Реферат по предмету "Государство и право"


Функции и полномочия главы муниципального образования

Введение
КонституцияРФ провозгласила местное самоуправление как новый для отечественной истории видпубличного управления. Появились новые система управления, структура органовместного управления, вид публичной службы – муниципальная служба, а также высшиедолжностные лица местного самоуправления.
Высшиедолжностные лица местного самоуправления возглавляют муниципальные образования,органы местного самоуправления и от их деятельности напрямую зависятблагосостояние и защищенность населения. Следовательно, от того, насколькоправильно по существу и точно по определению будут установлены полномочия техили иных высших должностных лиц местного самоуправления, зависят эффективность,четкость и слаженность деятельности самого органа, управляемого данным лицом, атакже определяется роль исследуемых должностных лиц в выполнении функций единойсистемы публичной власти, очерчиваются пределы, формы и методы егодеятельности. Слабая правовая регламентация полномочий высших должностных лицместного самоуправления, напротив, ведет к дублированию функций этих лиц иорганов местного самоуправления, попыткам замены территориальных связейуправлением через искусственно созданные структуры. [4, c. 35]
Главамуниципального образования – это высшеедолжностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципальногообразования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.Кроме статуса высшего должностного лица, Закон «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» наделяет глав муниципальныхобразований положением единоличных органов местного самоуправления. Он являетсяобладателем организационно-распорядительных (если глава руководит думой) илиисполнительно-распорядительных полномочий (когда глава муниципального образованиявозглавляет местную администрацию) по организации деятельностипредставительного органа или по решению вопросов местного значения. Совершенноточно, что в структуре любой модели муниципальной власти главасамоуправляющейся территории занимает первое место. Такое высокое положениеглавы гарантируется ему законом, устанавливающим его полномочия, иподдерживается общественным мнением, всегда склонным персонифицировать власть.

1. Глава муниципального образования
 
1.1 Составорганов местного самоуправления
Невозможноосуществлять самоуправление без органов, которым население делегировало праворешать дела, непосредственно затрагивающие их интересы и нужды. Наличиевыборных органов местного самоуправления – важнейшее организационное условиеего реальности и эффективности.
Структуруорганов местного самоуправления составляют представительный органмуниципального образования, глава муниципального образования, местнаяадминистрация (исполнительно-распорядительный орган муниципальногообразования), контрольный орган муниципального образования, иные органы ивыборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставоммуниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решениювопросов местного значения.
/>Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №93-ФЗ в часть 1 статьи34 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Наличиев структуре органов местного самоуправления представительного органамуниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации(исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) являетсяобязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом.
Уставоммуниципального образования, имеющего статус сельского поселения,внутригородского муниципального образования города федерального значения, можетбыть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа,возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочияпредседателя представительного органа муниципального образования.
/>Уставами муниципального района и поселения, являющегосяадминистративным центром муниципального района, может быть предусмотренообразование местной администрации муниципального района, на которую возлагаетсяисполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случаев поселении, являющемся административным центром муниципального района, местнаяадминистрация не образуется. [7, c45]
/>/>3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность,подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросыорганизации и деятельности указанных органов определяются уставоммуниципального образования.
Наименованияпредставительного органа муниципального образования, главы муниципальногообразования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органамуниципального образования) устанавливаются законом субъекта РоссийскойФедерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Федеральныйзакон от 29 ноября 2010 г. №315-ФЗ в часть 2 статьи 34 настоящегоФедерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
Органыместного самоуправления могут избираться непосредственно населением и (или)образовываться представительным органом муниципального образования. Каждыйорган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по решениювопросов местного значения.
Должностноелицо местного самоуправления может быть выборным, либо нанятым по контракту(трудовому договору) и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиямипо решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельностиоргана местного самоуправления.
Органыместного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формированииорганов и назначении должностных лиц местного самоуправления не допускается, заисключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. В частности,Федеральный закон 2003 г. предусматривает участие представителей органовзаконодательной власти субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещениюдолжностей глав местных администраций муниципальных районов и городских округов(1/3 состава комиссии) [7 – c. 201]. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.
Остановимсяна правах муниципальных образований в вопросе формирования структуры органовместного самоуправления и штата должностных лиц местного самоуправления. Уэтого вопроса есть два аспекта – «политический» и «хозяйственный», которыедолжны учитываться. «Политический» аспект связан с моделью организации властныхструктур местного самоуправления, т.е. с определенным «набором» органов идолжностных лиц и установлением их полномочий и порядка взаимодействия попринятию нормативно-правовых актов, «хозяйственный» – с управлением этими испециализированными органами муниципального хозяйства.
