Реферат по предмету "Государство и право"


Франция в период правления Наполеона

КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу«История государства и права зарубежных стран»
по теме:«Франция в период правления Наполеона»

ВВЕДЕНИЕ
При изучении зарубежнойистории государства и права особый интерес представляет правовая историяФранции. Для правового развития Франции характерна крайняя неустойчивостьгосударственной власти. В отличие от Англии, где противоречия по мере ихвозникновения решались путем мирных соглашений и уступок, во Франции этипротиворечия выливаются в революции и вооруженные перевороты, которые приводятк кардинальным сменам форм государственного устройства. Причина такой неустойчивости– в разнородности общественных классов, участвующих в политической борьбе.
Работа посвящена изучениюгосударственного строя Франции во времена правления Наполеона Бонапарта.Государственный строй того периода получил название «бонапартизм». Этот терминиспользуется и в современной политической жизни, что определяет актуальностьданной работы.

1. ЭВОЛЮЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙГОСУДАРСТВЕННОСТИ ОТ РЕСПУБЛИКИ К КОНСУЛЬСТВУ И ИМПЕРИИ
НачаломВеликой французской революции принято считать 14 июля 1789 г. В этот день парижане штурмом взяли королевскую крепость-тюрьму Бастилию. Политическая властьперешла в руки крупной буржуазии и либерального дворянства. Законодательнаяинициатива была отдана Учредительному собранию.
11 августа 1789 г. был принят первый декрет революции «Об уничтожении феодальных прав и привилегий». Онупразднил крепостное состояние (серваж) и «личные повинности» крестьян (пешая иконная барщина, налог с убоя скота, налог на охрану замка, дорожные пошлины,сбор с ярмарок и т. п.). Важнейшие же феодальные повинности (шамнар, барщина,ценз и др.) должны были выкупаться крестьянством за огромную сумму. Дворянствосохранило за собой землю и поземельные подати. Был предусмотрен выкуп земликрестьянами на условиях единовременной уплаты 30-кратного ежегодного взноса,что было доступно лишь небольшому числу деревенских богачей.
Рядомдекретов и регламентами правительственных лиц, изданными в течение 1789–1792гг. были отменены внутренние пошлины на провоз товаров, цеховой строй, всякогорода феодальные стеснения промышленности и торговли, наконец, ненавистный налогна соль – габель (1790 г.). В августе 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина – программный документ революции.
Этадекларация в четкой обобщенной форме выразила политико-правовые взгляды просветителей,энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Руссо, Гольбаха и др. Но особенно большоевлияние на ее содержание оказали политические взгляды Ш. Монтескье, егопроизведение «О духе законов».
/>Декларацияпровозглашала принципы демократического государственно-правового строя.Устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись правачеловека, их обеспечение возлагалось на демократически организованноегосударство («государственный союз»), основанное на принципах народногосуверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школыестественного права, которая главную цель государства видела в защите «неотъемлемых»прав человека. Влияние естественно-правовых теорий чувствуется и в проведенииДекларацией различий между правами человека, которые ему присущи от природы как«естественные и неотъемлемые» и правами, полученными гражданином от государства.В качестве «естественных и неотъемлемых» прав провозглашались: свобода,собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).
Свобода состоит ввозможности делать все, что не причиняет вреда другому. Закон может воспрещатьтолько такие действия, которые вредны обществу. «Все, что не воспрещенозаконом, то дозволено» (ст. 4-5).
Провозглашалось, чтозакон должен выражать волю всех членов общества, и потому каждый можетучаствовать в его создании лично или через депутатов. Все граждане равны передзаконом: всем открыт доступ к замещению государственных должностей (ст. 6).
Статьи 7 и 8 Декларацииустанавливали два важных принципа, относящихся к уголовному праву:
а) никто неможет быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, прямопредусмотренных законом;
б) никто неможет быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотренозаконом.
Статья 9 формулировала «презумпциюневиновности». В ее основу был положен старый принцип процессуального права,известный с древнейших времен: сомнение толкуется в пользу обвиняемого.
Установление виновностибыло признано функцией суда: она констатировалась обвинительным приговором,вступившим в законную силу. Из правила презумпции невиновности вытекало, чтобремя доказывания вины лежит на обвинителе. Декларация провозгласила свободумнений, мыслей, слова и печати; права граждан участвовать в определении налогови требовать отчета должностных лиц (ст. 10-11, 14-15).
