Реферат по предмету "Культура и искусство"


Живопись Азербайжана

Живопись Азербайжана

Современное
искусство Азербайджана пришло на смену богатому и самобытному художественному
наследию тысячелетий. Традиции изобразительного искусства Азербайджана восходят
к далеким временам. Одна из наиболее богатых коллекций наскальных рисунков в
мире - Гобустан - наиболее древний памятник изобразительного искусства. Более
4.000 рисунков Гобустана воссоздают сцены охоты, жатвы, ритуальных танцев.
Самые древние из рисунков датируются VIII-VII тысячелетием до нашей эры. Кроме
Гобустана, в Азербайджане также обнаружены древние наскальные рисунки на горе
Гемигая, за которую, по преданию, зацепился ковчегом Ной во время всемирного
потопа, а также в Кельбаджарском районе.

О
богатых художественных традициях азербайджанских мастеров говорят прекрасные
образцы ремесла древности, античная глиптика и торевтика Кавказской Албании,
средневековая керамика Байлакана и Гянджи. Об этом напоминают средневековые
мавзолеи Нахичевани и Ширвана с их ажурной резьбой и красочными изразцами,
изящные ткани Шеки и Шемахи, затейливые узоры казахских, карабахских и
кубинских ковров, полные экспрессии и декоративной выразительности
средневековые тебризские миниатюры, тонкая каллиграфическая вязь рукописей.

Миниатюрная
средневековая живопись (книжная иллюстрация) азербайджанского народа входит в
сокровищницу мировой культуры. Выдающееся художественное явление мировой
культуры - тебризская школа XVI века. В Тебризе, рядом с местными художниками,
плеядой разносторонне одаренных мастеров, возглавляемых Султаном Мухаммедом,
работали его сын Мирза Али, а также Бехзад, Шейх-заде Хорасани, Ага Мирек
Исфагани, знаменитые каллиграфы Шахмахмуд Нишапури, Дуст Мухаммед и другие. В
Султанийе работал Мир Муссевир с сыном Мир Сеидом Али. Среди всех рукописей
"Шахнаме" и "Хамсе", выполненных художниками ширазской,
гератской, бухарской, казвинской, исфаганской школ XIV-XVII века,
общепризнанными шедеврами считаются рукопись "Шахнаме" 1527-1537 года
и знаменитый лондонский экземпляр "Хамсе" Низами 1539-1543 года,
созданные Султаном Мухаммедом и художниками его школы. Примечательна
"Золотая цепь" Джами, в изготовлении которой принимали участие
ардебильские мастера. Миниатюры того времени окунают нас в поэтику окружающего
мира, поражая теплыми и интенсивными красками, идеализированными фигурами
людей, красотой живой природы. С последней четверти XVI века появляются
миниатюры на отдельных листах, рисунки животных, птиц, цветов, портретные
работы.

Многолетние
ирано-турецкие войны XVII века и междоусобные войны азербайджанских ханств в
XVIII веке тяжело отразились на культуре. Однако, несмотря на сокращение
строительства, возникают новые типы жилых зданий, резные и наборные деревянные
украшения, декоративная роспись фасадов и интерьеров домов. Восхищают росписи
дворца Шекинских ханов и дома Шекихановых в Нухе (Шеки), дома Мехмандарова в
Шуше и многие другие. Монументальные стенные росписи Шекинского ханского дворца
воплотили неисчерпаемое богатство фантазии, тонкость эстетического вкуса
народа, его представления о прекрасном.

За
период с XVII по XIX века азербайджанские мастера продолжают создавать
миниатюры. В экспозиции Азербайджанского Государственного музея искусств имени
Р. Мустафаева в городе Баку демонстрируется азербайджанская станковая и книжная
миниатюра XVII-XIX века, лаковая миниатюра XVIII-XIX века. В XIX веке в
изобразительном искусстве Азербайджана - под влиянием Европы - появляются
реалистические веяния. В произведениях живописи и книжной графики XIX века
миниатюры нередко сочетаются с реалистической трактовкой образа. Это особенно
ярко сказалось в творчестве художников XIX века - портретиста Мирза Кадыма
Иревани (1825-1875), поэта и музыканта Мир Мовсум Навваба (он иллюстрировал
свои сочинения красочными рисунками, портретами), Аббаса Хусейни, талантливой
поэтессы и художницы Натаван, также украшавшей свои стихи лирическими
изобразительными мотивами. В их произведениях, выполненных в духе миниатюры,
преобладают черты европейской живописи, перспектива, светотень.

Далее
реалистические формы изображения с влиянием миниатюры нашли развитие в
творчестве азербайджанских художников начала XX века - тонкого, проникновенного
живописца-лирика Бехруза Кенгерли, мастера сатирической графики Азима Азимзаде.
Художник Алибек Гусейнзаде создал в начале XX века жанровые картины
("Азербайджанская семья"), пейзажи ("Мечеть в
Биби-Эйбате"), портреты ("Портрет Шейх-уль-ислама") масляными
красками.

Особенно
плодотворным было творчество живописца из Нахчывана Бехруза Кенгерли
(1892-1922). За свою недолгую жизнь, благодаря необыкновенно плодотворному
трудолюбию, Кенгерли сумел создать сотни пейзажей и портретов. В совершенстве
владея техникой как акварельной, так и масляной живописи, Кенгерли с любовью
изображал в пейзажах горы, равнины, памятники архитектуры Нахчывана. Портретная
галерея Кенгерли представляет исключительную художественную ценность.

Созданные
Азимом Азимзаде серии акварелей и рисунков на исторические, бытовые темы,
иллюстрации, театральные эскизы говорят о многих гранях творчества родоначальника
азербайджанской графики. Ценным вкладом в развитие книжной графики явились
иллюстрации художника к произведениям поэта-сатирика Сабира
("Хоп-хопнамэ" и другие). Прекрасны известнейшие работы Азимзаде:
"Свадьба у бедных", "Свадьба у богатых", "Бой собак"
и другие.

