--PAGE_BREAK--– формы собственности. В зависимости от них можно выявить государственные и негосударственные юридические лица. Основным отличием государственного юридического лица является то, что оно в своей деятельности преследует государственные интересы. К ним можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия, а так же некоторые учреждения.
В качестве следующего критерия в классификации можно выявить цели деятельности юридического лица. Часть юридических лиц преследует своей целью извлечение прибыли, соответственно они относятся к коммерческим организациям. «Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий»[31]. Некоммерческие организации не занимаются предпринимательской деятельностью, но могут ей заниматься лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы. «Юридические лица являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а так же в других формах предусмотренных законом».[32]
Еще одним критерием можно назвать состав учредителей юридического лица. Проанализируем некоторые виды юридических лиц в зависимости от этого критерия. Итак, учредителями акционерного общества «являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица».[33]
«Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество»[34]. Здесь стоит отметить что законом предусматривается «приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного общества в соответствии с гражданским законодательством РФ».[35] «Учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица…».[36] Учредителями союза потребительских обществ «могут быть потребительские общества созданные в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Российской Федерации».[37] «Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом».[38]«Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание…».[39] «Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации».[40] Что касается унитарного предприятия, то «В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия»[41]. Следовательно, учредителем здесь является государство. Итак, мы определили, что в зависимости от состава учредителей можно выделить юридические лица, учредителем которых выступает только государство (унитарные предприятия, государственные корпорации), только юридические лица (союзы ассоциации), и все остальные юридические лица, где учредителем выступают разные субъекты права.
Еще один критерий в отношение, которого можно классифицировать юридические лица, это характер прав участников.
Характер прав может быть различным. В одних случаях учредители обладают правом собственности или иным вещным правом, в другом участники имеют обязательственные права, или же участники вообще не имеют имущественных прав. Рассмотрим известные нам юридические лица, в отношении этого критерия.
Итак, «К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а так же финансируемые собственником учреждения».[42]
«К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации союзы)».[43]
«К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы».[44]
Поскольку на используемое юридическими лицами имущество они имеют разные права, то следующим критерием в нашей классификации можно определить как объем вещных прав.
В зависимости от последнего, юридические лица делятся на обладающие правом оперативного управления имуществом, обладающие правом хозяйственного ведения имуществом, и правом собственности на имущество.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. «Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом…».[45]
«В случаях, предусмотренных законом о государственных муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)».[46] ««Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляют в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им».[47]
«Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества приобретенного этими лицами по иным основаниям. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фондыявляются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами».[48]
Как известно, определяют правовое положение юридических лиц и служат предпосылкой их создания – учредительные документы. А поскольку, у различных юридических лиц по своему составу учредительные документы различны, то это и будет следующим критерием в нашей классификации. Любое юридическое лицо действует на основании либо устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В некоторых предусмотренных законом случаях «юридическое лицо не являющееся коммерческой организацией может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».[49] Юридическое лицо созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Учредительный договор подлежит, как известно, заключению, а устав – утверждению. Попробуем соотнести известные нам юридические лица, к какой либо из этих групп.
Итак, хозяйственные товарищества и общества: «Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора»[50], «Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора».[51]
Общество с ограниченной ответственностью – «Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом то учредительным документом является устав».[52]
Акционерное общество – «Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании… Договор о создании не является учредительным документом общества. Устав общества является учредительным документом общества».[53]
Производственный кооператив– «Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива».[54]
Потребительский кооперативдействует на основании устава, поскольку применительно к этому виду юридических лиц в законе сказано «Устав потребительского кооператива… и т.д.»[55], а об учредительном договоре в законе нет, не слова.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: На праве хозяйственного ведения – «Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом местного самоуправления».[56] На праве оперативного управления – «Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации».[57]
Некоммерческие организации (общественные и религиозные объединения, организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды и союзы и др.) – «Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации; учредительный договор, заключенный их членами, и устав утвержденный ими, для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключать учредительный договор. В случаях предусмотренных законом некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».[58]
«Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом»[59]. Из самого определения видно, что первой общей чертой товариществ и обществ является то, что уставной капитал разделен на доли (вклады), и именно эта общая черта отличает их от других коммерческих организаций. Второй общей чертой можно назвать: «Имущество созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности».[60] Следовательно, участники утрачивают право собственности на свое имущество, переданное обществу либо товариществу в качестве вклада. Утрачивая право собственности на имущество, участники приобретают определенные права, такие как: участие в управлении делами товарищества или общества (за некоторыми исключениями (ограничениями), получать информацию о деятельности товарищества или общества, знакомиться с их бухгалтерскими книгами и иной документацией (в установленном порядке), принимать участие в распределении прибыли, получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчета с кредиторами либо, его стоимость, и др.) и обязанности (такие как – вносить вклады в порядке и размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами, не разглашать конфиденциальную информацию и др.). Третьей, общей чертой можно назвать то обстоятельство, что как хозяйственные товарищества, так и общества «могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ»,[61] за исключением случаев предусмотренных законодательством. Поскольку вкладом в имущество, как хозяйственного товарищества, так и общества «могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку»[62] то это обстоятельство является четвертой общей чертой между обществами и товариществами.
