Реферат по предмету "История"


Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованного государства в Китае

Министерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Кемеровский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра археологии
Курсовая работа
«Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованногогосударства в Китае»
Кемерово 2011

Оглавление
Введение
1. Царство Цинь в доимперскуюэпоху
1.1 Царство Цинь в эпоху БорющихсяЦарств
1.2 Реформы Шан Яна и их влияниена жизнь царства
1.2.1 Сущность легизма
1.3 Детство и юность ЦиньШихуана
1.4 Политические воззрения ЦиньШихуана
2. Деятельность Цинь Шихуандикак императора Китая
2.1 Внешняя политика
2.2 Внутренняя политика
Заключение
Список литературы

Введение
политика шихуанди император китайский
ЦиньШихуанди – великий китайский император, положивший конец многовековой эпохе ВоюющихЦарств, объединивший их в огромное мощное государство. Он сумел стереть границымежду царствами, строил множество сооружений, унифицировал письменность, единицыизмерения и деньги. В его правление империя Цинь процветала. Несмотря на то, чтоона просуществовала лишь 14 лет, она сумела достичь высот очень во многих областяхи стать образцом государственного устройства для последующих китайских государств.
Всвоей курсовой работе я буду рассматривать тему «Деятельность Цинь Шихуанди по созданиюцентрализованного государства в Китае». Данная тема актуальна в настоящее время,так как в связи с развитием культурных связей между Россией и Китаем происходитвзаимообмен культурными традициями и историческим наследием, часть которого ЦиньШихуанди, несомненно, является. Целью работы является рассмотрение заслуг Цинь Шихуандиперед своим государством. Данная цель раскрывается путем решения следующих задач:во-первых, изучением биографии Цинь Шихуанди и влиянием на него философских школ,в особенности школы легистов. Во-вторых, рассмотрением особенностей внешней политики.В-третьих, прослеживанием направления его реформ и их значение для всего государства.
Поданной теме существует множество как источников, так и научной литературы. В даннойработе я использовал труды таких авторов, как Шан Юэ, Л.С. Переломов, Сыма Цянь,Л.С. Васильев а также другая литература по данной теме.
Впервой главе курсовой работы я рассмотрю личность Цинь Шихуанди, его детские и юношескиегоды, а также идеологию легизма, которой он придерживался всю жизнь, а во второйглаве я рассмотрю объединение Китая в одно государство, войны с кочевниками и реформыЦинь Шихуана.

1. ЦарствоЦинь в доимперскую эпоху
 
1.1 ЦарствоЦинь в эпоху Борющихся Царств
Царство Цинь былообразовано в 771 г до н. э. Сян-гуном. Он получил земли этого царства в наградуот правителя Чжоу за борьбу со степными племенами кочевников. В 7 и 6 вв. до н.э., Цинь соперничало с царством Цзинь, находясь в коалиции вместе с царствами Суни Ци и постепенно расширяло свою территорию за счет захвата земель племен варваров– жунов и ди, обитавших на северо-западе (Васильев Л.С., 2000, с. 64-65). Эти племенасоставляли значительную часть населения царства и поэтому, среди соседних царств,Цинь считалось варварским. Влияние царства Цинь начало усиливаться в 5 в. до н.э. Для этого есть несколько причин:
Во-первых, царствоЦзинь, с которым Цинь, в основном граничило, на протяжении всего 5 в. до н. э. находилосьв состоянии острого политического кризиса, который, в конце концов привел к тому,что в 403 г. до н. э. Цзинь распалось на три царства: Вэй, Чжао, Хань. Поэтому Цинь,которое до этого было слабее Цзинь и вело только оборонительные военные действия,могло теперь постепенно расширять свою власть и влияние в соседних царствах.
Во-вторых, царствоЦинь занимало выгодную географическую позицию: оно находилось очень далеко на западеи было защищено естественными рубежами — рекой Хуанхэ и горными хребтами — от вторжениясоседних царств с востока. Вместе с тем Цинь занимало удобную стратегическую позициюдля наступления как на царства среднего течения Хуанхэ (Хань, Чу, Чэнь), так и напограничные племена.
В-третьих, царствоЦинь имело возможность торговать с северными племенами кочевников, которые являлисьпосредниками между ним и странами Центральной и Средней Азии, что значительно увеличивалобогатство царства.
Ну и, наконец,одной из причин укрепления царства Цинь являются реформы Шан Яна, на которых я остановлюсьпоподробнее. Их проведение было обусловлено, во-первых, экономическим и политическимотставанием царства Цинь от других царств, а во-вторых, укреплением императорскойвласти на всей территории царства.
1.2 РеформыШан Яна и их влияние на царство Цинь
ШанЯн родился в 390 г. до н. э. в царстве Вэй. Впоследствии он переехал в царство Циньиз-за невостребованности своих способностей в своем родном царстве и поступил наслужбу к циньскому правителю Сяо-гуну (Итс Р. Ф., 1961, с. 57-58). В 359 г. до н.э., он создал первый свод законов. Основные изменения в жизни народа сводились кследующим:
1) Установлениесистемы разделения населения на группы по пять («у») и десять («ши») семей, которыенесли ответственность за преступления одной семьи внутри группы. Была также введенаответственность в виде смертной казни за недонесение крестьян о преступлениях исокрытии преступников у себя в домах. В случае же, если они выдавали преступников,они поощрялись наравне с воинами, которые приносили головы врагов. Нововведеннаякруговая порука помогала сдерживать недовольство крестьян, которое ранее выливалосьв народные восстания, потрясавшее все царство.
2) Введение системыподдержки торговли, ремесел и землепашества, которое легисты считали одним из важнейшихзанятий в государстве. В рамках этого был отменен налог с урожая и введен новыйналог с земли, зависевший от земельного владения. Если стихийное бедствие причинялоущерб землевладельцу, то он мог уже, как это было ранее, просить помощи у государствав возмещении убытков. Любому желающему было разрешено на льготных условиях обрабатыватьпустоши и малоплодородные земли, что привело к мощному притоку безземельных крестьяниз соседних царств. Те, кто переселялся на три поколения получали полное освобождениеот уплаты налоговой повинности. Была отменена государственная и общинная собственностьна землю и введена неограниченная частная собственность. Это привело к тому, чтодоля земледельцев в населении царства Цинь стала увеличиваться. Некоторые мелкиеземледельцы разорялись, однако крупные земледельцы, в которых Шан Ян видел опорудля циньской экономики, богатели. Так же те, кто занимался земледелием, освобождалисьот трудовой повинности.
