Реферат по предмету "Международные отношения"


Рынок драгоценных камней

Содержание
Введение
Глава 1. Мировой рынокдрагоценных камней
1.1    Основные месторождения,методы добычи и добывающие компании в мире
1.2    Анализ мировой ситуациина рынке драгоценных камней
1.3    Драгоценные камни каксредство сбережений
Глава 2. Состояние российскогоалмазно–бриллиантового комплекса и его роль на мировом рынке
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Небывалое увеличение ресурсопользования в 60–80–е годы, осознаниедефицитности минеральных ресурсов Земли, обострение экологических проблем,увеличение трудоемкости и затрат на их добычу и транспортировку в конечномитоге привели к возникновению особого интереса к природным запасам минеральногосырья в мировых масштабах. Национальное богатство всех государств измеряетсяколичеством таких исключительно ценных ресурсов как благородные металлы иалмазы, и, соответственно, вопрос об обладании этим сырьём приобретает особуюостроту.
Несколько столетий золото выполняло роль мировых денег, не утративсвоей финансовой функции и по сей день. То же самое можно сказать и обриллиантах, которые служили символом могущества и национального благополучиястран мира. Сегодня невозможно представить международную торговлю безважнейшего ее элемента – рынка алмазов и бриллиантов. Практически все участникимирового сообщества в той или иной степени являются его участниками, наращиваянациональное богатство или являясь продуцентом алмазов.
В этой связи становится любопытно, а как сегодня обстоят дела намировых и российских рынках драгоценных камней.
Цель нашей работы – рассмотреть мировой рынок драгоценных камней ивыявить роль России в нем.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующиезадачи:
-         рассмотретьосновные компании, добывающие алмазы;
-         проанализироватьситуацию на рынке в условиях кризиса;
-         исследоватьдрагоценные камни на предмет их возможного использования как средствасбережения;
-         выявитьосновных производителей России и выявить их вклад в рынок драгоценных камней.

Глава 1. Мировой рынок драгоценных камней
 
1.1 Основные месторождения,методы добычи и добывающие компании в мире
Месторождениядрагоценных камней распределены на земном шаре неравномерно. Некоторые регионы,такие, как Южная Африка, Южная и Юго–Восточная Азия, Бразилия, Урал,Забайкалье, Австралия и горные пояса США особенно богаты ими. Но основнаямировая добыча драгоценных камней сегодня ведется в так называемых бедныхстранах. Камни скупаются фактически за бесценок, после чего поступают наювелирные рынки мира по чрезмерно завышенным ценам. Это приводит кнеравномерному распределению прибылей от конечной реализации драгоценных камнейв ряде богатых стран мира и очень высокой цене на них, поддерживаемойсовершенно искусственно. Исключением на сегодня является дорогостоящая добычаалмазов из коренных залеганий, требующая высоких затрат и современных технологий.[1]
Многиеместорождения драгоценных камней были открыты случайно. Еще и сегоднясистематические поиски в большинстве районов мира ограничиваются в основномодними лишь алмазами. Что же касается других драгоценных камней, то поиски ихместорождений ведутся обычно простейшими средствами, без применения современнойтехники и при отсутствии соответствующей научной базы. Тем не менее по–прежнемудостойно удивления, с каким успехом местные поисковики выявляют все новые иновые месторождения.
Методы добычидрагоценных камней, за исключением алмазов, в большинстве стран весьмапримитивны; в некоторых районах они, по существу, те же, что и на заре нашейэры и ранее. Самый простой способ – сбор драгоценных камней, находящихсянепосредственно на поверхности. Это возможно в сухой речной долине или врасщелинах скал. Наросшие на породу кристаллы откалывают с помощью молотка изубила, кирки или лома, а также пневматическими отбойными молотками иливзрывным способом.
Относительнопросто осуществляется добыча драгоценных камней из молодых россыпей. Преждевсего удаляют перекрывающие наносы. Если россыпи залегают глубоко отповерхности, то проходят шурфы и шахты, иногда глубиной до 10 и более метров.Простые перекрытия защищают устье шахты от дождя, просачивающиеся снизугрунтовые воды вычерпывают ведрами или откачивают механическими насосами. Отподошвы шахты по слою песков, несущих драгоценные камни, проходятгоризонтальные подземные выработки. В наиболее крупных эксплуатационных шахтахустанавливается временное крепление.
Иногдадрагоценные камни добывают даже прямо из речного русла. Для этого реку вотдельных местах искусственно подпруживают, чтобы ее воды текли быстрее.Рабочие, стоя по пояс в такой воде, длинными шестами и граблями взмучиваютдонный грунт. Глинисто–песчаные компоненты грунта, имеющие меньшую плотность,уносятся с током воды, а более тяжелые драгоценные камни остаются лежать надне.
