Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружноеуправление Департамента образования города Москвы
ГОУ № 85
Реферат
Политературе
Тема: «Женские судьбы в романе
М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Автор: ученица 11 «А» класса
Реферат допущен к экзамену
с предварительной отметкой:
Руководитель-консультант:
Москва 2007 г.
План реферата
IАктуализациявыбранной темы
II М. А. Шолохов и его эпоха
III История семьи Мелеховых
1.Григорий Мелехов – главныйгерой романа.
2.Ильиничнакак воплощение материнства.
3.Дуняшакак воплощение трагических судеб молодого поколения.
4.Трагедия жизни Дарьи.
5.Прекрасное и нравственное в образеНатальи.
6.Аксинья. Тип настоящей русскойженщины.
IVЗаключение
— 2 -
Прошлым летом я читала роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Я его читала так, что не успевала перелистывать страницы. Мне было очень интересно.
Я всегда ждала вечера, чтобы взять книгу и узнать, что же там было дальше.
Я переживала за жизнь Григория Мелехова, за егосудьбу, за Аксинью, за Наталью, за Дуняшу, да за всех героев романа. Перед глазамистояли живые люди во всей их трепетной плоти с большой, яркой любовью и жгучейненавистью, со страданиями и радостями.
После того, как прошло небольшое время от моего прочтения романа, я решила посмотреть старый фильм «Тихий дон». В этом фильме режиссер увидел, по моему мнению, произведение так, как видел и представлял его автор. Фильм дополнил мои впечатления о романе.
Когда я посмотрела фильм, то я поняла, что всех героев романа именнотак и представляла, все совпало. Наверно, только после фильма весь смысл этого произведения стал мне ясен до конца. Это очень правдивый, сильный и интереснейший роман.
Читая книгу, очень хотелось увидеть конец как в сказке, чтобы жизнь Григория и Аксиньи была долгой и счастливой. Но у Шолохова совсем не счастливый конец. Я думаю, что такое окончание произведения связано с непростым временем в жизни нашей страны (1912 — 1922гг.). Григорий является типичным представителем своего народа. Он страдает, мучается, ищет правды и одновременно хочет тихой семейной жизни. Он находится в неуравновешенном состоянии как и весь его народ. Но все же, перенеся удары судьбы, Григорий выбирает мирную жизнь.
Мне очень понравился этот роман. Поэтому о нем я решила писать реферат. Но я нестала писать о войне. В романе меня больше всего привлекло удивительно разные, но вчем-то неуловимо схожие женские характеры. Поэтому главной своей задачей вработе над рефератом я решила выбрать такую: найти сходства и различия в женских характерах романа – эпопее «ТихийДон» и понять, может ли время, каким бы жестоким оно ни было, сломатьмноговековые традиции, человеческую натуру, заставить перестать любить. Исам роман, и существенная литературная критика представляют сегодня большойматериал, в котором я попыталась разобраться.
Роман «Тихий Дон» стал самым главным произведением в жизни
М.А. Шолохова. Это роман – эпопея.
М.А. Шолохова давно называют ведущим классикомсоветской литературы. Он родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинестаницы Вешенской. О своей матери, А. Д. Черниковой,М. Шолохов в разное время давал различные сведения. В краткой автобиографии говорится, что А. Д. Черникова была украинкой, дочерью крепостного крестьянина,что она уже в 12-летнем возрасте работала в качестве прислуги у одной вдовойпомещицы. Она вышла замуж за казака,
по-видимому, немолодого, который вскоре умер. О дате смерти первого мужа
- 3 -
своей матери Шолохов ничего не сообщает, но, вероятно, этопроизошло уже после 1905 года, то есть после рождения М. А. Шолохова, которыйсчитался вначале сыном казака и совладельцем оставшегося у семьи земельного пая.Вскоре, однако, А. Д. Черникова выходит второй раззамуж, и ее новый муж и фактический отец мальчика Александр Михайлович Шолоховформально
усыновил Мишу и дал ему свою фамилию. Отец Шолохова был«иногородним», и поэтому какие-либо права семьи на казачий пай были утеряны.Отец Шолохова был разночинцем, но не из бедняков. Располагая небольшимсостоянием и деловой сметкой, он часто менял профессии: был скупщиком скота,
сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком вкоммерческом предприятии хуторского масштаба, в 1910 году поступил на службу ккупцу Левочкину на хуторе Каргиновскомуправляющим паровой мельницей.
