Реферат по предмету "Государство и право"


Реформы государственного управления Петра I

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА
ФИЛИАЛ В Г.УФЕ
ПЦК СПО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История государственного управления в России»
на тему: «Реформы государственного управления Петра I».
Выполнила:
студентка 2 курса
очного отделения
факультета СПО
спец. «ГМУ», гр.2/9
Таунбаева Юлия.
Проверила:
старший преподаватель
Бочкарева Л.В.
Г.УФА 2006

ПЛАН:
Введение
Становление абсолютной монархии вРоссии
Гражданское законодательство
Табель о рангах
Государственный аппарат и органыуправления
Эволюция Боярской Думы
Эволюция Приказов
Специальные органы
Высшие органы власти и управления
Сенат
Приказы
Коллегии
Контрольные органы
Военная реформа
Образование Синода. Духовныйрегламент
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Табель о рангах
Преобразование приказов в коллегии(таблица)

Введение
 
Российскому государству более тысячи лет, и все это время развивалосьгосударственное и местное управление, у истоков которого стояли древнерусскиекнязья Владимир Святитель (Вла­димир Красное Солнышко), Ярослав Мудрый иВладимир Моно­мах. История сохранила знаменитую дворцовую тетрадь — царс­куюкадровую картотеку и другие документы известного рефор­матора государственногоуправления Ивана IV Васильевича. Ог­ромную роль в реформированиигосударственной и местной вла­сти и управления сыграли Петр I, Екатерина II,Александр II, известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П. А. Столыпин,СЮ. Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа подняла крестьянскую Россию сколен, создала условия для но­вых радикальных реформ и превращения страны вмогуществен­ную мировую державу. Опыт земства содержит немало поучи­тельного дляпоиска путей развития творческой инициативы, са­моуправления и самоорганизациинаселения.
Нельзя не учитывать также позитивный и негативный опыт, приобретенныйпосле 1917 г., когда в ходе двух революций пре­жние государственные институты,традиции, система государ­ственной службы были заменены новыми. На обломкахимперс­кой российской государственности создавалась принципиально инаягосударственная система, основанная на Советах трудящих­ся, идеологическом иполитическом диктате, которая знала свои взлеты и падения. Учатся, какизвестно, не только на успехах, но и на ошибках.
После августа 1991 г. и особенно октября 1993 г: принимают­ся меры, чтобыкак можно быстрее перейти к новой модели госу­дарственного и местногоуправления и самоуправления, преобра­зовать и создать заново государственную имуниципальную службу.
Государственная служба в России сформировалась в результате реформ ПетраI.
Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформагосударственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, таккак старый приказной аппарат, унаследованный Петром, был не в состояниисправится с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новыеприказы и канцелярии. Именно об этом и пойдет речь в моей работе.
Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью иглубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становленияи укрепления государства, вырастание до уровня Великой Державы; становлениеабсолютизма, а также можно выделить, актуальный на сегодняшний день, аспектэтой темы – роль личности в истории.
Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эффективной работы созданныхим учреждений и большое внимание уделял разработке многочисленныхрегламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективностьработы аппарата.
Таким образом, новая система центральных учреждений бала создана вместе ссистемой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформаСената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра.[1] На Сенат возлагалисьсудебные, административные и законосовещательные функции. Неофициальным главойСената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенныйособыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должностигенерал-прокурора положили основание целому институту прокуратуры.
Также мне хотелось бы сказать несколько слов о церковной реформе,осуществленной Петром. Она означала ликвидацию самостоятельной политическойроли церкви, которая превращалась в составную часть чиновничье-бюрократическогоаппарата абсолютистского государства. Превращение церкви в бюрократическуюконтору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы,означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим отгосударства.
Я упомянула практически обо всех моментах, о которых более обстоятельнобудет написано дальше, таким образом, целями и задачами моей работы будетподробное описание проведенной Петром I реформы государственного аппарата, тоесть я должна буду рассказать о высшем правительственном учреждении – Сенате иего последующей реорганизации, о создании коллегий, разработкерегламентационных документов и другом.

