Реферат по предмету "Разное"


«Этнос. Нации. Межнациональные отношения»

Круглый стол«Этнос. Нации.Межнациональные отношения».(СОШ № 4, кл. рук. 8 класса Ганьшина Т.Н.)Цели: 1. Углубить знание учащихся об исторически сложившихся формах социального общества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, о возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений. 2. Формировать умения работать по группам; учит работать с дополнительной литературой; прививать учащимся объективность в исследовании; учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. 3. Воспитывать у учащихся понимания ряда идей, составляющих ценную базу культуры межнациональных отношений в мире – общей нравственно – правовой культуры, в основе которой лежит принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, толерантность и интернационализм.Оборудование: на доске карта современной России; карта Древней Киевской Руси; фотографии, рисунки и иллюстрации, изображение представителей тех или иных народов России, прикрепленные к карте (в том районе, где компактно проживает этот этнос. Карта превращается в пеструю мозаику, отражающую национальное многообразие и богатство современной России. На столике выставка книг об этносе, куклы, одетые в национальные костюмы.Класс разделен на несколько групп, каждая группа подготовила рассказ о каком – либо народе, проживающем на территории современной России, наиболее интересных его обычаях, особых традициях, знаменитых представителях, мифических или легендарных героях.1.Вступительное слово учителя.^ 2.Становление этноса. (Диалог с классом)Вспомните, в какие крупные общности объединялись люди в разные времена? (род, племя, касту, сословие, народность, класс, конфессию, нацию). Выделите те социальные объединения, которые отличаются общностью территории, языка и культуры (племена, народности, нации). Племя, народность и нация – все это стадии развития этноса. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории большая группа людей с общим языком, культурой, психологией. В качестве примера рассмотрим становление русского этноса. Вспомним вместе историю его становления. Какие славянские племена жили на Восточно – Европейской равнине?(поляне, словене, древляне, радимичи, вятичи)Кого они встретили здесь, кто заселял эти территории до прихода славян? (Фино – угорские и литовские племена). Смешавшись, они составляли древнерусскую народность. Что способствовало развитию этнического самосознания? (совместное переживание) (Куликовская битва, Смутные времена, война 1812 г., Великая Отечественная война)Таким образом русская нация формировалась в процессе постоянного взаимодействия, взаимовлияния племен и народностей.^ 3.Какие нации живут на территории современной России? Что вы знаете о них?(Каждая группа представляет одну из наций.)Народы России и Украины жили в древности в одном государстве. Но владычество Золотой Орды привело к ослаблению связей между русскими и украинскими землями. Через несколько десятилетий после нашествия Батыя Украина была поделена между соседними государствами, а позднее большая ее часть перешла к Польше. Польские помещики хотели полностью подчинить себе украинцев, поэтому они запрещали им придерживаться украинским обычаям, носить привычную для них одежду, разговаривать на родном языке. Вместо древней православной (как и в России) веры на Украине насильно вводилась принятая в Польше католическая. Значительная доля того, что создавалось трудом крестьян и ремесленников, присваивалась польскими помещиками. Данный исторический пример характеризует насильственное присоединение другого народа. Армения - наследница древнейшей цивилизации. Древний человек на территории Армении обитал уже в раннем палеолите. В IX в. до н. э. существовало рабовладельческое государство Урарту. в этот период происходит интенсивный процесс этнической консолидации и слияние племен и народов Армянского нагорья, формируется армянская народность. Однако внутренние противоречия, отсутствие единства, вторжение киммерийцев, скифов., привели в начале IX в. до н. э. к падению Урарту. На его территории возникло армянское государство. К этому времени завершается сложный, длившийся почти шесть веков (XII – Viвв. до н. э.) процесс образования армянского народа. Армянский народ сложился в результате сближения и слияния многих этнических групп хайасов, урартов, хурритов, лувийцев и различных индоевропейских племен, среди которых главную роль играли армены. В XVI – XVIII в. Армения стала объектом кровопролитной борьбы между Ираном и Турцией. В 1603 – 1605 гг. свыше 300 тысяч армян были насильственно выселены в Иран. В 1639г. Армения была поделена. Западная часть отошла к Турции, восточная к Ирану. Это был тяжелый период в истории