Ни одна изсоставляющих – ни политическая, ни хозяйственная – не может быть вычлененаабсолютно; всегда существует их взаимопроникновение. Но все-таки способизбрания главы муниципального образования (населением или представительныморганом), избирательная система при выборах представительного органа, порядокформирования местной администрации (главой самостоятельно или с согласияпредставительного органа), разделение полномочий между различными органами идолжностными лицами и иные подобные вопросы решаются, как правило, взависимости от существующей местной политической ситуации, политическойкультуры. Структура же и порядок деятельности местной администрации в основномсвязаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством, т.е.определяющий признак функциональный. [10, c. 114]
Ясно, что вкаждом конкретном муниципальном образовании и политическая ситуация, ихозяйственная инфраструктура имеют существенные особенности. Поскольку объектыуправления различны, то должны быть созданы и соответствующие им субъекты. Этовозможно при наличии права муниципальных образований на самостоятельноеопределение структуры органов местного самоуправления.
На органыместного самоуправления возлагается решение круга вопросов, за который онинесут ответственность перед населением и государством. При этом возникаетнеобходимость наделения их правом собственной компетенции. С учетомнеобходимости согласованного взаимодействия различных органов местногосамоуправления в решении вопросов управления муниципальным хозяйством каждыйотдельный орган местного самоуправления должен обладать собственной четкоопределенной компетенцией.
Структуруорганов местного самоуправления составляют: представительный органмуниципального образования, глава муниципального образования, местнаяадминистрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган, иныеорганы, предусмотренные уставом муниципального образования, например,муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция и др. При этом,согласно Федеральному закону 2003 г., наличие представительного органа,главы муниципального образования и местной администрации является обязательным.
Наименованияорганов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются закономсубъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срокполномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органови должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципальногообразования.
1.2 Осуществление органами местного самоуправления отдельныхгосударственных полномочий
Особымпредметом ведения органов местного самоуправления является осуществлениеотдельных государственных полномочий. Исходя из принципа субсидиарности,эффективной является передача ряда государственных полномочий и функций наместный уровень. Это позволяет экономить затраты на создание соответствующихтерриториальных государственных органов и улучшить обслуживание населения.
При распределенииполномочий важно найти оптимальное решение того, какую функцию следуетпередавать на принципе исключительного исполнения, а для какой устанавливатьсовместную ответственность различных уровней управления. С точки зренияповышения эффективности управления необходимо стремиться к тому, чтобы во всехобластях отношений, в которых неизбежна совместная ответственность, междуразличными уровнями управления определялся участник, координирующий усилияорганов власти различного уровня по решению совместной задачи.
Органыгосударственной власти имеют право наделять своими отдельными государственнымиполномочиями органы местного самоуправления всех муниципальных образований,муниципальных образований определенной категории или группы, а также отдельногомуниципального образования.
Делегированиегосударственных полномочий органам местного самоуправления представляет собойпередачу органами государственной власти Российской Федерации или субъектафедерации части принадлежащих им полномочий органам местного самоуправления. [5,c. 77]
Всякоеполномочие органа публичной власти включает в себя три компонента: нормативно –правовое регулирование, финансирование и реальное предоставление тех или иныхуслуг.
Длявопросов местного значения все эти компоненты закреплены за органами местногосамоуправления. Для вопросов государственного значения, передаваемых органамместного самоуправления, должны делегироваться только полномочия попредоставлению услуг. Уровень власти, осуществляющий нормативно-правовоерегулирование в той или иной сфере, устанавливающий нормативы и стандартыпредоставления услуг, а также различные социальные льготы, должен знать, скакими затратами связано обеспечение этих нормативов, стандартов и льгот, инести ответственность за их финансовое обеспечение. Несоблюдение данногопринципа привело к тому, что по состоянию на 2003 г. финансовыеобязательства государства только по социальным льготам превышают весь егоконсолидированный бюджет.
Федеральныйзакон 2003 г. позволяет кардинально изменить эту ситуацию. Прежде всего, внем установлено, что: «Все полномочия органов местного самоуправления, неотнесенные данным законом к вопросам местного значения, являются отдельнымигосударственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местногосамоуправления» [7, c. 21].
Такимобразом, появляется простой и понятный критерий разделения муниципальных игосударственных полномочий: все, что отсутствует в перечне вопросов местногозначения, относится к государственным полномочиям. Осуществлениеотдельных государственных полномочий возлагается, как правило, на органыместного самоуправления муниципальных районов и городских округов [8, с. 54].
