Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ системы управления рисками в деятельности предприятия и выработка методов по их минимизац

--PAGE_BREAK--
1.2 Приемы и методы управления риском

Методы управления рисками весьма разнообразны. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска — это оставление риска за инвестором, т.е. на его от­ветственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчур­ного капитала.[52]

Передача риска означает, что инвестор предает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

-        диверсификация;

-        приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

-        лимитирование;

-        самострахование;

-        страхование;

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируе­мых средств между различными объектами вложения капитала, которые непо­средственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и по­терь доходов. Диверсификация позволяет избежать  часть риска при распределении капи­тала между разнообразными видами деятельности.[28]

Лимитирование — это установление лимита, т.е. предельных сумм расхо­дов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом сни­жения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд и прочих операциях.

При  выборе   конкретного   средства разрешения  риска  предприятие должно исходить из следующих принципов:

-  нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

-  нельзя рисковать многим ради малого;

-  следует предугадывать последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необхо­димо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого дан­ному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

Вопрос о выборе оптимальной политики, направленной на снижение рис­ка решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат гласит: оптимальная политика управления риском должна быть та­кой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствова­ли предельной полезности, доставляемой ее применением.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необхо­димо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого дан­ному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возмож­но, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

В таблицах 1.1 и 1.2. представлены способы уменьшения негативных по­следствий от различных видов риска, с которыми может столкнуться пред­приниматель.
Таблица 1. 1 Различные виды риска, не связанные со страхованием

Вид риска

Способ уменьшения негативных последст­вий

Коммерческий риск

Правильное определение допустимого уровня соотношения  финансовых  коэффи­циентов. Правильный выбор способов повы­шения прогнозируемой рентабельности инве­стиций в данный проект

Риск неоптимального распределения ресурсов

Четкое и правильное определение приори­тетов при распределении ресурсов в зависи­мости от их наличия. Правильные и четкие маркетинговые исследования для определения   точного количества производимых продуктов.



Экономические коле­бания и изменения вкуса клиентов

Эффективное прогнозирование и планиро­вание

Действия конкурен­тов

Активная деятельность по изучению и предвидению возможных действий конкурентов и их учет в маркетинговой и производственной деятельности

Недовольство работ­ников, что может при­вести к их уходу или забастовкам

Хорошо продуманные социально-экономи­ческие программы для  служащих, учет их требований и просьб, проблемы мотиваций, создание    благоприятной    психологической обстановки и т. д.

Финансовый  риск, связанный с пассивно­стью капиталов, с од­новременным размеще­нием больших средств

Правильное управление финансами, свое-    [ временное размещение пассивных средств в приносящие прибыли проекты или  предос­тавление выгодных кредитов. Главное, чтобы капитал не лежал «мертвым, грузом);. а работал. Передача части риска –другим фирмампутем их подключения к участию вфинанси­ровании дорогостоящих и рискованных про­ектов, использование венчурного капитала






Таблица 1.2

Различные виды риска, которые целесообразно страховать с помощью страховых компаний



Вид риска

Способ уменьшения негатив­ных последствий

Пожар и другие стихийные бедст­вия

Страхование сумм вероятных убытков

Автомобильные аварии

Страхование автомобиля

Риск уничтожения или порчи груза при транспортировке

Страхование стоимости груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки)

Риск от небрежности работников фирмы

Страхование стоимости воз­можных убытков от небрежно сти работников

Риск от вероятной нечестности служащих, что может нанести мате­риальный и моральный ущерб фирме

Приобретение  в страховой компании бондов «честности»

Риск невыполнения обязательств одним из работников или группой ра­ботников, от чего зависит выполне­ние всего проекта

Приобретение бондов «гаран­тии»

Риск приостановки деловой актив­ности фирмы (разные причины)

Страхование суммы возмож­ных потерь за весь период оста­новки бизнеса

Риск от возможной смерти или за­болевания руководителя, ведущего работника фирмы, от интел­лектуальной или другой квалифици­рованной деятельности которых зави­сит успех фирмы

Страхование на сумму воз­можных убытков. Это особенно важно в наиболее ответственный период

Риск в связи с возможным заболе­ванием, смертью или несчастным случаем с работником.

Страхование в страховых компаниях



Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формули­ровка общего плана управления риском проекта.
Таблица 1.3.

Схема для выбора средств, предлагаемых для снижения риска

Возможные потери

Вероятность возникновения кризисной ситуации

Прибыли, ресурсов

высокая

средняя

низкая

1. Сравнимы с суммой активов проекта

отвергнуть проект

отвергнуть проект

анализ путей снижения риска

2. Не превышает суммы расчетной выручки

превентивные меры

страхование риска

страхование риска

З.Не превышает суммы расчетной прибыли

превентивные меры

применение политики резервирова­ния, самострахования



Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значи­мость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, свя­занной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.

1.3 Процесс управления рисками на предприятии

Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их раз­розненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методоло­гии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

-  решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

-  управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;

-  управление рисками принимаемые решения должны базироваться на не­обходимом объеме достоверной информации;

-  при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объек­тивные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою дея­тельность;

-  управление рисками должно носить системный характер;

-  управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принци­пов и методов управления рисками.

Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов.

Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:

1. Постановка целей управления рисками;

2. Анализ риска;

3.Качественный анализ

4.Количественный анализ;

5.Выбор методов воздействия на риск;

6.Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.[27]

Этап постановки целей управления рисками характеризуется использова­нием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выяв­ления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.

На этапе анализа риска используются методы качественного и количест­венного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.

На третьем этапе производится сопоставление эффективности различ­ных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завер­шается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздейст­вия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.

Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для по­следующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, по­скольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.

Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и при­чин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

— определение потенциальных зон риска;

-выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

Прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствии проявления выявленных рисков.

Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:

1.    Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;

2.                                 Методы сбора новой информации;

3.                                 Методы моделирования деятельности организации;

4.                                 Эвристические методы качественного анализа;

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, слу­жат исходной информацией для проведения количественного анализа.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущер­ба или выгоды.

Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рис­ков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:

-   для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных рисков, связанных с отказом оборудования наибольшее рас­пространение получили методы построения деревьев;

-   для анализа рисков существенную роль играет объем и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база данных по динамике РОФ, возмож­но применение методов имитационного моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее всего применение экспертных методов или методов нечеткой логики;

при анализе рисков принципиально важно учитывать динамику показате­лей, влияющих на уровень риска. В случае анализа рисков на рынках в со­стоянии шока ряд методов попросту неприменим;

-           при выборе методов анализа следует принимать во внимание не только глубину расчетных данных, но и горизонт прогнозирования показателей, влияющих на уровень риска;

большое значение имеет срочность и технические возможности проведе­ния анализа.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффек­тивного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия не­обходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтвержда­ет актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.

В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политиче­ской экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками.

Первым этапом формирования механизма управления риском на предпри­ятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе раз­вития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполне­нием.[27]

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

-  бухгалтерская отчетность предприятия. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит вы­явить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

-  организационная структура и штатное расписание предприятия. Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски;

-  карты технологических потоков (технико-производственные риски);

-  договоры и контракты (деловые и юридические риски);

— себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить по­давляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

— финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей сово­купности рисков.

