Реферат по предмету "Экономика"


Прогнозирование экономической динамики

Лекция натему: Прогнозирование экономической динамики.
 
1. Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики.2. Методикаэкономического прогнозирования3. Разработкаконцепции социально-экономического развития страны
4.      Стратегическое и индикативное планирование
 1. Место прогнозирования всистеме государственного регулирования экономики.
Перечень документов,регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозыразвития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономическогоразвития,  программы социально-экономического развития страны, регионов,отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рационального руководства  экономическим развитием насущно необходимаразработка индикативного плана.
Прогнозирование есть составная часть системыгосударственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления  развития страны. Результаты прогнозныхрасчетов используются государственными органами  для выработки и обоснования  социально-экономической политики государства.
Разработка экономическихпрогнозов является важной и необходимой частью системы управлениясоциально-экономическими процессами, как  страны в целом,  так и для каждогосубъекта Российской Федерации.
Объектыпрогнозирования и виды прогнозов.
В состав разрабатываемыхпрогнозных документов входят:
А.Частные прогнозы,отражающие изменение  отдельных сфер социально-экономической жизни, таких  как:
-   демографическаяситуация в стране,
— состояние природнойсреды, включая такие сферы как разведанные запасы природных ископаемых,земельные, водные и лесные ресурсы,
— состояние научнотехнических достижений и их внедрения в производство,
-  величина и динамикаспроса населения на товары и услуги,
— прогнозы основныхфакторов производства: капитала, труда, инвестиций,
— прогнозы развитияотдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественнозначимых сфер деятельности.
Б.   Комплексный экономическийпрогноз, отражает будущее развитие экономики страны как целостногообразования. К комплексным прогнозам можно также отнести  прогнозы регионовстраны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственныхкомплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогнозразвития государственного сектора экономики.
Разработка комплексногоэкономического прогноза преследует две цели:
Во-первых, он долженпредоставить правительству информацию для принятия решений в областиэкономической и социальной политики.
Во-вторых, его показателислужат основой для разработки показателей проекта государственного бюджетастраны.
Ни одно хозяйственное, а тем более страте­гическоерешение не может быть принято и вы­полнено без предвидения возможныхпослед­ствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленныхдействий по их реализации. Для этого используются такие испытанные ин­струменты, какпрогнозирование, стратегиче­ское и индикативное планирование, програм­мированиесоциально-экономического разви­тия страны и составляющих ее регионов. Тем самымгосударство выполняет не только функ­цию общего регулирования экономической жизни, но и своюстратегически-инновационную функцию, определяющую направленияструктурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспек­тив развитиястраны и ее места в мировом хозяйстве.
Прогнозированием, т.е. предвидением тенденцийбудущего развития, последствий возможных сдвигов в экономике на ми­кро- имакроуровнях и реализации принимаемых решений, за­нимается каждыйагент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном прогнозировании— предвидении будущего, которым, занимаются государственные и муници­пальные органына разных уровнях управления.
Прогнозирование выполняет три основных функции вгосуда­рственном регулировании рыночной экономики:
1)      предвидениевозможных тенденций и цикличных колебанийсоциально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направленийтрансформации Общества;
2)      предвосхищение вариантов ивозможных последствий принимаемыхстратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориальногоразвития;
3)      своевременное внесение коррективили отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнегорынков.
Экономическое и социальное развитие многогранно,многофакторнои противоречиво. Поэтому и прогнозы обычно — многовариантные, чтобы оценитьвозможные перемены. Это особен­но важно в условиях переходных, кризисных этаповв развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчасдостаточно стечения случайных обстоятельств, чтобы траекториядинамики системы резко изменилась.
