Реферат по предмету "Педагогика"


Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Министерство образования науки Амурской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Амурский педагогический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТАТеатрализованные игры как средствоформирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Исполнитель:
Петько А.С. студент 2 курса
Благовещенск – 2009

Содержание
Введение
1Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшегодошкольного возраста
1.1Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи устарших дошкольников
1.2Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детейдошкольного возраста
1.3 Организациятеатрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений
2Исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста
2.1Содержание констатирующего эксперимента по формированию выразительной речи удетей дошкольного возраста
2.2Условия в МДОУ для организации театрализованных игр
2.3Сформированность выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Списоклитературы
ПриложениеА. Исследование выразительности речи по методике И.Ф. Павалаки
Введение
 
Одним из малоисследованных направлений можносчитать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительностиречи детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность является качественнойхарактеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показательречевой культуры личности
Основным назначением выразительности речиявляется обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительностьможно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формированиявыразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов,таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, атак же педагогов – А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова идр. Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспектывыразительности, без учета ее интегративного характера.
До настоящего времени не решен ряд важныхвопросов содержательного и методического характера:
-         какие средства выразительности доступныдля восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;
-         каким образом можно обеспечить широкоепрактикование детей в применении разных средств речевой выразительности;
-         на каком содержании и в какойдеятельности целесообразно развивать выразительность речи.
Это позволяет утверждать необходимостьдальнейшего исследования данной проблемы.
Мы полагаем, что использование в работе состаршими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формированиявыразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующиеособенности:
-         выразительность языка, способствующаяосвоению ребёнком лучших образцов русской речи;
-         традиционность и импровизационность;
-         возможность творческого отношения к ихисполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, театрализованнаяигра выступает эффективным средством формирования выразительности речи,поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащаятем самым детскую речь.
Постановки русских народных сказок, какнаиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованныеигры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой иигровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятныеусловия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, атак же для речевого самовыражения ребёнка
Актуальность исследования заключается в недостаточнойразработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьмиоснов речевой культуры и формирования выразительности речи у старших дошкольниковобусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: изучить проблему формирования выразительности речи устарших дошкольников, посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у старшихдошкольников.
Предметиспользование театрализованных игр как средство формирования выразительности речиу старших дошкольников.
Задачи:
1) изучить теоретические основыформирования выразительности речи у старших школьников
2) изучить методику формированиявыразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
3) провести констатирующий эксперимент поформированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования,включающая изучение психолого-педагогической литературы; разработку ипроведение констатирующего эксперимента; проведение количественного,качественного и статистического анализа полученных данных.
База исследования: МДОУ № 4 «Ладушки» с. Джалинда, Сковородинского района. Вконстатирующем эксперименте учувствовали дети подготовительных групп 1 и 2, 6-7лет, 18 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.
1 Теоретическиеосновы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
 1.1 Анализ литературных источников попроблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст – периодинтенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основсамосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности(Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков и др.).
В системе факторов, обусловливающих становлениеличности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадияхонтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планированиядеятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович,Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.)
При достижении старшего дошкольного возраста формированиеречи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой,лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, каксодержательность, точность и выразительность.
Выразительная речь характеризуется различными интонационнымихарактеристиками:
Просодика – сложный комплекс элементов, включающиймелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровнепредложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, атакже экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения – степень усиления илиослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы илислабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи – совокупность тональных средств,характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесногои синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи – скорость протекания речи во времени,ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховойнапряженности.
Тембр голоса – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделениекакого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно,длительно, громко.(10)
Речь является важным средством самовыраженияребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность каккачественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональноезначение выразительности речи (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, с. и. Ожегов,с. Л. Рубинштейн, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и др.)
Выразительность речи обеспечивает эффективностькоммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей.Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшегодошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видовдеятельности, позволяет привлечь внимание
взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себяболее раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что можетадекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческуюиндивидуальность.
Выразительность речи позволяет старшему дошкольникуярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой ихудожественной. Выразительность характеризует не только уровень формированиядетской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость,эмоциональность, общительность и так далее.
Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуруличности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видахтворческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов исредств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте. (10)
Л. С. Выготский подчёркивал, что сущностьпроцесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении вчеловеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним,прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком имиром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторонокружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка,позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности.
Воспитание ритма и интонации является не толькопроблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечаликлассики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическомуразвитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма дляобучения письменной речи.
Вопрос о воспитании выразительной речи связан собщим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже,шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речьдополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.
Работа по формированию выразительности речи устарших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестисьна всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурныхзанятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенкав детский сад
Таким образом, анализ психолого-педагогическойлитературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеетинтегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.
Для развития выразительной стороны речинеобходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявитьсвои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре,но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важноприучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатымдуховным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми,стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствиинезнакомых лиц.
Привычку к выразительной речи можно воспитать вчеловеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям передаудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия вдошкольных образовательных учреждениях. 1.2 Театрализованная игра как средствоформирования выразительности речи у детей дошкольного возраста
Процесс формирования выразительности речивыступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которуюон постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле,система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль впроцессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм,которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка (1).
Воспитательные возможности театрализованнойдеятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всемего многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляютих думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитиемтесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностьюреплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарьребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостьюясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматическийстрой, выразительность.
Театрализованные игры позволяют ребёнкуприобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становитьсякультурным человеком. Самодеятельность ребёнка служит развитию его творческихспособностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромнуюпедагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом ивоспитательном значении.Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизмтеатрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистическихсредств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить,чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к егоявлениям и событиям (5).
В отечественной дошкольной педагогике выполнендовольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительностиречи посредством театрализованных игр (Г.И.Батурина, Н.Ф.Виноградова,Р.И.Жуковская, Г.Ф.Кузина, О.И.Соловьёва, Е. И. Радина и др.).
Исследования можно сгруппировать в соответствиис тремя основными направлениями:
-         общевоспитательное значение;
-         развивающее значение;
-         важное средство приобщения к культуресвоей страны.
Можно утверждать, что театрализованнаядеятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний иоткрытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримыйрезультат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развиваютэмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Театрализованная деятельность позволяетформировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждоелитературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегдаимеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не толькопознает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые героистановятся образцами для подражания и отождествления. Именно способностьребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам черезтеатрализованную деятельность формировать выразительную речь (8).
Развитие ребенка в театрализованнойдеятельности, в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:
-         создавать условия для развития творческойактивности детей в театрализованной деятельности
-         поощрять исполнительское творчество
-         развивать способность свободно ираскрепощено держаться при выступлении
-         побуждать к импровизации средствамимимики, выразительных движений и интонации и т.д.
-         приобщать детей к театральной культуре(знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видамикукольных театров);
-         обеспечивать взаимосвязьтеатрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическомпроцессе;
-         создавать условия для совместнойтеатрализованной деятельности детей и взрослых.
Для выполнения данных критериев необходимосоздание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующаяорганизация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детейпоможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы иметоды работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал.Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми,индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействияс семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса иформ его реализации, выступающих как единая продуманная система организациисовместной жизни детей и взрослых.
Таким образом, театрализованная деятельностьпозволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуацииопосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость,неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованныеигры помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно в примерныхтребованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательномучреждении выделен специальный раздел, организация театрализованнойдеятельности. 1.3 Организация театрализованнойдеятельности в условиях дошкольных учреждений
Театрализованная деятельность в детском садуможет быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированноевремя; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, поизодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписаниизанятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром (1).
Желательно, чтобы все организованные формытеатрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечитиндивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должныформироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересамидетей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий «Кукольныйтеатр», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когдарезультаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной,театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единыйцелостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, ккоторым готовятся участники всех студий дошкольного образовательногоучреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членомколлектива, объединенного единой целью (2).
В работе студий могут принимать участиевоспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельностьдетей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизнидошкольного образовательного учреждения, которому присущи искусственная изоляциядетей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (детиоказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу — иобщаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организациятеатрализованной деятельности дошкольников не только создает условия дляформирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений инавыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенкувступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.
Именно в общем спектакле или концерте ребенокестественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимаяобразцы поведения и выразительной речи. Кроме того, в такой совместнойдеятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера,темперамента, мечты их желания. Создается микроклимат, в основе которого лежитуважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношениямежду взрослыми и детьми (2).
