Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

ПЛАН
 
Краткая биография князя Олега
Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временныхлет»
Образ князя Олега в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о ВещемОлеге»
Список литературы

Краткаябиография князя Олега
/>
Князь Олег (? — 912)
Первый киевский князь изрода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал властьродственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал.Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов иподвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулсяна юг.
Олег хитростью завладелКиевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей,сказав: «Это будет мать городов русских». Объединив славянскиеплемена севера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь. Сосмертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом длястихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». По счету летописца,Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.
 

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временныхлет»
ОВещем Олеге — древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древниелетописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинствосведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, вкоторых реальные события тесно переплелись с легендарными.
Вомногом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном сводеНестора «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XIIвеку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся всписках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г.и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в большом количествематериалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различныхисторических лицах и событиях.
Несторназывает Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источниковизвестно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой идостиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.
Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван «вещим», т.е. волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, «с могилой Ольговой», которая «есть… и до сего дни». Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже «вещий» князь, не в силах.
Возможно,что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесникаВольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубокихморях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.
В879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на егопопечение своего малолетнего сына Игоря.
Тригода правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв ссобой Игоря, отправился покорять новые земли.
Вто время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленнымиплеменами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей,полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские:чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единыхзаконов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловыхпунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненныхславянских и неславянских племен. Уплата этой дани, а также сам факт признанияверховной власти Киева составляли в то время все существо государственнойвласти.
Собраннуюдань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в соседних странах — Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и былакровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысячкупцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желаниеограничить и стеснить русскую торговлю. Для Руси торговля была деломгосударственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан нагосударственном уровне.
Олегсо своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по Ильмень-озеру,затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, поДнепру.
Попути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив тамсвоих воевод.
Наконец,прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян — и увидел на высоком берегуДнепра большой, красивый город. Назывался тот город — Киев. В Киеве княжили двакнязя — Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как иОлег, служили князю Рюрику.
РешилОлег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, ахитрость.
Оноставил большую часть своего войска позади, а сам, с юным Игорем и малойдружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольдуи Диру посланца: «Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров.Пусть придут киевские князья посмотреть — может, чего купят».
Аскольди Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берегбез всякой охраны.
Олегприказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когдакиевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: «Вы некняжеского рода, а я — князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вамнадлежит здесь княжить!» Он подал знак своим воинам — и те мечами вмигзарубили Аскольда и Дира.
Карамзин,очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочноосуждал: «Общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого иковарного».
Олегпобедителем вступил в город и повелел: «Да будет Киев матерью городамрусским!» Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоеваниясоседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян,северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромнаятерритория, на которой он основал множество городов. Так образовалось великоеКиевское княжество — Киевская Русь.
КогдаИгорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (по некоторым данным, онабыла дочерью самого Олега), но княжества не уступил.
«Вгод 6415 (то есть в 907 по современному исчислению), — пишет летописец, — пошелОлег на греков, оставив Игоря в Киеве».
Снарядивдве тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход.Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогдаПонтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.
Достигнувморя, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.
«Ипришел Олег к Царьграду (Константинополю)». Вот показалась столица Византии — ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.
Византийскийимператор Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешнозапереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путькораблям Олега.
ПришлосьОлегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.
Олеговывоины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирныхжителей и побросали в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега,поясняет: «Так обычно поступают на войне».
Носамого Царьграда Олег взять не мог — цепи надежно защищали город от вторжения сморя. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на нихвытащенные на берег корабли и поднять паруса.
Подулпопутный ветер — и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.
 «Грекиже, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города,дадим тебе дани, какой захочешь»».
Завершиввойну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал емуогромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвалисвоего князя Вещим. Современный историк, однако, должен с большой осторожностьюотноситься к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческиехроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.
Карамзинотносит этот эпизод к числу легендарных: «Может быть, он (Олег) велелвоинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; абаснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, новозможное дело в чудесное и невероятное».
Однакоисторики более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д.С.Лихачев пишет: «В условиях речного судоходства на севере Руси — корабли иладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным. „Волочение“судов на колесах или катках происходило на Руси (...) в местах водоразделов рек(...). Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, как очем-то удивительном. Это и понятно — »волоков" близ Киева не было. Однако для«новгородца» Олега и его новгородской дружины в этом не было ничегонеобычного".
Такэто было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными исогласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань длярусских городов — Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.
Взнак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византиейбыл заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договорхристиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины — славянскимибогами Перуном и Велесом.
Счестью и великой славой возвратился Олег в Киев.
Олегкняжил долгие годы. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил:«От чего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты,князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал:«Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увестиконя, кормить его и беречь, а себе взял другого.
Прошлонемалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где онсейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твойконь».
Тогдавоскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть,умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистоеполе, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленые солнцем.
Князьтронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепасмерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея — иужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.
Пословам летописца, «оплакивали его все люди плачем великим».
 
Образ князя Олега в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о ВещемОлеге»
Пересказываяв своей «Истории государства Российского» летописное сказание обОлеге, Н.М. Карамзин говорит, что рассказ о его смерти — «народнаябасня» (то есть легенда), «достойная замечания по своейдревности».
Эталегенда вдохновила Пушкина на создание знаменитой «Песни о ВещемОлеге». А.С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершалпоходов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскуюисторию, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэтазаинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. В стихотворениизвучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли,  созвучнаядревнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.
Волхвы не боятся могучихвладык,
И княжеский дар им ненужен.
Правдив и свободен ихвещий язык
И с волей небесноюдружен.
Правду нельзя ни купить,ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня,который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через многолет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигаеткнязя. Он трогает череп коня: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между темвыползала.
Рассказанная А. С.Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждогосвоя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и нерасставаться с ними при жизни.
Легендарного/>/>/>князяОлега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.
О князе Олеге былосложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умениепредсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного,бесстрашного и находчивого.

Списоклитературы
 
1. История России сдревнейших времен до конца 17 века. / Под ред. Сахарова А. Н. и Буганова В.И.М. Просвещение. 1997.
2. Карамзин Н.М.История государства Российского. Т. 2-3. – Тула: Приокское кн. изд., 1990.
3. Ключевский В.О.Курс русской истории: ч.1. 5-е изд.  — М., 1914.
4. Кусков В.В.История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 1982.
5. Лихачев Д.С.Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М.,1980.
6. Рыбаков Б.А.Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – К., 1963.
7. Осётров Е. Живаядревняя Русь. – М.: Просвещение, 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.