Переход от централизованно-плановой к рыночнойэкономикесущественно повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основныерешения принимали в союзном центре, кото­рый опирался на такие долгосрочныепрогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и егосоциально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развитияпроизводительных сил страны на 15 лет. Теперь предприятия, организации, банки,холдинги принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их послед­ствия.Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперьвсем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидетьгрядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась рольи ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованностьи надежность прогнозовСогласно Федеральному закону от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ о государственном прогнозированиии программах социально-экономическогоразвития Российской Федерации», государственное прогнозирование находитвыражение в разработке и представленииПравительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской федерации на долгосрочную и среднесрочнуюперспективу и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджетана этот год).
Прогнозы нужны государственным органампрежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долго­срочный и среднесрочныйпериоды, т.е. для стратегического планирования. Выделяют триосновные функции стратегическо­го планирования в рыночной экономике. Во-первых,определе­ние перспективных целей социально-экономического развитиястраны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития итрансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве,глобализирующейся экономике. Во-вторых, вы­борстратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического,научно-технического, инноваци­онного и экологического развития в перспективе сучетом пер­воочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресур­сов ивозможностей государства. В-третьих, выработка механиз­ма реализации выбраннойсистемы приоритетов, использование для этого прямого и косвенногогосударственного регулирования социально-экономического развития.
Методыстратегического планирования впервые были использованы в России в 1918 г. приразработке плана ГОЭЛРО, далеев середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д. Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельского и лесногохозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего плана развития народного хозяйстваСССР в двух вариантах. В дальнейшемстали разрабатываться директивные Одновариантныепятилетние планы которые сыграли важную Роль в индустриализации и предвоенномразвитии народного хозяйства СССР.
Рыночные реформы начала 90-х гг. начались сразрушения прежнего, во многом эффективного механизма перспектив­ного планирования.Новый, адекватный условиям ры­ночной экономики механизм не был создан.
Вышеупомянутым Федеральным законом от20 июля 1995 г. № 115-ФЗ были предусмотрены стратегические планы (концеп­циясоциально-экономического развития страны на долгосроч­ный период,программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу). Однакоони разрабатывались в кабинетном порядке, за их невыполнение никто не несответ­ственности. Отсутствие реального стратегического планирова­нияограничивает возможности влияния государства на транс­формацию экономикиРоссии и перспективы ее развития
Индикативное планирование направлено нареализацию стра­тегических планов и приоритетов и тесно связано сгосудар­ственным бюджетом. Оно отличается от директивного планиро­вания не толькоменьшим числом и укрупненным характером показателей и нормативов, но и тем, чтовключаемые в него ин­дикаторы не носят обязательного характера для частных исме­шанных предприятий, а служат для них ориентиром. Для пред­приятийгосударственного сектора и государственных органов управления этипоказатели обязательны. Индикативное плани­рование в СССР впервые введено впрактику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народногохозяйства на оче­редной год. Оно широко используется во многих зарубежныхстранах.
Каковы функции индикативного планирования врыночной экономике? Во-первых, оно позволяет определить систему обоб­щающихпоказателей и нормативов (индикаторов), которые ха­рактеризуютосновные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном имуниципальном уров­нях, конкретизируют и реализуют приоритеты стратегическихпланов. Во-вторых, производится увязка индикаторов с ресурса­ми федерального,региональных и местных бюджетов, в резуль­тате чего реализация этих индикаторов ивоздействие на них го­сударства становятся более конкретными и реальными.В-третьих, оно приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана.Это создает условия для повышения заинтересованности предприятий любой формысобственности в реализациииндикативного плана.
Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носитхарактер более узкий и конкретный,чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется дляконцентрации сил и средств на реализациивыбранных стратегических приоритетов. Целевая программа — этосистема взаимосвязанных по целям, ресурсами срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки ис максимальным эффектом. Целевоепрограммирование является сердцевинойстратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловыхточек (прио­ритетов)социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязкапрограмм между собой и с остальной экономи­кой. Новым инструментом государственного регулированиясоциально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующие ресурсы на решении приоритетных социальныхпроблем.
Метод целевого программирования используется на федеральном,региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности корпораций. Возможны имежгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.