3) Аристократыпотеряли возможность участвовать в управлении циньским государством, они лишалисьбольшинства своих привилегий. Их место в управлении государством заняли военные,которые единственные в циньском государстве в правление Сяо-Гуна признавались полноправнымигражданами и обладали немалым количеством привилегий. Устанавливались 20 социальныхрангов которые присваивались тем, кто имел воинские заслуги. Также, существовалавозможность покупки этих рангов за определенное количество зерна, что было приравненок проявлению воинской доблести. В зависимости от этого ранга жаловались дома, землии слуги. Знать, не имеющая воинских заслуг, не включалась в списки знатных фамилийи не имела привилегий.
4) Циньская армияподверглась полному перевооружению, было введено железное оружие и улучшено снаряжениевоинов. Правом изготовления оружия стало обладать исключительно государство. В связис этим улучшилось качество оружия. Был введен новый воинский устав, предусматривающийстрожайшую дисциплину и жестокие наказания за её нарушение. Колесницы, ранее составляющиеоснову всей циньской армии, были заменены на конницу (Ши Цзи, 1996, т. 7, с. 86-89).
Эти реформы укрепилицентральную власть циньского государства, повысили количество налогов, поступавшихв её казну, увеличили боеспособность её армии, усилили все царство. Они обеспечилиприток безземельных крестьян из соседних царств, что позволило развиваться земледелию.
Вскоре после проведенияэтих реформ и усиления царства Цинь, оно начало вести агрессивные завоевательныевойны с соседними царствами. В 331 г. до н. э. Цинь победило царство Вэй. В 318-316годах до н. э. Цинь воевало с коалицией царств Хань, Чжао, Вэй, Янь, Ци и разгромилоих все, захватив часть их плодородных земель. В 311-307 годах до н. э. оно совершилонесколько походов против царств Вэй, Хань и Чу.
В III в. до н. э. основным противникомЦинь становится Вэй. В 293 г. до н. э. полководец Цинь Бай Ци разгромил совместнодействующие царства Хань и Вэй, из-за чего в них наступил экономический и политическийкризис. После этого Цинь некоторое время не вело войн, восстанавливая свои силыи осуществляя подготовку к будущим войнам. В 273 году до н. э., оно вновь осуществилопоход в царство Вэй, которое так и не смогло полностью оправиться от поражения 293г. до н. э. В 264 г. до н. э. оно нанесло поражение Хань, а в 260 г. до н. э. –Чжао, уничтожив практически всю его огромную армию, насчитывавшую около 900 тысяччеловек. (Древний Китай, 2006, с.66-68)
Успехи царстваЦинь в борьбе с соседними царствами обусловлены в первую очередь именно реформамиШан Яна, так как они модернизировали все сферы деятельности государства. Однако,необходимо отметить, что необходимость проведения реформ в китайских царствах назреваладавно и в других царствах также существовали многие люди, пытавшиеся провести реформы,которые бы укрепили государство и императорскую власть и урезали привилегии аристократов(У Ци в царстве Чу, Шэй Бу-хай в Хань, Ли Куй в Вэй, и т.д.). Но, по разным причинам,основной из которых являлось сопротивление наследственной аристократии, цеплявшейсяза свои полномочия, эти реформы не были доведены до конца. (Переломов Л.С, 1981,с. 43-50). В Цинь же силы аристократов были достаточно слабы, чем и объясняетсяуспешное проведение реформ.
Таким образом,царство Цинь в эпоху Воюющих Царств превратилось из отсталого царства в сильноевоенно-бюрократическое государство с мощной властью правителя. Поэтому возможностиобъединить все китайские царства в единую огромную империю были только у царстваЦинь, что вскоре и произошло.
1.2.1 Сущностьлегизма
Легизм – однаиз основных школ философии эпохи Чжаньго, которая известна также как «Школа законников»(фа цзя). Он зародился примерно в 7 в. до н. э. и окончательно оформился примернок 3 в. до н.э. Признанного основателя у легизма нет, однако считается, что основыего философии были заложены чиновниками, которые стремились ограничить привилегиинаследственной аристократии.
Основные идеилегизма:
1) Уравниваниевсех перед Законом и Сыном Неба, появление идеи раздачи титулов не по рождению,а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужитьсядо первого министра.
2) Установление единых для всегогосударства законов. Под законом понимались уголовные законы и административныераспоряжения правительства.
3) Жесткое ограничениеобщинного самоуправления, подчинение семейных кланов и патронимий местной администрации.
4) Чтобы обеспечитьпредставительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматриваласьпродажа чиновничьих должностей
5) Взаимоотношениямежду властью и народом рассматриваются как противоборство враждующих сторон. Вобразцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
6) Высшая цель деятельности государя— создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватническихвойн.
7) В области управления предлагалосьсосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместниковвластных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников
8) За малейшеепреступление необходимо жестоко наказывать, вплоть до обращение в государственногораба и смертной казни.
Первым известнымлегистом является Гуань Чжун, который занимал должность первого министра в царствеЦи. Он провел множество реформ, направленных на укрепление государства, укреплениецарской власти и ослабление наследственной аристократии. Ему принадлежит идея отом, что закон должен стоять над правителем, т.е. правитель должен ему подчинятьсяточно так же, как и любой другой житель царства. Однако, эта идея не нашла поддержкиу поздних легистов, которые предлагали равенство всех перед законом, который творитимператор, т.е. сам он ему неподсуден.
Помимо него, идеилегизма исповедовали такие известные философы, как Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Шан Яни Хань Фэй.
Шэнь Бухай, будучиканцлером при дворе правителя царства Хань, выступал за управление государствомна основе законов, а не старинных обычаев. Так же, он высказывался о том, что императордолжен единолично управлять своим царством, не консультируясь со своими приближенными.
