Содержание. Введение. 1. История плавания. 2. Оздоровительное значение плавания. 3. Прикладное значение плавания. 4. Общая характеристика отдельных техник плавания. Брасс. Кроль на груди. Кроль на спине. Баттерфляй. Заключение. Литература. ВВЕДЕНИЕ. В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание — жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Если для малышей умение плавать — средство для всестороннего
физического развития и залог безопасности, то для взрослых — и гарантия того, что они могут успешно выполнять свою работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или строителя, рыбака или летчика. Автор данного реферата на досуге из многочисленных видов спорта предпочитает плавание. В связи с этим при работе над данным рефератом автором была поставлена цель увлекательно рассказать о таком виде спорта, как плавание. При успешном выполнении поставленной цели, возможно, кто-то из студентов
заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна. Частными задачами на пути достижения указанной цели является: 1. Изучение истории возникновения и развития плавания как вида спорта; 2. Анализ оздоровительного и прикладного значения плавания; 3. Общая характеристика отдельных техник плавания.
1. История плавания. Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ли¬вийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четы¬ре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомо¬гательных средств, умели преодолевать водные рубежи. До наших дней дошло немало изречений древних философов.
Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого плавать и читать не умеют, вверить службу?” Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”. Интересно высказывание и римского писателя Плиния-стар¬шего (124—79 гг. до н. э.), который утверждал:
“Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”. В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были перво¬открывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании
рек использовали, судя по фрескам, способ плава¬ния, отдаленно напоминающий современный кроль. Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить. В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные
более широкому кругу людей им¬ператорские школы плавания. Сам 17-летний импе¬ратор Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию. Великий преобразователь Российского государства Петр Пер¬вый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повеле¬вал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание.
Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице. Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблест¬ных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итога¬ми боевых походов — тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля,
а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию. Симво¬лично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблю¬дали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в не¬доумение. И вот почему. Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вер¬тикальное положение и начинали
“ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо приклад¬ное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положе¬ния плавая стоя. Был еще один вид состязаний — дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине. Участниками первых в России соревнований на
Березине были солдаты, а судьями — офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инст¬рукция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира — опре¬делить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат - была
достигнута. И из их числа укомплектовыва¬лись специальные подразделения. Известный специалист в области плавания, кандидат педаго¬гических наук, доцент ЛГУ Н. Д. Третьяков разыскал в одной из библиотек Ленинграда ту самую инструкцию 1829 года. Приведем несколько выдержек из нее. “Для поощрения в плавании учреждаются состязания на при¬зы, которые должны проводиться летом, до наступления утрен¬них холодов в присутствии начальников саперных бригад.
К со¬стязаниям на призы допускаются только лучшие пловцы, при¬надлежащие к разряду отличных”. Далее инструкция определяла, кто из пловцов может быть назван отличным: “Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над водой и разводит при том руками и ногами плавно и сильно, а плывя на спине, держит грудь над водой; — если он может плыть стоя, держась над водой по грудь; — если он бросается в воду, как головою, так и ногами вперед, притом в определенный пункт (в ивовый обруч диаметром 1 ар¬шин)
(1 аршин = 71,12 см); — если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов (1 фунт = 0,409 кг) с привязанным к ней деревянным валиком длиною 1 фут (1фут = 0,3 м) и полтора дюйма (1 дюйм = 2,54 см) в диаметре); — если он бросается в воду в сапогах, без портянок, в исподних брюках и рубашке, застегнутой у ворота, и, плывя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег; — если затем, плывя по течению, он приведет к берегу дере¬вянное тело
весом до 4 пудов (1 пуд = 16 кг)”. Занятия по обучению плаванию солдат включали: освоение приемов плавания на сухопутных лямках (сейчас такими поль¬зуются для обучения плаванию малышей); изучение плавания на груди, на спине и стоя; плавание в военной одежде; обучение прыжкам в воду; ныряние и поднятие со дна водоема небольших тяжестей; обучение навыкам, необходимым для переправ вплавь через реку (индивидуально и в составе подразделений); переправы вплавь с лошадьми.
