Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ постановления правления Национального банка от 24 августа 2007 г. №166 "Об утверждении правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь"

АНАЛИЗ постановлениЯ Правления Национального банка от 24 августа 2007 г. № 166 "Об утверждении Правил организации наличного денежного


обращения в Республике Беларусь"


Вопросам наличного денежного обращения в Республике Беларусь в настоящее время посвящены два постановления Правления Национального банка - от 31.10.2002 № 213 (далее - постановление № 213), которым утверждены Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь (далее - Правила организации наличного денежного обращения) и от 26.03.2003 № 57 "Об утверждении Правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь" (далее - Правила ведения кассовых операций и расчетов). Если Правила ведения кассовых операций и расчетов предназначены в основном для субъектов экономической сферы деятельности, осуществляющих хозяйственные операции в силу своих уставных целей или задач, то Правила организации наличного денежного обращения затрагивают а основном, сферу деятельности банков, в том числе Национального банка, по обеспечению работы с клиентами (за исключением физических лиц) при использовании последними наличных белорусских рублей и осуществлению контроля правил ведения ими кассовых операций. В виду того, что постановлением Правления Национального банка от 24.08.2007 № 166 (далее - постановление № 166), утверждена новая редакция Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь" (далее - Правила № 166, Правила) и признано утратившим силу постановление № 213 со всеми изменениями и дополнениями в него, рассмотрим особенности редакции нового нормативного правового акта в свете законодательства, введенного в действие в текущем году.


Структурное построение новой редакции Правил № 166 основано на практике применения Правил организации наличного денежного обращения, выявленных неясностях и различиях в их восприятии, изданном значительном количестве разъяснений их объясняющих, а также на введении подходов по единообразному формированию системы применения законодательства в данной сфере. В связи с этим она включает те же главы, что и прежний акт. Это такие главы как "Организация обращения наличных денег" (глава 2), "Прогнозирование наличного денежного оборота" (глава 4), "Анализ состояния наличного денежного обращения" (глава 5). В то же время Правила дополнены новой главой 3 "Минимальные требования к осуществлению центральным аппаратом Национального банка Республики Беларусь, главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям проверок банков по организации наличного денежного обращения". Достаточно значимые изменения произошли в понятийном аппарате Правил, размещенном в главе 1 "Общие положения", заключающиеся в том, что даны новые определения терминам "уполномоченное лицо", "оплата труда", "счет физического лица". Термин "предприятие" заменен на "юридическое лицо". Появились новые определения "касса", "обслуживающий банк", "подразделения". Следует отдельно остановиться на понятии "подразделение", под которым понимаются все подразделения юридического лица, включая обособленные подразделения (филиалы, представительства), их подразделения. Таким образом, независимо от того имеет ли подразделение юридического лица свой текущий (расчетный) или иной счет в банке, оно признается субъектом денежного обращения и участником операций по расчетам по сути не имея в соответствии с уставом организации самостоятельного статуса. Такие структурные подразделения по условиям ст. 51 Гражданского кодекса вряд ли могут быть признанными обособленными. В то же время из анализа законодательства нельзя однозначно ответить какое же структурное подразделение должно бесспорно этим статусом обладать. Так как ответ на этот вопрос волнует многих нормотворцев и правоприменителей, то 12 июля 2005 г. (№ 03-24/1357) было дано разъяснение Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, из которого следует, что вопрос о признаках обособленного подразделения юридического лица четкого законодательного урегулирования не имеет, в связи с чем определять правовое положение конкретного подразделения необходимо в каждом отдельном случае.


Процедура организации обращения наличных денег изложена с сохранением основных концептуальных направлений деятельности Национального банка и банков, закрепленных в Правилах организации наличного денежного обращения. За обслуживающим банком сохранено право установления по согласованию с руководителем юридического лица (его исполнительным органом управления), обособленным подразделением, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом порядка и сроков сдачи наличных денег, порядка их использования из выручки, лимита остатка кассы. При этом подразделениям, в том числе не имеющим статуса обособленных подразделений, так же устанавливается лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки. Так же как и юридические лица, они освобождены от соблюдения лимита остатка кассы при круглосуточном режиме работы. В то же время при их желании обслуживающий банк не вправе отказать им в установлении лимита остатка касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки, которые они должны соблюдать в полном соответствии с решением банка. До принятия Правил № 166 подразделения юридического лица, не являющиеся обособленными, сдавали выручку с зачислением на текущий (расчетный) счет головного предприятия (минуя центральную кассу) либо в центральную кассу организации, поэтому сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денежных средств для них не устанавливался, что было очень неудобно для организаций мелкорозничной торговой сети. Например, магазин райпотребкооперации не является юридическим лицом и не имеет статуса обособленного структурного подразделения, поскольку не имеет текущего и иного счета в банке. В то же время он работает в режиме приема наличных денежных средств, поэтому исключение этих объектов из перечня лиц, имеющих право на установление лимита остатка кассы, использования наличных денежных средств и установление их зависимости от основной организации, приводило к нерациональному использованию такой торговой точки. Тоже самое можно сказать об отделениях связи в сельских населенных пунктах, а также агентах, распространителях, инспекторах, продавцах павильонов, киосков, палаток, передвижных средств развозной и разносной торговли и прочих материально ответственных лицах, осуществляющих деятельность от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - уполномоченные лица).