Дальнейшееобогащение драгоценными камнями добытых из шахт или из реки песковосуществляется путем их промывки. Рабочие наполняют рыхлой породой, содержащейдрагоценные камни, специальные корзины и встряхивают их в промывочных ямах,заполненных водой. При этом глина и песок уносятся, а более тяжелые драгоценныекамни накапливаются в концентрате.
В некоторыхстранах практикуются гидравлические способы разработки россыпей, когда рыхлыйобломочный материал смывается со склонов сильными водяными струями. Существуеттакже карьерная разработка открытым способом. Наибольших затрат требуетподземная разработка, при которой в твердых скальных породах проходят штольни.К ней прибегают лишь в тех местах, где твердо установлено наличие жилы сдрагоценными камнями.
Исходя из общепринятых методик определения отраслевой структурыэкономики, можно сказать, что алмазно–бриллиантовый комплекс мира (АБК)формируется двумя группами отраслей. Это отрасли производственной (добычаалмазов, производство бриллиантов, изготовление ювелирных изделий сбриллиантами, производство изделий промышленного назначения из техническихалмазов) и непроизводственной сферы (оптовая торговля алмазами и бриллиантами,оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями с бриллиантами и изделиями изтехнических алмазов, реклама бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами).Если перечисленные отрасли расположить в порядке прохождения через них произведенноготовара от добычи сырья до получения конечной продукции, мы получим схему,которую в отраслевой печати принято называть «алмазным трубопроводом».[2]
В реальной жизни между перечисленными отраслями, формирующими АБК,трудно провести жесткие границы, так как один и тот же «игрок» (страна,компания) может активно участвовать в деятельности всех отраслей. Наиболее яркоданный аспект прослеживается в стремлении многих алмазодобывающих и гранильныхкомпаний к так называемой «вертикальной» интеграции (De Beers, Rio–Tinto, АЛРОСА, LLD, Lazare Kaplan International и т.д.). Этот процесспозволяет, с одной стороны, более равномерно перераспределять прибыль впределах АБК, а с другой – способствует формированию и увеличению спроса напроизводимый продукт, а также его изучению.[3]
Самыйпопулярный и разрекламированный камень на Земле – алмаз. Замечательные свойстваалмаза – его исключительная твердость, высокие показатели светопреломления,изумительная игра цветов – поставили алмаз на исключительное место среди другихминералов.
Крупнейшие вмире производители алмазов – Россия и Ботсвана (Африка).
De Beers,африканская компания–гигант, контролирует более 50 процентов* всей мировойдобычи алмазов, а на долю российской АЛРОСА приходится 25 процентов рынка.Ранее De Beers закупала дополнительно у Росси бриллиантов ежегодно на 800 млн.долларов. Все это позволяло De Beers практически единолично контролировать ценына рынке бриллиантов. Еврокомиссия усмотрела в этих закупках нарушениеантимонопольного законодательства. С 2006 до 2008 года поставки российскихалмазов De Beers были уменьшены наполовину, а с 2009 года должны быть вообщепрекращены.
1.2 Анализ мировой ситуациина рынке драгоценных камней
За последние тридцать лет цены на драгоценные камни постоянноросли. Исключение произошло лишь однажды – после терактов 11 сентября в США, нотогда пертурбации затронули весь мировой рынок, и ни один из рынков не устоял.Однако, уже через год ситуация на рынке драгоценных камней в мире началаменяться, объем продаж изделий с бриллиантами вырос почти на четверть. Попрогнозам некоторых экспертов, цены на алмазы в течение шести последующих летвырастут на 30%.
Стабильныйрост цен на алмазы в первую очередь объясняется спросом на них. Спрос на алмазыв последние годы растет быстрее, чем их добыча. Только Китай за четырепоследних года увеличил потребление ювелирных изделий более чем вдвое. Чтокасается общемировых прогнозов соотношения «потребление–добыча», по расчетамзападных специалистов, к 2015 году спрос на алмазы в мире вырастет на 6%, в товремя как добыча – всего на 2%.
В мире за год продается около 114 млн. карат алмазов на суммуоколо 7 млрд. долларов. Средняя цена за карат выросла до 90 долларов, самыередкие и дорогие розовые и красные алмазы поднимались в цене до 55 тысячдолларов за карат.
В числестран, которые больше всего покупают, конечно, следует выделить, прежде всего,самые богатые страны мира. Поскольку на самом деле доля от ВВП, которуюинвестируют в драгоценные камни, достаточно стабильна. Естественно, странаномер один – это Соединенные Штаты. Есть ряд стран, которые имеют к такимпредметам роскоши особую тягу – это, скажем, Саудовская Аравия и Эмираты. Ониимели до последнего времени огромный приток тех же нефтедолларов.