Такимобразом, прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование исоциально-экономическое программирование неразрывно взаимосвязаны ииграют ключевую роль в государственном регулировании развития рыночнойэкономики.2. Методикаэкономического прогнозирования
Методологияэкономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретическихподходов и методических приемов, которые применяются в процессе разработкиэкономических прогнозов.Баланс народного хозяйства служитметодологической и информационной основой прогнозирования динамики физическихобъемов макроэкономических переменных.  Система национальных счетов служитметодологической и информационной основой прогнозирования динамики финансовыхпоказателей.
Методикаэкономического прогнозирования — набор рабочих приемов, формирующих технологиюпрогнозирования, которыми пользуются разработчики прогнозов в своей работе.Применяемые в настоящее время методические подходы к разработке прогнозныхпоказателей главным образом основываются на системе прямых расчетов иэкспертных оценок. Лишь по отдельным блокам показателей проводятся модельныерасчеты, с использованием производственных функций различного вида и сложности, а также  системы эконометрических моделей малой размерности.
Методологическиеподходы к прогнозированию экономического развития страны.
Возможны по крайней мередва принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и теологический.
Генетический подход исходит из анализа предисторииразвития объекта, фиксирует его основополагающе факторы, определяющиеособенности развития и на этой основе делает выводы относительно состоянияпрогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «стороннимнаблюдателям» происходящих процессов.  Целевые установкисоциально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли и непринимаются во внимание. Наиболее ярким представителем данного подхода являлсяН.Д.Кондратьев с его теорией «длинных волн».
Телеологический подход («телео» — цель)больше присущ активным участникам происходящих в экономике явлений. Он исходитиз определения целевых установок развития данного объекта и степени приближенияего к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этогоподхода в прогнозировании экономики являлся С.Г.Струмилин.
Методологические иметодические вопросы прогнозирования социально-экономического развития являютсяпрерогативой тех организаций, которым Правительство поручает разработкупрогнозов. В частности,  сводный экономический прогноз разрабатываетсяминистерством экономики России.  Именно оно и отвечает за методологию иметодику разработки прогноза.
Практика проведениямакроэкономических прогнозных расчетов показывает, что ее главные проблемысвязаны с недостаточной разработанностью системы национальных счетов.  Лежащаяв основе прогнозных расчетов методология пока фрагментарна и не позволяетполучить системное представление об экономических процессах, происходящих в рыночныхусловиях.
Система прогнозныхрасчетов, которая по степени охвата и комплексности соответствовала быиспользуемой ранее системе баланса народного хозяйства, но которая позволила быосуществлять взаимоувязанное прогнозирование и проведение вариантных расчетовметодологии национальных счетов, пока находится в стадии  формирования.Отсутствие такой методологически взаимоувязанной системы приводит кнедостаточной обоснованности прогнозов.
Применяемая ныне технология прогнозирования не позволяет обеспечить достаточную взаимную увязкумакроэкономических, отраслевых, секторальных параметров развития экономики ипоказателей развития институциональных единиц. Расчеты макроэкономических,отраслевых,  секторальных показателей и показателей институциональных  единицпроводятся часто обособленно, а их балансирование не всегда осуществляется.
Требуются дальнейшиеусилия  по разработке нового инструментария прогнозирования физических объемовмакроэкономических показателей, а также финансовых показателей воспроизводствав их взаимосвязи.
Баланс народногохозяйства необходимо использовать какинформационную основу прогнозирования динамики физических объемовмакроэкономических переменных. Обычно речь идет о долгосрочных расчетах.
Ориентация напрактическое использование в прогнозной работе баланса народного хозяйстваопределяет принципы и возможности, которые должны  быть заложены вразрабатываемую систему таблиц:
сопряжение  сводныхмакроэкономических таблиц с показателями частных  прогнозов, для чегоразрабатываются таблицы сопряжения и  определяется соответствующая номенклатурапоказателей;
обеспечение увязкисводных макроэкономических таблиц с укрупненным межотраслевым балансом;
возможностьмакроэкономических модельных расчетов путем обеспечения функциональных связеймежду показателями  таблиц.