1.3 Глава муниципального образования, порядок избрания и полномочия
Глава муниципального образования, это высшее должностное лицосамоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образованиясобственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статусавысшего должностного лица ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» наделяет глав муниципальных образований положениемединоличных органов местного самоуправления.
Глава муниципального образования в соответствии со ст. 36 ФЗРФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» являетсяобязательным должностным лицом местного самоуправления. Единственным способомприобретения им своих полномочий остается избрание.
Известны два альтернативных способа выборов главы муниципальногообразования:
— населением на основе всеобщего равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании;
– представительным органом из своего состава.
Выбор одного из них зависит от населения, которое в соответствиисо ст. 130 Конституции РФ определяет структуру органов местногосамоуправления.
За моделью избрания высшего должностного лица самоуправлениядолжен последовать выбор выполняемой им функциональной нагрузки. Дело в том,что глава муниципального образования может входить в состав представительногооргана с правом решающего голоса и являться его председателем.
В другом случае избранный населением глава вправе руководитьместной администрацией. Оба варианта предполагают выполнение разного родаобязанностей. Один глава тяготеет к представительной власти, другой вмаксимальной степени приближен к исполнительной власти местного самоуправленияс ее полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством.
Федеральный законодатель особо подчеркивает, что в муниципальномрайоне глава является председателем представительного органа, сформированногоиз депутатов и руководителей поселений, входящих в состав этого муниципальногорайона. [9, с. 35]
Претендент должен обладать пассивным избирательным правом: наличиероссийского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года.Региональное законодательство не может превысить возрастной предел, допустимолишь его снижение в субъектах Федерации.
Наименование главы муниципального образования устанавливаетсязаконом субъекта Федерации. Срок его полномочий определяется уставоммуниципального образования. Он не может быть менее двух и более пяти лет.
Срок полномочий глав, избираемых представительными органами изсвоего состава, равен сроку полномочий этих органов. Полномочия начинаются содня вступления в должность (обычно не позднее двух недель с момента избрания) ипрекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Периодвступления в должность служит для передачи документов, разнообразных атрибутоввласти, представляя собой своеобразный переходный этап, необходимый дляприобретения властных функций.
Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупныхнаправлений:
– представительские,
– нормотворческие,
– контрольные полномочия,
– полномочия по руководству с их разделением на подвиды(организационные, координационные и т.д.).
Полномочия глав могут быть перераспределены в зависимости от ролиглавы муниципального образования в системе местной власти (например, для главы,являющегося одновременно руководителем администрации, в значительной степениприсущи властно-управленческие, нормотворческие полномочия по руководству всемиотраслями местного хозяйства, структурными звеньями администрации; руководительмуниципального образования – председатель думы – в большей мере сосредоточен наорганизационно-контрольных полномочиях).
Общим для глав будут представительские полномочия в отношениях сдругими органами местного самоуправления, органами государственной власти,гражданами и организациями. Они вправе без доверенностей действовать от именимуниципальных образований. Типичными будут также нормотворческие полномочия,связанные с изданием правовых актов (постановлений и распоряжений) по вопросаморганизации и деятельности представительного органа.
Глава – руководитель местной администрации, который по вопросамместного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления,а по вопросам организации работы администрации – распоряжения. Общими будутконтрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением имизаконодательства РФ и ее субъектов. Сами руководители муниципальных образованийподконтрольны и подотчетны населению и представительному органу.
Полномочия глав прекращаются досрочно в случае: смерти; отставкипо собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособнымили ограничено дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим илиумершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда запределы страны на постоянное местожительство; прекращения российскогогражданства; отзыва избирателей; установления в судебном порядке стойкой неспособностипо состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования.
В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения.Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации,депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов.Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами,государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряетсяпредпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, заисключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.
На глав муниципальных образований распространяетсянеприкосновенность при привлечении к уголовной ответственности, задержании,аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий.Соответствующие вопросы предполагается регламентировать отдельнымизаконодательными актами Российской Федерации.

2. Глава города Ставрополя
 
2.1 Реализация в уставе
В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от01.07.2009 №65 после истечения срока полномочий Ставропольской городской Думы,депутаты которой избраны на муниципальных выборах 12 октября 2008 года, но неранее истечения срока полномочий главы города Ставрополя, избранного намуниципальных выборах 12 октября 2008 года, статья 47 будет изложена вследующей редакции:
1. Глава города Ставрополя является высшим должностным лицомгорода Ставрополя и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями порешению вопросов местного значения.
