Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Проблемный эксперимент с животными как средство гуманизации личности ребенка

Проблемный эксперимент сживотными как средствогуманизации личности ребенка
Ю. А.Белоусов, А. В. Соловьева
Внастоящее время очень серьезно встала проблема негуманного, потребительскогоотношения к природе в целом и к животному миру в частности. Отчасти это связанос тем, что большая часть городского населения на протяжении несколькихпоколений лишена постоянного непосредственного общения с природой и уже нечувствует себя ее частью, а многие сельские жители перестали соотносить силусвоего воздействия на окружающую среду с тем реальным натиском человека,который она в состоянии выдержать. Но в большей степени тому виной недостатокэкологического воспитания и пренебрежение к формированию личности ребенка впериод его школьного обучения. В связи с этим одной из актуальнейших задачшкольного образования на сегодняшний день является воспитание гуманизма уподрастающего поколения. Одним из методом такого воспитания может служитьнепосредственное общение детей с животными.
«Чащевсего знакомство с окружающей средой в рамках программы средней школыосуществляется на уроках биологии. Между тем анализ структуры и содержанияучебных планов по биологии показал, что на изучение экологии и этологии в целяхэкологического воспитания отводится слишком мало времени» [7]. Особенносильно эта проблема затронула этологию и зоопсихологию. Зачастую, как показалирезультаты школьных биологических олимпиад, несмотря на явный интерес кповедению животных, даже самые успевающие ученики очень плохо в немориентируются. Кроме того, вопросы эти рассматриваются в курсе общей биологии,преподаваемой в 11 классе, что, по сути своей неверно, так как в связи с тем,что «большая часть тех нейрофизиологических свойств, которые характеризуютвзрослого человека, складываются в самом юном возрасте» [5], утрачиваетсявесь смысл воспитательной функции таких наук, как этология и зоопсихология.Именно поэтому очень важно учитывать, что процесс формирования личности (впериод школьного обучения) особенно активно протекает в начальных и среднихклассах, где помимо знаний человек обретает те нравственные ценности ижизненные принципы, которые впоследствии могут предопределить как отношениясистемы человек-природа, так и отношения системы человек-человек. Изучение науко поведении животных в старших классах неправомерно еще и потому, что во многихшколах биология в 11-м классе не входит в число обязательных предметов и всвязи с этим ее воспитательное значение практически сводится к нулю.
Господствофизиологического подхода в изучении биологии и скудость информации о поведенииживотных сыграли весьма противоречивую роль: животное в глазах школьников сталопредставляться не иначе как примитивный рефлекторный механизм. По окончаниишколы многие ученики не имеют представления о том, что чувства и эмоции высшихживотных в сущности мало отличаются от человеческих (еще Дарвин упоминал обэтом).
Междутем, как писал К.Лоренц, «в эмоциональном плане животные гораздо ближе кнам, чем обычно считается» [3]. Что же касается рассудочной деятельности,то на сегодняшний день уже точно известно, что высшим животным, в частности,млекопитающим, свойственны не только поведенческие реакции на уровне ситуации,но и довольно сложные психические процессы [1], такие, например, как обобщениеи установление причинно-следственных связей. Об этом свидетельствуют опытыН.Ладыгиной-Котс, В.Келера, Ло Сенг Цая и многих других ученых [4]. Более того,высокоорганизованным животным присущи интеллект и мышление как высшие формыпсихической деятельности [2].
Длятого, чтобы полнее раскрыть ученикам средней школы эти процессы, мы предлагаем:во-первых, ознакомить их с результатами опытов выдающихся ученых-этологов изоопсихологов в целях популяризации науки и современных ее достижений;во-вторых, учитывая, что «основной элемент любого обучения — мотивация — достижим лишь в условиях использования широкой гаммы обучающих экспериментов,среди которых заслуживает упоминания опыт непосредственного участия школьниковв ряде практических видов деятельности» [7], мы рекомендуем к проведениюна факультативных (или внеклассных) занятиях ряд гуманных, легко поддающихсявоссозданию экспериментов с животными, которые дадут учащимся, помимо навыковбережного обращения с «братьями меньшими», также и представление обих мыслительных способностях.
Вкачестве одного из таких экспериментов мы можем предложить опробованный нами«тест на смышленость» Ло Сенг Цая [6], очень ярко иллюстрирующий способностьживотных к абстрактному мышлению.
