Реферат по предмету "Государство и право"


Экологизация права

/>Введение
Преодолениеэкологического кризиса, который ставит под угрозу возможность устойчивогоразвития человеческой цивилизации, возможно лишь на основе формирования новоготипа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения идеградации природной среды.
Природа иобщество – это единая система, элементы которой активно воздействуют друг надруга. В этой системе общество является наиболее динамичным элементом икоренные причины изменения в функции системы «природа-общество» следует искатьв производственной, социально-политической и духовной сферах человеческойдеятельности. Следовательно, проблему взаимодействия общества и природынеобходимо рассматривать как социальную, где предусмотрены и меры правовогохарактера, в частности, разработка законов, в которые включены экологическиетребования.
В ходеизучения экологических проблем появилась необходимость целостного исследованияотдельных их проявлений и разработки программ экологизации различных областейнауки. Актуальным представляется формирование комплекса правовых мер пореализации концепции устойчивого развития в России, экологической доктрины РФ,одним из важных направлений которой является создание механизма обеспеченияучета экологических требований в нормах права.
Право каксоциальная категория воздействует на состояние природы через общественныеотношения людей. Но для того, чтобы обеспечить экологически правильноеповедение людей, оно должно обладать экологической сущностью. В своемсодержании, в присущих ему формах оно должно выражать совокупность экологическихтребований (вытекающих из законов природы), выступающих для построения моделиэкологически правильного поведения, закрепленного в нормах права. Правовыенормы закрепляют экологические требования в качестве обязательных с цельюсохранения качества окружающей природной среды как объективной естественнойосновы существования самого общества.
Преобразования,происходящие в российском обществе, отражаются как в различных областях егодеятельности, так и в юридической науке, где осуществляется разработка основныхпонятии и концепций.
С помощью права и инымиспособами человечество пытается предотвратить экологический кризис и глобальнуюкатастрофу; взаимоотношения правовых норм и государственных усилий в этойважнейшей сфере общественных отношений настолько актуальны и специфичны, чтозаслуживают отдельного рассмотрения. Можно констатировать, что нет такогоинститута и предмета, рассматриваемого общей теорией права, который не был бытесно связан с экологией и не проецировался бы на нее, как и она в свою очередьвоздействует на экологизацию отраслей и большинства институтов права.Исследования в этой области требуют дальнейшего изучения данного вопроса. Вэтой связи в данной работе предпринята попытка изучения сущности экологизацииправа и его выражения в законодательстве.
/>/>1. Государство и право в регулированииотношений человека и природы/> 1.1 Экологическая функция государства
Функциидемократического государства представляют собой основные или главныенаправления его деятельности, определяемые потребностями решения некоторыхобщих для общества задач.
Экологическаяфункция государства признана теоретиками государства и права как одна изосновных и самостоятельных функций современного российского государства. Влитературе по теории государства и права она называется функцией по охранеприроды (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды)[1].Думается, однако, что содержание экологической функции государства не сводитсялишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересованов оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенныхзадач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства включает в своесодержание деятельность по распоряжению в интересах общества природнымиресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность,направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов сцелью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации еекачества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридическихлиц. По степени эффективности реализации этой функции можносудить об истинном отношении государства к обеспечению рациональногоприродопользования, к охране окружающей среды, к человеку.
Изучениеразвития правового регулирования природопользования и охраны природы висторическом аспекте показывает, что экологическая функция не является функциейлишь современного государства. Функции государства — категория объективная какпо содержанию, так и по методам осуществления. Потребность в осуществленииэкологической функции государства появляется тогда, когда возникаетобщественная потребность или потребность классов, отдельных социальных групп врешении задач природопользования и охраны окружающей среды. При этом важноиметь в виду динамику ее содержания, правовых и организационных форм и методовосуществления. Содержание функции определяется практическими интересами изадачами государства на разных этапах его развития. Вплоть до XX в. функция охраныприроды развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности,экономических, военных и налоговых интересов государства. Она былавторостепенной и не самостоятельной функцией.[2]
Экологическаяфункция государства реализуется в разных формах. Выполняя экологическуюфункцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовымметодам относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованиюи охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительнаядеятельность.