По завершении сбора информации предназначенной для анализа рисков служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.

Логическим продолжением работы службы риск-менеджмента становится формирование программы мероприятий по управлению рисками, при раз­работке которой должно быть учтено следующее:

-  размер возможного ущерба и его вероятность;

-  существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;

-  производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;

практическая возможность реализации мероприятий в рамках выде­ленного лимита средств;

соответствие мероприятий программы существующим нормативным ак­там, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предпри­ятия и основным направлениям его финансовой политики;

субъективное отношение к риску разработчиков программы и ру­ководства предприятия.

При разработке программы мероприятий по управлению рисками спе­циалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максималь­ную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в форми­ровании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущер­ба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздей­ствия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффек­та от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц. от­ветственных за выполнение данной программы.

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2.Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон»)

2.1. Общая характеристика предприятия .
«МегаФон» — первый общероссийский оператор мобильной связи стан­дарта GSM900/1800. Лицензионное покрытие компании охватывает всю терри­торию Российской Федерации.

«МегаФон» — одна из наиболее динамично развивающихся сетей мобиль­ной связи.

«МегаФон» строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и инфор­мационной открытости.

В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие абонентам новые возможности общения и работы с информацией. Уникальный для Российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мо­бильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным кли­ентам.

ОАО «МегаФон» зарегистрировано 17 июня 1993 г. Комитетом по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга за государственным регистрационным номером АОЛ-5192. Внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 15 июля 2002 г. инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга за основным государственным регист­рационным номером 1027809169585.

ОАО «МегаФон» видит свою миссию в том, чтобы «объединить Россию, раз­рушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каж­дого». Для того, чтобы остаться доминирующей силой на рынке и стать, по край­ней мере, вторым оператором по доле рынка, стратегия «МегаФона» включает следующее:

1.  Развитие целевого подхода в маркетинге и продажах, который основан на потребностях абонентов, а не на технологических возможностях оператора;

2.             Предоставление клиентам обслуживания высочайшего в российской теле­коммуникационной отрасли уровня, достижение тем самым обоснованной лояль­ности абонентов;

3.             Достижение общенационального признания благодаря сбалансированной тарифной политике в сочетании с качеством и разнообразием услуг, а также уни­кальными преимуществами первой общероссийской сети мобильной связи.

4.             Создание крупнейшей в стране сотовой сети, совпадающей с границами Российской Федерации, с очевидными преимуществами для абонентов.

Преобладающей и имеющей приоритетное значение хозяйственной деятель­ностью для ОАО «МегаФон» является оказание услуг связи. Доля доходов от такой основной хозяйственной деятельности и доля этих доходов в общих доходах за 2009 и 2010г. составляет 100 %. в таблице 2.1 приведена динамика изменения доходов Компании за вышеупомянутые периоды.
Таблица 2.1

Динамика выручки от реализации услуг.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб.

8 111 090

9 704 088

Изменение выручки в  %

14%

20%



Из таблицы видно, что в течение 2009 г. и  2010 года наблюдается стабиль­ный рост доходов ОАО «МегаФон», что связано с увеличением числа абонен­тов. Объем выручки от оказания услуг в 2009 г. составил 8111090 тыс. руб., а в 2010 г. — 9 704 088 тыс. руб… Это привело к изменению выручки в 2009 г. на 14%, а в 2010 г. – на 20%.ОАО «МегаФон» ведет свою основную хозяйственную деятельность только на территории Российской Федерации.

 

2.2. Анализ деловой среды и рынка предприятия.

ОАО «МегаФон» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефон­ной связи. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи. Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр до­полнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен ко­роткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием тех­нологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов. Наиболее перспективными в данный моментПроизводственно-экономические  показатели  деятельности   приведены в таблице 2.2

Таблица  2.2

Производственно-экономические показатели деятельности предприятия



Показатели

2009

2010

Изменения

Темп роста %

Объем производства услуг

27500

30360

2860

9

подключения

22000

24288

2288

9

продажа

530000

607200

77200

8,7

Численность рабочих, чел.

40

50

8

8,6

Фонд заработной платы рабочих, тыс.руб.

463200

543600

80400

8,5

Из таблицы видно, что объем производства услуг вырос на 9 %, а фонд  заработной платы на 8,5%
Виды продукции (работ, услуг) обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации(выручки) эмитента за отчетный период. Объем реализованных услуг представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3

 Объем реализованных услуг.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб. всего:



15 225 203



24 929 291

В том числе объем выручки от

реализации    эфирного    времени,

тыс. руб.

Доля от общего объема выручки,

%

10 698 258
70,3%

18 222 526
73,1%



Исходя из табличных данных видно, что  объем выручки от оказания услуг в 2010г. вырос и составил 24 929 291 тыс. руб. в 2009г. он составлял 15 225 203 тыс. руб. В том числе объем выручки от реализации    эфирного    времени составил в 2010 г.- 18222526 тыс. руб., а в 2009 — 10 698 258 тыс. руб.

Доля от общего объема выручки в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. 

Доля импорта в поставках ОАО «МегаФон» в 3 кв. 2010 г. составляет 91% от об­щего объема поставок. Поставщики ОАО «МегаФон», на долю которых прихо­дится 10 и более процентов всех поставок товарно-материальных ценностей, с указанием их доли в общем объеме поставок представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Процентная доля поставок

Полное фирменное наименование  поставщи­ка

Отчетный период



Доля импорта в объеме поставок, %

Доля       России       в объеме поставок, %



2009

2010

 2009

2010

Nokia    Corporation    (Фин­ляндия)

55

49

50

44

Siemens AG

22

34

19

31



В настоящее время NokiaCorporationпоставляет для ОАО «МегаФон» обо­рудование и программное обеспечение системы GSM900/1800, а именно: центры коммутации подвижной связи, контроллеры базовых станций, базовые станции. оборудование радиорелейных линий, транспортной сети (мультиплексоры) и другое телекоммуникационное оборудование стандарта GSM.

Основными потребителями услуг ОАО «МегаФон» являются частные поль­зователи сотовой связи. На сегодняшний день это наиболее динамично разви­вающееся направление деятельности компании. Кроме этого, ОАО «Мегафон» успешно работает с большим количеством корпоративных пользователей, в числекоторых государственные структуры, что обеспечивает дополнительную ста­бильность бизнесу.

К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих услуг, можно отнести:

•                     ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;

•                     снижение цен на услуги мобильной связи с увеличением интенсивности конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков;

•                     поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть плате­жеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов.

Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше фак­торов ОАО «МегаФон» будет разрабатывать и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную тор­говую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.
2.3. Анализ предпринимательских рисков компании.

Характер рисков в работе компании их динамика.

Как и в работе любого предприятия, в работе ЗАО «Мобиком Центр» при­сутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на рабо­ту предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следую­щим видам риска.