К нововведениям Правил № 166 можно отнести установление отдельного порядка определения лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках. В таком случае решение принимает один из банков по желанию клиента. Разрешение на проведение расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами будет выдавать банк, устанавливающий лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки. Для реализации этой нормы юридические лица и индивидуальные предприниматели должны направить всем банкам, в которых открыты им банковские счета, копию заявки, согласно которой соответствующие лимиты, сроки и размеры установлены, после чего сдавать выручку с зачислением на любой из открытых текущих (расчетных) банковских счетов и получать наличные деньги в любом из банков, в которых такие счета открыты. Поскольку банки в приведенном случае не осуществляют контроль за движением наличных денежных средств при их выдаче клиентам, ответственность за соблюдение предельного размера расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами несут лица, имеющие несколько банковских счетов в разных банках. Однако учет таких лиц осуществляется и ведется в банке, установившем лимит остатка кассы.


Сроки сдачи выручки и порядок определения лимита остатка кассы включены в Правила № 166 без изменения прежних норм. Для подразделений они установлены такие же как для юридических лиц. В то же время самостоятельное правовое регулирование по данному вопросу установлено для обособленных подразделений и подразделений юридического лица, таковыми не являющихся. Обособленному подразделению порядок и сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, устанавливаются по его заявке обслуживающим банком по согласованию с его руководителем - отдельно обособленному подразделению и каждому его подразделению, которым эта информация уже доводится приказом руководителя обособленного подразделения. Если подразделения юридического лица не являются обособленными (не имеют своего расчетного и иного банковского счета), они получают соответствующие решения обслуживающего банка отдельно по каждому подразделению, которые доводятся до них приказом руководителя юридического лица. Юридическим лицам, подразделениям, имеющим в своем составе уполномоченных лиц, обслуживающим банком устанавливается общий лимит остатка кассы и размер расходования наличных денег из выручки с учетом уполномоченных лиц. Лимит остатка кассы таким лицам не устанавливается, поскольку это право передано Правилами самому юридическому лицу, подразделению, индивидуальному предпринимателю. В отношении индивидуальных предпринимателей так же установлены определенные особенности, сложившиеся из практики применения в разные годы разных правовых режимов установления порядка и сроков сдачи выручки. По 31 декабря 2005 года в соответствии с п. 11 Правил ведения кассовых операций и расчетов индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога независимо от использования ими наемного труда самостоятельно, без согласования с банком, определяли порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки, если они на постоянной основе соблюдали три условия - являлись плательщиками единого налога, осуществляли деятельность с использованием кассовых суммирующих аппаратов (КСА) или специальных компьютерных систем (СКС); ежемесячный размер выручки от деятельности, по которой уплачивается единый налог, не превышал сумму, эквивалентную 1000 базовых величин. С 1 января 2006 года самостоятельно, без согласования с банком определяют порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки индивидуальные предприниматели, открывшие счета, независимо от использования ими наемного труда, если они одновременно осуществляют деятельность с использованием КСА и СКС, имеют в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин. Условия, введенные с 1 января 2006 года для индивидуальных предпринимателей, перенесены и в новую редакцию Правил.


