АНАЛИЗработы МОУ ДОД «Дом детского творчества» п.Борисовказа 2009-2010 учебный год1.Основные направления образовательной деятельности Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Борисовка является многопрофильным учреждением, центром культурно-досуговой и методической работы с педагогическими кадрами, с учащимися и активом школ и молодежных организаций района. Работа Дома детского творчества строится на основе «Образовательной программы», «Программы деятельности» и «Программы развития», которые обеспечивают решение следующих задач: внедрение принципов личностно-ориентированной педагогики, создание системы творческого развития обучающихся с учетом интересов и потребностей, совершенствование профессионального мастерства на основе идей педагогики сотрудничества.^ Функции, реализуемые учреждениемОбразовательная - выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности, реализация познавательных потребностей по образовательным программам в 7 направленностях; Воспитательная – формирование, обогащение и расширение культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через приобщение к культуре; Методическая - организационно-методическое обеспечение педагогических проектов, поддержка педагогических инноваций, повышение квалификации педагогов дополнительного образования; Досуговая - организация содержательного досуга через проведение местных и районных конкурсов, фестивалей, слетов, поддержка здоровья детей общеобразовательных учреждений Борисовского района. Креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;Профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;Функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;^ Функция самореализации – самоопределение ребенка в социально - и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. В Доме детского творчества каждому обучающемуся представлена максимальная возможность самореализации, проявления способностей и талантов. Воспитанники занимаются в детских объединениях художественной, культурологической, спортивно-технической, научно-технической, военно-патриотической, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленностей. Занятия проходят на базе общеобразовательных учреждений Борисовского района, что дает уникальную возможность обеспечить на данной территории оптимизацию тематико-возрастного поля. Таким образом, решаются следующие задачи: Территориальной доступности дополнительного образования детей; Массового охвата и занятости детей во второй половине дня дополнительным образованием; Создания условий для взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей; Формирования воспитательного пространства района в целом как ближайшую среду жизнедеятельности ребенка и взрослого; Создания условий персонализированного обучения, воспитания, развития, социализации и профориентации ребенка.В 2010-2011 учебном году в МОУ ДОД «Дом детского творчества» работали 65 педагогов дополнительного образования: 13 постоянных и 52 совместителя.^ Число педагогов по наличию образования Анализ кадрового потенциала Дома детского творчества дает основание утверждать, что он имеет возможность профессионального роста из числа работников, имеющих н/высшее и среднее специальное образование.Число педагогов по стажу и педагогической деятельности Данные диаграммы свидетельствуют о том, что наибольшее количество педагогов дополнительного образования имеют стаж от 10 до 20 лет, также свыше 20 лет. Это говорит о достаточном профессиональном уровне педагогов.^ Число педагогов по наличию квалификационных категорий Данные диаграммы показывают, что растет число педагогов со второй и первой квалификационными категориями. Но проблемой остается и то, что достаточно большое количество педагогов работают без категорий. В целом качественный состав педагогических кадров учреждения позволяет совершенствовать образовательный процесс, оптимально решать профессиональные задачи, но проблемой является малое количество педагогов с высшей квалификационной категорией, низкая мотивация педагогов к профессиональному росту. В целом качественный состав педагогических кадров учреждения позволяет совершенствовать образовательный процесс, оптимально решать профессиональные задачи, но проблемой является малое количество педагогов с высшей квалификационной категорией, низкая мотивация педагогов к профессиональному росту. В МОУ ДОД «Дом детского творчества» к освоению образовательных программ в начале 2009 года приступило 1805 детей (106 групп), на второй год обучения было переведено 1562 обучающихся. Образовательная деятельность учреждения охватывает следующие направления: художественное, культурологическое, туристско-краеведческое, научно-техническое, спортивно-техническое, военно-патриотическое и социально-педагогическое. №п/п Направлениедеятельности 2007-2008уч. год % 2008-2009уч. год % 2009-2010 уч.