Инструкция определяла и требования к месту для обучения плаванию, проведения состязаний, предписывая, что “под наблю¬дением обер-офицера, заведующего плавательной командой, на бе¬регу реки с малым течением устанавливается плот длиной 12,5 и шириной в 3 сажени. На его конце строится площадка высотой 7 футов для прыжков в воду. Плоты изнутри обиваются досками и вокруг плотов ставятся перила”.
Начиная с лета 1829 года состязания по плаванию в таких бассейнах проводились ежегодно в первой и во второй саперной бригаде, а плавание, плавательная подготовка нашли широкое применение в боевой подготовке русских войск. Как видите, внимание к плаванию как необходимому для воинов российской армии навыку было на достаточно высоком уровне. Не меньший интерес проявляло к водным процедурам и купанию население многих городов. Так, в Москве по берегам Яузы, Неглинки и, конечно же,
Москвы-реки в жаркие летние дни бывало множество зрителей, вода буквально кишела обнажен¬ными телами. И в России, и в Западной Европе, особенно в Англии, век восем¬надцатый и начало девятнадцатого века послужили периодом возрождения плавания как одного из популярных оздоровитель¬ных занятий. К сожалению, еще долго сказывались последствия многовекового преследования церковью любого проявления эл¬линского (греческого) культа красоты и здоровья.
Именно из-за пренебрежения водными процедурами в средневековой Европе не раз вспыхивали жуткие эпидемии чумы и холеры. Из поколения в поколение передовые люди Европы — снача¬ла французский гуманист, автор “Гаргантюа и Пантагрюэля” Франсуа Рабле (1494—1553), затем английский философ-мате¬риалист Джордж Локк (1632—1704) и, наконец, французский философ
Жан-Жак Руссо (1712—1778) — последовательно разби¬вали церковные запреты, пропагандировали плавание как крайне полезный навык. И вот уже появляются первые школы плавания в Англии и Германии, чуть позднее во Франции и Австрии. Строятся первые искусственные бассейны с подогревом воды (Лондон, 1743 год). Приоритет законодателей плавательной моды можно пол¬ностью отдать военнослужащим и студентам
Ливерпуля, Лондона и других городов туманного Альбиона. Именно в Лондоне в 1869 году была создана первая в мире спортивная организация плов¬цов — Ассоциация любителей спортивного плавания в Англии. Вскоре состоялся первый национальный чемпионат по плава¬нию. Это стало отправной точкой, появились спортивные органи¬зации по плаванию в
Швеции, Германии и Венгрии, во Франции, Голландии. В 1888 году спортивное плавание получило признание в США, а еще через год в Будапеште состоялся Первый Между¬народный турнир по плаванию. Стали строиться специальные плавательные бассейны для проведения международных соревно¬ваний. Программа тех соревнований была крайне разнообразной.
Дистанции выбирались произвольно в зависимости от условий. Состязались на 50 метров, на 100, на 500, на 1000 и 2000 метров. Для тех, кто не находил удовлетворения, соревнуясь в бассей¬нах, устраивали проплывы в открытом море. Первым героем ма¬рафонских проплывов стал капитан английского флота Матью Вэбб. В 1875 году он проплыл 34,6 километра за 21 час 44 минуты 55 секунд.
Его дистанция простиралась от берегов Англии к бере¬гам Франции в проливе Ла-Манш. С тех пор более 200 пловцов успешно преодолели этот водный рубеж. А сама трасса марафон¬ского плавания стала одной из самых престижных для пловцов. Замечу, что ныне пролив преодолевают почти в 3 раза быстрее. А 13-летняя египтянка Абли Хайби в 1974 году показала резуль¬тат 12 часов 30 минут.
