Реферат по предмету "Философия"


Философия и этика Аристотеля

Негосударственное образовательное учреждение
«Академия права и управления (институт)»
Тюменский филиал
Кафедра общегуманитарных дисциплин
Контрольная работа
Дисциплина: философия
Выполнил: Вакурина АннаВадимовна,
Группа 22/6
Зачетная книжка № 2523
Вариант № 3
Проверил: к.ф.н.
Анисин АндрейЛеонидовичТюмень 2010

План
Введение
1. Философия иискусство
2. Этика Аристотеля
Заключение

Введение
Философия — это такаясистема понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опираетсяна науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказываетактивное влияние на развитие науки.
Вокруг проблемы научностифилософии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получилиследующие точки зрения:
Философия — это наука овсеобщих законах природы, общества, познания, или: философия — это наука ометодах и формах познания, то есть методология науки;
Философия — это не наука,это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, отрелигиозного и мифологического);
Философия — это и наука,и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизниобщества функции науки и функции мировоззрения.
Но, как бы то ни было,философия имеет черты сходства с наукой. Она так же, как и наука, стремится кистине. Так же, как и наука, философия стремится доказать свои положения. Также, как и наука, философия требует интеллектуальной свободы и не можетдовольствоваться ссылкой на авторитет.
Однако если наука изучаетсуществующее и ее знание является объективным знанием, то философия говорит нетолько о сущем, но и о должном. Она стремится выявить человеческую ценностьрассматриваемого явления, не может дать знания отделенного от субъекта,объективность ее выводов всегда относительна.
Философия близка и крелигии. По существу и та, и другая рассматривают трансцендентные объекты,занимаются одним и тем же кругом вопросов (смысл жизни человека, добро и зло ит.п.). Однако если в религии конечный результат размышлений всегда уже известен(из символа веры, из священных книг), то в философии конечный результатразмышления не может быть дан ссылкой на авторитет. К нему можно прийти лишь врезультате более или менее длительных рассуждений.
Философия имеет чертысходства и с искусством. Философия часто оперирует не понятиями, а символами,близкими к художественным образам. Однако, в отличие от искусства, философияделает упор на разум, а не на эмоции, на логику, а не на фантазию и интуицию.
В данной контрольнойработе мы будем рассматривать следующие вопросы философии:
1. Что общего междуфилософией и искусством и что их различает?
2. Какой была этикаАристотеля?
В конце мы сделаемсоответствующие выводы по проделанной работе.

1. Философия и искусство
Вопросо соотношении искусства и философии сложен не только потому, что он сложен посвоему смыслу, но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Дляэпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчиназывал живопись «истинной философией», поскольку живопись, по егословам, самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признаваласьза поэзией и за архитектурой. Искусство в эпоху Возрождения вмещало в себя весьсостав фундаментальных мыслей о мире, и поэтому оно шло рука об руку сфилософией.
Обособлениеэстетики, с одной стороны, и эмансипация философии от теологии — с другой,привели к необходимости установления более четкого соотношения между этимиформами духовной деятельности, так же, как это происходило и в сфересоотношения искусства и науки. В ХХ веке на первый план выдвинулась проблемаиерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизмвообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали егоглавенство и над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой имзначимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшейформой — философией.
Однакос кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западнойфилософией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливоразвести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилоськак бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почтиотождествлению. Однако в отличие от ушедших исторических эпох это очередноесближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже непоэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признаваласьестественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялосьфилософии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимостьфилософии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив,предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков).
СначалаА.Шопенгауэр и Ф.Ницше, затем Г.Риккерт и А.Бергсон объединили философию иискусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и чтото и другое есть целостное «созерцающее» постижение жизни,использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодомэтого совмещения стал новый жанр литературы — «интеллектуальная романистика»(Т.Манн и другие).
Вопросо соотношении искусства и философии действительно является очень сложным имногоплановым. Между этими двумя видами духовной деятельности человека,несомненно, есть глубокое родство, но нет полного внутреннего тождества. Философияи искусство, как говорил М.М.Бахтин, «нераздельны, но и неслиянны».
Разберемболее подробно основные различия и сходства философии и искусства.
1.Связь искусства и философии многостороння: они могут быть связаны тем, чтовырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг вдруга — искусство философствует, а философия становится искусством, они связаныи тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.
2.Искусство и философия — важнейшие сферы культуры, которые, являясь формамисамосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места.Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации инепосредственного представления культурного содержания), а философия — на ветвиформ-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающихсвободу человеку в отношении деятельности). Поэтому для искусства всегдахарактерна опора на чувственное восприятие, а для философии опора наспекуляцию. Для искусства характерно непосредственное «слияние»человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а дляфилософии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философаи его читателя) к миру, который предстает в философии.
Но,находясь на противоположных полюсах культурных форм, искусство и философия вомногом совпадают. Совпадают, во-первых, потому, что как уровень остенсивныхформ, так и уровень принципов в культуре обращаются к целостному человеку, впервом случае еще не получившему дифференциации, во втором — ужепреодолевающему ее. Во-вторых, потому, что как искусство, так и философияспособны выразить и, как правило, выражают целостную характеристику своейкультуры, одно — определяя стиль внешнего оформления всякой деятельности,другая — определяя тип мышления и деятельности.
Типологическое,а точнее культурологическое сходство искусства и философии проявляется в рядемоментов:
1.Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства —это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ееДюфренн), для философии — интеллектуальная интуиция (intuitus mentis, как назвал ее Декарт),очевидность, до которой доходит эйдетическая редукция.
2.Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которойискусство говорит как о красоте, а философия — как о бытии. И та, и другаяцелостность не могут быть определены иначе, чем через тавтологию, или черезонтологические эквиваленции, плодотворные тавтологии. Бытие есть, небытия нет, бытие и мысль тождественны, определил Парменид целоефилософии. А Платон в «Пире», определяя прекрасное, вводит своюэквиваленцию прекрасного по своей природе:прекрасно то, что самопрекрасно без отношения к чему-либо. И это определение прекрасного, которое уПлатона взято вместе с указанием пути к его пониманию, наиболее полно и точново всей мировой эстетике. Его повторит затем Кант, оснастив это определение пути к прекрасному опытомполуторатысячелетнего развития философии.
3.Интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосознаниякультуры, сходятся, в конце концов, в одной точке — что собою представляет человек и каково его место в мире.Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку какиндивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечныхоснований человеческой жизнедеятельности.
Идеяиндивидуальности, воодушевляющая искусство, определяет сущность эстетическоговосприятия мира. Успех цивилизационного развития для человека прямо инепосредственно был связан с продвижением в области все большего обобщения мираприроды и истории. В конце концов, благодаря развитию науки и индустрии этообобщение мира привело к величайшей стандартизации всей жизни человека, чтостало наглядным в наше время. Этой тенденции абстрагирования от многообразиядействительности противостояла и противостоит тенденция искусства — видеть мирв его индивидуальности, неповторимости и нетривиальности. Индивидуальность непостижима на уровне дискурса, ибо феноменальность можно только «выстроить»,«конституировать», чем и занимается искусство, а не представить впонятиях.
Искусство— культурная феноменология индивидуальности (лучше выразить это неологизмом — филофеномения — любовь к феноменам, а ненаука о феноменах). Действительно, разве не питает искусство пристрастия к феноменальному, то есть к необычному, ктому, что являет нечто всамобытной полноте. Искусство никогда не пройдет мимо чуда, более того, самое обычное онопревратит в чудо, что и сделалГоголь с Акакием Акакиевичем Башмачниковым, из "невероятного" приключения которого,по выражению Достоевского, все мы вышли. Искусство как филофеномения стало оправданием иобоснованием чуда в культуре. Разве не с этого оно началось — магия наскальнойживописи и мифология?
Философия,в отличие от филофеноменииискусства, как известно, любовь к мудрости,а мудрость заключается в знании, которое «проскакивает»индивидуальность, абстрагируется от нее. Именно с разделения знания «помнению» и знания «по истине» начинается философия и самотеоретическое познание. Знание «по истине», за которое ратуетфилософия со времен Парменида, является, говоря современным языком, знаниемабстрактным, знанием общего, которое тождественно истинному, подлинному бытию,то есть такому, которое не может исчезнуть, стать небытием ни при какихобстоятельствах. Этим свойством не обладает бытие конкретное, единичное. Здесьфилософия абсолютно разошлась с искусством, настолько абсолютно, что Платонизгнал художников из города философов.
Новсе-таки это расхождение философии с искусством не оказывается абсолютным, таккак постижение истинного бытия философией имеет целью приобщение к нему конкретного человека, который такимбытием не обладает. Поэтому философия хочет знать истинное бытие человека,знать последние незыблемые основания его бытия, и на этой дороге ее пути немогут рано или поздно не пересечься с дорогами искусства.
3.Началом такого пересечения является обсуждение проблем искусства в философии.Вопросы искусства и эстетическая проблематика присутствуют в философскихисследованиях двояко. Во-первых, прямо, как исследование искусства иэстетической проблематики той или иной философской концепцией, и тогда вструктуре философской системы появляется раздел эстетики или сочинения,относящиеся к ее ведению. Во-вторых, скрыто, латентно, когда проблематика,которая может стать существенно важной для эстетики, обсуждается в понятияхсамой философской системы. В этом случае в философской системе может не бытьсобственно эстетических сочинений или прямых обсуждений проблем искусства иэстетики, но философия будет «работать» на эстетику, развивая еепредметное поле.
Искусствои философия, таким образом — это взаимозависимые, но различные формыобщественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но нетождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность,на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания ивыражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана вбезличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддаетсятакому — педагогическому — растворению и обезличиванию.
Сказанное,конечно, не значит, что художественная проза не должна«философствовать», а философия должна оперировать только сухимирассудочными схемами. Любое сближение противоположностей рождает новое, третье,качество, не аннулируя исходную пару. Так, «интеллектуальнаяроманистика», обогатив европейскую культуру именами Т.Манна и Ж.П.Сартра,отнюдь не «отменила» тем самым «внероманную» философию и«внефилософскую» прозу. Искусство и философия по-разному — в этом исостоит их ценность — удовлетворяют высшие потребности духа. Чем свободней иразнообразней духовная жизнь общества, тем естественней и органичней оноразвивается.
2. Этика Аристотеля
Аристотель — величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отецлогики», ученик и решительный противник Платона. Он родился в 384 году донашей эры в Стагире — городе на северо — западном побережье Эгейского моря.Обучал Александра Македонского. Создал свою школу, получившую название Линей поимени храма Аполлона Линейского. Смерть Александра Македонского вызвалаантимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскимисимпатиями, был обвинен в «безбожии» и изгнан. Философ вынужден былбежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года онумер.
Аристотельосновал свою философскую школу «перипатетиков» (по названиюлекционных залов в крытых галереях — peripatos). Егоучение оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие нетолько философии, но и европейской культуры в целом. Во-первых, Аристотель значительношире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охватвсех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросыестествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры,эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятиефилософии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику»и «второй философии» — физику. «Метафизика» – наиболеевозвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практическиецели. Она отвечает на вопросы, как исследовать причины первых или высших начал,познать «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции,Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотельрассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые онвводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме(эйдосу).
Изучениебытия возможно лишь с помощью логики (органон – орудие для изучения бытия).Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое значение для познания.
Продолжаятрадицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душечеловека, разрабатывает свою этику. Характерной особенностью философииАристотеля является колебание между материализмом и объективным идеализмом,диалектикой и недиалектическим методом.
С именем Аристотелясвязываются три сочинения по этике: «Никомахова этика», «Евдемоваэтика» и «Большая этика». Вопрос о принадлежности этих сочиненийАристотелю все еще является предметом дискуссий. В настоящее время подлиннымтрактатом признается лишь «Никомахова этика». Относительно «Евдемовойэтики» мнения расходятся: одни исследователи считают автором произведенияЕвдема Родосского, ученика Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировалрукопись своего учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором «Большойэтики» является один из учеников Аристотеля, имя которого осталосьнеизвестным. Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеляотредактированы после его смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом.
Основой этики Аристотеляслужит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, егополитику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областьюзнаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросывоспитания хороших граждан и заботы об общем благе.
К числу заслуг Аристотеляотносятся определение и классификация наук, видов знания. Он разделил науки натри большие группы: теоритические (умозрительные"), практические(производительные) и творческие (созидательные). К первым он отнес философию,математику и физику; ко вторым — этику и политику, а к третьим — искусство,ремесла и прикладные науки.
Философия — наиболееумозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойно познания — «первоначалаи причины, ибо через них и на их основе познается все остальное». ПоАристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна. «Созерцательнаяжизнь» — это жизнь, чуждая корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшаяформа жизни. Она посвящена познанию, поиску истины, т.е. представляет собойвысший вид духовно-творческой деятельности.
В древности «этика»(«учение о нравственности») означала жизненную мудрость, «практические»знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для егодостижения. Этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых,душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, азатем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизниотдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества.Для него человек — существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесносвязана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.
Но являются линравственность, этика и политика, а также искусство, науками? Можно ли считатьучение соблюдать правильные нормы повдения и вести нравственный образ жизнинаукой? Согласно Аристотелю, «всякое рассуждение направлено либо надеятельность или на творчество, либо на умозрительное...». Это значит, чточерез мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках,стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можносказать относительно произведений искусства. Мастер вопрощает в своемпроизведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит, практическаясфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны безмышления.
Аристотель считал, чторазум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни ииндивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственной практике,преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими знаниями в этойже области, но последних почитают больше, чем первых, подобно тому, как «мыи наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чемремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается».Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более онотеоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому «умозрительные»науки выше созидающих, а теоретическая деятельность выше практической,например, политической. Слово «практика» используется у Аристотеля вшироком смысле, а не узко — как деятельность по получению материальных выгод.
В сфере «деятельности»,связанной со свободой воли, человек «выбирает» личность, сообразующейсвое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями ипонятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предметнауки, названной им этикой.
Аристотель, рассмотревэтику в плане человеческой воли, сделал человека ответственным за свою судьбу иблагополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласнокоторой благоденствие или несчастье человека определяется капризами судьбы.Аристотель исследует этические проблемы, чтобы помочь людям стать лучше исделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотельсвязывает этическую добродетель с желанием, считая, что, хотя нравственность изависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле: ведь одно делознать, что хорошо и что плохо, а другое — хотеть следовать хорошему.Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотельразличает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностьюразума, и этические — добродетели душевного склада, характера. И те и другиедобродетели    не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическаядобродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выборсередины между их избытком и недостатком. «Середина» — это «ничегослишком». Так, мужество — среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость- между расточительством и скупостью. Поскольку нравственное действие опираетсяна разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом.
Непреходящей заслугойАристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые средигреческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Сообразно своемуэтическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетелигражданина — мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает олюбви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианскиебогословы. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы посвоим способностям, формам деятельности, поэтому и уровень счастья разный, а унекоторых жизнь может оказаться несчастной. Так, Аристотель считает, что у рабане может быть счастья.
Этика Аристотеля изучаетвопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно длядостижения счастья, доступного человеку в аспектах природы отдельного человека.Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственностинедостаточно. Необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. ПоэтомуАристотель заявляет, то «общественное внимание (к воспитанию) возникаетблагодаря законам, причем доброе внимание — благодаря добропорядочным законам».

Заключение
На пороге третьеготысячелетия особую остроту приобретают вопросы о будущем философии. Одниговорят о конце философии. Это хорошо, полагают некоторые, ибо её уходоздоровит духовную атмосферу, разрядив в какой-то мере перенапряжение духовногополя современности. С этим связана новая волна философского (вернее,антифилософского) нигилизма.
Другие, разделяя в целомэтот негативистской вывод о самоупразднении философии, допускают в тоже времяеё трансформирование в нечто иное: в узко понимаемую целиком повернутую впрошлое историю философии или в чистое учение о мышлении (царства чистоймысли), либо – путём срастания с религией и подчинения ей – в теософию, либо вфилософию науки (что зачастую резюмируется позитивистским тезисом: наука — самасебе философия); либо, наконец, и это один из самых ходовых, распространённыхвариантов упразднения философии – превращение её – через глобальнуюидеологизацию – в служанку политики. Всё это – различные версиираспредмечивания философии, её конца, краха.
Будущее философии – несамодовлеющая величина. Оно зависит от общества в целом. Если есть будущее уобщества, то есть оно и у философии
Соотнося философию и науку, следует помнить, что научностьфилософии – это не цель и не итог, а средство и условие философского исследования.И когда говорят, что философия (всякая философия) – это наука, то опираются начисто формальные соображения: у неё имеется свой категориальный аппарат, еёинструментарий. Однако с этой точки зрения, не каждая философия может бытьнаучной в строгом смысле этого слова.
Философия и является наукой и не является ею, выходит за этирамки. Помимо собственно научного отображения и весьма специфическогообъяснения действительности она включает обобщающее толкование ее и собственнонравственное и эстетическое отношение к ней. Можно предположить, что признаниефилософии и наукой, и мировоззрением приобретет в будущем наибольшую остроту иоткроет новые горизонты для её развития.
Что касается изученных мной вопросов, то ответы на них, также, как и на многие вопросы философии, не являются однозначными. Философия иискусство являются пересекающимися понятиями, но не тождественными. Как ужеговорилось, «не каждая философия может быть научной в строгом смысле этогослова». Действительно, произведения Ницше и Шестова вряд ли можно назвать чистонаучными.
Этика Аристотеля, безусловно, внесла в неоценимый вклад внауку. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделалволю. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но,насколько это в его силах, он должен стремиться к нему как к идеалу.Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны,реалистическую этику, основанную на существующем, т.е. на нормах и принципах,взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой — этику,не лишенную идеала.

Список использованныхисточников и литературы
1. Научная и учебная литература:
а) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М.: Проспект, 1999.– 425 с.
б) Андрейченко Г.В. Грачев В.Д. Философия. Учебник. –Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
в) Аристотель. Сочинения в 4-х томах.
г) Асмус В.Ф. Античная философия. — М.: Высш. шк., 1998. –400 с.
д) Богомолов А.С. Античная философия – М., 1999. – 367 с.
е) Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1998. – С. 113.
ж) Конев В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающиекультуру // Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители».- 2001. — № 4. – С. 18-25.
з) Кохановский В.П. Философия. Учебник для высших учебныхзаведений — Ростов-на-Дону, 2001. – 576с.
и) Лавриненко В.Н. и др. Философия. Учебник для вузов / Подред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. — М.,2000. – 523 с.
к) Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1999. –429 с.
л) Любутин К.Н. Человек в философском измерении. — Свердловск, 2001. – 267 с.
м) Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. — М.,2000.
н) Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. — М.,2002. – 215 с.
о) Тормасов Б.А. Философы и философия. — М., 1998. – 398 с.
п) Фролов И.Т. Философский словарь — М., 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.