В 1912 годуШолохов поступил во второй класс хуторской начальной школы. Вскоре, однако,отец отправил сына в Москву, где он учился в одной из частных гимназий.Обучение в Москве стоило дорого, и родители перевели мальчика в Богучарскую гимназию (г. Богучаротносился в то время к Воронежской губернии).
В 1918 году сначалом гражданской войны М. Шолохов возвращается на Дон и несколько месяцевучится в Вешенской гимназии. Но затем он прервалсистематическое обучение из-за революции и гражданской войны.
Сам Шолоховопределяет свое образование как 4-классное. «Всего довелось окончить четырекласса гимназии», — говорил он о себе.
Молодой Михаил главное время уделялсамообразованию, особенно много читал классиков: Л. Толстого, А. Чехова, Н. Гоголя. После восстановления на Дону Советской власти Шолоховыпереехали в станицу Каргинскую, где АлександрМихайлович получил должность заведующего заготконторой, а
15-летний Шолохов стал делопроизводителем станичногоревкома. В эти же месяцы Михаил Шолохов был и «учителем», занимался с группоймолодых казаков, обучая их грамоте. Активно участвовал Шолохов и в работеместного драматического кружка, выступая при этом не толькокак артист, но и как автор, сочиняя небольшие стихи и пьески, которые,однако, не сохранились.
Шолохов вступил вКрасную Армию – и это несмотря на то, что многие донские казаки присоединилиськ белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил вотряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал вкровопролитных боях на Дону.
С первых дней революции Шолохов поддерживал большевиков, выступал заСоветскую власть.
Как и многие другие, Шолохов участвовал вдеятельности продотрядов.
«С 1920 года служил и мыкался по Донской земле, — писал он водной из своих коротких автобиографий. — Долго был продработником.Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами. Все шло, какположено. Приходилось бывать в разных переплетах...».
Во второйполовине 1922 года 17-летний Шолохов отправился в Москву, рассчитывая здесьпродолжить свое учение и начать литературную работу.
- 4 -
Однако на рабфак Шолохова не приняли — у него не былонеобходимого для этого трудового стажа. Тем более не смог он поступить вкакой-либо вуз, не имея среднего образования. Пришлось обратиться на биржутруда. Несколько месяцев Шолохов не имел никакой работы, потом работалчернорабочим, каменщиком, счетоводом в жилищном управлении. В 1923 году М.Шолохов начал писать небольшие рассказы и фельетоны.
В декабре 1923 года М.А. Шолохов снова едет наДон, и здесь в январе 1924 года 19-летний писатель женится на 25-летней казачкеМарии Петровне Громославской. Тесть Шолохова Петр Громославский был не только казаком, а в прошлом писаремказачьего полка, но и литератором.
Некоторое времяпосле женитьбы Шолохов пытался жить в Москве, молодожены снимали небольшую комнату в Огаревомпереулке. Но жизнь в Москве не клеилась, и в мае 1924 года М.А. Шолохов смолодой женой окончательно возвращаются на Дон, сначала в станицу Каргинскую, а потом в Букановскую.Здесь рядом с домом тестя чета Шолоховых сняла у соседа-кузнеца небольшуюкомнату в подвальном помещении. Лишь позднее, в январе 1926 года, вся семьяШолоховых (а также, видимо и Громославских) переехалав станицу Вешенскую. Здесь в семье Шолоховых родилась дочь Светлана. Это место и сталопостоянным местом жительства писателя. В станице Вешенскойи был написан роман «Тихий Дон».