армянского народа. Жестокое политическое, социальное и национально – религиозное угнетение. Следствие стало массовое национально – освободительное движение в XVII – XVIII в. Передовые представители армянского народа связывали свои освободительные устремления с Россией. Особенно чудовищные формы политика массового истребления армян приняла в Турции в годы первой мировой войны. Количество жертв составило около 2 млн. человек. Лишь немногим удалось избежать уничтожения и перебраться в страны Ближнего Востока, Европы, Америки. Свыше 300 тыс. армян нашли убежище в России. По данным на 1984 год : в СССР – 4 151 тыс. армян; в Армении – 2725 тыс. армян; в Азербайджане – 475тыс. армян; в Грузии- 448 тыс. армян; в Средней Азии около 503 тыс. армян. За пределами СССР армяне жили в 60 странах мира: США, Иране, Франции, Ливане, Турции, Сирии и др. странах. За рубежом более 2 млн. человек. Армянская диаспора образовалась как результат национального и религиозного преследования, гонений и насильственных переселений. Армяне издавна занимались земледелием, скотоводством, в долинах и предгорьях, садоводством и виноградством. С Древнейших времен возделывались в Армении эндемичные сорта винограда, из которого делали вино. Армения – родина абрикоса, известного в роде мест под названием «армянское яблоко». К традиционным занятиям армян относится пчеловодство, шелководство, гончарство, рыболовство. Большую роль играли домашние промыслы: ткачество, гончарство, кружевоплетение, изготовление ковров, медных, ювелирных и др. изделий. Верхняя одежда у женщин – длинное платье – архалуха с вырезом на груди и прорезями ниже бедер. Талию повязывали шелковым или шерстяным шарфом, позже серебренным или позолоченным поясом. У западных армянок был расшитый передник и много украшений. Армянская кухня – из пшеничной муки выпекается хлеб тонкой овальной формы – лаваш, сохраняющий вкусовые качества в течении двух, трех месяцев. К числу традиционных блюд относятся: шашлык, голубцы – томна из виноградных листьев и др. Большое место в меню занимают овощи и фрукты.Казахи – одна из наиболее крупных наций бывшего СССР. Основная масса казахов живет в Казахстане –5289 тыс. (по переписи 1979г.) Казахи живут в России (Астраханская, Оренбургская, Челябинская, Омская области), в Узбекистане, Туркменистане, Киргизстане. Значительные группы казахов расселены за рубежом в Китае, Монголии, Афганистане. Небольшое количество казахов живет в Кашмире (Индия). Антропологически казахи относятся к южно-сибирскому типу, образовавшемуся в результате многовекового смещения проникших из Центральной Азии монголов с древнем европеоидным населением Казахстана. Казахский язык входит в кипчакскую группу тюркских языков. В течение многих веков складывался казахский народный разговорный язык: его история связана с историей языков средневековых племен кипчаков, позднее – тюрко – язычных племен Золотой Орды, затем Ногайской Орды. Значительное влияние на казахский язык оказали языки соседних народов Средней Азии. В конце XIX – начале XX в. у казахов преобладало кочевое и полукочевое скотоводство, распространенное в степях, пустынях, предгорьях и горах. Существовало так же полуоседлое скотоводческо-земледельческое хозяйство. В оазисах издавна сложилось оседлое хозяйство с поливным земледелием. Ремесла и промыслы, издавна разделявшиеся на мужские и женские, были частью скотоводческого и земледельческого хозяйства казахов. Мужчины изготовляли орудия труда, занимались кузнечным, плотничьим, слесарным, кожевенным ремеслами. Среди женских домашних промыслов и ремесел главными были изготовление войлочных изделий, ткачество, вышивка и др. Узорные войлоки, ковровые изделия, орнаменты, вышивки отличались в разных частях Казахстана. Жилище казахов – юрта. Одежда казахов, ее покрой, материал были раньше связаны с формой хозяйства. Армячина, войлок, кожи, шкуры – материалы для одежды. Хлопчатобумажные ткани и шелк закупали в Средней Азии. Одежда была широкой, длиннополой и подпоясывалась кушаком. Женщины, как и мужчины, носили широкую рубаху и широкие штаны. Верхняя одежда мужчин состояла из куртки, шаровар, различных халатов и шуб. Шубы, подбитые, ценным мехом были, достоянием богатых. Бедняки носили тулупы. Разнообразны были головные уборы. Мужчины носили различные тюбетейки легкие и зимние шапки. Летний головной убор – колпак из белого войлока. Зимние сапоги высокие с широким голенищем надевались на войлочный чулок. Летние сапоги с каблуками и загнутыми носами. Пища состояла с основном из мяса и молока. Молоко употребляли верблюжье, кобылье, коровье, овечье, козье. Из верблюжьего молока готовили напиток – шубат, из кобыльего кумыс. Мясо употребляли больше в вареном виде, реже – в жареном. Предпочитали мясо лошади и барана. Все члены семьи подчинялись отцу или мужу. Власть мужчин утверждалась религиозными мусульманскими законами (шариат) и обычным правом (адат). При заключении брака родители жениха обязаны были уплатить за невесту выкуп (калым) скотом и другими ценностями. Богато устное народное творчество казахов. Наиболее древняя форма – пастушеские песни, обрядовые песни, застольные и свадебные пиршества, песни – диалоги джигитов и девушек.