Исходя изсформировавшихся требований по широте охвата  и комплексности отраженияэкономических процессов в аналитических и прогнозных расчетах, сводныемакроэкономические таблицы должны отражать: основные стадии процесса  воспроизводства:производство, распределение и использование продукции, динамику ресурсов;взаимодействие между факторами производства в процессе создания продукта; связьхарактера распределения продукта с динамикой ограниченных производственныхресурсов.
Системунациональных счетовнеобходимоиспользовать как информационную основу при прогнозировании взаимосвязи идинамики финансовых показателей. Обычно речь идет о среднесрочных икраткосрочных расчетах.
Важной проблемой являетсявзаимоувязка финансовых параметров развития экономики и параметров развитияреального сектора. Решение этой проблемы требует совершенствования методологиипрогнозных расчетов, формирует требования к построению и обобщению  таблицсистемы национальных счетов.
Исходя из принциповметодологии системы национальных  счетов, комплекс сводных макроэкономическихтаблиц формируется на основе: интеграции сферы услуг в систему расчетов  какпроизводительного сектора; соблюдения при построении агрегатных таблиц принципадвойной записи; подробного раскрытия финансового аспекта развития экономики ифинансовых потоков.
Поэтому должна бытьвыделена группа таблиц, которая  раскрывает структуру валовоговнутреннего продуктав разрезах производства добавленной стоимости, по источникам формирования доходов, по направлениям использованияпродукта (на потребление и накопление). Это  группа обобщающих сводных счетов,целостно отражающих различные стороны экономической деятельности хозяйствастраны и основные стадии воспроизводственного процесса. В таблице производствавалового внутреннего продукта показываются объемы производства добавленнойстоимости. Таблица  валового внутреннего продукта и дохода определяет общую структуру доходов, получаемых в экономике. Использование валового внутреннегопродукта характеризует направления и объемы использования ресурсов. Эти таблицыобобщенно отражают основные показатели воспроизводственного  процесса.
Другая группа таблицпризвана давать более детально экономическую деятельность институциональныхединиц и функциональных направлений.
Баланс доходов и расходовдомашних хозяйств отражает источники формирования доходов населения,направления их  использования, а также объем сбережений населения, выступающихкак один из основных источников накопления.
Счета доходов и расходовгосударства представляются в виде  счета доходов и расходов федеральногобюджета, внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Федерации. В данных счетахпредставлены в агрегированном виде доходные статьи и функциональные направлениярасходов федерального бюджета и  бюджетов субъектов Федерации. Сальдирующиестатьи данных  счетов характеризуют избыток или дефицит финансовых ресурсовфедерального правительства и местных органов исполнительной власти.
Счет внешнеэкономическихопераций отражает внешнеэкономические взаимоотношения, определяемые на основеплатежного баланса. Основной функцией данного счета является  определениевзаимосвязей национальной экономики и остального мира. Балансирующая статьяданного счета (чистое кредитование или чистое заимствование) соответствуетвеличине финансовых ресурсов переданных или полученных от остального мира.
Счет операций с капиталомхарактеризует валовые сбережения и накопления и показывает, какими источникамисбережений (население, предприятия, государство и остальной мир)  финансируетсяваловое накопление.
Счет денежно-кредитнойсферы отражает взаимодействие  институциональных единиц, включая банковскуюсферу в части денежных потоков кредитных операций.
Целесообразна разработкатакже сводной таблицы доходов,  расходов, в обобщенной форме показывающей потоки финансовых ресурсов между институциональными единицами.
Названные выше таблицынедостаточно полно раскрывают воспроизводственные связи в отраслевом разрезе.Решение этой задачи обеспечивает одновременная с системой макроэкономическихтаблиц  разработка межотраслевого баланса в методологии национальных счетов.