Статья 17 объявляла правособственности неприкосновенным и священным. Предполагалась равная защитасобственности богатого и бедного, капиталиста и рабочего. Конституция 1791 г. также была разработана Учредительным Собранием. По ней в стране устанавливаласьконституционная монархия. Высшим органом законодательной власти сталооднопалатное Национальное собрание. Оно не могло быть распущено королем.Конституция наделила депутатов Собрания правом неприкосновенности: дляпреследования их за общеуголовные преступления требовалось согласиеНационального собрания. Каждый депутат объявлялся представителем все нации, ане отдельной избравшей его группы населения. Отсюда вытекает важное положение,типичное сейчас для любой конституции: депутат не ответственен перед избирателямии независим от них. Исключительными полномочиями Народного собрания объявлялись:
·  составление и утверждение бюджета;
·  решение вопросов войны и мира;
·  определение численности и содержанияармии;
·  ратификация договоров с иностраннымигосударствами;
·  учреждение и упразднениегосударственных должностей;
·  привлечение к уголовнойответственности перед Верховным судом министров и др. должностных лиц;законодательная деятельность.
Устанавливались основныепринципы законодательной процедуры: законопроект, принятый Национальнымсобранием, подлежал утверждению королем; королю предоставлялось правоотлагательного вето. Если отвергнутый монархом законопроект был вновь принятследующими двумя новыми составами Собрания, он приобретал силу закона.
Исполнительнаявласть вручалась королю.Ему вверялось назначение и увольнение министров. Король возглавлял вооруженныесилы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высшихчиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешнимиотношениями. Король мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием.Вводилась контрасигнатура – распоряжения короля приобретали законную силу лишьпосле подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность запринятое решение. Депутаты Национального собрания должны были избираться на основедвухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане.Ими признавались граждане от 25 лет, размеры дохода которых в зависимости отместа проживания колебались от 100 до 200 рабочих дней или ценность нанимаемогоили арендуемого ими имущества была не ниже стоимости 400 рабочих дней.Конституция закрепила новое административное деление страны на департаменты,дистрикты и коммуны. Управление на местах возлагалось на выборные органы,которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Судебнаявласть вручалась выбранным на срок судьям. Для рассмотрения уголовных дел учреждалсясуд присяжных. Создавался также кассационный суд. Предусматривалось образованиеВерховного суда, призванного разбирать правонарушения министров и преступления,угрожающие безопасности государства. В 1792 году на политическую борьбу воФранции начинает оказывать ощутимое влияние внешнеполитическая обстановка.Оформилась антифранцузская военная коалиция крупнейших европейских монархий. Королевскийдвор оказался в центре монархического заговора и подталкивал страну к войне. Вэто время возрастает значение Парижской коммуны – органа самоуправлениястолицы. Она состояла из представителей секций (административных единиц)Парижа. Каждая секция посылала в Коммуну трех выборных депутатов. 10 августа 1792 г. парижане, руководимые Коммуной, поднялись на вооруженное восстание. Людовик XVI быларестован. Конституция 1791 г. потеряла силу. Высшим органом власти объявился Национальныйконвент, который должен был быть избран на основе нового избирательного права. Выборщикамимогли быть все французы от 21 года, живущие в данной местности в течение одногогода, имеющие доходы или трудовой заработок и не находящиеся в личном услужении.Правительство, состоявшее из министров короля, было смещено. Вместо него учрежденВременный исполнительный совет, состоящий в основном из жирондистов. Однакожирондистское правительство не решило важнейший вопрос революции – полнойликвидации феодальных отношений в деревне. Крестьянские восстания не затихали.Обострилась продовольственная проблема. В марте 1793 года вспыхнул роялистскиймятеж в Вандее. Положение жирондистов стало критическим. 2 июня 1793 г. правительство жирондистов было свергнуто якобинцами во главе с повстанческим комитетомПарижской Коммуны. 3 июня 1793 г. якобинский Конвент принял закон о льготнойпродаже крестьянам земель, конфискованных у короля, дворян-роялистов и церкви. Закономот 17.06.1793 г. были безвозмездно ликвидированы все феодальные земельные праваи платежи. Освобождение крестьян от феодальных повинностей, распродажанациональных земельных фондов, раздел общинных земель привели к появлению вдеревне многочисленного класса мелких земельных собственников, составившихоплот нового буржуазного строя во Франции. Декларация прав человека игражданина 1793 г. воспроизводила основные положения Декларации 1789 г., но отличалась от нее большим демократизмом, более радикальным, в духе Руссо подходом кпроблеме политических свобод и прав.