Предметно-пространственная среда является однимиз основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальныхзнаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не толькодолжна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но иявляться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразнойформой его самообразования. Поэтому при проектированиипредметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельностьдетей, следует учитывать:
-   индивидуальные социально-психологические особенностиребенка;
-   особенности его эмоционально-личностного развития;
-   интересы, склонности, предпочтения и потребности;
-   любознательность, исследовательский интерес и творческиеспособности;
-   возрастные и полоролевые особенности.
Содержание театрализованных занятий включает:
-   просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-   игры-драматизации;
-   разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
-   упражнения по формированию выразительности исполнения(вербальной и невербальной);
-   упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (9).
Безусловно, что в театрализованной деятельностиогромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованныезанятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную иразвивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовкевыступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствоватьодновременно достижению трех основных целей:
-   формированию выразительности речи
-   созданию атмосферы творчества;
-   социально-эмоциональному развитию детей.
Содержанием таких занятий является не толькознакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и сжестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками»визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенкаявляется важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому,необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывалчто-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому«превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры(6)
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшеесредство формирования выразительной речи, а так же развития эмпатии, т.е.способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находитьадекватные способы содействия.
2 Исследованиесформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста 2.1 Содержание констатирующего экспериментапо формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы по исследуемой намипроблеме, о возможности использования театрализованных игр, как средствоформирования выразительности речи, мы пришли к выводу, что театрализованные игрыявляются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшегодошкольного возраста.
Содержание констатирующего экспериментазаключается в сравнительном анализе сформированности выразительности речи удетей старшего школьного возраста двух подготовительных групп.
Цель констатирующего эксперимента: исследовать сформированность выразительности речи у детейстаршего дошкольного возраста в экспериментальной ситуации.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) изучить предметно-развивающую среду в МДОУ;
2) выявить уровень сформированностивыразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
3) провести сравнительный анализсформированности выразительности речи у детей старшего школьного возраста
База проведения эксперимента: МДОУ № 4 «Ладушки» с. Джалинда, Сковородинского района. Вконстатирующем эксперименте учувствовали дети подготовительных групп 1 и 2, 6-7лет, 18 человек.
Констатирующий эксперимент осуществлялся в триэтапа. Каждый из этапов решал соответствующую задачу эксперимента, для чегобыли отобраны следующие методы: обследование предметно-развивающей среды;тестирование, обработка и интерпретация результатов.
Для выполнения первой задачи был использованметод наблюдения, в ходе которого обследовалась предметно-развивающая среда.
Для выполнения второй задачи констатирующего воснову исследования выразительности речи у старших дошкольников, были положеныметодики, предложенные И.Ф. Павалаки (Приложение А):
1.   Обследование темпо-ритмических характеристикречи.
В эксперименте используются магнитофон исекундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которыхсоответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Текстынебольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Определяется присущий ребенку темп речи привыполнении речевых заданий разной сложности. Все речевые задания записываютсяна магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, вкаком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
2.   Определяется возможность одновременнойреализации движений и речи.
В соответствии с инструкцией «Произносить фразу«Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментаторпредварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм,соответствующий по метроному 1,7–2 уд/сек., так как согласно исследованиямБ.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективнойритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек..
3.   Определяется возможностьвоспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:
а) воспроизведение ритмического рисунка содновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка содновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведении ритмического рисунка безречевого сопровождения;
4.        Оценка ребенком собственного темпаречи.
Определяется возможность оценки ребенкомсобственного темпа речи при пересказе текста вслед за экспериментатором.
Определяется возможность оценки ребенкомсобственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
5.        Обследование мелодико-интонационныххарактеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению иповышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Определяется способность ребенка правильнорасставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:
-         Экспериментатор читает ребенку фразубез соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильнорасставив все логические ударения;
-         При повторении ребенком стихотворноготекста вслед за экспериментатором;
-         При произнесении ребенком знакомого емустихотворения.
Данные методики были выбраны в связи с тем, чтоони позволяют выявить уровень сформированности выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста.
