Реферат по предмету "Государство и право"


Экономическая и военная безопасность России

Содержание
Введение
1. Экономическая безопасность РФ
2. Военная (оборонная) безопасность РФ
Заключение
Список литературы
Введение
В начале XXI столетия мировая экономика вступила в новую фазу интернационализацииэкономической жизни, которую определяют как глобализацию мировой экономики. Глобализациямировой экономики сопровождается либерализацией внешнеэкономических связей странсовременного мира, уменьшением или снятием различного рода барьеров между странами,существенным повышением степени открытости национальных экономик. Однако это вовсене означает исчезновения государств и, соответственно, национально-государственныхинтересов, которые по многим позициям не совпадают. Поэтому не только сохраняетсвое значение, но и приобретает особую значимость сложная, многоаспектная проблеманациональной экономической безопасности государств современного мира. Более того,в условиях глобализации мировой экономики она приобретает новые черты и особенности.Дело в том, что переход к стадии глобализации мировой экономики не означает исчезновенияранее существовавших противоречий мировой экономики, а сопровождается возникновениемкомплекса новых противоречий между отдельными странами и их группировками, международнымиэкономическими организациями, транснациональными корпорациями и банками.
Особым аспектом современной национальной экономической безопасности являетсявнешнеэкономический аспект, роль которого в условиях глобализации и растущей либерализациивнешнеэкономических связей возрастает. Указанные противоречия глобализации мировойэкономики проявляются практически во всех формах современных международных экономическихотношений (международной торговле товарами и услугами, международной миграции рабочейсилы, международного движения капитала, международных валютно-кредитных отношений,международном научно-техническом сотрудничестве, международном информационном обмене- с учетом их растущей взаимосвязанности).
Для России проблемы, связанные с внешнеэкономическим аспектом национальной экономическойбезопасности, имеют особое значение. «Наложение» целого ряда процессов- распад Советского Союза и его ранее единого национального народнохозяйственногокомплекса, трансформационный спад в экономике страны, переориентация на новых внешнеэкономическихпартнеров и др. привели к значительной утрате позиций страны на мировой политическойи экономической арене. Учитывая эти обстоятельства, понятно, насколько сложнымиявляются те проблемы эффективного включения в систему современных мирохозяйственныхсвязей, в том числе и проблемы вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО),которые необходимо решать в настоящее время. При этом чрезвычайно актуальными являютсявопросы всестороннего учета национальных экономических интересов страны, отечественногобизнеса и широких слоев населения России, которые, так или иначе, синтезируютсяв национальной экономической безопасности в целом и таком ее важном аспекте, каквнешнеэкономическая безопасность. Россия должна проводить активную внутреннюю ивнешнеэкономическую политику, основанную на всесторонней реализации национальныхэкономических интересов страны. В значительной степени проблемы внешнеэкономическойбезопасности России нашли свое отражение в Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).
экономическая военная безопасность национальная
1. Экономическая безопасность РФ
В структуре национальной безопасности экономическая безопасностьзанимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности, так или иначене могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.
При этом сам термин «экономическая безопасность» (так же, как и термин«национальная безопасность») появился относительно недавно — немногимболее полувека назад.
Как показывает И.Л. Богданов, экономическая безопасность, по мнению американскихспециалистов, должна была отвечать, по крайней мере, двум основным условиям:
во-первых, это сохранение экономической самостоятельности страны, ее способностив собственных интересах принимать решения, касающиеся развития хозяйства;
во-вторых, это возможность сохранить уже достигнутый уровень жизни населенияи его дальнейшее повышение.
По мнению H. Machovski, экономическая безопасность должна обеспечиватьдостаточно высокую степень независимости от партнера по жизненно важным экономическимпараметрам, таким, которые в случае их нарушения влияют на свободу выбора в политическихрешениях и неприемлемы с коммерческой точки зрения.
Как полагает H. Maull, экономическая безопасность представляет собой «отсутствиеострой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считаетпервостепенно необходимым. Эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономическиепараметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующуюсоциально-политическую систему. При этом кто-то или что-то угрожает нам отторжениемот наших первостепенных ценностей».
C. Murdoch высказывает более конкретные суждения по проблемам экономической безопасности,полагая, что опасность возникает в том случае, когда происходят изменения в объемеи распределении доходов и богатства:
в уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем и т.п.;
в экономическом суверенитете, т.е. возможности контролировать широкий круг инструментовполитики и ресурсов.
