Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Афинская демократия в период расцвета

Маслов Кирилл Андреевич
Материал к семинару по Истории государства и правазарубежных стран.
1. Права и свободы афинян
Статусполноправного гражданина (те лица, у которых, оба родителя были гражданамиАфин. По достижении 18 лет дети коренных жителей полиса зачислялись в спискичленов дема) Афин предполагал совокупность определенных прав и обязанностей.Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость откакого-либо другого человека, право на земельный участок на территории полиса иэкономическую помощь государства в случае материальных затруднений. Кроме тогоафинские граждане обладали правом носить оружие, служить в ополчении, правомпринимать участие в делах государства — в работе Народного собрания, Советапятисот, выборных органов. Как уже говорилось выше, правом быть избраннымобладали все граждане полиса. Фукидид, характеризуя основные черты афинскойдемократии, замечал, что “скромность звания не служит бедняку препятствием кдеятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству.”Имущественным цензом ограничивалось лишь избрание на финансовые должности, т.к.в случае растраты виновные должны были уплатить высокие штрафы из своихсобственных средств. В число особых привилегий полноправных граждан Афинвходило почитание и защита отечественных богов, участие в общественныхпразднествах, защита и покровительство афинских законов. Обязанности гражданАфин заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудитьсяна земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах — приходить на помощьполису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам иизбранным властям, принимать активное участие в общественной жизни. “Только мыодни считаем, — писал Фукидид, — не свободным от занятий и трудов, нобесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности”.Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет. Совокупность гражданскихправ составляла честь гражданина Афин. За совершение преступления гражданин могбыть ограничен в правах, т.е. – подвергнуться бесчестью. Метеки — проживающие вАфинах чужеземцы, в числе которых были как более, так и менее зажиточные лица — обладали ограниченной правоспособностью: в частности, они не могли приобретатьв собственность землю и другую недвижимость, участвовать в работе Народногособрания, избираться на должности. Браки метеков с гражданами Афин считалисьнезаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата — посредника междуметеками и правительственными учреждениями. В то же время с метеков взималасьособая подать, они привлекались к военной службе, несли и ряд другихповинностей. Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, былиабсолютно бесправными членами древнегреческого государства. Труд рабов широкоиспользовался в сельском хозяйстве, в работах по дому, в ремесленныхмастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. Основнойконтингент афинских рабов в V в. до н.э. составляли люди негреческогопроисхождения — фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п. Зачастую рабовсдавали в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых исообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно — выделяли им самостоятельноехозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы восновном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяинуопределенную ренту — оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по темвременам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день — средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек. В Афинах взаконодательном порядке запрещалось беспричинно убивать рабов, истязать их,поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию. “Оченьвелика в Афинах распущенность рабов и метеков, — писал по этому поводуКсенофонт, — и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится.”Однако, перечисленные обстоятельства ничего не меняли в правовом положениирабов, которые в сознании свободных граждан полиса оставались лишь вещью,находящейся в полной власти хозяина. Различались рабы частных лиц и рабыгосударственные. Лишь за государственными рабами признавалось право иметьсобственность и располагать ею. Встречались случаи отпуска рабов на волю, либоих выкупа. Вольноотпущенные рабы по своему социальному положению приравнивалиськ метекам. Помимо метеков и рабов из политической и общественной жизниафинского государства были полностью исключены женщины.
2. Народное собрание.
2.1.Состав.
Участникамисобрания могли быть все полноправные граждане мужского пола старше 20 лет,внесенные в списки тех демов, где они постоянно проживали, независимо от ихимущественного положения и рода занятий. Однако не все бедняки могли реальнопринимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целыйдень. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этогосредства. Однако уже в конце V века до н.э. за посещение Народных собранийпростые граждане Афин стали получать вознаграждение: сначала в размере обола, азатем — трех оболов. Что соответствовало средней заработной плате афинскогоремесленника за день.
Этосделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в томчисле — малоимущего.
Рабы,метэки (поселившиеся в Афинах иностранцы), женщины (даже свободные)политических прав не имели и потому в народных собраниях не участвовали.Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданскиеправа, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали отАфин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, напримерЛемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычнозавсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее илиих окрестностях, так что из общего количества граждан 30-40 тыс. обычно внародных собраниях присутствовало около 3-5 тыс. человек. Вот почему длярешения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалосьналичие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не безтруда
2.2 Порядок деятельности.
Народноесобрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочитьработу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы.