Третья серия констатирующего экспериментапредусматривает обработку и интерпретацию результатов.
Таким образом определившись с содержанием иметодиками констатирующего эксперимента перейдем непосредственно к исследовательскойработе по проблеме исследования. 2.2 Условия в МДОУ для организациитеатрализованных игр
Отличительной особенностью детского садаявляется целенаправленная работа по развитию игровой деятельности. В учреждениисозданы комфортные условия для возникновения и развития разных видов игр:сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических,театрализованных, подвижных и т.д. В ДОУ ведется мониторинг по различнымнаправлениям работы, в том числе речевому развитию.
Созданная в детском саду игроваяпредметно-развивающая среда соответствует современным требованиям ирекомендациям авторов методики по организации и руководству сюжетно-ролевойигрой детей дошкольного возраста Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Для занятий театрально-игровой деятельностью вдошкольном учреждении оборудовано специальное помещение – театральная гостиная,переходящая в зимний сад, что позволило создать максимально комфортные условиядля творчества и детей.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатсярассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формированияинтонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранныеэтюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это,прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуетсямедленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоениявыразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определятьсмысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания наразвитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов иантонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
Вся указанная работа проводится на специальноорганизованных занятиях по театроведению, в совместной деятельности педагогов идетей, а также в работе театра-студии. Занятия по театроведению включены в блокзанятий познавательного цикла и проводятся регулярно: один раз в месяц. Чего вобщем-то недостаточно для формирования выразительности речи.
В структуру этих занятий включены этюды иупражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитиеэмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, котораяявляется подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлениюверховыми куклами.
С учетом реализуемых в детском саду комплексныхобразовательных программ педагогический коллектив целенаправленно создаетусловия для познавательно-речевого развития детей. 2.3 Сформированность выразительной речи удетей старшего дошкольного возраста
Проведенное обследование групп 1 и 2 показалиследующие результаты, в группе 1, где проводились чаще театрализованные игры удетей уровень выразительности речи выше, чем у детей группы 2. Результаты попроведенным методикам представлены в таблице 1.
Так, в группе 1 высокий уровень выразительностивыявился у всех детей (100%), в группе 2 только у 4 детей (44,6%).
Уровни выразительности речи детей старшегодошкольного возраста по группам в динамике представлены на Рисунке 1.Таблица 1 – Результаты по проведеннымметодикамЗадания по методикам 1 2 3 4 5
Всего
баллов 1 2 3 4 5
Всего
баллов Группа 1 Группа 2 Диана Б. 2 2 2 2 2 10 Олеся К. 1 2 1 1 5 Ксения Г. 2 1 2 2 2 9 Юлия К. 2 1 1 1 2 7 Маша Е. 2 2 2 2 2 10 Витя Ф. 1 2 1 2 6 Ира Ф. 2 2 1 2 2 9 Коля Г. 1 1 2 Тимур К. 2 2 1 2 2 9 Лариса П. 1 2 1 2 1 7 Миша Г. 2 2 2 1 2 9 Роман П. 2 2 1 2 2 9 Саша Г. 2 2 2 2 2 10 Серёжа С. 2 2 1 1 2 8 Илья П. 1 2 2 2 2 9 Дарья С. 2 1 1 1 5 Валя З. 2 2 2 2 2 10 Женя Т. 1 1 2 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Театрализованная игра позволяет решать многиезадачи программы детского сада: от формирования выразительности речи доформирования элементарных математических знаний физического совершенства.
/>Рисунок 1 – Уровни выразительности речи погруппам
Художественная выразительность образов, иногдакомичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков,событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играхпроявляется выразительность речи, детское творчество.
В создании театрального образа особенно великароль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понятьпереживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видятокружающий мир через образы, краски, звуки.
Дети смеются, когда смеются персонажи,грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя,всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованный игры,как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждойсказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированныхпостановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такойидентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние надетей.
Участие в театрализованных играх, ребеноквходит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Таким образом проведенный констатирующийэксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра являетсясредством формирования выразительности речи.
Заключение
 
В данной работе был проведен теоретическийанализ психолого-педагогической литературы и констатирующий эксперимент попроблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников и сделанысоответствующие выводы.
Понятие «выразительность речи» имеетинтегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.
