Реферат по предмету "Государство и право"


Законодательные органы Российской Федерации

Оглавление
 
                                                                                                              Стр.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1.  Парламентаризм — признак демократическогогосударства………5
1.1.        История российского парламентаризма……………………………5
1.2.        Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации……..8
1.3.        Законодательный процесс в Российской Федерации…………… .13
Глава 2. Законодательные (представительные) органы государственной
               власти субъектов Российской Федерации………………………....17
2.1. Полномочия законодательных органов государственной власти
       субъектов Российской Федерации………………………………....17
2.2. Внутренняя организация  законодательных органов
               государственной власти субъектов Российской Федерации……..21
Заключение…………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………...….28
Введение
Государственнаявласть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основеразделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принципзакреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение дляпонимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное вданной статье положение об их самостоятельности.
Этотпринцип был выработан мировой практикой развития демократических государств.Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен вгосударстве при условии разделения функций государственной власти междусамостоятельными государственными органами.
     Посколькусуществуют три основные функции государственной власти — законодательная,исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполнятьсясамостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив,соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельностиодного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации властиу этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторскогополитического режима.
Каждыйгосударственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственнойвласти, взаимодействует с другими государственными органами. В этомвзаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений частоназывается системой сдержек и противовесов. Она представляет единственновозможную схему организации государственной власти в демократическомгосударстве.
Нафедеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерациисистема сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующимобразом. Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает законы,определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти,влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самыйсерьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверииПравительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства,судебных органов Российской Федерации.
          В настоящей работе будетрассмотрена такая ветвь власти в РФ как законодательная. Органы законодательнойвласти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)и законодательные органы субъектов РФ.
Законодательные органыодновременно являются представительными органами, т.е. представляющими ивыражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различныеназвания, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятиезаконов – Федеральное Собрание для всей территории страны, а органызаконодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Органызаконодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которыеобразуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органомзаконодательной власти. Также не являются органами власти аппараты при органахгосударственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу.Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями поконтролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоитв принятии законов.
Для достижения указаннойцели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историюразвития парламентаризма в России, статус Федерального Собрания РФ изаконодательных органов субъектов РФ, и законодательный процесс в РФ.
При написании курсовойработы использовался метод анализа научной литературы.
Курсовая работа состоитиз двух глав, пяти параграфов, заключения и списка источников и литературы.
 
Глава 1. Парламентаризм- признакдемократического государства
1.1 История российскогопарламентаризма
Появление в Россиипрофессионального, постоянно действующего представительного и законодательногооргана явилось итогом длительного и противоречивого исторического развитияинститута народного /> представительства. Отдельные элементынародного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде иМосковском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительныеорганы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.
В XVI — XVII вв. (в годыправления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также припервых Романовых — Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органысословного представительства — Боярские думы, Земские соборы. В условияхукреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительстваобщественных сил и отражали специфические местные интересы.
К концу XVII столетиясамодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равнокак и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть доначала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важнымидеологическим символом для различных общественных и политических сил.
Социальный и политическийрежим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицаниемпарламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождаетразличные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 — х гг.XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивноразрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентскоготипа.
В екатерининскую эпохувозникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества.В ходе чрезвычайно благотворных
реформ Александра II в Россиирождается земство — всесословное представительство на уровне уездов и губерний.В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения — органыгородского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу IГосударственная Дума — первый российский общенациональный парламент. В 1906 — 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья)отработала полный срок.
Октябрьская революция ипоследовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройствавыдвинули новый тип народного представительства — Советы, провозглашенныеполновластными и единовластными органами народного представительства.Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органовуправления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. Наделе Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политическогоруководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по />1988г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; восновном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действиеуказами Президиума Верховного Совета СССР[1].
Однако было бынеправильно видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та илииная форма народного представительства может ускорить или затормозитьобщественное развитие, но не в состоянии отменить его объективных законов.Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базеединых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народногопредставительства, укреплению государства, восстановлению и сохранениюгосударственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бывысокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться передизбирателями, отвечать на их ходатайства и
просьбы. За неисполнение илиненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такиеслучаи имели место.
Политическая эволюциясоветской формы народного представительства предопределила переход кпарламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходеконституционной реформы 1988 — 90 — х гг. была учреждена«двухэтажная» парламентская система: избираемый всенародно Съезднародных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатныйВерховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезданародных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичныхограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важнымшагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народныхдепутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделениезаконодательной, исполнительной и судебной властей «важнейшим принципомфункционирования РСФСР как правового государства» и принял новую редакциюст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роликоммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г.закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принципорганизации государственной власти.
