С древнейших времен былазамечена тесная связь цвета с психикой, способность его воздействовать наэмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят бесчисленныеархеологические и этнографические данные о ритуальной и военной раскраскедревних и примитивных народов; об этом свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира.
Цвета воздействуют на всех людейпо-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или отусловий, в которых воспринимается цвет.
Эмоциональное действие цветаимеет две главные причины:
1.
2.
Но никак нельзя говорить о ясновыраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе причиныобусловливаются социальной принадлежностью и индивидуальными особенностямикаждого человека. Поэтому вопрос эмоционального воздействия цвета на человекаявляется чрезвычайно сложным.
В природе человека глубокозаложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда и любовь человека ккрасивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим глаз.
Эстетика цвета органична всемутворческому процессу и вытекает из тонкого осмысления людьми окружающейдействительности, в первую очередь природы, являющейся неистощимой кладовойцветовых сочетаний.
Цвета и цветовые сочетанияпо-разному воздействуют на человека: теплые цвета (желтый, оранжевый, красный)– энергичные, возбуждающие; холодные (фиолетовый, синий, голубой илинейтральный зеленый) – сдержанные, успокаивающие. Цвет вызывает у человекаразличные чувства: сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода илитепла, что воздействует на физиологию и психику.
Возможно, из-за эмоциональноговоздействия цвета человек наделил его определенным символическим значением.
С давних времен у того или иногонарода начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальныецвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру итемпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцеви спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тягалюдей к открытым ярким цветовым сочетаниям.
От окружающей природы,темперамента народа, обычаев и традиций, эстетический норм и религиозныхвоззрений зависело распространение того или иного цвета в костюме и предметахбыта, в произведениях искусства.
Средневековая символика цветаобъясняет строгую религиозную догматику (в странах мусульманского мира –исламскую, в Европе – христианскую, в Китае или странах Юго-Восточной Азии –конфуцианскую, буддийскую или синтоистскую и т.д. ). Каждый цвет или особыйсимвол соответствовал канону религии, замена или искажение его считалисьпреступным отступлением от истины.
Например, в Индии и Китаесимволика цветов была строго канонизирована. В отличие от этого в Япониисосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями.Помимо этого здесь всегда было большое стремление к тонкому восприятию цвета,но не к рациональному, а к субъективному, личностно-интимному. Тенденция кподобному восприятию цвета у японцев разрушала привнесенные ими освященныерелигиозным культом отношения к цвету. Внимание и любовь к цвету отражают ихчуткое и чрезвычайно тонкое чувство природы.
Помимо религиозно-мистериальнойзначимости цвета олицетворяли социально-функциональные и половозрастные деленияобщества. Например, в Европе цвета делились на несколько категорий, которыесоответствовали определенным сословиям общества.
Цветовые системы появляются вкультуре разных народов вместе с первыми космогоническими символами, с первымимагическими обрядами и ритуалами. Исследования древнейших культур (каменноговека) показали, что уже тогда люди придавали особое значение трем цветам:красному, белому и черному. Этими красками обычно делали росписи в пещерах.Иногда использовались также желтая и коричневая, но, по мнению английскогоэтнографа, социолога и фольклориста В. У. Тернера, «цветовая триада белое –красное – черное везде имеет выдающееся значение» (Тернер В. У. Символ иритуал. – М., 1983). В Африке найдены захоронения среднего каменного века, вкоторых тела были густо забрызганы красной охрой. В захоронениях бушменов(Африка) позднего каменного века в могилы клали половинки страусиных яиц,выкрашенных изнутри черной краской, а извне – красной охрой.
В пещерной и наскальной живописикаменного века широко использовались и белые краски. Все три цвета первичнойтриады, конечно, имели символический и магический смысл. Может, именно поэтомудо сих пор эти три цвета обладают самыми противоречивыми значениями в различныхрелигиях и культурах.
