Реферат по предмету "Педагогика"


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых 2

--PAGE_BREAK--Для старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т.п.
Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например электрик, столяр, стекольщик и др. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как маляр окрашивает стены, стекольщик вставляет стекла и т.д.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям строителей, и работников транспорта. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении.
Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п.
Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.
При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку навыков и умений.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.
Важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда — видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.
Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.
Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Но воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.
Необходимо создать надлежащие условия для труда малышей.
В детском саду дети трудятся вместе. Надо и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.
В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.
В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Нередко в семьях имеет место художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т.д.).
Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда видеть как работают взрослые.
В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).
Необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.
В условиях детского сада значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому воспитатели ищут пути и формы приближения к детям труда взрослых, работающих в детском саду, активизируют его влияние на формирование у детей трудовых навыков, намечают принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.
Здесь возможны разные пути.
Первый путь широко практикуется в детском саду – это специально организованный на занятиях показ детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек. Такие организованные показы с целью ознакомления детей с трудом взрослых предусмотрены программой детского сада.
Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Занятия способствуют формированию у ребенка стремления подражать взрослым в своем поведении. У детей младших групп это ярче всего проявляется в игре, у старших- в выполнении трудовых заданий.
Маленькие дети не всякую работу взрослых воспринимают как труд. Дети дошкольного возраста, даже старшие, обычно не оценивают как труд умственную работу, организационный труд. Если с ними не проводить специальных бесед, то они плохо разбираются, в чем состоит «труд» воспитателя, заведующей и т.д.
Второй путь — непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.
Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность с известным разделением функций между детьми и взрослыми.
Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.
Бытовой труд: поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, смена чистого белья, стирка мелких вещей, мелкий ремонт белья и одежды, приготовление некоторых блюд.
Труд по обслуживанию игр и занятий: совместная подготовка материала к занятиям, ремонт игрушек, книг, пособий, изготовление самодельных игрушек и пособий.
Труд в природе: уход за животными, за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике, ягоднике.
Важное положение при отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей- это соответствие той или иной работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных рабочих поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, образных действий.
Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению-с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.
Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.

4. Методы ознакомления детей с трудом взрослых
В своей воспитательной работе я использую разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.
4.1 Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
Большое значение в своей воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы:
1. Экскурсия в процедурный кабинет.
Дети узнают:
— в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.
2. Беседа с медсестрой детского сада.
Дети узнают:
— чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.
— форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.      
3.      Экскурсия в ателье.
Дети узнают:
— разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.      
— ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды.
4. Беседа со швеёй.
Дети узнают:
— для работы швее необходимы: нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина, оверлок.
— результатом работы швеи являются: постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском саду.
5. Экскурсия в библиотеку.
Дети узнают:
— что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.
6.      Беседа с библиографом.
Дети узнают:
— чем занимаются библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.
7.      Экскурсия в мастерскую.
Дети увидели, что в мастерской есть: (полочки, дощечки, стулья, пособия). Наблюдали, как прямо на глазах дощечки превращаются в определенный предмет, изделие.
         8.      Беседа с плотником.
Дети знакомятся:
— с инструментами (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка).    
Дети узнают:
         — в своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. 
9.      Экскурсия к светофору.
Дети знакомятся:
— с машиной ДПС.
Дети узнают:
— понятия: светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор.
— пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки «зебра» и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.
10.    Беседа с инспектором ДПС.
Дети узнают:
— пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС.
-        где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.
11.    Беседа с парикмахером
Дети узнают:
— парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, гель, расческа, краска для волос.
— парикмахер делает стрижки, прически, мелирование, модельные стрижки.
— Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид.
12.    Беседа с кредитным представителем.
Дети узнают:
— что такое: банкноты, инкассаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка.  
-        банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартира, мебель, обучение. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.
13. Беседа с увлеченным человеком.
Дети узнают:
— увлечения, интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.
— огород (рассада, удобрения, грядки, семена).
4.2 Наблюдения
Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с плотником, инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали, плотнику – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Дети сами заколачивали гвозди, работали с дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым при выполнении трудовых действий. Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они подумали и решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.