В отдельных случаях разрешение обслуживающего банка на расходование наличных денег из выручки не требуется и случаи эти зафиксированы в п. 15 Правил. В основном редакция этого пункта соответствует прежнему тексту, если не считать, что перечень дополнен таким основанием как расчеты с магазинами-складами в пределах норм установленных законодательством, проводимыми юридическими лицами, обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями. При отсутствии таких оснований разрешение юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям и частным нотариусам на расходование наличных денег из выручки выдается, как и прежде, ежегодно в течение первого квартала по представленной заявке при отсутствии претензий к текущему (расчетному) банковскому счете либо при наличии в картотеке расчетных документов, оплата которых отнесена к четвертой группе очередности платежей. При наличии претензий к текущему (расчетному) банковскому счету действие ранее выданных разрешений приостанавливается до полного расчета по платежам при условии, что такое правило предусмотрено договором текущего (расчетного) банковского счета. В прежнем тексте Правил в качестве условия заключения такого договора предусматривалась ссылка на ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, наступающая в результате неисполнения условий договора. По основаниям, речь о которых пойдет ниже, в новую редакцию Правил № 166 нормы, касающиеся ответственности, не включены. Размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы юридического лица, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частного нотариуса устанавливается дифференцированно для каждого клиента банка в зависимости от потребностей и вида уставной деятельности, но не более 50 % поступающей в месяц выручки. В эту сумму не включены денежные средства, израсходованные на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии. Такие условия определения размера расходования наличных денег из выручки были введены в более ранний период. В то же время иногда выручка обособленных и иных подразделений, зачисляемая непосредственно на текущий (расчетный) банковский счет юридического лица, может быть сдана в кассу юридического лица, в которой находятся незначительные ежедневные поступления. Такую выручку Правилами так же разрешено использовать на оплату труда, командировочные расходы, расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами в полном объеме при отсутствии претензий к текущему (расчетному) банковскому счету. Использование юридическим лицом поступившей выручки от обособленных и иных подразделений на другие цели производится с учетом установленного размера расходования наличных денег.


В Правилах расширен перечень лиц, которым в повышенном размере (более 50%) может устанавливаться сумма расходования наличных денежных средств из выручки. К ним помимо организаций игорного бизнеса и ломбардов отнесены потребительские кооперативы граждан, целью которых является оказание финансовой взаимопомощи своим участникам, если эти средства направляются на выдачу займов физическим лицам - участникам кооперативов. Указанное изменение связано с реализацией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента от 12.06.2006 № 384, Программой развития ООН, ратифицированной Законом от 09.11.1999 № 318-З "Содействие развитию микрофинансирования в Республике Беларусь", а также предложениями самих кооперативов, обеспечивающих доступ населения к финансово-кредитным ресурсам, особенно в отдаленных населенных пунктах и сельской местности.


Значительные изменения текста Правил связаны с приведением действующего нормативного правового акта в соответствие со статьями 11.7 и 12.19 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций и нарушение порядка расчетом между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, но не предоставляющих права применения мер административной ответственности банкам к их клиентам. В соответствии с названными статьями за нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций налагается штраф в размере от 4-х до 30 базовых величин. Нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением наличных денежных средств приведет к штрафу равному двукратному размеру суммы таких платежей. Осуществление платежей вне очереди в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных на эти цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы превышения. В то же время постановлением Правления Национального банка от 27.06.2003 № 125 "Об утверждении Инструкции о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь" (признано утратившим силу постановлением Правления Национального банка от 05.06.2007 № 123) был установлен и другой размер административной ответственности за аналогичные нарушения, равный 20 % суммы выручки, не сданной индивидуальным предпринимателем в установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь объемах и в установленные сроки. Конкретный размер административной ответственности определяется контролирующим органом, проводившим проверку, на основании Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента от 15 ноября 1999 г. № 673, исходя из наличия установленных и описанных в акте проверки фактов нарушения актов законодательства и вины работников субъекта предпринимательской деятельности в деяниях, повлекших административную ответственность.


Несмотря на то, что банки лишены права осуществления проверок юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов по соблюдению правил ведения кассовых операций, Национальному банку это право предоставлено, поскольку он осуществляет контроль за работой банков по организации наличного денежного обращения, в связи с чем его центральный аппарат и главные управления по областям проводят проверки банков и их клиентов, по результатам которых составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях с учетом минимальных требований, изложенных в главе 3 Правил № 166. В прежней редакции Правил минимальные требования были предусмотрены для банковских проверок клиентов и структурных подразделений Национального банка - банков, перечни которых были помещены в приложениях 7 и 9 к ним соответственно. В условиях, когда проверки банками не предусмотрены, при осуществлении проверки, проводимой должностными лицами Национального банка, последние обязаны рассматривать банковскую работу с точки зрения контроля за соблюдением банком:


- организации работы по исполнению законодательства (включая нормативные правовые акты и указания Национального банка), регулирующего наличное денежное обращение;


- правил расчетов наличными деньгами, осуществляемых юридическими лицами, обособленными подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами путем внесения наличных денег в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей;


- законодательства при выдаче из касс банка клиентам наличных денег; организации предварительного и последующего контроля при выдаче из касс банка наличных денег;


- своевременности и полноты сдачи клиентами наличных денег в кассу банка, ведением их учета при ежедневной сдаче выручки и при установленном ежедневном сроке сдачи выручки.


