Міністерствоосвіти і науки УкраїниЧеркаський Державний Технологічний ІнститутКафедраінформатикиФакультет економіки і управлінняКонтрольна робота
З курсу інформатики і компютерної техніки
Перевірив виконавстудент
викладач кафедри 1курсу феу групи зу-112
Олійник Г.Т. Шкарбан С. В.
№ 10
Определить времяпадения камня на поверхность земли с высоты h :
10CLS
20INPUT «Высота h»; h
30 t = SQR(h / 9.81)
40 PRINT t
50 END
№ 79
Вычислить: (1+sin0,1)(1+sin0,2)…(1+sin10)
10 CLS
20 m = 1
30 FOR k = .1 TO 10 STEP .1
40 m = m * (1 + SIN (k))
50 NEXT k
60 PRINT «m =»; m
70 END
№ 756
Даны действительные числа x,a,e (e >0,|x|
/>1+å a(a-1).k.!.(a-k+1) xk
10 CLS
20 INPUT «x...», x
30 INPUT «a...», a
40 INPUT «Eps...», Eps
50 sum = 0: k = 1: pred = 0: fact = 1
' pred — предыдущий член последовательности для каждого шага цикла
' нужен для учета точности. fact — факториал
60 mul = a
70 FOR i = 0 TO k: mul = mul * (a — i + 1): NEXT ' произведение в числителе
80fact = fact * k ' факториал в знаменателе
90cur = mul / fact * (x ^ k) ' текущий член последовательности
100 sum = sum + cur: k = k + 1
110 IF cur — pred > Eps GOTO 140
120 pred = cur
130 GOTO 60
140PRINT sum
150 END
№ 215-в
Дано натуральное число m, действительные числа a1,…an, последовательность a1,…an. Определить число соседств двух чисел одного знака, причем модуль 1-гочисла должен быть больше модуля 2-го числа.
10CLS
20INPUT «Введите m...», m
30 DIM a(m)
40 FOR i = 1 TO m
50 PRINT «a(»; i; ")";: INPUTa(i)
60 NEXT i
70 FOR i = 1 TO m — 1
'произведение двух чисел с одинаковым знаком больше нуля
80 IF a(i) * a(i + 1) > 0 THEN IF ABS(a(i)) >ABS(a(i + 1)) THEN k = k + 1
90 NEXT i
100 PRINT k
№ 339-г
Даны целые числа а1…an, (в этой последовательности могут быть повторяющиеся члены). Вычислитьсколько чисел входит в последовательность по одному разу.
10CLS
20INPUT «Введите n...», n
30 DIM a! (n)
40 FOR i = 1 TO n
50 PRINT «a(»; i; ")";: INPUTa!(i)
60 NEXT
70 nepovt = 0
80 FOR i = 1 TO n
90 found = 0
100 FOR j = 1 TO n
110 IF i j AND a! (j) = a!(i) GOTO 140
120 NEXT j
130 nepovt = nepovt + 1
140NEXT i
150PRINT «Неповторяющихся чисел:»; nepovt
160 END
№ 145-а
Последовательность x1,x2,… образовано по закону x1=0, x2= 5/8
Xi=Xi-1/2+3/4*Xi-2, i=3,4…
10 CLS
20 DIM x (20)
30 LPPRINT “Последовательность x(20) “
40 LPRINT
50 x(1)=0:x(2)=5/8
60 FOR I=1 TO 20
70x(i)=x(i-1)/2+3/4*x(i-2)
80 NEXT i
90 FOR i =1TO 20
100 LPPRINT USING“###.######”: x(i):
110 IF i MOD 5=0THEN LPPRINT
120 NEXT i
130 LPRINT
140 END
Задача N 145A Последовательность х(20)
0.000000 0.625000 0.312500 0.625000 0.546875
0.742118 0.781250 0.947266 1.059570 1.240234
1.414795 1.637573 1.879883 2.168121 2.493973
2.873077 3.307018 3.808317 4.384422 5.048449
№ 59-и
Даны действительные числа x, y.Определить принадлежит ли точка с координатами (x,y) заштрихованной части плоскости.
/>
10 CLS
20 LPRINT
30 LPRINT “Задача№59i”
40 LPRINT
50 INPUT “ введитеx, y=: x, y
60 LPRINT
70 IF x>=0 THEN
80 IF (y= -1) THEN
90 GOTO 220
100 ELSE
110 GOTO 200
120 END IF
130 ELSE
140 IF (y+x= -1) THEN
150 GOTO 220
160 ELSE
170 GOTO 200
180 END IF
190 END IF
200 LPRINT “точка Ане принадлежит заштрих. области"
210 GOTO 230
220 LPRINT “точка Апринадлежит заштрих. области"
230 LPRINT
240 LPRINT USING“\ \#####.##”: “x=”: x:
250 LPRINT USING“\ \#####.##”: “y=”: y:
260 LPRINT
270 END
Задача N 59i
x = 0.50 y = 0.10
точка А не принадлежитзаштр. Плоскости
x = — 0.40 y = — 0.20
точка А принадлежит заштр. плоскости
Windows-приложения
Windows — интегрированная программа.Под управлением оболочки Windowsмогут работать не только специальные программы, разработанные для эксплуатации в среде Windows (Windows-приложения), но и «обычные» программы, работающие в средеDOS, т.н. DOS-приложения (DOS-прикладныепрограммы). Оболочка Windowобеспечивает эффективный и комфортабельный обмен информацией между отдельнымипрограммами, выполняемыми под ее управлением. Здесь речь в первую очередь идето Windows-пpилoжeнияx. С понятием интегрированности связывают обычно такжевозможность совместного использования ресурсов компьютера различными программами.Так, к примеру, принтер, подключенный к компьютеру, может с одинаковым успехомиспользоваться всеми программами на конкурентной основе. Причем все операции,связанные с необходимостью перекодировок, смен драйверов (например, припереходе от печати текстов к выводу иллюстраций) берет на себя оболочка.
