--PAGE_BREAK--1.1 Виды доходов и источники формирования
От уровня доходов зависит и качество потребления, возможности потребительских расходов населения. Если анализировать расходы населения в зависимости от уровня доходов, то можно выделить низкие, средние, выше среднего и крупные доходы. Есть еще одна классификация доходов, характеризующая принадлежность их получателей к социальным группам. Это нищие, бедные, малообеспеченные, обеспеченные, состоятельные, богатые, сверхбогатые. Все они резко различаются по направлению расходов.
Семьи с низкими доходами (нищие, бедные, малообеспеченные) в основном тратят средства на питание, самые необходимые повседневные нужды. По мере роста доходов (обеспеченные, состоятельные) в общей сумме расходов уменьшается удельный вес расходов на питание, возрастают расходы на промышленные товары. И уже совсем другими признаками характеризуются расходы богатых и сверхбогатых – особняки и недвижимость за рубежом. [11, с404]
Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого реального дохода.
Располагаемый доход /DI/ — исчисляется путем вычитания из личного дохода суммы подоходного налога с граждан и некоторых налоговых платежей государству. Располагаемый личный доход используется на потребление и сбережение. [11, с 649]
Реальный доход /RI/ — представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Доход от собственности – доход, получаемый в ходе перераспределения первичных доходов. К доходам от собственности относятся рента, проценты и др.
Номинальный доход /NI/ — доход в денежной сумме. Включает заработную плату, дивиденды, доход от предпринимательской деятельности, различные трансфертные платежи (пособия по социальному обеспечению, безработице, пенсии и т.д.), а также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья, продовольственная помощь, пособия на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимости имущества. [11, с649]
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источниковосновными из, которых являются: факторные доходы, денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сбербанки и из страховых учреждений т.п.)
Доходы, получаемые населением, работающим по найму, составляют решающую часть доходов этих группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденции, перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
· выплаты по государственному страхованию;
· банковских ссуд на индивидуальное жилищное
строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям,
членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
· процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
· доходов от увеличения стоимости акций, облигаций
выигрышей и погашений по займам;
· выигрышей по лотереям;
· временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
· выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерби пр.).
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Экономическая теория выделяет две группы налогов — прямые и косвенные. Прямые налоги — в основном подоходные налоги, что касается косвенных налогов, то они выступают как налоги на потребление. Прямые налоги взимаются только с доходов, какими являются заработная плата и другие факторные доходы, и поступают в государственную казну. Косвенные же налоги (или акцизы) обычно «скрыты» в цене товара.
Налогообложение населения выступает в качестве самостоятельного рычага формирования и распределения доходов, как одно из направлений социальной политики. Объем налогов и сборов с населения постоянно возрастает вследствие роста самих доходов. Среди налоговых поступлений решающую роль играет подоходный налог, кроме этого взимаются налоги на собственность, налоги на наследство, сельскохозяйственный налог, налог на малосемейных граждан, налоги с продажи.[13, с289]
Доход на душу населения выступает как усредненный показатель и не отражает неравномерности его распределения среди членов общества. Для этого нужно использовать такие показатели, как средний доход в обществе и прожиточный минимум для данного периода. Эти показатели позволяют сопоставить динамику распределения доходов по группам населения.
Средний доход в России, у основной части населения определяется, как средняя заработная плата (трудовой доход). Средняя заработная плата, в России по данным официальной статистики в 2005г. составляла 8554,9 руб. (около 300 дол. США). [17, с154]
В средний доход кроме заработной платы, из которой следует исключать налоги, входят социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия). Эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12%.
На основе данных о среднем доходе можно составить «пирамиду доходов». Пирамида доходов характеризует процентное соотношение слоев населения с различными доходами на человека в семье. [11, с650]
По данным в российской экономике приведем распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2005г.
Наблюдается следующее распределение доходов относительно среднедушевых доходов, составляющих в 2005г. 8554,9 руб.: 0,8% человек имели доход ниже 1000 руб., 16,9% — от1000 до 3000 руб., 40,5% — от 3000 до 7000 руб., 41,8% — свыше 7000 руб. Всего доходы ниже средних имело 60% населения.