Корганизационным методам осуществления экологической функции государстваотносится принятие экономических мер, нормирование предельно допустимогозагрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведениеэкологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга,экологического контроля и др. Хотя организационные методыне являются правовыми, важно иметьв виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственноосуществляются в правовых рамках.
Выполнениегосударством экологической функции есть не что иное, как регулированиесоответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важныхобщественных отношений по поводу природы регулируется правом окружающей средыили экологическим правом./>1.2 Экологическая функция права
Экологическаяфункция государства выполняется через соответствующие экономические,организационные, правовые (юридические) механизмы. Правовой механизмэкологической функции государства служит средством реализации экологическойфункции права. Экологическая функция права является новой, ранее не известнойправовой функцией. Она осуществляется наряду с традиционными для праваполитическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями и инымифункциями, свойственными праву как инструменту управления обществом.Возникновение и развитие экологической функции права — результат развития иуглубления общественных противоречий между обществом и природой, результатосознания потребности и необходимости значительного расширения юридическоговмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природнойсреды.[3]
Цельэкологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природнойсреды в условиях хозяйственного развития общества средствами правовогорегулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применениянорм права, отражающих требования экологических закономерностей вовзаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативыхозяйственного воздействия на естественную среду обитания.
В отличие отиных функций, выполняемых системой права, экологическая функция имеет своиособенности. Эти особенности проистекают из специфики предмета правовогорегулирования, т.е. из сферы взаимодействия общества и природы как особой сферыобщественных отношений. Данная особенность обусловлена тем, что экологическаяфункция по своей форме относится к системе права, а по содержанию — к системеэкологии.
Термин«экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово«экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» впереводе с греческого означает «наука о доме» (oikos — дом, жилище,logos — учение).
Сначала экологияразвивалась как часть биологии. «В узком смысле экология (биоэкология) — одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций,сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии(общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового,биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии сокружающей средой.
В широком смыслеэкология (глобальная экология) — комплексная (междисциплинарная) наука,синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе ивзаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии — изучениезаконов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия».[4]
Так или иначе,любые общественные отношения должны осуществляться посредством правовогорегулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельнойюридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формированияи развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебнойдисциплиной.
Экологическоеправо можно определить как совокупность правовых норм, регулирующихобщественные (экологические отношения) в сфере взаимодействия человека и природыв интересах сохранения и рационального использования окружающей природной средыдля настоящих и будущих поколений. Правовая экология как совокупность норм, всвою очередь, состоит из нескольких частей:
1) природоохранноеправо (или природоохранительное право), которое регулирует общественныеотношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общихприродоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всейокружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулированиявсего природного дома, естественного жилища людей в комплексе. Его источникамиявляются Федеральные законы об охране окружающей среды (2002 г.), об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях, о радиационнойбезопасности населения (1995 г.), об отходах производства и потребления (1998 г.), иные природоохранные законы;
2) природоресурсноеправо, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельныхприродных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рациональногоиспользования – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферноговоздуха. Оно опирается на такие источники, как Земельный (2001 г.), Водный (1995 г.), Лесной (1997 г.) кодексы РФ, Федеральные законы об охране атмосферноговоздуха (1999 г.), о недрах (2000 г.), о животном мире (1995 г.) и другие природоресурсные законы;
3) нормы другихсамостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанныес охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормыадминистративного права, уголовного права, нормы международного права). Такие«экологизированные» нормы, размещенные в других отраслях права, входят в составправовой экологии.
Нормы права,служащие средством реализации экологического права, независимо от того, где ониразмещены,— в экологических отраслях права или других отраслях системы права,называются эколого-правовыми нормами. Если эти нормы размещены в экологическихотраслях права — природоохранительных, природноресурсовых — то они имеют первичноезначение, их следует считать базовыми нормами. И в этом качестве они определяютсодержание других конкретных норм соответствующих отраслей права.

/>2. Экологическое содержание правовых норм2.1 Понятие и сущность экологизации права
В широкомсмысле экологизация – это проникновение в науку экологического подхода,выходящего за пределы науки, имеющим более широкое содержание, обусловленноевсем научным экопотенциалом, включая и биоэкологические, иэколого-синергетические, и другие экологические идеи и знания.