Одноиз собраний каждого месяца считалось главным: на нем проверялась деятельностьдолжностных лиц, решались вопросы о снабжении города продовольствием и др.Главное собрание шестого месяца решало вопрос об остракизме. Собрания проходилив театре или на городской площади. Начинались они рано утром и продолжались втечение всего светового дня. Если решение вопроса затягивалось, собрание моглобыть продолжено на следующий день.
ВНародном собрании был принят довольно демократический порядок обсужденияповестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако недопускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинскийгражданин независимо от его имущественного положения имел право внести наобсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании.
Афинскиеграждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всехвопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особеннорасходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокоеположение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитыватьсяна собрании. Время выступления в народном собрании не ограничивалось; ораторулишь воспрещалось повторяться, уклоняться от темы, допускать оскорбительныевыражения — за эти нарушения председатель собрания мог оштрафовать выступающегона 50 драхм. Ораторское мастерство считалось одним из неотъемлемых качествгосударственного деятеля. В реальной жизни главную роль в собрании игралипрофессиональные политики (демагоги), выражающие интересы. Участие вдеятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян,формировало их мышление, гражданское самосознание. правящих верхов. Обсуждениезаконопроекта заканчивалось голосованием путем поднятия рук {хейротония). Поокончании подачи голосов председатель объявлял результаты голосования. Принятоерешение записывалось и сдавалось на хранение в архив. Наиболее важные решениявырезались на деревянных досках или каменных плитах и выставлялись в акрополе.Закрытое голосование (посредством глиняных черепков, цветных камешков, бобовчерного и белого цвета и т.п.) проводилось при вынесении судебных приговоров, атакже при решении вопроса об остракизме.
2.3.Компетенция
Главнаяфункция народных собраний — законодательство. В компетенции собрания былорассмотрение любых вопросов — от международных дел до частных просьб. Здесьпринимались государственные законы, рассматривались вопросы войны и мира синостранными державами, избирались должностные лица и заслушивались их отчеты,решались проблемы использования государственных имуществ (земель и рудников),решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждалигосударственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием молодежи,даровались гражданские права иностранцам и т.д.
Специфическоезначение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этойцелью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков),которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это былспециальный орган «хранителей законов», наблюдавший за строгимвыполнением афинских законов всеми органами государства. Кроме того, любой членНародного собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями огосударственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами против лиц,внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы.Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основныхзаконов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путемзаконодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждогоафинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной,основной опорой афинской демократической конституции.
Актысобрания подразделялись на законы, создающие общие нормы, и на постановления,касающиеся частных вопросов (псефизмы}. В работе собрания мог принимать участиекаждый из присутствующих. Автор законопроекта (а им формально мог быть любойафинский гражданин) нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни) втех случаях, когда его предложение признавалось противозаконным. Обвинение впротивозаконности нового постановления ( «жалоба на противозаконно») могвыдвинуть любой гражданин в течение целого года после принятия этого документа.Сами афиняне считали это право одним из фундаментальных устоев своейгосударственности, поскольку оно сводило на-нет всякие попытки ревизии афинскойконституции в антидемократическом духе.
2.4 Остракизм (греч. ostrakismós, отóstrakon — черепок).
Вобщем виде определение остракизма можно сформулировать следующим образов: этоформа узаконенного изгнания(обычно на 10 лет), посредством голосования гражданв народном собрании черепками, преследующая цель не наказания за определенныйпроступок, а устранения отдельного гражданина, чье присутствие в государствеявлялось политически опасным или нежелательным. К условиям существованияафинского полиса V в. до н.э. полностью применимо положение К.Маркса, котороехарактеризует классовую борьбу между гражданами: "… классовая борьбапроисходила лишь внутри привилегированного меньшинства, между свободнымибогачами и свободными бедняками, тогда как огромная производительная массанаселения, рабы, служила лишь пассивным пьедесталом для этих борцов".Оказывая заметное влияние как на социально-политическую борьбу, так и нарасстановку политических сил в Афинах в целом, действие закона об остракизмесовпало с персидской агрессией, «пятидесятилетием», расцветомафинской рабовладельческой демократии и первой половиной Пелопоннесской войны.
Периодрасцвета классической цивилизации венского государства быв. связан не только сблестящими достижениями в области материальной и духовной жизни, но и с могучимпо своей разрушительной силе все более нарастающим и крепнущим противоречиеммежду полисным к личностным началами. Будучи выражением коллективной волиграждан полиса, решения оcтракофории (процесса голосования черепками) имелисилу общеобязательного закона. В этом проявлялся важнейший политическийпринцип» лежащий в основе полисной организации, — принцип подчиненияменьшинства большинству, личности-коллективу. Любой афинянин, занимавший самоевысокое положенно в общине, мог оказаться за пределами Аттики практически безособой вины о его стороны, лить на том основания, что этого желало определенноебольшинство его сограждан. Таким образом, изгнание остракизмом — убедительныйпример реализации полисом права верховного контроля над поведением и судьбойотдельных граждан.
