Правительство Нижегородской областиМинистерство экономикиИНФОРМАЦИЯо ходе реализации Стратегии развитияНижегородской области до 2020 годаза 2006-2010 годыАпрель 2011Содержание Введение 3 I. Особенности реализации Стратегии в 2006-2010 годах 5 II.Основные мероприятия по реализации Стратегии 8 2.1. Цель «Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика» 8 2.2. Цель «Благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области» 21 2.3.Цель «Эффективная исполнительная власть» 41 2.4. Реализация фокусных направлений (направления главного удара Правительства Нижегородской области) 44 III. Основные задачи на 2011 год 52 Введение Деятельность Правительства Нижегородской области пять лет строится на основе утвержденной в апреле 2006 года Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.^ Основные этапы формирования стратегического управления в Нижегородской области2006 год Утверждена Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года (далее – Стратегия):- определены цели, установлены отраслевые и территориальные приоритеты долгосрочного развития области; - определены ключевые направления деятельности Правительства области. Создан Инвестиционный Совет при Губернаторе Нижегородской области, который позволяет четко регламентировать и ускорять принятие решений по инвестиционным проектам. Разработан механизм отбора и поддержки региональных субъектов инвестиционной и инновационной деятельности. Начата реформа региональных финансов, касающаяся широкого внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, улучшения качества и объема государственных услуг.2007 год Разработаны механизмы реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года:- сформирован территориальный разрез в рамках программ развития производительных сил по всем муниципальным районам и городским округам; - сформирован отраслевой разрез Стратегии, который реализуется через разработку новых и оптимизацию действующих областных целевых программ в соответствии со стратегическими приоритетами.2008 год Выстроен четкий мониторинг реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года:- разработана система индикаторов оценки хода реализации региональной Стратегии, представляющая собой утвержденный долгосрочный прогноз основных показателей, определяющих социальное и экономическое развитие области до 2020 года, определены ответственные за их выполнение; - разработана методика оценки результатов деятельности субъектов бюджетного планирования по осуществлению функций и тактических задач.2009 год Внесены изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области №1-р «О механизмах реализации Стратегии», касающиеся закрепления ответственности за реализацию «направлений главного удара» Правительства – стратегических фокусов, в частности, сформированы рабочие группы и разработаны планы работ по достижению основных показателей, характеризующих реализацию следующих фокусных направлений: - обеспечение лидерства в области автомобилестроения и производства автокомпонентов, - создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса (ТМС), - реализация потенциала научно-образовательного комплекса и инноваций.2010 год Разработан и начал свою реализацию План Правительства Нижегородской области по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики на 2010-2012 годы (утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 04.02.2010 года №129-р). Проведена взаимоувязка Стратегии Нижегородской области и вновь разработанной Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года. Нижегородская область определена в Стратегии ПФО как зона развития, включающая в себя зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными и транспортно-логистическими функциями. Правительством Нижегородской области впервые в 2010 году принято участие в Общероссийском конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов РФ «Регионы России: от кризиса к развитию», проводимом Министерством регионального развития РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По итогам конкурса Нижегородская область заняла одно из лидирующих мест (2 место) в номинации «За обеспечение инвестиционной привлекательности региональной экономики». ^ I. Особенности реализации Стратегии в 2006-2010 годах Пять лет реализации