год % 1. Всего детей в районе 2307 2945 2965 2. Всего детских объединений 100 110 106 3. В них детей 1705 73,9 1897 64,4 1805 60,8 4. Социально-педагогическое 19/406 23,8 24/379 20,0 30/509 28,2 5. Туристско-краеведческое 7/96 5,6 6/87 4,6 8/123 6,8 6. Художественное 54/856 50,2 55/969 51,0 43/710 39,3 8. Спортивно-техническое 4/53 3,1 5/75 4,0 7/90 5,0 9. Научно-техническое 4/63 3,7 3/44 2,3 3/47 2,6 10. Военно-патриотическое 5/72 4,2 6/100 5,3 4/60 3,3 11. Культурологическое 7/159 9,3 11/243 12,8 11/266 14,7 Учебный план составляет 412 часов. Занятия велись по следующим направлениям: Кино-видео-фотодело Мой компьютер Техническое творчество Авиа моделирование Туризм Краеведение Английский язык для детей Хореография Бисероплетение Соленое тесто Хор Судомоделирование Изобразительное искусство Вокальное пение Работа с природными материалами Художественная обработка древесины Основы православной культуры Военно-патриотические клубы Юнкор Наша школьная газета Раннее развитие творческих способностей детей Художественное плетение из соломы Вышивание Судомодельный Лепка Театр мод Занятия проводились на базе образовательных учреждений Борисовского района, в детских объединениях занималось 1805обучающихся. Из них: 1 год обучения –57/1034 2 год обучения –29/445 3 год обучения –20/326 Дошкольников – 905 чел. Младших школьников – 179 чел. Средних школьников – 397чел. Старших школьников - 255 чел.Заметные изменения произошли в функциях учреждения дополнительного образования. Отпала функция идеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. По-прежнему значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности. Функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления. В качестве основного стала рассматриваться реализация образовательных программ. В условиях образовательного учреждения, реализующего образовательные программы, дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, увеличивая пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою познавательную и творческую активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.^ Реализация образовательных программ по направленностямРеализация образовательных программ по срокам реализации Содержательный анализ образовательных программ показывает, что за последние годы произошло качественное улучшение программ не только надежно формирующих умения и навыки, но и реально решающих задачи развития как отдельных качеств и способностей, так и целостного развития личности. Содержание дополнительных образовательных программ педагогов Дома детского творчества основывается на принципах развивающего обучения, самореализации, гуманизации, интеграции и свободы выбора. Многоуровневый подход и вариативность различных дополнительных образовательных программ позволяют выстроить непрерывные связи – от формирования интересов детей к избранному виду деятельности до профессионально ориентированной индивидуальной работы. Все мероприятия, проводимые Домом детского творчества, учитывают участие ребенка как активного субъекта и предоставляют широкие возможности для творческого самовыражения. В 2009-2010 учебном году деятельность Дома детского творчества была направлена на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах ребенка. И как результат следующие места на Всероссийских, областных конкурсах и выставках: Информацияоб участии Борисовского районав областных и Всероссийских мероприятияхза 2009-2010 учебный год 1 место во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество», Иващенко Павел, МОУ «Борисовская СОШ№4», рук. Скрынник М.Н. Гран-при в областном конкурсе художественного слова «Мой край — родная Белгородчина», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, Сушинская Лидия, МОУ «Борисовская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого», руководитель Филоненко Т.Н. 1 место в областном конкурсе творческих работ «Мой отчий край», Качалка Надежда, МОУ «Борисовская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М.Рудого», руководитель Альтергот Л.А. 1 место в областном заочном конкурсе на лучший путеводитель по музею образовательного учреждения Белгородской области, МОУ «Борисовская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого», руководитель Ямпольская М.И. 1 место в областном заочном конкурсе на лучший путеводитель по музею образовательного учреждения Белгородской области, МОУ «Березовская СОШ имени С.Н.Климова», руководитель Аносов В.И. 1 место в областном открытом конкурсе на лучшую разработку учебно -тематической экскурсии «По родному краю — с любовью», посвященном 55-летию образования Белгородской области, МОУ «Борисовская СОШ №2», руководители: Алейник Е.А. и Кравченко Ю.В. 1 место в областном конкурсе творческих работ среди обучающихся образовательных учреждений в области профилактики наркомании, Горбатовский Александр, МОУ «Хотмыжская СОШ», руководитель Горлова Н.Д. 1 место в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», Иващенко Павел, МОУ «Борисовская СОШ№4», рук. Скрынник М.Н. 1 место в региональном этапе Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса «Я помню! Я горжусь!», Калайда Сергей, МОУ«Борисовская СОШ №2», руководители: Алейник Е.А., Кравченко Ю.В., Калайда Н.А 1 место в областном историко-краеведческом конкурсе «Военная реликвия», МОУ «Борисовская СОШ №1 имени ГерояСоветского Союза А.М.Рудого», руководитель Ямпольская М.