Реферат по предмету "Философия"


Основные формы познания и учение об истине

Основные формы познания и учение об истине.

Познание
как разновидность духовной деятельности существует в обществе с момента его
возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из
них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных
социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя
сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная. Гносеология не
может делать выводы, черпая материал для обобщений из одной только сферы —
научной, в т. ч. из «высокоразвитого естествознания».

Итак.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

Уже
на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих
людях, условиях их жизни, социальных связях и т. д. и представляло собой
простой набор сведений, норм, правил и т. п. Сфера обыденного познания включает
в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и
пр.

Одна
из исторически первых форм — ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности
не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и
др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой
объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в
математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются
специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных
процессов и решения теоретических и практических задач. Игры питают
неиссякаемую любознательность детей, формируют их духовный мир, дают
определенные знания, вырабатывают навыки общения и т. п.

Важную
роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ
ПОЗНАНИЕ. Его специфика — в фантастическом отражении реальности, в
бессознательно-художественной переработке народной фантазией загадочных явлений
природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о
самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д.

В
рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее
развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но
содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру
любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются
определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их
быте, обычаях, нравах и т. д.

К
древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует отнести также
ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции). Здесь же отметим,
что если для религиозного познания характерно соединение эмоционального
отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научной и
философской форм познания — рациональность, которая эмоции и веру содержит в
качестве подчиненных моментов.

ТИПОЛОГИЗАЦИЮ
ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям (критериям). Выделяют,
например, знания рациональные и эмоциональные, эмпирические и теоретические,
фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и
гуманитарные и т. п. Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей
лекции.

Непосредственная
цель познания в любой его форме — ИСТИНА. Путь к ней обычно сложен, труден и
противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия)
на всех этапах ее развертывания — заблуждение. Категории истины и заблуждения —
ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно
связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон
имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ
— ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение
главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность
общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть
искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация
результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом
является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней
имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область
истинного знания, подтвержденная наблюдениями.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ
МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, например, различать заблуждения научные
и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д.
Среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика,
эклектика, догматизм, релятивизм и др. (о них — ниже).

Заблуждения
следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных
интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.
Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильных
действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в
политике, в житейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические — нарушение
принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические,
обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т. п.

Развитие
практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения
рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о
«вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (формирование химии из
алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений — изменение и
совершенствование породивших их социальных условий, зрелость
общественно-исторической практики, развитие и углубление знаний. Создание этих
предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического
(защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода
«проб и ошибок» (К. Поппер).

ИСТИНА
— ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это
верное, правильное отражение действительности — в живом созерцании или в мышлении.
Достижение истины — непосредственная цель познания в любой его форме (научной,
философской, образно-художественной и др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Первое
и исходное из них — ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность реальной
действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от
отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг
Солнца).

Будучи
объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и
выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например,
всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона
науки оно было открыто И. Ньютоном.

ИСТИНА
ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в
полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются
категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и
относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ
И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ — это два необходимых момента одной и той же объективной
истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания
человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его
отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно,
хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ
ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых,
как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический
идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается
к нему;

во-вторых,
как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем:
«птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это т. н. вечные истины, знания об
отдельных сторонах предметов.

Абсолютная
истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных,
но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого
развития познания на основе практики.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость
каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и
познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая
механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями
(например, «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.
п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности,
приблизительности, незавершенности.

Существуют
две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов
в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ —
изменчивой стороны каждой истины.

В
свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, ИСТИНА
ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ — ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ. Это значит,
что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т. п.) всегда
определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и
многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть
как можно полнее и точнее. Игнорирование определенности ситуации,
распространение истинного знания за пределы его действительной применимости
неминуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение. Даже такая простая
истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления.

Таким
образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина — это не
разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими
характерными признаками (свойствами).

По
вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались различные
точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: общезначимость (то, что
признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к
успеху — прагматизм (от греч. прагма — дело, действие); то, что соответствует
условному соглашению — конвенционализм (от лат. конвенцио — договор,
соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению
авторитетов, и т. д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как
правило, не выходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая
философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной
действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической
практики.

Проверка
знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное
или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т. е. носит
исторический, диалектический характер. А это значит, что КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ
ОДНОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том
смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может
окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же
время данный критерий относителен, так как сама практика развивается,
совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый
данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в
процессе познания.

В
добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ,
которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их
диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания,
и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного процесса.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filreferat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.