В целом нарынке до 2008 года преобладали позитивные тенденции, что было обусловленоналичием экономического роста в странах – потребителях ювелирных украшений сбриллиантами. Наблюдалось превышение спроса на алмазное сырье над его предложением.Несмотря на рост цен от производителей, на свободном рынке отмечались устойчивовысокие премии при перепродаже алмазов.
В 2002–2005гг. сохранялся высокий уровень спроса на алмазное сырье и бриллианты и, какследствие, рост цен на них. В 2006 г. периоды подъема на рынке сопровождалисьнекоторыми спадами.
Затовариваниерынка бриллиантов, первые признаки которого появились на внешнем рынке уже во 2полугодии 2005 г., послужили сигналом к сокращению спроса на алмазы ибриллианты, и соответственно – к снижению цен на природные алмазы.
К концу 2006г. года на мировом алмазно–бриллиантовом рынке сложилась противоречиваяситуация. Мировой рынок алмазов переживал сложный период. По оценкам экспертов,предложение алмазов превышало спрос огранщиков на сырье на 10–15%. В июне 2006г. АЛРОСА сообщила о затоваривании рынка алмазов на 500–700 млн. долларов.Бриллиант весом 1 карат на европейском рынке не превышал уровня 18 700–18 800долларов.[4] Сократиласьалмазодобыча и снизилось предложение алмазов со стороны основныхпроизводителей, уменьшился торговый оборот гранильных центров. Обостриласьпроблема финансирования отрасли из–за высокого уровня банковской задолженноститоргово–гранильных центров, обусловленной их затовариванием значительнымиобъемами стоков алмазов и бриллиантов
При этом всеперечисленные отрицательные моменты в добыче и продажах алмазов проявились нафоне стабильного роста потребления ювелирных украшений с бриллиантами.
Главнымфактором, определяющим сегодня состояние алмазного рынка, стал мировойфинансовый кризис. Ситуация на ведущих фондовых и финансовых площадкахпродолжает оставаться весьма драматичной. В таких условиях уже заметноснизилась доступность кредитов для всех участников алмазного и бриллиантовогорынка. Падает и покупательная способность конечных потребителей исоответственно – спрос.[5]
В этойситуации Всемирная федерация алмазных бирж (WDFB) призвала добывающие компанииограничить объем поставок алмазов. Крупнейший производитель алмазов в мире DeBeers заявила, что пересматривает производственные планы на 2009 г. в связи сэкономическим кризисом. Вслед за De Beers российский монополист по добычеалмазного сырья компания АЛРОСА заявила о сокращении поставок алмазов на рынокна величину до 30% для поддержания цен.
Производителив Индии, которая является лидером по производству бриллиантов и ювелирнойпродукции, вслед за крупнейшими производителями алмазов принимают меры поподдержанию цен на продукцию в условиях экономического кризиса. Индийскиекомпании обращаются к поставщикам, в том числе к De Beers, с просьбой осокращении объема поставок и предлагают своим
Одновременнос сокращением объемов предложения сырья, добывающие компании, включая АЛРОСА,берут на себя обязательства и расходы по резкой активизации маркетинговыхусилий по продвижению бриллиантов. Совершенно очевидно, что на успех этойкампании можно рассчитывать только в том случае, если цены на изделия сдрагоценными камнями в условиях кризиса будут стабильными и их инвестиционнаяпривлекательность в глазах потребителей не будет поколеблена.[6]
Например, DeBeers объявил об удвоении своего бюджета на рождественскую рекламную кампанию.В условиях финансового кризиса мировой лидер вынужден объяснять потребителям,что бриллианты – это высшая ценность, которая не теряет свою стоимость сгодами.
Рекламнаякампания De Beers, на которую отпущен в два раза больший бюджет, чем в 2007году, и которая станет крупнейшей за все время существования компании, призванаизменить взгляд потребителей на бриллианты и показать, что бриллиант – этоподарок навсегда и имеет большую ценность, чем любой другой.
Крупнейший вмире производитель алмазов, который также предлагает потребителям бриллиантыпод аналогичным брендом, De Beers основывается на исследовании, согласнокоторому, бриллианты в списке рождественских подарков у состоятельныхпотребителей стоят на первом месте, значительно обгоняя любые другиепредпочтения.[7]
Знакомыйподход к рекламе бриллиантов, как к «подарку любви», во временафинансового кризиса стал менее актуален, хотя по–прежнему звучит в рекламнойкампании De Beers. «Есть две вещи, которые длятся больше, чем время. Однаиз них – любовь», – говорится в рекламе.[8]
Изменивакценты в рекламной кампании, De Beers намерен привлечь«сомневающихся» потребителей, которые колеблются между желаниемприобрести «вечную ценность» и здравым смыслом. По словам одного изучастников американского рынка, который является крупнейшим в мире попотреблению изделий с бриллиантами, «настали беспрецедентныевремена», потому что потребители к каждой покупке относятся с большойдолей скептицизма и тщательно взвешивают все за и против.