И. 1место в региональном этапе Всероссийского фольклорного фестиваля «Псковские жемчужины», Старченко Анастасия, МОУ ДОД «Дом детского творчества», рук. Семихина И.В. 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса юных мастеров декоративно-прикладного творчества «Наследие наших предков сохраним и приумножим», Старченко Анастасия, МОУ ДОД «Дом детского творчества», рук. Семихина Ирина Викторовна 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Мир глазами юных. Наследники Великой Победы», Почапский Александр, МОУ «Хотмыжская СОШ», рук. Гридунов С.Н. 1 место в областном конкурсе творческих работ учащихся по сохранению исторического наследия «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», посвященном 65-летию Победы, Бояринцева Дарья, МОУ ДОД «Дом детского творчества», рук. Саблина В.М 1 место в областном фотоконкурсе «ДОО в лицах», Трегубенко Ирина, «Борисовская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М.Рудого», рук. Кушнерева З.Н. 1 место в областном конкурсе детских медиапроектов «Наши дела – родному Белогорью», авторская группа учащихся МОУ «Борисовская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М.Рудого», рук. Филоненко Т.Н., Альтергот Л.А. 2 место в областном конкурсе детских рисунков «Поклонимся великим тем годам», Литвин Виталий, МОУ «Борисовская СОШ 4», руководитель Костерина Л.Е. 2 место в областном конкурсе юных вокалистов «Музыкальный калейдоскоп Белгородчины», Мальцева Анастасия, МОУ «Крюковская СОШ», руководитель Прихожай Н.О. 2 место в региональном этапе Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса «Я помню! Я горжусь!», Литвин Виталий, МОУ«Борисовская СОШ №4», Скрынник М.Н. 2 место в региональном этапе Всероссийского конкурса юных кинематографистов «Десятая муза», объединение «Школа юного корреспондента », МОУ ДОД «Дом детского творчества», рук. Саблина В.Г. 2 место в областном конкурсе творческих работ юных корреспондентов прессцентров ДОО «Свой голос», Коннова Анна, МОУ «Березовская СОШ им. С.Н.Климова», Клещевникова И.В. 2 место в региональном этапе Национального конкурса социальной рекламы «Новое пространство России», Муковоз Наталья, МОУ «Грузсчанская СОШ», рук. Егорова Н.П. 2 место в областных соревнованиях по ракетомоделизму, Соколенко Анастасия, рук. Борщ В.Н., МОУ «Дом детского творчества» 2 место в областной олимпиаде по школьному краеведению, Кравченко Анна, МОУ «Борисовская СОШ №2», рук. Кравченко Ю.В. 2 место в областном конкурсе творческих работ «Учитель – лазами ребенка», Головина Юлия, МОУ «Хотмыжская СОШ», Климова А.В. 2 место в областной акции «Дети - детям», ДОО «СпАрта», МОУ «Борисовская СОШ №2», рук.: Воскобойник В.С., Ткачева Л.В. 3 место во Всероссийском детском литературном конкурсе «Придумай сказку», посвященном 130-летию со дня рождения писателя — сказочника П.П.Бажова, Сиротенко Роман, МОУ «Дом детского творчества», руководитель Покутняя Р.М. 3 место в областном конкурсе творческих работ «Мой А.П.Чехов», посвященном 150-летию со дня рождения А.П. Чехова, Павленко Анастасия, МОУ «Борисовская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М.Рудого», руководитель Максименко Г.М. 3 место в областной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, Варич Юлия, МОУ ДОД «Дом детского творчества», руководитель Бабич В.Г. 3 место в областной выставке детского технического творчества «Город мастеров», Тимченко Мария, МОУ ДОД «Дом детского творчества», Бабич В.Г. 3 место в областном фотоконкурсе «Не стареют душой ветераны», Оробинская Вероника, МОУ «Борисовская СОШ №4», рук. Крикун Елена Владимировна 3 место в областных соревнованиях по ракетомоделизму, Сараев Евгений, рук. Борщ В.Н., МОУ «Дом детского творчества» 3 место в областной интеллектуальной игре «Дебаты», команда МОУ «Борисовская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М.Рудого» (Крикун Владислав, Богатырев Роман, Мархотко Владислав), рук. ФилоненкоТ.Н., Житникова М.М.) 3 место в областной акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», ДОО «Школьное государство «МИР», рук. Казначеева Е.Е., Альтергот Л.А., Кушнерева З.Н. Почетная грамота департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области за оригинальное и творческое исполнение, в областной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, МОУ ДОД «Дом детского творчества», Старченко Анастасия, руководитель Семихина И.В.