В целом, в период с начала 50-х гг. до середины 80-х гг. XX столетия ключевымв понятии экономической безопасности, по мнению зарубежных специалистов, было обеспечениесуверенитета (независимости) государства в принятии решений, как во внутриполитическойсфере, так и по международным вопросам. Следует отметить, что в такой постановкеэкономическая безопасность подразумевает, прежде всего, защищенность интересов государства.При этом в зависимости от акцентирования тех или иных сторон экономического развитияфактически выделялись относительно самостоятельные виды национальной экономическойбезопасности:
антикризисная экономическая безопасность;
экономическая безопасность в условиях мирного времени;
экономическая безопасность в условиях конфликтов (различного масштаба) с использованиемвоенной силы;
экономическая безопасность в условиях жесткого политического противостояния сгосударством (государствами) — оппонентом (оппонентами);
экономическая безопасность в условиях изоляционизма или, напротив, в условияхвысокой степени интегрированности в мировую экономическую систему.
Очевидно при этом, что отмеченные виды национальной экономической безопасностигосударств являются производными (функцией) от того политического и экономическогокурса, которые данное государство избирает и реализует на практике.
На протяжении двух последних десятилетий, для которых были характерны глубокиеструктурные преобразования в экономиках ведущих развитых стран, в том числе и подвоздействием процесса глобализации, понятие экономической безопасности было дополненотаким признаком, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики вцелом, или/и ее ведущих отраслей на мировой экономической арене.
В начале 90-х гг. XX столетия, после распада СССР и обретения Россией уже и фактическойи юридической суверенности, самостоятельности подходы отечественных специалистовк проблемам национальной экономической безопасности страны были так или иначе связаныв основном с процессами политической и социально-экономической рыночной трансформации,происходившими в России, других бывших республиках СССР, странах Центральной и ВосточнойЕвропы.
В частности, В.С. Паньков в начале 90-х гг. писал, что национальная экономическаябезопасность это «такое состояние национальной экономики, которое характеризуетсяее устойчивостью, „иммунитетом“ к воздействию внутренних и внешних факторов,нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающихдостигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальнуюнапряженность в обществе, а также угрозу существованию государства». В этотже период другие отечественные аналитики квалифицировали национальную экономическуюбезопасность как «способность национальной экономики обеспечивать благосостояниенации и стабильность внутреннего рынка независимо от действия внешних факторов».Система экономической безопасности при этом нередко рассматривалась как эффективная,если негативное влияние извне нейтрализуется компенсирующими резервами страны, позволяясохранить экономическую и политическую стабильность.
Но с подобным «статичным» подходом уже в тот период не были согласнымногие аналитики, справедливо полагая, что и политическая, и социально-экономическаяситуация в стране должна не «сохраняться» или воспроизводиться, а, напротив,изменяться в прогрессивном направлении, Так, В. Рубанов обоснованно отмечал, что«для нас экономическая безопасность представляется не как задача сохранениясуществующего положения, а как цель, достижение которой следует искать на пути выводастраны из глубочайшего системного кризиса».
Таким образом, достаточно определенно стал развиваться тезис «безопасностичерез развитие». В определенном смысле итог этому экономической мысли в 90-егг. XX столетия подводит акад.Л.И. Абалкин. В своей работе «Россия. Поиск самоопределения»он пишет, что анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественногои зарубежного опыта решения проблемы экономической и социальной безопасности позволяетвычленить три ее важнейших элемента:
экономическая независимость, которая в условиях современного мирового хозяйстваотнюдь не носит абсолютного характера;
стабильность и устойчивость национальной экономики;
способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамичноразвивающемся мире.
В целом же в начале 90-х гг. XX столетия многими российскими аналитиками национальнаяэкономическая безопасность определялась как такое состояние национальной экономики,которое характеризуется устойчивостью к воздействию внешних и внутренних факторовдестабилизирующего порядка и обеспечивается наличием в стране соответствующих ресурсови механизмов. Иными словами, большая часть определений экономической безопасностиакцентировалась на понятии экономической устойчивости.
