоубийством. Если человек хочет это сделать, то он это сделает и не будетзвонить, есть, конечно, случаи, когда это делают назло кому-то».
Ответ на вопрос«Высказывают ли подростки в своих обращениях отношение к телефону доверия? Еслида, то какое? (Благодарят, критикуют)» последовал такой:
«Нет. Чем хорош телефондоверия? Тем, что вы его не видите, вам не нужно как-то наряжаться для него,выглядеть красивыми, вы будете разговаривать с подготовленным человеком, и самиможете представить консультанта таким, каким вы хотите его увидеть. Главное дляконсультанта – изначально правильно подобрать интонацию, тембр голоса.
Да, бывали случаи,когда поговоришь с ними и в конце телефонного разговора, когда проблема ужерешена, конечно, бывает и благодарят».
И на последние вопросыинтервью: «Как Вы считаете, все ли подростки в нашем городе знают о ТД?Существует ли проблема оповещения подростков о возможности позвонить на ТД?»психологом было отмечено следующее:
«Конечно, не всеподростки знают номер телефона доверия в нашем городе, так как существуетпроблема оповещения подростков о телефоне доверия, но мы стараемся её решать,распространяем визитки, расклеиваем объявления».
После проведенияинтервью можно сделать следующие выводы: подростки не часто звонят на телефондоверия, повторных обращений происходит ещё меньше, но те, кто обращаются,иногда благодарят консультантов за помощь в разрешения какой-либо проблемы,таким образом, выражая своё отношение к данной службе. Суицидальных подростковвообще не было зарегистрировано на телефоне доверия. Сама психолог, работающийна телефоне доверия, определяет роль данной службы в профилактике суицидальногоповедения подростков как незначительную, считая, что люди с истиннымисуицидальными намерениями не будут звонить на телефон доверия, а простоосуществят их. Из-за существующей проблемы оповещения подростков о номеретелефона доверия и о работе данной службы, не все подростки городаинформированы о телефонном консультировании, а лишь малая часть.2.3Рекомендации для работы на телефоне доверия с суицидальными абонентами
На основе изученнойинформации об особенностях работы на телефоне доверия нами были составленырекомендации для работы с суицидальными абонентами:
1. Консультант долженбыть самим собой, без продуманной игры. Будьте спокойны, заинтересованы,уверены в себе, познавайте. Принимайте абонента без вызова и критики ипозвольте ему/ей рассказать свою историю по-своему. Ваша основная роль –выслушать и собрать информацию, чтобы помочь оценить ситуацию, а не советовать.Постарайтесь прояснить его чувства без осуждения. Спросите абонента, как онсебя чувствует. Возможно, он уже изначально испытывает определенные эмоции.Фразы абонента, типа «Я никогда не знал, что способен чувствоватьтакое», «Я боюсь, что сделаю что-либо» или «Я не понимаю,что со мной случилось» ясно показывают, что он испытывает новые для себяэмоции или более сильные, чем когда-либо ранее.
2. Будьте открыты исосредоточены, когда подозревается суицид. Если абонент суицидален, то причинаего звонка – поговорить о суициде. Способность говорить о суициде свободнополезна в целях снижения тревожности клиента по поводу своих суицидальныхимпульсов. Если абонент обнаруживает, что вы интересуетесь им и не боитесьсуицидальных мыслей, он может понять, что суицид не является решением егопроблемы. Одна из важнейших обязанностей консультанта – помочь абонентуразделить основные и побочные проблемы.