Стратегии Нижегородской области совпали с периодами экономического подъема, глобального мирового кризиса и восстановительного роста в РФ (график 1). В таких условиях от Правительства Нижегородской области требовалось оперативное реагирование на изменение внешних факторов, принятие своевременных управленческих решений при четком сохранении ориентиров, заданных Стратегией, что и было обеспечено в полном объеме. ^ График 1. Динамика основных показателей экономического развития Н Темп роста к предыдущему году, в % ижегородской области в 2006-2010 годах Э Восстановительный рост Мировой кризис Стадия экономического ростаМировой кризисЭкономический рост^ Восстановительный росткономический подъем (2006 год - первая половина 2008 года) сопровождался ускоренным ростом всех важнейших показателей развития области: ИФО ВРП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота. Положительная динамика экономического развития отразилась на увеличении налогооблагаемой базы региона и доходов бюджета. В этих условиях, приоритетом деятельности Правительства области стало:привлечение инвестиций (объем инвестиций в основной капитал в 2006-2008 годах увеличивался в среднем на 26% ежегодно (в сопоставимых ценах);широкомасштабная модернизация социальной сферы, реализация социальных проектов, стимулирование жилищного строительства. Объем финансирования областных целевых программ (далее – ОЦП), подавляющее большинство из которых - социальные, в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился в два раза, в 2007 году по сравнению с 2006 годом - ещё в пять раз. При этом темпы роста расходов на областные целевые программы значительно превышали темпы роста доходов бюджета (доходы консолидированного бюджета выросли в 2006 году на 43,7% по сравнению с предыдущим годом, в 2007 году – на 35,7%).^ Мировой кризис внес серьезные коррективы в развитие региона. Во второй половине 2008 года темпы роста экономики замедлились (ИФО ВРП по итогам 2008 года составил 102,2% к предыдущему году), а в 2009 году сократились до 88,2%. Как следствие, сократились и поступления в консолидированный бюджет области. Тем не менее, в 2008 году на реализацию ОЦП было выделено практически в 2 раза больше средств по сравнению с 2007 годом. В период мирового кризиса внимание Правительства Нижегородской области сосредоточилось на выполнении первоочередных социальных обязательств и поддержке основных секторов экономики с целью сохранения рабочих мест, роста доходов населения. В декабре 2008 года был принят План Правительства Нижегородской области по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе, реализация которого позволила сохранить экономический потенциал области и достичь в 2009 году более низкого, чем в Российской Федерации уровня инфляции. В данный период был создан и начал реализацию антикризисных мероприятий Координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике, действовали рабочие группы: по взаимодействию с системообразующими предприятиями, по контролю за своевременной выплатой заработной платы. Несмотря на вызванные кризисом сложности с наполнением бюджета, осуществлялись бюджетные инвестиции в социальные проекты: продолжалось строительство объектов спорта (ФОКи), образования (школы и детсады), здравоохранения. Важнейшим итогом деятельности Правительства в кризисный период стал сравнительно низкий уровень безработицы (в среднем по РФ в 2009 году – 2,8%, в Нижегородской области – 1,98%) и рост заработной платы. Благодаря оперативно реализованным мерам регионального Правительства, удалось погасить негативные процессы, и уже к 2010 году экономика Нижегородской области вышла на вектор восстановительного роста. ИФО ВРП в 2010 году к уровню 2009 года составил 105%, индекс промышленного производства - 113,6%. Улучшилось финансовое состояние предприятий: 74,5% крупных и средних предприятий закончили 2010 год с прибылью, причем сальдированный финансовый результат увеличился в 2 раза по сравнению с 2009 годом. На фоне высоких темпов роста инвестиций в основной капитал в 2007-2009 годах, в 2010 году отмечалось некоторое снижение темпов роста. При этом следует отметить, что объем инвестиций вырос с 2005 года в 1,6 раза (в сопоставимых ценах). По объему инвестиций в основной капитал Нижегородская область в 2010 году заняла 2 место в ПФО и 13 место – в РФ, тогда как в 2005 году – 4 и 18 места, соответственно. В 2010 году деятельность Правительства области сконцентрировалась на восстановлении экономики региона, привлечении дополнительных инвестиций, повышении доступности кредитных ресурсов, реализации социальных проектов, минимизации последствий для жителей области и агропромышленного комплекса летней засухи.