Диссертант разделяет точку зрения о том, что устойчивость — это действительноважная, существенная характеристика национальной экономической безопасности. Однакоэто не единственная ее характеристика. Дело в том, что устойчивость национальнойэкономической системы страны отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных,горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренниеи внешние «нагрузки». Но если при этом, оставаясь «устойчивой»,экономика страны входит в состояние стагнации и не развивается (как с точки зрениядинамики, так и, конечно же, с точки зрения совершенствования структуры национальнойэкономики и изменения в лучшую сторону ее основных качественных характеристик),то у такой национальной экономики резко сокращается «потенциал выживания»,сопротивляемость и приспособляемость (адаптационная способность) к внутренним ивнешним угрозам. Поэтому устойчивость и способность к постоянному развитию (саморазвитию)представляют собой две взаимосвязанные составляющие национальной экономической безопасности.Некоторые исследователи данной проблемы добавляют к этим двум составляющим национальнойбезопасности еще и самодостаточность (выделяя в качестве критериев национальнойэкономической безопасности самодостаточность, устойчивость и развитие экономическойсистемы государства).
С этой точки зрения вполне обоснованной представляется позиция авторов фундаментальнойработы «Экономическая безопасность (производство, финансы, банки)» (подред. проф.В.К. Сенчагова), которые определяют безопасность как состояние объектав системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условияхвнутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемыхфакторов. При этом, сущность экономической безопасности формулируется как состояниеэкономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защитанациональных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонныйпотенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.Иными словами, по обоснованному мнению авторов указанной монографии, экономическаябезопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность,и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальныхинтересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильностиобщества.
Весьма существенным представляется то обстоятельство, что здесь понятие«экономическая безопасность» увязывается с реализацией и защитой национальныхинтересов в сфере экономики (национальных экономических интересов). Важно то, чтотакой подход соответствует общеметодологическим принципам исследования проблем безопасности.
Следует подчеркнуть, что определенная эволюция, которую претерпели взгляды отечественныхисследователей проблем национальной экономической безопасности, нашла свое отражениеи в официальных документах, посвященных проблемам национальной безопасности.
Следует, впрочем, отметить, что лишь в 1994 г., то есть лишь через три с лишним года после начала рыночного «реформирования» экономики,Правительство РФ приняло решение о разработке «Основных положений о государственнойстратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».Таким образом, реформирование экономики страны происходило без ясных и определенныхстратегических целей и задач в области национальной экономической безопасности РоссийскойФедерации. В январе 1996 г. этот документ был рассмотрен и одобрен в Совете Безопасности.Однако потребовалось почти полтора года, чтобы государственная стратегия в областинациональной экономической безопасности стала нормативным актом, поскольку ПрезидентРФ подписал Указ № 608 «О государственной стратегии экономической безопасностиРоссийской Федерации (Основные положения)» в 1996 г.
Это был первый документ такого рода, принятый в России в период после распадаСоветского Союза. В принципиальном плане принятие этого документа трудно переоценить,поскольку речь идет о попытке сформулировать основополагающие положения безопасностистраны и связанные с этим основные направления государственной политики в даннойобласти.
В 1997 г. была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Однако в этом документе проблемы экономической безопасности были сформулированынедостаточно четко и определенно. По существу в Концепции были лишь обозначены целии задачи в области национальной экономической безопасности, но не были определеныпути и механизмы решения указанных задач. Для «Концепции.» 1997 г. был характерен достаточно спокойный (и во многом «элегический») тон изложения имеющихсяв данной области проблем, не отражающий их реальную остроту. В «Концепции.»отмечается: «Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечитьвсем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своихтворческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальноеявление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечитьдостойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступностьдля всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта,связи, коммунальных услуг.
С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальнымявляется обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства,защиты интересов отечественных производителей, повышения инновационной и инвестиционнойактивности, постоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержаниянаучного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегическиважных направлениях научно-технического прогресса.
Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой области являетсяпереход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государственногорегулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционированиеи развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономическихзадач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнегои будущего поколений.
Единство экономического пространства, наличие большого и разнообразного внутреннегорынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитиес учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значениедля российской экономики.
Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в установлениидля российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечилиреализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособностиотечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россияне приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности. „
С этой точки зрения более поздняя редакция Концепции национальной безопасностиРоссийской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., принципиальным образом отличается от аналогичного документа, принятого в 1997 г. Самое главное, что в этом новом документе дается более четкая и всестороння оценка реальных искрытых угроз для нашей страны (в том числе и для ее экономической системы), болееопределенно сформулированы национальные (в том числе и экономические) интересы страныи намечены пути решения (хотя и в достаточно общем виде) стоящих в данной областипроблем. Это находит свое проявление во всех разделах данного документа:
при оценке места России в мировом сообществе;
при формулировке и оценке национальных интересов России (“Реализация национальныхинтересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтомунациональные интересы России в этой сфере являются ключевыми»);
при оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации;
в разделе «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»,где указываются реальные пути решения указанных проблем.
РаспадСССР показал, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армиюи высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики,развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентность товаров на мировомрынке, отлаженный механизм экономического управления и др.
Устойчивостьэкономики, динамизм ее развития в значительной мере способствует стабилизации социальнойсферы, сплочению различных социальных групп, слоев, этносов, преодолению деструктивныхконфликтов, увеличению занятости населения, повышению качества жизни, сокращениючисла людей, доходы которых ниже прожиточного минимума.
Экономическаясоставляющая оказывает существенное влияние на развитие политической системы общества,ее готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил. Без надлежащегоэкономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических,правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны.
Наука,образование, культура в состоянии в полной мере раскрывать свои потенции, быть ведущимфактором ускорения гуманистического развития общества только при условии опоры насоответствующий экономический потенциал. Итак, в национальной безопасности экономическаясоставляющая представляет собой несущую опору, ведущий стержень, обеспечивающийфункционирование всех элементов системы.
2. Военная (оборонная) безопасность РФ
Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачамиобеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическуюбезопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военногосектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребленияв период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворениеоборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этойсложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.
Одна из важнейших задач, стоящих перед государством, — любойценой сохранить способность противодействовать военным угрозам. В современном мирев арсенале средств обеспечения национальной безопасности государства центральнаяроль сохраняется за вооруженными силами. Главная их функция — сдерживание любойвоенной агрессии против России. Гарантией эффективного выполнения данной функцииявляется демонстрация государством, как способности силового противодействия агрессии,так и готовности к применению силы. Это приобретает особую значимость в условияхсокращения экономического, научно-технологического и промышленного потенциалов страны.
Составной частью концепции национальной безопасности являетсявоенная доктрина — система официально принятых в государстве воззрений на войныи вооруженные конфликты, их место и роль во внешнеполитической стратегии, пути,формы и средства их предотвращения, а также на военное строительство, подготовкустраны к отражению реальных и потенциальных угроз ее безопасности. Указом президентаРоссийской Федерации от 2 ноября 1993 г. была утверждена российская военная доктрина.В качестве приоритетных задач в ней утверждаются предотвращение войны и военныхконфликтов, сохранение мира. Выдвигая как на международной арене, так и внутри странына передний план политические средства предотвращения и разрешения конфликтов, Россиярассматривает все страны, чья политика не наносит ущерба ее интересам и не противоречитУставу ООН, как партнеров.
Этот вопрос достаточно широко и оживленно обсуждается в нашихсредствах массовой информации и научной литературе. Поэтому здесь отмечу лишь то,что в современных условиях, когда Россия ставит своей целью формирование правовогогосударства и деполитизацию армии, ключевое значение для обеспечения военной безопасностистраны приобретает гражданский контроль над вооруженными силами и за военной деятельностьювообще. Только гражданский контроль позволит решать проблемы, связанные с соблюдениемправ и свобод военнослужащих, их социальной защитой.
В создавшихся ныне условиях у России нет возможностей развертываниядостаточно мощных сил общего назначения. В ближайшие несколько лет средства, выделяемыедля поддержания наших вооруженных сил на должном уровне, несомненно, будут заметноменьше, чем расходы на эти же цели в других великих державах. Так, в настоящее время,по существующим данным, военные бюджеты Германии, Франции, Великобритании и Китая(не говоря о США) на национальную оборону превосходят аналогичные расходы РоссийскойФедерации соответственно в 1,5; 2,1; 1,7; 7,6 раз (это притом, что по своей численностивооруженные силы России уступают только численности вооруженных сил Китая). Очевидно,что при таком положении ядерный щит играет более важную, чем раньше, роль в обеспеченииобороноспособности страны. Именно ядерные силы являются ключевыми при определениистатуса России как великой военно-политической державы. В данном контексте вполнеоправданным представляется то, что в своей военной доктрине Россия не подтвердиладекларированное ранее Советским Союзом обязательство не применять первым ядерноеоружие, поскольку такое обязательство противоречило бы главной установке, согласнокоторой это оружие рассматривается не как средство ведения войны, а как средствосдерживания возможного агрессора.