Применительно к субъектамРоссийской Федерации представляется оправданным и необходимым использованиеэлементов национальных счетов на региональном уровне. Базой для  этого являютсяотчетные показатели валового регионального  продукта (ВРП), методика расчетакоторого была разработана  Госкомстатом России и уже использовалась дляопределения  этого показателя по регионам.
Поскольку каждый субъектФедерации составляет свой бюджет, то с учетом некоторых корректировок он можетстать основой счета доходов и расходов  органов государственной власти региона.Разработка остальных счетов затруднена, прежде всего, проблемами учетаввоза-вывоза и импорта-экспорта товаров и услуг в региональном разрезе.
Экономико-математическиемодели  в прогнозировании
Совершенствование методовразработки прогнозов в основном заключается в более широком использованиимодельного  аппарата для получения количественных и качественных результатов. Внастоящее время подавляющая часть прогнозных параметров получается на основеэкспертных оценок. Поскольку  отсутствует формальная процедура полученияпоказателей, возникает возможность их произвольного и несогласованногоизменения. Этим снижается точность и достоверность прогноза.  Более широкоеиспользование модельных схем расчетов позволяет получать согласованные оценкипараметров и при изменении одного из них отслеживать соответствующие изменения других. Это значительно сузит возможности произвольной корректировки прогнозныхпоказателей.
Исходя из имеющегосяинформационного и методического  потенциала, представляется целесообразнымформирование следующих трех групп прогнозных  моделей:
1. Укрупненныеодносекторные модели. Данные модели подразделяются на два типа – для краткосрочногопрогнозирования и для долгосрочного прогнозирования. В модели  длякраткосрочного прогнозирования (эконометрической) большее внимание уделяетсяфинансовым и денежным параметрам,  ценам. В модели для долгосрочногопрогнозирования основой  является описание воспроизводственного цикла, учетэффективности используемых ресурсов. Опыт разработки таких моделей уже имеется.
2.Эконометрические модели наоснове  системы национальных счетов. Такие модели можно использовать для краткосрочного исреднесрочного прогнозирования.  Они обладают всеми преимуществами системынациональных  счетов, т. е. взаимосвязанно представляют финансовые потоки  вэкономике, обеспечивающие производство и воспроизводство. Пока такие модели дляроссийской экономики еще не разрабатывались.
3. Прогнозные модели на основемежотраслевого баланса.
Эти модели обычно используются для составления перспективных прогнозов: среднесрочного и долгосрочного. Данные модели раскрывают межотраслевые взаимодействия иопределяют параметры воспроизводства в более развернутом виде, чемодносекторные модели. Опыт разработки моделей межотраслевого баланса  ужеимеется, но его необходимо увязывать с методологией системы национальныхсчетов.
В зависимости от временногогоризонта подходы к экономическому прогнозированию, а также  методы имодели экономического прогнозирования коренным образом различаются.
При долгосрочномэкономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор объясняющихпеременных. Конкретно речь идет о показателях, характеризующих национальноебогатство страны: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе,основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях.  Присреднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснениядинамики объема производства.
При среднесрочномпрогнозированиина первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и другихагентов воспроизводственной деятельности (государство, предприниматели,заграница).
При построениимодели краткосрочного прогнозанеобходимопринимать во внимание принципиально иные факторы. Здесь на первое местовыступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом ипо отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, государство,предпринимательский сектор.  3. Разработка концепциисоциально-экономического развития страны
Концепциясоциально-экономического развития страны -  набор показателей, характеризующихцели, стратегию и средства социально-экономического развития страны на будущее.
Задача государственногорегулирования экономики и лежащей в  ее основе концепции экономической политики– это компромисс  между многочисленными и разнообразными интересами в целяхдостижения максимального блага в рамках существующего строя.
Системная  реализациягосударственной экономической политики требует разработки концепцииэкономического развития, которая соответствовала бы целям,  и реальнымвозможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.