Различные общества и товарищества в отношении их участия (личного или имущественного) в делах предприятия, т.е. определим первое и я думаю наиболее важное их различие. Итак, особенностью товарищества является необходимость личного участия его члена — «товарища» в деятельности предприятия (организации) или иначе «объединение лиц». Определим более конкретно с этой точки зрения различные товарищества.
Так, «Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом».[63] Что касается товарищества на вере (коммандитного товарищества), то таким «признается товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности».[64]
Хозяйственные общества могут создаваться в различных формах (акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью). Их особенностью является отсутствие необходимости личного участия в делах предприятия, а на первое место выходит имущественное участие, или иначе «объединение капиталов». «Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов».[65] Участники общества с дополнительной ответственностью «солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов определяемом учредительными документами общества».[66] «Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций».[67] Поскольку мы ищем сходства и различия между разного рода товариществами и обществами то, на мой взгляд, нельзя обойти вниманием такое обстоятельство как возможность участника предприятия (организации) одновременно участвовать в деятельности других подобного рода предприятий (организаций). В отношении товариществ в Гражданском законодательстве волне ясно определено: «Лицо может быть участником только одного полного товарищества»,[68] и «Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере».[69] По этому участниками товариществ могут быть — «индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации»[70]. Что касается хозяйственных обществ, то поскольку здесь личное управление учредителей делами не требуется (но и не исключается), возникает возможность одновременного участия в нескольких обществах. Следовательно, здесь «участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, могут быть любые граждане и юридические лица»,[71] за некоторыми определенными законом исключениями (например–государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, из государственных органов могут быть участниками только фонды государственного и муниципального имущества; финансируемые собственником учреждения некоммерческого характера могут быть участниками, только с разрешения собственника, если иное не установлено законом, и т.п.). Участие некоторых категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (за исключением открытого акционерного общества) запрещается или ограничивается законом (напр. должностные лица государственных и муниципальных органов).
Дополнительный капитал привлекается обществами и товариществами в результате выпуска различных видов ценных бумаг: полные товарищества вправе выпускать векселя; товарищества на вере и общества – векселя и облигации; акционерные общества – акции.
Следующее различие явно просматривается в характере управления товариществами и обществами. Так, «управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников…… его участникам для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников. Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества».[72] Аналогично осуществляется управление и ведение дел в товариществе на вере, за исключением того что «вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества». [73] «Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный) осуществляющий текущее руководство его деятельностью…».[74] Аналогично происходит управление и ведение дел в обществе с дополнительной ответственностью. «Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров…Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров».[75]
Некоторые различия между обществами и товариществами усматриваются и в определении фирменного наименования. Об этом четко говорится в Гражданском Кодексе РФ.
4. Возникновение юридических лиц
Итак, в зависимости от характера участия государственных органов в создании той или иной организации (предприятия) традиционно выделяются четыре основных способа возникновения юридических лиц.
Распорядительный способ заключается в том, что юридическое лицо возникает на основе распоряжения учредителя, без специальной государственной регистрации. В настоящее время такой способ организации юридических лиц невозможен, поскольку статья 51 Гражданского Кодекса РФ гласит: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления… Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации».[76]
Еще один способ – явочный. Его суть заключается в том, что специальной государственной регистрации, здесь не требуется, а юридическое лицо создается в следствие волеизъявления учредителей (в России такой способ не применяется поскольку статья 51 Гражданского Кодекса запрещает образование юридического лица без специальной регистрации)
Следующим можно назвать разрешительный способ образования юридического лица, при котором на создание юридического лица требуется разрешение компетентного органа. В действующем законодательстве, а именно в Гражданском кодексе этот момент специально оговаривается: «Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается».[77] Но, тем не менее, такой способ в настоящее время действует. Например, «Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России…. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность»,[78] или «Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью…»[79] Юридические лица не получившие лицензию на осуществление страховой деятельности «…не вправе заниматься страховой деятельностью».[80] Или, в случаях предусмотренных законом, (а именно: п.1 ст.17 Ф.З. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»), «государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций осуществляется регулирующим органом только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.