Рассмотрим значения каждогоцвета в восточной и западной культурах.Красный
Первый цвет, замеченный ивоспроизведенный людьми, был, по-видимому, красный. Академик А. Окладниковобъясняет это «первородство» красного тем, что он ассоциировался в сознаниилюдей с кровью, огнем, солнцем, осенними листьями. Древнейшие мифы связывали скрасным сотворение человека.
Найденная первобытными людьмикрасная охра была воспринята ими как кровь мифического первочеловека-гиганта,демиурга, из тела которого было создано все живое. В первых мифах человеквылепляется из глины (в глине всегда присутствует красная краска – окислыжелеза). Например: в сказаниях острова Пасхи говорится о том, что человекродился из красно-бурого вулканического туфа – «цветной земли»; индейский богМагадео вылепил из красной глины мужчину и женщину; праотец племени майду(Калифорния) сотворил людей таким же способом – вылепил две белые фигуры(мужскую и женскую) с красными глазами и черными волосами. Адам также былсоздан богом Яхве из красной земли, называемой «адама». Это слово – женский родот слова «адам», что значит человек. Оно также родственно слову «Едом» — «красный» (Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом завете. – М., 1985). Поэтомупервоначальное значение красного – это жизнь, кровь, полученная человеком отбогов. В крови заключается душа (в Священном писании людям запрещено есть кровьживотных), а в душе – сама жизнь, энергия, без которой невозможно существованиеживого.
У древнихгреков и римлян красный был символом плодородия. Статую Приапа (богаплодородия) окрашивали в этот цвет. В Древнем Китае существовала легенда окрасной птице, которая пролетала в небе, держа в клюве девять колосьев. Зернаупали в землю, проросли. Хлеба не только спасали людей от голода, но быливечнорастущими.
Поскольку ижизнь, и плодородие связаны с любовью и браком, то красный цвет – знак всего,что сопровождает эти явления.
В средневековойЯпонии красный был символом любви.
В наше времястало привычным одевать невесту в белое. Между тем у русских крестьян XIX иначала 20 века свадебный наряд был красным.
Кроме того, увсех народов красный цвет считался целебным. Для каждой болезни существовалосвое лекарство, но оно непременно было связано с красным. Эва Вундерлих пишет, что«Плиний в качестве средства от лихорадки рекомендует носить с собой в краснойтряпочке первые анемоны, которые показываются весной. Александр изТраллеса против лихорадки рекомендует носить навозного жука, завернутого вкрасную тряпочку. Против ревматизма рекомендовали прикладывать кбольному месту красных улиток. Эпилепсию также лечат красными средствами –такими, как птицы малиновки, сок гранатовых яблок».
Жизнетворнаясила красного, по поверьям древних, проявляется еще и в том, что он отпугиваетзлых духов, демонов и другой нечисти. Поэтому столбы критских дворцовокрашивались в красный цвет, люди носили красные амулеты, повязки, окрашивалиразличные предметы. Новорожденных детей красили красной краской целиком илитолько лицо, надевали на руку красную повязку. Мальчиков при инициацииокрашивали так же, чтобы защитить от болезней и злых духов.
В свое времянарод Израиля спасся от десятой казни тем, что выкрасил косяки домов кровью.Христианин, регулярно вкушающий кровь Христа (в которую превращается вино послемолитв) чувствует себя защищенным от всяких зол.
Кроме всегопрочего красный незаменим в колдовстве (в виде крови, краски, различныхпредметов).
Красный – цветжизнетворного тепла и света, огня. Именно поэтому солнце красное, заря красная,боги, дарящие тепло, — красные. «Земные боги» — цари, императоры, короли,военачальники – также носили красные одежды (напр., в романе «Мастер иМаргарита» М. А. Булгакова Понтий Пилат был одет в красную мантию; византийскиекесари одевались сплошь в пурпур и даже указы подписывали чернилами такого жецвета; распятый Христос был одет в багряницу – красную мантию, которая должнабыла говорить о том, что погибший – «Царь Иудейский»). Мария Стюарт в моментказни была освобождена от верхнего платья и предстала в нижнем – из алогошелка. Смысл такого наряда королевы на эшафоте тот же, что и в изречении: «Вмоем конце – мое начало», алый – символ воскресения.