Основной целью художественного направления МОУ ДОД «Дом детского творчества» является формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве, потребностей в искусстве, ценностных ориентаций, культуры чувств, общения и поведения, способности к художественно-творческой и эстетической деятельности. Основными задачами художественно-эстетического направления являются: обучать основам изобразительной грамоты, формирование умения пользоваться изобразительными средствами рисунка, живописи, ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского и зарубежного искусства; способствовать изучению и освоению народного искусства, его специфики, знание основных его функции: эстетической, обрядовой, бытовой, этнической, воспитательной, познавательной; способность оценивать явления действительности и искусства, умение выбрать направление деятельности; выявлять склонность, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности детей; прививать потребности в непрерывном знакомстве с различными видами декоративно – прикладного искусства; развивать умения и навыки, формировать творческий, конструктивный подход к делу, постоянно обновляющегося характера работы и ее конечных результатов. Весь процесс обучения и воспитания в детских объединениях этой направленности можно условно разделить на 3 направления: технологическое, включает в себя правила техники безопасности, обучение навыкам, умение обращаться с приборами и материалами. Основные критерии: доступность и простота в техническом исполнении, минимальное количество монотонной работы; возможность дать ребенку творить самостоятельно, а не копировать чужие работы, творческое, эстетическое обучение, подразумевает развитие воображения, фантазии, изучение основ цветоведения, знакомство детей с мировой, русской культурой, изучение местного регионального материала и народных промыслов, знакомство с творчеством местных и народных мастеров умельцев. нравственное и духовное воспитание, внутреннее состояние учащегося отражается не только на его учебе, но и творчестве. Он должен знать цену труду и мастерству, должен учить себя трудиться, преодолевать препятствия, искать совершенное. Одной из главных задач художественного направления МОУ ДОД «Дом детского творчества» является поддержание и развитие интереса подрастающего поколения к декоративно-прикладному творчеству, приобщение к культуре малой родины. Народное творчество основано на нравственных принципах становления человека в обществе, семейных отношениях, религиозных предпочтениях, определении своего места в единой цепи поколений. Знание его рождает интерес и уважительное отношение к собственной истории, желание сохранить и приумножить культурно-исторические традиции своего народа. Большая заслуга в приобщении к народному искусству принадлежит нашим педагогам. Они разрабатывают программы, учитывающие самобытность традиций культуры Белгородчины. При этом они стараются не только сохранить накопленное поколениями, но и развить, привнести что-нибудь свое. Это такие педагоги, как Антонюк А.Е. программа «Художественное плетение из соломки», Семихина И.В. - «Лепка из глины», Семенец В.И. - «Резьба по дереву», Бабич В.Г. – «Природа и фантазия». На занятиях в детских объединениях педагоги активно используют новейшие педагогические технологии, раскрывая, используя, и развивая возможности, которыми располагает ребенок. Одной из форм процесса обучения является выставочная, конкурсная деятельность. Воспитанники детских объединений художественно-эстетического направления Дома детского творчества являются призерами различных Всероссийских, областных и районных конкурсов. Их работы украшают все районные выставки декоративно-прикладного творчества, на некоторых работают творческие мастерские, где прямо на глазах зрителей рождаются маленькие произведения искусства.ДДТ координирует туристско-краеведческую деятельность в образовательных учреждениях через районную целевую программу «Моя родина – Россия, От родного Белогорья к святыням Отчизны» и по основным направлениям туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности. В настоящее время Борисовский район является уникальным, динамично развивающимся, на территории которого расположено множество объектов, способных привлечь внимание учащихся. Важнейшим фактором для развития школьного туризма является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал области. Это музеи-заповедники, историко-краеведческие музеи, заповедные зоны, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, предприятия промышленности, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и истории. Анализируя туристско-краеведческую работу в учреждении, можно отметить, что с каждым годом интерес к туризму и истории родного края возрастает, так как в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» проводятся районные и областные мероприятия: Туристско-краеведческие слеты; Тематические конференции, слеты и соревнования; Краеведческие олимпиады учащихся; Краеведческие викторины учащихся; Конкурсы исследовательских краеведческих работ; Районные и областные экскурсии. Стали традиционными экскурсии в Борисовский историко-краеведческий музей, также совершаются экскурсии за пределы района. В целях реализации основных направлений туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» педагогами дополнительного образования разработаны образовательные программы «Юные велотуристы», «Юный турист», «Туризм». Также разработаны программы по краеведению: «Краеведческое объединение «Истоки», «История родного края», «Истоки», «Духовное краеведение Белгородчины», «Наш край». Участие в движении «Отечество», в осуществлении его программ позволяет значительно расширить и углубить знание и представление детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. В настоящее время в образовательных учреждениях