Приведенные данные позволяют сделать выводы:
1) Значительная часть населения имеет доход ниже среднего уровня;
2) Существует значительное неравенство доходов, выражаемое в поляризации доходов населения.
Что касается уровня реальной заработной платы, то он должен определяться равновесием на рынке труда, что наглядно иллюстрирует
Рисунок 1 – Равновесие на рынке труда
Кривая DLотражает совокупный спрос на труд в условиях данных технологий и основного капитала.
Кривая SLотражает данное предложение труда.
Пересечение кривых DL и SL в точке Eопределяет равновестный уровень заработной платы, равный WO или цену труда.
Величина трудового дохода равна площади заштрихованного прямоугольника, или произведению количества труда (числа занятых) и уровня заработной платы. Важным показателем является доля трудового дохода в совокупном (валовом) доходе, который определяется как отношение трудового дохода к совокупному (валовому). [14, с15]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Распределение доходов
Весь произведенный в обществе продукт может быть представлен как сумма доходов от факторов, участвующих в его производстве. Функциональное распределение доходов — это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.
Принцип распределения по труду с течением времени создает базу для осуществления распределения по принципу, определяемому как «по накопленному имуществу». Отношение к этой форме распределения среди населения нашей страны неоднозначно. [11, с649]
В странах, где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование, возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих. Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.
Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить различия в уровне потребления и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.
Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют деловые единицы, профсоюзы, церковь и прочие неправительственные организации. Материальное основание государственного регулирования зависит от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет.
Чрезмерно активное вмешательство государства в распределительные процессы, выравнивание доходов ведет, к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. [9, с149]
Сама экономическая наука, оставаясь в рамках своего предмета, занимается исследованием глубины степени дифференциации доходов населения, и ее воздействия на поведение людей. Однако определение приемлемых уровней этой дифференциации в обществе лежит за пределами возможностей науки, ибо формируются они под воздействиемне только экономических, но и политических, социальных, исторических, национальных, этических и др. норм жизни общества. Поэтому то, что приемлемо с точки зрения экономической науки (в рамках позитивного анализа), не всегда соответствует этическим нормам данного общества и наоборот. Отсутствие единства взглядов среди экономистов и ученых других специальностей на определение понятия социальной справедливости, принципов ее реализации служит тому доказательством. Их разнообразие представлено в виде таблицы.
Таблица 1 — Принципы перераспределения доходов в обществе
1
Эгалитарный
Все члены общества получаютравные блага.
2
Роулсианский
Максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц.
3
Утилитарный
Максимизируется общая полезностьвсех членов общества.
4
Рыночный
Справедливость устанавливается рынком.
Эгалитарный принципозначает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Ведь недаром слово «эгалитарный» означает «уравнительный».
Второй принципсвязан с именем Джона Роулса, современного американского философа. По его мнению, справедливой считается такая дифференциация доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.
Третий принципуходит своими корнями в учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника доктрины утилитаризма. И.Бентам полагал, что главнойзадачей государства является обеспечение наибольшего счастья для возможно большего количества членов общества. Но, однако, И.Бентам исходил из того, что функции полезности у разных людей неодинаковы. Иначе выражаясь, способность к наслаждению в результате обладания каким-то количеством благ у разных людей различны. Получать большую долю общественного богатства должен тот, кто способен в большей степени получить полезность. Таким образом, общая полезность максимизируется не в случае равного распределения богатства между членами общества, а в результате пропорционального (в соответствии с различными функциями полезности) его распределения.
Рыночноераспределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученного от данного фактора. В этом случае допустимо значительное неравенство в распределении доходов.
Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов, формировавшихся на протяжении всего предшествующего исторического развития данной страны. Так, например, российское общество, формировавшееся под воздействием сложных исторических событий, суровых климатических условий, природных особенностей страны и впитавшее в себя принципы эгалитаризма, выступающего под видом коллективного начала, в значительной своей части не приемлет философию индивидуализма и рыночные принципы справедливости и на первых этапах перехода к рынку зачастую будет их отторгать (достаточно упомянуть поджоги новых фермерских хозяйств). Для реализации экономических реформ, обновления общества необходим поиск компромисса, отвечающего национальным особенностям, духовному настрою общества и увязанному с экономической ситуацией в стране.
