Реферат по предмету "Литература"


Санкт-Петербург А.А. Ахматовой

Санкт-Петербург А. А. Ахматовой.В век 20 Санкт-Петербург входил, сопровождаемыйтревожными и мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинскоеблагословение Красуйся, град Петров,и стойНепоколебимо, как Россия .В литературе начала векагосподствовали иные настроения. Сердечной близостью с городом,чувством вечной связи с ним проникнуты


Стихи о Петербурге 1913 Ведь под аркой на ГалернойНаши тени навсегда. Стихи лаконичны и строги, они напоминаютпетербургскую графику художников из объединения Мир искусства - А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой. В том же 1913г. начал свой путь


Владимир Маяковский поэтиной манеры, чем Гиппиус и Ахматова. У него стихи о Петербурге часто поражаютконтрастом черного с белым и красным. Петербургский туман у Маяковского несетпримерно ту же стилистическую нагрузку, что и у Куприна В ушах обрывки теплого бала, А с севера-снега седей- Туман, с кровожадным лицом каннибала, Жевал невкусных людей.


Еще Петербург.1914.С каждым новым петербургским стихотворением Маяковскийобостряет этот контраст в глазах поэта город-средоточие бездушия, пошлости, торгашества. Здесь музыкене пробиться в души, даже если дирижер в отчаянии повесится на люстре Кое-что по поводу дирижера ,1915 .Во всей русской лирике начала века, в особенности той еечасти, что связана с образом Петербурга, сгущается ощущение неизбежной и даженеобходимой - терпеть долее немыслимо


катастрофы. Вс сколько-нибудь замечательное написанноео городе, о его духовном облике создано Ахматовой. Ахматовский Петербургпрош л беспощадные испытания в 20-е и 30-е гг в годы Отечественной войны.Разумеется, е стихи не были тогда всенародно известны, как теперь они издавались редко ималыми тиражами, не были в чести у официальной критики, не входили в школьный ивузовский курсы литературы их чурались ещ по тому, что первый муж Ахматовой


Н.С. Гумил в был расстрелян в1921 г а их сын Л.Н. Гумил в арестовывался в 1935, 1938, 1949 гг.Но подлинная поэзия мгновенно узнавалась, не столько яснымразумом, сколько интуицией, в потоке громогласных бродяческих стихов, как узна тся живое рядом смуляжом. Ахматову читали украдкой старшеклассники, студенты, наиболееобразованные молодые люди разных профессий, словом, е знали те поколения, чторосли в обстановке чудовищного идеологического давления, лжи и запугивания


те поколения, что полегли вблокаду в Ленинграде, на Ленинградском и иных фронтах и мужской их частиосталось после войны, говорят, менее тр х процентов Но тонкую нить культурной традицииони вс же сберегли.Едва ли не все, кто посвящал Ахматовой стихи, рисовал е портреты, рассказывал о ней, отмечали одну и ту же черту е облика царственность. Это былацарственность естественная, а не сыгранная, лиш нная высокомерия,


но полная достоинства,ничуть не униженная в поздние годы нищенским бытом. Пришла в старом пальто, в вылинявшей расплющенной шляпе, в грубых чулках, -записывала в дневнике Л.К. Чуковская. Статная, прекрасная, как всегда .Чуковская отмечает здесь и еще одну черту Ахматовой нечто петербургское, или вту пору- ленинградское, в ее облике. Вспоминает Чуковская и о том, как Ахматова в убогойкомнате


Фонтанного дома, молча указав глазами на потолок и стены и громкоговоря о пустяках, писала ей на листках новые стихи из Реквиема 1939-1961 и сразу сжигала их надпепельницей. Петербург20века, со всем, что ему на роду написано , что с ним было, есть и будет, -городАхматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя,даже если имя его не произносится.В стихах о Петербурге 1913-1914гг. город участник любвидвоих, им определяется ее нетленность


Ведь под аркой на Галерной наши тени навсегда . Любовный разрыв-порождениеопасной петербургской весны- струдным кашлем, вечным жаром .Какая доля досталась городу, такая и поэту Амы живем торжественно и трудноИчтим обряды наших горьких встреч,Когдас налету ветер безрассудныйЧутьначатую обрывает речь Нони на что не променяем пышныйГранитный город славы и беды,


Широкихрек сияющие льды,Бессолнечные,мрачные садыИголос Музы еле слышный.Вместе с городомАхматова встречает свои и его роковые даты и не соглашается покинуть его дажеради крылатой свободы , даже ради спасения жизни ипоэзии.Город вместе с неюскорбит о Блоке и Гумилеве в стихах 1921-22гг. Город дарует чистоту и молитву,холод и боль, утешает воспоминанием о тихом недавнем счастье, о собрате


поискусству.Судьбы города и поэта становились все горше и всенеразделимей. И если Ленинград в 30-е гг. кажется не столицею европейской, апересыльным пунктом по дороге в ГУЛАГ, то это столько же биография города,сколько биография поэта Немногогеографии ,1937 . Этистихи писались и сжигались. Это был воистину голос стомильонного народа . Ахматова не винит город, оначувствует себя вровень с


ним и отстаивает право на памятник городу, себе,ленинградцам, старухе, что выла, как раненый зверь .И пусть снеподвижных и бронзовых век,Как слезы,струится подтаявший снег,И голубь тюремныйпусть гулит вдалиИ тихо идут поНеве корабли. Блокадные стихиАхматовой общеизвестны. Но как много голосов говорят голосом поэта оленинградской эпопее. Она имела право по-царски сказать Я была тогда с моим народом , потому что у нее далееследует


Там, где мойнарод, к несчастью, был Реквием .Все это дает возможность понять, почему сразу послевойны, едва народ стал подниматься после чудовищных потерь и страданий, властьстала преследовать прежде всего Ахматову и Зощенко они были писатели народные не вказенном, а и истинном смысле этого слова, потому-то их так боялись, потому-торвались заткнуть им рты.Замучить поэта преступная власть могла, но унизитьоказалось невозможным


Мне,лишенной огня и воды,Разлуч ннойс единственным сыном Напозорном помосте беды,Какпод тронным стою балдахином.Черепки.1952Вс после военное творчествоАхматовой, в первую очередь Поэмабез героя 1940-1962 ,пронизано размышлениями об исторических судьбах страны, явленных в образахдорогих ей людей, е города ночьПетербурга и Блок трагический тенор эпохи , прощающийся с


ПушкинымДомом железная ипустая ночьистерзанного страхом Ленинграда, где напрасно зови и кричи и где у Мандельштама ключики от квартиры , как пропуск в бессмертие озар нный единственным светом единственный Летний сад, навевающий мысль о вечнойкрасоте и вечном покое.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.