Процесс экологизацииохватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовойжизни. Как правильно отмечал видный российский ученый-эколог профессор Н.Ф.Реймерс, «общая экологизация означает разносторонний более системный, чемранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизничеловека, т.е. новый этап „экологической“ культуры».[5]
В юридическойлитературе было определено что, сущность экологизации права составляетотражение в правовых нормах устанавливаемых и имеющих ценность для обществаэкологических требований. Данное отражение осуществляется в форме издания экологическихправовых норм и в форме применения уже имеющихся норм права в интересах охраныприроды и рационального использования ее ресурсов. Экологизация в праве имеетдва взаимосвязанных аспекта: 1) трансформация экологических требований вправовые нормы; 2) результаты этой деятельности, то есть структурные исодержательные изменения, происходящие в праве.
Было введенопонятие экологизированная норма и предложено под экологизацией законодательствапонимать внедрение экологических императивов в содержание правовых норм. Впроцессе экологизации права устанавливается взаимосвязь правового ихозяйственного механизмов. Следствием такой взаимосвязи является обогащениеправовой нормы экологическим содержанием.
Былоопределено, что если говорить об экологичности права, его экологическойобоснованности, отражении в праве экологических требований, то речь должна идти,прежде всего, об экологизации в сфере правового регулирования любойчеловеческой деятельности, непосредственно воздействующей на природу.Экологизация других правовых сфер (норм, институтов, отраслей) не менее необходима,но она носит обеспечивающий характер.
Выделяют дваметода экологизации. Первый метод относится к сфере применения норм права. Егоособенность состоит в том, что экологизируется правоотношение, возникающее впроцессе ее выполнения. Второй метод является основным в экологизациизаконодательства. Суть его заключается в том, что необходимо создавать правовыенормы путем включения в ткань их материи эколого-правовых постулатов.
Экологизацияправа – это придание экологической направленности всем правовым нормам, которые,так или иначе, связаны со сферой взаимоотношений общества и природы.2.2 Понятие экологизации законодательства
Объектамиэкологизации выступают законодательные акты. Под экологизацией законодательствапредлагается понимать внедрение эколого-правовых требований в содержание, вправовую ткань закона.[6]
В процессеэкологизации, экологические требования трансформируются в правовые нормы,которые определяют границы поведения субъектов права в их отношениях, связанныхс воздействием на окружающую природную среду и выражают меру допустимоговоздействия. Экологизация отраслей законодательства необходима для реализацииосновных эколого-правовых норм.
Представляетсявозможным предложить понимание экологических требований в узком и широкомсмысле. В узком смысле экологические требования – это необходимость соблюдениянормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду впроцессе хозяйственной и иной деятельности. Одним из важных средств правовогорегулирования является обеспечение качества окружающей природной среды, черезвыполнение нормативов воздействия на окружающую среду.
В широкомсмысле экологические требования – это требования по: 1) экологическойбезопасности, охране здоровья и обеспечению благоприятных условий жизнинаселения; 2) недопущению разрушения естественных экологических систем инеобратимых изменений в окружающей природной среде; 3) мероприятия по охранеокружающей природной среды, рациональному использованию, охране ивоспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды; 4)сохранению биологического разнообразия. Одним из важных средств правовогорегулирования, является обеспечение качества окружающей природной среды, черезвыполнение нормативов воздействия на окружающую среду.
Базовыенормы, размещенные в экологических отраслях, имея первичное значение,определяют содержание других конкретных норм соответствующих отраслей права.Особенность эколого-правовых норм заключается в том, что они отражают каксоциальные закономерности общественного развития, так и экологическиезакономерности. Кроме того, эколого-правовая норма, выражающая согласованноесочетание экономики и экологии является наиболее эффективной.[7]
Эколого-правовыенормы, заложенные в специальных законах, не всегда способны действоватьнапрямую в регулировании экологических вопросов. Они действуют через нормы,регулирующие экономическую и экологическую деятельность субъектов.
Взаимосвязьнорм, которые регулируют общественные отношения в экологической и экономическойподсистемах, устанавливается в результате экологизации. Сложным в процессеэкологизации законодательства представляется выполнение реализации юридическойтехники. Возникают проблемы в сведении в единый эколого-правовой механизмправовых норм, которые различны по предмету, месту и форме регулирования.