Большинство пользователейпривлекает в среде Windows не толькои не столько комфортабельность самой оболочки, сколько специфика реализованныхв этой среде приложений. Особенности реализации в среде Windows даже знакомых пользователям поработе в DOS прикладных программ (приложений)практически позволяют рассматривать Windows-версии этих программ как совершенноновые продукты.
Работа в o6oлочке Windowsи в Windows-приложениях предполагает своеобразную перестройку «образажизни». «Жизнь» пользователя в среде 'Windows сопряжена с «мышиным» управлением, обменамиданными между отдельными программами и параллельным выполнением. Стандартизацияинтерфейсов отдельных Windows-приложений позволяет легко переходить от одногоприложения к другому, не начиная каждый раз с нуля (хотя бы в плане способов исредств управления).
зафиксировать курсор кнопкой мыши — и операция выполняется. С помощью того же манипулятора можно перемещать пиктограммы и окна по экрану, менять их размер, открывать и закрывать их — и все это при минимальном использовании клавиатуры для ввода каких бы то ни было директив. Кроме того, для любителей традиционного интерфейса DOS реализована возможность выхода на этот уровень. При разработке графического интерфейса Windows не последнюю роль играли и эргономические соображения: учтены требования к цветовой гамме, сочетаниям цветов, шрифтам, формам и размерам пиктограмм и окон. По сравнению с некоторыми другими пакетами внешнее оформление оболочки Windows может быть признано «спартанским» вследствие отсутствия излишеств и за деловой стиль. Понятие «графически-ориентированный» включает в себя для Windows также и соответствие изображения на экране последующему изображению на твердой копии (распечатке). В этом плане можно считать, что в оболочке Windows реализован принцип WYSIWYG ( WhatYonSeeIsWhatYouGet = To, что Вы видите, то и получаете), до сих нор бывший привилегией относительно небольшого числа программ- С помощью TrueType-шрифтов этот принцип нашел в рамках Windows 3.1 свое дальнейшее развитие.
Windows обеспечивает независимый запуск и параллельное выполнение нескольких программ. Большинство других оболочек и операционных
В фирменной поставкепакета Windows находится несколько приложений. Всеони объединены в группу Accessories (аксессуары, инструменты). Это небольшие по размеру ивозможностям прикладные программы, составляющие «джентльменскийнабор» пользователя. Им далеко до профессиональных специализированныхпакетов. Но они прекрасно иллюстрируют возможности оболочки и обеспечиваютнекоторый минимальный сервис. Более того, весьма полезно начинать знакомство ссерьезными пакетами именно с соответствующих средств этой группы. Так,например, поработав некоторое время с текстовым редактором Write, в дальнейшем можно легко перейти киспользованию таких профессиональ-ных пакетов обработки текстов, как Wordдля Windows, LotusAmiProfessional, WordPerfectдля Windows' т.п. Кроме того, в приложениях из группы Accessories реализованы многие новинки,характерные именно для последней версии 3.1 оболочки Windows (работа с объектами, новые шрифты...).
Windows95
Объектно-ориентированныйподход
При создании Windows 95 фирма Microsoft в полной мере реализовала объектно-ориентированный подход. Посколькуименно он лег в основу новой операционной системы, вначале скажем несколькослов о том, что такое ориентация на объекты.
Понятие«объектно-ориентированный» возникло в программировании сравнительно недавно.Когда вычислительная мощность машин была невысока, о созданииобъектно-ориентированных систем не могло быть и речи. Основой всего былпрограммный код. Программисты записывали последовательности команд для выполнениятех или иных действий над данными, которые оформлялись в модули и процедуры.Для работы с каждым объектом создавалась своя процедура.
Объекты,их свойства и методы
Постепенно с увеличениемпроизводительности вычислительных систем процедурный подход начал заменятьсяобъектным. На первое место выдвинулся объект, а не код, который егообрабатывает. На уровне пользователя объектный подход выражается в том, чтоинтерфейс представляет собой подобие реального мира, а работа с машинойсводится к действиям с привычными объектами. Так, папки можно открыть, убратьв портфель, документы — просмотреть, исправить, переложить с одного места надругое, выбросить в корзину, факс или письмо — отправить адресату и т. д.Понятие объекта оказалось настолько широким, что до сих пор не получилострогого определения.