Риск конкуренции

Российский рынок мобильной связи характеризуется высокой концентрацией. По данным компании АС&М Consultingна 31 декабря 2006 г. число пользователей сотовой связи достигло 152 млн., увеличившись на 2.7 млн. с ноября 2006 г. и на 25.9 млн. с декабря 2005 г.; показатель проникновения вырос до 103% (рост 1% по сравнению с ноябрем 2006 г, и 20% — с декабрем 2005 г.). На 31 декабря 2006 г. в Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 156 и 139 SIM-карт, соответственно.

Два ведущих оператора мобильной связи — ОАО «МТС» и ОАО «МегаФон» совместно обслуживают 85,9% общего количества абонентов в стране. Как показано таблице 2.5, на 31 декабря 2010 г. доля МТС на совокупном российском рынке составляет 33,7%, и доля МегаФона — 19,5%. Оставшиеся делят между собой различные региональные операторы
Таблица 2.9

Доля ОАО «МегаФон» на рынке мобильной связи

Место

Оператор

Российские

абоненты

(тыс.)



Доля на

российском

рынке по

количеству

абонентов (%)

1.

МТС

51 222

33,7%

3.

МегаФон

29 604

19,5%

7.

Сибирьтелеком

3 140

2,1%



В каждом из восьми российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг.

Риск снижение объема реализации в результате падения спроса иди по­требности на бренд (риск невостребованности). Данный риск существует из-за отклонений от нормальных условий в двух отраслях: производящей и реализующей продукцию, т.е. является разноотраслевым. В данном случае вдеятельности компании присутствует риск реализующей продукцию. На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.

Риск потери качества товара, т.е. связи, а именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого рис­ка можно отнести некачественную установку вышек.

Риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в ре­зультате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что при­водит к снижению прибыли фирмы.

В особую группу можно выделить имущественные риски — вероятность повреждения, уничтожения, потери как основных, так и оборотных средств при­надлежащих предприятию, вследствие чего предприятие несет материальные и денежные потери, а также возникает потребность в восстановлении или приобретении нового имущества. Основными причинами возникновения имуще­ственного риска являются:

-   риск, связанный с потерей имущества в результате стихийных бедствий (пожары и т.п.);

-   риск, связанный с потерей имущества в результате кражи (хищения иму­щества третьими лицами);

-   повреждение или уничтожение имущества в результате аварии отопи­тельной, электрической, канализационной сетей;

-           утрата или уничтожение имущества во время рабочего процесса в компании основана на договорах, своевременное исполнение которых партнерами и контрагентами является одним из важнейших условий устойчивости и прогнозируемой работы предприятия. Поэтому риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров можно выделить в отдельную группу.

Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность партнеров.

Среди таковых: рисков в деятельности компании можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС которые могут предложить лучшие условия сделки.

Наиболее часто перед Компанией стоит риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами, что выражается в заключении договоров на закупки ресурсов либо оказание услуг с поставщиками (контрагентами), которые неправомочны входить в подобные договорные отношения или не в состоянии выполнить свои обязательства из-за тяжелого финансового положения.

Неплатежеспособность покупателя выявляется в процессе выполнения Компании «Мегафон» своих обязательств по предоставлению связи или после оказания услуг, т.е. когда Компания понесла определенные убытки по неоп­лате абонентом предоставленной ему услуги связи. Несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении его партнеров, и т.д. по це­почке вплоть до платежеспособности рядовых покупателей, не получающих зар­плату на предприятии.

Существует и риск задержки выполнения партнерами текущих договор­ных обязательств, т.е корпоративных клиентов. Задержки выполнения партнера­ми своих договорных обязательств могут происходить как по их вине, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами.

Риски возникновения непредвиденных расходов возникают в случае увели­чения рыночных цен на ресурсы (услуги), которые приобретает в процессе про­изводственной деятельности, выше запланированного уровня. К причинам этого риска можно отнести изменение политики ценообразования у постав­щиков ресурсов, с которыми у предприятия заключены долгосрочные договоры. предусматривающие возможности для пересмотра цен; уменьшение количества поставщиков.

Так как производственно-хозяйственная деятельность Компании Мегафон непосредственно связана с компьютеризацией и автоматизацией, то это обстоятельствоприводит к возможности потерь в результате сбоя компьютернойсистемы, сбоя вычислительной техники.

Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управле­ния риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.

Также в деятельности Компании «Мегафон» присутствуют риски форс-мажорных обстоятельств (риск природных бедствий). Хочу заметить, что когда говорят о риске природных бедствий, то чаще всего говорят о наводнениях,. бурях и подобных стихийных бедствиях. Но, например, к рискам форсмажорных обстоятельств можно отнести сильную жару. Это приводит к массе малоприятных последствии. Возникают проблемы с кондиционированием, системами питания и т.п. Подобных обстоятельств обычно никто не предвидит.

Риски, которые существуют в компании

Отраслевые риски

Влияние возможного ухудшения ситуации в отрасли Эмитента на его дея­тельность и исполнение обязательств по ценным бумагам.

В последние несколько лет отрасль сотовой связи является одной из наибо­лее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Ухудшения си­туации в данной отрасли в России в обозримом будущем не предвидится. Если в конце 2004 года общее число абонентов составляло 74,35 миллиона, то на конец 3 квартала 2010 года, общее количество достигло 147 миллионов (по данным консалтингового агентства ACM-Consulting). Это обеспечило России первое ме­сто в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи». На 30.09.2010 г. уровень проникновения достиг 101%, при этом 99 про­центов всех абонентов пользовались связью стандарта GSM.

Построение телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон» подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых территориях и увеличить стоимость строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, помимо способности Эмитента обеспечить поставки оборудования на коммерчески привлекательных условияхотносятся правила, регулирующие применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации.

Предполагаемые действия Эмитента, чтобы исключить эти риски: даль­нейшее развитие системы логистики, усиление контроля за четким соответствием всем правилам, нормам и стандартам, регулирующим применение телекоммуни­кационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуата­цию новых объектов.

Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, исполь­зуемые Эмитентом в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность Эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.

Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры Эмитент осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном им­портного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) воз­можной девальвацией рубля по отношению к Евро и Доллару США — валютам, в которых в основном производятся расчеты с поставщиками оборудования и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые Эмитен­том в своей деятельности, может оказать негативное влияние на финансовые по­казатели Эмитента, так как приведет к росту расходов и как следствие — к уменьшению прибыли. В то же время на исполнение обязательств по размещае­мым облигациям указанные риски не окажут существенного влияния.

Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию и/или услуги Эмитента (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятель­ность Эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.

Высокий уровень конкуренции приводит к необходимости снижения тарифов на услуги Эмитента с целью обеспечения конкурентноспособности услуг Эмитента на рынке, Снижение тарифов, наряду с вложением инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и сокращением темпов роста або­нентской базы, может привести к снижению рентабельности бизнеса, но не до такой степени, чтобы это оказало негативное влияние на исполнение обязательств Эмитента по размещаемым ценным бумагам.