Сказанноевыше дает основания утверждать, что экологизация законодательства являетсяодним из важных средств регулирования общественных отношений в сферевзаимодействия общества и природы. Этот процесс является историческойнеобходимостью, а экологические требования – необходимый атрибут регулированиятаких отношений. Право, являясь ядром правовой системы должно определять иобуславливать систему законодательства, которое является формой права изакрепляет его содержание.
3. Специфика экологизации российскогозаконодательства
Экологизацияроссийского законодательства является одним из традиционных, проверенных практикойнаправлений развития правового регулирования экологических отношений. Данныйпроцесс сопровождает формирование и совершенствование экологическогозаконодательства. От него во многом зависит действенность экологическогозаконодательства: «экологические императивы достигают своей цели, если онипреломляются в нормах, регулирующих хозяйственную деятельность, становятсясоставными частями прав и обязанностей предприятий, организаций, учреждений повыполнению поставленных перед ними производственных задач».[8]А.К. Голиченков подчеркивает, что «специфика правового регулированияэкологических отношений состоит в том, что в ряде случаев норма, регулирующаяэкологические отношения, действует не непосредственно, а через нормы,регулирующие конкретную хозяйственную и иную деятельность».[9]Исследуемая особенность регулирования экологических отношений позволила С.А.Боголюбову отнести экологизацию к самостоятельному методу экологического права,представляющему собой «универсальный и действенный способ регулированияэкологических общественных отношений».[10]
Эколого-правовая норма(или их совокупность), таким образом, имеет, как правило, двойственноезакрепление – в акте экологического законодательства и, в необходимой интерпретации,в акте иной отрасли законодательства. Важно, что, помещаемая в акты иныхотраслей законодательства, она не изменяет принадлежности акта к той или инойотрасли законодательства и не модифицирует общую направленность содержаниясоответствующих актов.
Распространениеэкологизации в системе российского права и законодательства объективнообусловлено. Известно, что правовые нормы, регулирующие ту или инуюобособленную группу общественных отношений, как правило, не могут полностьюукладываться в рамки одной соответствующей отрасли законодательства.
Таким образом,экологизация выступает не только особым приемом регулирования экологическихотношений, но и являет собой одновременно вполне закономерный процессвзаимопроникновения правовых норм в актах разных отраслей законодательства.
Применительно кэколого-правовым нормам такое взаимопроникновение нередко приобретаетфактически обязательный характер. Причины повышенной востребованностиэкологизации при регулировании экологических отношений, как нам представляется,можно установить, используя выводы М.И. Васильевой, обозначившей в качествеодного из важнейших условий успешности экологической политики экологизацию всегороссийского законодательства, сделанные относительно экологическогоправопонимания. Сложно не согласиться с данным автором в том, что «любыеусовершенствования правовых норм происходили и будут происходить только вусловиях факультативности влияния эколого-правовых идей на право».[11]М.И. Васильева констатирует, что «экологический интерес как осознаннаясоциальная потребность не приобрел еще той критической массы, которая была бысоразмерна новому праву и обеспечила бы его социальную приемлемость», всвязи с чем «сегодня не хватает объективных оснований к кореннойэкологизации права».[12]
Но одновременно эти жефакторы влияют на оценку экологического законодательства, которое до сих пор вомногом нуждается в экологизации, то есть в отражении экологических норм вдругих отраслях законодательства. Следовательно, в каком-то аспекте его позициине оцениваются правоприменителями, обществом в целом в равной степени с инымиотраслями. Разумеется, юридическая сила актов одного уровня, принадлежащих кразным отраслям законодательства, не может разниться. Федеральный закон и всистеме экологического законодательства, и в системе гражданского обладаетравной юридической силой. Но практика показывает, что нередко, к сожалению, — не равной результативностью непосредственного использования в регулированииобщественных отношений, не равным авторитетом у правоприменителей. Об этом вопределенной мере и свидетельствует такое правовое явление, как экологизациязаконодательства.
Знаменательно, что всудебной практике при выработке позиции суда предпочтение часто отдаетсяэкологизированным нормам, что показывает их достаточно высокую действенность:суды при разрешении конкретных дел используют именно эти нормы, а несоответствующие положения экологического законодательства. Так, в обоснование своегорешения от 28 мая 2003 г. N 3640/03 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации[13]ссылаетсяна п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации, относящий к видамдобытых полезных ископаемых подземные воды, содержащие природные лечебныересурсы (минеральные воды). При этом исходные для данного положения нормысодержатся в экологическом законодательстве — Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»,Водном кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Онедрах».