В тоже времярезультаты исследования, на которые опираются в De Beers, показывают, чтопотребители по–прежнему желают приобретать бриллианты и предпочтут ихтрадиционной электронике. «Женщины хотят бриллиантовые украшения, нодумают, что телевизор с плоским экраном, наверное, более практичныйвыбор», – замечает представитель промоутерского подразделения De Beers.Поэтому в новой рекламной кампании делается акцент и на«практичности» бриллиантового подарка, который долго не изнашиваетсяи к тому же является одним из видов вложения денег. По словам представителякомпании, состоятельные граждане пришли к мнению, что вложения в бриллиантыбезопаснее покупки акций, недвижимости и даже предметов искусства и сопоставимыс хранением наличных в банковских сейфах.
Принятосчитать, что предметы роскоши в кризисные периоды приобретаются в последнююочередь, поэтому неудивительно, что мировой лидер принялся «спасать»ситуацию. Дело в том, что финансовый кризис привел к резкому снижению спроса наизделия с бриллиантами, что повлияло на всю цепочку в отрасли и привело ксокращению поставок сырья производителями алмазов. Так, отреагировав настремительное падение спроса на крупнейшем в мире рынке США, цены на алмазы намировом рынке снизились порядка 15–20%.
1.3Драгоценные камни как средство сбережений
В Европе кинвестициям в «камушки» стали прибегать в 70–х годах прошлого столетия. Апервыми вкладываться в бриллианты начали американцы. Это не удивительно,поскольку ювелирный рынок там всегда был самым крупным в мире. В середине 30–хгодов возникло огромное количество инвестиционных компаний, специализирующихсяна продаже бриллиантов и тративших колоссальные средства на их рекламу. Упорделался на то, что в ситуации кризиса, политической и экономическойнестабильности, валютных потрясений драгоценные камни становятся дляпотенциальных инвесторов единственным активом, заслуживающим доверия. Правда,все это верно только по отношению к качественным бриллиантам. Плюсы инвестицийв драгоценные камни весьма значительны. Бриллианты – действительно самыйнадежный способ сбережений. Цены на них устойчивы и редко снижаются, в отличиеот валют, акций или драгоценных металлов, чьи скачки разорили не одну тысячуигроков. Покупать ювелирные украшения ради вложения денег не очень удобно. Кцене драгоценного камня прибавляется стоимость оправы, работы ювелира и т.н. художественнаяценность. В результате розничная цена ювелирного украшения может превышатьрыночную стоимость самого камня в несколько раз. Гораздо выгоднее купитьнеоправленные сертифицированные камни, т.е. бриллианты, прошедшие экспертизуподлинности и качества в независимой геммологической лаборатории и снабженныеее сертификатами. Российская сертификация стандартизирована: все формысертификатов едины. Сертификат содержит информацию не только об основныххарактеристиках бриллианта (цвете, чистоте, происхождении, типе огранки, массеи т.д.), но и эскиз бриллианта с указанием всех включений, сколов, трещин. Самикамни продаются в запаянном виде в пластиковых коробочках, запечатанныхспециальной лентой сертифицирующего органа. За рубежом гарантией качества бриллиантаявляются торговая марка и паспорт с указанными в нем характеристиками. Вотдельных случаях к паспорту прилагаются и сертификаты, выданные независимымисертификационными центрами, к которым относятся Геммологический институтАмерики (GIA), Высший бриллиантовый совет Бельгии (HRD) и Международныйгеммологический институт Бельгии (IGI).[9]
Главнаясложность при покупке бриллиантов заключается в определении стоимость камня.Каждый бриллиант уникален по размеру и по характеристикам, и совокупность этихфакторов сильно влияет на стоимость. Сильнее всего на цену влияет размер камня:чем он крупнее, тем дороже в расчете на единицу веса. Очень приблизительностоимость круглых камней среднего качества размером в один карат по российскомупрейскуранту составляет –7 тыс., два карата –25 тыс. Крупные бриллианты массойболее шести карат продаются, как правило, с аукционов, и цена на них не имеетпотолка.
Самый дорогойв мире бриллиант – «Ди». Безупречный, грушевидной формы, в 100,1 карата, он былпродан на аукционе Sothеby в Женеве 17 мая 1995 г. за $16,549 млн. шейху АхмедуФитайхи.
Самая высокаяцена за необработанный алмаз – 5,8 млн. фунтов стерлингов. Она была заплачена вмарте 1989 г. за камень из Гвинеи в 255,1 карата алмазной корпорацией WilliamGoldberg при участии гонконгской ювелирной компании Chau Ti Fok.