3. Законотворческий процесс.
3.1 Законотворческая инициатива.
Законотворческаяинициатива принадлежала Народному собранию. Предложения о принятии новыхзаконов вносились на первом собрании года. Каждый участник народного собраниямог выступать и вносить проекты законов. Автор законопроекта нес уголовнуюответственность (вплоть до смертной казни) в тех случаях, когда его предложениепризнавалось противозаконным. Обвинение в противозаконности новогопостановления мог выдвинуть любой гражданин в течение целого года послепринятия этого документа. Если собрание соглашалось с предложением, то егоавтор должен был представить в Совет 500 законопроект(текст законопроектаодновременно выставлялся на площади для всеобщего обозрения).
3.2Обсуждение законопроекта.
Законопроектразработанный в Народном Собрании рассматривался в Совет 500, который давалзаконопроекту по законопроекту. Голосование по закону производилось поднятиемруки. Таким образом совет направлял деятельность Народного собрания.
3.3Принятие закона
Вместес заключением Совета 500 проект поступал на обсуждение третьего народногособрания года. Если собрание одобряло законопроект, то он направлялся в гелиэюдля окончательного утверждения. Гелиэя обладала правом отвергать законопроектыпринятые народным собранием.
4. Должностные лица в политической жизни Афин:
4.1Система государственных органов и их компетенция
4.1.1Совет 500(буле)
Важнуюроль в системе государственных органов играл и Совет 500 (булэ). Будучи однимиз основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органомНародного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался онпосредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнеговозраста, по 50 человек от каждой из 10 фил — территориальных округов полиса. Вкомпетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимобыло решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение пообсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления. Крометого, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировалдеятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Советаявлялась организация строительства флота. Совет 500 производил также проверку(докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, велнаблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных игосударственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, преждевсего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. ПриговорыСовета могли быть обжалованы в гелиэе. Повседневными делами афинскогогосударства руководила непосредственно одна десятая часть Совета — т.е. однафила. Дежурство и срок дежурства десятой части Совета (филы) называлось одной пританией.«Обязанности пританов, — как пишет об этом Аристотель, — исполняют каждаяиз фил по очереди. Первые четыре — по 36 дней каждая, а следующие шесть — по 35дней каждая.» В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет- ежедневно, а Народные собрания — 4 раза в каждую пританию. Пританы путемжеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затемвозглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно,кроме неприсутственных дней. Срок полномочий членов Совета — 1 год, поистечении которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Советаобновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через нескольколет и только 1 раз. Членам Совета выплачивалось жалованье в размере 5-6 оболов.В системе государственных органов Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, вкоторый входили представители афинской аристократии путем кооптации напожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступалв качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах, телесныхповреждениях, нарушениях религиозных предписаний.
4.1.2Коллегия стратегов
Коллегия10 стратегов, избираемая народным собранием путем открытого голосования(первоначально по одному человеку от каждой филы, а впоследствии от всегонаселения), была органом высшего руководства вооруженными силами. Во времявойны верховное командование вручалось одному из стратегов (по выбору народногособрания), в мирное время стратеги обладали равными правами. Кроме чисто военныхфункций (набор войска, командование воинскими формированиями, руководствопограничными гарнизонами), стратегам могли быть поручены и другие дела,касающиеся внешней и внутренней безопасности государства (распоряжениесредствами, выделяемыми на армию и флот, сбор чрезвычайных военных налогов,заключение перемирий, руководство доставкой продовольствия в Афины,председательствование в судах по делам о воинских преступлениях и т.д.).Стратеги имели право требовать созыва внеочередных народных собраний для принятиякаких-либо неотложных мер. Были случаи, когда одному или нескольким стратегам вчрезвычайном порядке вручалась вся полнота власти, т.е. возможность решать вседела без согласования с народным собранием и Советом 500 (такая должностьназывалась стратег-автократор). Да и в мирное время стратеги не давали отчетовнародному собранию, а отвечали перед ним только в случае совершения уголовногопреступления. Должность стратега не оплачивалась, поэтому ее могли исполнятьтолько лица, имевшие недвижимость; необходимым условием было и состояние вбраке. Кроме того, эту должность можно было занимать несколько сроков подряд.Примером может служить политическая карьера Перикла — он замещал должностьстратега свыше 15 лет (444 — 429 гг. до н.э.). являясь фактически главойгосударства.