Реально страна переживалапереходный период, когда, с одной стороны, сохранялся «полновластный»Съезд народных депутатов, а с другой — существовали Президент, двухпалатныйВерховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшиефактически на основе принципа разделения властей. Противостояние />обострилосьв результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народныхдепутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткойпроведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Кон-
ституции принцип разделения властейоказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этимпринципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участниковконституционного процесса.
Итогом нараставшихпротиворечий стал острый политический кризис сентября — октября 1993 г.,завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. нынедействующей Конституции РФ.
По сравнению с предыдущейв действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован болеепоследовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили рядособенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентскойвласти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизмотрешения от должности Президента и облегченный механизм роспускаГосударственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и еефактическая независимость от парламента и др.
Продвижение России попути создания гражданского общества и правового государства приведет, по — видимому, к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующейКонституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственностиПравительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания. [2]
1.2Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
СогласноКонституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом РоссийскойФедерации.
Парламенткак государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первыепарламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII — XIIIвеках. Однако история современного парламента как об-
щенациональногопредставительного учреждения, отличного от сословных представительныхучреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, послепобеды которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогдаоформился и получил распространение парламентаризм — особая системагосударственного руководства обществом, которая характеризуется разделениемтруда законодательного и исполнительного при существенной политической иидеологической роли парламента.
Парламенти парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризмне может существовать без парламента. В то же время парламент можетсуществовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут бытьутрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся преждевсего разделение властей, представительность и законность.
Следуетособо выделить представительность, поскольку только в условиях демократическогосамоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированногонародного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советниковфеодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительстваболее позднего периода, и от представительных учреждений социалистическогогосударства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить опарламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципенародного суверенитета.
ВРоссийской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло насмену «двухступенчатому» механизму высших органов государственнойвласти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемыйим Верховный Совет.
Созданныев годы советской власти в качестве представительных органов «нового,социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазногопарламентаризма» эти государственные органы по мере демократизациироссийского общества, отражения в Конституции принципа раз
деления законодательной,исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь всеболее обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны онитак и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогдаКонституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей(распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силуфактически существовавшего вертикального подчинения представительных органовстраны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.
В ст.94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание — представительныйорган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государстваявляется представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентскаядемократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагаетсяна народное представительство, самостоятельно принимающее наиболееответственные решения.
В ст.94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательныйорган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной властиреализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.[3]
ПризнаниеФедерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ниодин закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и неодобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной врамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сферезаконодательства.
Будучизаконодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольноограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контрольосуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого ГосударственнойДумой, а также использования права отказывать в
доверии Правительству,которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации вотставку.
Согласност. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат — СоветаФедерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всенаселение Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхнейпалатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения ичаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации.Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектамРоссийской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.
Допринятия новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатныйвысший представительный орган государственной власти — Верховный Совет. Однакона деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая частькомпетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, ивесьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы:Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.
ВФедеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к ихведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палатымогут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ,посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранныхгосударств.
Болеетого, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждойиз палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» вдеятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводитсяроль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванногопредотвратить возможность установления в Российской Фе-
дерации «тираниибольшинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми илииными политическими силами.
Следуетзаметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие кпредставительным органам государственной власти вообще и к парламенту вчастности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, котораяпредшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы,которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократическогоинститута или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной ролиассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующихфакторов.[4]
Многиепредставители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полнаядискредитация парламента может сильно подорвать складывающиесяполитико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зренияполитической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной частинаселения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существени тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразнымолицетворением политических традиций, важным показателем национальнойполитической культуры. В придании определенной политической эффективностипарламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены вправительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаиватьсвои интересы.
Парламентвыступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующихполитических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшнейситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизньстраны.
Вследствиевзаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идетсложным, во многом противоречивым путем.[5]
1.3Законодательный процесс в Российской Федерации
Законодательный процесс — регламентированный Конституцией РФ,законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрениезаконодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действиезаконов.
Конституцией РФ ирегламентами палат Федерального Собра­ния РФ предусмотрены следующие стадиизаконодательного процес­са:
1. Внесение законопроекта— законодательная инициатива.
Законодательнаяинициатива — это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проектыфедеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законово внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно опризнании определенных законов недействующими, утратившими силу.  Правомзаконодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены СоветаФедерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные)органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ,Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительныхорганов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленныевиды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть
внесены только приналичии заключения Правительства РФ; это — законопроекты о введении или отмененалогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, обизмене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты,предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Законопроекты вносятся вГосударственную Думу Федерально­го Собрания РФ.