2. Глава города Ставрополя избирается Ставропольской городскойДумой из состава избранных депутатов Ставропольской городской Думы, достигшихвозраста 21 года, на срок полномочий Ставропольской городской Думы. Избраниеосуществляется на первом заседании Ставропольской городской Думы тайнымголосованием.
3. Глава города Ставрополя осуществляет свои полномочия напостоянной основе.
4. Глава города Ставрополя подотчетен непосредственно населениюгорода Ставрополя и Ставропольской городской Думе.
5. При вступлении в должность глава города Ставрополя принимаетприсягу следующего содержания:
«Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность главы городаСтаврополя, обязуюсь при осуществлении полномочий главы города Ставрополяуважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать КонституциюРоссийской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной Закон)Ставропольского края, законы Ставропольского края, Устав города Ставрополя,муниципальные правовые акты города Ставрополя, служить интересам жителей городаСтаврополя, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности главыгорода Ставрополя».
Глава города Ставрополя – мэр города Ставрополя является высшимдолжностным лицом города Ставрополя и наделяется настоящим Уставом собственнымиполномочиями по решению вопросов местного значения.
Наименования «глава города Ставрополя» и «мэр города Ставрополя» тождественны.
Глава города Ставрополя является выборным должностным лицомместного самоуправления города Ставрополя, работающим на постоянной основе.Глава города Ставрополя подотчетен непосредственно населению города Ставрополяи Ставропольской городской Думе. Главой города Ставрополя может быть избрангражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигшийвозраста 21 года. Глава города Ставрополя избирается на муниципальных выборахнаселением города Ставрополя на основе всеобщего, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий главы городаСтаврополя составляет 5 лет. [11]
Решение об изменении срока полномочий, а также решение обизменении перечня полномочий главы города Ставрополя применяется только к главегорода Ставрополя, избранному после вступления в силу соответствующего решения.
Полномочия главы города Ставрополя начинаются со дня вступленияего в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранногоглавы города Ставрополя.
При вступлении в должность глава города Ставрополя принимаетприсягу следующего содержания:
«Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность главы городаСтаврополя, торжественно клянусь справедливо и беспристрастно осуществлятьпредоставленные мне полномочия, служить интересам жителей города Ставрополя,добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности, уважать и защищатьправа и свободы граждан, соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации,законодательство Ставропольского края и Устав города Ставрополя».
В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от01.07.2009 №65 после истечения срока полномочий Ставропольской городской Думы,депутаты которой избраны на муниципальных выборах 12 октября 2008 года, но неранее истечения срока полномочий главы города Ставрополя, избранного намуниципальных выборах 12 октября 2008 года, статья 48 будет изложена в новойредакции. Статья 47 – Глава города Ставрополя
2.2 Полномочия главы города Ставрополя
Глава города Ставрополя:
1) представляет город Ставрополь в отношениях с органами местногосамоуправления других муниципальных образований, органами государственнойвласти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городаСтаврополя;
2) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления
города Ставрополя полномочий по решению вопросов местного значенияи
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления города Ставрополя федеральными законами и законами
Ставропольского края;
(п. 1 введен решением Ставропольской городской Думы от01.07.2009 №65)
3) является главой администрации города Ставрополя;
4) руководит деятельностью администрации города Ставрополя напринципах единоначалия, формирует администрацию города Ставрополя в порядке,установленном настоящим Уставом, организует ее работу, определяет основныенаправления деятельности администрации города Ставрополя и ее органов,действует без доверенности от имени администрации города Ставрополя;
5) заключает от имени города Ставрополя и администрации городаСтаврополя договоры и соглашения;
6) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
7) подписывает и опубликовывает в порядке, установленном настоящимУставом, нормативные правовые акты, принятые Ставропольской городской Думой;
8) имеет право отлагательного вето на нормативные правовые актыСтавропольской городской Думы;
9) обладает правом внесения в Ставропольскую городскую Думупроектов решений Ставропольской городской Думы;
10) принимает участие в заседаниях Ставропольской городской Думы,созывает первое заседание Ставропольской городской Думы очередного созыва ипредседательствует на нем, вправе требовать созыва внеочередного заседанияСтавропольской городской Думы;
11) представляет в Ставропольскую городскую Думу проекты планов ипрограмм развития города Ставрополя;