Шэнь Дао исповедовалучение, занимающее срединное положение между даосизмом и легизмом. Он проповедовалпочтение к закону и уважение к силе власти. Именно он разработал теорию, согласнокоторой, власть держится не на неких абстрактных законах, а на силе, которая обеспечиваетвыполнение этих законов.
Хань Фэй завершилформирование легизма, синтезировав систему Шан Яна и концепции Шэнь Дао и Шэнь Бухаяв единую теорию деспотической власти, оставив в качестве центрального принцип главенствазакона, а также введя в неё некоторые второстепенные положения конфуцианства и даосизма.
Самый значительныйпериод развития легизма – последняя четверть 3 в. до н. э., когда он стал официальнойидеологией царства Цинь, а вслед за покорением циньцами соседних государств и возникновениемпервой в Китае централизованной империи обрел статус первой всекитайской офиц. идеологии,опередив конфуцианство. Однако эра легизма длилась недолго. Просуществовавшая всегополтора десятилетия, империя Цинь в конце 3 в. до н. э. рухнула, похоронив под своимиобломками и идеологию легизма. В империи Хань официальной идеологией стало имперское,или ханьское конфуцианство, которое впитало все лучшее, что было в идеологиях легизмаи конфуцианства, и использовало гуманные и ненасильственные методы для пропагандысвоих идей. В качестве государственной идеологии оно просуществовало до 1911 года.Легизм же был возрожден в годы управления Китаем Мао Цзэдуном, отдававшим ему предпочтениеперед конфуцианством, идеология которого он считал консервативной и устаревшей.
1.3 Детствои юность Цинь Шихуана
Ин Чжэн, впоследствииставший первым императором Китая Цинь Шихуаном, родился в 259 году до н. э. в городеХаньдань царстве Чжао (в настоящее время – провинция Хэбэй), расположенном на востокеКитая. При рождении ребенок получил имя Чжэн, что означало «первый». Собственноеимя он получил в честь месяца, когда он был рожден – Ин (период примерно с серединыфевраля по середину марта, является первым месяцем года по китайскому календарю).
Отцом будущегоимператора являлся Цзы Чу. Однажды он увидел наложницу крупного торговца Люй Бу-вэя,который занимал должность сяна (главного советника и помощника государя в делахуправления) и имел с ней связь. От этой связи и родился мальчик, которому впоследствиисуждено было стать великим императором. О его матери Ся из жизнеописания Люй Бу-вэяизвестно, что она «самая красивая и лучше всех умеющая танцевать девушка в Ханьдане».Также известно, что она происходила из богатого и могущественного чжаосского рода.
Цзы Чу был замеченЛюй Бу-вэем, который решил составить протекцию юноше. Люй Бу-вэй отправился к женеправителя царства Цинь госпоже Хуаян, которая не имела сыновей, которые могли быстать наследниками, и предложил ей и её мужу, Аньго-цзюнь, сделать наследником ЦзыЧу, который в данный момент находился в царстве Чжоу в качестве заложника. Люй Бу-вэйотрекомендовал Цзы Чу, как очень мудрого, достойного и почтительного молодого человека.Аньго-цзюнь и его жена согласились на это и Цзы Чу прибыл ко двору Цинь, где былщедро одарен правителем и его женой. Впоследствии Цзы Чу правил царством Цинь с249 по 247 год до н. э под именем Чжуан Сян-ван. Под его началом царство Чжоу, гдеон когда-то являлся заложником, было разгромлено, а династия Чжоу прекратила своёсуществование. Но Чжуан Сян-ван скончался через три года, и власть перешла к егосыну, который и стал первым императором Китая (Ши Цзи, 2003, т.2, с 53-54).
Ин Чжэн вступилна престол приблизительно в июле 246 года до н. э., когда ему было 13 лет. До того,как ему исполнился 21 год, и он стал совершеннолетним, страной от его имени управлялвсе тот же Люй Бу-вэй, ставший первым министром и принявший титул Вэнь-синь-хоу.Воцарение Ин Чжэна не привело ни к каким изменениям во внешней политике, основнойупор делался на насильственный захват территорий у соседних царств. В это время,царство Цинь включало в себя не только свою территорию, но и небольшие области,отвоёванные у других царств, таких как Хань, Чжоу и Шу.
Наставник Ин ЧжэнаЛю Бу-вэй начал приглашать в страну учёных, чтобы царство Цинь не отставало от другихцарств, таких как Вэй, Чу, Чжао и Ци. Во всех этих царствах радушно принимали учёных,полагая, что они могут принести пользу государству. В Цинь же это было не распространено,поэтому Люй Бу-вэй, заботясь о том, чтобы царство Цинь в научном плане не отставалоот других царств и стал их приглашать. Бывали периоды, когда у него кормилось дотрёх тысяч человек. Он заставил их записывать всё, что они знали, и таким образомна свет появилась такая книга, как «Люйши Чуньцю» («Весны и Осени господина Люя»).В ней описывалась древняя и современная история, сведения по точным наукам, а также основы политики и философии (Шан Юэ, 1959, с. 54-55).
В этот моментцарство Цинь уже стало самым сильным из всех китайских царств и продолжало расширятьсяс помощью войн с соседними царствами.
В 246 году дон. э. в Цзиньяне произошло восстание, которое было ликвидировано полководцем МэнАо. На следующий год Бяо-гуном был осуществлен поход на город Цюань, принадлежащийкняжеству Вэй.
В 244 г. до н.э. Мэн Ао вел войну с княжествами Хань и Вэй, завоевав более десяти городов. В 242году Мэн Ао вновь напал на Вэнь, захватив более двадцати городов.
В 241 г. до н.э. царства Хань, Вэй, Чжао и Чу, обеспокоенные возвышением царства Цинь и его агрессивнойвнешней политикой, выслали против него свои армии. Однако, царство Цинь сумело отразитьармии всех этих царств (Ши Цзи, 2003, т. 2, с. 54-56).
Во всех этих походахи войнах Ин Чжэн не принимал участие, так как он был несовершеннолетним. В этотпериод он обучался во дворце под наставничеством Люй Бу-вэя.