1. Становление абсолютной монархии в России
С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русскомгосударстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этотпроцесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созывЗемских соборов. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначеннымиз Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Усиливалась властьцаря, а Боярская дума теряла свое значение. Ее состав увеличивается до 94человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само по себе делало весьмазатруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь собиралась редко и царь сталрешать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками(“комнатой”). Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источникаправа: “царь указал, и дума приговорила”. Акты стали издаваться от имени одногоцаря. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первыесолдатские и драгунские полки из “охочих людей” — ростки будущей регулярнойармии как важнейшего атрибута абсолютизма.
Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснованиеприходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле воинском с краткимтолкованием написал, что “его величество есть самовластный монарх, которыйникому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеетсвои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле иблагомнению управлять”[2].В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарханазначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшеесяограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия.
Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютнаямонархия.
Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского рынка ивнешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становленияабсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических ивнешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитиетоварно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийскогорынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличениюповинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, всвою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий инапряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волнавосстаний городского населения. Для подавления казацко-крестьянского восстанияпод предводительством С. Разина потребовалось напряжение всех сил государства.Особенно обострились социальные противоречия в XVIII в. Достаточно вспомнитьвосстания на Дону (под предводительством К. Булавина) в Астрахани в началевека, волнения работных людей на уральских заводах и московских мануфактурах,башкирское восстание и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева,потрясшей самые основы Российского государства.
Подавление всех этих волнений и восстаний, сохранение феодального строяпотребовало консолидации господствовавшего дворянского сословия, усилениявласти монарха и сплочения вокруг него как главы данного сословия (“первогодворянина”). Потребовалась также централизация государственного аппарата иособенно его силовых структур: армии и полиции, и налогового аппарата, иместного управления.
И только дворянская империя,сформировавшаяся в результате реформ Петра 1, с ее крайним авторитаризмом,предельной централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярнойармии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви,подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностьюгосударственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институтфискалов, “всевидящее око” — тайная канцелярия), оказалась способной успешнорешить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая политическая формаорганизации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только заматериальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до ихповедения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовныересурсы страны на решение основной задачи — реконструкции экономики и дажесамого уклада жизни — создание в сжатые сроки военно-промышленного комплексакак основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования(учреждение Российской Академии наук. Академии художеств, Московскогоуниверситета и ряда других учебных заведений). Реформы Петра I преобразилиРоссию, превратили ее в великую европейскую державу.
2. Гражданское законодательство
 
Перемены в экономической жизни России во времена Петра, и прежде всегоразвитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными государствами,отрази­лись на правовом регулировании имущественных отношений. Поэтому и вгражданском праве наряду с чисто феодальными правовыми институтами началипоявляться нормы, характер­ные для капиталистического хозяйства. Наиболееконсерватив­ным оставалось вещное право, обязательственное право сталоприспосабливаться к нуждам рынка. Внутри гражданского права зарождается новаяотрасль — торговое право. Нормы его со­здавались в процессе торгового оборота,и часто в основе их лежал обычай. Покровительствуя торговле, государство бралопод свою защиту торговые обычаи, складывался так называе­мый обычай торговогооборота, которым регулировался широ­кий круг отношений в торговле. Такимобразом, источниками гражданского права являлись и нормативно-правовые акты, инормы обычного права.
Для российского гражданского права петровского времени был характеренразличный статус субъектов гражданско-пра­вовых отношений, обусловленныйделением общества на сословия. Развитие капитализма, т.е. прежде всеготоварно-де­нежных отношений, не только требует объединения страны вэкономическое целое, но и превращает граждан (или поддан­ных) в контрагентов сюридически равными правами. В России этого в то время не произошло. Сословнаяпринадлежность определяла правоспособность субъекта гражданско-правовыхотношений. Дворяне обладали наибольшими правами, права духовенства в областиимущественных отношений были суще­ственно ограничены. Купцы и предприниматели,хотя и пользо­вались поддержкой Петра I, все же были стеснены в правах наприобретение недвижимости. Так, только Указом 1721 г. ку­печеству было дозволено приобретать к заводам деревни. Наи­более ограниченной былаправоспособность крестьян, особен­но владельческих.
 
