МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ТОРЕЗА Р Е Ф Е Р А Т Тема реферата: “Принятие конституции США. Билль о правах” Выполнила: Студентка 2 курса ФГПН вечернего отделения Хван Е. М. Проверил: Доцент Поршакова А. А. МОСКВА, 2001г. ПЛАН Предыстория Декларация независимости 1776 года Причины принятия Конституции Разработка проекта Конституции и его обсуждение
Авторы: Дж. Вашингтон, Б. Франклин, А. Гамильтон, Дж. Мэдисон Филадельфийский конвент Структура Конституции Билль о правах 1789 года. Поправки Конституция как основной закон государства Правовой статус личности Американский федерализм Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Недостатки Конституции Значение Конституции
Государственным документом, который предшествовал конституции, можно считать Декларацию независимости, принятую конгрессом 4 июля 1776 г. Это была первая перенесенная на практическую почву декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских философов ХVII в. , особенно Дж. Локка, и французских просветителей XVIII в. “Все люди сотворены равными, - гласила Декларация независимости, - все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемы правами, к числу которых относятся право на жизнь, свобода и стремление к счастью… Всякий раз, когда форма правления начинает противоречить этим целям, право народа – изменить её либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство…”. Томас Джефферсон, автор Декларации независимости, не счел возможным включить собственность в число перечисленных там неотчуждаемых прав. Великий американский просветитель относил собственность не к естественным, данным человеку от рождения, а к гражданским правам. Декларация оказалась единственным среди подобного рода документов XVIII в. , в котором триада неотчуждаемых прав включала не “собственность, жизнь и свободу”, а “жизнь, свободу, стремление к счастью”. Этот документ провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства, в котором впервые было сформулировано коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании). Декларация независимости 1776 г. была первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США. Первоначально государственное устройство США представляло собой конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. “Статьи конфедерации и вечного союза” были ратифицированы ими в 1781 г. Центральную власть осуществлял Континентальный конгресс, состоявший из представителей штатов. Не было ни президента, ни сената, ни Верховного Суда. Эта власть была номинальной, т. к. штаты имели свои финансы, вооруженные силы и т. д. Сразу после окончания Войны за независимость (1775-1783) такая структура власти сохранялась, но наиболее дальновидные политики считали ее временной и стремились к федеративной республике с сильным центром и общенациональной конституцией. Данная идея вызревала в обстановке послевоенного экономического упадка и хаоса. Штаты, действуя порознь, не могли наладить торговлю и стабилизировать финансы. При огромном государственном долге правительство конфедерации не имело ни бюджета, ни банка, чтобы прийти на помощь штатам. Их правительства, в свою очередь являлись должниками зарубежных и американских банкиров, а также ветеранов армии, ожидавших выплаты жалования. Часть штатов начала выпуск обесценивающихся бумажных денег и приняла законы в пользу несостоятельных должников. Это принесло временное облегчение народу, но увеличило финансовый хаос. Важным аргументом в пользу реформирования власти стал рост внутренней нестабильности, угроза народных волнений. В 1786-1787 гг. в Массачусетсе и соседних штатах происходили восстания фермерской бедноты, вызванные нежеланием местных властей пойти на уступки должникам. Повстанцы во главе с Даниэлом Шейсом фактически захватили власть в западных и центральных графствах Массачусетса. Против них было послано ополчение, набранное в штате. Континентальный конгресс не имел право вмешиваться в дела штатов и посылать туда войска, да их у него почти и не имелось. Федеральная конституция, разработанная летом 1787 г. на полуофициальном съезде (конвенте) представителей всех штатов, была призвана устранить недостатки конфедеративного устройства власти. В подготовке её проекта участвовали наиболее авторитетные граждане, в том числе Дж. Вашингтон, Б. Франклин и лучшие умы из нового поколения американских политиков [1 1, с. 238] – Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон. Джордж Вашингтон стоит у истоков американской национальной истории. Он в значительной степени участвовал во всех начинаниях, которые форсировали превращение тринадцати колоний в союз суверенных республик и затем в первое современное федеральное государство. В Виргинии и в Континентальном конгрессе он принадлежал к тем, кто решительнейшим образом выступал против английской колониальной политики. Как главнокомандующий американскими войсками он организовал и возглавлял военное сопротивление, которое после восьми лет войны привело к независимости. Убежденный в необходимости сильного центрального правительства, участвовал в 1787 - 88 гг. в разработке и принятии новой конституции, а на посту президента создал основы для республиканского федерального государства, в котором американцы смогли найти свое национальное согласие. Самообладание, строгий контроль эмоций и дисциплинированное поведение стали его выдающимися качествами Консервативный и рассудительный по темпераменту, умеренно религиозный, без глубокого интереса к теологическим вопросам, но при этом постоянно готовый к восприятию новых идей и мыслей, он соединял добродетели англиканского прошлого с прогрессивным сознанием Просвещения. Он принимал важные военные решения только после подробного обсуждения с доверенными людьми, к которым прежде всего принадлежали Александр Гамильтон из Нью-Йорка. Вашингтон руководил переговорами в Филадельфии, на