3. Необходимо оценитьлетальность. Тон голоса, частота слов, одышка или громкое дыхание могут сказатьбольше, чем вербальный уровень. Летальность зависит от степени вероятноститого, что абонент покончит с собой немедленно или в ближайшем будущем. Числокритериев летальности меняется с наблюдениями и опытом. Суицидальный потенциалварьирует в терминах летальности от минимума, где нет опасности потерять жизньи до максимума, где вероятность смертельного исхода огромна, и смерть можетнаступить в ближайшее время. Прослушивание суицидальных планов абонента поможетВам также решить, насколько серьезна угроза самоубийства. Необходимо проследитьпути развития идей, чтобы понять, куда они ведут, но Вы не должны говоритьслишком много. Абоненту должно хватать времени, чтобы выражать свои мысли.Говоря слишком быстро, чтобы заполнить паузы, вы можете раздражать абонента. Паузыпозволяют абоненту собраться с мыслями и выразить их. Если вы обнаружили, чтоабонент уже предпринимает суицидальные попытки (выпил таблетки, перерезал веныи т. п.) или собирается сделать это уже вот-вот, действуйте в ситуации прямо иактивно. Процесс помощи должен быть ускорен.
4. Следует оценитьресурсы. Это важно как при оценке суицидального потенциала, так и для того,чтобы помочь абоненту составить план действий. У абонента есть как внутренние,так и внешние ресурсы. Что следует сделать абоненту, чтобы обрести силыпережить кризис? Внутренние ресурсы: работнику следует спросить, случалось липодобное ранее, и как абонент справился, что ему при этом помогло. Внешниересурсы: могут ли помочь церковь, семья, друзья, по мнению абонента. Если нет –не считайте их ресурсами. Сделайте акцент на помощь службы как ресурса, усильтеразвитие других ресурсов. Если система внешних ресурсов слаба или несуществует, подключите дополнительную помощь, устройте групповую телефоннуюконсультацию (если возможно). Дополнительную информацию необходимо запросить,когда Вы определили, что абонент уже совершает самоубийство. Первой необходимойинформацией является та, что может прояснить положение абонента. Также должнабыть предпринята попытка узнать, какие средства использовались, как давно и гденаходится абонент. Если вы неспособны получить необходимую информацию обабоненте в состоянии саморазрушения, необходимо сообщить в специальную службу.Там смогут определить местонахождение абонента на линии связи. Если необходимаяинформация получена, необходимо вызвать скорую помощь. Чрезвычайно важноудержать суицидального клиента от употребления средств самоубийства. Вы должныпопытаться поговорить с таким клиентом. Попытаться мобилизовать любые другиересурсы, чтобы удержать клиента от использования этих средств. Если существуютзначимые другие, нужно попросить разрешения переговорить с ними о положенииклиента.
5. Как и в другихжизненных ситуациях, консультант должен развить в себе уверенность исамообладание с помощью тренировок и опыта. Мобилизация ресурсов — направлений.Поинтересуйтесь, что собирается абонент сделать в данный момент. Что он готовсделать? В зависимости от природы разговора (высока летальность или нет) Вамследует решить, куда направить Ваши усилия. Если абонент не нуждается в прямомвмешательстве, вы можете помогать абоненту переживать кризис и заботиться онем. Помните: не давайте советов и не принуждайте абонента принять Вашу помощь.Ваша работа – помочь в выдвижении альтернатив. Обратитесь за помощью, в случаенеобходимости, и, если абоненту совсем плохо, спросите, что он чувствует. Еслиабонент согласен, что дополнительная помощь может помочь, созовите телефоннуюконсультацию и действуйте сообща. Напомните абоненту, что вы все переживаете занего и убедите позвонить вам снова. Если вас просят перезвонить, тожесоглашайтесь.
6. Вам следуетпопытаться увидеть амбивалентность во время разговора с суицидальным абонентом.Примером амбивалентности является абонент, который злится на любимого запричиненный ему реальный или воображаемый ущерб и полон сильных чувств: каклюбви, так и ненависти к другому. Такой абонент может принять летальную дозубарбитуратов и затем обратиться к кому-нибудь в поисках спасения перед тем, какпотерять сознание. Отношения и сила двух противоположных импульсов к жизни исмерти могут варьировать в различных условиях.
7. Суицидальные угрозыи попытки у мужчин следует принимать всерьез. Помните, что чем старше человек,тем более серьезен его самодеструктивный потенциал. Для всех возрастов суицидальныекоммуникации выше среди мужчин, чем среди женщин.