Борисовского района насчитывается 14 музеев, 11 из которых прошли паспортизацию (краеведческие – 2; исторические многотемные – 6; военно-исторические – 1; этнографические – 1; комплексные – 1). В результате поисковой деятельности в музеях происходит постоянное пополнение музейных коллекций различного плана, обновление музейных экспонатов и экспозиций. Каждый год на территории Борисовского района МОУ ДОД «Дом детского творчества» организует и проводит разлиные мероприятия туристско-краеведческой направленности: зимние лично-командные соревнования учащихся по спортивному ориентированию, летние туристические соревнования учащихся, олимпиада по школьному краеведению, конкурс на лучшую разработку учебно-тематической экскурсии «По родному краю — с любовью», творческий конкурс «Мой отчий край», конкурс методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы, конкурс исследовательских краеведческих работ участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», конкурс «Музей и дети» и мн. др.^ Социально-педагогическая направленность: в данный блок объединены 12 программ. Объединяющей особенностью данных программ является социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, развитие общей культуры, ценностно-ориентированную деятельность через разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса. Творческие объединения данной направленности различаются по возрастным группам (5-7-лет воспитанникам в Школе раннего развития «Радуга», детских объединениях «Школа будущего первоклассника» и «Английский для детей дошкольного возраста»; 13-17 лет – обучающимся в объединениях «Школа юного корреспондента», «Наша школьная газета»), но их объединяет необходимость социальной адаптации к условиям жизнедеятельности, актуальной для каждого возраста. Предшкольная подготовка в условиях дополнительного образования – одно из востребованных инновационных направлений в условиях модернизации российского образования. Особенностью программы является то, что в Школу раннего развития «Радуга» приходят «домашние дети», более возбудимые и менее управляемые, для которых характерна информированность в различных областях знаний, но эти знания несистематичны. Все обучение построено на принципах игровой педагогики, как наиболее приемлемой для данного возраста и способствующей развитию познавательных процессов без перегрузки. Программа имеет личностно-ориентированную направленность. Особо выделяются личное достоинство, способности, учитываются интересы каждого воспитанника. Детские объединения раннего изучения английского языка и предшкольной подготовки были созданы в общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях Борисовского района по Распоряжению Главы администрации района Н.И. Давыдова. В культурологической направленности работает педагог Покутняя Роза Михайловна по образовательной программе «Основы православной культуры», которая ориентирована на развитие общей и этнической культуры через ознакомление обучающихся с культурными особенностями и традициями, православными праздниками и обрядами русского народа. На протяжении учебного года систематически проводятся выставки детского творчества на православную тематику: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение. Пасха». С большим энтузиазмом дети и их родители посещают данные мероприятия и принимают активное участие в их проведении. За последние три года Покутняя Р.М. и ее воспитанники становились неоднократными победителями различных конкурсов: 1 место во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Отцы и дети», Губанкова Анастасия; 3 место по Центральному федеральному округу во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Кто придумал человека?», Колмыкова Анна; 3 место во Всероссийском детском литературном конкурсе «Придумай сказку», посвященном 130-летию со дня рождения писателя — сказочника П.П.Бажова, Сиротенко Роман.В Доме детского творчества успешно работают детские объединения научно-технической и спортивно-технической направленностей, в которых занимаются около 130 подростков. В кружках «Авиамодель», «Знакомство с компьютером», «Наше кино», «Судомоделирование», «Юный картингист», «Техническое творчество» ребята учатся не только разбираться в технике, но и добиваться спортивных успехов. Главной целью обучения является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной личности, обеспечение возможностей самопознания, изучения мира профессий, приобретение практического опыта элементарной профессиональной деятельности с целью обоснованного профессионального самоопределения. Одним из наиболее активных педагогов спортивно-технической направленности является Борщ Валерий Николаевич, который ведет большую работу по воспитанию и творческому развитию подростков, приобщает их к рационализаторской и изобретательской работе, развивает сознательное отношение к технике и науке. На своих занятиях Валерий Николаевич вырабатывает у своих воспитанников инженерный подход к решению различных технических задач, закрепляет систему знаний, умений и навыков, которые обучающиеся целенаправленно могут применять в разработке и изготовлении различных технических устройств и моделей. Борщ Валерий Николаевич работает по образовательной программе «Авиамодель», занявшей в 2004 году II место в областном конкурсе дополнительных образовательных программ по развитию технического творчества. Работа по данной программе развивает у подростков творческие способности, навыки работы с различными инструментами и клеями. Закрепляются и приобретаются знания по таким предметам школьной программы, как физика, математика и черчение. Программа постоянно дополняется новыми идеями, опираясь на передовой опыт и новейшие технологии. Детское объединение «Авиамодель» под руководством В.