Декларацияначинается с заявления о том, что «целью общества является общее счастье».Правительство должно обеспечить человеку пользование его естественными инеотъемлемыми правами, к числу которых были отнесены: равенство, свобода,безопасность и собственность. Якобинцы признавали юридическое равенство вполном объеме, деление граждан на активных и пассивных отвергалось. НовойДекларацией был провозглашен более широкий круг демократических свобод:
·  свобода печати, слова, собраний (ст.7);
·  свобода совести (ст. 7);
·  свобода заниматься каким угоднотрудом: земледелием, промыслом, торговлей (ст. 17);
·  право подавать петиции представителямгосударственной власти (ст. 32).
Обязанностьюобщества объявлялось обеспечение средств существования лицам, неспособным ктруду. Запрещалось рабство и все виды феодальной зависимости.
Вноситсяважное уточнение в определение закона: «… Он может предписывать лишь то, чтосправедливо и полезно обществу», «Закон должен охранять общественную ииндивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих». Закон – этовыражение «общей воли» народа. Вместо понятий «нация» и «суверенитет нации».Декларация вводит понятие «народ» и «суверенитет народа». />Конституцией 1793 г. Франция была провозглашена республикой. Высшим органом законодательнойвласти объявлялся Законодательный корпус (Национальный конвент). Избирательнымиправами были наделены все граждане от 21 года, имущественный ценз отменен. Обсуждениеи утверждение законов объявлено делом народа: принятый Собранием законопроектрассылается всем первичным собраниям, которые образуются на местах (в коммунах)в составе 200-600 граждан. Если спустя 40 дней после рассылки проект получает одобрениебольшинства собраний, он становится законом. Непосредственное управлениевручалось Исполнительному совету. Собрание выборщиков каждого департаментаназначало в совет по 1 кандидату.
Однаковажнейшие положения конституции носили формальный характер. На деле постепенноскладывается механизм якобинской диктатуры. Реальная власть сосредотачивается вруках чрезвычайных органов, созданных при конвенте. Это Комитет общественногоспасения, Комитет общественной безопасности, специальные комиссии. Комитет общественногоспасения стал фактическим правительством революционной Франции. Во главе егостояли Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон. Комитет общественной безопасности руководилборьбой с внутренней контрреволюцией. Ему было предоставлено право ареста всехлиц, подозреваемых во враждебных отношениях к якобинской республике. Он направлялдеятельность местных органов безопасности и, в частности, наблюдательныхкомитетов. Очень велико было значение специальных комиссаров конвента, наделенныхчрезвычайными полномочиями. Под их руководством проводились мероприятия поповышению боеспособности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страныпродовольствием и т. д. Часто комиссары брали на себя фактическое командованиеотдельными армиями. В марте 1793 года учрежден Революционный трибунал дляборьбы с контрреволюционерами. В июне 1794 года он получил право выносить обвинительныеприговоры без заслушивания свидетелей и исследования доказательств на основенравственного убеждения судей; защита устранялась. С работой судебных учрежденийбыла тесно связана деятельность национальных агентов. Им вменялось вобязанность требовать исполнения законов и доносить о небрежности должностныхлиц, проявленной при применении закона. Крайности якобинской диктатуры неотвечали интересам буржуазии. 27 июля (9 термидора) 1794 года якобинскаядиктатура пала в результате переворота. Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и многиедругие были казнены.