которых с мая по сентябрь 1787 года была разработана совершенно новая конституция. Хотя он редко брал слово в конвенте, Вашингтон не сомневался в том, что стоит на стороне "националистов", возглавляемых Александром Гамильтоном и Джеймсом Мэдисоном, которые стремились к усилению центральной власти за счет суверенитета штатов. Как и Гамильтон, он восхищался принципом "смешанной" конституции по английскому образцу, который обеспечивал энергичное преследование национальных интересов. После того, как был подписан проект, он решительно выступал во время закулисных дебатов по ратификации, длившихся месяцы, за принятие конституции. Федералисты, как называли себя сторонники ратификации, старались, умело используя высокий авторитет Вашингтона, добиться одобрения населения, которое вовсе не было гарантировано. В торжествах, посвященных конституции 1788 года, Вашингтона повсюду символически представляли как штурмана нового "государственного корабля", что равнялось общественному одобрению его выбора в президенты. Высшая цель Вашингтона состояла в том, чтобы обеспечить выживание самоуправления в пронизанном абсолютизмом и деспотией мире, наполнив жизнью буквы конституции и с самого начала основав новую правительственную систему на "истинных принципах". Для этой цели он хотел полностью использовать конституционные возможности, предоставляемые институтом президента. Он понимал, что будучи первым, занимающим эту должность, может придать очень расплывчатой картине президентства четкие контуры и что его решения установят масштабы и создадут прецеденты. Вашингтон умер 14 декабря 1799 года в возрасте 67 лет от острого воспаления гортани, от которого при тогдашнем уровне медицины не было эффективных средств. На одной из многочисленных траурных церемоний, проходивших повсюду в Соединенных Штатах, его друг Генри Ли превозносил его как "первого в войне, первого в мирное время и первого в сердцах его соотечественников". Завещание президента предусматривало освобождение всех рабов, которые ему принадлежали, после смерти его жены. Вашингтон отвергал рабство как несовместимое с принципами Декларации независимости, а его быструю отмену считал практически неосуществимой. Бенджамин Франклин формировался как личность и мыслитель на буржуазном Севере. Простолюдин по происхождению, он провел детство и юность в Бостоне, с малых лет работая сначала в мыловарне отца, а потом в небольшой типографии брата. В 17 лет он прибыл в Филадельфию – город, ставшим для него родным. Со временем он приобрел собственную типографию и даже субсидировал создание дочерних предприятий в других колониях. Чтобы добиться этого, понадобились огромная самодисциплина, упорство, предприимчивость, бережливость, переходящая в самоограничения. В середине 1760 – х годов Франклин прибыл в качестве представителя Пенсильвании в Лондон и оставался там вплоть до начала Американской революции. Наблюдая за репрессивными антиамериканскими актами парламента, он ищет идеологическое и политическое противодействие им и формулирует концепцию гомруля – государственного самоуправления Северной Америки в рамках Британской империи. Одним из главных, если не главным среди всех прав человека Франклин признал право на участие в образовании политической власти. Единственным законным способом реализации этого права в идеологии Просвещения объявлялся общественный договор. В политическом словаре американских демократов понятие общественный договор уступило место понятию конституция, которая и рассматривалась как его конкретно правовое выражение [2 2, с. 18]. Франклин был приверженцем аграрно – демократического пути США. Он был убежден: Америке аграрный путь развития уготован по меньшей мере в течение следующего столетия. Идея торгово – промышленного пути рассматривалась ими как утопия. Искусственное поощрение в США промышленности являлось, по его убеждению равнозначным попытке “принудить природу”. Демократам к числу которых принадлежал Франклин, импонировало, что в стране развита преимущественно кустарная и домашняя промышленность, позволявшая земледельцам самим одевать и обувать себя и исключавшая надобность в городских мануфактурах и заграничных товарах. В концепции Франклина присутствует ядро знаменитой американской мечты, которая состоит в вере в способность каждого индивидуума, в том числе бедняка, стать экономически независимым. Главным оппонентом Франклина был Александр Гамильтон, пророк и крестный отец торгово – промышленного развития США. Он родился 11 января 1755 года. В 13 лет Гамильтон остался круглым сиротой и вынужден был начать службу у богатого купца Николаса Крюгера. Условия жизни рано приучили Гамильтона полагаться во всем на собственное трудолюбие и предприимчивость. Он не был обделен умом и разнообразными способностями. У юноши обнаружились литературные способности. В конце 1772 года Гамильтон прибыл в Нью-Йорк с намерением получить образование в королевском колледже (будущий Колумбийский университет). Учился Гамильтон блестяще. Вскоре после начала войны с Англией он оказался одним из ближайших помощников главнокомандующего континентальной армией Джорджа Вашингтона и близко сошелся с самыми влиятельными политиками молодой республики. Покоряя одну политическую вершину за другой Гамильтон становится признанным политическим лидером торгово – промышленных и финансовых кругов страны. А когда была одобрена федеральная конституция, “любимое детище Гамильтона” [3 2, с. 32] и его единомышленников, граждане Нью-Йорка соорудили 32 – пушечный фрегат “Александр Гамильтон” со статуей кумира на носу. Написанная им в защиту основного закона страны серия статей под общим названием “Федералист” была объявлена Вашингтоном политической классикой. Острой мыслью и твердой рукой [4 2, с. 32] прокладывал он путь торгово – промышленному развитию США, которой стали называть не иначе как “гамильтоновским путем”. В