Красный цветпроизводит на человека самое возбуждающее действие и вызывает сильныйэмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе. Поэтому красный цвет«красивый», «прекрасный».
Все перечисленные выше значения красного цветаявляются положительными. Но этот цвет имеет также множество негативныхзначений, которые, к сожалению, иногда перевешивают значения положительные.Красным отмечены смерть, убийство, грех, насилие, возмездие, демонические силы.Этот цвет связывается с агрессивностью, плотскими желаниями. Это символ греха ипозора (например, «Великая блудница», олицетворение Рима и Вавилона, явиласьсв. Иоанну Богослову в виде женщины, «облеченной в порфиру и багряницу,украшенной золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу вруке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откровение17).
Как мы видим, ссамой древности красному цвету приписывались преимущественно позитивные смыслы.Но в XVII веке красныйцвет начинает приобретать негативные значения. Рембрандт придает емудраматические, даже трагические оттенки, а французская Академия изящныхискусств осуждает Рубенса за чистый яркий цвет в его картинах.
Начиная с XVIII века в Европе красныйцвет заменяют розовым. В моду входят оттенки «вермильон», «резвая пастушка»,«веселая вдова», «цвет бедра испуганной нимфы».
Красный цветприглушается, разбавляется, теряет энергию. И возвращается к концу века какцвет Великой французской революции.
В XIX векекрасный цвет вообще становится устрашающим. Во Франции продолжаются потрясения:Парижская коммуна, реставрация Бурбонов, империя Бонапарта… Красный приобретаетзначение духа смерти, упоения кровавой борьбой, нечеловеческого напряжения.
В прикладномискусстве XIX века красный угасает, приглушается, темнеет. Он превращается вцвет граната, бордовый, «цвет перезрелых яблок», мальвы, вянущей розы… Модерн иар нуво предпочитает разбеленные гаммы, избегает чистых тонов. Сложные цвета,теряя насыщенность, теряют вместе с ней символические значения.
В XX веке происходит революция– социальная, политическая, культурная. Знаком обновления выступает красныйцвет. Без него не могут обойтись кубисты, супрематисты, футуристы. Здеськрасный излучает силу, энергию, мужество, а порой ярость и воинственный дух.Уже в начале века писатели и поэты, наделенные пророческим даром, видят в немзловещий символ. Андрей Белый замечает над Петербургом кровавое зарево иразмышляет: «Не есть ли это геенское пекло?» В романе «Петербург» героятерроризирует злобный шутник, дразня красным плащом. В пьесе Горького «Детисолнца» чахоточная героиня ненавидит красный цвет, который напоминает ей сценудикой расправы озверевшей толпы с помещиками. У А. Грина красный – знакбольного сознания, у Б. Брехта – пошлости и порочности («Трехгрошовый роман»).У К. Шахназарова – глупости и глухоты к страданиям ближнего (фильм «Курьер).
И только внародном искусстве, в сознании «неученых» художников и простых людей оностается любимым – не за символизм, а за непосредственное эстетическоевосприятие.
Белый
Белый уже вглубокой древности был отмечен и выделен как особый цвет. Вместе с красным ичерным он входил в триаду основных цветов. Это свое значение он сохранил и донастоящего времени, хотя с физической точки зрения он таковым не является.Древнейшие символические значения белого в основном позитивны: белый означаетвсяческое благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир,согласие.
Белый – самыйсветлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не «обозначает» цвет, аявляется им. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земныхнаместников – царей, жрецов, вельмож.
В ритуалахндембу и всех других примитивных народов белый цвет, в виде одежды, окраски,талисманов, употребляется как знак очищения и приобщения к добру.
В древностибесцветные или просто светлые вещества называли белыми. Белой считалась и вода,так как белый цвет связывался и с теми благами, которые дает вода. Отсюдазначение белого как символа чистоты, безгреховности, безмятежности. Белый – этоцвет божества и добрых духов, противостоящий черному как цвету демонических излых сил.