Подготовленный к внесениюв палату законопроект направля­ется субъектом права законодательной инициативыПредседателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обяза­тельнуюрегистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считаетсявнесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлениидокументационного обеспечения ап­парата палаты, где заводится электроннаярегистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках егопоступле­ния к палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступив­шийзаконопроект Председатель Государственной Думы направля­ет в соответствующийкомитет по предметам его ведения для опре­деления его соответствия требованияст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотретьзаконопроект и напра­вить его в Совет Государственной Думы. Совет палатыназначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а так­жепринимает решение о включении этого законопроекта в пример­ную программузаконопроектных работ палаты на очередную сес­сию или в календарь рассмотрениявопросов на очередной месяц.
2. Обсуждениезаконопроекта в Государственной Думе. Оно про­ходит, как правило, в трехчтениях. Исключение составляет рас­смотрение проекта закона о федеральномбюджете, которое прово­дится в четырех чтениях.
Первое чтениезаконопроекта представляет собой первоначаль­ное рассмотрение законопроекта напланерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос онеобходимости принятия, концепция законно
проекта, дается оценкасоответ­ствия основных положений законопроекта Конституции РФ).
В период между первым ивторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а длязаконопроекта по пред­метам совместного ведения — не менее 30 дней) субъектыправа за­конодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу,ответственному за обсуждаемый законопроект комитету по­правки, т. е.предложения об изменении, дополнении или исключе­нии той или иной статьи, еечасти, формулировки, раздела законо­проекта, рассмотренного в первом чтении.Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицыпоправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.
Второе чтениезаконопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок,поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, иголосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во второмчтении, направляется в ответственный комитет для устране­ния с участиемправового управления внутренних противоречий, становления правильнойвзаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работыответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения впроект по­рядка работы палаты.
Третье чтениезаконопроекта— это заключительное обсуждение в Государственной Думезаконопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. Вслучае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрениюон не подлежит.
3. Принятие закона. Федеральныезаконы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числаее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законовтребуется не менее двух третей голосов от общего числа ДепутатовГосударственной Думы.
4. Рассмотрение иодобрение Советом Федерации принятого Госу­дарственной Думой федеральногозакона. Принятые Государствен­ной Думой федеральные
законы в течение 5 днейпередаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит наголосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательномурассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросамфедерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного,кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации иденонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государствен­ной границыРФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение 14 днейфедеральный закон, принятый Государст­венной Думой, не был рассмотрен СоветомФедерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный законсчитается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало болееполовины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.
5. В этом случае можетвозникнуть дополнительный этап — пре­одоление разногласий между СоветомФедерации РФ и Государствен­ной Думой в связи с отклонением принятогоГосударственной Думой закона.
6. Подписание иобнародование федерального закона Президентом РФ.Это заключительнаястадия законодательного процесса. Участие главы государства
 неотъемлемая составнаячасть законода­тельного процесса. Принятый федеральный закон в течение пятидней направляется ему для подписания и обнародования. И в тече­ние 14 дней смомента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение ивыбрать один из двух возможных ва­риантов своих действий в его отношении.Во-первых, в течение это­го срока глава государства может подписать федеральныйзакон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает всилу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить своеконституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.
Процедура прохожденияфедеральных конституционных зако­нов имеет особенности, в частности требуетсяквалифицированное большинство, причем разнос в каждой из палат. Федеральный кон­ституционныйзакон считается принятым, если он одобрен боль­шинством не менее трех четвертейголосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосовот общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем феде­ральный
конституционный закон втечение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства иобнародованию.

Глава 2. Законодательные(представительные) органы
государственнойвласти субъектов Российской Федерации
2.1 Полномочия законодательных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации
Законодательные(представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерацииявляются постоянно действующими высшими и единственными органамизаконодательной власти субъектов Российской Федерации.
Наименованиезаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом)субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иныхтрадиций субъекта Российской Федерации.
Так,согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным(представительным) органом государственной власти этой республики являетсяГосударственный Совет — Хасэ Республики Адыгея. В Конституции Республики Тыва(ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной властиреспублики называется Верховным Хуралом, в Уставе (Основном Законе) Саратовскойобласти (ст. 68) — областной Думой, в Уставе Чукотского автономного округа (ст.28) — Думой Чукотского автономного округа и т.д.
Большинствозаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации являются однопалатными. Исключения составляютГосударственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное СобраниеРеспублики Карелия, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, ГосударственноеСобрание Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловскойобласти, имеющие две палаты.
ГосударственноеСобрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и ЗаконодательнойПалаты. Законодательное Собрание Республики Карелия включает Палату Республикии Палату Представителей. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит изСовета Республики и Совета Представителей. Государственное Собрание РеспубликиСаха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей, Законодательноесобрание Свердловской области состоит из областной Думы и палатыпредставителей.
Числодепутатов законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъектаРоссийской Федерации. Например, согласно Конституции Республики Ингушетия (ст.57) ее Народное Собрание состоит из 27 депутатов. Конституция РеспубликиТатарстан (ст. 90) предусматривает избрание в состав Государственного СоветаРеспублики 130 депутатов; Устав (Основной Закон) Рязанской области (ст. 30)устанавливает, что Рязанская областная Дума состоит из 36 депутатов и т.д.
Конституция(устав) субъекта Российской Федерации устанавливает также срок полномочийдепутатов законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта Российской Федерации одного созыва, который не может превышать пятьлет. Например, согласно Конституции Республики Марий Эл (ст. 65)Государственное Собрание республики избирается сроком на четыре года. В Уставе(Основном Законе) Краснодарского края (ст. 24) предусматривается избраниеЗаконодательного Собрания края также на четыре года и т.д.
Законодательным(представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерациисамостоятельно устанавливается число депутатов, работающих на профессиональнойпостоянной основе. Законодательный (представительный) орган государственнойвласти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в его составизбрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.[6]
Законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а)принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иноене установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает уставсубъекта РФ и поправки к нему;
б)осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъектаРоссийской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и еесубъектов в пределах полномочий субъекта РФ;
в)осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральнымизаконами, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.
Закономсубъекта Российской Федерации:
а)утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении,представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а вслучае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ;
б)устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РоссийскойФедерации основы организации и деятельности законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации;
в)устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления натерритории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерацииопределяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г)утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РоссийскойФедерации, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшегоисполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
д)устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено к ведениюсубъекта РФ, а также порядок их взимания;
е)устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютныхфондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж)устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъектаРоссийской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ вкапиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовыхформ;
з)утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
и)устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;
к)устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный)орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выбороввысшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти) субъекта РФ;
л)устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РоссийскойФедерации и порядок его изменения;
м)утверждается схема управления субъектом Российской Федерации, определяетсяструктура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
н)регулируются другие вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ,федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РоссийскойФедерации к ведению и полномочиям субъекта РФ.[7]
 
2.2Внутренняя организация  Законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Постановлениямизаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации:
определяетсяпорядок деятельности этого органа;
назначаютсяна должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъектаРоссийской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение надолжность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ,федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;
назначаетсядата выборов в законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
назначаетсяреферендум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных закономсубъекта Российской Федерации;
оформляетсярешение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу (руководителю высшегоисполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, а также решение онедоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации, в назначении которых на должность законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерациипринимает участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;
утверждаетсясоглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;
назначаютсяна должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РоссийскойФедерации;
оформляютсядругие решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными законами кведению законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта Российской Федерации.
Законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации впределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РоссийскойФедерации и законами субъекта Российской Федерации осуществляет наряду сдругими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законовсубъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленногопорядка распоряжения собственностью субъекта РФ.
Осуществлениезаконодательными (представительными) органами государственной власти субъектовРФ определенных контрольных функций позволило некоторым субъектам РоссийскойФедерации именовать эти органы контрольными.
Есликонституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатныйзаконодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ,полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с федеральнымзаконодательством, конституцией (уставом) и законами субъекта РоссийскойФедерации.
Порядокдеятельности законодательных (представительных) органов государственной властисубъектов Российской Федерации определяется конституциями (уставами), а такжезаконами субъектов Российской Федерации.
Законодательные(представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерацииизбирают председателей, которые руководят их деятельностью и ведают ихвнутренним распорядком. Они избирают также заместителей председателязаконодательного (представительного) органа государственной власти (палаты),которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия,невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а такжедругие обязанности в соответствии с регламентом законодательного(представительного) органа государственной власти.
НародноеСобрание Республики Дагестан для координации законодательной и контрольнойдеятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний создает ПрезидиумНародного Собрания в составе Председателя Народного Собрания, его заместителейи председателей комитетов Народного Собрания.[8]
Законодательные(представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерацииработают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но нереже двух раз в год.