Крупнейший вмире алмаз – «Куллинан» – 3106 каратов. Он был добыт 26 января 1905 г. наалмазном руднике «Премьер» недалеко от Претории, ЮАР. Из камня высекли иотшлифовали 106 алмазов и изготовили самый большой в мире бесцветный бриллиантвысшего качества массой 530,2 карата.
Самый крупныйиз еще существующих образцов необработанных алмазов весит 1462 карата ихранится компанией De Beers в Лондоне.
Крупнейшийограненный алмаз «Золотой юбилей» был куплен у компании De Beers синдикатомтайских бизнесменов и подарен королю Таиланда в честь его 50–летия. Он весит545,67 карата и в настоящее время вмонтирован в таиландский королевский скипетр.
Главныйнедостаток инвестиций в драгоценные камни – их низкая ликвидность и высокиеналоги. Следовательно, разница между ценами покупки и продажи некрупныхбриллиантов огромна, продать их через несколько лет даже по той цене, что онибыли куплены, вряд ли удастся. Найти покупателя на крупные камни гораздо легче.Таким образом, вложения в бриллианты – это, как правило, длинные инвестиции, откоторых быстрого дохода ждать не приходится.[10]
Кроме того,на динамику цены приобретенного ювелирного изделия очень сильно влияет такойнепредсказуемый фактор, как мода. Может случиться, что в прошлом дорогое кольесейчас годится только на лом драгоценных металлов, поскольку дизайн украшенияустарел. К тому же часто ювелирные изделия украшают драгоценными камнями смаскировочной целью, чтобы скрыть дефекты этих камней – пятна, брак огранки ит.д.
Бриллиантыникогда не выходят из моды и имеют приятное свойство со временем прибавлять вцене. Поэтому в массовом сознании драгоценные камни являются синонимом если негарантированной доходности, то самым надежным способом сбережений.
Специалистысоветуют вкладывать деньги в инвестиционные бриллианты без примесей высшихцветов. Однако их количество в свободной продаже составляет около 1–3% отобщего числа предложений, а стоимость достигает $15–20 тыс. за камень в одинкарат.
К тому жеинвестирование в бриллианты уже стало своеобразной мировой модой – долярозничных продаж этого вида драгоценных камней выросла в последние годы с 6,5%до 10%.
Болееинвестиционно надежными считаются крупные бриллианты, весом не менее одногокарата. По данным главного мирового источника розничных цен на бриллианты –бюллетеня Rapaport Diamond, с 1994–го по 2004 г. стоимость каратников свысокими характеристиками выросла примерно на 27%, а цена на такие же камни, новесом в полкарата, незначительно (менее чем на 1%), но все же снизилась.
Однако массабриллианта – это только одна составляющая «четырех си»: Carat weight – вес в каратах,Color – цвет, Clarity – чистота, Cut – огранка. На каждом изделии с бриллиантомуказаны масса камня в каратах и две цифры. 1/1 – это высший цвет и высшеекачество, показатели 2/2 и 3/3 – тоже очень хорошие. Качество всех этихпараметров и определяет стоимость камня. Цена двух бриллиантов одного и того жевеса, цвета и чистоты может существенно (на 50% и более) разниться из–закачества огранки.
Посовременным правилам, бриллиантом положено называть только алмаз огранки,имеющей не менее 57 граней. Все остальные камни называются алмазамиопределенных типов огранки.
Бриллиант свысокими характеристиками (но не идеальный) будет стоить как минимум $11 тыс.за карат, если у камня круглая огранка. Снижение качества огранки на один шагозначает 10–15% снижения стоимости.
И это притом, что рекомендуемая сумма инвестиций в изделия с драгоценными камняминачинается с $50 тыс., а минимальная стоимость одного украшения, котороепотенциально может принести своему владельцу прибыль при последующейперепродаже, составляет примерно $8–9 тыс.
При этом набольшую доходность вложения в бриллианты рассчитывать не стоит вообще. Приростстоимости в 15% годовых считается выдающимся результатом, а обычный показательсоставляет 3–4%, поэтому с инвестиционной точки зрения это достаточно спорныйинструмент.

Глава2. Состояние российского алмазно–бриллиантового комплекса и его роль на мировомрынке
Россия насвоих алмазных рудниках в Якутии, на Урале и в Архангельской области, а такжена совместном предприятии в Анголе «Катока» обеспечивает 26–27% мировой добычиалмазов в денежном выражении.
В этомотношении алмазная отрасль России процентов на 10 отстает от Ботсваны, мировоголидера по добыче этих драгоценных камней, и намного опережает другиеалмазодобывающие страны.
С 2007 года вРоссии отменены квоты на вывоз за границу алмазов, драгоценных камней иметаллов. В Минфине убеждены, что это позволит российским добывающим компаниямусилить их позиции на мировом рынке. До сих пор процедура выделения экспортныхквот предполагала долгий период согласования в различных ведомствах.[11]
Однакоформально убрав все препятствия на пути к экспорту, в реальности же осталисьряд проблем.