Н. Борщ в МОУ ДОД «Дом детского творчества» работает с 2002 года. За это время ребята не раз занимали призовые места в областных соревнованиях по авиамодельному и ракетомодельному спорту:2006 - 2007 учебный год II место в областных авиамодельных соревнованиях в классе свободнолетающих моделей, Звягинцев Руслан; III место в областных авиамодельных соревнованиях в классе комнатные свободнолетающие модели, Ханюков Алексей; III место в областных ракетомодельных соревнованих, Новиков Андрей. 2007 – 2008 учебный год II место в областных соревнованиях обучающихся по ракетному моделированию, Сараев Евгений; III место в областных авиамодельных соревнованиях в классе комнатные модели (сверхлегкие), Лягушкин Станислав.2008 – 2009 учебный год II место в областных соревнованиях по комнатным авиационным моделям в классе «простейшие модели вертолета», Соколенко Екатерина. Наиболее эффективной и актуальной формой организации военно-патриотического направления является деятельность военно-патриотических клубов, которые действуют с 2005 года во всех школах района. Военно-патриотическое воспитание – одна из важнейших составляющих формирования гражданского общества в любом государстве. Сейчас, когда молодежь столь многолика, а ее увлечения так разнообразны и зачастую привиты западными образцами поведения, растет стремление найти себя хоть в чем-то. В такой ситуации достаточно сложно привить молодым людям любовь к своей Родине и призвать их по собственному желанию быть ей защитником. Поэтому следует начать формировать положительное и доброе отношение к своей Родине и к самому себе как к гражданину своей страны уже в раннем возрасте. Для этого в Борисовском районе на базе общеобразовательных школ созданы военно-патриотические клубы:Количество ВПК Количество членов ВПК Военно-патриотические клубы - это особая форма воспитания молодежи, настоящий коллектив единомышленников, с четко сформированной активной гражданской позицией. Среда военно-патриотического клуба воспитывает в молодом человеке чувство товарищества, коллективизма, трудовые навыки и основы патриотического сознания. Это своего рода школа жизни, после которой воспитанники этих клубов становятся людьми надежными, способными прийти на помощь попавшим в беду. Они проходят серьезную подготовку и способны выдержать все испытания, которые приготовила им жизнь. Учебная методика вышеуказанных военно-патриотических клубов включает в себя спортивный элемент, все современные виды рукопашного боя, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий, и непосредственно патриотическое воспитание. В плане физической подготовки в клубах ведутся следующие предметы: - строевая подготовка; - огневая подготовка; - парашютный спорт; - рукопашный бой; - основы медицинских знаний; - охрана здоровья; - топография и ориентирование на местности; - краеведение; -основы безопасности жизнедеятельности; -общефизическая подготовка. Такая разносторонняя программа обучения позволяет заинтересовать детей и увеличить количество занимающихся в клубах подростков. Перед педагогами военно-патриотических клубов выделены две основные задачи: - укрепление здоровья и повышение роста к занятиям физической культурой; - подготовка юношей к службе в рядах Российской Армии и поступлению в военные институты Министерства обороны РФ. Все члены военно-патриотических клубов активно участвуют в облагораживании и обустройстве мемориальных мест, памятников, обелисков, воинских захоронений и могил. Кроме того, оказывают посильную поддержку детям- сиротам и ветеранам войны. Их работа строится на всестороннем развитии интереса, самодеятельности обучающихся клубов в сочетании с творческой активностью подростков, допризывной молодежи, воинов запаса и ветеранов войн, коллективности руководства. Девизы клубов очень разнообразны, но все они выражают мысль единения ради благой цели: «Один за всех и все за одного», «Сберечь себя для России, а Россию - для себя». Важно, что военно-патриотические клубы активно участвуют в мероприятиях, направленных на гражданское воспитание молодежи и содействуют повышению престижа военной службы в России, привлекая все больше молодых людей в свои ряды. Традиционным стал районный смотр конкурс военно-патриотических клубов «Растим патриотов России», который проводится с целью популяризации среди подростков идеи подготовки к воинской службе; вовлечения молодежи в военно-патриотические клубы; формирования патриотических, нравственных, мораль