Будущая выручка от наших абонентов не является в достаточной степени предсказуемой. Основную часть выручки мы получаем от контрактных абонен­тов и от абонентов тарифных планов «препейд». По тарифным планам «препейд'' ОАО «МегаФон» не заключает с абонентами долгосрочные договоры на обслу­живание. Поэтому нельзя быть уверенными, что данные абоненты будут продол­жать пользоваться услугами Эмитента в будущем. ОАО «МегаФон» стремиться к тому, чтобы контрактные абоненты заключали договоры на обслуживание. Одна­ко многие из договоров на обслуживание могут быть расторгнуты абонентами за короткое время без существенных штрафных санкций. Уровень оттока абонентов у ОАО «МегаФон», который представляет число абонентов, отключившихся от его сети в течение определенного периода, в процентном отношении от числа абонентов в периоде подвержен колебаниям, которые трудно прогнозировать. Поток абонентов составлял 45%, 36%, 30.8%, 22.0%) и 5.7% в 2005, 2004, 2003, 2002 и 2001 годах соответственно, и по итогам трех кварталов 2006 года уровень оттока составил 34%. Рост уровня оттока абонентов в течение этих периодов обу­словлен в основном высокими темпами роста абонентской базы и значительным усилением конкуренции на рынке, а также введением более жесткой системы подсчета абонентов. Существенную долю клиентов ОАО «МегаФон» составляют абоненты, которые пользуются мобильной связью в первый раз. Лояльность но­вых абонентов в условиях высокой конкуренции является низкой, новые абонен­ты мигрируют между тарифными планами и операторами чаще, чем уже устояв­шиеся пользователи услуг мобильной связи. Миграция наших абонентов между тарифными планами технически регистрируется как отток, хотя абоненты оста­ются у ОАО «МегаФон». тем самым это отражается на общем увеличении уровня оттока в указанные периоды. Потеря большого числа абонентов, чем ожидалось, может привести к потере существенной части ожидаемой выручки.Поскольку ОАО «МегаФон» планирует расходы на основе своих прогнозов будущей выручки, существенные неточности в прогнозировании выручки могут отрицательно сказаться на результатах его хозяйственной деятельности. — Финансовые риски

Высокая инфляция отражается на курсе рубля по отношению к доллару и Евро и может привести к увеличению ряда расходов Компании, выраженных в долларах и Евро. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, кото­рые существенно зависят от общего повышения уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон» не сможет поднять тарифы по своим ус­лугам до уровня, обеспечивающего текущую норму операционной прибыли. Со­ответственно, высокий уровень инфляции в России по отношению к девальвации рубля, может увеличить расходы компании и снизить операционную прибыль.

С целью минимизации данного риска ОАО «МегаФон» в большинстве слу­чаев устанавливает тарифы на свои услуги в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару США. В связи с этим критическим уровнем ин­фляции для ОАО «МегаФон» будет такой уровень (18% по оценкам коммерче­ского департамента ОАО «МегаФон»), который будет способствовать увеличе­нию тарифов и, тем самым, серьезно снизит привлекательность услуг ОАО «Ме­гаФон». В этом случае ОАО «МегаФон» планирует ряд мероприятий по сокра­щению своих внутренних издержек.

В целом, поскольку большая часть расходов ОАО «МегаФон» номинирована в валюте, а доходы привязаны к валютному курсу, вероятность возникновения существенных финансовых рисков (которые бы сильно повлияли на изменение выручки, расходов и прибыли) невелика.

Риски, связанные с изменением процентных ставок

Телекоммуникационная отрасль относится к числу капиталоемких отраслей народного хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнитель­ных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финанси­рования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансиро­вания своей инвестиционной программы и текущей деятельности.

Если Компания не сможет получить достаточных средств на коммерчески выгодных условиях, она, возможно, будет вынуждена существенно сократить расходы на развитие своих телекоммуникационных сетей, что может отрица­тельно повлиять на ее долю рынка и операционные результаты.

В тоже время увеличение процентных ставок снизит стоимость обслужива­ния в реальном выражении уже существующих займов, ставки по которым фик­сированы. Хеджирование рисков ОАО «МегаФон» не производится.

Таким образом, влияние изменения процентных ставок на деятельность ОАО «МегаФон» весьма существенно, и в случае отрицательного влияния этого фактора (резкого увеличения процентных ставок по обязательствам в националь­ной валюте) ОАО «МегаФон» предполагает делать заимствования в иностранной валюте (так как доходы привязаны к валютному курсу и процентная ставка более стабильна), о чем имеются договоренности с кредитными организациями.

Риски, связанные с условиями кредитных договоров

Некоторые договоры ОАО «МегаФон» и его дочерних компаний с банками-кредиторами и экспортными агентствами содержат дополнительные обязательст­ва финансового и нефинансового характера, в случае невыполнения которых кредиторы могут потребовать досрочного погашения кредитов и займов, что мо­жет негативно сказаться на позиции держателей Облигаций. В прошлом Компа­ния иногда нарушала некоторые из требований кредитных договоров. В таких случаях Компания получала освобождение от соблюдения таких требований. На текущий момент Компания не нарушила ни одного из таких обязательств. Руко­водство Компании считает, что риск несоблюдения данных обязательств в будущем маловероятен.

Риски связанные с изменением курса обмена иностранных валют.

На сегодняшний день все тарифы Эмитента по оказываемым услугам переведены на рубли и не привязаны к курсу доллара США.

Разнонаправленное изменение курса доллара и евро, а именно рост курса обмена евро относительно доллара США и рубля приведет к удорожанию оборудования для строительства сетей, поставляемого из Европы, таким образом, возможно существенное увеличение расходов Эмитента, связанных с продолжением инвестиционной деятельности и капитальным строительством.

В связи с этим подверженность финансового состояния Эмитента, ликвид­ности Эмитента и результатов деятельности Эмитента изменению валютного курса высока. Для снижения валютных рисков Эмитент планирует формировать специальный фонд (в виде валютных депозитов) для выплаты валютных обяза­тельств Эмитента, увеличить оборачиваемость активов, номинированных в руб­лях, что обеспечит рост рублевых доходов и снижение оборотных средств.


Таблица 2.6

Предполагаемая вероятность рисков



Риски

Вероятность их

возникнове­ния

Характер изменений в отчетности

1.

Рост   процентных ставок

Низкая

Увеличение в отчете о прибылях и убытках операционных расходов

2.

Рост курса евро относительно рубля и доллара США

Высокая

Увеличение в балансе величины кредиторской  задолженности,  увеличе­ние

в отчете о прибылях и убытках затрат компании.

3.

Снижение курса долалара

США    относительно рубля и евро

Высокая

Уменьшение  в отчете о прибылях   и убытках

величины выручки от оказания услуг, уменьшение себестоимости услуг, опе­рационных расходов, уменьшение в балансе величиныдебиторской и кредиторской задолженности, долгосрочных и краткосрочных обязательств по кредитам и займам полученным.