Главной задачей приразработке концепции социально-экономического развития является ростблагосостояния населения страны, формирование благоприятной для жизни итрудовой деятельности среды. Это находит отражение в показателях уровня жизни иблагосостояния населения, рассмотренных выше.
Еще одной важной целевойустановкой при разработке и реализации концепции социально-экономическогоразвития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития присоблюдении принципов общего экономического равновесия.
С одной стороны речь идето достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложениемтоваров и услуг. С другой стороны — соблюдение рыночных принципов привоспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов),что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечногоиспользования (по факторам производства) осуществляется в соответствии спредельным вкладом данного фактора в прирост произведенного продукта.
Этапы разработки концепции социально-экономическогоразвития. Разработка концепции государственной экономической  политикибазируется на следующих элементах:
1. Анализ положениядел в экономике. Снего начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализпроводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые  точки» вэкономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решенияпроблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательныхявлений.
2. Выработка иобоснование целей.Он начинается с определения всех возможных  целей вообще, с так называемойкаталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; онаотносится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могутбыть одновременно разные характеристики, в  этом случае следует выделитьглавные из них с точки зрения современной ситуации.
Цели также различают помасштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадровогообеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут бытьгармоничными, нейтральными или конфликтными.
3. Упорядочение целей,построение дерева целей — это задача формирования динамичной  системы целейсоциально-экономического развития, распределения их по временным интервалам ирангам.
Дерево целей — систематизированный набор целевыхустановок социально-экономического развития.
Генеральной цельюгосударственного регулирования экономики является укрепление исовершенствование существующего  социально-экономического строя.
Целями первого уровнявыступают:
а. Повышение уровня жизнинаселения страны.
б. Поддержание социальнойстабильности в обществе.
в. Обеспечение развитияэкономики страны в будущем.
г. Экологическаябезопасность страны.
Целямивторого уровня являются более детальные показатели, характеризующие условиявыравнивания  экономического  цикла, совершенствование структуры национальнойэкономики.
Все эти цели вместе с генеральной,образуют дерево целей.
Принципы разработкицелей государственного регулирования:
— Адекватностьсуществующему строю. Соответствие генеральной цели  деятельности государства – сохранению,укреплению и совершенствованию существующего строя, решению задач повышенияуровня жизни народа.
— Научнаяобоснованность.Оправданны постановка и осуществление любой цели,  которая улучшает положение вэкономике в целом, в отдельном  секторе или на хозяйственном объекте, не наносяущерба другим. Если достижение данной цели ведет к нанесению ущерба другимобъектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен.
— Взаимосвязьнабора целевых установок. Любая цель государственного регулирования  может бытьпоставлена и достигнута только  во взаимодействии со всеми остальными целями всоответствии с  ее местом в системе приоритетов целей.
-  Реальностьцелевых установок.  Поставленные цели должны находиться в рамкахвозможного, т. е. не только в пределах существующих юридических норм  (их вслучае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленнойпроцедурой), но и в пределах реальных границ.
— Приемлемостьцелей членами сообщества. Поставленные цели должны быть ясны, понятны ижелательны широким массам избирателей, союзам по экономическим интересам.
Анализ применимостиинструментов государственного регулирования.
Сюда относятся выяснениеусловий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям,степени  совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения,эффективности средств регулирования и достаточности  обоснования необходимостиих применения.
Важным остается вопрос овозможностях и границах применения административных методов и  средствгосударственного регулирования, таких как государственное программированиеэкономики, национализация частной собственности,  поддержка развития государственного сектора.
4.Стратегическое и индикативное планирование
Экономические, демографические, социальные,технологические, экологические процессы отличаются длительностью и значительнойинерционностью. Смена преобладающих поколе­ний людей (в активном возрасте)происходит примерно раз в 30 лет, поколений техники — раз в 10 лет,технологических укладов — раз в 45-55 лет. От начала разработкиинвестиционного проекта до окупаемости инвестиций проходит обычно от 3до 10лет. Структурные сдвиги в экономике также требуют немалого времени.Поэтому в государственном регулировании эконо­мики нельзя ограничиватьсягодовым горизонтом. Необходимы долгосрочные и среднесрочные планы, которые направленына ре­шение крупныхстратегических задач.
