Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психология, введение в профессию

Новоеосмысление содержания профконсультационной помощи вызвано резко изменившейся (ипостоянно меняющейся) ситуацией в психологии, образовании, экономике и в странев целом. Просто “проводить” с клиентами те или иные методики на сегодняшнийдень уже явно недостаточно. Поэтому можно выделить два основных направления(подхода) в развитии профконсультации: 1 — с преимущественным акцентом насоздание новых методик (это остается актуальным и в сегодняшних условиях); 2 —с преимущественным акцентом на разработку теоретико-методологических основпрофконсультационной работы (предшествующие теоретические наработки хотя иможно использовать в  качестве исходных, но они уже часто не отвечаютпотребностям сегодняшнего дня). Конечно, проще всего было бы чисто механическиобъединить оба этих направления (и в определенной мере, без взаимодополненияэтих направлений не обойтись!), но если все-таки выделять приоритеты, то сейчаснесколько важнее теоретико-методологическое направление, в котором пока ещецарит настоящая путаница. Объясняется это тем, что психологическая практикапостоянно расширяется, но вопрос, что именно делают многие психологи (в чемсмысл их деятельности), чем их усилия принципиально отличаются от обычнойпомощи людей друг другу по-прежнему остается открытым и далеко не всепсихологи-профессионалы, особенно психологи-профконсультанты  внятно смогли бына этот вопрос ответить.
Особенность(и даже парадоксальность) современной ситуации, сложившейся в профессиональномсамоопределении, заключается в том, что нередко для новых теоретическихосмыслений необходимо сначала разработать и использовать в практике конкретныеметодики (хотя по логике вещей еще перед созданием методик разработчикунеобходимо было бы осознать цель и смысл такой методики). Собственнометодическая деятельность, по мнению Г.П.Щедровицкого, начинается тогда, когдапсихолог-практик самостоятельно готов построить систему средств для достиженияуже осознанной (“увиденной”) им цели своей деятельности (Щедровицкий Г., 1992,с. 48-49). На усложнившиеся отношения между теорией и практикой указываетФ.Е.Василюк, отмечая, что “с появлением психологических служб собственнопсихологической практики привычный лозунг о внедрении психологии в практику долженбыть перевернут, наоборот, практику надо внедрять в психологию...” (Василюк.1992, с. 19) И все-таки лучше, когда перед непосредственнойпрофконсультационной практикой специалист будет хотя бы стремиться получшеосознать для себя смысл оказываемой подростку (или взрослому клиенту) помощи.
Всамом теоретическом подходе можно было бы выделить такой приоритет, какметодологическое обеспечение формирования у клиентов ценностно-нравственнойосновы выбора. В целом, актуальность поиска новых теоретико-методологическихоснований профессионального самоопределения обусловлена следующимиобстоятельствами.
Во-первых,существенными изменениями в образовательных системах не только отечественных,но и зарубежных, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественнойжизни. Отсюда проблема свободы самоопределения и самореализации в изменившемсяобществе становится одной из важнейших не только для педагогики и.психологии,но и для всех гуманитарных направлений.
Во-вторых,особенностями переживаемого Россией периода, когда прежниеценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуютреальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это приводит к растерянностине только многих выпускников школ и их родителей, но и к растерянности самих педагогов,психологов и профконсультантов, пытающихся оказывать учащимсяпрофориентационную помощь.
В-третьих,явно недостаточной проработанностью теории и практики профессиональногосамоопределения, часто страдающей узкой направленностью на конкретные аспектысамоопределения и не учитывающей его сложного, комплексного характера, а такжесвязью с жизненным и личностным самоопределением
В-четвертых,до сих пор ощущается острый недостаток собственных специфическихпрофконсультационных методик, отвечающих новым тенденциям в педагогике,психологии и профессиональном самоопределении.
Крометого, расширение практики профессионального самоопределения нередко приводит ктому, что профконсультанты, пройдя лишь небольшой курс подготовки, приступают кобслуживанию больших масс учащихся, пытаясь за короткие сроки и без должногоорганизационного, теоретического и методического обеспечения решать сложнейшиевопросы, связанные с планированием дальнейшей жизни учащихся.
Исходяиз приведенных выше рассуждений, общая структура пособия включает две основныечасти. Первая, несколько меньшая по объему часть, посвященатеоретико-методологическому и культурологическому анализу оснований активизациипрофессионального и личностного самоопределения. Во второй части представленоописание конкретных активизирующих методик профессионального и личностногосамоопределения, где особое внимание также уделяется раскрытию смысла исодержания их использования.
Определениесущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачейи поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поискене только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей,представителей различных направлений науки и искусства.
Какуже отмечалось, важнейшим критерием развития профессиональной ориентацииявилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободывыбора. Сказанное не означает, что проблемы свободы выбора не существовалоранее, например, в фольклорных источниках, в философской, педагогической ихудожественной литературе эта проблема занимала видное место.  Например,И.С.Кон, отмечая связь образа человека и типа культуры, пишет: “Неслучайно вклассово антагонистических обществах самостоятельность и инициатива угнетенныхпроявлялась не только в труде, но и в умении уклониться от него. В фольклореразных народов наряду с героем-тружеником, терпеливым и искусным Мастером,действует герой-трикстер, лукавый обманщик, который ловко водит за нос своиххозяев, вплоть до самого господа бога” (Кон, 1984, с. 52).
Вотечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теориипрофессионального самоопределения, который во многом предопределил современныеподходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в областипрофессиональной ориентации и профконсультирования Е.А.Климова (1976; 1983;1988: 1990 и др."), А.Е.Голомшток (1979), Л.А.Йовайши (1983), В.В.Назимова(1972), Б.А.Федоришина (1979), С.Н.Чистяковой (1989; 1993) и др. Особенностьювсех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностнымаспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один изпоследних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный вИнституте профессионального самоопределения молодежи при РАО (1993) основан наразработанной Р.Бернсом “Я-концепции” развития личности (1986).
Оченьинтересны для развития теории профессионального самоопределения идеи“событийного подхода” при планировании и рассмотрении жизненного пути человека,разрабатываемые Е.И.Головахой и А.А.Кроником (1984: 1988; 1993), а такжеблизкие к ним по духу рассуждения В.М.Розина о построении судьбы как“художественного творчества”, характерного для людей искусства (1992).Примечательно, что еще в 20-х годах идеи, близкие к событийному подходувысказывались представителями философских направлений, в частностиС.А.Аскольдов говорил о проблемах взаимосвязи времени онтологического,психологического и физического (1990).
Длятеоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работызарубежных исследователей в области профессионального самоопределении,психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны имогут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж.Крумбольц иР. Киннер  рассматривают роль профконсультанта как “менторскую”, воспитывающую,как «поставщика информации» клиенту.
Е.Герр(Негг, 1984) считает, что современный проф-консультант — это прикладнойученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб,тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.
Н.Гисберси И.Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего, вжизненном самоопределении: “Пожизненное самоопределение — как саморазвитиечерез интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека” .
Маслоу,предложил концепцию профессионального зазвития и выделил в качествецентрального понятия самоактуализацию — как стремление человекасовершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя зеле .
Лж.Холландвыделяет шесть личностных типов позволяющих определить “личностный код” исоотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды .
Японскийисследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовкишкольников к сознательному профессиональному выбору, важным элементом которойявляются специально организованные в 16-ти видах деятельности “трудовые пробы”.Примечательно, что в России во второй половине 80-х годов пытались внедритьсистему профессора Фукуямы, эти попытки сразу же столкнулись с недостаткомматериальной базы и финансирования столь сложной программы. Все это еще разсвидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собственные подходы иметоды в столь сложном деле как профессиональное самоопределение, которое вкаждой стране имеет свои особенности и ограничения...
Однойиз наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция“профессиональной зрелости”, которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатываетЛ.Сьюпер (см. Михайлов. 1975: Укке. 1972). Выбор профессии Д.Сьюперрассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределениепостроения карьеры) —это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этоголежит “Я-концепция” личности как относительно целостное образование, постепенноизменяющееся по мере взросления человека.
Многообразиеразличных концептуальных подходов рассмотрению проблемы профессиональногосамоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но икультурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинствомлюдей, проживающих в конкретной стране (или в конкретных регионах одной и тойже страны), а также неоднородностью населения (возможных клиентов) конкретныхстран и регионов. Все это осложняет выделение “самых лучших” концептуальны:подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной поспособам рассмотрения и реше ния. Можно также предположить, что “правильность”способа решения этой проблемы, в первою очередь, будет за висеть отособенностей конкретного школьника (клиента и общего уровня развития самогопрофконсультанта.
Сложностьопределения самого понятия (сущности) са моопределения связана еще и с тем, чтоимеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация,самоосуществление, которые нередко раскрываются “чере увлеченность значимойработой” (А.Маслоу). через “дело” которое делает человек (К.Яспрерс) (см.Франкл, 1990, 58-59). П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения способностичеловека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умениипереосмысливать собственную сущность (1993). В.Франкл определяет полноценностьчеловеческой жизни через его способность “выходить за пределы самого себя”, аглавное — находить новые смыслы конкретном деле и во всей своей жизни (1990).Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С.Кон связывает их свыполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением)  (1984, 209). Все больше появляется работ, где делается попыткикак-то связать профессиональную деятельность с отноше нием к миру, обозначитьсвязь труда,  жизни, счастья) судьбы (Аргайл, 1990: Климов. 1993; Коган, 1988:Мамагдашвили, 1991; Чу дновскии, 1995идр).
Всеэто позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессиональногосамоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное иосознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности вконкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Соотношениепонятий “профессиональное самоопреде-  ление", “профориентация” и“профконсультация” выглядит следующим образом. Профориентация является болеешироким понятием. -предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогикии психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит ипрофконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональномсамоопределении. И профориентацию. и профконсультацию можно определить какориентирование” школьника (оптанта), тогда как про фессиональноесамоопределение больше соотносится с “самоориентированием” учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов. 1983, с. 15-21).
Вкачестве содержательно-процессуальной модели про-фессионального самоопределенияпредлагается модифи- цированный вариант схемы построения личногопрофессионального плана — ЛПП (Е.А.Климову; 1988, 1990), дополненныйценностно-нравственными компонентами самоопределения (Пряжников, 1988, 1991):
1.Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда(ценностно-нравственная основа самоопределения).
2.Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране ипрогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретнойсоциально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).
3.Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценногосамоопределения и самореализации.
4.Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основасамоопределения).
5.Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другимиважными жизненными целями (досуговыми. семейными, личностными).
6.Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей кдальней цели.
7.Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующихпрофессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства(микроинформационная основа самоопределения).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.