 Риски, связанные с изменением налогового законодательства

Как и любой иной субъект хозяйственной деятельности ОАО «МегаФон» является участником налоговых отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует Налоговый кодекс и ряд законов, регулирующих различные налоги, установленные федеральными и региональными органами. Применяемые налоги включают в себя, в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на рекламу, налог на имущество, акцизы, единый социальный на­лог и прочие отчисления. Соответствующие нормативные акты нередко содержат нечеткие формулировки, либо отсутствуют вообще при минимальной базе. Кроме того, различные государственные министерства и ведомства (например. Ми­нистерство финансов, Федеральная налоговая служба и ее инспекции), равно как и их представители, зачастую расходятся во мнениях относительно правовой интерпретации тех или иных вопросов, что создает неопределенность и определенные противоречия.

Подготовка и предоставление налоговой отчетности вместе с другими ком­понентами системы регулирования (например, таможенные процедуры и валют­ный контроль) находятся в ведении и под контролем различных органов, имею­щих законодательно закрепленное право налагать существенные штрафы, санк­ции и пени. Вследствие этого налоговые риски в России существенно превышают риски, характерные для стран с более развитой фискальной системой.

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин

Поскольку большая часть приобретаемого оборудования для оказания ус­луг связи импортируется либо изготавливается из комплектующих иностранного производства, изменение правил таможенного контроля и пошлин может нести для ОАО «МегаФон» определенные риски, связанные с удорожанием приобре­таемых основных средств, а так же увеличением времени прохождения таможен­ных процедур.

Вступление в силу с 01.01.2004 года нового Таможенного кодекса умень­шило риски ОАО «МегаФон», связанные с таможенным оформлением и тамо­женным контролем. Новый кодекс во многом опирается на положения обновлен­ной редакции Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устраняет противоречия и несоответствия положений действовавшего до 01 января 2004 года Таможенного кодекса гражданскому, налоговому и адми­нистративному законодательствам.

Иные риски, связанные с деятельностью Компании «Мегафон».


Усиление конкуренции и неоднородная абонентская база привели к паде­нию среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета на абонента, что может негативно отразиться на общих финансовых результатах деятельности ОАО «МегаФон». На фоне постоянного увеличения абонентской базы и роста доходов по мере расширения операций Компании объем среднемесячной выручки от реа­лизации услуг из расчета на абонента снижается. Компания ожидает дальнейшего падения этого показателя в результате снижения тарифов и увеличения доли мас­совых абонентов в рамках общей абонентской базы.

Способность ОАО «МегаФон» предоставлять коммерчески привлекатель­ные услуги во многом зависит от способности ОАО «МегаФон» заключить дого­воры с другими региональными, федеральными и международными телекоммуни­кационными операторами на приемлемых для ОАО «МегаФон» условиях.

Если ОАО «МегаФон» не сможет договориться о выгодных условиях присое­динения к сетям других операторов связи, Компания не сможет предоставлять ус­луги по конкурентным ценам и потеряет часть рынка и доходов. Способность ОАО «МегаФон» предоставлять рентабельные услуги зависит от его возможно­стей продолжать сотрудничество на выгодных условиях с региональными, феде­ральными и международными операторами. Плата за присоединение устанавлива­ется на основе соглашений с сетевыми операторами и может варьироваться в зави­симости от используемой сети и характера вызова. Присоединение к другим опе­раторам требуется для завершения вызовов, начинающихся в нашей сети изаканчивающихся в другой, а также для завершения вызовов, поступающих к абонентам  ОАО «МегаФон» из других сетей.

Сложности или задержки в обеспечении рентабельного присоединения к другимсетям могут снизить возможности в оказании услуг, что выразится в потере абонентов, увеличении затрат и снижении доходов. Хотя российское законодательство устанавливает, что операторы сетей связи общего пользования не в праве  отказать в предоставлении присоединения или дискриминировать одного оператора по сравнению с другим, Компания считает, что на практике некоторые операторы сетей общего пользования пытаются препятствовать работе операторов сотовой связи, задерживая рассмотрение заявок о присоединении и применяя разные ставки платы за присоединение к различным операторам сотовой связи, в частно­сти, предлагая более выгодные ставки местным операторам сотовой связи, что да­ет возможность нашим конкурентам снижать расценки на свои услуги,

ОАО «МегаФон» стремится снизить подобные риски, для чего заключило со­глашения о присоединении с региональными, федеральными и международными операторами связи, включая ОАО «Ростелеком» и планирует и в дальнейшем за­ключать подобные соглашения с другими операторами.

Эмитенту необходимо производить существенные капитальные вложения в связи со строительством и развитием своих телекоммуникационных сетей. Сохра­нение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных расходов на расширение коммутацион­ной емкости, строительства базовых станций, увеличения числа каналов связи, внедрения новых услуг. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные и операцион­ные потребности, ОАО «МегаФон», возможно, потребуется привлечение дополни­тельного финансирования. Если Компания не сможет получить достаточных средств для удовлетворения своих потребностей в финансировании, она, возмож­но, будет вынуждена существенно ограничить развитие своих телекоммуникаци­онных сетей, что может неблагоприятно отразиться на ее операционных результа­тах и привести к уменьшению рыночной доли.

Если Компания не сможет привлечь достаточный капитал, ОАО «МегаФон» будет вынуждено существенно снизить объем операций, что негативно повлияет на результаты операционной деятельности и приведет к потере части рынка.

ОАО «МегаФон» потребуется вложить значительные средства в развитие. строительство и эксплуатацию сети GSM. Кроме того, приобретение лицензий наиспользование стандарта UMTSи распределение частот, а также расширение сети UMTSпотребует существенных дополнительных капиталовложений. Однако дальнейшее финансирование может оказаться недостаточным для обеспечения наших планов в случае следующих возможных событий:

•   изменение условий существующих финансовых соглашений;

•   строительство сетей более быстрыми темпами или с более высокими затратами, чем было запланировано;

•   приобретение дополнительных лицензий;

•   более медленный рост абонентской базы, чем было запланировано;

•   новое законодательство;

•   ухудшение положения в российской экономике; или

•   изменение условий существующих соглашений о присоединении.

Для обеспечения операционных и инвестиционных потребностей, ОАО «МегаФон» потребуется привлечь дополнительное финансирование. Если Компания не сможет получить достаточно средств для обеспечения потребностей в капитале. ОАО «МегаФон» придется существенно ограничить объем операций, что отрица­тельно скажется на способности Компании удержать долю рынка и результатах операционной деятельности.

В настоящее время в СМИ широко обсуждается вопрос разногласий среди существующих акционеров ОАО «МегаФон». В настоящее время проходят су­дебные разбирательства между акционерами Эмитента, связанные с владением 25,1% пакета акций Компании, что потенциально может затруднить процесс при­нятия решений ОАО «МегаФон».

Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управле­ния риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.

Количественная оценка риска позволяет получить наиболее точные решения. Однако осуществление количественной оценки встречает и наибольшие трудно­сти, связанные с тем, что для количественной оценки рисков нужна соответст­вующая исходная информация. В России рынок информационных услуг развит пока очень слабо и, зачастую, трудно получить фактические данные, которые на­до собирать и обрабатывать.