Основнымпринципом государственного строя по новой Конституции 1795 г. было представительное правление и разделение властей. Высшим органом законодательной властиобъявлялся Законодательный корпус, состоящий из 2-х палат: Верхней – Советастарейшин и Нижней – Совета пятисот. Нижняя палата составляла законопроекты,которые затем утверждались или отклонялись Советом старейшин. НовойКонституцией устанавливались двухстепенные выборы. Вначале избиратели – мужчиныот 21 года, уплатившие прямой налог и проживающие в одном месте не менее года,избирали выборщиков. Выборщики затем избирали членов Законодательного корпуса ивысших судебных органов. Исполнительная власть вручалась Директории в составе 5членов, назначаемых Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых Советом пятисот.Председательские функции члены Директории осуществляли по очереди. Однако этоне способствовало укреплению демократических коллегиальных принципов правления,а наоборот, привело к концентрации власти в одних руках. Масштабы процветавшейкоррупции усугубляли экономический кризис в стране и в сочетании снепоследовательной политикой правительства привели к новому перевороту.
Французскаяреволюция развивалась по восходящей линии. Ее наивысшей точкой стала якобинскаяреспублика. Якобинцы решили основной вопрос революции – уничтожение всехфеодальных пережитков в сельском хозяйстве. Однако перерождение якобинскойреспублики в диктатуру стало причиной ее падения. Далее развитие ВеликойФранцузской революции пошло по нисходящей, вплоть до установления личнойдиктатуры.
2. ПЕРЕВОРОТ НАПОЛЕОНАБОНАПАРТА, ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕГО РЕЖИМА
Государственныйпереворот, совершенный 9 ноября 1799 г. республики при определяющем влияниигенерала Наполеона Бонапарта, произошел в обстановке широкого общественногонедовольства коррупцией, разгулом спекуляции, в которые оказались вовлеченнымичлены правительства. Кризис создавал благоприятные условия для новогореволюционного взрыва либо для реставрации монархии. Само правительствосовершило ряд непопулярных и ошибочных акций. Оно довольно непоследовательно тообрушивало преследования на якобинцев, то выступало против дворян-эмигрантов ине присягнувших светскому режиму католических священников. Оно же пыталосьотменить высокие налоги на богатых, уравняв при этом банкиров со спекулянтами.В силу этих явных промахов и непоследовательностей недовольство режимом вырослои упрочилось в самых различных общественных кругах, и в особенности в средекрупной буржуазии, желавшей более всего устойчивого и твердого режима властвования.Переворот был произведен при содействии армии, которая затем стала стержневымэлементом всей бюрократической и территориально-административной иерархии.Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус иупразднил Директорию. Наполеон в силу своих природных дарований и при стеченииблагоприятных политических обстоятельств сумел стать выдающимся военачальникоми незаурядным политиком. В целях упрочения поддержки армии Наполеон установилпенсии для раненых воинов, а также для солдатских вдов и сирот. В армии онзарекомендовал себя радикальным жестоким реформатором, что зафиксировано в егоафоризмах «Дорогу талантам!» и «Каждого интенданта после трех месяцев службыможно смело расстреливать за казнокрадство»./> НаполеоновскаяКонституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностейтермидорианской Конституции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примернона 1/8 меньше термидорианской по общему объему. Конституция 1799 г. юридически закрепила новый режим. Эта республиканская конституция не была ратифицированазаконодательным органом власти, а утверждалась по итогам плебисцита,проходившего под жестким государственным контролем. Основными чертами новогогосударственного строя стали: верховенство правительства и представительство поплебисциту, т. е. всенародному голосованию.
Основнымстержнем новой конституционной системы становилось правительство в видеколлегии трех консулов. Однако оно не являлось коллегиальным органом, так какпервый консул обладал исключительными полномочиями. Консулы избирались на 10лет и имели право на повторное избрание. Эти должности закреплялись законкретными лицами (ст. 39): первого консула – за Бонапартом, второго – за Комбасересом(бывшим министром юстиции), третьего – за Лебреном (бывшим членом комиссииСовета старейшин). Статья 41-я законодательно закрепила преимущества первого консулаимперии. Только он мог обнародовать законы, назначать и отзывать министров,внешних представителей, командующих армией, судей без права отстранения их отдолжности. Второй и третий консулы имели лишь право совещательного голоса (ст.42). Законодательный процесс теперь осуществлялся рядом органов, чтоспособствовало ослаблению потенциальной оппозиции со стороны законодательнойвласти. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет,Трибунал, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Все эти органы не имелисамостоятельного значения и лишь маскировали единовластие первого консула.