8. Серьезныесуицидальные идеи обычно связаны с чувствами беспомощности, безнадежности,истощения и краха. То, что может показаться неважным для Вас, возможно,чрезвычайно важно для абонента. Вам следует давать свои суждения лишь в томслучае, если абонент утратил контроль или неспособен рассуждать сам. Это должноосновываться на главном содержании диалога. Если абонент чувствует, что нетбольше смысла бороться с жизнью, он готов отказаться. Будущее абонента основанона его собственной оценке своих чувств. Вам следует постараться изменить этуоценку.2.4Выводы по главе
 
После проведенияисследований, можно сделать следующие выводы. Результаты проведённогоисследования сошлись в выводах, которые указывают на следующее: некоторыеребята даже не имеют должного представления о деятельности службы телефонногоконсультирования. Подростки практически не знают номер телефона доверия, редкотуда обращаются за помощью, а также плохо осведомлены о самой работе даннойслужбы, опрошенные не смогли дать оценку эффективности оказываемой помощителефонным консультантом. Повторных обращений происходит ещё меньше, но те, ктообращаются, иногда благодарят консультантов за помощь в разрешения какой-либопроблемы, таким образом, выражая своё отношение к данной службе.
Опрошенный психолог,работающий на телефоне доверия, определяет роль данной службы в профилактикесуицидального поведения подростков как незначительную, считая, что люди с истиннымисуицидальными намерениями не будут звонить на телефон доверия, а простоосуществят их. Но по определению профилактика суицида – это ведь комплексразличного рода мероприятий, направленных на предупреждение суицида и/илиустранение его факторов риска. Если подростки будут чаще звонить на ТД вкризисных ситуациях и их проблемы будут в процессе беседы разрешаться, еслиоказанная им помощь будет эффективна, то таким образом будет происходитьпредупреждение суицидального поведения среди подростков. Это значит, телефондоверия может выступать в качестве значимой социальной службы по решениюкаких-либо проблем, возникающих у подростков, а также для превенции суицидов.
Вследствие проблемыоповещения подростков о номере телефона доверия и о работе данной службы,существует необходимость разрабатывать проекты оповещения подростков о телефонедоверия, усилить меры для решения этой проблемы, указывать на то, что подросткимогут обратиться в службу, не опасаясь за разглашение без их согласияинформации, полученной консультантом в ходе беседы, так как одним из принциповданной службы является анонимность.
телефон доверие профилактика суицид подросток

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В заключение хотелосьбы еще раз подчеркнуть важную роль, которую играют службы телефона доверия длявсего мирового сообщества, так как в условиях дефицита полноценного общения, впостоянно меняющейся реальности, в условиях дефицита ресурсов человеческойпсихики, позволяющих адекватно реагировать на раздражители окружающей среды, каждыйнуждается в доверии, а иногда и психологической помощи, и телефонная службавсегда готова поддержать любого. Человек, позвонивший на телефон доверия,всегда может рассчитывать на психологическую помощь, доверие и поддержку.
Телефон доверия можетсыграть главную значимую роль в разрешении проблемы подростка. Всё будетзависеть от того, насколько эффективной будет помощь консультанта, егопрофессионально важных качеств. Ведь работа с детьми, попавшими в сложнуюжизненную ситуацию, требует большой ответственности. Исследования показывают,что в большинстве случаев потенциальные самоубийцы сознательно илибессознательно как-либо сообщают о своих намерениях прежде, чем предпринятьультимативный фатальный шаг. Сидящий у телефона может быть единственным, кого предупреждаетсамоубийца. Следует также отметить, что многие, возможно, большинство людей,пытающихся покончить с собой, на самом деле не хотят умирать. Чувствасуицидального человека, таким образом, двойственны: он хочет и жить, и умереть– это черта суицидальной личности. Амбивалентность и есть тот фактор, благодарякоторому предотвращение самоубийств возможно. Суицидальные личности этойвозрастной группы могут быть адекватно приспособленными к школе и полностьюсвободны от проблем, но в этом возрасте человек проходит хаотический кризисидентификации и борьбу за независимость. Хотя среди подростков часты попыткисамоубийства, лишь немногие из них достигают своей цели.