В области военного строительства в ближайшие годы России предстоятразработка, и реализация широкого комплекса мер, призванных повернуть вспять процесссокращения своего военно-промышленного потенциала. Реальная оборонная мощь государствав современных условиях определяется не столько численностью вооруженных сил, сколькоих высокой боеспособностью и технической оснащенностью, мобильностью, гибкостьюреагирования на угрозы и т.д. Времена, когда исход войны решали массовые армии,ушли в прошлое. Современные высокие технологии, обладающие громадным коэффициентомпоражающей силы, требуют для своего обслуживания высоких специалистов-профессионалов.Поэтому важнейшим императивом для России в рассматриваемом плане стала профессионализацияармии.
В данной связи необходимо определить приоритетные роды войски типы вооружений, на развитие которых государство должно обратить первостепенноевнимание. Геополитическому положению России как сухопутной континентальной державыв наибольшей степени соответствуют стратегические ядерные силы, а в их рамках — ракетные силы наземного базирования. Они обладают наибольшей способностью к воплощениюи реализации сложных и наукоемких научно-технических разработок отечественного военно-промышленногокомплекса.
В этой сфере одной из важнейших задач, стоящих перед обороннымиотраслями, остается дальнейшее совершенствование по линии повышения точности попадания,боеготовности ракетных комплексов, устойчивости систем управления, обеспечения надежногои своевременного парирования зарубежных прорывов в стратегических вооружениях.
Оценка геополитического и геоэкономического положения России,омываемой 13 морями, показывает, что без сильного военно-морского флота (ВМФ) онакак самодостаточная великая держава существовать не может. ВМФ остается (и сохранитэту роль в XXI в.) одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения экономических,политических и иных интересов нашей страны. Заключение и реализация российско-американскогосоглашения 1993 г. СНВ-2 предполагает дальнейшее повышение роли МВФ в стратегическихядерных силах страны.
Мы вправе задаваться вопросом: действительно ли наступает мир,свободный от конфликтов и войн? Думаю, что нет. Было бы неразумно делать слишкомобобщенные оптимистические выводы из западного опыта послевоенных десятилетий, хотямногое можно сказать о корреляции между демократией и миром. Нельзя забывать, чтов доконфронтационный период западноевропейцы были сплочены, прежде всего, передлицом противника, угрожавшего, как им казалось, самому их существованию. Стабильностьобеспечивалась в рамках двухполюсного миропорядка, где две сверхдержавы жестко контролировалисвоих союзников и удерживали их от каких-либо самостоятельных действий. К тому жеодним из парадоксов послевоенного периода следует считать тот факт, что контрольнад вооружениями был достигнут в относительно спокойной зоне конфронтации междуВостоком и Западом, практически не затронув остальные регионы.
Очевидно, что взаимоотношения государств в современном мире нельзяпредставлять как гоббсовскую войну всех против всех. Нельзя также изображать делотаким образом, будто насилие или угроза применения насилия и сейчас постоянно витаетнад странами и народами. Но все же необходимо признать суровую реальность конфликтови войн и их неискоренимость из жизни международного сообщества. Как справедливоотмечают реалисты, конфликт может быть урегулирован, но не ликвидирован. В современныхусловиях можно не соглашаться с их тезисом, согласно которому мира как таковогоне может быть никогда, только перемирие, поскольку у побежденного всегда есть неистребимоестремление взять реванш.
Однако следует отметить, что изменения, происшедшие в последниегоды, в том числе переход целой группы стран на рельсы демократического развития,не уменьшили риска войн и вооруженных конфликтов. Исторический опыт со всей очевидностьюпоказывает, что нередко демократия не смогла послужить препятствием для развязываниявойны. Зачастую демократические принципы решительно отодвигались на задний планили вовсе игнорировались, когда на карту ставились реальные или превратно понятыенациональные интересы. Известно, что Британская и Французская империи расширялисьвовне, в то время как во внутриполитической сфере утверждались демократические ценностии институты. Известна эпопея становления и институционализации демократии на североамериканскомконтиненте, сопровождавшаяся эпопеей сгона со своих земель и физического уничтожениямногочисленных автохтонных народов и племен.