Из-за этих трудностей, связанными с недостатком информации, времени, а иногда и с невозможностью проведения данного расчета из-за отсутствия необ­ходимых данных, относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния предприятия представляет сегодня особый интерес. Это один из самых доступных методов оценки риска как для фирмы, так и для его партнеров.
Таблица 2.6

Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «МегаФон»:

Наименование показате­ля

Комментарии

тоимость чистых акти­вов

В третьем квартале 2010 года рост чистых активов составил 7,7%. Рост чистых активов за 3 квартал 2010 года по сравнению со 2 кварталом произошел за счет роста чистой прибыли компании.

Отношение   суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %



В третьем квартале 2010 года доля привлеченных средств снизилась на 6% по сравнению со 2 кварталом 2010 г. Это вызвано постепенным погашением долгосрочных долгов компании.

 
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, %

Изменение данного показателя на протяжении 1, 2 и 3 кварталов 2010 года вызвано изменением доли краткосрочных и долгосрочных обяза­тельств и наступлением сроков погашения дан­ных видов задолженностей.

 
Оборачиваемость    де­биторской    задолжен­ности, раз

В третьем квартале 2010 года оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за 2 квар­тал на 10%. Это вызвано увеличением размер выручки за 3 квартал по сравнению со 2 кварта­лом.

 
Отношение  суммы краткосрочных   обяза­тельств к капиталу и резервам, %

В третьем квартале 2010 года доля краткосроч­ных обязательств снизилась на 1% по сравнению со 2 кварталом 2010 года. Это вызвано снижени­ем доли краткосрочных долгов компании

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 3.Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии.

3.1.Пути минимизации рисков предприятия на рынке.
Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы Компании, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

Проект орга­низации системы управления риском Компании ОАО «Мегафон» предусмат­ривает выделение в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения – отдела по управлению риском и мониторингу среды.

Необходимо чтобы отдел управления риском включал в себя следующие задачи: мониторинга среды предприятия и среды его функционирования, анализа рисков, планирования антирисковых меро­приятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в про­цессе управления риском и связаны информационными потоками. Однако ру­ководству предприятия должна принадлежать ключевая роль в решений про­блем управления риском.

Отдел по управлению риском является логичным дополнением к организа­ционной системе управления предприятием. Отобразим на рисунке (прило­жение 3), схематично структуру управления при введении отдела управления риском.

Отдел управления риском должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ). Разработка такой программы на уровне предприятия должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от рисков.

Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с риском, должно решить для себя несколько проблем:

-   оценить возможные убытки, связанные с рисками;

-   принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т.е. несет ли свою ответственность по ним сами, отказывается от них или пере­дает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;

-   по тем рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной програм­мы целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ) на уровне пред­приятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии предварительную и ос­новную.

На предварительной стадии должно быть ознакомление с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволяет принять решение. предшествующее основной стадии разработки ПЦМ, и возможность приступить к непосредственной разработке программы.

Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должна иметься всю необходимая для это­го информация. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использовани­ем справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ. Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществ­лять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.

Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

-   выявления возможных рисков;

-   снижения финансовых потерь, связанных с рисками.

Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с лю­бой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим рис­ком, может осуществляться, например, следующим образом: устране­нием существующего риска, предотвращением возможного риска, непосред­ственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предот­вращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компен­сацией уже возникшего ущерба.

При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также

-Содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.

-Принципы управления рисками, учитываемые в программе.

-реализация поставленных целей и задач управления рисками требует уточненияи выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, ко­торые будут учитываться им при разработке ПЦМ. Принципы, которыми нужно

руководствоваться при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь определяются стратегией предприятия.

Для эффективного развития предприятия обязательно соблюдение следую­щего принципа управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данного предприятия риск-менеджмента. Риски, учитываемые в программе.

Риски, с которыми сталкивается фирма, многочисленны и разно­образны. Существуют различные виды рисков и критерии, позволяющие их классифицировать (см. 1 главу). Процедуры управления рисками. К числу возможных самых общих процедур управления рисками следует отнести:

-           принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность);
— отказ от рисков;

-           передача части или всей ответственности по рискам другим субъектам.

Выбор той или иной процедуры управления рисками определяется об­щей стратегией предприятия в отношении рисков, которая, в свою очередь, за­висит от суммарного размера потенциальных убытков, с одной стороны, и финансовых

возможностей фирмы, с другой. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной.

Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

-  отказ от рисков;

-  передача рисков другим субъектам.

Осторожная стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск банкротства, потери плани­руемого дохода или прибыли. Надо иметь ввиду, что зачастую именно более рискованные стратегии позволяют предприятию вырваться из общего окружения и освоить новую эффективную рыночную нишу.

Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:

принятие рисков на себя;

передача рисков другим субъектам.

Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофи­ческие риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.

Для часто встречающейся более взвешенной стратегии характерно поч­ти      равнозначное использование всех процедур управления рисками:

-  отказ от рисков;

-  принятие рисков на себя;

-  передача рисков другим субъектам.

Количественным критерием выбора той или иной процедуры управ­ления рисками являются пороговые значения, установленные либо по веро­ятности появления убытка, либо по размеру возможного убытка по не­которым направлениям и аспектам деятельности предприятия.

Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных дого­воров Компании ОАО «Мегафон» является использование страховых инст­рументов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами. Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособ­ными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ре­сурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже имеющегося товара и идти на прочие дополнительные затраты.

Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность договорных поставщиков и покупателей продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отрас­левую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях.

Целесообразно провести исследование для определения точного количества оказания работ/услуг, изучения возможных действий конкурентов и предпочте­ний клиентов. Результаты данных исследований могут быть использованы для определения приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия, прогноза выгод клиентов и с учетом действий конкурентов в производственной и маркетинговой политике.
3.2.Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском.
Риски воздействуют на различные стороны работы предприятия и. как правило, воздействие это носит негативный характер. Особенно вредно присутствие и влияние фактора риска на предприятие, уже находящегося в кризисе. Работу по стабилизации положения необходимо начинать с управле­ния рисками, то есть разрабатывать и внедрять экономически целесообразные для предприятия рекомендации и мероприятия, направленные на уменьшение финансовых потерь, связанных с риском.

Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с экономическим риском, должно решить для себя несколько про­блем:

-   оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками;

-   принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т. е. несет ли всю ответственность по ним сама, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;

-   по тем рискам или той части рисков, которые она оставляет у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой явля­ется снижение возможных потерь.

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной програм­мы целевых мероприятий по управлению риском (далее в тексте — ПЦМ) на уровне предприятия.

Разработка ПЦМ должна включать две стадии — предварительную и ос­новную. На предварительной стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позво­лит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ. и приступить к непосредственной разработке программы.

Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия.

Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три ста­дии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентив­ных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим эта­пам разработки ПЦМ.

Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение успешного функ­ционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

— выявления возможных экономических рисков;

— снижение финансовых потерь, связанных с экономическими рисками.

Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с лю­бой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь,  связанных с  экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвраще­нием возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.