В Китае и Индииэтому цвету был придан мистический и трансцендентальный смысл, которыйпроисходит не из чувственных восприятий или ассоциаций, но возникает каквизуализация философских понятий.
Так, уникальноекосмическое и миростроительное начало дао в древнем Китае не имеет формы, веса,вкуса, цвета, но может быть сравнимо с такими реалиями, как вода, туман,облака. Даосская живопись из всех красок предпочитает китайскую тушь, из всехцветов – хризантему, а из всех птиц – аистов и белых журавлей. Помимо этойфилософской символики в Китае придавали белому и более простые значения – этобыл знак Запада, осени, металла.
В древней Индиибелым цветом было отмечено южное направление и ритуальные гимны. Кроме того,белым цветом в индийской философии кодируются ключевые понятия «шунья» и«саттва». Шунья означает пустоту, но не пространство, лишенное материи, апсихологическое состояние, т.е. душевную пустоту – отсутствие страстей, эмоций,восприятий, даже восприятия собственного «я». Достигший такого состоянияпревращается в святого, бодхисаттву. «Саттва» — понятие, близкое «шунье». Оноозначает чистоту и безмятежность.
В античном миребелый – цвет благородства, знатности, величия. Этот цвет наряду с красным ипурпурным был привилегированным.
В Древнем Римепредставители верхушки общества носили тоги и туники, женщины «из общества» — белые платья (столы).
Белый – этоцвет богов, святых, праведников. В эпоху цивилизации белый всюду символизируетглавное, верховное божество, а оно отождествлялось с солнцем.
Египетскиежрецы носили белую одежду и в такой же цвет одевали богов и покойников (что вих понятии было одно и то же).
В раскраскеэтажей зиккуратов, стен храмов и дворцов белый занимал самое почетное место.Зиккураты (например, Этеменанка – т.н. Вавилонская башня) были увенчаны белымикубами божественных «спален», где бог солнца проводил ночи в обществе храмовыхжриц.
Античныефилософы подняли значение и достоинство белого цвета на максимально возможнуювысоту: он стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет – этобожество Платона, Парменида, Прокла, Плотина, Филона Александрийского,предвосхитившее Единого Бога, сказавшего о себе: «Я свет миру…»
Христианскаярелигия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Белый означалсветоносность, родство с божественным светом. Белый цвет заимствует своисимволические значения от света, а свет в христианстве – это и Бог, и слово, иразум, и всяческое благо.
Кроме того,белый означает радость, веселье духа, невинность, чистоту.
В культуреислама белому цвету также отведено почетное место. Ведь сам Аллах – «свет небеси земли», и хотя ангелы его одеты в зеленое, верные ему люди и сам пророкМагомет носят белые тюрбаны. Если в странах с умеренным климатом сакрализуюттриаду красный – белый – черный, то в Аравийской пустыне предпочитают триадузеленый – белый – черный. Эти цвета являются священными символами, и вместе стем они наиболее любимы в странах ислама.
Конечно же, вкультуре не были незамечены и негативные значения белого. Седина – этоприближение смерти, белый – цвет савана покойника, проказы и лишаев.
В природе белый– не всегда добрый цвет. Он присущ некоторым стихиям, чуждым или враждебнымчеловеку: снег, лед, иней, белая пена морских волн, недоступные горные вершины,облака…
В момент горя,в предсмертный час человек бледнеет. От тяжелых переживаний волосы белеют. Всеэто является источником ассоциаций негативного характера: белый связывается всознании с холодом, безмолвием, смертью, отчуждением, страданием. И в техкультурах, где забыт или неизвестен божественный смысл белого, на первый планвыступают эти его негативные или полунегативные значения. Так, в японскойклассической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделеннойлюбви:
Белотканых
Рукавов разлуку
Омыла роса,
И, пронизывая холодом,
Осенний ветер подул.
На осеннем ветру
В Фукиаге стоящие
Белые хризантемы.
Подует ветер,
И расходятся на вершине
Белые облака…
Совсем безжалостно сердце твое!