Уровень экономического развития страны определяет уровень и масштабы потребления, а, значит, во многом и условия формирования потребностей люден.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.Основополагающая целевая функция государства состоит в том, чтобы уменьшить различия в уровне доходов и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение доходов, продуктов и услуг, трансфертные выплаты, создание благоприятных условий для развития ответственности бизнеса, а также государственные социальные программы. [13, с127]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Неравенство доходов и уровень жизни
Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца.
«Доля населения» будет располагаться на оси абсцисс, а «доля дохода» на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютного равенства в распределении доходов представлена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. 20% семей получают 20% дохода, 40% — 40% дохода и т.д.
Чем больше расстояние между биссектрисой и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равномерным, то биссектриса и кривая совпали бы. Крайнюю степень неравенства в распределении доходов характеризует треугольник, образуемый диагональю и осями координат. Масштабы этого неравенства определяются при помощи коэффициента концентрации доходов – коэффициента Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965), который представляет собой отношение площади между кривой реальных доходов и линией, идущей под углом в 45 градусов к площади, находящейся под линией, идущей под углом 45 градусов. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами.
Неравенство доходов определяется следующими факторами:
· Различиями в физических и умственных способностях людей;
· Уровнем образования;
· Составом семьи (количество членов семьи, работающих и неработающих);
· Владением собственностью (жильем, акции, земля, оборудование и др.) и т.д.
Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому спросу.
Однако при общих принципах формирования доходов «заработанных» и полученных по каналам правительственных программ сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровней жизни различных слоев и групп населения.
Рисунок 2 – Кривая Лоренца
--PAGE_BREAK--1.4 Роль государства в осуществлении политики доходов
Политика доходов – это совокупность мер, направленных на сдерживание инфляции. Заключается в согласовании и увязке темпа роста заработной платы и цен под наблюдением и контролем государства. Ежегодно государством устанавливается верхний предел повышения заработной платы и цен, использования экономических стимулов и санкций (например, налогов) для воздействия на соотношение прибыли и заработной платы. [11, с650]
Цена труда, как и норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и влияют на распределение общественного богатства. В условиях неравенства в распределении доходов возрастает роль государственного регулирования. Политика доходов выступает как одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном устранении государством верхнего предела увеличения номинальной заработной платы. Это должно способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой. Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. Особенности механизма осуществления и формы проявления этой политики определяется следующим:
· Социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
· Степенью и характером вмешательства государства в вопрос регулирования заработной платы;
· Традициями заключения коллективных договоров;
· Степенью социальной напряженности в обществе.
Главным объектом всех видов политики доходов являются трудовой доход в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.п. Как правило, политика доходов направлена на непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. На практике политика преимущественно воздействует на движение только заработной платы.[10, с12]
1.4.1 Регулирование оплаты труда
Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.
Государственное регулирование оплаты труда включает:
- законодательное установление и изменение минимального размера, оплаты труда в РФ;
- налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;
— установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
- установление государственных гарантий по оплате труда.
Наряду с Трудовым кодексом применяют также Налоговый, Гражданский, Уголовный, Семейный, Кодекс об административных правонарушениях. Кроме перечисленных, в настоящее время действуют Федеральный закон №255-ФЗ от 29.12.2006г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», Федеральный закон №118-ФЗ от 07.07.2003г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»», Федеральный закон №82-ФЗ от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда», Постановление Правительства №922 от 24.12.2007г. «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», Информационное письмо по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России №1199-16 от 09.06.2003г., департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России №670-9 от 19.05.2003г., пенсионного фонда РФ №25-23/5995 от 09.06.2003г. «О размерах, районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в целенаправленном порядке» и другие постановления, приказы, указы, законы, письма, инструкции, регулирующие трудовые отношения.