Государственныйсовет готовил законопроекты по указанию правительства, а затем они поступали вТрибунат и лишь потом в Законодательный корпус. Важным органом властистановился Сенат. 24 сенатора, которым было более 40 лет, избирались пожизненно(ст.15). При введении конституции в действие было назначено 25 сенаторов,которые в течение 10 лет должны были увеличивать свой состав до 80 человек. Ст.20 давала право Сенату избирать Законодательный корпус, Трибунат, консулов иряд других высших должностных лиц. Сенат мог объявить неконституционным акт,направленный ему Трибунатом или правительством.
ПомимоСената законодательная власть была сосредоточена в Трибунате. Он состоял из 100человек не моложе 25 лет (ст. 27), которые назначались Сенатом. Трибунат могодобрить или отвергнуть предложенный законопроект в результате его обсужденияна своих заседаниях. После обсуждения в Трибунате законопроекты поступали вЗаконодательный корпус (ст. 34). Он также назначался Сенатом в составе 300членов, достигших 30 лет. Одна пятая состава обновлялась ежегодно. Участникомзаконотворческого процесса был и Государственный совет, члены которого назначалисьпервым консулом. Главной задачей этого органа власти была разработка законопроектов.Таким образом, законодательная власть превращалась в придаток авторитарной системы.
Наполеонвключил в госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией«подавляющего большинства французов». Государство взяло священников на своесодержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императоруфранцузов.
Французскаяармия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную ицезаристскую). С 1800 г. введена система найма людей для службы в армии вместобогатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновскойаристократии обновлялся офицерский состав – создавались привилегированныеподразделения гренадеров, драгунов и др. С 1800 по 1815 г. на службу было призвано 3153 тыс., а погибло больше половины – около 1750 тыс. человек.
Согласнокомментарию М. Прело, наполеоновские институты непрестанно подвергалисьизменениям, на практике применялись весьма ограниченно и никогда не носилиреального характера. Созданные сознательно в большом количестве, они не былиобременены делами, а требования, к ним предъявляемые, были и того меньше.Первоначально все учреждения государственной власти создавались без всякогоучастия избирателей. Это была рыхлая и малоэффективная структура учреждений. Поего замечанию, «в Трибунат вошли люди, любящие поговорить и склонные кшумливости, в законодательный корпус – утомленные жизнью и к тому же малоизвестные,а в Сенат – лица той же категории, только более высокого ранга». У всех участниковэтих учреждений наблюдалось, по словам Прело, какое-то ощущение ненужностивыполняемой работы[1].
Существенноизменилось избирательное право. Все мужчины, имеющие гражданство, участвовали ввыборах по коммунам. Избранию подлежала 1/10 часть граждан коммуны. Эти лицаизбирали из своего состава следующую 1/10 часть. Аналогичным образом избиралась1/10 часть по «департаментскому списку» и далее по «национальному списку».Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками навакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня. Такаясистема получила название «представительство по плебисциту». Упраздняетсявыборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручаетсяназначаемому правительством префекту, а в дистрикте – супрефекту. Так женазначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Была установленастрогая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу. В текстеконституции отсутствовал раздел о политических правах граждан, и упоминалосьлишь о праве индивидуальных петиций, адресованных всем органам власти. Вразделе «Общие положения» провозглашалась неприкосновенность жилища,содержались некоторые гарантии от произвольного ареста.
Опираясьна армию, чиновничество и поддержку разбогатевших слоев общества, Бонапартподготовил почву для еще большего упрочения своей личной власти. Режимединоличной власти складывался постепенно, пройдя несколько этапов в процессесвоего становления и легитимного закрепления. После Амьенского мира Наполеонстал добиваться пожизненного консульства. Тогда Сенат не одобрил это предложение.Сенатус-консультом от 8 мая 1802 г. Наполеон был избран первым консулом еще на10 лет после окончания первого срока избрания (т.е. до конца 1819 г.). Тогда по решению трех консулов был проведен плебисцит под строгим контролем полиции, накоторый вынесли вопрос: «Следует ли Наполеону Бонапарту быть пожизненным консулом?».По итогам плебисцита Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а согласноОрганическому сенатус-консульту 1804 г. он становится императором Наполеоном I. Первый раздел этого документавводил в оборот титул «император», хотя здесь же говорилось о республиканскойформе правления. С этого момента термин «республика» нес не больше смысла, чемв свое время в императорском Риме. Второй раздел провозгласил принципнаследования императорского титула и должности в порядке первородства спостоянным исключением женщин.