В
области книжной и станковой графики активно работали также Э. Гаджиев, Г.
Халыков, И. Ахундов, А. Рзакулиев, Г. Мустафаев. В 30-50-е годы ХХ века
азербайджанские живописцы создают полотна на темы истории и современности,
труда и быта. И если поначалу полотна художников С. Саламзаде, Г. Халыкова, А.
Рзакулиева нередко близки традициям миниатюры, то полотна С. Шарифзаде, Т.
Тагиева, Г. Ахвердиева, К. Кязимзаде, М. Рахманзаде реалистичны. В период
второй Мировой войны азербайджанская живопись отмечена пафосом героизма и
воинской доблести. Обращаясь к батальным и жанровым сюжетам, связанным со
славным историческим прошлым и героической современностью, художники М.
Абдуллаев, Б. Мирзазаде, С. Бахлулзаде, Б. Алиев и другие в своих картинах
прославляли образы легендарных героев азербайджанского народа Джеваншира,
Бабека, Кер-оглы, а также воинов-борцов с фашизмом. Психологические портреты
людей труда Э. Мамедова, деятелей культуры, женщин и детей В. Самедовой,
пейзажи М. Абдуллаева и С. Бахлулзаде говорят о значительно возросшем
мастерстве азербайджанских живописцев.

В
60-70-е годы ХХ века в полную силу таланта и мастерства раскрываются творческие
индивидуальности художников среднего и молодого поколений, проникнутых
философским осмыслением действительности, анализом душевного мира, интеллекта,
чувств и переживаний современников. Ярким представителем героико-драматической
линии в азербайджанской живописи той поры является талантливый мастер кисти Т.
Салахов ("Женщины Апшерона", " Портрет нефтяника", "Новое
море", "Портрет композитора Кара Караева", портреты Кер-оглы и
Р. Рза и другие). Романтика его полотен проникнута пульсом времени, поэзией
созидания. Поэтическая обобщенность, внутренняя взволнованность и психологизм
образов присущи М. Абдуллаеву ("Индийская серия", "На полях
Азербайджана", "Девушки-рисоводы", портреты С.Вургуна, Насими и
другие). Лирически напевны, воздушны по краскам пейзажи С. Бахлулзаде,
отражающие солнечный Апшерон, знойную Мугань, горы и равнины, леса и поля
Азербайджана. Колористической экспрессией и энергичным ритмом насыщена живопись
Т. Нариманбекова, выдержанная в романтическом аспекте ("Радость",
"Песня", "Плодородие", "Плоды граната",
"Старая чинара", "Девичья башня" и другие).

Лиричны,
эмоциональны по настроению картины Н. Абдурахманова, изображающего сельских
жителей в окружении живописной природы. В 60-70 годы ХХ века проявили себя
талантливые художники: А. Абдулхалык, Б. Афганлы, Г. Ахвердиев, И. Ахундов, Р.
Бабаев, А. Вердиев, В. Видади, А. Гаджиев, Ю. Гусейнов, А. Джафаров, Н.
Зейналов, Э. Шахтахтинская, Н. Касумов, К. Сейфуллаев, Л. Фейзуллаев, Х.
Сафарова, Э. Рзакулиев, О. и Т. Садыхзаде, Н. Исмайлов, К. Ханларов, Т.
Шихалиев.

Успешно
работали в области оформления книги и эстампа азербайджанские графики,
порадовав хорошим владением спецификой офорта, монотипии, линогравюры,
станкового рисунка и акварели. Запомнились работы Р. Мехтиева, Н. Бабаева, Н.
Ахундова, Д. Муфидзаде, Б. Гаджиевой и других.

Экспозиция
современного азербайджанского искусства располагается в залах Азербайджанского
Государственного музея искусств и представляет живопись, скульптуру, графику,
декоративно-прикладное искусство Азербайджана 30-90 годов. Богатая коллекция
Азербайджанского Государственного музея искусств имени Р. Мустафаева позволяет по-новому
увидеть художественные памятники прошлого и раскрыть особенности современного
искусства.

Современная
живопись и графика азербайджанских художников представлена в частных коллекциях
во многих странах мира. Вновь радуют нас произведения А. и В. Шамсиевых., И.
Мамедова, З. Алиевой, Д. Керимова, О. и В. Агабабаевых, У. и Е. Ахвердиевых, Э.
и М. Бабаевых, Р. и С. Вердиевых, Р. Керимова, Э. и Д. Гашимовых, Н. и А.
Ибрагимовых, Мехтиева, Маратлы, А. и С. Самедовых, Фарзалиева, и многих других
художников земли азербайджанской.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие графоаналитического подхода «узел-функция-объект» как способа представления знаний
Реферат Учебно-воспитательная работа в школах в послевоенный период
Реферат История государственного управления в России 3
Реферат История и перспективы развития экономического анализа
Реферат Эволюция российской государственности от сословно-представительной монархии к абсолютизму
Реферат Патопсихологическое исследование личности больных страдающих депрессивными расстройствами в рамках различных нозологических групп
Реферат Налогообложение доходов по ГКО
Реферат Роль и место рынка ценных бумаг в структуре финансового рынка 2
Реферат ) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19
Реферат Николай Гумилев Жизнь и личность
Реферат Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир 3
Реферат #G0 справочник базовых цен на проектные работы для строительства объекты горнорудной промышленности
Реферат Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм
Реферат Исследование социально трудовых процессов на предприятии с использованием метода дескриптивного моделирования
Реферат Тема деревни в русской прозе 90-х годов