Табель о рангах
Приня­тие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:
1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппа­рата,несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества).Профессиональные качества, личная преданность и вы­слуга стали определяющимидля продвижения по службе.
Признак бюрократии как системы управления — это вписанность каждогочиновника в четкую иерархическую структуру власти (по верти­кали) и руководствоим в своей деятельности строгими и точными пред­писаниями закона, регламента,инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата сталипрофессионализм, специализа­ция, нормативность, отрицательными — его сложность,дороговизна, работа на себя, негибкость.
2. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностейюридически оформила статус правящего класса. Были под­черкнуты его служебныекачества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всюцепочку низших чинов. Устанавли­вались сроки службы в определенных чинах. Сдостижением чинов вось­мого класса чиновнику присваивалось звание потомственногодворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмойкласс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинялпринцип аристократический.
3. Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и званияприсваивались в обеих сферах, принципы продвижения по служ­бе былианалогичными. Практика выработала способ прохождения лест­ницы служебных чиновускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождениядети дворян-аристократов записы­вались в должность и по достижении имипятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическаяфикция была обуслов­лена пережитками старых принципов службы и основывалась нафакти­ческом господстве в аппарате дворянской аристократии.
4. Подготовка кадров для нового государственного аппарата сталаосуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубе­жом. Степеньквалификации определялась не только чином, но и обра­зованием, специальнойподготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось впринудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Детидворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависелимногие личные права (напри­мер, право на вступление в брак).
Абсолютная монархия — форма правления, при которой монарху юридическипринадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидиру­ются старыесословно-представительные институты и происходит макси­мальная концентрациявласти. С 1653 г. Земские соборы более не соби­рались, вместо них правительствосозывало сословные совещания (1660, 1667, 1682 гг.). Но уже с начала XVIII в. иони перестали собираться. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодомпреподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.

3. Государственный аппарат и органыуправления
 
Эволюция Боярской Думы
Бюрократизациягосударственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода.  Объективноона совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже вовторой половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодаль­ных привилегий ипоследние частновладельческие города.
Центральные органыуправления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться вновые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившеговместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превратилась впериодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом,наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органовместного управления.
Численность Боярской думыпостоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: ужев конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» —прототип кабинета министров; еще одна структура — Расправная палата, просущество­вавшаядо 1694 г.
Боярская дума изполитического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органовуправления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получившийназвание Конзилии министров (8—14 человек).
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократическийорган, основанный на прин­ципе местничества, окончательно исчез. На вершиневластной пирамиды его заменил новый бюрократический орган. Принципы егоформирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование ин­струкциями регламентам) существенно отличались от принципов орга­низации и деятельностиБоярской думы (традиция, спонтанность).
 