В возрасте 22лет, в 237 г. до н. э. император совершил обряд надевания головного убора и поясас мечом, после чего он стал считаться совершеннолетним.
В это время ЛаоАй, любовник его матери, которая родила от него уже двоих детей, задумал поднятьвосстание против императора, убить его, а на его место возвести одного из двух своихсыновей. Он стал собирать войска для свержения Ин Чжэна. Однако императору удалосьузнать об этом плане и выдвинуть против армии восставших свои войска. Вскоре произошлосражение, в результате которого, восставшие были разгромлены. Лао Аю и его сыновьямудалось сбежать, но позже их нашли и казнили вместе с захваченными в плен во времясражения. В октябре 237 г. до н. э. Лю Бу-вэй, был отстранен от своего поста сянго(первого советника государства) и отправлен в отставку. Столь мягкое наказание объясняется,во-первых, большими заслугами Люя перед царством Цинь, а во-вторых, лишь отдаленнымучастием в заговоре. Вскоре, в 235 г. до н. э., Люй Бу-вэй, опасаясь, что императорузнает о том, что его связи с Лао Аем и восставшими были куда более крепкими, чемон предполагал, совершил самоубийство, выпив яд (Ши Цзи, 2003, т. 2, с. 56-59).
Свою мать Ин Чжэнпервоначально отправил в изгнание вначале в город Юн, но позже он позволил ей вернутьсяво дворец Ганьцюань. Она умерла в 228 г. до н. э.
После заговораимператор Ин Чжэн стал править царством Цинь уже единолично. Именно с этого временион стал непосредственно проводить в жизнь свою активную внешнюю и внутреннюю политику,основное влияние в которой он уделял завоеванию соседних царств, которая в конечномитоге достигла своей цели – все китайские царства объединились в одну могущественнуюимперию с огромными ресурсами, а Ин Чжэн стал единым императором всего Китая и принялимя Цинь Шихуанди – первый император Цинь.
 
1.4 Политическиевоззрения Цинь Шихуана
С 246 по 237 гг.до н. э, Ин Чжэн, обучался при дворе под руководством регента Лю Бу-вэя. В эти годыон изучал множество книг, содержащих те знания, которые были необходимы будущемуимператору. Одной из таких книг был трактат «Люйши Чуньцю», написанный по приказуЛюй Бу-вэя, состоявший из 26 отдельных небольших книг. Часть глав этого трактатабыла написана даосистами (Люйши Чуньцю, 2001, с. 95-98, 181-194), часть – конфуцианцами(Люйши Чуньцю, 2001, с. 99-107, 164-171), а часть была написана под влиянием легистскихидей (Люйши Чуньцю, 2001, с 221-224, 269-272). Разнообразие идей, которые нашлисвоё отражение в «Люйши Чуньцю» объясняется тем, что в доме Люй Бу-вэя нашли пристанищепредставители весьма сильно отличающихся друг от друга философских школ, которыеи написали совместно трактат.
Изучая трактат,Ин Чжэн дополнял свои знания, полученные им из «Книги правителя области Шан», являющейсянастольной книгой цинских правителей. В ней содержались очень важные сведения познавательногои поучительного характера о том, каким должен быть настоящий государь, о том, какон должен выстраивать отношения со своими приближёнными, о качествах государя, которымион должен обладать, военных походах, концепции государственной власти (Книга правителяобласти Шан, 1993, с. 196 – 199, 219-231). Все это было проиллюстрировано многочисленнымипримерами из истории китайских царств и жизни их правителей. «Книга правителя областиШан» была написана одним из самых известных легистов Шан Яном, жившем в четвёртомвеке до нашей эры и являвшимся главным министром правителя царства Цинь Сяо-гуна.
Легизм, в отличиеот конфуцианства, считавшего, что правитель прежде всего должен обладать высокиминравственными добродетелями и моральными качествами, утверждал, что правитель долженбыть в первую очередь создателем законов, которым должен повиноваться его народ.Иными словами, главное место в управлении государством они отводили не этике, какконфуцианцы, а закону. Вместо концепции «благородного мужа» — идеального человека,воплощающего человеческое совершенство, который и должен участвовать в управлениигосударством, Шан Ян предложил ввести систему назначения на должности и присвоениярангов знатности. Он предполагал управлять этими людьми путем лишения всех заслуги привилегий. Наказания уравновешивались поощрением за лояльность и точное исполнениеприказов правителя в виде присвоения очередного ранга, повышающего социальный статуссвоего владельца. Так же, в отличие от конфуцианского учения о подчинении личностистаршим и вышестоящим легизм требовал ее абсолютного и беспрекословного подчиненияинтересам государства, олицетворяемого императором-деспотом (Книга правителя областиШан, 1993, с. 183-206).
В «Ши Цзи» сохранилосьописание случая, что Ин Чжэн читал книги философа-легиста Хань Фэя, жившего в царствеХань, «Ропот одинокого» и «Пять паразитов» и объявил, что очень хочет встретитьсяс автором, написавшим эти книги. (Ши Цзи, 1996, т. 7, с. 44). В «Ропоте одинокого»описана ситуация и условия, при которых крупные чиновники становятся сильнее императора,а император попадает в подчинённое положение. В «Пяти паразитах» содержалась критикаположений конфуцианства, например таких, как опора на традиции древности и идеяблагородного мужа (прямо указывается, что основные качества благородного мужа «Человеколюбиеи чувство долга, рассудительность и ум – это не то, чем поддерживают государство»)(Древнекитайская философия, т.2, 1973, с. 264). Под пятью паразитами же понималисьпять классов населения – торговцы («спекулянты» и «перекупщики»), ростовщики, помещики,аристократы и ученые. «Пять паразитов» и «Ропот Одинокого» являются главами еготрактата «Хань Фэй-цзы», в котором он изложил взгляды на устройство государственнойвласти, экономику государства, идеологию. Он считал наиболее идеальным такое государство,в котором правитель принимает решения, исходя из собственного опыта, не советуясьс приближенными, и строго наказывая виновных вне зависимости от их ранга. В такомгосударстве все направлено на укрепление и расширение его мощи. (Древнекитайскаяфилософия, т.2, 1973, с. 225-229) Всего в «Хань Фэй-цзы» 55 глав, однако, возникаютсомнения, все ли они принадлежат Хань Фэю.