Государственная регистрация коммерческих организаций и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия федерального антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции). Должностные лица, зарегистрировавшие коммерческие организации или их объединения (союзы или ассоциации) без согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа) в случаях предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, несут административную ответственность…».[81]
И последний, нормативно-явочный способ, который не предполагает согласия третьих лиц, включая государственные органы. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации (предприятия) и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего юридическое лицо обязательно регистрируется.
5. Прекращение деятельности юридических лиц.
Прекращение деятельности юридического лица может произойти вследствие ликвидации, либо реорганизации.
Ликвидации юридического лица-«…влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам».[82] Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной. Добровольно «Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано».[83]
Принудительно юридическое лицо ликвидируется по решению суда, вследствие признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер а также в случаях: «осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности противоречащей его уставным целями».[84] Для принудительной ликвидации юридического лица необходимы веские основания.
Для некоторых юридических лиц законом предусмотрены дополнительные основания ликвидации. Так, «юридическое лицо являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признанным несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».[85] Хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы так же в случае уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала.
Теперь рассмотрим порядок ликвидации юридического лица (он достаточно четко определен законом), который включает в себя несколько этапов. В первую очередь «учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационною комиссию (ликвидатора)»[86] и определяют порядок и сроки ликвидации. На следующем этапе «ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица».[87] Третьим этапом можно назвать оценку состава кредиторской задолженности, составление комиссией промежуточного ликвидационного баланса «который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц».[88] На четвертом этапе ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, с момента его утверждения. Очередность выплат закон предусматривает такую: «в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди».[89]В случае если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно то «оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению».[90] Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Следующим, пятым этапом можно назвать составление окончательного ликвидационного баланса который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случае если после удовлетворения требований кредиторов, осталось какое либо имущество, то оно передается учредителям (участникам) имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (если иное нигде не предусмотрено). Итак, «ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц».[91]
Теперь обратимся к прекращению деятельности юридического лица вследствие его реорганизации. При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица (или их часть) переходят к другим субъектам права, или иначе происходит правопреемство. Реорганизация может проходить в разных формах: путем слияния нескольких юридических лиц в одно новое (права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом); путем присоединения одного юридического лица к другому (к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом); путем разделения одного юридического лица на два или несколько новых (права и обязанности разделяемого юридического лица переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом); путем выделения из юридического лица новых юридических лиц (к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом); путем преобразования юридического лица одной организационно-правовой формы в другую (к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом). В основном реорганизация юридического лица осуществляется добровольно, по решению учредителей, либо уполномоченного на то учредительными документами органа. Но, тем не менее, реорганизация возможна и в принудительном порядке, а именно по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Например: «В случаях, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, приобретают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций, или некоммерческих организаций занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев».[92] В случае «если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществлять реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц».[93] В определенных законом случаях реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных на то государственных органов. Так, в предусмотренных законом случаях (ст.17 п.1 цитируемого далее закона) «лица или органы, принимающие решения о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций…».[94]
При совершении реорганизации, учредители (участники) юридического лица, или орган принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов подверженного реорганизации юридического лица. При этом кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков причиненных досрочным прекращением обязательства. В случае «если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами».[95] Реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация юридического лица в формах слияния, разделения выделения и преобразования считается завешенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
«Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов».[96] «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены ими в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения».[97]
Юридическое лицо может совместно с кредитором принять решение об объявлении, о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. С заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом (в связи с неисполнением денежных обязательств) имеют право обратиться сам должник, кредитор и прокурор. А с заявлением о признании должника банкротом (в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей) могут обратиться сам должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы. Руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в случаях: «когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; когда органами должника уполномоченными в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; когда органом уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника».[98] Если при проведении ликвидации юридического лица установлено, что удовлетворить все требования кредиторов в полном объеме не возможно, тогда руководитель должника, ликвидационная комиссия, обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом. Интересы всех кредиторов (при проведении процедур банкротства) представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, (они образуются в соответствии с законом), и далее ими же предпринимаются все действия в отношении должника от имени кредиторов. Все кредиторы могут объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора, также как и каждый кредитор может обратиться с индивидуальным заявлением. Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий арбитражным судом назначается арбитражный управляющий. Он действует на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации, и обязан «принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника, анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках, рассматривать заявленные требования кредиторов».[99] При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются такие процедуры банкротства как наблюдение (применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника), внешнее управление (применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему), конкурсное производство (применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредитора), мировое соглашение (утверждение которого в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве) и т.п. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев с момента поступления соответствующего заявления. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (в случае установления признаков банкротства, и отсутствии оснований для введения внешнего управления); решение об отказе в признании должника банкротом (в случае отсутствия признаков банкротства, либо удовлетворения заявленных требований кредиторов, либо установления фиктивного банкротства, либо при обоснованной возможности полагать что у должника достаточно ликвидного имущества – откладывается рассмотрение дела о банкротстве); определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве (в случае восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления, а также в случае заключения мирового соглашения). «Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».[100]
В целях предупреждения банкротства, учредители юридического лица собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны предпринимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций (финансовая помощь).