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).[2, с15]
Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы: контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер, регулирование доходов на основе государственных правил и положений, политика трехстороннего сотрудничества. Все эти элементы имеют место в России. Но при чрезмерной дифференциации заработков, наличие денежных доходов централизованная политика в области оплаты труда вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок. Потому главная надежда, видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда.[12, с132]
Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.[2, с3]
Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом имения индекса потребительских цен и тарифов на услуги. Федеральным законом РФ №91-ФЗ от 24.06.2008г. «О минимальном размеров оплаты труда», установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009года в сумме 4330 рублей в месяц. [4, с1]
Между правительством республики, Федерации профсоюзов РС(Я) и Республиканским объединением работодателей 28 октября 2008г. подписано соглашение о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия). С 01.01.2009г. жители Якутии будут получать зарплату с учетом компенсации и стимулирующих премий не менее 5130 рублей. Соглашение подписано Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений под председательством вице-президента республики Евгении Михайловой.
Согласно федеральному законодательству минимальная заработная плата должна устанавливаться субъектами самостоятельно в соответствии с социально-экономическими условиями и величиной прожиточного минимума посредством трехсторонних соглашений, причем она не должна быть ниже прожиточного минимума. Однако не всегда необходимое соответствует возможному. К примеру, в Якутии прожиточный минимум трудоспособного населения республики составляет 7800 рублей, а минимальный размер, оплаты труда – 3600.
Напомним, что минимальный размер, оплаты труда (МРОТ), который ранее определялся субъектами самостоятельно, сегодня федеральным законом, т.е. в новых условиях субъекту предоставили возможность определения не МРОТ, а минимальную заработную плату. Отметим, не надо путать понятия «МРОТ» и «минимальная заработная плата». Разница в том, что МРОТ не включает компенсационные и стимулирующие выплаты, а заработная плата их включает. [19, с1]
Для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы предназначена Единая тарифная сетка, она является основой тарифной системы. Она представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников от рабочего разряда до руководителей организации.
Оплата труда работников не бюджетной сферы (муниципальных, частных организаций, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т. д.) определяется собственником предприятия, исходя из законодательно установленного минимального размера оплаты отраслевых и специальных соглашений, закрепленных в договорах и контрактах, и регулируется действующей системой налогообложения на прибыль (доход) предприятия.
В условиях рыночной экономики и расширения прав организации в области оплаты труда размеры ставок (окладов) системы премирования и условия выплаты вознаграждений за выслугу лет определяются в коллективном договоре. В трудовых договорах могут предусматриваться более высокие размеры оплаты, чем предусмотренные в коллективных договорах. Конкретные размеры поощрительных выплат определяются работодателем по результатам труда работника. [12, с25]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4.2 Системы социальной защиты
Социальная политика государства— одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отмстить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.[10, с289]
Рыночная система взаимодействия содержит различные виды рисков, в том числе риск потери или снижения доходов. Государственные гарантии компенсации риска потери дохода (система государственного поддержания доходов) составляю главное содержание систем социальной защиты населения. Существую три систем социальной защиты, направлены на поддержание определенного (гарантированного) уровня доходов и потребления услуг здравоохранения, образования и пр., социально слабыми, малообеспеченными слоями населения и теми, кто не включенв общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды).
Круг лиц, являющихся объектами социальной защиты расширяется в условиях дестабилизации национальной экономики. [11, с456]
Социальная защитавключает в себя также помощь лицам участвующим общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется и через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок предоставления отпусков, охраны труда и др.) и его оплаты (установление минимальных ставок заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнении. Эта сторона системы социальной защиты также определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания.
Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.
Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направлениехарактеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.
Втрое направлениехарактеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.
Особенность третьегонаправления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности.[13, с326]
Формой социальной защиты в условиях устойчиво галопирующей инфляции является индексации доходов, используемая не только как временная мера, но и как постоянно действующий элемент социальной защиты.
Государственная индексация доходов— это система мер, компенсирующая (в устанавливаемой мере) потерю доходов в результате роста стоимости жизни. В первую очередь она направляется лицам, получающим фиксированные доходы. Оценка изменения стоимости жизни осуществляется из расчета индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину. Потребительские корзины, отражающие объем и структуру семейных расходов, дифференцированы по доходным группам. Принципиально важно, по какой из корзин — минимальной или средней — ведется индексация.
Программы социальной помощипризваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена.[13, с328]
Экономика трудав той своей части, в которой она характеризует его условия, оплату занятость, уровень безработицы, тоже социальная область, хотя и относительная обособленная, обладающая спецификой своего предмета, объекта.
Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального обеспечения, то есть денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям населения, которые не имеют собственных доходов и источников существования либо обладают ими в ограниченной недостаточной степени. Особую область социальной экономики образует содействие людям, попавшим в беду, пострадавшим от природных и социальных катастроф, от стихийных бедствий.
Так как человек в своей жизни теснейшим образом связан с природой, то экологическая экономика, характеризующая воздействие окружающей среды на жизнеспособность и качество жизни людей, должна быть также отнесена к социальной экономике.
Общую картину жизни людей, определяемую тем, что и в какой мере они потребляют, как проводят, используют время, чем интересуются, в какой степени обеспечены всем необходимым, именуют образом жизни. Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что социальная экономика есть область экономики, характеризующая и определяющая образ жизни людей всех сословий, всех категорий населения.
Экономику, функционирование которой направлено первоочередным образом на удовлетворение потребностей человека, семьи, исходит из социальных запросов, принято называть социально ориентированной.
продолжение
--PAGE_BREAK--2 АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В 2005-2009гг. 2.1 Соотношение доходов населения РФ с величиной прожиточного минимума
Расчеты величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации производятся Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009г. № 151 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2008г.» (п.2) Федеральная служба государственной статистики обнородовала сведения о величине прожиточного минимума, ее соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации.
Таблица 3 — Величина прожиточного минимума в целом по РФ, в расчете на душу населения [21, с15]
Все
население
В том числе
трудоспособное
население
пенсионеры
дети
2006г.
3422
3695
2731
3279
2007г.
3847
4159
3065
3679
3 квартал 2008г.
Величина прожиточного минимума
4630
5017
3660
4418
в том числе:
стоимость потребительской корзины
4317
4506
3660
4418
из нее
минимальный набор:
продуктов питания
1928
1981
1701
2007
непродовольственных
товаров
727
716
656
844
услуг
1662
1810
1303
1567
расходы по обязательным платежам и сборам
313
511
х
х
По сравнению со 2 кварталом 2008г. величина прожиточного минимума в 3 квартале 2008г. снизилась на 0,3%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины снизилась на 3,0%, стоимость непродовольственных товаров и услуг возросла на 1,8% и 1,9% соответственно.
А если сравнить величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2008г. – 5017 рублей с 2006г. – 3695 рубля, то видно, что она выросла почти на 36%
Таблица 4 — Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума [21, с8]
3кв. 2008г.
Справочно:
2 кв. 2008г.
3кв. 2007г.
Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц
15838
14843
12724
в % к величине прожиточного минимума для всего населения
342,1
319,5
328,0
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, рублей в месяц
17556
16962
13494
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения
349,9
337,6
321,5
Средний размер назначенных пенсий по старости, на конец периода, рублей в месяц
4897
4399
3565
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров
133,8
119,1
115,6
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет, рублей в месяц
256
224
173
в % к величине прожиточного минимума для детей
5,8
5,0
4,7
Если сравнить средний размер назначенных пенсий по старости 3кв. 2007г. – 3565 рублей и 3кв. 2008г. – 4897 рублей, то видно он вырос на 37% и составил 133,8% от прожиточного минимума для пенсионеров.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период с 3кв. 2007г. по 3кв. 2008г. увеличилась на 30%.
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет за это же период увеличилось на 47,9% и составило всего 5,8% от величины прожиточного минимума для детей.
Повышение пенсий, пособий и начисление заработной платы опережало инфляцию в стране. Инфляция в 2007г. составляла 11-12%.
Таблица 5 — Суммарная величина дохода, обеспечивающего прожиточный минимум семьям различного состава [21, с9]
3кв. 2008г.
Справочно:
2 кв. 2008г
3 кв. 2007г.