Экологизациязаконодательства имеет объективные юридические основания, четко выраженные вконституционно-правовых нормах. Очевидно, что требования по экологизации могутбыть выявлены на основе анализа правового содержания ст. 9 КонституцииРоссийской Федерации [14]: земляи другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации какоснова жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.В необходимой мере с учетом специфики правового ресурса каждой из отраслей всяправовая система России должна быть задействована для сохранения в благоприятномсостоянии основы жизни и деятельности человека или его восстановления.
Другой генеральнойнормой, служащей основой экологизации, является положение ст. 18 КонституцииРФ. В ней установлено, что права и свободы человека и гражданина являютсянепосредственно действующими. Если прочитать эту статью в контекстеконституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, то это право«определяет смысл и содержание законов, деятельность законодательной,исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваетсяправосудием». Из этой важнейшей нормы со всей очевидностью вытекает, чтокаждая ветвь государственной власти, а также муниципалитеты «связаны»конституционными экологическими правами.
Положение ст. 18 о том,что названные права определяют смысл и содержание законов, деятельностьзаконодательной власти, означает ее обязанность решить как минимум две задачи.Первая касается принятия законов, создающих эффективный правовой механизм пообеспечению охраны окружающей среды и рационального использования природныхресурсов. Последовательная реализация такого механизма будет объективнообеспечивать соблюдение права каждого на благоприятную окружающую среду. Втораязадача – принять законы, создающие эффективные механизмы по реализации, охранеи защите этих прав.
В контексте ст. 18Конституции РФ можно видеть пределы или масштабы экологизации. Ключевойисходной позицией, посылкой при этом может служить высказанное ранее суждение осоздании в формируемом законодательстве эффективных правовых механизмов пообеспечению охраны окружающей среды и рационального использования природныхресурсов, механизмов, направленных на обеспечение соблюдения, реализации,охраны и защиты экологических прав. Причем в равной мере это касаетсяэкологического и иных отраслей законодательства, регулирующих общественныеотношения, пересекающиеся с экологическими.
Современную практикуэкологизации законодательства можно оценить как довольно интенсивную. Во многихактах, можно предположить, относящихся ко всем отраслям в системе российскогозаконодательства, имеются экологические положения.
Экологизациязаконодательства – потенциально прогрессивный, полезный процесс, направленныйизначально на совершенствование, усиление правового механизмаприродопользования и охраны окружающей среды, осознанный специалистами ивластью. Но такая оценка справедлива, если при этом соблюдаются правила,касающиеся научной обоснованности экологизированных положений. На практике жеэкологизация осуществляется не всегда последовательно, с ожидаемым эффектом, аиногда и создает серьезные проблемы, препятствует достижению целейэкологического права. Для обеспечения научно обоснованной экологизациизаконодательства необходимо создание научных и правовых основ, определяющих вчасти регулирования экологических отношений научно обоснованное соотношениеэкологического законодательства и иных отраслей законодательства.
При этом анализпрактики экологизации позволяет выделить образцы научно обоснованного подхода крегулированию экологических отношений. К таковым может быть отнесеноформулирование соответствующих требований в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФоб административных правонарушениях, в других законах.
Обоснованным и полезнымявляется установление экологических требований в Кодексе торгового мореплаванияРоссийской Федерации.[15] Кодекссодержит главу XVIII, регулирующую ответственность за ущерб от загрязнения ссудов нефтью. В частности, в соответствии со ст. 316 собственник судна смомента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и тогоже происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любойущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, за исключениемслучаев, предусмотренных ст. 317 и 318 Кодекса. Конкретизируется обязанность поохране природы в специфической ситуации.
Обоснованнорегулирование экологических отношений в Законе Российской Федерации «Озащите прав потребителей». [16] Так,согласно ст. 5 изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службытовара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий(деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могутпредставлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред егоимуществу или окружающей среде. А в соответствии со ст. 7 потребитель имеетправо на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях егоиспользования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни,здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществупотребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара(работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а такжепредотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными иустанавливаются законом или в установленном им порядке. Также конкретизированыэкологические требования применительно к специфической ситуации.