Итоги социально-экономического развития Нижегородской области показывают, что Правительство Нижегородской области в 2006-2010 годах оперативно и эффективно реагировало на меняющиеся внешние факторы, сохраняя, при этом, общую направленность деятельности на главную цель Стратегии «Достижение и обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни».^ II.Основные мероприятия по реализации Стратегии Главной стратегической целью деятельности Правительства является достижение и обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни на основе: эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики; благоприятных условиях для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области; эффективной исполнительной власти. 2.1. Цель «Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика» В рамках данной цели Правительством Нижегородской области реализовывались следующие стратегические подцели.2.1.1. Высокий уровень производительности и степень модернизации существующих предприятий, структура экономики, обеспечивающая занятость населения, преимущественно на предприятиях с высоким уровнем производительности и добавленной стоимости С целью обеспечения Правительством области комплексного подхода по поддержке реального сектора экономики, разработаны и реализовывались программы развития производительных сил муниципальных районов и городских округов на 2007–2010 годы, которые фактически являются территориальным разрезом областной Стратегии. В результате за 4 года их действия: - объем дополнительно привлеченных инвестиций в экономику области составил 190,8 млрд. рублей; - дополнительный объем отгруженной продукции – 186,9 млрд. рублей; - объем дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области – 15,1 млрд. рублей; - создано более 26 тыс. новых рабочих мест.Такие результаты достигнуты, за счет реализации 1072 мероприятий программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов. Наиболее крупные из них: в черной металлургии: строительство литейно-прокатного комплекса ЗАО «ОМК-Сталь» в Выксунском районе (объем инвестиций - 35,1 млрд.рублей); реконструкция цехов ОАО «ВМЗ» (объем инвестиций–19,6 млрд. рублей), реализация этих двух проектов позволила создать более 1,4 тыс. рабочих мест; в нефтеперерабатывающей промышленности: строительство комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля и установка абсорбции и разделения углеводородных газов АВТ ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (объем инвестиций - 29,8 млрд. рублей, создано более 300 рабочих мест); в пищевой промышленности: завод по розливу минеральных вод и безалкогольной продукции в Кулебакском районе ООО «Русское время» (объем инвестиций - 2,8 млрд. рублей, создано порядка 200 рабочих мест); в сельском хозяйстве: строительство новых цехов на ОАО «АФ «Птицефабрика Сеймовская» в Володарском районе (объем инвестиций – более 1,1 млрд. рублей, создано порядка 100 рабочих мест); в лесопромышленном комплексе: строительство лесопильного завода в Варнавинском районе ООО «Сиблес» (объем инвестиций– 210 млн. рублей, создано 188 рабочих мест). В целях стабилизации ситуации в моногородах, заметно обострившейся в период кризиса, Правительством области в 2010 году совместно с органами местного самоуправления разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов до 2020 года, направленные на создание условий для достижения социальной и экономической стабильности и повышения качества жизни населения в данных населенных пунктах. Планы получили одобрение на Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и на межведомственной рабочей группе Министерства регионального развития. В результате, в 2010 году на поддержку моногородов было направлено 30 млрд. рублей средств федерального, областного, местных бюджетов, национальных институтов развития и частных инвесторов. Средства направлялись, в первую очередь, на капитальный ремонт жилья, развитие малого и среднего предпринимательства, снижение напряженности на рынке труда, поддержку предприятий агропромышленного комплекса, создание инфраструктуры. Ключевыми проектами планов, направленными на диверсификацию экономики моногородов, стали: строительство производственного комплекса на основе прокатного стана 320/150 для выпуска металлопродукции (ООО «Лугас Металл НН») в г.