Семьи, состоящие из 2 человек:
2 трудоспособных
10034
10048
8394
2 пенсионеров
7320
7388
6170
1 трудоспособного и 1 ребенка
9435
9472
7901
Семьи, состоящие из 3 человек:
2 трудоспособных и 1 ребенка
14452
14496
12098
2 трудоспособных и 1 пенсионера
13694
13742
11479
1 трудоспособного и 2 детей
13853
13920
11605
Семьи, состоящие из 4 человек:
2 трудоспособных и 2 детей
18870
18944
15802
1 трудоспособного и 3 детей
18271
18368
15309
Суммарная величина дохода, обеспечивающего прожиточный минимум в 2008г. в семьях, где 2 трудоспособных человека составляет 5017 рублей, 2 трудоспособных и 1 ребенок – 4817 рублей, 1 трудоспособный и 3 детей – 4567,8 рублей, 2 пенсионера – 3660 рублей. Получается, что минимальная величина дохода, обеспечивающего прожиточный минимум у пенсионеров, она ниже, чем даже 1 трудоспособный и 3 детей.
Таблица 6 — Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума [21, с6]
3 кв. 2008г.
Справочно:
2 кв. 2008г.
3 кв 2007г.
Минимальный размер, оплаты труда, рублей в месяц
2300
2300
2300
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения
45,8
45,8
54,8
Размер базовой части трудовой пенсии по старости, рублей в месяц
1794
1560
1113
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров
49,0
42,2
36,1
по инвалидности (III степени), рублей в месяц
3588
3120
2225
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров
98,0
84,5
72,1
Минимальный размер стипендии студентам (учащимся):
государственных, муниципальных ВУЗов, руб. в мес.
1100
900
900
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения
21,9
17,9
21,4
учреждений среднего специального, начального и
профессионального образования, рублей в месяц
400
315
315
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения
8,0
6,3
7,5
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу
за ребенком в возрасте до 1,5 лет
по уходу за первым ребенком, рублей в месяц
1657,6
1657,6
1500
в % к величине прожиточного минимума для детей
37,5
37,3
40,5
по уходу за вторым и последующими детьми, рублей в месяц
3315,2
3315,2
3000
в % к величине прожиточного минимума для детей
75,0
74,5
81,0
Размер базовой части трудовой пенсии по старости за этот же период увеличился на 61%. Размер стипендии студентам увеличился на 22%.
Таблица 7 - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [21, с11]
2006г.
2007г.
2008г.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек
21,6
18.7
19.0
В процентах от общей численности населения
15,3
13,3
13,5
Дефицит денежного дохода, млрд.руб.
275,5
В процентах от общего объема денежных доходов населения
1,6
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2008г. по сравнению с 2006г. снизилось на 2,6 млн. человек, и составила 19 млн. человек.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Показатели, характеризующие уровень жизни населения РФ
Таблица 8 – Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения, % [21, с10]
2005
2006
2007
Денежные доходы — всего
100
100
100
в том числе:
Доходы от предпринимательской деятельности
11,4
11,1
10,0
Оплата труда
63,6
65,0
70,4
Социальные выплаты
12,7
12,0
10,9
Доходы от собственности
10,3
10,0
6,7
Другие доходы
2,0
1,9
2,0
Денежные расходы и сбережения — всего
100
100
100
в том числе:
Покупка товаров и оплата услуг
69,5
69,0
69,7
Обязательные платежи и разнообразные взносы
10,1
10,5
12,5
Приобретение недвижимости
2,6
3,3
3,3
Прирост финансовых активов
17,8
17,2
14,5
Из них прирост, уменьшение денег на руках населения
1,5
3,4
3,6
Реальные располагаемые денежные доходы(доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в феврале 2009г. по сравнению с соответствующимпериодом 2008г., по оценке, снизились на 4,7%, в январе-феврале 2009г. — на 7,2%.
Денежные доходы в 2007г. распределились следующим образом: от предпринимательской деятельности — 10%, доходы от собственности – 6,7%, социальные выплаты почти 11%, оплата труда – 70%.
Денежные доходы от оплаты труда в 2007г. выросли на 6,8% по сравнению с 2005г., а денежные доходы от предпринимательской деятельности снизились на 1,4% и социальные выплаты на 1,8%.
Население с 2005г. по 2007г. тратило на покупку товаров и услуг примерно одинаковое количество своих доходов – 69%, на обязательные платежи и разнообразные взносы в 2007г. стало тратить больше на 2,4%.
Таблица 9 — Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения [21, с5]
Фев.
2009г
В % к
Янв.-фев. 2009г.
в % к
янв.-фев. 2008г.
Справочно
Фев.
2008
Янв.
2009 г.