разработке текста конституции также принимал участие Джеймс Мэдисон. В отличие от Гамильтона Мэдисон по происхождению принадлежал к американской элите – родился 1751 году в богатой плантаторской семье. Он получил прекрасное образование – учился в частной школе и престижном Принстонском колледже (будущем университете). В 1776 году Мэдисона избирают членом первого исполнительного совета Виргинии, а в 1779 году направляют в Континентальный конгресс представлять интересы штата. Мэдисон являлся выразителем плантаторских и аграрных интересов страны, но внешне политические соображения дали толчок переходу Мэдисона на федералистские позиции. Требование возвысить национальные интересы над интересами штатов сомкнуло Мэдисона с Гамильтоном. Сильное национальное правительство, единодушно провозглашали оба политических деятеля, необходимо было не только для того, чтобы преодолевать сепаратизм штатов и защищать суверенитет США на международной арене, но и для того, чтобы поддерживать внутри страны социальный порядок. Мотив преодоления с помощью сильного центрального правительства социальных конфликтов выступил на первый план у Гамильтона и Мэдисона, впрочем как и у других идеологов “верхов”, во время принятия федеральной конституции. Федеральная Конституция была разработана летом 1787 г. на конвенте в Филадельфии. Он проходил в глубокой секретности, а по его окончании вниманию общественности был предложен проект Федеральной Конституции. Тон конвенту задавали 8-10 человек, а его идейными вдохновителями были Мэдисон, которого не случайно нарекли “философом американской конституции”, и Гамильтон. Конституция США воплотила компромисс не только между двумя группами буржуазно – плантаторской элиты, но также и между нею и патриотическим лагерем в целом. На компромиссной основе решался в конституции вопрос о соотношении прав штатов и федерального правительства: прерогативы последнего были перечислены, что соответствовало требованиям сторонников прав штатов, но были весьма многочисленными, что удовлетворяло поборников сильного центра. Среди новых полномочий правительства США особое значение имели введение и сбор любых, как прямых, так и косвенных федеральных налогов и регулирование торговых и коммерческих отношений между штатами. Решение Конституционного конвента о допуске к национальным выборам всех американцев, наделенных избирательным правом в годы Войны за независимость означало признание одного из важных политических нововведений Американской революции. Компромиссом между северными и южными штатами завершилось на конвенте обсуждение вопроса о рабстве. Ради утверждения прочного государственного союза делегаты северных штатов поступились заповедью о равенстве естественных прав человека. Рабы на конвенте были признаны собственностью, посягательство на которую объявлялось таким же кощунством, как и посягательство на недвижимость и банковские вклады. Конституция США санкционировала институт рабства и предоставила южным штатам право расширенного политического представительства в Конгрессе с учетом трех пятых численности подневольного негритянского населения. Правда, участники филадельфийского конвента не упоминали само слово “рабство” в конституции: во всех случаях в основном законе США о нём говорилось иносказательно. Федеральной Конституции предстояло вступить в силу после ее утверждения 9-ю штатами из 13-ти. Эта процедура вызвала напряженную политическую борьбу в стране. Противники Конституции – антифедералисты критиковали её в основном по 2-м причинам: они не желали ограничения суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, и указывали на отсутствие билля о правах. Её сторонники – федералисты имели лишь небольшой перевес, и ратификация происходила с большим трудом. В июне 1788 года новая Конституция вступила в силу. Конституция США – сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Она состоит из преамбулы, в которой говорится, что народ США принимает эту конституцию в целях создание более совершенного союза, утверждения правосудия и внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и свободе, а также из семи статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимают несколько страниц). Большинство статей делятся на разделы. Важнейшими конституционными документами являются также поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них – в 1992 году. Впервые Конституция США была дополнена Биллем о правах (первые 10 поправок), принятым в 1789 году и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 году. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы. Из области социально-экономических прав в нём говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три послевоенные поправки, принятые после Гражданской войны 1861-1865 гг. Это XIII поправка (1865 г. ) о признании бывших рабов-негров гражданами США и о равенстве прав граждан, XIV поправка (принята в 1966 г. , ратифицирована в 1968 г. ) о расовом и национальном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и XV поправка (принята в 1869 г. , ратифицирована в 1870 г. ) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. XIX поправка (принята в 1917 г. , ратифицирована в 1919 г. ) предоставила избирательные права женщинам, XXIV – запрещает лишение избирательных прав за не уплату налогов, XXVII – запрещает сенаторам и палате представителей увеличивать размер своего жалования. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов, преемственность власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президентом, отдельных вопросов правосудия и т. д. Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Конституция 1787 года (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей сколько конкретизированной форме. Она предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности. Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Он устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др. ), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и тоже преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания. Государственным устройством США является федерация, субъектами федерации – 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто–Рико и Гуам. Пуэрто-Рико считается “свободно присоединившемся государством”, этот остров – не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство, но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только по одному делегату с правом совещательного голоса. Не имея представительства в федеральных органах, их жители не платят федеральных налогов. В Пуэрто-Рико проводились референдумы по преобразованию острова в штат, но его избиратели голосовали против. В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие статус территории США. Там существует практически назначаемая администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в выборах президента. Они посылают также одного делегата в нижнюю палату конгресса с правом совещательного голоса, но законодательные полномочия в отношении округа принадлежат конгрессу. Вашингтон – столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра. Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США (это положение было сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861 – 1865 гг. ). Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США (конституции штатов в отличие от конституции США принимались неоднократно). Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры и конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска. Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило не применяется. Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, на 2-4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето. Однако в отличие от президента США губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица могут избираться непосредственно гражданами. Но и в этом случае губернатор координирует из деятельность и в какой-то мере руководит ими. Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не в праве учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов. Федерация США – относительно централизовано. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в конституции полномочий. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. С другой стороны, федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, правда, на строго определенные цели, проверяя их использование. Кроме того, в последние десятилетия федерация, стремясь разгрузить федеральный бюджет передает штатам многие полномочия по решению социальных вопросов. Конституция США исходит из принципа разделения властей в его “жестком” варианте. Статья I конституции посвящена законодательной власти (конгресс США), статья II – исполнительной (президент), статья III – судебной (преимущественно Верховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделения полномочий между органами государства, установления системы сдержек и противовесов властей, их взаимозависимости. Деятельность президента и Верховного суда осуществляется на основе законов, принятых конгрессом, но с другой стороны, президент имеет право отлагательного вето в отношении законов, а Верховный суд может признать законы и акты президента неконституционными и тем самым парализовать их действие. Президентская власть распространяется на Верховный суд: президент назначает его членов, но при участии законодательной власти, поскольку эти назначения подлежат назначению сената (2/3 голосов). С помощью такой системы государственный механизм США работает слаженно и эффективно на протяжении более двух веков, ему не известны кризисы, симптомы превышения власти какой-либо её ветвью. Эта эффективность во многом зависит от 2-х партийной системы, к которой приспособлены выборы и всё функционирование государственного механизма. Законодательная власть. Конгресс США состоит из 2-х палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируется 2 кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее 7 лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из 2-х лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые 2 года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на 2 года, ещё треть – на 4 года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности 6 лет). Для избрания сенатором необходимы 30 – летний возраст, состояние в гражданстве США не менее 9-ти лет, проживание в штате, от которого он избирается. Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период. Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками, бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами коммуникаций. Конгрессмены получают специальную пенсию размер которой зависит от стажа пребывания в конгрессе. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть выбран временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он в праве применять меры взыскания к депутатам и т. д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи с чем нередко применяется прием “флибустьерства” - путем бесконечных выступлений “заговаривают” законопроект другой партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно ограничить одним часом). Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (по экономике, налогообложению и др. ); постоянные специализированные комитеты каждой из палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т. д. ; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще по сообщениям прессы). У конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует международные договоры. Полномочия конгресса в конституции изложены “в значительной мере прагматично, а иногда казуистично [5 3, с. 336]”. К числу общих полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканки монеты, то есть регулирование денежного обращения, определения стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монет); в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами); в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими) и т. д. В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство, создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства и т. д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции (выдавать каперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских судов, свидетельства на право аналогичных репрессалий, устанавливать правила для захватов на суше и на море), в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом. Конституция устанавливает для конгресса и ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и с обратной силой; не могут вводится налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портом одного штата перед портами другого штата. Главной формой деятельности конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Президент вправе вносить только законопроект только о бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями президента конгрессу, а члены парламента не редко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти. Исполнительная власть. Согласно конституции исполнительную власть в федерации осуществляет президент. Кабинет президента состоит из советников президента и является совещательным органом. Под руководством президента работают различные ведомства (например, Совет национальной безопасности). Вице-президент (его кандидатура кандидатом в президенты и голосуется одновременно с кандидатурой президента от соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он замещает президента, председательствует в сенате и выполняет отдельные поручения президента. Президент и вице-президент США избираются косвенным путем – выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избранно президентом более двух раз. Правда, Ф. Рузвельт был избран президентом трижды, но такая поправка к конституции, введенная специально для него, затем была отменена. Конституция устанавливает, что президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры; он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией. Президент обращается к конгрессу с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает конгресс на чрезвычайную сессию и др. Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т. д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате). Президент несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями. Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Конституция не упоминает о возможности отставки президента, но однажды она имела место (президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974 году, не дожидаясь угрожавшего ему импичмента в связи с делом о прослушивании телефонных разговоров политических противников, нарушающем конституционный принцип тайны коммуникаций). Судебная власть. В США самое большое в мире число юристов на душу населения, а в среднем в год бывает 25 миллионов судебных процессов. Здесь существует две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом США с согласия сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. С 1803 года Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу. Конституции США институт судебного конституционного контроля неизвестен, он оформился на основе судебного прецедента. Верховный суд толкует конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности. Закон, признанный не конституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого права), остается в сборниках законов, но не применяется судами, то есть лишается юридической зашиты. Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов – по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам; в прибрежных штатах – морские суды и т. д. Суды формируются по-разному: судьи избираются населением, назначаются мэрами городов, муниципальными властями, председателями вышестоящих судов. Список присяжных заседателей обычно составляется муниципальными органами при участии различных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию. В делах, связанных с вопросами национальных меньшинств, присяжные подбираются особенно тщательно, часто путем согласований различных объединений и судебных инстанций. Конституция США – жесткая конституция. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа – конгресса – либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации законодательными собраниями 3/4 штатов, либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок (было предложено более 5 тысяч поправок, конгресс принял около 40 из них, необходимое большинство штатов ратифицировало 27). Конституция США представляет собой противоречивый документ. С одной стороны она имела исторически ограниченный характер [6 3, с. 323], связанный с условиями её времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов – рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того времени конституция ограничивалась регулированием отношений государственной власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках личных прав гражданина), а также установлением структуры и взаимоотношений высших органов государства. В тексте конституции не было статей о политических и социально экономических правах личности. Вместе с тем конституция США – безусловно прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Конституция США – первая писаная конституция. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др. ), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградов В. Н. , Гусева Н. М. , Зверев А. М. , Шпотов Б. М. “Новая история стран Европы и Америки. Первый период”, изд-во “Высшая школа”, 1998г. , г. Москва, 415с. Согрин В. В. “Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века”, изд-во “Наука”, 1995г. , г. Москва, 237с. Чиркин В. Е. “Конституционное право зарубежных стран”, изд-во “Юристъ”, 1999г. , г. Москва, 566с.