Открытоемиру, отзывчивое сердце Шолохова не могло не реагировать на воистинудраматические изменения в окружающем его мире. Его миросозерцание, мировоззрение, системаубеждений формировались, прежде всего, через вовлеченность в народную жизнь наисторическом переломе ее существования, через глубинное сопереживание этойжизни, стремление ее познать и выразить, стать ее «устами».
Роман М.Шолохова «Тихий Дон» повествует осложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральныепотрясения. Рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы,обесценивалась человеческая жизнь.«Этот роман создавался в страшное время, когда Россию раздирала междоусобнаявойна, бессмысленная и беспощадная. Разделившись на белых и красных, обществоутратило не только целостность, но и Бога, красоту, смысл жизни. Трагедиястраны складывалась из миллионов человеческих трагедий» — так охарактеризовалэто время В.Гура.
Сам Шолохов определялсвоё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одногодействующего лица в романе, которого бы не задели горе и ужасы войны. И особаятяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек.
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» — это, преждевсего историческое произведение, отражающее характерные черты и особенностиэпохи Первой мировой и гражданской войн. Это один из наиболее сложных периодовв истории нашей страны, коренным образом изменивших судьбы людей, живших тогда.Он
- 5 -
нашёлотражение в произведениях многих писателей XX века, роман М.А.Шолохова — одноиз самых выдающихся и незаурядных среди них. В нём писатель отражает не толькополитические взгляды казаков, их восприятие исторических событий, но многовнимания уделяет и их быту, жизненному укладу, традициям, взаимоотношениям и,конечно, их душе и чувствам. Шолохов
затрагиваетте философские вопросы, которые всегда волновали и будут волноватьчеловечество.
Шолохов уже при жизни был признанвеликим и стал единственным из пяти русских писателей, получившихНобелевскую премию, будучи гражданином страны. Лауреатом премии он стал«за бескомпромиссное изображение человека XX века». Однако для всехШолохов прежде всего автор «Тихого Дона».
Роман «Тихий Дон» — один изизвестнейших «нобелевских» романов XX века, вызывавший споры, рождавший слухи,переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве «ТихогоДона» возникал два раза. Разговоры о том, что первая книга «Тихого Дона» написанане Шолоховым, появились еще в 1929 году. Была создана специальнаякомиссия, вынесшая решение об авторстве Шолохова. Вторая волна обвинений(говорили, будто Михаил Александрович позаимствовал роман у казацкогописателя Крюкова) появилась в 70-е годы.
«Почему? — рассуждает профессор,завотделом новейшей русской литературы Института мировой литературы им.Горького Александр Ушаков. — Да завистников у Шолохова было слишкоммного. Предисловие к изданной за границей книге «Стремя «Тихого Дона»написал Солженицын. Вернувшись в 50-е годы из ссылки, АлександрИсаевич первым делом отправил Шолохову письмо, в котором назвал еговеликим писателем. Но когда Шолохов выступил против присуждения повестиСолженицына «Один день Ивана Денисовича» Ленинской премии, тот, видимо, затаилна него обиду. Уехав жить на Запад, Солженицын стал искатьчеловека, который написал бы антишолоховскуюкнигу. И, разумеется, нашел. Кстати, когда в нашем распоряжении оказаласьрукопись «Тихого Дона», безоговорочно подтверждающая авторство Шолохова,мы предложили Александру Исаевичу взглянуть на нее.Он отказался, сославшись на множество дел».
Основанием для возникновения слухов вокругавторства «Тихого Дона» послужил тот факт, что большая часть архива писателя,включая рукописи романа, сгорела во время Великой Отечественной войны.
Уезжая на фронт в качестве военногокорреспондента, Шолохов оставил архив на хранение в своем доме. К счастью, случилосьтак, что рукописи двух первых книг «Тихого Дона» писатель хранил не у себя, а вдоме семьи друга детства Василия Кудашева.
После длительных поисков, в 1999году, сотрудники Института мировой литературы вышли на след этих рукописей.Начался период экспертиз — графологической, текстологической. Крупнейшие ученыепроводили сравнительный анализ почерка Шолохова, сравнивая рукописные листы«Тихого Дона» с другими документами, написанными рукой писателя.