12) определяет с учетом положений настоящего Устава компетенциюотраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополяи должностных лиц администрации города Ставрополя;
13) утверждает штатное расписание администрации города Ставрополяи ее органов;
14) назначает на должность и освобождает от должности должностныхлиц администрации города Ставрополя и иных лиц, замещающих высшие должностимуниципальной службы администрации города Ставрополя, руководителей органовадминистрации города Ставрополя, обладающих правами юридического лица,работников аппарата администрации города Ставрополя, применяет к ним меры поощренияи взыскания;
15) осуществляет систематический контроль за исполнениемдолжностными лицами администрации города Ставрополя и ее органов полномочий порешению вопросов местного значения, а также отдельных государственных и иныхполномочий;
16) отменяет и приостанавливает действие правовых актовдолжностных лиц администрации города Ставрополя и ее органов, противоречащихфедеральному законодательству, законодательству Ставропольского края,настоящему Уставу и иным нормативным муниципальным правовым актам городаСтаврополя;
17) осуществляет в пределах своей компетенции правовоерегулирование вопросов муниципальной службы в органах местного самоуправлениягорода Ставрополя;
18) осуществляет в пределах своей компетенции управление ираспоряжение объектами муниципальной собственности;
19) принимает решения об условиях приватизации муниципальногоимущества и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за приватизациеймуниципального имущества;
21) принимает в порядке, устанавливаемом Ставропольской городскойДумой, решения о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений ипредприятий, участии в хозяйственных обществах;
22) назначает на должность и освобождает от должностируководителей муниципальных учреждений и предприятий, принимает к ним в пределахсвоей компетенции меры поощрения и взыскания;
23) принимает в пределах своей компетенции решения опредоставлении, изъятии земельных участков;
24) принимает решения о приватизации жилых помещений;
25) учреждает награды и иные поощрения главы города Ставрополя иадминистрации города Ставрополя, а также определяет порядок награждения;
26) руководит гражданской обороной и мобилизационной подготовкойгорода Ставрополя;
27) принимает меры по обеспечению установленного порядкапроведения собраний, митингов, уличных шествий, других массовых общественныхмероприятий;
28) принимает установленные законом меры по поддержанию порядка,обеспечению безопасности людей и сохранению имущества в случае стихийныхбедствий, экологических катастроф, эпидемий, пожаров, массовых нарушенийобщественного порядка;
29) осуществляет личный прием граждан, организует рассмотрениепредложений, заявлений и жалоб граждан в администрации города Ставрополя ипринятие по ним решений;
30) принимает решения о привлечении граждан к выполнению надобровольной основе социально значимых для города Ставрополя работ (в том числедежурств) в целях решения вопросов местного значения;
31) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральнымзаконодательством, законодательством Ставропольского края, настоящим Уставом,правовыми актами органов местного самоуправления города Ставрополя.
Глава города Ставрополя также вправе решать иные вопросы,находящиеся в ведении города Ставрополя, не отнесенные в соответствии сфедеральным законодательством, законодательством Ставропольского края,настоящим Уставом и решениями Ставропольской городской Думы к компетенциидругих органов местного самоуправления города Ставрополя. [11]
Так же вправе передать отдельные полномочия главы городаСтаврополя должностному лицу администрации города Ставрополя и иному лицу,замещающему высшую должность муниципальной службы в администрации городаСтаврополя или ее органах, как на период выполнения отдельных поручений, так ибез ограничения срока.
Объем передаваемых полномочий, сроки и иные условия осуществленияпередаваемых полномочий определяются постановлением главы города Ставрополя всоответствии с настоящим Уставом.
Представляет Ставропольской городской Думе ежегодные отчеты орезультатах своей деятельности, деятельности администрации города Ставрополя ииных органов местного самоуправления города Ставрополя, в том числе о решениивопросов, поставленных Ставропольской городской Думой.
(часть четвертая введена решением Ставропольской городской Думы от01.07.2009 №65) Статья 48 – Полномочия главы города Ставрополя
 
2.3 Гарантии деятельности главы города Ставрополя
Глава города Ставрополя обеспечивается документами, принятымиорганами местного самоуправления города Ставрополя, документами, официальнораспространяемыми органами государственной власти Ставропольского края, а такжедругими информационными и справочными материалами в объеме, необходимом дляэффективного исполнения своих полномочий. [11]
Имеет преимущественное право выступать по вопросам своейдеятельности в муниципальных средствах массовой информации. Материалы,предоставляемые по поручениям главы города Ставрополя, подлежат обязательномуопубликованию (распространению) через указанные средства массовой информации всрок, согласованный с главой города Ставрополя, но не позднее 5 дней со дняобращения. Редактирование представленных главой города Ставрополя материаловбез его согласия не допускается.