Нелишне напомнить и то, что во время первой мировой войны демократическиеВеликобритания и Франция находились в союзе с автократической Российской империей,а во время второй мировой войны демократические Англия, Франция и США в теснейшемсоюзе с тоталитарным Советским Союзом сражались с тоталитарной гитлеровской Германией.
Нельзя забывать, что демократия развязывает у масс страсти, которыестоль часто служили причиной кровавых конфликтов. Парадоксальным образом одновременнос увеличением числа стран, вставших на путь демократического развития, возрослотакже число стран, где вспыхнули гражданские войны. События в бывшей Югославии,бывшем Советском Союзе и отдельных частях африканского континента воочию демонстрируют,насколько болезнен переход от одной системы к другой. Ликвидация авторитарных итоталитарных режимов и переход на рельсы демократизации могут способствовать развязываниюужасных дремлющих сил межобщинного и этнического конфликта.
В первой половине 90-х годов мы стали свидетелями того, что вто время как в одной части просвещенной и благополучной Европы война в собственномсмысле слова будто перестала быть инструментом политики, в другой ее части она бушевалапо всем правилам (возможно, правильнее было бы сказать: без соблюдения всяких правил)военного искусства. Бушующие и бушевавшие до недавнего времени гражданские войнымогут оказаться лишь верхушкой айсберга потенциального брожения, от которого, возможно,не застрахованы даже исторически наиболее консолидированные государства. Этническиеконфликты и возрождение национализма в таких цитаделях демократии, как Германия,Италия, Испания, а также в Польше и других странах, не оставляют места для большогооптимизма относительно возможностей национальных государств обеспечить своим гражданаммир и защиту жизни и собственности.
Иначе говоря, формирующийся новый мировой порядок, с одной стороны,способствует расширению демократии, а с другой — детонировал в целом ряде страни регионов внутриполитическую нестабильность. В то же время со всей очевидностьюобнаружилось, что увеличение числа стран с демократическими режимами не всегда ине обязательно ведет к утверждению демократических принципов в отношениях междугосударствами.
Заключение
Одна из главных целей, стоящих в настоящее время перед Россией,- подтвердить свой статус великой державы (или супердержавы) в иерархии стран инародов в современном мировом сообществе по важнейшим экономическим, социальным,политическим, культурным, технологическим и иным параметрам.
В нынешний переходный период основными угрозами безопасностиРоссии можно считать следующие: попытки военно-силового давления в условиях техили иных международных кризисов; любые действия, как извне, так и внутри страны,направленные на подрыв государственности и территориальной целостности Федерации,а также на ослабление и подрыв ее международных позиций; глобальное экономическоеи информационно-технологическое отставание от индустриально развитых стран, спадпроизводства, сокращение продовольственной базы и связанные с ними ослабление экономическойсамостоятельности страны, опасность закрепления за ней топливно-энергетической специализациии блокирования доступа к мировым рынкам и передовым технологиям; региональный сепаратизм,межнациональные трения и конфликты как внутри страны, так и на периферии ближнегозарубежья; возможность неконтролируемых дезинтеграционных процессов на всем постсоветскомпространстве, неурегулированность статуса русскоязычного населения, проживающегона территории ряда новых независимых государств; организованная преступность, коррупция,терроризм, в том числе и международный, и наркомафия; вооруженные конфликты разныхкалибров и интенсивности в непосредственной близости от российских границ; распространениеоружия массового поражения и средств его доставки; геополитическая и военно-политическаянеопределенность, как в масштабах мирового сообщества, так и по периферии ближнегозарубежья; нарушение целостности обороны и охраны государственной границы РоссийскойФедерации; дальнейшее ухудшение экологической ситуации, ведущее к эрозии генофонданации.
Список литературы
1. «Антикризисное управление» учебное пособие под ред. Короткова Э.М.,- М.: «ИНФРА — М», 2002.
2. Александров Г.А. «Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура».- М.: «Бек», 2002.
3. В.А. Богомолов, А.В. Богомолова. «Антикризисное регулирование экономики.Теория и практика». Учебное пособие для вузов. — М.: «ЮНИТИ — ДАНА»,2003.
4. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Подред. проф.Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА — М, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.