Анализ законодательствапоказывает, что понятие «экологические требования» используется во многихдействующих законах.
Исследованиеэтого понятия фактически теперь ведется только на научном уровне, без егозаконодательного закрепления.
Также былочетко определено деление эколого-правовых норм по степени отражения в нихэкологических требований. К первой группе – базовой, относят нормы содержащиепредписания должного поведения, основанных на экологических требованиях,содержащихся в законодательстве о природных ресурсах и окружающей природнойсреде. Вторая группа – это нормы непосредственно не выражающие экологическиетребования, но служащие гарантией реализации экологических требований,отраженных в нормах основной первой группы. Целью этих норм является выполнениереализации экологических требований, и их действие невозможно без существованиянорм базовой группы.
Содержаниеэкологических требований законодателем расширено.[17]
Особо можновыделить содержание экологических требований в принципах государственногоуправления; нормы предусматривающие обеспечение информацией в области экологии;нормы предусматривающие создание экологически безопасной техники ипроизводства; нормы, предусматривающие ограничение в правах граждан,юридических лиц на частную собственность.
На ряд интересныхтеоретических и прикладных аспектов экологизации в контексте систематизацииэкологического законодательства обратила внимание И.А. Игнатьева.[18]В частности, отмечается необходимость при определенных обстоятельствахсистематизации экологизированных норм: когда они не выполняют своегоспецифического назначения, например дублируют без какой-либо необходимостиположения, закрепленные в экологическом законодательстве, не развивая ихприменительно к правовому регулированию смежных с экологическими отношений, неустанавливая особенностей правового регулирования.[19]В качестве примера приводится ст. 27 Федерального закона «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании»,[20]в соответствии с которой использование высшим учебным заведением природныхресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации. Как правильно отмечает И.А. Игнатьева, очевидно, что указанноеположение не подразумевает никаких особенностей регулирования отношений поприродопользованию вузов, соответственно при необходимости вступления вуза втакие отношения вуз будет руководствоваться специальным, то есть экологическим,законодательством.
Применительно к такимситуациям И.А. Игнатьева обоснованно говорит о мнимой экологизации,осуществляемой лишь по форме, без формулирования реально применимых,действенных правовых норм, подлинно направленных на повышение эффективностиправового регулирования экологических отношений для достижения целей,поставленных экологическим законодательством. Мнимая экологизация не должнаиметь места в российском законодательстве.
Исследование вопроса опрактике экологизации законодательства свидетельствует об актуальности даннойтемы. Явление экологизации российского права и законодательства имеет довольнодавнюю традицию и глубокое обоснование, выражающееся, с одной стороны, в общихзакономерностях взаимопроникновения правовых норм разных отраслейзаконодательства, обусловленных системностью законодательства. С другойстороны, распространение эколого-правовых норм в неэкологических отраслях имеетособое значение для реализации экологического законодательства, так какпозволяет конкретизировать и необходимым образом интерпретировать те или иныенормы применительно к отдельным видам деятельности, специфичным условиям исубъектам и проч. С помощью экологизации преодолевается и определеннаяуязвимость позиций современного экологического законодательства.
При всейцелесообразности усиления процессов экологизации в системе права изаконодательства России следует вместе с тем исходить во всех случаях ихосуществления из реальной необходимости и обоснованности внедрения эколого-правовыхнорм в другие отрасли законодательства. Экологизация не должна приобретать лишьформальный характер; ее задача состоит в обеспечении либо способствованииреализации экологического законодательства.

/>Заключение
Экологизациязаконодательства – это внесение изменений и дополнений в содержание норм, отраслейроссийского права, регулирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную своздействием на окружающую природную среду.
Экологическаясущность права – это способность права обеспечивать регулирующее воздействие насостояние окружающей природной среды с целью ее охраны, а также обеспечениябезопасности граждан.
С учетомкомплексного характера рассматриваемой отрасли права встают два принципиальныхвопроса: какие иные отрасли права должны регулировать экологические отношения ив какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение предопределяетмасштабы и эффективность экологической функции государства.