Послепринятия Органического сенатус-консульта 1804 г. реформированию подвергся Сенат, в состав которого теперь должны были входить французские принцы с 18-летнеговозраста, высшие сановники, лица, назначенные императором, а также 80 членов повыбору самого Сената из списка, предложенного императором. Законодательныйкорпус получил право обсуждения законопроектов, что снизило значение Трибуната.В 1807 г. он был полностью ликвидирован. К концу правления Наполеона возникло12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной,военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов вдепартаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местныесоветы (муниципальные, общинные, общесословные имели лишь совещательные полномочия,их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня –чиновника из центра). Период империи просуществовал во Франции до 1814 г. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его армии, что повлекло спадпромышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленныепоявления социального недовольства и, в конечном счете, падение авторитетавласти. В условиях разгрома наполеоновской армии войсками европейских государств,в том числе и российских, Сенат 6 апреля 1814 г. принял решение об отстранении Наполеона от власти и приглашении на французский престол Людовика XVIII – брата казненного во время революциикороля. Имперский режим, просуществовавший в стране до 1814 г., был обречен на провал. Он не имел прочных конституционных основ и опоры в традиционномполитическом сознании французского общества. Это предопределило процессдальнейшей эволюции национальной государственности.
3. БОНАПАРТИЗМ КАКАВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Сименем Наполеона, а также его племянника Луи Наполеона, правившего Францией подименем Наполеона III, связано происхождение термина бонапартизм, употребляемогодля обозначения режима личной власти, возникающего в обстановке общественногокризиса. С политико-организационной точки зрения бонапартизм есть режим личнойвласти в обществе с враждующими политическими группировками и классами, которыйопирается в своем утверждении на поддержку армии и личный авторитет правителя,претендующего на роль арбитра и посредника во взаимоотношениях междувраждующими политическими силами (партиями, движениями).
Вконституционном (общеустроительном) плане режим бонапартизма характеризуетсясвертыванием роли республиканских (представительных и выборных) учрежденийвласти и переходом к централизованному управлению с опорой на громадные отрядыгражданских, военных и полицейских чиновников. По словам М. Прело, «дляНаполеона не существовало каких-либо наличествующих норм права, которым онсчитал себя обязанным повиноваться. Он не считался ни с разграничениемкомпетенции, ни с формальностями. Как носитель власти, как фактическийзаконодатель, он категорически ставил себя выше закона. Покидая часто столицу всвязи с военными действиями, он совершенно пренебрегал предписаниямиконституции или просто нарушал их… Гарантии, предоставленные судебныморганам, постоянно игнорировались. Можно сказать, что законность находилась вперманентном отпуску»[2].
Какрежим целенаправленной властной и одновременно идеологической активностибонапартизм отличается повышенной демагогической активностью (популизмом) ипрямыми обращениями за поддержкой к общественному мнению страны. Это обычнонаходило выражение в проведении плебисцитов (голосование по конкретнымпредложениям правителя). Термин «бонапартизм» имеет широкое хождение вполитико-философской и публицистической литературе и тенденцию обрастать(вплоть до настоящего времени) самыми разнообразными и порой неожиданными истолкованиями.Наполеон и Луи Бонапарт были своеобразными республиканскими монархамифранцузов. Однако уже феномен Бисмарка, «железного» канцлера прусского монархаи строителя германской империи, привнес в бонапартизм новые черты – чертыжесткой исполнительной власти в условиях конституционной монархии, действующейпри наличии известного партийного плюрализма. Многие новые элементыхарактеризуют бонапартизм в ХХ в., географические границы которого простираютсядалеко за пределы Европы и более всего ассоциируются с военными режимами вомногих государствах Арабского Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. А.Тойнби высказывает парадоксальную точку зрения, что «наряду с военнойэкспансией миссией наполеоновской империи стало распространение культуры…наполеоновский напор революционной Франции дал стагнирующим народам могучийтолчок, выведший их из состояния оцепенения, но в то же время вдохновивший ихна восстание с целью опрокинуть Французскую империю, что и явилось для Европыпервым шагом в направлении самоопределения наций». Для уяснения сущностигосударственного строя, существовавшего в то время рассмотрим особенностигражданского законодательства Первой империи. Наполеон Бонапарт уделял особоевнимание разработке гражданско-правовой кодификации, рассматривая ее в качествеэффективного средства укрепления единоличной власти. В эпоху правления Наполеона был принят новый Гражданскийкодекс, который фактически стал памятником права Нового времени. В основукодекса была положена институционная система, восходившая к «Институциям»Юстиниана. Кодекс был составлен из трех книг. Первая включала статьи огражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве. Втораярегулировала отношения собственности, а третья – способы приобретениясобственнических прав, включая наследственное право и различные видыобязательств.
