Содержание
TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc98684639 h 3
1. Мировая практика приватизации. PAGEREF _Toc98684640 h 4
1.1. Общие проблемы, тенденции и противоречия. PAGEREF _Toc98684641 h 4
1.2. Чешский путь приватизации. PAGEREF _Toc98684642 h 7
1.3. Польский путь приватизации. PAGEREF _Toc98684643 h 8
1.4. Общая перспектива. PAGEREF _Toc98684644 h 10
2. Приватизация в России: итоги и перспективы… PAGEREF _Toc98684645 h 11
2.1. Этапы приватизации. PAGEREF _Toc98684646 h 11
2.2. Итоги приватизации. PAGEREF _Toc98684647 h 14
2.3. Современные тенденции и перспективы… PAGEREF _Toc98684648 h 16
Заключение. PAGEREF _Toc98684649 h 19
Список литературы… PAGEREF _Toc98684650 h 20Введение
Преобразование отношенийсобственности — магистральное направление экономической трансформации в странахс переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран. Впервой и второй группах стран (к ним относятся бывшие советские республики исоциалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет ЭкономическойВзаимопомощи), осуществляющих более или менее быстрый переход от плановогохозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии,главным направлением является приватизация государственной собственности.
Различают малую и большуюприватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаютсяиндивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственныетоварищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором — акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовойбирже.
В странах третьей группы (КНР иВьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход рыночному хозяйствучерез «социалистическое смешанное хозяйство» при сохранении политической диктатурыкоммунистической партии, преобразование отношений собственности идет главнымобразом по пути создания частного сектора при активном привлечениииностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этомгосударственные предприятия все более широко используют рыночные методыхозяйствования.1. Мировая практика приватизации1.1. Общие проблемы, тенденции и противоречия
С точки зрения изменений в структуресобственности к этой группе стран можно отнести и бывшие республики СФРЮ, гдепосле реформ, проведенных президентом И. Броз Тито (1958 — 1965 гг.), сложиласьспецифическая форма рыночного хозяйства на базе групповой собственностипроизводственных коллективов (формально она называется «общественной»). Она неможет быть приватизирована на основе решений государства, ибо не принадлежитему. Подлежащих приватизации государственных предприятий здесь сравнительнонемного. В целом экономическая трансформация этих стран движется в направлениирыночного хозяйства западного типа с имманентным ему набором форм собственности.
Интенсивность приватизации в странах с переходной экономикой
По пути приватизации различные страныс переходной экономикой прошли неодинаковые отрезки. Об этом свидетельствуетдоля негосударственного сектора, т.е. частных предприятий и предприятий сосмешанной собственностью, в производстве ВВП, % (данные за 1996 г.).
Во всех указанных странах после 1996г. эта доля несколько повысилась.
Такой разброс показателей объясняетсяразличиями социально-экономических и политических структур. При этом тестраны, которые дальше продвинулись по пути демократии, добились и большегопрогресса в приватизации.
В ходе приватизации во всех странах спереходной экономикой проявились примерно одинаковые важнейшие тенденции, проблемыи противоречия. Среди них выделим следующие.
1. Приватизация в первую очередь охватила промышленность и сферу услуг,торговлю и общественное питание. При этом использовались схожие методыприватизации. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи нааукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационнымведомствам, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования.Акции таких предприятий частично (но не во всех странах) передавалиськоллективам предприятий, а оставшаяся часть приобреталась частными(юридическими и физическими) лицами на аукционах или по конкурсу. Вместе с темв конкретных формах и методах приватизации было и много различий.
2. В большинстве стран первой ивторой группы новые правящие элиты в начале 90-х гг., на старте рыночнойтрансформации, полагали, что путем быстрой ликвидации госсобственности ипередачи в частные руки можно быстро решить важнейшие экономические исоциальные проблемы. Однако к середине 90-х гг. стало очевидным, что такойподход оказался ошибочным. Все эти страны оказались в состоянии кризиса. До сихпор только Польше и Словении удалось достичь и превзойти уровень производстваВВП 1989 г., а Чехия, Словакия и Венгрия лишь приблизились к этому уровню.
Вследствие таких обстоятельств вовсех указанных странах стали исходить из того, что дальнейшая приватизациядолжна быть проведена поэтапно, в течение 5—10 лет и более. При этом должныбыть решены те проблемы, которые не удалось решить на начальном этапе приватизациии которые обусловили ее неэффективность: привлечение «эффективных инвесторов»и реальное накопление капитала, коренное улучшение менеджмента, формированиеконкурентной среды и благоприятных для частных фирм общих условийхозяйствования.