Во–первых,никуда не исчезло лицензирование экспорта металлов и камней. А чтобы добытьлицензию, необходимо выполнить несколько десятков условий, которые каксвязывали, так и будут связывать руки малых и средних компаний, стремящихсявыйти на мировой рынок. Во–вторых, получать лицензии, обосновывать«целесообразность вывоза» драгоценных камней из страны и заключатьдоговоры с частными компаниями поручено единственному монопольному государственномупосреднику – ФГУП «Алмазювелирэкспорт».
«Такоеположение является нарушением прав участников рынка в свободепредпринимательства, ведет к мнимому ощущению в вопросе либерализациирынка», – сказал Рудаков.[12]
Кроме того,по словам других экспертов, тормозом на пути «драгоценного потока»выступает таможня, которая не готова «переварить» этот поток.Процедура вывоза драгметаллов осталась прежней – через специализированные«секретные» таможенные посты, которых на всю Россию всего 6. Иколичество документов при пересечении границы не уменьшилось.
Ограничивает«настоящую либерализацию» рынка драгоценных металлов и камней иотсутствие в России соответствующих бирж. По мнению многих экспертов и бизнесменов,это неестественно для страны, занимающей лидирующее место в мире по объемупроизводства золота, платины, палладия и одно из ведущих мест по добычеалмазов.[13]
Основныепроизводители
1. АЛРОСА(ЗАО). Это одна из крупнейших алмазодобывающих компаний мира, занимающаясяразведкой, добычей, обработкой и реализацией алмазов и бриллиантов. Еепродукция в физическом объеме мирового алмазного рынка занимает около 20% и встоимостном – примерно 25 %.
АЛРОСАявляется монополистом в России, добывает около 95,5 % алмазов на территориистраны. Указ Президента №1481 от 26 ноября 1992 «Об акционерной компаниипо добыче и реализации алмазов» был принят для регулирования экспорта.Указом АК «АЛРОСА» передавалась государственная монополия на экспортв отношении 95% внешних продаж необработанных алмазов.
АЛРОСАполностью находится под контролем государства: более 50% акций компаниипринадлежат федеральным органам власти, 40% акций у 9 якутских государственныхструктур, и менее 10% акций находится на руках физических лиц, в основномработников компании и пенсионеров.
АЛРОСА имеетоколо 100 дочерних компаний, в том числе зарубежных, например «ALROSA Finance»S.A. Luxembourg, «Sunland Trading» S.A. Switzerland, «Arcos Belgium» N.V.Belgium, «New Technologies Holdings Ltd.» BVI, «Rolant InvestmentsLtd.» Cyprus, «Escom–ALROSA Ltd» United Kingdom.
Доминирующееположение (96%) в добыче АЛРОСА принадлежит месторождениям Западной Якутии,эксплуатацию которых в основном осуществляют алмазодобывающие структурныеподразделения АЛРОСА, ОАО «АЛРОСА–Нюрба» и ОАО «Алмазы–Анабара».[14]
Весной 2008года на алмазный рынок вышло ОАО «Севералмаз» (Архангельская обл.) – дочернееобщество АЛРОСА, которое перерабатывает около 1 млн. тонн кимберлитовой руды вгод и производит алмазов на сумму около $100 млн.
Общие цифрыпродажи алмазов группой АЛРОСА составили, $ млрд.: 2003 – 1,7; 2004 – 2,3; 2005– 2,7; 2007 – 2,8.
Вдолгосрочной перспективе Западная Якутия сохранит за собой статус основногостратегического региона добычи алмазов. Согласно стратегии развития АЛРОСА до2015 г. ежегодный объем добычи руды в компании будет обеспечен на уровне 32–36млн.т. В стоимостном выражении предложение алмазов на рынок в 2015 г. превысит$3,6 млрд.
Существеннымфактором, оказывающим влияние на деятельность АЛРОСА в сбыте алмазного сырья,стало изменение структуры мирового алмазного рынка, обусловленное принятым вфеврале 2006 г. Европейской комиссией решением о прекращении со стороныкрупнейшего оптовика – De Beers – до конца 2008 г. закупки алмазного сырья уАЛРОСА.
Реализацияалмазного сырья осуществляется на внутреннем и внешнем рынках в сопоставимыхобъёмах. В 2007 г. на внутренний рынок пришлось 44,2% совокупного объемареализованного алмазного сырья, на внешний – 55,8%.