(Боронина И. А.Поэтика классического японского стиха. – М., 1978)
В культуреЕвропы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативныхзначений. Белым отмечены смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил,одиночество, даже ненависть и жестокость.
Для пионеровархитектуры XX века ипосткубистической живописи (супрематизм, неопластицизм) белый цвет стен илифонов картин отождествлялся с бесконечно-мерным свободным пространством. Белыестены воспринимались всеми людьми как бездонное пространство, в чем европейцы XX века были солидарны сяпонцами, китайцами, индусами начала эры. Белый цвет является простором, воздухом,светом, которых возжаждал XXвек. Воображение рисует на белом любые картины, давая простор творчествузрителя.
И в поэзииначала века белый – излюбленный цвет. В нем заключается некая мистическаянеопределенность, полная возможностей, которым не суждено осуществиться. Обычнобелый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонниймир. Так, у Блока белый цвет означает смерть, тоску, холод, отчужденность.Нюансы белого обозначаются такими словами, как снежный, бледно-белый, светлый, ясный,жемчужный:
…Белой мечтойнеподвижно прикован
К берегупоздних времен…
Белая ты, в глубине несмутима,
В жизни – строга и гневна.
Тайна тревожно и тайно любима
Дева, Заря, Купина…
Терны венчают смиренных и мудрых
Белым огнем Купины.
В наше времябелый цвет принят как символ божества во всех религиях мира. Помимотрадиционных, его присвоили новые религиозно-философские течения – теософия,агни-йога, «живая этика», тайная доктрина, экуменизм.
Живопись XX века мифологизирует белыйцвет, пожалуй, как никакой другой. Супрематисты видят в белом пространствевсего символ неэвклидова n-мерногопространства, которое в свою очередь погружает зрителя в некий медитативныйтранс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике.
Черный
Семантикачерного у большинства народов в основном негативна. Это можно объяснитьпричинами физиологическими. Черное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья,истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человекаинстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делаетбессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями.
В ритуалах имифах древних народов черный цвет, как символ зла, противостоит белому, какцвету добра. Кроме того, черный символизирует гордыню, тайную зависть, злобу,подлость, прелюбодеяние.
Восточнаямифология связывает черный цвет с женским началом, поскольку это цветПраматери-Земли, убивающей и порождающей; кроме того, женщинам приписываласьпророческая и колдовская сила в большей мере, чем мужчинам. Образуется цепочкасимволов черный – женщина – любовь – смерть – тайна – магия.
У древнихиндусов черный цвет соответствовал понятию «тамас» — состоянию сдавленности,угнетенности.
В средневековойЯпонии черный – знак печали.
В средневековойЕвропе черный считали цветом смерти, скорби. Черные рясы духовенствасимволизировали умерщвление плоти в земной жизни ради вознесения души и ееблаженства в жизни будущей.
В иконописитолько глубины пещеры – символ могилы, ада – закрашиваются черной краской. Этозначение цвета было настолько устойчивым, что наиболее тонкие живописцы, желаяизбежать его там, где требовался черный цвет без всякой символики, или заменялиего темно-синим и темно-коричневым, или же корректировали его сине-голубымибликами.
Черный цветимеет также и позитивные значения.
У африканскогоплемени ндембу черный символизирует дождевые тучи; черные животные и птицыприносятся в жертву во время ритуала вызывания дождя. Кроме того, у этого племени черный связан также с половымвлечением, со счастливым браком. Черные женщины очень ценились, но не как жены,а как любовницы.
Особенноценится черный на мусульманском Востоке: «В числе достоинств черноты – то, чтоиз нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха» («Тысяча и одна ночь»).
В древнейшихиндийских упанишадах черное воспринимается как «инобытие» белого, т.е. такойяркий цвет, который не может быть воспринят человеком, ослепляет его, т.е.тождественен тьме, черному.
Затеи эта жемысль встречается и у Платона. Этот невидимый глазом свет, тождественный мраку,-- не что иное, как бог, непознаваемый в своей сущности.