3. Практически все страны считали, что к приватизации удастся быстропривлечь большие объемы иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Именноиностранному капиталу отводилась роль «мотора» приватизации. Однако и этирасчеты потерпели провал. Поэтому к середине 90-х гг. большинство стран перешлок разработке стратегических долговременных программ по привлечению иностранныхпрямых инвестиций.
4. Малая приватизация оказалась винституциональном и организационном аспектах не слишком сложной проблемой ипрошла в большинстве стран довольно быстро. Пожалуй, единственной проблемой,значительно ее осложнившей, была реституция, т.е. возвращение хозяйственныхобъектов лицам, которые ими владели ранее (до социалистической революции), илиих наследникам. К «счастью» для России и других стран — членов СНГ они не былисерьезно обременены этой проблемой, ибо Октябрьская революция,экспроприировавшая частную собственность, произошла еще в 1917 г. В других жестранах эта проблема стояла достаточно остро и породила сложные общественныеколлизии. Так, в сельском хозяйстве Болгарии многолетнее «перетягиваниеканата» между отдельными крестьянами за возвращение им только их прежних (а недругих, равноценных) участков нанесло тяжелый удар по аграрному производству —важнейшему сектору национальной экономики этой страны. Напротив, в тех странах,например, в Венгрии, где власти придерживались принципа приоритета равноценнойкомпенсации перед собственно реституцией, эта проблема была решена более илименее безболезненно.
5. Гораздо более сложной и медленной,как и следовало ожидать, во всех странах стала большая приватизация, котораявсе еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложныхпроблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическуюрациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью. Вэтой связи наиболее показательно сравнение приватизации в Чехии и Польше.1.2. Чешский путь приватизации
Наиболее справедливым и взвешенным всоциальном отношении, безусловно, оказался чехословацкий путь купонной приватизации,который начал применяться с 1991 г. (после разделения бывшей ЧСФР с 1 января1993 г. на Чешскую и Словацкую Республики он последовательно претворялся вжизнь только в первой).
Все совершеннолетние граждане ЧСФРполучили за административную пошлину в 1035 крон (тогда около 40 долл.)именные, не подлежащие свободной купле-продаже купонные книжки. Их владельцыимели возможность стать (как правило, через специально созданныеинвестиционные фонды) обладателями солидных пакетов акций стоимостью (приудачном использовании книжек) до 70 000 крон. Купонная приватизация обеспечиладовольно широкое «рассеивание» собственности среди различных слоев граждан,формирование значительного среднего класса как социальной опоры процессоврыночной трансформации и позволила избежать сколько-нибудь заметнойкриминализации большой приватизации.
Вместе с тем, бесплатный характерраспределения купонных книжек привел к тому, что в Чехии и Словакииприватизация не сопровождалась реальным накоплением капитала. В результатеэтого большинство крупных приватизированных предприятий, нуждавшихся спереходом на рельсы рыночной экономики в срочном санировании и модернизации,оказались без достаточных средств для этого (в убыточном состоянии). Во многомвследствие этих обстоятельств после достижения позитивных макроэкономическихрезультатов Чехией в 1994—1996 гг. ее экономическое положение с 1997 г.осложнилось.1.3. Польский путь приватизации
С точки зрения экономической эффективностиприватизации наиболее удачным, пожалуй, оказался опыт Польши. Из 8000 предприятий,предназначавшихся к началу 90-х гг. для большой приватизации, первоначальнобыли переданы на возмездной основе в частные руки (в значительной части —иностранным инвесторам) только 1150 из них. Другие 5000 объектов былипревращены в принадлежащие приватизационному ведомству предприятия, которыедолжны были провести исключительно своими силами, т.е. без финансовой помощигосударства, собственное санирование (кредиты для этого они могли получатьтолько на обычной коммерческой, возвратной и платной, основе), добитьсясамоокупаемости и рентабельности и тем самым подготовить себя к последующейприватизации уже на выгодной для государства и производственных коллективовоснове. Остальные 1850 объектов, наиболее слабых в финансово-экономическомотношении и поэтому бесперспективных, были сразу же закрыты.
Продажа акций указанных 5000предприятий проходит поэтапно с августа 1995 г. (первоначально 413 из них)через специально созданные национальные инвестиционные фонды. Граждане Польшимогут приобретать акции либо за деньги, либо за распределяемые с ноября 1995г. приватизационные сертификаты, которые, как и российские ваучеры, подлежалисвободной купле-продаже. Право на приобретение сертификатов в филиалахгосударственной сберегательной кассы за административную пошлину в 20 злотых(около 3 долл.) получили 27 млн. поляков в возрасте от 18 лет. Сертификатыдолжны быть обменены на акции в течение года после их приобретения. Процессприватизации указанных предприятий путем продажи их акций за деньги илисертификаты почти завершен.