Гарантии деятельности главы города Ставрополя устанавливаютсяфедеральным законодательством, законодательством Ставропольского края,настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами города Ставрополя ине могут быть ниже гарантий, установленных для муниципальных служащих идепутатов Ставропольской городской Думы.
Главе города Ставрополя гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение полномочий главыгорода Ставрополя;
2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью14 календарных дней, а также иные дополнительные отпуска, установленные длямуниципальных служащих;
3) выплата материальной помощи в размере семи должностных окладовв год, если иное не установлено законом;
4) возмещение всех расходов, связанных с осуществлением им своихполномочий;
5) единовременное вознаграждение в связи с назначением трудовойпенсии в размере десяти должностных окладов, если иное не установлено законом.
Гарантии деятельности главы города Ставрополя предоставляются засчет средств бюджета города Ставрополя. По желанию главы города Ставрополя егожизнь и здоровье могут быть дополнительно застрахованы за счет средств бюджетагорода Ставрополя.
Денежное вознаграждение главы города Ставрополя определяется науровне, соответствующем его статусу главы муниципального образования.
Законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, атакже нормативными муниципальными правовыми актами города Ставрополя главегорода Ставрополя могут быть установлены и иные гарантии. Статья 49 – Гарантиидеятельности главы города Ставрополя
 

3. Состояние местного самоуправления
 
3.1 Организация муниципальной власти, выбор наиболее эффективныхструктур местного самоуправления
Анализсовременного состояния местного самоуправления в РФ показывает, что традицииместного самоуправления, организации и функционирования местной власти еще незакреплены. Поэтому местная власть воспринимается населением как обычная,привычная государственная власть. Главный ресурс муниципальной власти – большаяприближенность к населению – часто не используется. Образовался перекос всторону единоличного управления муниципальными образованиями, в большинствеслучаев роль и значение представительных органов местного самоуправленияослаблены. Как следствие этого – усиление критики этой формы власти,противостояние и конкуренция между мэрами крупных городов и губернаторами,пассивное участие населения в осуществлении местного самоуправления, ослаблениевзаимодействия органов местного самоуправления с населением и контроля задеятельностью органов местного самоуправления со стороны населения.
С точкизрения укрепления властной вертикали проведена законодательная унификациясистемы органов местного самоуправления. Установление системы органов местногосамоуправления не противоречит конституционным положениям о том, что структураорганов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Населениедолжно иметь право самостоятельно выбирать и устанавливать структуру органовместного самоуправления на основе установленных федеральным законом принципов иэлементов системы местного самоуправления.
Унификациясистемы органов местного самоуправления означает прежде всего законодательноезакрепление принципа разделения властей на уровне местного самоуправления.Отсутствие этого законодательно закрепленного принципа делает возможнымсоздание малоэффективных и недемократических моделей организации власти на уровнеместного самоуправления, а также закрепляет традиционно сложившийся перекос всторону полномочий, а значит доминирования местных администраций, которыеформируются, как правило, одним, пусть даже выборным лицом. При слабомпредставительном органе исполнительный орган может быть полностью выведениз-под контроля. Отсутствие принципа разделения властей может привести вбудущем к еще одной негативной тенденции. А именно, к усилению или полномудоминированию представительного органа местного самоуправления, совмещающемуисполнительные и контрольные функции.
Такимобразом, принцип разделения властей и основанное на этом принципе разделениеполномочий как между органами местного самоуправления внутри муниципальныхобразований, так и между органами местного самоуправления и органамигосударственной власти субъектов РФ должен быть основополагающим приформировании моделей организации муниципальной власти, предусматривающихопределенную структуру органов местного самоуправления, закрепленную в уставемуниципальных образований.
Такаяунификация может решить две задачи:
1.Предотвратить анархию на муниципальном уровне и диктат со стороны субъектов РФв отношении органов местного самоуправления.
2. Укрепитьположение федеральных органов государственной власти в условиях российскогофедерализма.
Закреплениев Федеральном законе правового статуса исполнительного органа местногосамоуправления призвано урегулировать взаимоотношения как с представительнымиорганами местного самоуправления, так и с исполнительными органамигосударственной власти субъекта РФ.
Важнейшеенаправление совершенствования системы муниципального управления – вовлечениенаселения в решение вопросов местного значения, взаимодействие местной власти инаселения. Решение этой проблемы видится в развитии и укреплениитерриториального общественного самоуправления.