Тенденция к ростуобращений на детские телефоны доверия зависит от того, как информируют детскоенаселение о таких службах. Наиболее эффективным является не общее объявление,хотя они тоже работают, и не объявление в газетах и журналах, потому что детине всегда их читают. Самое эффективное, если ребенок получит листок бумаги, накотором будет написан номер телефона и обращение, как и зачем он может тудазвонить.
На основе исследованиянами были разработаны рекомендации для работы на телефоне доверия ссуицидальными абонентами. Кроме того нами были запланированы разработка ипроведение программы по подготовке волонтёров на телефон доверия выходные дни,а также акция на лето этого года по оповещению по оповещению подростков ономере телефона доверия, в которой будут раздаваться детям канцелярские товары,а на них будет написан номер телефона доверия.
Списокиспользуемой литературы
 
1.Васюков Игорь. В чем польза от звонка на «Телефон доверия»?[Электронный ресурс] //www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-10626/
2.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск.:Харвест, 2007. – 576 с. – (Библиотека практической психологии).
3.Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личностиподростков с отклоняющимся поведением. [Электронный ресурс]
4.Особенности консультирования по телефону в случае подросткового суицида[Электронный ресурс] //www.azps.ru/list/110b
5.Практика телефонного консультирования: хрестоматия / Ред.-сост. А.Н.Моховиков.– 2-е изд., доп. – М,: Смысл, 2005. – 463с.
6.Предотвращение самоубийства.         [Электронный    ресурс]//www.max.1gb.ru/psy/psy-book17
7.Профилактика         суицида.   [Электронный     ресурс]//www.psyolesyatan.ucoz.ru/index/
8.Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков [электронныйресурс] //www.http://centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-podrostkov.html
9.Профилактика суицидального поведения детей и подростков: Методическое пособие/Составители: Л.М.Левина, С.М.Ильина. – Иркутск: Издательство ОГОУ ЦПМСС, 2009.–44с.
10.Психологическая библиотека/Моховиков А.Н. – Телефонное консультирование 2-оеиздание. [Электронный ресурс] //www.zipsites.ru/psy/psylib
11.Ромек В. Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисныхситуациях. – СПб.: Речь, 2007. – 256с.
12.Романова. Работа психолога на телефоне доверия. [Электронный ресурс]//www.psyinst.ru/library.php
13.Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи [электронныйресурс] ratepp.ru/publ
14.Руководство по телефонному консультированию [Электронный ресурс]www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/rukovod.
15.Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.:«Когито-Центр», 2005. – 376с. (Клиническая психология)
16.Ступени телефонного разговора с суицидальными клиентами [электронный ресурс]azps.ru/list/100bl
17.Счёты с жизнью: Молодёжные самоубийства – новый пик через сто лет/ И.П.Прусс//Знание – сила. –2004. –№5. – с.28–30.
18.Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. [Электронныйресурс]centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-podrostkov
19.Телефон  доверия. [Электронный ресурс]ru.wikipedia.org/wiki/телефон доверия
20.Телефон доверия. Чтобы тебя услышали. [Электронный ресурс]
21.Темпоральные характеристики самоубийства/ А.Ю.Мягков// Социс. –2004. – №3. –с.83–92.
22.Труханова А.В.Специфика работы психолога-консультанта Телефона доверия сдетскими суицидальными обращениями. [Электронный ресурс] psyjournals.ru/helpline/issue/40536_full
23.Устименко С. Ф. Межличностные взаимоотношения подростков. [Электронный ресурс]www.voppsy.ru/issues
24.Экстренное психологическое консультирование по телефону. [Электронный ресурс]www.psyinst.ru/library.php/library
25.Мифы и реальности о суицидах. Профилактика суицида. [Электронный ресурс] www.psylive.ru/articles/2359_mifi-i-realnosti-o-suicidah-profilaktika-suicida.aspx


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.