Польская приватизация оказаласьдостаточно жесткой для населения из-за резкого роста безработицы вследствиеуменьшения персонала предприятий в ходе их санирования и гораздо менеепривлекательной с точки зрения социальной справедливости, чем чешская. В то жевремя она сопровождалась реальным накоплением капитала и во многомспособствовала тому, что Польша вышла из экономического трансформационногокризиса.1.4. Общая перспектива
До завершения рыночной трансформациидоля государственного сектора в производстве ВВП объективно должна оставатьсяв странах с переходной экономикой выше, чем в развитых странах. Только послетого, как частный капитал завершит стадию своего первоначального накопления иокрепнет до такой степени, что сможет обеспечивать эффективное хозяйствованиекрупных предприятий и фирм, он окажется в силах поэтапно заместитьгосударственный капитал в производстве товаров и услуг. Такой прогнозподтверждается и историческим опытом развитых стран в те периоды, когда частныйкапитал по различным причинам испытывал временную слабость (например, вЗападной Европе и Японии в первые годы после Второй мировой войны вследствиевоенных разрушений и других связанных с войной причин) и на определенный срокзамещался государственным. По всей видимости, раньше других приблизят своюструктуру собственности к развитым странам те 10 из рассматриваемых стран,которые официально признаны Европейским союзом кандидатами на вступление в негов качестве полноправных членов и ведут с ЕС переговоры об этом или готовятся ихначать.2. Приватизация в России: итоги и перспективы
Российская приватизация протекала вцелом в рамках рассмотренных выше общих тенденций этого процесса. Вместе с темона характеризуется и значительной национальной спецификой.2.1. Этапы приватизации
В российской приватизации выделяютсядва этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. — первую половину 1994 г. В этотпериод малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли вчастные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу.В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили ихколлективы.
Большая приватизация на этом этапеосуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредствомприватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения(в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели всеграждане) 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которыхвзималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, азатем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за деньги. Приэтом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или нальготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51 % акционерного капиталасвоих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежалипреобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.
С середины 1994 г. осуществляетсяпереход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена иприобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. Ксожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самогоначала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономическогокризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологическиеопросы, лишь 6—7% населения РФ намерены покупать акции приватизированныхпредприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретениитаких акций российские и иностранные инвесторы.
Малая приватизация
Малая приватизация не достигла своейглавной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, которыйво всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом егостабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный периодэкономической, социальной и политической нестабильности во многом являютсярезультатом именно этого обстоятельства.
При наличии в неаграрных секторахроссийской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (пороссийскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отраслипредприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни окаком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что,например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят нетолько приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых вРоссии крайне мало.
Как известно, во всех странах сразвитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупныефирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельногонаселения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФпроблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметносмягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса.Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малыхпредприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скореевраждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.
Большая приватизация
Еще более противоречивыми и во многомнегативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительнымсамо по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн.российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн. из них приобрели акции заваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов, число которыхдостигало 685). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собственности» непривел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своихмелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательнымвкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективностьхозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.
Поскольку ваучеры (в отличие отчехословацких купонных книжек) не были именными ценными бумагами и подлежалисвободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась вруках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело крезкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, —способствовало быстрой криминализации российской экономики.
На основе ваучерной приватизациивозникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительныефирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посулив гражданамогромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионываучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн. гражданбыл нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд.долл.).
Весьма сомнительными оказались ильготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многомоправданы тем, что большинство предприятий к моменту начала приватизациинаходились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтомуих акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такиельготы явно противоречат основному принципу демократии — равноправию граждан.
Поскольку сотрудники предприятийимели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций соскидкой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимостипредприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, какправило, удавалось сделать. К тому же та часть акций, которая при проведенииприватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственнобюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г., с началом второго этапа,льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних былиотменены.2.2. Итоги приватизации
Важнейшим итогом первого этапа и вменьшей степени второго стало образование крупного частного иполугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП,безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночныхпреобразований.
По существу, уже на первом этапе встране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, неимеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, поменьшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему,и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем,итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многомнегативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.
Поскольку приватизация во многомносила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реальногокапитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и,следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, чтоприватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета.Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления отприватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.