- 6 -
Результатом всех этих экспертиз явилсятвердый вывод: «Тихий Дон» написан Шолоховым и все остальные предположения —лишь грубые наветы, не имеющие под собой никаких оснований.
Кампанию по присуждению ШолоховуНобелевской премии стал вести английский писатель лорд Сноу, большой почитательшолоховского таланта. Так получилось, что за год до этого,в 64-м году, Нобелевскую премию присудили Жану Полю Сартру, которыйотказался ее принять со словами: «Я не буду получать Нобелевскуюпремию, пока ее лауреатом не станет Михаил Шолохов». Спор обавторстве «Тихого Дона» разрешился в пользу Михаила Шолохова — такое заключениееще в девяностые годы прошлого века дала авторитетная зарубежная комиссия.
М.А. Шолохов первым рассказалмиру о жизни и укладе донских казаков, показав широкую картину нравственногоказачьего мира не только в мирное время, но и в переломную эпоху поисков новойправды, построения новой жизни.
«Тихий Дон» не зря называютроманом-эпопеей: события, развернутые в нем, широкомасштабны, в произведениидействуют более шестисот персонажей, которые помогают нам глубже понять ивернее оценить сложный образ человека из народа, мучительно ищущего свое местов революции.
Стремление к лучшей жизни всегдавынуждало людей искать истинную, «всамделишную» правду — об этих поисках ирассказывает нам роман. Но все дело в том, что истина многогранна, и часто людине могут узнать ее, чуть принарядившуюся или изменившую облик. Так и сходятсядвое, говорят об одном и том же, а расходятся врагами. Это очень хорошопоказано в романе.
М.А. Шолохов,несомненно, хорошо знал многие стороны жизни Донского края. Он знал множество и смешных и трагическихдонских историй, хорошо знал донской фольклор, часто пел донские казачьи песни.Талант Шолохова неоглядно многогранен. Изображая человека из глубинных слоевнарода, раскрывая его жизнь во всей сложности и полноте, писатель с одинаковой художественной мощью создает трагические икомические характеры, проникает в тайны жизни и смерти, уходит в глубинувнутреннего мира человека и развертывает широкую картину событий иобстоятельств его внешней жизни. Ему доступны и думы зрелого мужа, иглубочайшие женские переживания, и мир детей. Ни одного сомнения вдостоверности изображенного не возникает у нас, когда мы следим за развитиеммногообразнейших чувств и мыслей героев его произведений.
«Тихий Дон» начинается сизображения жизни казачества в 10е годы. Эта была новая историческая ступень вжизни страны. Отгремели события русско-японской войны 1904 года и первойрусской революции. В России начинался
новый революционный подъем, предшествующий событиям Октябрьской
революции.
- 7 -
Семья Мелеховых открывает эпопею изаканчивает ее. Это типичная семья казаков-тружеников. Самостоятельность,смелость, решительность, безграничное трудолюбие и практичность, глубину инежность большого чувства, даже
пренебрежение традициями, переполнявшими жизнь, раскрывает Шолохов вистории о происхождении рода Мелеховых.
В любви к труду, в уважении котцу и матери был воспитан Григорий.
В мучительных поисках правды,бесконечных метаниях, сомнениях и тревогах от осознания собственных ошибок ипредстает он перед нами.
Образ Григория Мелеховавобрал в себя правду времени. В том, как раскрывается личность этого героя,проявляется духовность прозы, художественное мастерство Михаила АлександровичаШолохова.
Григорий — молодой казак, удалец, человек с большойбуквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделилсвоего героя Шолохов. Вотличие от многих русских классиков XIX века (Гоголя, Гончарова, Тургенева идр.) в описании своих героев М. Шолохов обходится всего несколькимихарактерными чертами: так, внешности Григория Мелехова он посвящает всегосемь-восемь строк. Но этого, как правило, оказывается достаточным, чтобы учитателя сразу сложилось определенное представление о герое. Люди в «Тихом Доне» — натуры цельные,лишенные раздвоенности. У целого ряда героев Шолохова есть свой духовныйстержень, определяющий всю их суть и позволяющий в немногих словах сказать очеловеке многое.