Эволюция Приказов
Столь же сложный путьпроделала система центральных отраслевых органов управления — приказов. В 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г. — 53, в 1684 г. — 38 приказов. При сокращении числа центральныхприказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказногоуправления, — к 1682 г. она достигла 300.
В конце XVII в. было произведеноукрупнение и объединение отрас­левых и территориальных приказов. Во главекаждого из них стал один из видных бояр-аристократов, что усилило авторитет ивлиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов,осу­ществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе другихприказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлениюгосударственной деятельности, что способствовало даль­нейшей централизацииуправления.
В ходе этого процессачисло приказов уменьшалось, но общая численность штата чиновников возросла:если в 40-х гг. XVII в. Приказный аппарат составлял около 1600 человек, то уже в 90-хгг. он возрастает до 4600 человек. В штате центрального московского аппарата вэто время было задействовано около 3 тыс. человек. Значительно возросло числомладших чиновников, что связано с дальнейшей специализацией в дея­тельностиприказов и их ведомственным разграничением.
Складывалась новаясистема чинов, единых для отраслей государственного управления, армии иместного управления. Таким универсальным чином становились стольники. Отменаместничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящихкадров, новые прин­ципы их формирования закрепила Табель о рангах.
Процесс централизациизатронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с opганами местного самоуправления (губные, земские избы, городовыеприказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть наместах, подчиняясь Центру.
Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всейтерритории страны вы­теснили выборные местные органы. Воеводы руководиливверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. неко­торые из нихподнялись на более высокий уровень: были образованы более крупныеадминистративные единицы — разряды (предшествен­ники будущих губерний).
Специальные органы
Специализация привела ксозданию некоторых административных органов, подчиненных непосредственно царю, аследовательно, являвшихся общегосудар­ственными органами. К ним относился Приказтайных дел (1654 — 1676 гг.), выполнявший разнообразные функции:хозяйственно-управленческие, контрольные (за местными органами и воеводами),надзорные (за посольствами). В лице этого приказа было создано учреждение,вставшее над всеми центральными отраслевыми органами управления.
Усиление административнойцентрализации выразилось в мерах организационного и финансового характера. В 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в 1679 г. введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение сосредоточилось в Приказе Большой казны, возглавившем систему финансовыхприказов.
В 1680—1681 гг. былапроведена перепись разрядов (военных окру­гов), что послужило базой длясоздания системы военно-административной организации, позже использованнойПетром Iдля организации рек­рутских наборов и полковых дворов (военно-административныхорганов).
 
Высшие органы власти иуправления
Реформы высших органоввласти и управления,  прошедшие  в  первой  четверти XVIII в., принятоподразделять на три этапа:
1699—1710 гг. — частичныепреобразования в системе высших государственных органов, структуре местногосамоуправления, военная реформа;
1710—1719 гг. —ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новойстолицы, Сената, проведение первой об­ластной реформы;
1719—1725 гг. — образованиеновых органов отраслевого управле­ния (коллегий), проведение второй областнойреформы, реформы церков­ного управления, финансово-налоговой системы, созданиеправовой ос­новы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.
С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и думные чины; вместо Расправной палатыбыла учреждена Ближняя канцелярия — орган административно-финансового контроляза дея­тельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимали участие не более двадцати человек). Ближняя канцеляриярегистрировала все царские указы и распоряжения. После образования СенатаБлижняя канцелярия (в 1719 г.) и Конзилия мини­стров (в 1711 г.) прекратили свое существование.
Сенат
Сенат образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. По Указу Сенат должен был, основываясьна сущест­вующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового орга­нане был детализирован, это произошло несколько позже — из двух дополнительнопринятых указов стало ясно, что Сенат — постоянно действующий орган.
К компетенции Сената относились:судебная и организационно-су­дебная деятельность, финансовый и налоговыйконтроль, внешнеторго­вые и кредитные полномочия. О законодательных полномочияхСената ничего не говорилось.
  Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате. Все указы должны былисобственноручно подписываться всеми членами Сената. В 1714 г. меняется порядок принятия решений — вместо единогласного достаточно было большинства голосов.
В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась должность обер-фискала.Последний получал возможность осуществлять надзор за деятельностью госаппарата,используя систему фискалов (эти должности учреждались при губернскихправлениях, провинциях, городах).
  Все поступающие в Сенатдела заносились в реестр, заседания протоколировались.
  С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор мог ставить вопрос передСенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и осуществлял гласный надзорза деятельностью Сена­та и коллегий.
Структура Сената включалаприсутствие (общее собрание сенато­ров, на котором принимались решения) и канцелярию,которую возглав­лял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов(секретный, губернский, приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената переподчинена генерал-прокурору).
  В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов иадминистрации в качестве апелляционной инстанции.
В 1718 г. в состав Сената кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданныхучреждений-коллегий.
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменен состав Сената: в негомогли входить высшие са­новники (по Табели о рангах — действительные тайные итайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Пре­зидентыколлегий не входили в его состав (за исключением предшест­венников военной,морской и иностранной коллегий), и Сенат превра­щался в надведомственныйконтрольный орган.
Для контроля задеятельностью самого Сената в 1715 г. была учреж­дена должность генерал-ревизора,которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля состороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора иобер-прокуро­ра. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, приСенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) игерольдмейстера (учет служащих дворян).
Указом «О должностиСената» этот орган получил право издавать собственные указы. Устанавливалсярегламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация ипротоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточноширок: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступавшиес мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственныхчинов, принятие апелляций на судебные решения коллегий.
Генерал-прокурородновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за егодеятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены иотстранены только монархом.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственнымаппаратом (колле­гиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили су­щественныеизменения.
Приказы
В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систему других Преображенский приказ. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам, онпревратился в централь­ный орган политического сыска и был позже подчиненСенату наряду с другими коллегиями. Упразднен в 1729 г.
В 1699 г. учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша, с помо­щью которой предполагалось улучшить делопоступления в казну прямых налогов и выработать общие условия промышленности иторговли в городах. В своей работе Бурмистерская палата опиралась на системуместных органов (земских губ). К 1708 г. Ратуша превратилась в цент­ральноеказначейство, заменив Приказ Большой казны. В нее вошли двенадцать старыхфинансовых приказов.
В конце XVII — начале XVIII в. сократилось числоприказов, и одновременно с этим произошло слияние нескольких приказов в один. В 1699 г. из 44 приказов образовались 25. Требования новой политичес­кой игосударственной жизни в стране вызвали появление новых отрас­левых приказов:Адмиралтейского (1696), Провиантского (1700), При­каза военных дел(образованного в 1701 г. на основе слияния Рейтарского и Иноземного приказов). Нерегламентированностьдеятельности приказов и отсутствие нормативной базы затрудняли их работу вновых условиях и особенно контроль за их деятельностью со стороны высшихорганов. В 1718-—1720 гг. большинство приказов ликвидировано, на их местеучреждены новые органы отраслевого управления.
Коллегии В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были назначены пре­зиденты и вице-президенты,определены штаты и порядок работы.
 Уже в декабре 1718 г. Был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел; 2)Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизи­онная (бюджетная); 5) Военная; 6)Адмиралтейская; 7) Коммерц (тор­говля); 8) Штатс-контора (ведениегосударственных расходов); 9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).
В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функцийуправления про­мышленностью, были возложены задачи экономической политики ифинансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетногодела.
Деятельность коллегийопределял Генеральный регламент (1720), объединивший большое число норм иправил, детально расписывающих порядок работы учреждения.
Создание системы коллегийзавершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственногоуправления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управленияфинансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат отприказной системы.
С учреждением новойстолицы (1713) центральный аппарат пере­местился в Санкт-Петербург. Сенат иколлегии создавались уже там.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах коллегии), координировавший работувсех магистратов и являвшийся для них апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главно­го магистрата, регламентировавший работу магистратов и городской по­лиции.
Отраслевой принципуправления, свойственный коллегиям, не был выдержан до конца: судебные ифинансовые функции, помимо специаль­ных, возлагались на иные отраслевыеколлегии (Берг, Мануфактур, Ком­мерц). Вне сферы контроля коллегий оставалисьцелые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не входилитакже в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать Приказбольшого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу нарушалединство коллежской системы.
Преобразование системыгосударственных органов изменило харак­тер государственной службы и бюрократии.
 