Спустя некотороевремя, Хань Фэй оказался в царстве Цинь. Это произошло в связи с начавшейся войной,между Цинь и Хань. Правитель Хань отправил Хань Фэя послом в царство Цинь, где ХаньФэй и познакомился с Ин Чжэном. Однако, по непонятным причинам, император не вполнедоверял ему и не пользовался его услугами. Вскоре Хань Фэй был оклеветан сановникомЛи Сы, вместе с которым он обучался у Сюнь-цзы перед Ин Чжэном. Император поручилсудебным чиновникам задержать Хань Фэя. Однако к тому времени Хань Фэй был уже мёртв,Ли Сы, завидуя ему, послал к нему человека, который вручил Хань Фэю яд. (Ши Цзи,1996, т. 7, с. 43-44)
Изучая полезнуюдля него, как для будущего императора, литературу и осуществляя небольшие поездкипо царству, Ин Чжэн наблюдал за жизнью народа и делал выводы о том, что политикаинтересует народ весьма мало, большинство населения увлечено своими повседневнымиделами: сбором урожая, ведением домашнего хозяйства и т.д. Поэтому Ин Чжэн понялошибку в учении Конфуция, который предлагал опираться на народ, использовать егосилу, мужество и мудрость. В дальнейшем, когда Цинь Шихуан уже стал править единойКитайской империей, народ он рассматривал лишь как средство для исполнения его воли,как и предлагали это делать легисты.
Можно предположить,что Ин Чжэн находился в определенный период времени под влиянием сразу трёх ученийкитайской философии: конфуцианства, даосизма и легизма. Несомненно, во всех трёхдля него были привлекательные стороны. Однако, с течением времени победил легизм,который провозглашал сильное государство, авторитарного монарха, не связанного порукам и ногам чиновниками.
В юности императоруже был самостоятелен, имел весьма жестокий, неукротимый и нетерпимый к чужим мнениямхарактер, что, на мой взгляд и стало причиной, по которой он принял для себя идеологиюлегизма, которая впоследствии стала официальной в его царстве, а затем – и империи.Прослеживая его дальнейшие взаимоотношения с чиновниками, можно увидеть, что онценил профессионалов своего дела и не жалел для них наград. Но если они превышалирамки дозволенного – следовало жестокое наказание, прямо зависящее от ранга – чтовполне отвечало идеологии легизма.
Таким образом,можно отметить, что легизм, рассматривавший императора как главу народа, вся полнотаверховной власти которого находилась только в его руках, вполне отвечал характеруи жизненным установкам Ин Чжэна. Это связано с тем, что ему в юности пришлось пережитьзаговор близких ему людей, попытку свержения с престола – что не могло не оказатьна него негативного воздействия и предопределить его дальнейший образ мыслей и действий.

2. ДеятельностьЦинь Шихуанди как императора Китая
 
2.1 Внешняяполитика
Внешнюю политикуЦинь Шихуанди можно разделить на два периода: до объединения Китая царством Цинь,и после его объединения. В первый период внешняя политика была направлена на завоеваниесоседних китайских царств и объединение их в единую огромную империю. Во второйпериод упор во внешней политике делался на защиту от кочевников на севере и северо-западеи на захват очень богатых ресурсами южных и юго-западных регионов. Из особенностейвнешней политики следует отметить, во-первых, огромнейшую, в сравнении с дипломатией,роль армии во взаимоотношениях с соседями. Во-вторых, на завоеванные земли кочевыхплемен на территории современного Вьетнама и Лаоса осуществлялось переселение жителейиз среднекитайских областей, приносивших с собой определенные научные и техническиезнания, а также культуру. В-третьих, боевые действия носили разный характер: наюге они были наступательными, а на севере – оборонительными.
В 230 — 220 гг.до н.э. в шести царствах (Хань, Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь) находившихся на востокеот Цинь обострились внутренние и внешние противоречия. В этих царствах происходилакак внешняя (друг с другом), так и внутренняя борьба (между аристократией и правителем),которая ослабляла эти царства и делала их легкой добычей для Цинь, которое развивалоськуда стремительнее, чем они.
Окончательноезавоевание Цинь всех оставшихся китайских царств началось в 230 г. до н. э., когдаИн Чжэн по совету Ли Сы двинул войска на царство Хань и полностью его разгромил.Его поражение было обусловлено постоянными набегами соседних царств на деревни игорода Хань, а так же тем, что Цинь в течение всего третьего столетия, раз за разомпобеждало Хань, отрывая от него кусок за куском территорию. После разгрома Хань,на на его землях была создана область, названная Иньчуань, что положило начало стираниюграниц между бывшими царствам, включенными в состав империи Цинь.
Быстрота и эффективностьатаки армии Цинь напугала соседние царства, и вынудила их прекратить борьбу другс другом. Ван Цзянь, стоявший во главе циньской армии, укрепил её с помощью ресурсов,которыми Хань было весьма богато, и двинул армию дальше, атаковав царство Чжао,которое, однако, очень упорно сопротивлялось циньской армии и даже, первоначально,нанесло ей поражение. Но в 228 г. до н. э. Чжао также было разгромлено, его правительДао-сян-ван был взят в плен, однако его старшему сыну и наследному принцу Цзя удалосьсбежать с небольшим отрядом чжаосских воинов в царство Янь, которое начало собиратьантициньскую коалицию.
В 227 и 225 гг.до н. э. было предпринято два похода на царство Вэй, которое так же потерпело сокрушительноепоражение. В первом походе были разгромлены объединенные войска антициньской коалиции,во главе с наследником царства Янь. Во втором походе была уничтожена большая частьвэйской армии, оставшаяся часть которой, во главе с вэйским ванном, закрылась вгороде Далян. Ван Цзянь отвел рукав Хуанхэ к Даляню, который был разрушен и взялв плен вэйского вана и множество его солдат. Царство Вэй прекратило своё существование,его территория была присоединена к Цинь. Таким образом, открылась прямая дорогадля похода на царства Янь и Ци.