Балахна; строительство Стана-5000 (ОАО «Выксунский металлургический завод») в г.Выкса; строительство комплекса по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. тонн в год (ООО «Русвинил») в г.Кстово; строительство и реконструкция завода железобетонных изделий (ЗАО «Кстовский завод ЖБИ») в г.Кстово; производство по выпуску железобетонных элементов домостроения и стройматериалов (ООО «ДСК-Сергач») и строительство Сергачского ветсанутильзавода в г.Сергач; строительство завода по производству крупнотоннажных изометрических контейнеров (ОАО «Трансконтейнер») в г.Шахунья и другие. В результате реализации планов моногородов в 2010 году было создано порядка 7,9 тыс. рабочих мест, в том числе 3,2 тыс. постоянных, что позволило снизить уровень регистрируемой безработицы в моногородах. Наиболее существенное снижение зафиксировано в г.Заволжье – с 7,2% до 3%.2.1.2. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса, обеспечение занятости населения, преимущественно на предприятиях с высоким уровнем производительности труда и добавленной стоимости В целях создания благоприятных условий для работы предприятий области в 2006-2010 годах региональным Правительством оказывались меры государственной поддержки приоритетным инвестиционным и инновационным проектам, предприятиям легкой промышленности, агропромышленного комплекса и малого бизнеса.^ Поддержка приоритетных инвестиционных проектовПриоритетными инвестиционными проектами за период 2006-2010 годов в Нижегородской области признано 65 проектов с общим объемом инвестиций 230,9 млрд.рублей, из них 11 проектов в 2010 году с объемом инвестиций 52,3 млрд.рублей. Финансовые меры государственной поддержки предоставлены 44 проектам (в форме налоговых льгот и частичной компенсации процентной ставки по кредитам), нефинансовые меры государственной поддержки (распространение позитивной информации об инвесторе, помощь в создании инфраструктуры бизнеса, и др.) - 21 проекту. К наиболее крупным приоритетным инвестиционным проектам, повлиявшим на развитие области в 2006-2010 годах, относятся: Первая очередь литейно–прокатного комплекса ООО «ОМК - Сталь», Выксунский р-н (объем инвестиций – 31,1 млрд.рублей, количество создаваемых рабочих мест – 1232); Производство кровельных материалов ООО «Ондулин -строительные материалы», г.Н.Новгород (объем инвестиций – 747,8 млн.рублей, количество создаваемых рабочих мест – 92); Строительство установки абсорбции и разделения углеводородных газов установок АВТ, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", г.Кстово (объем инвестиций – 1,2 млрд. рублей, количество создаваемых рабочих мест – 22); Техническое перевооружение установки гидроочистки дизельного топлива ЛЧ – 24/2000 (переход на производство дизельного топлива с содержанием серы менее 10 ppm), ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", г.Кстово (объем инвестиций – 1 млрд.рублей, количество создаваемых рабочих мест – 26); Первая очередь производства конструктивных элементов и компонентов ООО «Либхерр - Нижний Новгород» («Либхерр Интернасиональ», Швейцария), г.Дзержинск (объем инвестиций – 11,5 млрд. рублей; количество создаваемых рабочих мест – 727; планируемый пуск в эксплуатацию: июнь 2011 года); Организация производства алюминиевых паяных теплообменников по технологии фирмы Т.РАД (Япония), ООО "ТРМ", г.Н.Новгород (объем инвестиций - 683,5 млн.