Контрольныеорганы
Централизация государственного аппарата при абсолютизметребовала создать специальные контрольные органы. В начале XVIII в. сложились двеконтрольные системы — прокуратура (во главе с генерал-прокурором Се­ната) и фискалитет.Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичныедолжности устанавливались в губер­ниях, городах и центральных учреждениях.Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентацияинститута была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доноситьо всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушенияхзаконности в учреждениях. В их обязанность входило вы­ступление в суде вкачестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

4. Военная реформа
Военная реформа — одно из важнейшихзвеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачныхпоходов на Азов (1695 — 1696 гг.) прекратило свое существование дворянскоеконное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личнойохраны Петра I— Преображенский, Семеновский и Бутырский.
Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелец­ких подразделений и их расформирование. (Однако ихотдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов,городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.
С 1699 г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян,дворовых и посадского насе­ления сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским окру­гам.С 1723 г. на основе переписи введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Закрепленный порядок позволилсформировать много­численную, хотя и плохо обученную армию.
Управление армией вначале XVIII в. осуществляли Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданныйдля руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземский и Рейтарскийприказы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара, Приказ ар­тиллерии(1700) и Провиантский (1700). Стрельцами ведал Приказ земских дел.
После создания Сената часть военного управления перешла к нему, часть — кВоенной канцелярии, созданной из слившихся военных при­казов. Централизациявоенного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719) иАдмиралтейства (1718). В 1719 г. введен изданный в 1716 г. Устав воинский, регламентиро­вавший состав и организацию армии, отношения командиров иподчинен­ных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

5. Образование Синода. Духовный регламент
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу ХVII в.все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую сразвивающимся абсолютизмом. Образование Синода в 1721 году завершало процессподчинения духовной власти светской и являлось важнейшей вехой в становленииабсолютизма. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца спатриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к егопреобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Петр знал взглядыАдриана на роль церкви в государстве: «…царство власть имеет только на земле,между людьми… священство же власть имеет и на земле, и на небе». Отношениямежду Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремлениецеркви починить себе светскую власть – это и обусловило те мероприятия,которые были проведены в этой сфере.
В 1700 году умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием новогопатриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополитуСтефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лицеЯворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активногосторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступал противполитики Петра.
Стефан Яворский по-прежнему должен был созывать на советы епископов –«освященный соборы», но эти совещания носили чисто формальный характер.Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701году Монастырскому приказу. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный иДворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырейи других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с1701 по 1711 годы казна получила с монастырских вотчин свыше 1 миллиона рублей.Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход изодного монастыря в другой. На церковь было возложено устройство и содержаниеначальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.[3]
Наконец, 25 января 1721 года Петр утвердил Духовный регламент, согласнокоторому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономиюцеркви и полностью подчинившая ее государству. «… Уставляем духовную коллегию,то есть духовное соборное правительство, которое по следующем зде регламентеимеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелевает всемверным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное исильное правительство, и у него крайния дел духовным управы, решения и вершенияпросить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушаться вовсем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочихколлегий…».[4] Патриаршество вРоссии было упразднено, а для управления церковью был образован Святейшийправительствующий Синод. Он был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всехостальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем неотличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили двенадцать человек.Возглавлял Синод президент, два вице-президента, четыре советника и пятьассесоров. В 1722 году эти названия были изменены.
Президентом Синода Петр оставил престарелого местоблюстителя патриаршегопрестола Стефана Яворского, уже неспособного выполнять свои патриаршескиеобязанности; к тому же через год он умер. Фактическим руководителем Синода былего вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович – правая рука царя вцерковных преобразованиях. Прокопович сочинил регламент Синода – Духовныйрегламент, а также участвовал в составлении важнейших указов, относившихся кцерковным и монастырским делам.[5]
Духовный регламент установил, что членов Правительствующего Синоданазначает царь, и тем самым приравнял их к чиновникам прочих светскихучреждений. Они, как и все чиновники, приносили присягу на верность государю иобязывались безоговорочно выполнять все его повеления. Церковным иерархампредписывалось «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Тем самымпресекались притязания духовенства на светскую власть. Ради «государственногоинтереса» нарушалась тайна исповеди. Синодский указ 1722года в соответствии сустным повелением Петра обязывал всех священников, выяснивших намерениеисповедовавшегося совершить «измену или бунт», немедленно доложить об этомвластям.
Духовный регламент примечателен еще и тем, что он обосновываетпреимущества Синода как коллегиальной формы правления перед патриаршеством, тоесть единоличным правлением: «…сие правление соборное и всегдашнее, и акивсегдашний Синод, или синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличноеправительство, наипаче же в государстве монаршеском, яковое есть нашеРоссийское». Другое преимущество Синода состоит в том, что «вящше ко уверению иповиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ».
В 1722 году церковная реформа была завершена установлением должностиобер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельнойполитической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата.Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольстводуховенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовалив реакционных заговорах. Не только внешний вид управления церковью изменился,но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царьрешил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь ксвятости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благоРоссии. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимоэтого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем идругим – всем тем, что не было противопоказано монашеству.
 Создание такого вида управления и организации церкви сам Петр объяснилследующим образом: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежейи смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...».Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, ипоставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью тойопоры, на которой стояла