Правозаконодательной инициативы в законодательном (представительном) органегосударственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам,высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органагосударственной власти) субъекта РФ, представительным органам местногосамоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации правозаконодательной инициативы может быть предоставлено и другим органам,общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территориисубъекта РФ.
Законопроекты,внесенные в законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем высшегоисполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, рассматриваются поего предложению в первоочередном порядке.
Законопроектыо введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, применениифинансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты,предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъектаРоссийской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлениювысшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органагосударственной власти) субъекта Российской Федерации либо при наличиизаключения этого лица. Такое заключение представляется в законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации всрок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерациии не может быть менее четырнадцати дней.
Конституция(устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ним принимаются большинствомне менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы субъектаРоссийской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числадепутатов. Постановления законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинствомголосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено законодательством.[9]
Законысубъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта РФ, направляются для обнародования высшемудолжностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственнойвласти) субъекта РФ в срок, который устанавливается конституцией (уставом) изаконом субъекта РФ.
Законсубъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не можетбыть повторно отклонен высшим должностным лицом (руководителем высшегоисполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и подлежитобнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъектаРоссийской Федерации.
Конституция(устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после ихофициального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФпо вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранеечем через десять дней после их официального опубликования.[10]

Заключение
Государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Этотпринцип был выработан мировой практикой развития демократических государств.Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен вгосударстве при условии разделения функций государственной власти междусамостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основныефункции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждаяиз этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органомгосударственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных исудебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит кчрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможностьустановления в стране диктаторского политического режима.
Каждыйгосударственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственнойвласти, взаимодействует с другими государственными органами. В этомвзаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений частоназывается системой сдержек и противовесов. Она представляет единственновозможную схему организации государственной власти в демократическомгосударстве.
Законодательнаявласть  принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органовгосударственной власти, влияет парламентскими способами на деятельностьисполнительной власти, в той либо иной форме участвует в формировании исполнительныхорганов, судебных органов Российской Федерации.
Подводя итог в курсовойработе можно сделать выводы:
Во-первых, органзаконодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен поотношению к другим.
Во-вторых, независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. КонституцияРФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может бытьпринято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (илине принимать) любые законы. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы нибыло контролю со стороны исполнительной власти. Парламент сам определяет своювнутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиямКонституции РФ. Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собранияпо принятию законов, чем обеспечивается независимость парламента в отправлениисвоей главной функции. Парламентская независимость не является абсолютной. Онаограничивается через такие институты конституционного права, как референдум,поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента,чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов,право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, правоПрезидента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах,ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе вышезаконов, требование Конституции РФ о принятие Государственной Думой финансовыхзаконов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекаютиз принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами».
В-третьих, ФедеральноеСобрание основывается на принципиально новом понимании народногопредставительства по сравнению с тем, которое определяло положениепредставительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуютединую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя ФедеральноеСобрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательнойвласти.
В-четвертых,конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оноявляется законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает,что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы т.е.правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органагосударственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоитвсесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающимобразом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятиязаконов.
В-пятых,самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают изпринципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется наоснове прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельностизаконодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и теснос ними взаимодействует. Президент РФ является участником законодательногопроцесса, обладает правом вето, а Конституционный Суд РФ вправе объявить любойзакон – полностью или частично – неконституционным, т.е. утратившим юридическуюсилу. Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действуетне сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которойдостигается взаимными противовесами трех основных властей. Такая взаимнаясбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный порядок.
В данной курсовой работебыли решены следующие задачи: рассмотрена история развития парламентаризма вРоссии, статус Федерального Собрания РФ и законодательных органов субъектов РФ,и законодательный процесс в РФ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Субкультуры как способ межличностной и межкультурной коммуникации
Реферат Организация финансового планирования ЗАО "Алтайвитамины"
Реферат Органы налогового контроля
Реферат Органы управления финансами Российской Федерации
Реферат Особенности бюджетного процесса в Красноярском крае
Реферат Организационно-экономические отношения в сфере управления капиталом предприятий
Реферат Організаційно-правове регулювання інвестиційної діяльності (на прикладі Вінніцької області)
Реферат Оценка финансового состояния ООО "Легкпромторг"
Реферат Организация денежного обращения в России
Реферат Определение понятий "государство" и "гражданин" (Платон, Аристотель, Ксенофонт)
Реферат Основи розвитку регіону. Видатки місцевих органів влади
Реферат Pinksy On His Religious Background Essay Research
Реферат Організація фінансового контролю в Україні
Реферат Органы управления финансами в Российской Федераци
Реферат Организация кассовых операций в кредитных организациях и порядок их учета