Объектомдля этого эксперимента послужили крысы; выбор испытуемых был обусловлен тем,что:
1).Крысы уже много лет живут бок о бок с человеком и в достаточной степени сумелиприспособиться к сложным условиям обитания, где постоянно происходит сменаокружающей обстановки. Поэтому лабораторные условия являются для крысбиологически адекватными.
2).Морфологическое строение этих животных располагает к развитию больших сенсорныхспособностей.
3).Крысы — общественные, высокосоциальные животные и, следовательно, обладаютпрекрасными способностями к научению. (В качестве доказательства можно привестинаучение путем подражания, а этот способ приобретения элементарных знаний,столь характерный для крыс [4], свойственен только высокоорганизованнымживотным).
4).Кроме того, крысы очень неприхотливы в содержании и легко приручаются, чтоделает их весьма привлекательными в качестве обитателей школьных живых уголков.
Главнойцелью при проведении эксперимента предполагалось установить, сможет ли крысасамостоятельно решить поставленную перед ней задачу нахождения пути к пищевойприманке, требующую от животного отражения причинно-следственной отношений входе его деятельности, то есть крыса должна установить связь между собственнымидействиями и их последствиями, приводящими к изменению окружающей обстановки вположительную или отрицательную для удовлетворения потребности животногосторону, и в дальнейшем целенаправленно воспроизводить только те движения,которые приводят к решению задачи.
Методы:В опыте использовался один из вариантов проблемной ситуации, основанной наметодике американского зоопсихолога Ло Сенг Цая, названной «тестами насмышленость». Суть его заключается в том, что животное, находясь вэкспериментальной ситуации, должно научиться тому, на что нужно воздействоватьи как именно это делать, чтобы решить поставленную перед ним задачу [2].
Используемаяв опыте экспериментальная установка имеет общую высоту 1м и состоит из трехполок различных размеров, расположенных одна над другой (с таким расчетом,чтобы крыса не могла переместиться с одной полки на другую без помощиспециальной лестницы) и закрепленных в этом положении двумя вертикальнымистойками. Размеры полок: нижняя 50х33 см, средняя 33х18 см, верхняя 18х10 см.Расстояние от нижней до средней полки 35 см, от средней до верхней 38 см.Помимо полок конструкция снабжена (как упоминалось выше) легкой лестницей(длина которой 40 см), приводимой в движение при помощи тонкой веревки,толщиной приблизительно 1 мм. Веревка, закрепленная одним своим концом налестнице, продевается сквозь железную петлю на верхней полке, перекидываетсячерез блок над верхней полкой (который находится на высоте 20 см от нее). Затемверевка спускается вниз, сначала через отверстие в верхней, а затем в нижнейполке, где ко второму, свободному ее концу подвешивается груз в противовес клестнице.
Крометого, на всех полках имеются фиксирующие лестницу устройства: а) Горизонтальныепланки на нижней и средней полках, равные по длине ширине лестницы,препятствующие соскальзыванию последней вниз. б) Металлические крепежныеустройства на второй (средней) полке, расстояние между которыми чуть превышаетширину лестницы и не позволяет ей смещаться в сторону. в) Железные петля икрючок на верхней полке, не дающие лестнице опрокидываться назад. Перед началомэксперимента (а он обязательно должен проводиться в знакомом для крысыпомещении, иначе возможна неадекватная реакция со стороны животного) лестницаустанавливается между нижней и средней полками так, чтобы ее нижний конецнаходился между двумя деревянными планками-фиксаторами.
Планпроведения опыта:
1).После подготовки экспериментальной установки на нижнюю полку выпускается крыса(К) и ей дается некоторое время (5-10 мин) для ознакомления с новойобстановкой.
2).Затем в присутствии животного на верхнюю полку помещают корм, причем так, чтобыэто не осталось для К незамеченным.
3).Предположительно, животное, стремясь достать корм, взбирается по лестнице насреднюю полку, и далее его действия будут разворачиваться по следующей схеме:
А).Активное исследование окружающей обстановки.
Б).Случайное наталкивание на нужный предмет (перекинутую через блок тонкуюверевку, приводящую лестницу в движение)
В).Выделение этого предмета из окружающей обстановки (вследствие податливостиверевки и следующего одновременно с этим поднятия лестницы).
Г).Интенсивное воздействие на этот предмет (подтягивание веревки).