Продажаалмазов на экспорт осуществляется по следующим направлениям (в скобкахпредставлен удельный вес в экспортных поставках за 2007 г.)[15]:
-         поставкифирме «City and West East Ltd.» – торговой «дочке» Де Бирс. В настоящее времяреализация партий алмазного сырья происходит на основе соглашений, закрепленныхв Меморандуме об организации поставок необработанных ювелирных алмазов в 2006–2008гг., заключенного между АК «АЛРОСА» (ЗАО), компанией «Сити энд Вэст Ист Лтд.» икомпанией «Де Бирс С.А.» 9 мая 2006 г. и действующего до 31 декабря 2008 г.(22,4%);
-         продажиконтрольных партий через ГУПВО «Алмазювелирэкспорт». С целью мониторинга цен наалмазное сырье через ГУПВО «Алмазювелирэкспорт осуществляется продажаконтрольных отрезков от всех экспортных партий АК «АЛРОСА» (ЗАО) (5,3%);
-         продажина свободном рынке. На свободном рынке алмазное сырье реализуется зарубежнымпредприятиям через торговую площадку в Москве, зарубежным предприятиям череззарубежные торговые компании и продажи предприятиям СНГ;
-         продажиалмазов специальных размеров размером 10,8 карат и выше зарубежным предприятиямосуществляются на международных аукционах. Аукционы носят закрытый характер, кучастию в них допускаются наиболее известные фирмы с хорошей деловойрепутацией, специализирующиеся на сырье специальных размеров;
-         продажитехнических алмазов (0,7%).
На внутреннемрынке потребителями алмазного сырья являются Государственный фонд РФ ироссийские гранильные предприятия.
Алмазноесырье, потребляемое на внутреннем рынке РФ, по целевому назначению и способамреализации можно подразделить на следующие группы:
-         ювелирныеалмазы специальных размеров 10,8 карат и выше. Реализуются на внутреннем рынкеРФ на тендерной основе, за исключением поставок для обеспечения собственногопроизводства («Бриллианты АЛРОСА»);
-         ювелирныеалмазы размерностью менее 10,8 кар. Реализация гранильным предприятиям РФпроизводится в виде типовых лотов и на конкурсной основе;
-         техническиеалмазы, реализуются через предприятие АК «АЛРОСА» «Коммерал». Основнымпотребителем технического алмазного сырья в России является инструментальнаяпромышленность.
Реализацияалмазов на свободном рынке включает в себя продажи в страны СНГ и зарубежнымпредприятиям. Реализация алмазного сырья в страны СНГ осуществляется вреспублики Армения и Беларусь, зарубежным предприятиям – в Бельгию, Израиль,Индию, Гонконг, ОАЭ, Японию, Великобританию, Италию и США.
2. ОАО«Нижнее–Ленское»[16]
Этопредприятие занимается разведкой и разработкой россыпных месторождений алмазовна территории 4–х северных улусов Якутии (Анабарский, Булунский, Жиганский иОленекский). Оно располагает лицензиями на право ведения разведки и добычи по 5россыпям. В настоящее время 3 из них активно разрабатываются – россыпи рекМолодо, Биллях и Хара–Мас; россыпь Верхний Биллях подготавливается к освоению с2007 года; россыпь реки Талахтах – с 2009 года. Обеспеченность запасами придостигнутом уровне производительности составляет не менее 15 лет.
Общая добычасоставляет порядка $20 млн. в год. Алмазы реализуются гранильным предприятиямЯкутии.
3. ЗАО«Уралалмаз»
«Уралалмаз»занимается добычей россыпных алмазов Урала более 60 лет. Разработкаместорождений производится драгами и сезонными обогатительными фабриками. Внастоящее время предприятие имеет 20 лицензий на поиск алмазов, а также владеетшестью лицензиями на добычу. Разрабатывает северную и южную частиРассольнинской депрессии, верховья реки Большой Колчим, Волынскую россыпь, Илья–Вожскуюдепрессию, Большой Колчим, Большой Щугор, месторождение Северо–Колчимское,Ишковский участок (Пермская обл.). Объем добычи порядка $30 млн.[17]
Сейчас ЗАО«Уралалмаз» наряду с гранильным предприятием ООО «Кама–Кристалл» и Московскимювелирным заводом является частью алмазно–ювелирной группы «РУИЗ»,подконтрольной израильскому бизнесмену Льву Леваеву. Добываемые алмазыреализуются внутри группы.
Объемэкспортированных Россией необработанных алмазов за 9 месяцев 2008 года вырос внатуральном выражении на 7,4% и достиг 22,84 млн. каратов – на общую суммупорядка 1,53 млрд. долларов, против 21,26 млн. карат, вывезенных за январь–сентябрь2008 года. Представленная информация подготовлена Минфином РФ по даннымсертификатов Кимберлийского процесса (Кимберлийский процесс – международнаяорганизация, созданная в 2000 году для противодействия проникновению на мировойрынок так называемых кровавых алмазов (нелегально добытые драгоценные камни,часто направляемые на финансирование террористических организаций).[18]
Импорт заянварь–сентябрь этого года вырос на 77% в годовом исчислении и превысил 225,1тысячи каратов (в денежном выражении 36,15 млн. долларов).