Эти два царствабыли покорены Цинь в 222 и 221 гг. до н. э. Правитель царства Ци, сдался вместесо своей армией в плен Цинь, едва лишь его армия вступила на земли княжества посовету своего первого министра, который был подкуплен Цинь незадолго перед этим.Глядя на Ци, сын правителя царства Янь попытался осуществить покушение на Цинь Шихуанди,которое, однако, окончилось неудачей, Цинь завоевало Янь, сын правителя и сам правительсумели сбежать, однако, позже они были пойманы и казнены. (Империя Цинь – первоецентрализованное государство в Китае, 1962, с. 36-38).
После уничтоженияЯнь, не осталось ни одного царства, в котором жили бы китайцы. Таким образом, царствоЦинь впервые в истории сумело осуществить объединение Китая под властью одного властителя.Вместо множества разрозненных царств возникла империя с обширной территорией и огромнымиресурсами. Начал происходить более быстрый процесс экономического, культурного иполитического слияния всей империи.
Некоторое времяспустя, в 215 г. до н. э. огромнейшая армия под командованием Мэнь Тяня выступаетна север, для того, чтобы покорить племенной союз воинственных кочевников-скотоводов,постоянно совершавших конные набеги с целью грабежа и захвата пленников на небольшиеокраинные города и деревни Китая – сюнну (хунну). Их тактика была простой: вначалеследовал набег конницы и захват добычи, позже на их уничтожение отправлялся отрядкитайской армии, начинавший преследование. Но кочевники очень быстро отступали вглубинные районы Монголии, и китайская армия из-за недостатка продовольствия вынужденабыла отступать. В результате двухгодичной войны, кочевники были оттеснены за излучинуреки Хуанхэ и к Китаю было присоединено около 400 квадратных километров земли, накоторой создали 44 уезда и переселили туда множество крестьян из центральной частиКитая.
Также, необходимоотметить, что в 215-213 гг. до н. э. была построена Великая Китайская Стена – оборонительноесооружение, протяжённостью около 10 тысяч ли (приблизительно 2,5 тысячи километров).Она соединила множество уже ранее существовавших в царствах Цинь, Чжао и Янь стен,защищавших их от сюнну. На строительстве этой стены работали воины, государственныерабы, общинники, отбывающие трудовую повинность и заключенные – всего около 500тысяч человек. Стена строилась с запада на восток, и достигла границы с Кореей,надёжно защитив Китай от вторжений кочевников (Шан Юэ, 1959, с. 56-60).
На южном направлении,в 215 г. до н. э., другая армия, насчитывающая около 500 тыс. человек, под командованиемТу Цзюя отправилась завоевывать богатейшие целинные земли, находящиеся на северо-востокеот Циньской Империи, граничащие с древневьетнамскими государствами. На этих земляхпроживали многочисленные племена юэ. Первоначально, циньские войска потерпели поражениеи потеряли полководца. В связи с этим, Цинь Шихуанди провёл ещё одну мобилизациюи отправил на помощь подкрепление, составляющее примерно половину первоначальнойармии. После того, как подкрепление прибыло, ход войны изменился в сторону Циньскойимперии и в 214 г. до н. э. юэсцы были полностью разбиты. Те из них, кто осталсяв живых, переселились вглубь лесов и в горные пещеры. На пустовавшие земли расселялисьпоселенцы из центрального Китая. Началось благоустройство земель: прорывались каналы,строились широкие и ровные дороги, на полях начали применять более передовые методыобработки земли. Южная граница империи продвинулась настолько далеко, что в течениеследующих двух тысяч лет китайцам так и не удалось продвинуться дальше.
Таким образом,царству Цинь удалось объединить все китайские царства в единое централизованноегосударство с огромной ресурсной базой и прекрасно обученной армией, которая моглаэффективно бороться как с внешними, так и с внутренними угрозами.
 
2.2 Внутренняяполитика
После объединениявсей страны и превращения её в единое монолитное государство – империю, Цинь Шихуандиначал проводить реформы, направленные на укрепление своего государства. Эти реформыможно разделить на два типа: во-первых, направленные на стирание границ между бывшимисоперничающими царствами, а во-вторых, на укрепление собственной императорской власти.
Самой первой реформой,которую провел Цинь Шихуанди стало разделение всего государства на 36 областей,в каждом из которых он назначил чиновников, отвечающих за управление, военное делои выполнении приказов императора. Эта мера позволила более эффективно осуществлятьадминистративное управление всеми районами государства. Было осуществлено полноеразоружение населения. Все изъятое оружие было переплавлено в колокола и статуи,впоследствии установленные в императорском дворце. В 220 г. до н. э. он лишил властимножество семей аристократов, чиновников и торговцев шести покоренных царств и переселилих в столицу империи – Саньян. Все государственные должности, которые они занимали,перешли в руки к выходцам из царства Цинь, у которых в руках оказалась огромнаявласть. Тем самым была ликвидировано опасение, что какое-то из покоренных царств,пользуясь помощью своей аристократии, пожелает отделиться от империи.
Было введено единоезаконодательство на всей территории империи. До его введения во многих царствах,наравне с официальными законами, существовало множество местных обычаев, которыерегулировали право наравне с законами. В рамках единого законодательства были ужесточенынаказания за многие преступления. Введена новая система поручительства, по которойответственность за сокрытие преступления стали нести не соседние семьи, а членысемьи преступника – они становились государственными рабами. В 213 г. до н. э. былавведена также ответственность чиновника, своевременно не доложившего о совершениипреступления. Система круговой поруки как помогала предотвращать преступления, таки служила одним из главных источников рабства (Итс Р.Ф., 1961, с. 58-61).
Была так же ипромежуточная форма рабства – временная ссылка на каторжные работы, в основном –на строительство Великой Китайской стены. Существовали три известных срока ссылок,в зависимости от вида совершенного правонарушения: от месяца до года, два года ипять лет.
Было расширеноприменение смертной казни, появились новые виды, такие как: уничтожение рода отца,матери и жены преступника или просто уничтожение всех членов семьи преступника.Способов смертной казни существовало множество: разрубание на части, удушение, обезглавливаниеи т.д. Как правило, казни проходили в общественных местах, для того, чтобы устрашитьнарод. К смертной казни приговаривались в основном, за преступления против государстваи императорской власти (в т.ч. – и за неповиновение приказу властей), реже – закражу скота у крупных скотовладельцев и другие преступления против собственности.