Библейскиетексты не оставляют никаких сомнений в аксиологии черного (как, впрочем, идругих цветов): то, что сотворено Богом, не может подвергаться человеческомусуду. Он создает и свет, и мрак в свое время и в своем месте, и творение Еговсегда исполнено мудрости и гармонии.
В русском языкечерный носит чаще всего негативный характер. Но в народном изобразительномприкладном искусстве черное вовсе не отрицается как мрачный цвет. Он используетсядля фона в лаковых миниатюрах Палеха, Мстеры, в жостовский подносах, вгородецких росписях, в керамике и т.д. Триада красный – белый – черный широкораспространена в оформительском искусстве и рекламе. В зависимости от ситуацииэтот цвет может быть и мрачным, ивеселым, и траурным, и жизнеутверждающим.В некоторых европейских странах черный считается нарядным, выходным.
Зеленый
Место зеленогосовершенно исключительно. Зеленый занимает особое место в спектре солнечногосвета: он находится как раз посерединемежду возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными.Слева от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой,синий, фиолетовый. Зеленый находится между двумя этими группами и поэтомуявляется нейтральным в смысле действия не нервную систему человека.
Зеленый – одиниз основных цветов, он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды,в условиях которой формировалось цветовое зрение человека.
Впервые зеленыйцвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой краски. Это стало возможнымлишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке, когда зеленую краску научилисьприготовлять из окислов меди. Зеленые драгоценные камни также вошли вупотребление там, где они должны были служить знаком богатства, власти ипривилегированного социального положения, т.е. в древних государствах Востока.
Упоминания озеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая. Здесь зеленый цветнейтрален: им кодируется восточное направление горизонта, а также весна,дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон».
В ДревнемЕгипте зеленый – целиком положительный цвет, что естественно в стране с жаркимклиматом, окруженной пустынями. Это цвет Осириса, бога-злака, умирающего ивоскрешающего каждый год.
В Древнем Римезеленый цвет одежды был исключительно женским. В мужской одежде он былсемантически отрицательным: это было признаком изнеженности, женственности,намеком на противоестественную порочность. Существовало выражение «galbinimores» — «зеленоватые» (т.е.изнеженные, извращенные) нравы.
В традиционнойкультуре Японии зеленый цвет – в числе самых любимых. Символика его целикомположительна. Существовали и такие изысканные оттенки зеленого, как«виноградный» или «зеленый лист вперемешку с опавшим листом». Очень любят вЯпонии сочетание белого и зеленого.
В христианскойкультуре средних веков главное символическое значение зеленого – это земля,точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображенияхИисуса Христа и святых символизирует их земной путь.
В культуреислама зеленый цвет еще более почитаем и любим, чем в христианстве. С этимцветом ассоциировались все блага, которые исходят от растений: пища, тень,прохлада, красота. Мусульманский рай изображается в священных книгах ифольклоре как царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но иподушки, на которых возлежат праведники и гурии.
Для арабазеленый – это цвет оазиса в пустыне. Он дает тень и прохладу, столь желаннуюдля жителя жаркой страны.
В средние векасуществовал обычай дарить девушкам к майским праздникам зеленые платья. «Цветжухлой травы» означал долголетие, «цвет темной зелени» считался символомукрытия и был маскировочным цветом лесных разбойников «цвет ивовых прутьев»означал в XVI – XVII веках отчаяние, грусть,одиночество.
После средневековьяновая вспышка любви к зеленому возникает в XVIII веке. Об этом свидетельствует живопись, философия, поэтика.Входят в моду деревенские пейзажи с изображением пастушек, резвящихся на лонеприроды. Руссо предлагает проводить занятия на поляне. Обитатели дворцов ипышных чертогов вдруг ощутили потребность в свежем воздухе, свободе, в зеленисадов, лесов.
В XIX и начале XX веке стало принято вводитьзеленый цвет в интерьеры, предназначенные для спокойной и сосредоточеннойумственной работы. Письменные столы, как правило, застилали зеленым сукном,абажуры настольных ламп делали из зеленого стекла.