Заключение
В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIIIв. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебнойвласти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войныполучил титул императора. В 1711г. был создан новый высший орган исполнительнойи судебной власти – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.Он принципиально отличался от своего предшественника – Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядкеосуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагалсяконтроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурордолжен был выполнять функции «ока государства». Этот контроль оносуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения.В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов,возглавляемая обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всехзлоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказнаясистема, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы сильноразличались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказовзачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолгозадерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. былосоздано 12 коллегий.
Создание системы коллегий завершило процессцентрализации и бюрократизации государственногоаппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфергосударственного управления и компетенции, единые нормы деятельности,сосредоточение управления финансами в едином учреждении – все это существенноотличало новый аппарат от приказной системы.
К выработке регламентов были привлечены иностранныеправоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.
Последующее развитие принципа чиновной, бюрократическойвыслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722).
Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формированиигосударственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое.Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятсяопределяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждогочиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководствоим в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента,инструкции. Положительными чертами новогобюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность,отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
Подготовка кадров для нового государственного аппарата сталаосуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степеньквалификации определялась не только чином, но и образованием, специальнойподготовкой.
В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти иуправления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся потерритории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царемгубернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть.При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялосьтем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям,распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, числокоторых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем.Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уезднойканцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация былазаменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров.Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнениемказенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссарпровинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставленовыбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, апосле введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшиев них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявлениянедовольства и антифеодальные выступления.
В итоге административных преобразований в России былозавершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможностьнеограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимыхот него чиновников. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма являетсяпринятие в 1721 г. Петром 1 титула императора и наименования "Великий".
К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизацияаппарата управления и его централизация. Новая государственная машина в целомработала гораздо эффективнее старой.
Реформы центрального и местного управления создали внешнестройную иерархию учреждений от Сената – в центредо воеводской канцелярии – в уездах.

Списокиспользованной литературы:
 
1. Анисимов Е.В. “Время петровских реформ.” – Л.: Лениздат,1989
2.  Баггер Х. Реформы Петра Великого.Обзор исследований. Москва. «Прогресс», 1985
3.  Богословский М. Петр Великий и егореформа. Москва. Издание Центрального Товарищества «КооперативноеИздательство», 1920
4.  Государственные учреждения России в XVIII веке (Законодательные материалы):Справочное пособие. М.: «Наука», 1960
5.  Исаев И.А. История государства иправа России: Учебник. М.: Юристъ, 1999
6.  История государственного управления вРоссии: Учебник /Отв.ред. В.Г.Игнатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
7.  История отечественного государства иправа. Ч. 1: Учебник/Под ред. Проф. О.И. Чистяковой.- М.: Издательство БЕК,1999
8.  Павленко Н.И. “Пётр I и его время” –М.: Просвещение, 1989
9.  Россия в период реформ Петра I. Ответственный редактор Н.И.Павленко. Москва: Изд-во «Наука», 1973
10.      Стешенко Л.А., Софроненко К.А. “Государственный строй в России в первойчетверти ХVIII в” – М. 1973
11.      Цечоев В.К.История государства и права России с древнейших времен до 1861 г.: Учебник– Ростов н/Д: Феникс, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.