4.1.3Коллегия архонтов.
Коллегияархонтов состояла из 9 человек и избиралась по жребию из числа кандидатов,предложенных филами. Как единое целое коллегия архонтов выступала редко(например, при проверке должностных лиц); внутри коллегии существовалораспределение обязанностей. Первый архонт (эпоним) ведал предварительнымрассмотрением жалоб и споров по семейным и наследственным делам; после передачиэтих дел в суд он председательствовал при их разбирательстве. Именем первогоархонта назывался очередной год афинского летоисчисления. Второй архонт{базилевс] ведал религиозными делами, следил за нравственностью служителейкульта. Третий архонт {полемарх} ведал делами вольноотпущенников и метэков,рассматривал их споры с гражданами. Остальные шесть архонтов (фесмофеты) ведалиделами гелиэии и других судов: подготовляли дела к слушанию, проводилижеребьевку для определения состава судей, назначали день заседаний,председательствовали в дикастериях и т.д. Важнейшая обязанность фесмофетов — ежегодныедоклады народному собранию о противоречиях и пробелах в действующем праве спредложениями по их устранению. Фесмофеты принимали жалобы на злоупотреблениядолжностных лиц и ставили вопрос об их смещении.
Существовалоеще множество других должностных лиц (всего, по словам Аристотеля, около 700),ведавших казной, управлявших государственным имуществом, наблюдавших засанитарным состоянием города и правилами торговли, отвечавших за нравственностьграждан, обучавших молодежь военному делу и т.д. Соответствующие должностныелица были также в филах и демах. Кроме того, значительное число чиновниковдействовало за пределами Афин в составе различных миссий — они управляли деламиобширной Афинской державы с многомиллионным населением.
4.1.4Гелиэя.
Подруководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган — гелиэя,которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества.Гелиэя состояла из 6 тысяч человек, ежегодно избиравшихся архонтами из числаполноправных граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой филы. В качествесудебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, всегосударственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные делаграждан союзных государств. Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далекоза пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этомуоргану придавало прежде всего его участие в охране конституции изаконодательства. Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебныхорганов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40. Таким образом,по свидетельству Аристотеля, практически все должности, «входящие в кругобычного управления», в Афинах были выборными. Кандидаты на них избиралисьпо жребию, за исключением должностей военных, а также «казначея воинскихсумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов», которыхизбирали «поднятием рук».
4.2Принципы деятельности должностных лиц.
Государственныйаппарат Афинского полиса был довольно многочисленным и разветвленным. Однако емуне были свойственны те черты строжайшей централизации и бюрократизма, которыесоставляли квалифицирующий признак древневосточных деспотий. Вся системаформирования и функционирования государственных органов Афин строилась наопределенных демократических принципах, важнейшими среди которых былиследующие:
•выборность (открытым голосованием или по жребию).
•краткосрочность (как правило, на 1 год),
•коллегиальность (при равноправии членов коллегии),
•недопущениесовмещения должностей или занятия одной должности в течение двух сроков подряд,
•обязательная проверка лиц, вступавших в должность,
•возмездность (оплата должностей, а также службы в армии или на флоте),
•подотчетность (перед Советом 500, или гелиэей, в т.ч. с представлениемфинансовых отчетов).
Отмеченныепринципы — яркое свидетельство подлинно демократического характерареспубликанского строя Афинского государства. Имевшие место исключения касалисьтолько отдельных служб (например, принципы формирования и функционированиявысших органов военного ведомства не соответствовали второму, третьему,четвертому и шестому из перечисленных пунктов) и принципиально не меняли общейкартины.
Значительногоуровня развития достигли и те органы, которые принято относить к разрядукарательных.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lawstudents.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей
Реферат Жанр портрета
Реферат Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.
Реферат Логістика запасів і система управління ними
Реферат Етичні засади діяльності працівників прокуратури
Реферат Депортация крымских татар: историко-правовой анализ
Реферат Жизненный путь Поля Гогена
Реферат Жан Батист Валлен Деламот и его творчество
Реферат Жизнь и музыка И.С.Баха
Реферат Охорона праці неповнолітніх за трудовим законодавством
Реферат Андию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, фрг, Францию, экономическая, правовая, социально-культурная реалия, мощный фактор мировой политики
Реферат Живопись Древнего Рима
Реферат Жизнь и творчество Сандро Ботичелли
Реферат Живопись Франции второй половины ХIХ в. Камиль Коро
Реферат War Of Roses Essay Research Paper The