За IIIквартал 2008 года экспорт алмазов из России вырос на 8,6% в годовом исчислении,составил более 8,48 млн. каратов – на сумму около 573,83 млн. долларов. Импорталмазов за тот же период составил 151,89 тысячи каратов (на 18,22 млн.долларов), что в 7,2 раза превышает уровень июля–сентября 2007 года (21,14тысячи каратов; около 2,05 млн. долларов).[19]
Сегодняшний рынокдрагоценных камней в России для ее гражданина может предложить два видавложения денег в бриллианты.
Первый – всемизвестная покупка камней в виде ювелирных изделий.
Второй –покупка неоправленных сертифицированных камней. Бриллианты, прошедшие экспертизуподлинности и качества в независимой геммологической лаборатории и снабженныеее сертификатами, продаются в запаянном виде в пластиковых коробочках,запечатанных специальной лентой сертифицирующего органа.
Сертификатсодержит всю информацию о камне: цвет, чистота, происхождение, тип огранки,масса, эскиз бриллианта с указанием всех включений, сколов, трещин.

Заключение
Мировой рынок драгоценных камней растет от года к году. И несмотряна последствия финансового кризиса, многие эксперты предполагают, что после егопреодоления данный рынок будет развиваться и дальше. Сейчас мировые цены наалмазы, бриллианты резко падают, но как уже было сказано выше, в глазах людейдрагоценные камни по–прежнему остаются одним из средств сбережения, посколькудрагоценные камни никогда не выйдут из моды.
Естественно новейшие разработки, технологии позволили использоватьалмазы не только как средство роскоши, но и в практических целях. Особо следуетотметить, что применение алмазов позволило не только резко повысить производительностьтруда, но и создало возможность для появления качественно новых технологий,аппаратуры, инструмента. Неудивительно, что алмазы принадлежат к важнейшимвидам военно–стратегического сырья, а промышленно–экономический потенциалвысокоразвитых стран мира существенно связан с использованием алмазов.
В современном мировом хозяйстве Россия представлена в основном какпоставщик сырья. Большинство отраслей обрабатывающей промышленности страны досих пор испытывают серьезные трудности не только на мировом, но и нанациональном рынке. Добывая четверть всех алмазов, Россия производит всего лишьоколо 8 % бриллиантов, значительно уступая таким странам как Индия, Китай, Израиль,на долю которых приходится более 70 % мирового производства бриллиантов.
И в связи с этим, основная задача нашего производителя – этоповысить конкурентоспособность продукции, внедрять, новые технологии вразработке месторождений и переработку алмазов, объединять усилия с финансовымкомплексом. Все это в значительной степени позволит России выйти на ведущиепозиции в мире.

Списокиспользованной литературы
1.  БожевольнаяЗ.А. Основные проблемы развития алмазообрабатывающей промышленности России //Эко. – 2007. – № 1. – С.141–147.
2.  ПарниковГ.И. Быть ли бриллиантам в государственной оправе // Эко. – 2008. – № 4. –С.106–121.
3.  ПотоцкаяТ.И. Сегментация мирового рынка бриллиантов: проблемы и реалии // Практическиймаркетинг. – 2006. – № 1. – С.2–11.
4.  ПотоцкаяТ.И. «Алмазный трубопровод» как метод анализа состояния алмазно–бриллиантовогорынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С.3–15.
5.  БалабановИ.Т. Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке. –М.: Финансы и статистика. – 2006. – 288 с.
6.  ЗыковаТ. Алмазы на вывоз: из России можно экспортировать неограниченное количестводрагоценных камней и металлов // «Российская газета». – Федеральный выпуск№4281 от 30 января 2007 г.
7.  ШмыреваА.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно–кредитные отношения:Учебник для вузов. – Спб.: Питер. – 2005. – 261 с
8.  РДМК–2006: Российская Международнаяделовая конференция «Российский рынок драгоценных металлов и драгоценныхкамней: состояние и перспективы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.rdmk.ru.
9.  РДМК – 2007: Международная деловаяконференция «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней вРоссии: состояние и перспективы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.rdmk.ru.
10.     ПотехинВ. Инвестиции в камни: плюсы и минусы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:speculator–fin.ru/.
11.     ГалицкаяО. Драгоценные камни: советы инвестору [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.prostobank.ua/depozity.
12.     Обзоррынка драгоценных камней стран СНГ и Балтии [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=5606.
13.     Отраслевойювелирный портал Ювелинет: новости, события, информация [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.juvelinet.ru.
14.     K2Kapital – Финансовые рынки,новости, аналитика, котировки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.k2kapital.com.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.