Описание Мелехова сразувыделяет его среди других героев романа, а яркая, несколько необычнаявнешность, свидетельствуя о силе и своеобразии характера, сулит Григориютрудную, но достойную судьбу.
ВГригории Мелехове автор подчеркивает, прежде всего, родовые черты Мелеховых:«на полголовы выше Петра», «вислый коршунячий нос»,«подсиненные миндалины горячих глаз», «сутулится». Наследуя черты внешностиотца и деда, Григорий как бы наследует и особенности мелеховскогохарактера: прямодушие, горячность,храбрость.
Автору важно отметить, чтоГригорий – настоящий, типичный казак, бедовый и честный, каких становится всеменьше. Обращается внимание читателя и на некоторую его «звероватость»,впрочем, в положительном смысле: это звероватость степного существа, живущего в гармонии сокружающим его миром, с природой. О горячей крови, пылающей в жилах Григория,говорят и восточные «чуть косые прорези» глаз, полученных в наследство от бабки«турчанки». От нее, возможно, и некоторая мечтательность Григория, неплохойголос и дар пылкой, самозабвенной любви.
Уже на первых страницахромана происходит неназойливое выделение персонажа из яркой казачьей среды.Иногда это всего лишь один эпитет. Так Аксинья Астахова стразу приметила«черного ласкового парня». Или, казалось бы, бытовой эпизод: во время косьбыМелехов случайно зарезал косой утенка. «Григорий положил на ладонь прирезанногоутенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца. Он таил впушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенькийпузырек кровицы, бисеринки глаз хитро прижмурены, мелкая дрожь горячих еще лапок. Григорий свнезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него наладони».
- 8 -
Ни один из многочисленныхперсонажей романа не способен на такую острую жалость, отзывчивость к красотеприроды.
На протяжении всегоповествования Мелехов словно окружен пейзажем, в то время как многие героиживут будто в пустоте.
Вот, например, Григорий передпроводами брата Петра в летние лагеря повел к Дону поить коня. «По Донунаискось – волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном – туман, вверхузвездное просо. Конь позади строжко переставляетноги. К воде спуск дурной. На этой стороне утиный кряк, возле берега в тине взвернул и бухнул по воде омахомохотящийся на мелочь сом. Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и преснойдышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце Григориясладостная пустота. Хорошо и бездушно».
Здесь пейзаж дан как бы в восприятии Григория. Он в привычном,обыденном мире, герой гармонично слит с природой. Писатель точно доносит восприимчивостьМелехова.
Много также говорит о чуткомсердце Григория рассказ о том, как красиво и вдохновенно он «дишканит», как льется его голос, «словно нить серебряная»,как может расплакаться, слушая задушевную песню.
Огромное впечатлениепроизводит сцена, когда в ночной кубанской степи Григорий слушает, как поютотступающие белоказаки:
«Ой, как на речке было, братцы,
на Камышинке,
На славныхстепях, на саратовских…
Словно что-то оборвалосьвнутри Григория… Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазмаперехватила горло. Глотая слезы, он жадно ждал, когда запевала начнет, ибеззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова: «Атаман у них –Ермак, сын Тимофеевич, есаул у них – Асташка, сынЛаврентьевич».
Песня сопровождает героя всамые сложные периоды его жизни. Вот один из таких эпизодов: «До именияЯгодного осталось несколько десятков верст. Григорий, будоража собак, шагалмимо редких деревьев, за приречными вербами молодые ребячьи голоса вели песню:
А из-за леса блестят копии мечей.
Неизъяснимо родным, теплымповеяло на Григория от знакомых слов давнишней казачьей и им не раз игранной песни.Щиплющий холодок покалывал глаза, теснил грудь… Давно играл я, парнем, а теперьвысох мой голос и песни жизнь обрезала. Иду вот к чужой жене на побывку, безугла, без жилья, как волк буерачный…» Песня здесь вошла в сознание героя,соединила его прошлое и настоящее.