Для определенных категорий юридических лиц, существуют специальные положения определяющие особенности их банкротства(например: банкротство градообразующих организаций, банкротство сельскохозяйственных организаций, банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг) а также специальные федеральные законы, например Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Заключение.
Совершенствование столь сложного и важного социального института, как юридическое лицо, едва ли возможно без его серьезных научных исследований. Они велись на протяжении всей истории существования юридических лиц, привели к созданию в XIX веке ряда фундаментальных теорий и активно продолжаются в современной цивилистике.
Основная научная проблема, вызывающая наибольшие дискуссии,— это вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности, т.е. субстратом юридического лица. В зависимости от ответа на вопрос о том, что стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы: концепции, отрицающие существование некоего реального субъекта со свойствами юридической личности, и концепции, признающие существование носителя таких свойств.
К первой группе теорий относится концепция Савиньи, ставшая одной из первых фундаментальных теорий юридического лица и получившая название “теории фикции”. По взглядам Савиньи, свойствами субъекта права (сознанием, волей) в действительности обладает только человек. Однако законодатель в практических целях признает за юридическими лицами свойства человеческой личности, олицетворяет их. Таким образом, законодатель, прибегая к юридической фикции, создает вымышленного субъекта права, существующего лишь в качестве абстрактного понятия. Теория “персонифицированной цели”, предложенная Бринцем, схожа с “теорией фикции” в том, что отрицает существование реального субъекта, обладающего свойствами юридического лица. Поскольку целью института юридического лица является лишь управление имуществом, то и юридическое лицо есть не что иное, как сама эта персонифицированная цель.
Вторая группа теорий юридического лица исходит из тезиса о реальности существования юридических лиц как действительных, а не вымышленных образований. При этом основоположник “органической теории” Гирке уподоблял юридическое лицо человеческой личности, понимая его как некую союзную личность, социальный организм, отличный от суммы участвующих в союзе людей. Саллейль, разработавший “реалистическую теорию” юридического лица, также заявлял о реальности существования юридических лиц как особых субъектов права, несводимых к сумме индивидов, сумев избежать при этом некоторой биологизации юридических лиц, присущей взглядам Гирке.
Возможность создания юридического лица единственным учредителем, предусмотренная многими современными законодательствами возвращает актуальность теории персонифицированного имущества, ибо людской субстрат в одночленных корпорациях не играет важной роли. В условиях, когда персональный состав участников и организационная структура нескольких юридических лиц идентичны, только имущественная обособленность может служить целям их различения.
Библиография
1. Нормативные акты
1) Гражданский кодекс// был принят Государственной Думой 21 октября 1994года, первоначальный текст был опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, №32, ст.3301 и «Российская газета», №238-239, 08.12.1994
2) Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. 208-ФЗ// « Российская газета» от 29 декабря 1995 г.
3) Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. 14-ФЗ// «Российская газета» от 17 февраля 1998 г. 13.
4) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ//«Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, N 43, ст. 4190, «Парламентская газета», N 209-210, 02.11.2002, «Российская газета», N 209-210, 02.11.2002.
2. Учебная литература
1) Гражданское право. Часть первая. // В.П. Мозолин, А.И. Масляев. – Москва: «Юристъ», 2005.
2) Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Пол ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 1999, — 526 с.
--PAGE_BREAK--