Для развития выразительной стороны речинеобходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявитьсвои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре,но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важноприучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатымдуховным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми,стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствиинезнакомых лиц.
Сформировать выразительную речь у детейстаршего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетствак выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказатьтеатрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.
Проведенный констатирующий экспериментподтверждает положение о том, что театрализованная игра является средствомформирования выразительности речи.
Таким образом, поставленные цели в исследованиидостигнуты, задачи выполнены.
Список литературы
 
1     Артемова Л.В. Театрализованные игрыдошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
2     Бородич А.М. Методика формирования речидетей. – М.: 2001 – 126 с.
3     Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г.Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
4     Кряжева Н. Л. Развитие эмоциональногомира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль:Академия развития, 2002. – 208 с
5     Махнева М.Д. Театрализованные занятия вдетском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.: ТЦ «Сфера»,2001.-c.9-16,76-121
6     Мигунова Е.В. Организациятеатрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – ВеликийНовгород, 2006. – 126 с.
7     Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическаяорганизация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. — М.: 2006 – 156 с.
8     Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., ПетроваЕ. С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: “Школьная Пресса”, 2000. — 128 с.
9     Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр// Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
10  Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологииформирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.
Приложение А Исследование выразительности речи пометодике И.Ф. Павалаки
 
Обследование темпо-ритмических характеристикречи.
В эксперименте используются магнитофон исекундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которыхсоответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Текстынебольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Определяется присущий ребенку темп речи привыполнении речевых заданий разной сложности:
а) при пересказе текста, который читалэкспериментатор: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко ивдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него быликрасивые рога».
б) при чтении стихотворения, выбранного самимребенком.
в) при чтении хорошо знакомого стихотворения всоответствии с инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.»
г) при произнесении фразы, сложной вартикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мыломмыла»;
д) при произнесении хорошо знакомой фразы:«Мишка косолапый по лесу идет»;
Все речевые задания записываются намагнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в какомтемпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Определяется возможность произнесениястихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек..
Отмечается:
— ребенок свободно читает стихотворение взаданном темпо-ритме – 2 балла
— ребенок затрудняется самостоятельно читатьстихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
— невозможность чтения стихотворения в заданномтемпо-ритме 0 баллов
Определяется возможность одновременнойреализации движений и речи в соответствии с инструкцией «Произносить фразу«Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментаторпредварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм,соответствующий по метроному 1,7 – 2 уд/сек., так как согласно исследованиямБ.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективнойритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек..
Отмечается:
говорит и хлопает одновременно – 2 балла
движения и речь не всегда одновременны – 1 балл
невозможность одновременной реализации движенийи речи – 0 баллов
Определяется возможность воспроизведенияритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:
а) воспроизведение ритмического рисунка содновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка содновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведении ритмического рисунка безречевого сопровождения;
Отмечается:
правильное и самостоятельное воспроизведениеритмического рисунка – 2 балла
трудности при самостоятельном воспроизведении –1 балл
невозможность воспроизведения ритмическихрисунков – 0 баллов
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенкомсобственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.
Определяется возможность оценки ребенкомсобственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Отмечается:
правильная и самостоятельная оценкасобственного темпа речи – 3 балла
правильная, но с помощью экспериментатора – 2балла
неправильная – 1 балл
отказ от оценки – 0 баллов
Обследование мелодико-интонационныххарактеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению иповышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Определяется способность ребенка правильнорасставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:
а) Экспериментатор читает ребенку фразу безсоблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильнорасставив все логические ударения;
б) При повторении ребенком стихотворного текставслед за экспериментатором;
в) При произнесении ребенком знакомого емустихотворения.
Отмечается:
ребенок правильно расставляет логическоеударение в речевом материале любой сложности – 2 балла
у ребенка возникают затруднения при расстановкелогического ударения – 3 балла
невозможность самостоятельного расставлениялогического ударения – 0 баллов
Интерпретация результатов:
Высокий уровень, если ребенок по проведеннымметодикам набрал 7-10 баллов
Средний уровень, если ребенок по проведеннымметодикам набрал
3-6 баллов
Низкий уровень, если ребенок по проведеннымметодикам набрал
0-2 балла


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.