рублей, количество создаваемых рабочих мест – 104); Разработка Гомзовского месторождения гипса и ангидрита в Павловском районе и строительство завода по производству гипсокартона – ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус» («Сен-Гобен», Франция), Павловский район (объем инвестиций - 2,6 млрд. рублей; количество создаваемых рабочих мест – 150; планируемый пуск в эксплуатацию: 2013 год); Строительство комплекса по производству ПВХ мощностью 330 тыс. тонн в год ООО «Русвинил» (совместное предприятие «Сольвин», Бельгия и ОАО «Сибур Холдинг», Россия), Кстовский район (объем инвестиций: 46,7 млрд. рублей; количество создаваемых рабочих мест - 475; планируемый пуск в эксплуатацию: 2013 год). Главным результатом реализации приоритетных инвестиционных проектов станет создание более 20 тыс. рабочих мест. ^ Поддержка предприятий легкой промышленности и приоритетных инновационных проектовОсновные направления развития промышленности области реализовывались Правительством Нижегородской области в рамках областной целевой программы «Развитие промышленности Нижегородской области в 2007-2010 годах». За четыре года объем её финансирования за счет средств областного бюджета составил 288 млн. рублей, в том числе в 2010 году – 83,7 млн. рублей. За 2006-2010 годы Правительством области в рамках Программы развития промышленности Нижегородской области оказана поддержка: 21 организации, реализующей приоритетные инновационные проекты, в виде налоговых льгот и частичной компенсации процентной ставки на общую сумму 157,1 млн. рублей. Наиболее крупные инновационные проекты, получившие господдержку в 2006-2010 годах: - ООО «Корунд», проекты «Организация производства эмалей и красок мощностью 25 тысяч тонн в год» и «Организация нового производства сложных полиэфиров (корундинолов)» – лаков мощностью 30 тысяч тонн в год»; - НОАО «Гидромаш», проект «Внедрение инновационной технологии механической обработки деталей звеньев подкосов для агрегатов авиационной техники»; - ОАО «Русполимет», проект «Новые промышленные технологии точной штамповки и прокатки колец авиационного и наземного применения»; - ООО «Производственное предприятие «Ока-медик», проект «Освоение и производство новых видов изделий медицинского назначения»; - ЗАО «Хемкор» проект «Организация производства труб из поливинилхлорида (ППВХ) мощностью 23,4 тыс. тонн в год»; - ОАО Арзамасское НПП «ТЕМП-АВИА», проект «Разработка и производство инновационной продукции: авиационных пилотажно– навигационных приборов»; - ООО «Заволжская мебельная компания», проект «Внедрение инновационных технологий обработки стекла для расширения ассортимента выпускаемой продукции»; - ЗАО «Элкаб», проект «Производство инновационного импортозамещающего кабеля NYM».24 предприятиям легкой промышленности в виде возмещения части процентной ставки ЦБ по кредитам коммерческих банков на техническое перевооружение и пополнение оборотных средств на общую сумму 71,4 млн. рублей. Среди них: ОАО «Борская войлочная фабрика», ОАО «Сетка», ЗАО «Весна», ООО ПО «Богородская обувная фабрика», ЗАО-р «Русь», ОАО «Арзамасская фабрика», ЗАО «Княгининская швейная фабрика», ОАО «Богородский завод хромовых кож», ОАО «Канат», ЗАО «Меридиан».Новым направлением поддержки промышленных предприятий в 2010 году стала компенсация части процентной ставки предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение основных средств. В 2010 году поддержка оказана двум предприятиям на общую сумму 2,9 млн. рублей за счет средств областного бюджета. ^ Поддержка предприятий агропромышленного комплексаСущественная поддержка Правительством области в 2006-2010 годах оказывалась организациям агропромышленного комплекса. Объем предоставленных предприятиям агропромышленного комплекса налоговых льгот и субсидирования процентной ставки из областного бюджета составил за пять лет почти 2 млрд. рублей, в том числе в 2010 году – 632,5 млн. рублей. Благодаря такой мере поддержки регионального Правительства, в 2006-2010 годах в агропромышленный комплекс области привлечено 39,5 млрд.рублей льготных кредитов. Это способствовало росту объема производства продукции сельского хозяйства, который в 2010 году увеличился по сравнению с 2005 годом в 1,5 раза и составил 38,9 млрд. рублей. В 2010 году, когда в результате засухи сельскохозяйственные культуры погибли на 25 % посевной площади, Правительством области были приняты оперативные меры для стабилизации ситуации в растениеводстве. Для выплаты безвозмездных субсидий на обеспечение сельхозтоваропроизводителей семенами было привлечено 592 млн. рублей федеральных средств, на покрытие прямого ущерба - 280 млн.