Это не означает, что такие планы нужно разрабатывать лишьРазв 5-Ю лет. В жизни постоянно происходят перемены и не редкосущественные. Это вынуждает периодически корректиро­вать ипродлевать временной горизонт стратегического плана.
Стратегический. план имеет, свои особенности по сравне­нию с текущиминдикативным планом. Во-первых, он должен охватывать достаточно продолжительныйпериод, чтобы иметь возможность решать крупные стратегические задачи социаль­но-экономическогоразвития. Во-вторых, его показатели име­ют укрупненный, обобщающий характер, ибодетали невозмож­но и нецелесообразно предусматривать на длительныйпериод. В-третьих, этот план может иметь вариантный характер, предусматриватьальтернативные сценарии на перспективный период в зависимости от тенденцийизменения внутренних и внешних факторов развития. В-четвертых, стратегический планможет и должен периодически пересматриваться, корректироваться, продлеваться сучетом изменений конъюнктуры или при переходе от фазы к фазе экономического цикла.
Стратегический план, особенно долгосрочный, охватывает несколько фазэкономического цикла, а то и несколько сменных среднесрочных экономических циклов.
Система показателей стратегического плана должна носить укрупненный,обобщенный и в тоже время достаточно полный, системный характер, позволяющийотражать все основные па­раметры развития системы. На федеральном уровне стратегический пландолжен характеризовать процессы:
демографического развития, возможности ослабить или преодолетьтенденцию к депопуляции, преобладающую в больши­нстве регионов и угрожающуюбудущему страны;
социального развития, динамики уровня и качестважизни населения, развития, образования и подготовки кадров, культуры, здравоохранения, социальногообеспечения;
экономического развития, темпов ростаВВП, структурных сдвигов в экономике, динамики инвестиций, уровней инфля­ции, укрепленияфинансово-кредитных институтов, улучшения системы управления экономикой;
научно-технического прогресса, динамики науки иинноваций, мер по модернизации экономики на основе освоения и распространенияновых поколений техники и технологических укладов, развития информационной сферыи т.д.;
экологическогоразвития, показателей воспроизводства и охраны природных ресурсов
территориального развития, т.е. сближенияуровней социально-экономического развития субъектов Федерации и федераль­ных округов,решения межрегиональных проблем федерального
значения;
внешнеэкономических связей, т.е.осуществления интеграционных мероприятий в рамках СНГ, Евразийскогоэкономического сообщества, Союза Беларусь-Россия, улучшения показателейэкспорта и импорта, погашения внешнего долга, ожидаемых из­менений валютногокурса рубля, развития международного туризма и т.п.
Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга,поэтомув стратегическом планировании используются межотраслевой батане, другиемакромодели, позволяющие отражать сложные цеп­ные взаимосвязи подсистемнациональной экономики на перспективный период. Необходимо содействоватьразвитию стратегического мышления у государственных служащих, овладению ими существом иметодами стратегического планирования.
Индикативное планирование являетсяглавной формой конкретного наполнения и реализации стратегических планов.Хотя научныеосновы индикативного планирования разработаны Н.Д. Кондратьевым еще в 20-е гг.,они до сих пор не нашли в России практического применения на федеральномуровне.
В странах, где используется такая форма планирования, правительстваразрабатывают проекты индикативных планов и представляют их на рассмотрение иутверждение парламентов. Аналогичный подход целесообразно использовать и в Россиидля усиления позитивного влияния индикативных планов на социально-экономическое развитиестраны.
Индикативныепланы включают небольшое число обобщающих показателей (интикатив),ориентирующих для частного сектора, но обязательных для государственногосектора и орга­новуправления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.