Д).Решение задачи, вследствие действий, направленных на определенный элементокружающей обстановки. (Получение доступа к корму).
Примечания:Подразумевается, что действия К будут основаны на пищевой мотивации, поэтомуживотное перед началом эксперимента должно испытывать голод.
Вседействия животного фиксируются методом сплошного протоколирования и фотосъемки.
Результатыпроведенного нами эксперимента:
1).Животное (крыса самец-К) в течение нескольких первых минут проявило неофобию,что выражалось в настороженных движениях, быстрых резких перебежках мелкимстелющимся шагом с последующим замиранием на месте.
2).По прошествии 6 минут животное, постепенно освоившись, начало активноеисследование окружающей обстановки (ориентировочные стойки, разглядываниепредметов и ощупывание их вибриссами). Этап длился 4 минуты.
3).После того, как при животном, находившемся около одной из стоек на нижнейполке, на верхнюю был помещен корм, произошло следующее: К, проследив взглядомза рукой экспериментатора с кормом, сделал несколько ориентировочных стоек,одновременно с этим принюхиваясь. (На эти действия животным было затрачено 2секунды).
4).Затем немедленно последовал по направлению к лестнице, по которой тотчас жезабрался на среднюю полку (10 сек).
5).Оказавшись на средней полке, К пытался взобраться на верхнюю, что ему никак неудавалось. Карабкание по отвесной стене (стойке) не привело к желаемомурезультату, и, когда К, в процессе активного исследования окружающей обстановки6), натолкнулся на веревку, то, крепко ухватив ее передними лапами и помогаясебе зубами, с силой потянул ее (пытаясь, по-видимому, использовать в качестведополнительной опоры), обнаружив тем самым податливость веревки, однаконаходясь в этот момент спиной к лестнице, К не сразу заметил ее продвижение(5-й этап — 5 мин, 6-й — 4 сек).
7).Последнее он обнаружил уже потом, в процессе дальнейшего исследования среднейполки (2 мин).
8)Как только это произошло (9), К вновь вернулся к веревке и стал тянуть ее. Наэтот раз он стоял к лестнице не спиной, а боком и имел возможность наблюдать заизменением ее местоположения. (8-й этап — 2 сек, 9-й — 6 сек).
10).Когда лестница едва коснулась верхней полки, К бросил веревку и сразунаправился к тому краю полки, где находилась лестница (2 сек).
11).После чего им была сделана попытка взобраться по ней на верхнюю полку. Но,поскольку лестница не была зафиксирована (для этого ее надо было натягивать доупора), попытка не увенчалась успехом — не успел К полностью поместиться налестнице, как та уже опускалась под тяжестью его тела. (10 сек).
12).К, несмотря на то, что потерпел неудачу, быстро (2 сек) возвратился к веревкеи, временами посматривая на лестницу, тянул ее, теперь уже до упора (3 сек).
13).Когда лестница вновь встала на место, К предпринял еще одну попытку еювоспользоваться. Поскольку на сей раз лестница была закреплена, эта попытка емуудалась. (3 сек). Не прошло и минуты (2-3 сек), как К уже сидел на верхнейполке и поедал корм.
Итак,за 17 минут животное самостоятельно научилось подтягивать лестницу с помощьютонкой веревки и тем самым обеспечивать себе беспрепятственный доступ наверхнюю полку, где находился корм.
Вывод:В ходе эксперимента выявлена способность крыс к установлениюпричинно-следственных связей, что еще раз подтверждает присутствиеинтеллектуального элемента в их поведении.
Список литературы
 [1]Акимушкин И. Вопросы этологии. М., 1987. С. 5.
[2]Котенкова Е.В., Мешкова Н.Н., Шутова М.И. О крысах и мышах. М., 1989. С.35.
[3]Лоренц К. Год серого гуся. М., 1984. С.31.
[4]Мешкова Н.Н. Шутова М.И. Особенности психической деятельности серой крысы. АНСССР, ИЭМЭЖ. Новые материалы по биологии серой крысы, М., 1990. С.65.
[5]Париж, ЮНЕСКО, 1974. Годовой отчет //Охрана окружающей среды: проблемыпросвещения, М., 1983. С. 131.
[6]Тинберген Н. Поведение животных. М., 1985. С. 138-139.
[7]Эйхлер Артуро Просвещение в области окружающей среды в средней школе //Охранаокружающей среды: проблемы просвещения. М., 1983. С. 159.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.