При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей и задач пересмотра ПЦМ.

Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедре­нии ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией предприятия. Таким конкретным принципом, может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду.

Для эффективного развития фирмы обязательно соблюдение следующего принципа управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данной фирмы риск-менеджмента.

Риски, учитываемые в программе.

Риски, с которыми сталкивается менеджер, многочисленны и разнообраз­ны.

Все риски делятся на две большие группы — чистые и спекулятивные.

Для риск-менеджмента на уровне фирмы интерес представляют спе­кулятивные экономические риски — те риски, положительный и отри­цательный результат которых может быть измерен в денежном выражении.

С учетом цели и задач риск-менеджмента объектом рассмотрения ПЦМ могут быть экономические риски, связанные с собственно производственно-хозяйственной деятельностью, а также экономические риски, связанные с проведением финансовых операций.

Процедуры управления рисками.

К числу возможных самых общих процедур управления рисками следует отнести:

-  принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность);

-  отказ от рисков;

-  передача части или всей ответственности по рискам другим субъектам. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной. Для осто­рожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

-Отказ от рисков

-передача рисков другим субъектам.

Осторожная стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск  банкротства,  потери  планируемого дохода или прибыли.

Для более рискованной стратегии управления рисками характерно пред­почтение следующих процедур:

— принятие рисков на себя;

-           передача рисков другим субъектам.

Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.

Для часто встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками:

-   отказ от рисков;

-   принятие рисков на себя;

-   передача рисков другим субъектам

-   Приступим к рассмотрению второго этапа разработки целевой программы по управлению рисками (ПЦМ) — основного этапа. Первым шагом разработки ПЦМ должен быть этап предварительного отбора рисков, с кото­рыми менеджер будет работать дальше при составлении ПЦМ.

Вторым  шагом  разработки  программы  должен  быть   этап  отбора возможных превентивных мероприятий и формирования на их основе плана.

Таким образом, рассмотрим следующие аспекты реализации основной ста­дии разработки ПЦМ: предварительный отбор рисков, отбор превентивных ме­роприятий и формирование плана превентивных мероприятий, анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий, окончательное форми­рование программы управления рисками и оценка эффективности программы управления рисками.

Предварительный отбор рисков.

До того как начнется непосредственная процедура отбора превентивных мероприятий, антирисковый менеджер уже может провести некоторый предва­рительный анализ рисков, имеющихся в фирме.

К таким ме­тодам могут быть отнесены, например, методы факторного анализа, методы принятия решений в условиях неопределенности, оптимизационные методы, методы временных рядов, имитационные модели и другие.

Риски, отобранные менеджером на этом этапе, будут участвовать далее в разработке ПЦМ..

Составление плана проведения превентивных мероприятий является следующим этапом реализации основной процедуры разработки ПЦМ,

При составлении такого плана менеджер должен учитывать некоторые ог­раничения. Прежде всего следует учитывать финансовые возможности фирмы по проведению превентивных мероприятий — здесь ограничения могут быть даны как по отдельному i-му мероприятию Oi, так и по всей группе мероприя­тий EiOi. Например, фирма может выделить на проведение всех превентивных мероприятий лишь некоторую сумму средств О. Эта сумма и будет ограниче­нием общего размера расходов на внедрение превентивных мероприятий.

Следующим ограничением на внедрение того или иного превентивного мероприятия должна стать экономическая целесообразность его проведения. Под ней понимается ситуация, при которой расходы на внедрение превентив­ного мероприятия не превышают экономии по убыткам, полученной в резуль­тате его внедрения.

3пмi

где Зпмi—затраты на проведение i-roпревентивного мероприятия;

Эпмi—экономия по убыткам, обусловленная внедрением i-roпревентив­ного мероприятия.

До тех пор пока имеет место данная ситуация, внедрение i-roмероприятия является экономически оправданным.

Анализ рисков после формирования плана превентивных мероприятий.


Фактически программа целевых мероприятий по управлению рисками (ПЦМ) сформировалась в результате реализации следующих основных процедур:

-   предварительный отбор рисков, остающихся на уровне фирмы, с учетом выбранной стратегии фирмы и требований процедур управления ими;

-   формирование плана превентивных мероприятий;

-   выбор методов управления рисками.

В итоге в ПЦМ вошли следующие риски:

-   те, которые попали под действие плана превентивных мероприятий;

-   те, которые не попали под действие плана превентивных мероприятий.

И для тех и для других рисков менеджер может определить конкретные методы управления ими.

Результатом этапа окончательного формирования программы целевых ме­роприятий по управлению рисками является разработанная программа управ­ления рисками, включающая план превентивных мероприятий как обязатель­ный блок программы.

Программа должна содержать: план проведения превентивных мероприя­тий, перечень рисков, подпадающих под план превентивных мероприятий, пе­речень рисков, не подпадающих под план превентивных мероприятий, кон­кретные методы управления по всем рискам, по всем рискам значения' следующих характеристик: вероятность наступления убытка и его возможный размер. однородность и количество аналогичных рисков, пересчитанные с вероятного и ожи­даемого убытков.

3.3.Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.

Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена способом, основан­ном на сопоставлении с финансовыми возможностями фирмы значений макси­мально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффи­циента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка.

Коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных ви­дов убытков фирмы до внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

КНВеУ =(НВеУ*ФВ)/ФВ,                                                                                       (3.1)

КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ,                                                                                    (3.2)

КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ,                                                                                              (3.3)

где НВеУ, МВоУ и ОУ — соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток;

ФВ — финансовые возможности фирмы по покрытию убытков.

Например если:

НВеУ=11,53тыс.руб.

МВоУ= 16тыс.руб.

ОУ= 6тыс.руб.

ФВ= 92тыс.руб.

КНВеУ =(11,53*92)/92= 11,53%                                                                            

КМВоУ = (16*92)/92= 16%                                                                                    

КОУ = (6*92)/92=6%                                                                                        
Коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных ви­дов убытков фирмы после внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

К(НВеУ)ПЦМ = (НВеУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,                                                    (3.4)

К(МВоУ)ПЦМ = (МВоУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,                                                   (3.5)

К(ОУ)ГЩМ = (ОУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,                                                           (3.6)

где НВеУПЦМ; МВоУПЦМ  и ОУПЦМ — соответственно наиболее вероят­ный, максимально возможный и ожидаемый убыток после внедрения ПЦМ; РПЦМ — расходы по разработке и внедрению ПЦМ. Заметим, что в числителе формул (34), (35) и (36) при определении эффективности ПЦМ дополнительно учитываются расходы по ее разработке и внедрению.

пример:

НВеУПЦМ = 11,53тыс.руб.

МВоУПЦМ = 16тыс.руб.

ОУПЦМ = 6тыс.руб.

РПЦМ= 3.4тыс.руб.

ФВ = 92тыс.руб.