Объект, как и в реальноммире, обладает различными свойствами. Программист или пользователь можетизменять не все свойства объектов, а только некоторые из них. Можно изменитьимя объекта, но нельзя изменить объем свободного места на диске, который такжеявляется его свойством. Свойства первого типа в языках программирования носятназвание read/write (для чтения и записи), а свойства второго — read only (только для чтения).
Метод — это способвоздействия на объект. Методы позволяют создавать и удалять объекты, а такжеизменять их свойства. Например, для того чтобы нарисовать на экране точку,линию или плоскую фигуру, составляются разные последовательности кодов илипрограммы. Пользователь, однако, применяет для отображения этих объектов одинметод Draw( ), который содержит коды дляотображения всех объектов, с которыми он работает. За такое удобство приходитсяплатить тем, что объектно-ориентированные системы могут работать только надостаточно мощных вычислительных установках.
Процедурный подход в ранних ОС
До настоящего времени вовсех операционных системах преобладал процедурный подход. Для того чтобыпроизвести в системе какое-либо действие, пользователь должен был вызватьсоответствующую программу (процедуру) и передать ей определенные параметры,например, имя обрабатываемого файла. Программа выполняла над файлом указанныедействия и заканчивала работу. При этом пользователь в первую очередь имел делос задачей обработки документа, а затем уже с самим документом. В давниевремена, когда ЭВМ не были персональными, пользователь описывал действия,которые должна была выполнить задача, на некоем странном языке, называемомязыком управления заданиями (JCL—Job Control Language).
С появлением терминалаязык управления заданиями упростился и постепенно превратился в команднуюстроку, однако на первом месте все равно находилась процедура обработкидокумента, а сам документ играл вспомогательную роль.
Следующим этапомупрощения работы с машиной стал создание различного рода операционных оболочек(сначала текстовых), которые «спрятали» от пользователя командную строку DOS. Ввод последовательности символов,из которой состоит команда операционной системы, свелся к нажатию однойфункциональной клавиши или щелчку мыши. Самой распространенной из таких«надстроек» над операционной системой стала оболочка Norton Commander,
Однако основным«инструментом» пользователя все еще оставалась клавиатура. Качественный переходпроизошел после того, как появились графические оболочки. Теперь пользовательв основном работает с устройством указания, таким как мышь, трекбол или планшет,а не с клавиатурой (разумеется, это не относится к работе внутри самихприложений, например, в текстовых редакторах). Ему не нужно помнить почтиникаких команд операционной системы. Для того чтобы запустить приложение,достаточно щелкнуть мышью на его изображении или на «значке» (авторпредпочитает называть его пиктограммой).
Отпроцедурного подхода к объектно-ориентированному
В начале 90-х гг.процедурный подход все еще преобладает, однако намечаются и некоторые признакиобъектно-ориентированного. Например, уже в Windows 3+ можно поставить в соответствие конкретномудокументу приложение для его обработки. Тогда же появился метод объектногосвязывания и встраивания (OLE),позволяющий щелчком на изображении объекта неявно запустить приложение,которое его обрабатывает, а после окончания обработки вернуться в предыдущееприложение.
С OLE тесно связан так называемый методредактирования документов «на месте» (in-place). Если вдокумент встроен объект, который должен обрабатываться конкретным приложением,то при щелчке на этом объекте нужное приложение неявным образом запускается,причем в рабочем поле не изменяется ничего, кроме панелей инструментов.Например, если в тексте, который обрабатывается в редакторе Microsoft Word, есть таблица, созданная в редакторе Microsoft Excel, то при щелчке на ней произойдет замена nанелейинструментов Excel. Пользователь может обрабатыватьдокумент совсем другим приложением, даже не подозревая об этом,
Еще один механизм,который упростил работу и приблизил эру объектно-ориентированного подхода,называется «Drag & Drop»,что в буквальном переводе означает «перетащить-и-оставить». Работая этимметодом, вы щелкаете кнопкой мыши (как правило, левой) на изображении объекта,перемещаете его по экрану при нажатой кнопке и отпускаете кнопку, когдауказатель окажется в нужном месте экрана. Таким образом, процедуры копирования,перемещения и удаления стали объектно-ориентированными.
Что делал пользователь,когда ему нужно было удалить файлы в операционнойсистеме MS-DOS? Он запускал процедуру удаления файлов, передавая ихимена в качестве параметров:
delFILEI.TXT FILE2TXT
Это действие ничем ненапоминает реальный мир, в котором вы просто выбрасываете ненужные
Бумаги в мусорнуюкорзину. На первом месте для пас стоит объект (бумага), над которым выполняетсяпроцедуры (переноса в мусорную корзину), R операционных оболочках, которые работают под управлением Windows 3.1, такое действие уже реализовано какобъектное-ориентированное — с помощью механизма «Draw & Drop». Например, в оболочке Norton Desktop можно схватить мышью файл и перенести его на изображениемусорной корзины. Этого достаточно для удаления файла. Так работа наперсональном компьютере все больше напоминает манипуляции с объектами вреальном мире.