Жизнь казахов отразилась в сказках, меро – эпических поэмах, исторических песнях. С устным народным творчеством связана музыка. Из музыкальных инструментов были распространены: флейта, даулпаз, позднее появилась, заимствована у русских гармошка. Развиты конный спорт национальная борьба. Западная Карелия входила по договорам 1609 и 1617гг. в состав Швеции. С карел брали всякие подати – подушную, дымовую, судейскую и др. Среди них насаждали финский язык и лютеранство. В ответ карелы оказывали сопротивление переселялись в русские пределы. Густав – Адольф, шведский король, признавал: «Русская закваска в Кексгольмской провинции увеличивалась, а не уменьшалась». Долгие годы между Россией и Швецией длились переговоры, споры о перебежчиках – карелах. В конце концов, русские дипломаты договорились о выкупе большей части из них. После русско-шведской войны 1656 – 1658гг., когда карелы помогли русским войскам, они снова бегут из – за «Свейского рубежа» в Россию. Многие из них осели в Верхнем Поволжье. Их скопилось здесь, начиная с середины предыдущего столетия, до 50 тысяч человек. Жители Карелии, как и ранее, занимались охотой и рыболовством, обрабатывали железо и сеяли хлеб.^ 4. Рассказы учащихся об их национальных традициях, обрядах:- Овчиева Карина (рассказала об армянских обычаях, обрядах, национальной кухне);- Будагян Наринэ (исполнила песню на армянском языке);- Бухминова Гюзяль (вместе с мамой представили национальный татарский костюм и исполнили национальный танец);- Усманов Радик (познакомил с чувашской культурой и рассказал стихотворение на чувашском языке). ^ 5. Межнациональные отношения. Теперь перейдем к рассмотрению межэтнических отношений. Вся история России – это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношений различных этносов. Вспомните примеры сложно разрешимых национальных проблем и национальных конфликтов, происходивших в России и других странах. (осетино – ингушская, армяно – азербайджанская, многовековая чеченская проблема, депортация народов в сталинские времена, геноцид евреев и цыган, европейские погромы). Каковы причины конфликтов, возникающих на национальной почве? - насильственное присоединение другого народа; - стремление народа к национальной независимости; - неверно установлены национально – территориальные границы или спорные территории; - депортация народа и возвращение его на историческую родину; - ущемление интересов национальных меньшинств, национализм; - ощущение дискомфорта или страх растворения своего этноса в другом, в результате притока иноязычного населения.^ 6. Заключительное слово учителя.Современная этика межнациональных отношений дает четкий, определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее, так как мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность, толерантность в отношениях к людям другой национальности. Наука утверждает, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений – задача крайне трудная, но не безнадежная. Современный мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют межнациональные, и даже межличностные конфликты (видимо будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость. Национальной политике можно противопоставить только одноличную культуру межнациональных и межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура говорил русский, ученый Л. Н. Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, в общем, проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Great Gatsby Essay Research Paper Scott Fitzgerald
Реферат Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения
Реферат В лермонтовских тарханах
Реферат Современные методы стрижки волос
Реферат Аудит ефективності діяльності комерційних банків за міжнародними стандартами
Реферат Control Factor Torvald And Bernarda Essay Research
Реферат Жизнь древнего Рима погребальные обряды
Реферат Причины катастроф: Глупость, Небрежность и Корысть
Реферат Параллельный перенос в пространстве Лобачевского
Реферат Налогообложение автотранспорта
Реферат Война в Южном Таиланде
Реферат Фразеологічні синоніми тематичної групи "старанно працювати" та основні вправи до їх засвоєння на старшому етапі навчання
Реферат Internet Explorer создание Web страниц
Реферат Автомобильный холодильный транспорт
Реферат Итальянское Возрождение Проблемы и люди