То исходя из формул:

К(НВеУ)ПЦМ=(11.53+3.4*92)/923,525%

К(МВоУ)ПЦМ=(16+3.4*92)/92=3,574%

К(ОУ)ПЦМ=(6+3.4*92)/92=3,465%

Если значение коэффициента отрицательное или равно нулю, то это означа­ет, что у фирмы есть финансовые возможности по покрытию со­ответствующего вида убытка. Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том;. что фирма испытывает трудности по его покрытию.

Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициен­ты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ.

Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии

ЗАО « Мобиком Центр» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, диссипации и самострахование.

Метод уклонения от рисков в основном используется: отказ от ненадежных партнеров, от­каз от рискованных проектов, страхование хозяйственных рисков. Приме­нение методов диссипации характерно тем, что данное предприятие распреде­ляет общий риск путем объединения с другими участниками, заинтересо­ванными в успехе общего дела.

Следующим методом диссипации риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.

Можно также отметить, что на данном предприятии используется диверсификация поставок, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков.

Помимо методов диссипации риска и диверсификации рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени риска как само­страхование. На предприятии создан резервный фонд, он формируется за счет от­числений из прибыли, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты на­логов к других обязательных платежей.

Еще один способ снижения рисков на предприятии является страхование. Компания «Мегафон» в своей деятельности применяет такие виды страхования как имущественное, страхование ответственности. Имущественное страхование — отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах (строения, оборудование, транспортные средства, продукция).

Кроме вышеперечисленных методов в Компании используется один из приемов компенсации риска — «мониторинг социально-экономической и норма­тивно-правовой среды».

Уровень претензий. Общество привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся, т. е. пользование бо­лее современными видами техники сотовой связи. Такая позиция лишает об­щество всякой гибкости, снижает в конечном счете конкурентоспособность Компании. Это делает неуправляемыми бюджет фирмы, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных то­варов на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в предприятии, склонность к переоценке собствен­ных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. нега­тивно влияют на экономику.

Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают желание рабочей силы учиться, работать и по­вышать свою квалификацию, постигать опыт других Компаний.

Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там. где при­сутствует дух соревнования. Корпоративность Компании ОАО «Мегафон яви­лась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым б значительной мере были достигнуты успехи в прошлом

Все эти критерии позволяют обеспечить и повысить конкурентно способность Компании ОАО « Мегафон».

Услуги, предоставляемые Компанией ОАО «Мегафон» для повы
шения стабильности и спроса на рынке сотовой связи

Пакет услуг обязательно включает в себя базовые услуги: SMS, запрет вызова, переадресация вызова, услуга поддержки русского языка в SMS, ожида­ние/удержание вызова, определение номера, запрет определения номера, голосовая почта, роуминг, конференц-связь, передача факса, передача данных. Также, каждый регион представляет свой пакет дополнительных услуг, кото­рый состоит из SMS-услуг, услуг мультимедиа, SIM-меню, WAPи передачи данных (GPRS), мобильного позиционирования, SMS-игр, Java-игр, админист­ративных услуг, информационных услуг, развлекательных голосовых услуг.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения кон­курентоспособности товара как развитие новых направлений взаимодействия с потребителем, таких как:

— проведение различных акций для привлечения новых абонентов; продление акций по желанию клиента. Это позволяет увеличить число абонентов. Это направление можно сравнить   с   ключевым   направлением   в   конкурентной борьбе  ФОССТИС формирование спроса и стимулирование сбыта. Это достигается различ­ными видами рекламы. Задача же стимулирования сбыта

— побуждение абонен­та участвовать в новых розыгрышах к последующим участием в них. В этом случае Компания использует проведение акций с розыгрышем призов.

С целью привлечения большего числа абонентов, повышения конкурен­тоспособности и увеличения прибыли Компании ОАО «Мегафон» оказы­вает безлемитные услуги — бесплатные разговоры внутри сети. А так как в последнее время все больше усиливается освоение пользователями Интернет-пространства, Компанией ОАО «Мегафон» создан сайт. На сайте представ­лена информация о услугах предоставляемых компанией, о акциях, кото­рые проводятся в данный момент, информация ежедневно обновляется.

В дальнейшем Компания ОАО «Мегафон» планирует осуществлять об­служивание абонентов через электронный сайт. Сайт Компании ОАО «Мега­фон» позволяет абонентам получать подробную информацию о ее развитии. о статистике своих заказов в режиме онлайн, осуществлять и отслеживать в: е операции, связанные с выбором, заказом того или иного тарифного плана, не выходя из офиса или дома.

Электронный каталог станет дополни­тельной возможностью по продвижению своей продукции. В числе явных преимуществ такого общения с абонентами Компания называет новые воз­можности в области оптимизации корпоративного сайта и быстрого доступа к информации, возможность обрабатывать большой объем информации. Также с помощью сайта абонент легко может ознакомиться в любое удобное время и на любой период, не выходя из дома или офиса.

В перспективе, в целях повышения конкурентоспособности, Компания ОАО «Мегафон» планирует проведение дополнительных рекламных меро­приятий:

-Увещевательной рекламы, она приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Часть увещевательных объявлений смещается в категорию сравнительной рек­ламы, которая стремится утвердить преимущество одной марки за счет кон­кретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного то­варного класса.

Задачи:

·                    формирование предпочтения к марке;

·                    поощрение к переключению на вашу марку;

·                    изменение восприятия потребителем свойств товара.

Самый необходимый элемент в рекламной деятельности Компании ОАО «Мегафон»- эмоциональная реклама, так называемая подкрепляющая реклама. которая стремится уверить нынешних абонентов в правильности сделанного ими выбора. В подобных рекламах часто фигурируют довольные покупатели располагающая дружеская атмосфера.

Задачи:

•                пробуждение у абонента симпатии к бренду «Мегафон»

•                создание имиджа

•               повышение доверие как к услуге, так и к самой фирме производителю

•               привлечение внимания потребителей к определенном), элитармому поведению

Самое главное и эффективное средство распространения рекламы в Компании ОАО «Мегафон» считается аудиовизуальная реклама:

-   рекламные кинофильмы (рекламно-технические фильмы, рекламно-
престижные фильмы, рекламная экспресс информация) — обычно это короткие
рекламные фильмы, демонстрирующиеся среди широких слоев населения либо в кинотеатрах, либо на выставках и фестивалях;

-           телевидение — представителями рекламы на телевидении являются рекламные ролики, а также телеобъявления и телезаставки по различным акциям.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оптимизация распределительной системы ООО Исток-идеал
Реферат Классификация современных паровых котлов
Реферат Римская армия в Пунических войнах
Реферат «Февраль. достать чернил и плакаты» (лирика Б.Пастернака)
Реферат Kevin Kline In Fish Called Wanda Essay
Реферат «Нанотехнология в косметике»
Реферат Організація, планування управління маркетингом
Реферат Муравьев-Амурский
Реферат Организация маркетинговой деятельности в ООО "Багира"
Реферат «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
Реферат Планирование и разработка PR кампании
Реферат Организация торговли 2
Реферат Eclipse Essay Research Paper EclipseA scientific event
Реферат Проблемы развития системы исполнительной власти в Российской Федерации
Реферат Организация связей с общественностью на примере ЗАО ТВН Новокузнецк