рублей. В результате, доля посевных площадей, занятых высокоурожайными сортами выросла в 2010 году до 30% (для сравнения: в 2006 году - 26%), что соответствует заданным в Стратегии развития Нижегородской области параметрам. Почти треть ассигнований, выделенных на агропромышленный комплекс из областного бюджета в 2010 году (более 900 млн. рублей), была направлена на поддержку животноводства. Средства направлялись сельхозтоваропроизводителям на компенсацию части затрат за реализованную продукцию (молоко, мясо), на строительство животноводческих помещений. В результате, в 2010 году введено в эксплуатацию 115 животноводческих объектов, что позволило улучшить условия содержания и обслуживания 24% маточного поголовья крупного рогатого скота. Значительное влияние на развитие сельскохозяйственного производства в 2006-2010 годах оказала реализация инвестиционных проектов по реконструкции и расширению предприятий отрасли. Среди них: ОАО «Птицефабрика Павловская» (производство мяса птицы в 2010 году по сравнению с 2006 годом увеличилось более чем на 80%); ООО «Птицеплемрепродуктор «Ясенецкий» (производство мяса птицы увеличилось в 2010 году по сравнению с 2006 годом в 14 раз);ОАО «АФ «Птицефабрика Сеймовская» (производство куриного яйца в 2010 году по сравнению с 2006 годом выросло на 34,6%);Племзавод ОАО «Ильиногорское» (производство мяса свиней увеличилось в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 16,3%).^ Поддержка субъектов малого предпринимательстваЗначимая роль в реализации стратегического направления по созданию благоприятных условий для бизнеса отводится развитию малого предпринимательства. Правительству Нижегородской области в 2006-2010 годах удалось обеспечить позитивную динамику стратегических показателей, характеризующих выполнение данного направления: объем отгруженной продукции, произведенной малыми предприятиями, увеличился в 3,7 раза: с 45,9 млрд.рублей в 2005 году до 172 млрд. рублей в 2010 году; численность занятых на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей выросла в 1,5 раза: с 319,6 тыс. чел. в 2005 году до 485,8 тыс. чел. в 2010 году.В 2006-2010 годах основными мерами Правительства Нижегородской по развитию малого бизнеса стали: государственная поддержка и создание инфраструктуры малого предпринимательства. Государственная поддержка осуществлялась в рамках ^ Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы. За пять лет на финансирование мероприятий программы из областного бюджета направлено 250,7 млн. рублей, из федерального бюджета привлечено более 940 млн. рублей. Механизмами поддержки предпринимательства в 2006-2010 годах стали: субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам субъектами малого бизнеса и льготное налогообложение. Объем предоставленных Правительством Нижегородской области льгот и субсидирования процентных ставок в 2006-2010 годах составил 97,2 млн. рублей. Особенностью 2010 года была реализация новых мероприятий, направленных на поддержку малых компаний: гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в инновационной сфере (в 2010 году - 43 гранта в размере до 500 тыс. рублей, объем финансирования за счет областного и федерального бюджетов составил более 21 млн. рублей); гранты действующим инновационным компаниям (15 грантов в размере до 5 млн. рублей, объем финансирования за счет средств областного и федерального бюджетов более 46 млн. рублей); предоставление микрофинансовых услуг субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В 2010 году сформирован фонд микрофинансирования, объем которого составляет 103,4 млн. рублей, из них 30 млн. рублей - областной бюджет. Начиная с 2011 года, у предпринимателей появилась возможность получать микрозаймы (до 600 тыс. рублей) без залогового обеспечения сроком до 12 месяцев с процентной ставкой 9,5% годовых; возмещение затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования (в 2010 году из областного бюджета перечислено 12 млн.рублей по 9 договорам лизинга на сумму 30,2 млн.рублей и средств федерального бюджета 29,4 млн.рублей по 25 договорам лизинга на сумму 127,5 млн.