февраль 2008г. в % к
Янв.-фев. 2008г.
в % к
янв.-фев. 2007г.
Фев.2007
Янв.2008г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей
14010
108,4
126,8
106,3
124,7
121,3
125,8
Реальные располагаемые денежные доходы
95,3
128,8
92,8
109,0
121,4
109,5
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:
номинальная (руб.)
17580
113,9
102,7
114,7
128,6
104,1
128,0
Реальная (руб.)
100,1
101,0
101,0
114,1
102,9
113,7
1) За февраль 2009г. предварительные данные.
Денежные доходы в среднем на душу населения в феврале 2009г. составили 14010 рублей – это на 8,4% больше чем в аналогичный период 208г. Среднемесячная начисленная заработная плата в феврале 2009г., по предварительным данным, составила 17580 рублей и по сравнению с февралем 2008г. выросла на 13,9%.
В январе 2009г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 95%, работников образования — 81% (в январе 2008г. — соответственно 78% и 65%).
Таблица 10 Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов [21, с18]
2005г.
2006г.
2007г.
Все население, %
100
100
100
В том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.
до 2000,0
7,1
4,3
2,6
2000,1 – 4000,0
21,9
16,2
11,9
4000,1 – 6000,0
20,3
17,7
14,9
6000,1 – 8000,0
14,8
14,7
13,6
8000,1 – 10000,0
10,3
11,2
11,3
10000,1 – 15000,0
13,9
17,1
19,1
15000,1 – 25000,0
8,6
12,7
16,5
свыше 25000,0
3,1
6,1
10,1
В 2007г. минимальный размер, оплаты труда составлял 2300 рублей. 2,6% населения имели денежные доходы ниже, чем минимальный размер, оплаты труда. Население с денежными доходами в месяц от 10000 рублей до 25000 рублей составляло 35.6%.
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2007г. составило 18,7 млн. человек – это 13,3% от общей численности населения РФ.
Таблица 11 – Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения [21, с16]
2005
2006
2007
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд.руб.
12391,1
15147,1
18644,1
На душу населения, руб.
86582
106305
131190
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
8112
10196
12551
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.
8554,9
10633,9
13527,4
Среднемесячный размер назначенных месячных пенсий, руб.
2364
2726
3086
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения) руб. в месяц
3018
3422
3847
Соотношение с величиной прожиточного минимума, %
Среднедушевых денежных доходов
269
298
326
Среднемесячной номинальной начисленной заработной платы
263
288
325
Среднего размера назначенных месячных пенсий
98
100
101
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек
25,2
21,5
18,9
Дефицит денежного дохода малоимущего населения, млрд. руб.
286,9
276,4
273,2
Минимальный размер, оплаты труда (в среднем за год), руб.
746,7
1000,0
1500,0
Реальный размер минимальной оплаты труда, в процентах к предыдущему году
110,4
122,1
137,6
Среднедушевые денежные доходы населения в 2005г. составляли 8112 рублей, а в 2007г. – 12551 рубль, за два года возросли почти на 55%.
Средний размер назначенных месячных пенсий в 2005г. – 2364 рубля, в 2007г. – 3086 рублей, выросли на 30%.
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц) за аналогичный период увеличилась на 27%, из этого вытекает, что численность населения с доходами выше величины прожиточного минимума увеличилось, но все равно численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2005г. составляло 25,2 млн. человек, в 2007г. – 18,9 млн. человек.
Минимальный размер оплаты труда (в среднем за год) возрос в два раза с 2005г. по 2007г.
Дефицит денежного дохода малоимущего населения снизился с величины в 2005г. — 286,9 млрд. рублей до 273,9 млрд. рублей в 2007г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций транспорта и связи в 2007г. составляла 16481,9 рублей, для сравнения в сельском хозяйстве – 6127,7 рублей, добыча полезных ископаемых – 28228,1 рублей, финансовая деятельность – 35405,7 рублей, гостиницы и рестораны – 9330,0 рублей, текстильное и швейное производство – 6386,9 рублей, производство машин и оборудования – 13808,5 рублей, образование – 8787,5 рублей, здравоохранение – 10023,4 рублей, государственное управление и военные – 16899,2 рублей.
продолжение
--PAGE_BREAK--