Общееправило, касающееся экологизации законодательства, регулирующего общественныеотношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается вследующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право наблагоприятную окружающую среду.[21] При этомКонституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являютсянепосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применениезаконов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти, местногосамоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционногоположения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждойотрасли российского законодательства законодательная власть должнапредусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечениюкорректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы всилу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости ивозможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Что жепонимается под правом окружающей среды? Содержание этого понятия следуетопределить с позиций современной теории права и с учетом того, что правопризвано послужить средством построения в России правового государства. Приэтом нужно принять во внимание ряд обстоятельств. В теории праворассматривается как совокупность правовых норм, общественных отношений иправовых идей. Признавая закон в качестве основного источника права, правовоегосударство не может быть безразличным к содержанию закона. С этих позицийзакон может быть правовым (если отвечает идеям права) и неправовым (когда он имне отвечает).
Роль правакак регулятора поведения реализуется через воздействие правовых норм наконкретные общественные отношения, образующие предмет данной отрасли.
Формированиеправа окружающей среды как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизмдействия его норм. Основными его элементами являются экологическоенормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза,лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а такжеприменение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым,административным, уголовным и гражданским правом.
/>Списоклитературы
Нормативно-правовыеакты:
1. КонституцияРФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Справочно-правоваясистема «Консультант плюс».
2. Кодексторгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – N 18. – Ст. 2207.
3. Федеральныйзакон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”//Справочно-правовая система «Консультант плюс».
4. Федеральныйзакон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» // СЗ РФ. – 1996. – N 35.
5. Федеральныйзакон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» // ВСНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.
Учебная литература:
1. БоголюбовС.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М., 1998.
2. ВасильеваМ.И. К экологическому правопониманию (аксиологические аспекты) // Экологическоеправо России. Сборник материалов научно-практических конференций. Выпускчетвертый. 2002 / Составители: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев;Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.
3. ГоличенковА.К. Экологическое законодательство России: понятие, состояние, развитие //Экологическое право России на рубеже XXI века. Сборник научных статейпреподавателей и аспирантов кафедры экологического и земельного праваюридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, посвященный памяти профессораВ.В. Петрова / Составители: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; Под ред. А.К.Голиченкова. М.: Зерцало, 2000.
4. Колбасов О.С. Современная теория права. Краткийочерк. – М., 1992 г.
5. КолесниковС.И. Основы экологии для инженеров. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
6. ЛившицР.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992 г.
7. ЛьвовскаяК.Б., Ронкин Г.С. Окружающая среда, регион и рынок. — М.: Мысль. – 2003 г.
8. Общая теорияправа и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1994 г.
9. ПетровВ.В. Экология и право. М.: Юрид. лит., 1981.
10. ПетровВ.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Бек, 1995.
11. РеймерсН.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990 г.
12. Тухватулина,Н. К. Экология правового регулирования: Теоретико-правовое исследование:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридическихнаук./Н. К. Тухватулина; Науч. рук. С. А. Комаров. — Волгоград, 2006.
13. Экологическоеправо Российской Федерации. Курс лекций/ Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Изд-воМНЭПУ. – 1999г.
Статьи:
1. ИгнатьеваИ.А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иныхотраслей российского законодательства // Экологическое право. 2007. – N 1.
2. ВестникВАС РФ. – 2004. – N 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности менталитета китайского общества специфика художественной культуры Китая
Реферат Анальгезия и анестезия при родоразрешении через естественные родовые пути
Реферат Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
Реферат Семейно правовое регулирование личных отношений супругов
Реферат Особенности методики занятий физическими упражнениями при вегето-сосудистой дистонии
Реферат Сельская кредитная кооперация
Реферат Александр Гумбольт – человек, открывший Латинскую Америку цивилизованному миру
Реферат Феномен межплеменного и межэтнического договора (постановка проблемы половецкого компонента в этногенезе саха и кыргызов)
Реферат Организационно-правовая форма И структура управления предприятием
Реферат Российское Государство (XV-XVIвв)
Реферат Fingerprints Essay Research Paper Fingerprints are one
Реферат Ахмадулина БА
Реферат Cloning Essay Research Paper CloningCloning as of
Реферат Анкета по проблеме курения среди студентов
Реферат Банкротство современной физической методологии