Всей душой Григорий любитсвои песни, своих женщин; свой дом, свою Родину – все казацкое. Но главное длянего, крестьянина – это земля.
Находясь в Ягодном, работая «наймитом», он тоскует по своему кусочкуземли: «…жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал он сНатальей. Григорий нарочно направил жеребца через пахоту, и за те небольшиеминуты, в
- 9 -
которые жеребец, спотыкаясь и качаясь, пересекал пахоту, в сердцеГригория остывал охвативший его охотничий пыл».
Водоворот гражданской войнысделал его мечту о мирном труде чем-то нереальным: «…Ходить по мягкой пахотнойборозде плугатарем, посвистывать на
быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щекнаносное серебро паутины и неторопливо пить винный запах осенний, поднятойплугом земли. А взамен этого – разрубленные лезвиями дороги хлеба».
В романе наиболее поэтичнымиявляются именно такие, овеянные извечной тоской человека по мирному бытустраницы. Писатель придавал им особо важное значение, считая их ключевыми,обнаруживающими источник мучений, первопричину трагедии Григория Мелехова.
После семи лет войны, послеочередного ранения, во время службы в Красной Армии главный герой строит планына будущее: «…сниму дома шинель и сапоги, обуюсь в просторные чирки… хорошо бывзяться руками за чапиги и пойти по влажной бороздеза плугом, жадно вбирая ноздрями сырой запах взрыхленной земли…»
Сбежав из банды Фомина исобираясь на Кубань, он твердил Аксинье: «Никакой работой не погнушаюсь. Моимрукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась».
Именно за нее, за землю,готов сражаться Мелехов до последнего: «Колчака разбили мы. Краснова вашегокопнем как следует – и все. Во как! А там ступай пахать, земля целая пропастина, бери ее, заставляй родить. А кто поперек станет– убить».
Спор о новой власти сводилсяк тому, кто будет владеть землей. В этой мысли еще раз утверждается Григорий,«скрываясь зверем в кизячном логове», и ему начинает казаться, что за егоплечами будто и не было поисков правды, шатаний, внутренней борьбы, что всегдабыла и будет борьба за кусок хлеба, за право на жизнь, за землю. Путьказачества скрестился с путями «мужиков», «…биться с ними насмерть, — решаетМелехов. – Рвать у них из-под ног тучнуюдонскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределовобласти». И мало-помалу стал проникаться злобой: Они вторглись в его жизньврагами, отняли его от земли… бьемся за нее будто за любушку».
Григорий заметил, что такоеже чувство завладевает и остальными казаками, которым тоже казалось, что толькопо вине большевиков идет эта война: «…И каждый, глядя на неубранные волныпшеницы, на полегший под копытами нескошенный хлеб, на пустые чумна вспоминал свои десятины, над которыми хрипели внепосильной работе бабы».
А ведь в начале первоймировой войны Григорий остро переживал первую (от его руки) смерть. Даже во снеявлялся к нему убитый им австриец. «Срубил зря человека и хвораю через него,гада, душой», — жалуется он брату Петру.
В Поисках социальной правдыищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого,у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. «Земли даете? Воли?Сравняете? Земли у нас хоть заглотнись ею. Волибольше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов самивыбирали, а теперь сажают… Казакам эта власть окромя
- 10 –
разору, ничего не дает! Мужичья власть им она и нужна. Но нам и генералыне нужны. Что коммунисты, что генералы – одно ярмо».
Григорий хорошо понимаеттрагизм своего положения, осознает, что его всего лишь используют в качествевинтика: «…спутали нас ученые люди… стреножили жизнюи нашими руками вершают свои дела».
Душа Мелехова страдает, поего словам, «оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их…»судя по его поступкам, он был склонен искать мирные пути решения жизненныхпротиворечий. Он не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказывалотпускать пленного казка-хопреца,