рублей). Основным направлением по развитию инфраструктуры малого предпринимательства стало создание бизнес-инкубаторов. В рамках^ ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области^ 2.1.3. Инвестиционная привлекательность территории для создания новых предприятий в приоритетных отраслях экономики Согласно Стратегии развития Нижегородской области, обеспечение требуемого роста экономики, модернизация действующих предприятий, выход на более высокие темпы роста производительности труда, создание новых рабочих мест напрямую зависят от инвестиционной привлекательности территории. Формирование благоприятного инвестиционного климата является приоритетной задачей деятельности регионального Правительства. За 5 лет с начала реализации Стратегии развития Нижегородской области объем инвестиций в основной капитал составил 803,9 млрд. рублей, при этом, в 2010 году в экономику поступило в 2,7 раза больше инвестиций, чем в 2005 году. Объем привлеченного в регион иностранного капитала по сравнению с 2005 годом увеличился почти в 4 раза: с 109,5 млн. долл. в 2005 году до 432,7 млн. долл. в 2010 году.Повышению инвестиционной привлекательности области способствовало: создание Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области и введение режима «одного окна», в результате возросла оперативность рассмотрения инвестиционных заявок и подготовки необходимой разрешительной документации; создание региональной базы по инвестиционным площадкам, которая включает в себя информацию по 114 инвестиционным площадкам, в том числе по 5 индустриальным паркам; участие организаций Нижегородской области в многочисленных зарубежных, общероссийских форумах, конференциях и салонах, в том числе: - Международная выставка недвижимости «МИПИМ» в г.Канны (Франция): в 2008 году Нижегородский регион представил 5 крупных проектов в сфере недвижимости: «Глоуб Таун», технопарк «Анкудиновка», спортивно-развлекательный комплекс «Остров», современный деловой центр «Большие овраги», жилой квартал повышенной комфортности «Резиденция»; в 2009 году - два крупных проекта: современный футбольный стадион для проведения Чемпионата мира по футболу 2018-2022 годов и план развития международного аэропорта «Нижний Новгород»; в 2010 году - проект модернизации международного аэропорта «Нижний Новгород»; - Международная ярмарка «Hannover Messe» (Германия); - Московский международный салон инноваций и инвестиций; - Международные выставки: IT-технологий «Це Бит» (Германия), «ITB Berlin» (Германия), «ЭКСПО-2010» (г.Шанхай, КНР), «WTM» (Лондон), туристических выставках «Le monde a Paris» и «Top Resa» во Франции, выставке автобусной техники, компонентов и сопутствующего оборудования «Басворлд Юроп-2009» (Бельгия). В ходе мероприятий были подписаны соглашения и протоколы о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве Нижегородской области с зарубежными странами и регионами. - промышленно-экономический форум «Россия единая», научно-промышленный форум «Великие реки», ежегодно проводимые Правительством Нижегородской области. 2.2. Цель «Благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области» В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года выделены следующие направления, способствующие формированию благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области: Качественная жилищно-коммунальная инфраструктура; Развитая система образования и здравоохранения; Эффективная система социального обеспечения; Развитая инфраструктура услуг для населения; Развитая инфраструктура культуры, спорта и отдыха; Физическая и экологическая безопасность.^ 2.2.1. Качественная жилищно-коммунальная инфраструктура Особое внимание Правительства Нижегородской области за последние пять лет было направлено на решение жилищных проблем. Результатом активной работы Правительства области по реализации стратегических задач в сфере жилищной политики явилась положительная динамика роста строительства, ввода и обеспеченности населения жильем на территории Нижегородской области. Так, за 2006-2010 годы введено 6109,7 тыс.кв.м общей площади жилья, в том числе 1453,4 тыс.кв.м в 2010 году. Рост жилищного строительства в 2010 году составил 103,5% к 2009 году и почти в 2 раза к уровню 2005 года. Такие высокие темпы роста жилищного строительства позволили поднять уровень обеспе-ченности населения жильем с 22,1 кв.м на человека в 2005 году до 24 кв.