Многиестатьи носили не правовой, а скорее поучающий характер. Они объясняли, чтотакое движимое и недвижимое имущество, что такое договор и как его правильнозаключить и т.д. Гражданский кодекс Наполеона провозглашал единое гражданствона основе полного равенства. Однако равная правоспособность не была абсолютной.Правоспособность женщин ограничивалась нормами семейного права и преимуществамимужчин как участников товарооборота. Закон различал политическуюправоспособность и частноправовую. И ту, и другую можно было приобрести иутратить. Гражданская дееспособность наступала с 21 г., по достижению которой ее ограничение было возможным только в рамках семейного права иливследствие опеки. Предусматривалось и полное лишение гражданскойдееспособности, названное интердиктом. Закон вводил институт гражданской смертикак меры уголовного наказания. Она предусматривала лишение обвиняемого собственности.Иностранцы ограничивались в гражданских правах. Основным институтом вещногоправа было право собственности. Его понимание отличалось принципиальнойновизной. Согласно доктрине кодекса, собственность имела абсолютный характер,когда права собственников практически ничем и никем не ограничивались. Документлегитимно закрепил провозглашенные Декларацией 1789 г. неприкосновенность и неотчуждаемость частной собственности. Важным новшеством в вещном правестало широкое понимание режима собственности, исходя из абсолютного праваприсоединения. Ряд прав стоял вне торгового оборота. Это касалось земельныхнедр и пространства. Кодекс формулировал три вида собственности в зависимостиот субъекта права: индивидуальная, государственная и общинно-коммунальная. Быловведено новое деление вещей на движимые и недвижимые. Собственники недвижимостиобладали значительными преимуществами. Кроме собственности к разрядуимущественных прав относился узуфрукт, воспринятый авторами кодекса от римскогоправа. Здесь он означал особое право, приближенное по значению к наследственнойаренде дореволюционной эпохи. Узуфруктуарий не являлся абсолютным собственником,но мог продать свой узуфрукт, передать по наследству или завещать. Праваузуфруктуария охранялись даже перед собственником имущества. В отличие отузуфрукта это право не могло быть передано другому лицу. Владение каксамостоятельный вид вещных прав не фигурировало в источнике, но охранялосьзаконом. Нормы кодекса, регулировавшие обязательственные отношения, отличалисьиндивидуалистическим характером и предоставляли обширные права частным лицам,ограничить которые практически никто не мог.
Основноевнимание источник уделял обязательствам, вытекавшим из договоров. Принципсвободы договоров стал основополагающим в системе частного права Франции иозначал, что никто не может быть принужден к заключению договора, и содержаниеего определяется только по воле всех сторон. Никакое вмешательство в сделку состороны частных лиц не допускалось, если только она не противоречила закону,добрым нравам и общественному порядку. Важным принципом договорного права сталоположение об обязательной силе соглашения, означавшее, что законно заключенныесоглашения не могут быть расторгнуты односторонними действиями. Сфера семейно-брачныхотношений, которой посвящалось значительное количество статей кодекса,претерпела существенную демократизацию. Она отражала победу светских начал какв области политики и государственного строительства, так и в социокультурнойсфере. Закон закрепил гражданский брак, который заключался государственнымиорганами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Религиозныеобряды не запрещались, но могли проводиться только после светской церемонии.Брачный возраст устанавливался с 18 лет для мужчин и с 15 лет для женщин. Додостижения брачного возраста необходимо было специальное разрешение главыгосударства для вступления в брак. До достижения женщинами 21 года, а мужчинами– 25 лет браки могли заключаться только при согласии родителей илипопечительского совета.