Следующей реформой,проведенной Цинь Шихуанди, является денежная. В каждом китайском царстве чеканилисьсвои монеты (В Янь и Ци – монета хуа, с квадратным отверстием посередине, в Хань,Чжао и Цинь – монета лян, с круглым отверстием), однако, их использование было весьманеудобно из-за ограничения их оборота с соседними царствами. В некоторые периодыв определенных китайских царствах имело хождение не один, а два вида монет. Всеэто очень сильно затрудняло товарно-денежные отношения.
Цинь Шихуандииздал приказ, который устанавливал единый образец монеты во всей империи и запрещалобращение какого-либо другого типа монет или других платежных средств (раковин,драгоценных камней, серебра, золота и т.д). Так же, монета была разделена на высшую,которая изготавливалась из золота и низшую, выплавляемую из меди. Эта система оказаласьочень устойчивой и впоследствии просуществовала около двух тысяч лет.
Была проведенаунификация единиц длины, веса, объема и площади. В каждом царстве были свои меры,которые не совпадали с соседними, даже если они одинаково назывались. В ходе этойреформы была введена единая система мер, на основе измерительной системы царстваЦинь. Мерами веса стали цзинь (~250 грамм) и лянь (16 кг). Длину стали измерятьчи (27,5 см) и ли (около 250 метров). Мера объема сыпучих тел называлась дань иравнялась 30 килограммам. Площадь измерялась му, составлявшим 667 м2.Такая система мер позволяла более эффективно управлять государством и вести торговуюдеятельность, что привело к интенсивному развитию торговли. Так же, с помощью этойреформы стало возможным установление поземельного налога с населения каждой конкретнойпровинции, что привело к укреплению финансовой мощи империи (Переломов Л.С., 1962,с. 141-148).
Началось массовоестроительство широких дорог, которые могли бы связать все концы огромной империиЦинь. Они могли бы послужить развитию торговли и, возможно, переброски войск в район,где возникло бы восстание. Ширина дорог равнялась приблизительно 50 метрам. На ихпостройке трудились около 50 тысяч общинников, отбывавших свою трудовую повинностьперед государством и множество заключенных. Первоначально они были построены к востокуи югу от Саньяна, но вскоре началась постройка дорог и в других частях империи.
Надёжность дорогпроверил лично император, осуществив поездки в западные районы страны. После того,как он убедился в их благонадёжности, он отправился в восточные районы страны, натерриторию бывших царств Чжоу и Хань. По пути своего следования туда, он поставилогромные каменные стелы: Ишаньскую, Тайшаньскую и Ланъятайскую. В них содержалисьсведения о заслугах императора в период объединения Китая, подчеркиваются его личныекачества, говорится о том, как отразилась его деятельность на простом народе. Основнойфункций этих стел, как следует из текстов, выгравированных на них, является идеологическоеобоснование объединения страны и распространение информации среди населения о своихзаслугах перед государством, что должно было умножить уважение к нему.
Подводя итог внутреннейполитики Цинь Шихуанди можно сказать, что все его реформы были направлены на объединениеогромной империи и стирание границ между разными её частями. Также, он стремилсяукрепить своё государство и защитить его жителей от врагов. Многие его меры можноназвать жестокими и бесчеловечными, однако с помощью них и было создано могущественноецентрализованное государство с жесткой императорской властью, в котором все работалона его усиление. При нём развернулось очень широкое строительство дорог, храмов,дворцов, была построена Великая Китайская Стена, защищавшая китайцев от кочевников(Меликсетов А.В., 2002, с. 114-117).
Однако у этихсвершений были свои негативные стороны. Для обеспечения функционирования государстватребовались огромные ресурсы. Увеличились сроки трудовых и воинских повинностей,налог на зерно равнялся 2/3 урожая общинника. Все это приводило к массовому недовольствувластью, и, в некоторых случаях, к бегству общинника вместе с семьей в безлюдныерайоны северо-востока Китая, что являлось одной из форм протеста крестьян противдеспотической власти императора. Однако, ею были недовольны не только крестьяне,но и наследственная аристократия шести покоренных царств. Они неоднократно организовывалина него покушения, которые, впрочем, ни разу не достигали своей цели. Некоторыеиз них были казнены, но их борьба с императором шла вплоть до самой его смерти (НикифоровВ.Н., 2002, с. 104-108).
Высшие чиновникиимперии Цинь так же были недовольны императором. Поводом для их недовольства сталотказ Цинь Шихуанди разделить некоторые районы страны на земельные владения и передатьих чиновникам вместе с крестьянами. Некоторые из высших чиновников начинают помогатьконфуцианцам в распространении их идеологии. В 213 г. до н.э. император приказываетсжечь всю конфуцианскую литературу, находящуюся в частных руках, кроме книг по медицинеи сельскому хозяйству, лишив конфуцианцев их оружия.
В 210 г. до н.э. в возрасте 50 лет во время поездки по восточным районам страны Цинь Шихуандитяжело заболел и через несколько дней скончался. После его смерти во дворце началасьборьба за престол, в ходей которой на нём оказался младший сын умершего императораЭр Шихуан. Противоречия в империи при нём обострились ещё больше, протест противвласти императора уже никем не скрывался. Произошла череда народных восстаний, вомногих городах была свергнута власть императора и передана в руки восставших. Входе народной войны, один из лидеров восставших Лю Бан, разгромил других лидерови основал империю Хань, в которой и начал править под именем Гао-цзу. Так закончиласьистория и империи и династии Цинь, объединившей все китайские царства в одно государство.

Заключение
В представленнойкурсовой работе я рассмотрел тему «Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованногогосударства в Китае». Цинь Шихуанди является первым императором объединенного китайскогогосударства. Путь к объединению Китая был непростым. Множество ученых, как конфуцианцев,так и легистов изыскивали пути для его объединения. Однако самым действенным путемоказался путь завоевания царством Цинь всех остальных царств. Причинами для этогопослужили, во-первых, междоусобные войны соседних с Цинь царств, что их ослабляло,во-вторых, отсутствие противоборства в Цинь наследственной аристократии и чиновниками,во главе с правителем, а в-третьих, за счет реформ Шан Яна, своего географическогоположения и эффективной системы управления государством, оно развивалось куда стремительнее,чем все остальные царства.