В российском сельском хозяйствепреобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями посравнению с промышленностью и сферой услуг.
Бывшие советские колхозы, какправило, пошли по пути преобразования в общества с ограниченнойответственностью (ООО). Каждому их члену, бывшему колхознику, формально выделенземельный надел и доля в производственном имуществе ООО. Однако фактическиземля и производственное имущество по-прежнему используются коллективно.Подавляющее большинство бывших колхозников остаются в ООО, считая это вусловиях глубокого экономического кризиса единственно возможным способомвыживания. Необходимо также отметить, что в отличие от подчиненных плановомудиктату государства советских колхозов ООО являются самостоятельнымитоваропроизводителями, от которых целиком зависит благосостояние их членов.
Фермерские хозяйства, как правило,создаются на базе не использовавшихся ранее или брошенных сельскохозяйственныхугодий. Их число в последние годы колеблется вокруг отметки 240 тыс. Они даютоколо 2% сельскохозяйственной продукции. Росту этого показателяпротиводействуют многочисленные факторы, прежде всего утрата российскимкрестьянством традиций частного хозяйствования в результате насильственнойколлективизации 1929—1933 гг., объективные трудности выживания в одиночкувследствие необычайной дороговизны в нынешних кризисных условиях кредитов иаграрных средств производства, нехватка (или отсутствие) малой техники дляфермеров, неурегулированность поземельных отношений. Так, нынешний Земельныйкодекс запрещает куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения.Объективно сельское хозяйство РФ в обозримой перспективе должно развиватьсякак смешанное. Его принудительная фермеризация может стать не менееконтрпродуктивной, чем бывшая коллективизация.2.3. Современные тенденции и перспективы
На первом этапе приватизация былапроведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушенияприватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативныеявления.
В настоящее время приватизация носитпостепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случаегосударственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядкеочередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этомони пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе илидаже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации спривлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловнообеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственногоаппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. Ксожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяютсяв жизнь.
Как отмечалось выше, в течение всегопереходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП встранах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чемв развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципеподавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятийпостепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государствав обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятиявоенно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспеченияобороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г.определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещенабессрочно.
Перспективы российской экономики вомногом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственноститолько по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, ещеостающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданиемчастного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частнойсобственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новыхмелких и средних предприятий.
Показателен в этой связи опыткитайских реформ. После их начала в 1978 г. в стране были созданы миллионынебольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местностиволостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более1/2 ВВП КНР.
К сожалению, как уже отмечалось выше,в России вновь созданных в пореформенный период предприятий крайне мало.Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (нестолько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических,консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначнопоказывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостьюбыстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они закороткое время нередко добиваются заметных успехов.
Экономическое стимулирование мелкогобизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно,лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. Помере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного секторадолжно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства.Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности всфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданныепрепятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающимобразом зависит будущее России.Заключение
Таким образом, развитое рыночноехозяйство, которое стремятся построить все страны с переходной экономикой,основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Поэтому вполнезакономерно, что преобразование отношений собственности посредствомприватизации является ключевым моментом трансформации планового хозяйствапостсоциалистических стран, в том числе России, в рыночное.
Приватизация в странах с переходной экономикойхарактеризуется сочетанием общих тенденций и национальных особенностей. Сточки зрения социальной справедливости, она была наиболее успешной в Чехии,экономической эффективности — в Польше. Российская приватизация, к сожалению,не отличалась ни тем, ни другим.
В российской приватизации выделяютсядва этапа, что главным образом обусловливается протеканием процессов большойприватизации. Последняя на первом этапе (1992 г. — конец июня 1994 г.)осуществлялась на безвозмездной основе посредством приватизационных чеков(ваучеров) при предоставлении крупных приватизационных льгот коллективампредприятий. На втором этапе (с 1 июля 1994 г.) эти льготы отменены,приватизация ведется исключительно на возмездной основе с акцентом наформирование реального капитала.
Итоги приватизации в России оказалисьпротиворечивыми, причем скорее негативными, чем позитивными. В этом отношенииони в худшую сторону отличаются от итогов приватизации, проведенной в другихпостсоциалистических странах, особенно в Чехии, Польше и Венгрии.Список литературы
1. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов:Учебник. – М., 1999.
2. Курс экономическойтеории/Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров, 2001.
3. Мировая экономика: введение вовнешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.К.Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М., 2000.
4. Мировая экономика. Экономиказарубежных стран: Учебник/Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. – М., 2000.
5. Сергеев П.В. Мировая экономика. — М.,1999.
6. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. – М., 2002.