Наибольшаядемократизация коснулась практики разводов. Закон закрепил провозглашенное вовремя революции право на развод. Он допускался в случае супружеской неверности,грубого обращения или взаимных оскорблений, а также в случае приговора одногоиз супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода служило взаимноесогласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. Однако бракпо-прежнему оставался патриархальным, где сохранились традиции, восходившие кинституту «pater familias» в римском праве. Глава семейства должен былоказывать покровительство всем членам семьи в обмен на их послушание. Онобладал правом распоряжения имуществом несовершеннолетних. В случаенепослушания жена и дети могли подвергнуться тюремному заключению или заточениюв исправительный дом. В случае полного лишения или ограничения дееспособностижены опекуном всегда назначали мужа. Несмотря на ряд противоречий инесовершенств, которые содержались в источнике, Гражданский кодекс 1804 г. имел исключительное значение. Исследователи считают его второй гражданской конституциейнового правопорядка, отстаивавшей частную и экономическую свободу. Основнаячасть кодекса до сих пор остается действующей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В1799 году группа противников термидорианского правления, объединившаяся вокруггенерала Бонапарта, упразднила Директорию и другие конституционные органы.Власть в республике перешла к коллегии трех консулов – самого Бонапарта и двухчленов упраздненной Директории. В результате переворота была создана новаяформа политического правления, основанная на антидемократическом режиме. Егоустановление соответствовало не только устремлениям консервативно настроенныхполитических кругов Франции, но и обывателей, уставших от «политики качелей» ижаждавших сильной и стабильной власти. За переворотом последовали радикальныеизменения в системе французской государственности, вызванные политикойбонапартизма. С принятием Конституции 1799 г. начинается период консульства и империи в истории французской государственности, который продлился до 1814 г., когда произошло восстановление монархии. Номинально Франция продолжала оставатьсяреспубликой, что было закреплено в первой статье новой Конституции, афактически ликвидировались республиканские принципы организации власти и органыуправления. Конституция создавала предпосылки для авторитарных, бюрократическихтрадиций, характерных для эпохи абсолютизма. Окончательное уничтожениереспубликанского строя было подготовлено и удачными военными походами генералаБонапарта, которые ассоциировались в общественном сознании с сильной властью,способной обеспечить процветание общества. Возниклаи укоренялась высокоцентрализованная бюрократическая иерархия современноготипа. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его армии, чтоповлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит,многочисленные появления социального недовольства и в конечном счете падение авторитетавласти.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Боботов С.В. Наполеон Бонапарт –реформатор и законодатель. М., 2006.
2.  Графский В.Г. Всеобщая историягосударства и права. М., 2000.
3.  История буржуазногоконституционализма. М., 1986.
4.  Олар А. Политическая историяфранцузской революции – происхождение демократии и республики. М., 1938.
5.  Прело М. Конституционное правоФранции. М., 1957.
6.  Тойнби А. Постижение истории. М., 2004.
7.  Юшков В. Наполеон на почвегражданского права и законодательства. М., 1905.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности ведения бухгалтерского учета
Реферат Развитие речи младших школьников в связи с изучением имени прилагательного
Реферат Аудирование на основе коммуникативного подхода и его место в развивающем обучении
Реферат «Радиоактивный монацитовый концентрат в Красноуфимском районе Свердловской области: пути решения проблемы», Екатеринбург, 2006 г
Реферат Обслуживание машины КОЭ–315 ИКМ 1
Реферат Оптимизация общения в семье (учет доминантности полушарий головного мозга в консультативной работе с семьями)
Реферат Определение оптимальных показателей работы автомобильного транспорта по всему парку
Реферат Средства и сети проводной телеграфной связи, их возможности и использование в ОВД
Реферат Поняття про систему національних рахунків та її показники. Грошово-кредитне регулювання економік
Реферат Исследование роли государства на рынке жилищно-коммунальных услуг России и методов его регулирования
Реферат Свойства стекла
Реферат Риск и ликвидность инвестиций комерческих банков
Реферат Цветовой и звуковой символизм в произведениях Ф.С. Фитцджеральда «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна»
Реферат American Slavery Essay Research Paper Frederick Douglass
Реферат Компютеризована вимірювальна система параметрів електричних машин з газомагнітним підвісом