м - в 2010 году (график 2), как и было задано в Стратегии области. На фоне высоких темпов строительства жилья в целом, особенно интенсивно развивалось индивидуальное жилищное строительство (график 3). Начиная с 2009 года, доля индивидуальной застройки в общем объеме ввода жилья составила более 60% (в 2005 году – 36%). В 2010 году в Нижегородской области было введено 930,3 тыс.кв.м индивидуального жилья, что на 25% больше, чем было предусмотрено в региональной Стратегии на этот год. Одной из первостепенных задач, способствующих развитию жилищного строительства в регионе, в том числе малоэтажного, остается задача обеспечения опережающего развития инженерной инфраструктуры. Для развития на территории Нижегородской области малоэтажного жилищного строительства в 5 районах области: Борском, Богородском, Бутурлинском, Гагинском и Семеновском на 6 площадках, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 08.08.2008 года № 336 «Об утверждении положения о проведении отбора пилотных проектов освоения территорий малоэтажного строительства в Нижегородской области», были реализованы пилотные проекты. На отобранных территориях в 2008-2009 годах за счет средств областного (230,1 млн. рублей) и местных (23,6 млн. рублей) бюджетов построены и введены объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. В 2010 году с целью развития малоэтажного строительства была разработана и утверждена ^ ОЦП «Стимулирование малоэтажного жилищного строительства на 2011-2013 годы», в рамках которой Правительство области будет дополнительно поддерживать ОМСУ, активно занимающихся выполнением государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (детей-сирот, ветеранов ВОВ, молодых специалистов, работающих в учреждениях социальной сферы, граждан со средним уровнем доходов и прочих). Отобранным в результате конкурса ОМСУ будут предоставляться субсидии из областного бюджета на обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков. За 2011-2013 годы объем финансирования программы из областного бюджета составит 3,1 млрд. рублей. В 2010 году в рамках ликвидации последствий пожаров, было построено малоэтажное жилье (более 700 домов) и объекты социальной и инженерной инфраструктуры для погорельцев.Благодаря проводимому Правительством области комплексу мероприятий, в 2010 году по объемам ввода жилья Нижегородская область занимала 3 место в ПФО и 10 место – в РФ (для сравнения: в 2005 году – 6 место в ПФО и 21 место – в РФ). Одним из основных инструментов реализации стратегических задач жилищной политики, как в РФ, так и в Нижегородской области, стал приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». За период 2006-2010 годов объем финансирования нацпроекта за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников составил 14,3 млрд. рублей, причем в 2010 году направлено более 7,1 млрд. рублей, или половина от общего объема финансирования за 5 лет. В рамках реализации данного нацпроекта на территории Нижегородской области за 2006-2010 годы: выдано 718 государственных жилищных сертификатов гражданам, относящимся к льготным категориям (военнослужащие, вынужденные переселенцы, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера), в том числе в 2010 году – 81 сертификат; получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий 3845 ветеранов ВОВ и инвалидов боевых действий, большая часть из них в 2010 году – 2260 граждан; выданы субсидии на приобретение жилья 1955 молодым семьям, в том числе в 2010 году – 45 семьям; переселен из аварийного жилищного фонда 4041 гражданин из 209 домов общей площадью 57,8 тыс. кв. м, основная часть из них в 2010 году – 2 892 гражданина из 165 домов общей площадью 44,1 тыс. кв. м; проведен комплексный капитальный ремонт в 3996 жилых домах (в которых он не проводился более 25 лет или существовала угроза безопасности жизни и здоровья граждан), треть домов (1296) было отремонтировано в 2010 году; начиная с 2009 года, около 6 тысяч граждан направили средства материнского капитала на приобретение жилья. Одним из важнейших направлений нацпроекта является развитие системы ипотечного жилищного кредитования. За 2006-2010 годы объем предоставленных ипотечных кредитов (займов) на территории Нижегородской области составил 21,6 млрд. рублей. Важнейшую роль в решении жилищных проблем на территории региона сыграла реализация ОЦП «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегор