Реферат по предмету "Экономическая теория"


Коммерческий арбитраж.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Коммерческий арбитраж
В связи   с   либерализацией внешнеэкономической  деятельности неуклонно возрастает количество споров, связанных с  осуществлением предпринимательской деятельности   в   области  внешней   торговли, международного технического и финансового сотрудничества.Упомянутые споры, безусловно, требуют справедливого и, что немаловажно, скорогоразрешения. В  международной   практике   споры   из   экономическихвзаимоотношений в  подавляющем  большинстве  случаев рассматриваютсякоммерческими арбитражами (постоянно действующими и создаваемыми  «к  данному случаю» — ad hoc),  которые не являются органами какого-либо изгосударств,  а создаются в основном при торговых палатах  и  иных объединенияхпредпринимателей    и    самостоятельно   устанавливают процедуру рассмотрения споров,   формируют   корпус   адвокатов   и организуют рассмотрение дел.
Обращение к  юрисдикции  коммерческого арбитража подразумевает исключение подсудности государственным  судам  и осуществляется  на добровольной основе.   Исключение   составляют  гражданско-правовые споры, вытекающие из отношений экономического и научно-технического сотрудничества стран   -  участниц  Московской  конвенции 1972  г., согласно которой они подлежат рассмотрению в арбитражном  порядке  сисключением подсудности  таких  споров  государственным судам.  Это, пожалуй,единственный  пример  в  современной  практике  закрепления обязательностиобращения в арбитраж, хотя и не уникальный: в истории третейскогоразбирательства в России существовали дела, рассмотрение которых в третейскомсуде было обязательно.
Для предъявления   иска   в коммерческий  арбитраж  необходимо заключение специального соглашения опередаче спора на  рассмотрение коммерческого арбитража,  которое называетсяарбитражной оговоркой в случае, если речь идет о передаче спора,  который можетвозникнуть в будущем, и  арбитражной  записью  в  случае передачи нарассмотрение коммерческого арбитража  уже  возникшего   спора.   Возможно  также обращение в  коммерческий  арбитраж без предварительного соглашения,однако для того чтобы арбитраж принял  такое  дело  к  рассмотрению, необходимоявно  выраженное согласие ответчика на рассмотрение спора в данном арбитражноминституте, поэтому последний способ практически не применяется.
Указанные условия  связаны  с  тем,  чтообращение в третейский суд,  которым  является  коммерческий  арбитраж, носит   договорный характер и требует, как и любой договор, обоюдного согласиясторон.
Арбитражное соглашение  требует обязательной письменной формы. Это обусловлено тем,  что в ходе  развития института  коммерческого арбитража было     выработано    правило   исключения    юрисдикции государственных судов, в соответствии с которым государственныесуды не принимают  к  рассмотрению  споры,  в  отношении  которых имеетсясостоявшееся арбитражное соглашение,  либо,  если в  государственном судерассматривается   дело,   по   которому   имеется   арбитражное соглашение,суд   по   заявлению   ответчика    обязан    прекратить производство по  такому   делу  и  направить  стороны  в  арбитраж. Указанные положения  прямо закреплены  в   законодательных   актах, регламентирующих гражданский процесс ивопросы арбитража,  например, п.2 ст.87 АПК РФ (введен в действие с 1 июля1995  г.).  Аналогичные нормы существуют и в законодательстве другихгосударств, например, в Федеральном Акте об Арбитраже США.
Одним из  основных  гарантов справедливого  решения  спора   — независимость лица,    рассматривающего   спор,   будь   то   судья государственного суда  арбитр   третейского   суда.  Этот   принцип соблюдается неукоснительно   и  при  рассмотрении  дел коммерческим арбитражем. Его соблюдение обеспечивается рядом мер, среди которых- возможность избрания  арбитра.  Однако  процедура  избрания  арбитра могла быпоказаться сходной с выборами представителя (тем более, что в ряде  стран  третейский   суд   может   действовать   в  качестве «дружественногопосредника»),  если  бы  в   Регламенте   прямо   не указывалось, что арбитр  не  является  представителем стороны,  его избравшей (например,  2 Регламента   Международного   коммерческого арбитражного суда при ТП РФ, далее- МКАС).
Далее, мерой,   позволяющей  реально обеспечить  независимость арбитров, является возможность  отвода  арбитра  и его  самоотвода.  Общим основанием для отвода арбитра во всех странах являетсяналичие обстоятельств, «которые   могут   вызвать   обоснованные   сомнения относительно его  беспристрастности  или  независимости»  (п.1ст.12 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»), трактуемые как прямые или косвенные свидетельства о его заинтересованности висходе дела. Упомянутому праву стороны  на  отвод  арбитра  корреспондируетобязанность лица,  избранного  арбитром,  заявить  о наличии таковыхобстоятельств.
Подобные же формулировки права на отвод арбитра  содержатся  в п.3.7. Регламента   Лондонского  международного третейского  суда,- старейшего из  существующих   постоянно   действующих  коммерческих арбитражей: «Арбитру  может  быть  заявлен  отвод,  если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные  сомнения  относительно  егобеспристрастности или  независимости.  Сторона  может  заявить отвод арбитру,кандидатуру  которого  она  выдвинула  или   в   назначении которого онапринимала участие,  лишь по причинам,  которые стали ей известны после егоназначения».
Аналогичным образом  этот  вопрос решается  и   в   Регламенте арбитражного учреждения,    которому   российские   предприниматели наиболее часто    отдают    предпочтение   (после    Международного коммерческого арбитражного   суда   при   ТПП  РФ) при  составлении арбитражной оговорки  -  Арбитражного  Института   Торговой  палаты г. Стокгольма:«Лицо,   которому   предлагают  принять  назначение в качестве арбитра,  должен заявить обратившемуся к нему лицу о  любыхобстоятельствах, которые   могли   бы   поколебать   доверие  к  егобеспристрастности или независимости (дисквалификация).  Если тем  не менее его назначают,  он  должен  сразу  же  сделать  то  же  самое заявление сторонам и  другим  арбитрам.  Арбитр,  которому  в  ходе арбитражногоразбирательства      становятся      известны     любые обстоятельства,которые   могут   его   дисквалифицировать,   должен незамедлительно известитьоб этом стороны и других арбитров».
Поскольку одним из «китов», накоторых стоит арбитражный способ разрешения споров,  является   репутация  арбитражного   института, поддерживаемая высоким профессионализмом икомпетентностью арбитров, отвод арбитра возможен также  в  случае,  если арбитр  не  обладает квалификацией, достаточной для разрешения спора.
Особо это   положение   закреплено   в Регламенте  Лондонского международного третейского  суда  (London  Court  of  International Arbitration — LCIA),  которым предусматривается, что«Третейский суд (распорядительный орган)  может  отказаться  назначить такие  (т.е.  выдвинутые сторонами либо третьим лицом по разрешению сторон — А.П.) кандидатуры, если он признает,  что  они  не  являются  подходящими»(п.3.3 Регламента).  Аналогичные  положения содержатся и в параграфе 24Регламента МКАС.
Процедура назначения арбитров одинакова  практически  во  всех наиболее известных  и  уважаемых арбитражныхучреждениях:  каждая из сторон выбирает одного арбитра,  которые в  свою очередь,  выбирают председателя состава   арбитража.  В  некоторых  случаях арбитр  за сторону или за обе стороны может быть назначен  третьим  лицом.  Этообычно Председатель  (Президент),  осуществляющий руководство данным арбитражныминститутом, либо его заместитель (вице-президент). Такое назначениепроизводится   в  случае,  когда  сторона  не  производит указанного назначенияв установленные сроки, что ведет к затягиванию рассмотрения спора,  либо  она прямо  просила произвести назначение вместо нее.
Указанный принцип закреплен и в национальном  законодательстве большинства стран, и в международных актах повопросам коммерческого арбитража (Модельный  закон  о  коммерческом  арбитраже,   принятый Комитетом ООН по торговле — ЮНСИТРАЛ).
При этом, однако,  допускается и иноерегулирование — на уровне Регламентов (уставов,  правил  и  т.д.).  В частности,  Регламентом Лондонского    третейского    суда   предусматривается   назначение арбитров Третейским  судом,  однако  «с надлежащим   учетом   любых специальных методов  или критериев выбора, согласованных сторонами. При выборе арбитров принимаются во внимание, насколькоэто возможно, характер контракта,   характер   и  обстоятельства  спора,  а также национальность, местонахождение  и  язык  сторон». Избрание арбитров сторонами в  этом  суде  -  скорее  исключение,  чем правило,  и прирассмотрении дела  должно  быть  предварительно   оговорено:   «Еслистороны договорились  о том,  что они выдвигают кандидатуры арбитров сами либо разрешают  двум  арбитрам  или  третьему  лицу  выдвигать кандидатуру арбитра, то  Третейский  суд может отказаться назначить такие кандидатуры,  если  он  признает,   что   они   не   являются подходящими, или независимыми, или беспристрастными».Это связано со стремлением контролировать вынесение решений  от  имени Лондонского международного третейского   суда   в  части  исключительно высокой компетенции арбитров.   Однако   нельзя   сказать,   что   остальныеарбитражные институты  не проверяют компетентность лиц,  назначаемых арбитрами.Наиболее часто это происходит  путем  составления  списка арбитров, из которого  стороны  могут  произвести  свой  выбор  и в который могут бытьвключены только  те  лица,  чьи  профессиональные качества нашли неоднократноеподтверждение и не подлежат сомнению.
Коммерческий арбитраж  во многомпривлекателен для рассмотрения споров еще и тем,  что  слушание  дел происходит,  как  правило,  в закрытом заседании,  что  позволяет  охранять не  только  сведения, составляющие коммерческую тайну сторон,  но и любые иные  сведения, распространение которых  для  сторон  не  желательно.  Даже вслучае провозглашения гласного разбирательства делается оговорка о том, что потребованию   любой  из  сторон  рассмотрение  дела  происходит  в закрытомзаседании.
Параграфом 8  Регламента  МКАС предусмотрено,  что   «арбитры, докладчики и  сотрудники  секретариатаобязаны не разглашать ставшую им известной информацию о спорах,  разрешаемыхМКАС,  которая  может нанести ущерб    интересам    сторон».   Указанное  правило   имеет интернациональный характер -  к  примеру,  Американской Арбитражной Ассоциацией совместно  с Американской Ассоциацией коллегийадвокатов был принят  «Кодекс  этики  арбитров,  участвующих  в  рассмотрении коммерческих споров», Канон VI которого предусматривает, что«арбитр должен быть   верен   отношениям   доверия   и  конфиденциальности, свойственным этой функции».
Третейский суд  разрешает споры всоответствии с нормами права, избранного сторонами,  применимыми  к  существу спора,  либо,  если стороны не  определились  с  применимыми правом,  — всоответствии с нормами права, определенными в соответствии с коллизионными нормами, которые он  сочтет применимыми,  при этом учитываются также торговыеобычаи, применимые к сделке, из которой возник спор.
Арбитраж может действовать как в составеединоличного  арбитра, так и коллегиально,  поэтому,  по общему правилу,  приколлегиальном рассмотрении спора решение  выносится  большинством  арбитров, если стороны не  договариваются  об  ином.  В  случае  рассмотрения спораарбитром единолично он действует от имени арбитража.
     В тех  случаях,  когда  стороны урегулируют  возникший   спор, третейский суд  прекращает  разбирательство дела.  В этом случае по просьбе сторон и при отсутствии возражений  со стороны  третейского суда такое   урегулирование   может   быть  зафиксировано   в  виде арбитражного решения   на   согласованных   условиях  -    мирового соглашения. Закон  не  называет оснований для возраженийтретейского суда против фиксирования условий урегулирования спора, однакоанализ законодательства в  сфере  гражданского  судопроизводства  позволяетсделать вывод о том,  что отказ в фиксировании  мирового  соглашения возможен втом случае,  когда условия такого соглашения противоречат закону и охраняемыезаконом интересы.
Решения третейского  суда  окончательны для  сторон.   Решения третейского суда исполняются добровольно.
Невозможность, по общему правилу, обжалования и опротестования решений третейских  судов  связана  с  уже упоминавшимся  принципом исключения подсудности  споров  судебным органамгосударства.  Таким образом, отсутствие возможности вмешательствагосударственных  судов  рассмотрение  споров, переданных на рассмотрениетретейских судов, ведет к сокращению сроков рассмотрения дел.  Отсутствие возможности обжалования решения  третейского суда,  с одной стороны,  подвигает стороны к более ответственному принятию решения о передаче  дела  нарассмотрение третейского  суда,  а с другой — заставляет арбитражное учреждениестремиться к «повышению качества» выносимых  решений.  Но такоеотсутствие  возможности  обжалования  не  означает  абсолютной незащищенностистороны от  неправомерно   вынесенного решения.   В качестве исключительной меры   оспаривания арбитражного   решения допускается   ходатайство   об   его отмене  (ст.34  Закона  РФ  «О международном коммерческомарбитраже»).
Арбитражное решение  может  бытьотменено надлежащим судом (п.2 ст.34 Закона РФ «О международном коммерческом  арбитраже»)  лишь  в двух случаях:1)      еслисторона,  заявляющая ходатайство об отмене,  представит доказательства того,что:
одна из сторон в арбитражном соглашениибыла  в  какой-то  мере недееспособна, или   это   соглашение   недействительно по  закону, которому стороны его подчинили,  а при отсутствии такого указания - по закону Российской Федерации; или она не была должным образом уведомлена оназначении арбитра или об арбитражном разбирательстве,  или по  другим  причинам не  могла представить свои объяснения; или      решение вынесено  по  спору, не  предусмотренному  арбитражным соглашением или  не  подпадающему  под  его условия,  или  содержит постановления по   вопросам,   выходящим   за  пределы арбитражного соглашения, с тем,  однако,  что  если  постановления  по вопросам, охватываемым арбитражным  соглашением,  могут  быть отделены от тех,которые не охватываются таким соглашением,  то может  быть  отменена только тачасть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, неохватываемым арбитражным соглашением; или      состав третейского   суда  или   арбитражная   процедура    не соответствовали соглашению  сторон,  еслитолько такое соглашение не противоречит любому положению настоящего Закона, откоторого стороны не могут   отступать,   либо   в  отсутствии  такого соглашения  не соответствовали настоящему Закону, либо2)      если судопределит, что:
объект спора   не    может    быть   предметом    арбитражного разбирательства по закону Российской Федерации; илиарбитражное решение  противоречит публичному порядку Российской Федерации.
Ходатайство  об отмене не может бытьзаявлено по истечении трех месяцев  со  дня  получения  стороной,  заявляющей это ходатайство, арбитражного  решения,  а  в случае если одной из сторон былаподана просьба  об  исправлении  допущенных  в  решении ошибок в подсчетах,опечаток  и  т.д.,  о  толковании  пункта  или  части решения либо о вынесении дополнительного  решения  -  со  дня вынесения третейским судом решения по этойпросьбе.
Суд, в  который  подано  ходатайство об  отмене   арбитражного решения, может,  если  сочтет  это  надлежащим и еслиоб этом просит одна из сторон,  приостановить производство по этому вопросу,  стем чтобы предоставить    третейскому   суду   возможность   возобновитьарбитражное разбирательство или предпринять иные действия, которые, по мнениютретейского суда,  позволят устранить основания для отмены арбитражногорешения.
В силу того,  что обращение втретейский  суд  производится  на основании соглашения,  его  решение  должно исполняться сторонами в добровольном порядке,  что  в  подавляющем большинстве  случаев   и происходит, однако   именно   этот   момент,   то  есть  отсутствие принуждения, и может отпугнуть предпринимателя от использования   на практике этого инструмента разрешения споров.  На самом жеделе, как показывает практика,  «общественное воздействие»(например,  в таких структурах как   биржи)   оказывается   не  менее действенным,  чем государственное принуждение.  И  все  же  без  реально обеспеченной возможности исполнить решение арбитража,  тем более в другойстране, этот институт давно бы умер.
Возможность исполнения     решения    арбитража     обеспечена государственным признанием  данного  способа рассмотрения  споров в сфере экономики  и,  в  частности,  в  области  внешнеэкономической деятельности, подтверждением   чему   может  служить преамбула  уже упоминавшегося Закона РФ «О международном  коммерческом арбитраже»: «Настоящий Закон   исходит   из   признания  полезности   арбитража (третейского суда) как широко применяемого методаразрешения споров, возникающих в сфере международной торговли».
Таковое признание выражается в форме:
а) законодательного    закрепления  возможности   рассмотрения гражданских споров третейским судом (арбитражем);
б) исключения      подсудности     государственным       судам гражданско-правового спора  в  случае  наличиясоглашения о передаче такового спора на рассмотрение третейского  суда  и, что  в  данном месте наиболее важно:
в) установленной законом возможностипринудительного исполнения решения третейского суда наравне с решениями государственных  судов при условии соблюдения определенных процессуальных норм.
Даже несмотря  на  признание решенийтретейских судов отдельным государством в своем внутреннем праве,  проблемаисполнения  решений иностранных арбитражных учреждений этим не исчерпывается, поскольку при осуществлении   внешнеэкономической   деятельности    необходимокаким-то образом  гарантировать  интересы  и  иностранных партнеров. Подобнаянеобходимость привела к  поиску  компромиссных  решений  на международномуровне.  В  связи  с  этим  под эгидой Лиги Наций были приняты Женевский протокол  1923  г.  об  арбитражных  оговорках  и Женевская конвенция  1927 г.  о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.  В условияхтесной интеграции мировой экономики и необходимости   урегулирования  спорных вопросов  при  реализации внешнеэкономических связей были  выработаны  более точные  принципы регулирования упомянутых   вопросов,   закрепленные  в Нью-Йоркской Конвенции о  признании  и  приведении   в   исполнение  иностранных арбитражных решений 1958 г.
Данной Конвенцией    установлено:   каждое    из   государств, присоединившихся к  Конвенции,  «признает арбитражные  решения  как обязательные и приводит их в исполнение...». Приэтом «к признанию и приведению в исполнение арбитражных решений… недолжны применяться существенно более  обременительные условия или более высокиепошлины или сборы,  чем те,  которые существуют для признания и приведения висполнение внутренних решений» (ст.III).
Естественно, вопросы  порядка исполнениясудебных решений могут быть установлены только внутренними  нормами процессуального  права той страны, где   испрашивается   исполнение   и  требуется  строгое соблюдение этих  норм.  Кроме  того,   Конвенцией  установлен   ряд специальных требований к предъявлению решения иностранногоарбитража к исполнению — ст.IV Конвенции. Для этого необходимо представление:
а) должным образом заверенногоподлинного арбитражного  решения или должным образом заверенной копии такового;
б) подлинного   соглашения   о передаче  спорного  вопроса  на разрешение арбитража  или  его  копии,  при этом,  если  упомянутые документы изложены не на официальном языке страны, гдеиспрашивается исполнение, они представляются с заверенным  переводом (официальным или присяжным   переводчиком  или  дипломатическим  или консульским учреждением).
Во избежании  злоупотреблений  в Конвенции  предусмотрен   ряд положений, ограждающих  лицо,  решение противкоторого предъявлено к исполнению, от ущемления его прав,  связанных срассмотрением дела в арбитраже, путем  установления оснований,  в соответствиис которыми может быть отказано в принудительном исполнении арбитражного решения(ст.V).
В признании  и  приведении  в исполнение  арбитражного решения может быть отказано по  просьбе  той стороны,  против  которой  оно направлено, только  если  эта сторона представиткомпетентной власти по месту,  где испрашивается признание и  приведение  в исполнение, доказательства того, что:
а) стороны   в  соглашении  о  передаче дела  на  рассмотрение арбитража, были,  по применимому  к  ним  закону, вкакой-то    мере недееспособны или   это   соглашение   недействительно   по закону, которому стороны это соглашение подчинили,  а при отсутствии  такогоуказания — по закону страны, где решение было вынесено, или
б) сторона,  против  которой вынесенорешение,  не была должным образом  уведомлена  о  назначении  арбитра   или  об   арбитражном разбирательстве,  или  по  другим причинам не моглапредставить свои объяснения, или
в) указанное решение вынесено по спору,не предусмотренному или не  подпадающему под условия арбитражного соглашенияили арбитражной оговорки  в  договоре,  или  содержит  постановления  по  вопросам, выходящим   за   пределы  арбитражного  соглашения  или  арбитражнойоговорки в договоре,  с  тем,  однако,  что  если  постановления  по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, могут быть отделены оттех,  которые не охватываются таким соглашением или оговоркой,  то  та  часть арбитражного  решения,  которая  содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой в договоре, может быть признана и приведена в исполнение, или
г) состав  арбитражного  органа  или арбитражный  процесс   не соответствовали соглашению сторон или,  приотсутствии такового,  не соответствовали закону той страны, где имел местоарбитраж, или
д) решение еще не  стало  окончательным для  сторон  или  было отменено или приостановлено исполнением компетентнойвластью страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется.
В признании и  приведении  в  исполнение арбитражного  решения может быть тоже отказано, если компетентная властьстраны, в которой испрашивается применение и приведение в исполнение, найдет,что:
а) объект  спора   не   может   быть  предметом   арбитражного разбирательства по законам этой страны, или
б) признание   и   приведение   в  исполнение   этого  решения противоречат публичному порядку этой страны.
Таковы некоторые    вопросы    деятельности     международного коммерческого  арбитража,  освещение  которыхнеобходимо,  на Наш взгляд, для более успешной  практики  международного сотрудничества российских предпринимателей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Явление перекрытия фаз. Выпрямители однофазной цепи переменного тока
Реферат Central Intelligence Agency Essay Research Paper The
Реферат Формальная определенность норм права и ее пределы
Реферат Формы административно-правового регулирования отношений
Реферат Опричнина Ивана Грозного и ее последствия для Российского государства
Реферат Франция в период правления Наполеона
Реферат Фотосъемка мест происшествия. Принципы описания внешности человека
Реферат Форми держави
Реферат Форма правления в США и Италии
Реферат One Summers
Реферат Французское брачно-семейное право по французскому гражданскому кодексу 1804 г.
Реферат Повышение качества стали
Реферат Характеристика гражданско-правовой ответственности в системе права
Реферат Функции и полномочия главы муниципального образования
Реферат Функции криминологической науки. Cвязь криминологии с профилактической деятельностью