Зеленый –антипод красного, зеленый порождается глазом, если на него воздействоватькрасным цветом. Зеленый так же амбивалентен, как и красный. В древности зеленыйбыл связан с демоническим началом, нечистой силой, безумием, распадом.
В русскомфольклоре зеленый также не всегда положителен: зеленый царь – злой и коварный;тоска зеленая; настой трав – зелье – обычно яд.
В средневековойиндийской литературе зеленым кодируется отвращение.
В XX веке семантика зеленогоявно сдвигается в негативную сторону: например, психически больные люди оченьлюбят насыщенный зеленый цвет, особенно в сочетании с желтым и фиолетовым.
Желтый
Желтый цвет складываетсяоптически из красного и зеленого. В спектре он занимает промежуточное местомежду этими основными цветами. Поэтому о желтом можно отчасти сказать то же,что и о красном, а отчасти – то же, что и о зеленом.
Желтый, так же как и красный,сопровождает все живое: это и солнце, и земля, и пламя.
В древнем Китае желтый былцветом земли (Кунь) и женского начала (Инь).
В Древней Греции очень любилиярко-желтый цвет (шафранный). Одежда этого цвета считалась нарядной ипраздничной.
В древней Индии желтый был едвали не самым ценным светом, поскольку он ассоциировался с золотом. Будда родилсяс золотым телом и сразу после рождения сделал десять шагов, после чего в следахего ног выросли желтые цветы. Когда царевич Гаутама стал Буддой(Просветленным), он возглавил общину учеников-монахов, которым полагалосьносить желтую одежду. И по сей день адепты буддизма одеваются в желтое.
В культуре ислама желтый – этоцвет священной коровы, первой жертвы людей Аллаху.
В раннем европейскомсредневековье желтый цвет воспринимается полностью позитивно, как символсолнечного цвета и золота, т.е. как символ божественности и царственности.
И только в XII – XIII веках желтый цвет наделяется негативными символическимизначениями. Он становится цветом измены, продажности, вероломства, греха.
В японской классической поэзиижелтый – цвет увядания, символ осени.
В древнем Китае обитель мертвыхназывали «Желтыми ключами», но желтый журавль был символом бессмертия.
В эпоху Возрождения желтый цветстал символом недоверия, подозрения в неверии.
В XX веке негативное отношение к желтомунарастает. В. Кандинский ощущает в желтом безумие, бешенство. Действительно,желтый каким-то образом связан с безумием. Андрей Белый исследовал творчествоГоголя и нашел, что по мере усугубления душевной болезни писателя в его прозенарастает количество цветовых образов, связанных с желтым и зеленым. Желтыйцвет был любимым цветом Ван Гога. В конце XIX века «желтым домом» называлибольницу для душевнобольных.
Л. Миронова считает, что сейчассимволика желтого в основном негативна («желтая пресса», «желая карточка»). Намой взгляд, это утверждение достаточно спорно. Желтый цвет вызывает у всехощущение открытости, легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим,раскрепощающим воздействием и выражает основную потребность – свободноразвиваться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся,освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получитьвозможность раскрыться. Желтому недостает солидности характера, которым вполной мере обладает зеленый цвет. Зато у желтого есть нечто дружественное,легкомысленное, искрящееся и счастливое.
Синий
Синий, по выражению Гете,принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Он – антипод желтого, и, как таковой,самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действуетуспокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе.
В культуре народов древнегоВостока синему часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немалоопасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом.
В японском театре Кабуки синийгрим носили злодеи и дьяволицы.
Если тело Кришны приобретаетсинюю окраску, значит, цикл земной истории подошел к концу, нужно ожидатьгибели этого мира.
В современной Японии синийвоспринимается как знак смерти, отчуждения человека от общества и от самогосебя.
На Среднем и Ближнем Востокеэтот цвет вызывает совсем другие ассоциации. Это цвет неба, водных глубин,темных лесов на горизонте, горных вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий– цвет горных сфер, обители богов и ангелов, солнца, луны, планет. Потолкиегипетских храмов расписывались золотыми звездами по синему фону, летящимиптицами, знаками луны и солнца.