В конечном итоге,в 221 г. до н. э. Цинь удалось объединить все царства в единое государство. В новомцентрализованном государстве были унифицирована письменность, единицы измерения,деньги. Проводились реформы, направленные на поддержку земледелия, торговли и ремесла.Территория империи расширялась за счет земель кочевников, куда переселяли крестьян,из областей, где было слишком мало плодородной земли. Было построено множество дорог,оборонительные стены, защищавшие жителей окраинных царств от кочевников, в т.ч.Великая Китайская стена.
Однако, методы,использовавшиеся при реформах, оказались слишком жесткими для китайцев. На строительствегосударственных объектов погибали тысячи людей, которых, как правило, там же и хоронили.Наказания за малейшие проступки были крайне суровыми, применялись такие жестокиевиды смертной казни, как варка заживо, выламывание ребер, разрыв колесницами. Оченьчасто, для устрашения народа, казни проходили публично.
Все это не моглоне сказаться на настроении народа. Поэтому, как только Цинь Шихуанди умер в 210г. до н. э., царство тут же сотрясло мощное народное восстание. Оно было подавлено,но вслед за ним стали возникать другие восстания во всех частях империи. Все этопривело к тому, что в 208 г. до н. э. империя Цинь рухнула и началась гражданскаявойна.
Заслуги Цинь Шихуандиперед Китаем невозможно недооценить. Множество из того, что было создано в его правлениестало образцом для последующих китайских династий, например, административно-бюрократическаясистема управления государством, денежная система и т.д. Однако столетиями он считалсяжестоким и суеверным деспотом, а о его заслугах конфуцианцы умалчивали. Однако теперьможно сказать, что объединение Китая в единое государство Цинем Шихуанди являлосьблаготворным событием для всего народа. Объединившись, он стали представлять собойгрозную силу, которая заставила считаться с собой соседей. Развитие хозяйственнойжизни в этот период происходит очень бурными темпами, начинается усиленная торговляс некоторыми из мирных северных племен кочевников. В области земледелия начинаютприменяться передовые технологии, повышается урожайность. Поэтому можно сказать,что Цинь Шихуанди был великим императором и его фигура навсегда останется в истории.

Списоклитературы
1. Книгаправителя области Шан. «Ладомир». М., 1993.
2. ЛюйшиЧуньцу. «Мысль». М., 2001.
3. Сыма Цянь.Ши Цзи. Т. 2. Восточная литература. М., 2003.
4. Сыма Цянь.Ши Цзи. Т. 6. Восточная литература. М., 1992.
5. Сыма Цянь.Ши Цзи. Т. 7. Восточная литература. М., 1996.
6. Сыма Цянь.Ши Цзи. Т. 8. Восточная литература. М., 2002.
7. Чжуань-цзы.Ле цзы. «Мысль». М., 1995.
8. ВасильевЛ.С. Древний Китай. Т. 2. Восточная литература. М., 2000.
9. ВасильевЛ.С. Древний Китай. Т. 3. Восточная литература. М., 2004.
10. ВасильевЛ.С. История Востока. Т. 2. Восточная литература. М., 2003.
11. ВасильевЛ.С. Проблемы генезиса китайского государства. Восточная литература. М. 1983
12. Древнекитайскаяфилософия. Т.2. «Мысль». М., 1973.
13. ИсторияДревнего Востока под ред. Кузищина В.И. «Высшая школа». М., 2003.
14. ИсторияДревнего Востока. Тексты и документы под ред. В.И. Кузищина. «Высшая школа». М.,2002.
15. ИсторияДревнего мира. Под ред. Дьяконова И.М. Т.1. «Наука». М., 1989.
16. ИсторияДревнего мира. От ранних государственных образований до древних империй под ред.А. В. Седова. Восточная литература. М., 2004.
17. ИсторияКитая под ред. А.В. Меликсетова. «Высшая школа». М., 2002.
18. Итс Р.Ф.,Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века. Учпедгиз.Л., 1961 г.
19. КрюковМ.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованныхимперий. «Наука». М, 1983.
20. НикифоровВ.Н. Очерки истории Китая. Институт Дальнего Востока РАН. М., 2002.
21. ПереломовЛ.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае. Восточная литература.М., 1962
22. ПереломовЛ.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. «Наука». М., 1981.
23. РубинВ.А. Идеология и культура Древнего Китая: четыре силуэта. «Наука». М., 1970.
24. РубинВ.А. Личность и власть в Древнем Китае. Восточная литература. М., 1999.
25. Фань Вэнь-Лань.Очерки истории Китая. Восточная литература. М., 1958.
26. Шан Юэ.Очерки истории Китая (с древности до «опиумных» войн). Издательство Академии НаукСССР. М., 1959.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Duane Hanson Essay Research Paper Duane Hanson
Реферат Бенчмаркінг як засіб покращення інноваційного процесу в організації
Реферат Социальные группы, их виды и основные черты
Реферат Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке
Реферат Самоконтроль над физическими упражнениями
Реферат Пример создания БД "Материалы" с помощью Access
Реферат Прогнозирование возможной радиационной обстановки и её оценка. Прогнозирование зон радиоактивного заражения местности и внутреннего поражения человека при аварийном выбросе на КАЭС
Реферат Промышленная разработка ильменитовых россыпей бассейна реки Ай Челябинской области Российской Федерации
Реферат Анализ деятельности коммерческого банка и его финансового состояния CoolReferat
Реферат Методика розрахунку об'ємного гідроприводу зворотно-поступального руху (з гідроциліндром)
Реферат Агроекосистема та агроландшафти як складові біосфери та способи взаємовпливу суспільства і природи
Реферат Современное состояние и перспективы развития общественного питания
Реферат Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Реферат The Klan Essay Research Paper The
Реферат Сімейне виховання (освітній тренінг для батьків)