В объем минимальных требований при проверке банков входит проверка организации работы по установлению лимитов остатка кассы клиентом, применяемой банком практики согласования лимитов остатка касс юридическим лицам и подразделениям, сложившейся практики согласования и оформления разрешений на проведение расчетов наличными деньгами, реализации права расходования поступающей выручки, соблюдения банком установленного порядка составления и представления отчетов о кассовых оборотах банков, прочих сведений. Поскольку по материалам проведенных проверок составлялся акт (справка), эта практика Правилами не изменена. В то же время форма акта (справки) не устанавливается и каждый проверяющий будет подходить к формированию сведений, которые в нем надлежит отразить, произвольно.


Главы Правил "Прогнозирование наличного денежного обращения" (глава 4) и "Анализ состояния наличного денежного обращения" (глава 5) разработаны на основании постановления Совета директоров Национального банка от 26.06.2007 № 192 (далее - постановление № 192), которым утверждена новая форма отчетов о кассовых оборотах банков и Национального банка и Инструкция о порядке составления отчетов о кассовых оборотах банков и Национального банка Республики Беларусь (форма 0520). Так как форма отчетности Национального банка 0520 содержит новые коды отчетных данных и измененные названия действующих кодов отчетных данных, эти особенности учтены в прогнозировании наличного денежного оборота, составляемого на основании данных анализа кассовых оборотов банков за предшествующие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому. Например, для определения прогнозируемого размера выдач наличных денег из касс банков на оплату труда из общей суммы фонда заработной платы вычитаются суммы безналичных перечислений и удержаний из оплаты труда, определяемые отдельно для подоходного налога, взносов в Фонд социальной защиты населения, по перечислениям оплаты труда в банки для зачисления на счета физических лиц; оплату труда, выплачиваемую из выручки работникам торговых организаций; оплату труда, выплачиваемую организациями Министерства связи и информатизации своим работникам из кассовых поступлений. Во всех названных расчетах отдельной строкой показываются выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы по коду 2042, указанному в постановлении № 192. Иных изменений в содержании данных глав постановлением № 166 не предусмотрено.


Из ранее утвержденных образцов документов к Правилам № 166 без изменения текста в виде приложения оформлены Заявка на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу (приложение 1), Решение банка (продолжение приложения 1), Календарь выдач наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов (приложение 2), Ведомость учета выдач наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов, Расчет инкассации торговой выручки (приложение 4), Прогноз наличного денежного оборота, Расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003) с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 22.07.2003 № 225-З, рег. N 2/977 от 25.07.2003; 01.01.2004 № 260-З, рег. № 2/1009 от 09.01.2004; 03.08.2004 № 309-З, рег. № 2/1058 от 05.08.2004; 29.10.2004 № 319-З, рег. № 2/1068 от 02.11.2004; 18.11.2004 № 338-З, рег. № 2/1087 от 22.11.2004; 31.12.2005 № 80-З, рег. № 2/1177 от 03.01.2006; 16.05.2006 № 110-З, рег. № 2/1207 от 19.05.2006; 29.06.2006 № 137-З, рег. № 2/1235 от 05.07.2006; 29.12.2006 № 190-З, рег. № 2/1287 от 29.12.2006; 04.01.2007 № 205-З, рег. № 2/1302 от 11.01.2007; 26.12.2007 № 302-З, рег. № 2/1399 от 27.12.2007).4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, № 63, рег. № 2/946 от 20.05.2003г).5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года. Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.01.2007, № 14, рег. № 2/1291 от 03.01.2007).6. Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №23, 1/191; 2002 г., № 142, 1/4230).7. Веремейко Юрий, Косов Андрей, Фадеева Елена. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь (Общая часть), Издательство: Тесей. Минск. 2007г.8. Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А.: Налоговое право Республики Беларусь. Издательство: Тесей. Минск. 2002. 304с.9. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соціально-політичні та комбіновані небезпеки
Реферат Автоматизация валютных операций
Реферат Лекции "Строевая подготовка"
Реферат Кто будет защищать тебя, Родина?
Реферат Уголовно-правовое значение эмоций, эмоциональных состояний. Квалификация аффектированных преступлений
Реферат Terrorism один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия
Реферат Курс лекций по Микробиологии
Реферат Соловецкий и Псково-Печерский монастыри
Реферат Влияние температуры на концентрацию триплетных молекул в твердых растворах при сенсибилизированном возбуждении
Реферат Библия в системе поэтики романа Достоевского Братья Карамазовы
Реферат Научная картина мира и его содержание
Реферат Поселения и беженцы, беженцы и поселенцы...
Реферат Расчет годового дохода предпринимателей при патентной системе налогообложения
Реферат Экономико-географический анализ Японии
Реферат Вороницын, Иван Петрович