В средние века на Ближнемвостоке и в Средней Азии сохраняется традиция обильного введения синего иголубого (вместе с белым и желтым) в архитектурную полихромию. Синий и голубойс золотом и с белым – излюбленные цвета, украшающие каллиграфию священныхарабских книг. В ранних памятниках византийской архитектуры небо в куполахизображается не золотом, а синим цветом.
В средневековой Европе высокоценились синие камни (более редкие, чем красные и зеленые).
В эпоху позднего средневековья вЕвропе, так же, как и в эпоху Возрождения, синий цвет любили в живописи иприкладном искусстве, но символика его в светском обиходе была целикомнегативной. Синий – цвет неверности, обмана. «Синим плащом» именуют вНидерландах неверную жену, во Франции выражение «синяя юбка» обозначает жертвусупружеской измены.
В мусульманской Индии синий илиголубой были знаками печали и траура.
Но в то же время синий цвет –самый успокаивающий из всего спектра. Он очень интенсивно используется. Посравнению с голубым, чистый синий – легкий, свежий, «в его расцветке лучшедумается» (К. Петров-Водкин, «Самаркандия»).
В. Кандинский отмечает главноесвойство синего – его глубину, которая вызывает весьма серьезные мысли ичувства: «Углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного,оно получает призвук человеческой печали.
Оно делается подобнымбесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца неможет» («О духовном в искусстве»).
Человек«голубой крови» имеет благородное, аристократическое происхождение.По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.Тёмно- синий цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали.Становясь светлее, он приобретает характер безразличности, покоя.
Символика голубого в наши дни неизбежала сдвига в негативную сторону. В начале века понятию «голубой» нередкостали придавать смысл чего-то сентиментально-мещанского, слащаво-елейного.«Голубое» стало пониматься как пародия на благостность, святость, непорочность,в каковые свойства человека уже не верили. В обиходном языке «голубое» сталосинонимом внешне благополучного и беспроблемного. К этому цвету сталиотноситься иронически, почти отождествляя его с розовым («голубая мечта»,«розовые очки»). Во второй половине века голубой стал символом сексуальныхменьшинств. Фиолетовый
Фиолетовый – это как бы угасшийкрасный, красный, на который набросили покров тьмы. Можно мыслить его какпервый цвет, появляющийся из мрака и не знающий, в какую сторону ему развитьсядальше – в сторону красного или синего. В этой двойственности фиолетового, вего темной природе – источник особенного психологического воздействия этогоцвета.
Фиолетовый одновременно полонжизни и возбуждает тоску и грусть (С. Рубинштейн), он действует угнетающе, ичувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа (М.Нордау), задерживает деятельность(М. Дерибере).
Но вместе с тем фиолетовыйуспокаивает и даже излечивает больного, усталого человека.
В средневековой Япониифиолетовый был символом любовной страсти.
В XIX и ХХ веках в фиолетовомощущают главным образом нечто таинственное, иррациональное, пугающее.
И. Гете в учении о цветезамечает в фиолетовом беспокойство и утомляющее действие: этот цвет не столькооживляет, сколько вызывает беспокойство.
Фиолетовый выделяется из всехспектральных цветов своей сложностью, он балансирует между живым красным имертвым синим, между горячим и холодным, между материальным и духовным. Ноугнетающее начало в нем преобладает.Серый
Серый – цвет бедности, скуки,тоски, городской тесноты, гнилого тумана.
В древности, в средневековье и вэпоху Возрождения этот цвет совершенно не ценился. Его считали цветом рубищабедняков, недостойным уважаемого человека, цветом несчастья и посредственности.Серо-голубой цвет у римлян символизировал зависть. У античных и средневековыхавторов очень редко встречаются упоминания о сером. На древнем Востоке в знак скорбипосыпали голову пеплом.
В древней русской литературе ифольклоре серый или сизый – это цвет хищных животных и птиц (серый волк, сизыйорел), на него как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным.Серый цвет был отличительным цветом одежды крестьянина.
Но примерно с XVI века сер