Развитиетерриториального общественного самоуправления особенно актуально для крупныхгородов. В этом видится решение проблемы децентрализации муниципальной власти.Усиление института территориального общественного самоуправления поможетразвитию гражданских инициатив, расширит базу местного самоуправления за счетпривлечения большого числа людей к решению вопросов местного значения натерритории их проживания. Развитие территориального общественногосамоуправления соответствует принципам, заложенным в Европейской хартииместного самоуправления. Территория, на которой осуществляется территориальноеобщественное самоуправление, прежде всего связана с местным сообществом,сообществом людей, проживающих на определенной территории и объединенных общимиинтересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством развития местныхматериальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления.
Сусилением территориального общественного самоуправления будет усиливатьсявлияние населения на местную власть через развитие системы общественногоконтроля за деятельностью органов местного самоуправления. На базетерриториального общественного самоуправления может быть создана системавзаимодействия населения с органами государственной власти и местногосамоуправления.
Серьезнойпроработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованиеминститутов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо созданиеструктур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами.Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения крешению этих дел.

3.2Совершенствование в уставе города Ставрополя
 
Обизменениях в Уставе краевого центра парламентарии заговорили еще зимой, сразупосле новогодних каникул. Затем были общественные слушания, где представителивласти и горожане до хрипоты в горле обсуждали предложенные думцами поправки. Испорить действительно было из-за чего, ведь они касались порядка выборов мэра города,состава городской думы и введения новой должности в руководстве Ставрополем.
Вфедеральном законодательстве тоже произошли изменения. Центр дал возможностьпредставителям органов власти в муниципалитетах самим выбирать систему местногосамоуправления. Можно было оставить все как есть – когда народ приходит научастки и голосует за кандидатов.
Но нашидумцы выбрали другой вариант. По итогам депутатского голосования (38 против 6)был утвержден измененный и обновленный Устав города Ставрополя. В соответствиис ним мэра, а также вице-мэра в краевом центре больше не будет. Парламентариирешили исключить из обихода иноязычные слова. А вместо них ввести две новыедолжности – главы города Ставрополя (он же председатель Ставропольскойгородской думы) и главы администрации города Ставрополя, отвечающего захозяйственные дела (землепользование, строительство, дороги и т.д.).
И еще одноновшество. Отныне глава краевого центра будет избираться исключительно из числадепутатов гордумы, причем самими же думцами. Срок действия его полномочийостается прежним – 5 лет. На столько же назначается и глава администрации. Онтоже будет утверждаться депутатами думы, но зато на эту должность можетпретендовать любой достойный человек на конкурсной основе. Опять же, на этомэтапе горожане участия в выборах не принимают. Контролировать деятельность главбудут депутаты. Они смогут не только корректировать действия руководителей, нои увольнять их, если те не выполняют свои обязанности.
А где жедемократия. Депутаты гордумы уверены, что даже при измененном порядке выборовнарод не теряет право влиять на состав исполнительной и представительнойвласти.
– Во-первых,депутатов, один из которых потом становится градоначальником, выбирают именногорожане, традиционным прямым голосованием.
– Во-вторых,если ставропольцы будут недовольны руководителем города или же главойадминистрации, они смогут их отозвать, так же, как и любого другого депутата.
К примеру,для того чтобы сместить неугодного главу Ставрополя, необходимо набратьинициативную группу хотя бы из 200 человек, затем подписи – не менее 5процентов от общего количества населения Ставрополя. С ними и заявлением,объясняющим несостоятельность руководства краевого центра, нужно прийти визбирком, и если там причину посчитают уважительной, то после рядарегистрационных процедур объявляется народное голосование, на котором горожанеи решат судьбу действующего главы.
Помимо мэрадепутаты должны будут избрать главу администрации Ставрополя или такназываемого «сити-менеджера».
Практикаиспользования действующего устава показала, что он нуждается в доработке исовершенствовании, и те изменения, которые были внесли, помогут упроститьпроцедуру выборов, повысить эффективность работы глав города и администрации, атакже контроль за исполнением их обязанностей и сократить расходы на содержаниегородской думы. Кроме того, раньше некоторые моменты устава противоречилифедеральному законодательству. Сейчас они приведены в соответствие с ним

Заключение
 
Проведенноеисследование статуса высших должностных лиц местного самоуправления, позволяетсформулировать следующие выводы, рекомендации и предложения посовершенствованию ряда норм муниципального законодательства:
Высшеедолжностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местногосамоуправления, занимающее муниципальную должность, или должность или высшуюдолжность муниципальной службы, устанавливаемую конституциями, уставами,законами субъектов Российской Федерации, наделенноеисполнительно-распорядительными полномочиями для непосредственного принятиярешений по вопросам местного значения и (или) для непосредственного исполненияполномочий органа местного самоуправления.
Высшиедолжностные лица местного самоуправления можно подразделить на два вида: высшеедолжностное лицо местного самоуправления, избираемое в результате муниципальныхвыборов либо представительным органом муниципального образования из своегосостава – глава муниципального образования; высшее должностное лицо местногосамоуправления, назначаемое на должность по контракту, заключаемому порезультатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий,установленный уставом муниципального образования – глава муниципальнойадминистрации.
Кроме того,модели местного самоуправления в России, а соответственно и место высших должностныхлиц в них, имеют свои особенности и нельзя в полной мере отнести их ни к однойиз известных моделей зарубежных стран, хотя они и имеют некоторые сходныечерты. В настоящее время местное самоуправления в Российской Федерации ближе ксмешанной германской модели. С одной стороны, федеральное законодательствозакрепляет самостоятельность местного самоуправления, с другой – государствопередает часть полномочий органам местного самоуправления, в том числе и высшимдолжностным лицам, достаточно подробно определяя через законодательство ихправовое положение. Поэтому высшие должностные лица местного самоуправления, ипрежде всего, глава муниципального образования, будучи в определенной степенинезависимым лицом в структуре местного самоуправления, функционирует, вконечном счете, под контролем представительного органа и государственнойвласти.
В связи спринятием Федерального закона №131-ФЭ от 6 октября 2003 г. «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с однойстороны, роль главы муниципального образования в системе местной властиуменьшилась, так как в ст. 36 запрещено совмещение в одном лице функцийглавы администрации и председателя представительного органа, что существует вомногих муниципальных образованиях, а с другой стороны, повысилась егозначимость в силу того, что Закон перевел главу муниципального образования извозможного в обязательное высшее должностное лицо местного самоуправления.
Рассматриваявопросы ответственности высших должностных лиц местного самоуправления, автордает следующую рекомендацию: в целях совершенствования предусмотренногомеханизма ответственности за принятие противозаконного правового акта какнормативного, так и ненормативного характера целесообразно упростить процедуруза счет делегирования судам права отрешать от должности глав муниципальныхобразований в случае систематического издания таких актов.

Списоклитературы
местныйсамоуправление орган государственный
1. Блинов А.О. Муниципальноеуправление. – Самара: УРАО, 2001. – 521 с.
2. Васильев А.А. Муниципальноеуправление: Курс лекций. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Н. Новгород:,Издатель Гладкова О.В., 2005. – 552 с.
3. Гегедюш Н.С., Масленникова Е.В.,Мокеев М.М. Государственное и муниципальное управление: Конспектлекций. – М.: Высшее образование, 2007. – 211 с.
4. Гутман Г.В., Мироедов А.А.,Федин СВ. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2002. –548 с.
5. Зотов В.Б. Системамуниципального управления. – СПб.: Питер, 2006. – 555 с.
6. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальныйменеджмент: Справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с.
7. Мокрый В.С. Государственноеи муниципальное управление. Реализация реформ: Учеб. пособие – М.: КноРус,2007. – 216 с.
8. Муниципальный менеджмент.Учебное пособие для вузов. – М.: ББ, 1997. – 428 с.
9. Мысин Н.В. Теориясоциального управления. – СПб, 1998. – 413 с.
10. Общий и специальныйменеджмент: Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. –М.: РАГС, 2001. – 568 с.
11. Устав городаСтаврополя. – Принят решением Ставропольской городской Думы от 29 июня 2005года №67
12.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями идополнениями) Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лицаместного самоуправления
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отчет о прохождении экономической и практики менеджмента в ОАО Кировский завод
Реферат Отчёт по преддипломной практике в ОС Наука-Сервис
Реферат Особенности приказного производства
Реферат Основные правила составления договора
Реферат Ответы к экзамену Теория Государства и права
Реферат Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражный Суд
Реферат Ответственность по гражданскому праву. Наследование по завещанию
Реферат Финансово-промышленные группы в экономике России
Реферат Особенности исполнения решений в отношении граждан-должников
Реферат Dolphins Of The Amazon River How Sotalia
Реферат Отчет по учебно-ознакомительной практике c правовыми основами местного самоуправления, формирова
Реферат отчёт об организационно-экономической практике
Реферат The African Lion Essay Research Paper The
Реферат Fads Essay Research Paper Since the dawn
Реферат Отчет по практике в ООО МенеджментГруп