Дальние проплывы пользовались популярностью и в России. Были смельчаки и среди батумских портовых рабочих. Один из них, Мамед Бедия, даже рискнул отправиться вплавь от Батуми до Поти и с успехом преодолел это фантастическое (для плавания) по тем временам расстояние — почти в 60 километров. Интересен и такой факт. В июле 1912 года учитель одной из ба¬кинских гимназий
Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов. Когда же все-таки в России состоялись первые соревнования по спортивному плаванию?
Летом 1894 года Петербургский “Кружок любителей спорта” организовал заплывы на реке Славянке. Были поставлены плоты, выверена дистанция, фиксировалось время. Однако сегодня трудно согласиться, что до того времени подобных состязаний не проводилось. И вот почему. Еще в 1834 году в Петербурге на Неве, рядом с Летним садом, открыли первую общедоступную школу плавания.
Работа¬ла она, естественно, только в жаркие дни, которых за лето наби¬ралось не так уж и много. Среди посетителей школы часто бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Вспомним его современника, знаменитого английского поэта Д. Байрона, прекрасного пловца (он переплыл пролив Дарданеллы) и фехтовальщика, поражав¬шего своим мужеством
Пушкина, и увлечение плаванием великого русского поэта станет вполне объяснимым. Руководитель школы плавания на Неве шведский специалист Густав Муар де Паули навсегда вошел в историю нашего вида спорта. Именно он написал книгу, положившую начало специаль¬ной литературе о плавании, которая была опубликована в Петер¬бурге в 1838 году под названием “Руководство к плаванию с показанием пользы этого искусства
в войне”. Впервые чита¬тель нашел на ее страницах подробное описание техники плава¬ния брассом, на боку, “по-собачьи”, “саженками”, ныряния, прыжков в воду и, что особенно было актуально в ту пору, оказа¬ния помощи утопающим. Первая школа и первые соревнования Их разделяют почти 60 лет! Так что можно утверждать, что спортивное плавание с трудом пробивало себе дорогу к признанию. Главным тормозом для широкого развития школ плавания служило ничтожно малое количество
крытых плавательных бас¬сейнов. Так, к концу прошлого века даже в столице действовали лишь 4 небольших, размером всего 12,5 X 5,4 м, бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. Правда, в 1906 году получили возможность посещать уроки плавания и будущие офицеры флота. Для них был построен, как тогда считалось, первоклассный бассейн — 17,5 X 8 м. Открылись небольшие ванны и в ряде других российских городов.
Но это даже частично не решало вопроса. По-прежнему плавать учили избранных. Вот почему все преданные плаванию люди стремились найти скорей¬ший выход из положения, когда большая часть граждан России не умела плавать. Одним из энтузиастов-первооткрывателей по праву называют морского офицера, доктора медицины Владимира Николаевича Пескова (1873—1937). Неутомимый организатор, Песков в 1906 году разработал подробный проект строительства школ плавания
на открытых водоемах. Два года хождений по различным инстан¬циям не увенчались успехом, проект не устраивал чинуш царских министерств. Выручили во Всероссийском обществе спасания на водах. Выделили средства. И 6 мая 1908 года недалеко от Петербурга начала свою работу школа плавания нового типа. Располагалась она на берегу Суздальского озера, около местеч¬ка Шувалове, отсюда и название школы — шуваловская. Всего за одно лето детище
Пескова стало популярнейшим местом отды¬ха, соревнований и всевозможных водных праздников. Вскоре морское ведомство, отдавая должное руководителю школы, пере¬стало скупиться на расходы. В воскресные дни на берегу рас¬полагался оркестр второго флотского экипажа. Звучала бравурная музыка, и малыши, и взрослые учились плавать, а те, кто уже освоился в воде, совершал дальние проплывы по озеру. Так зарождалось спортивное плавание в нашей стране.
Большинство воспитанников шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок. После Октябрьской революции вновь отличаются на водных дорожках те, кто прошел уроки Пе¬скова. Военспец, кадровый офицер, он полностью был на стороне революции.
Возглавив инспекцию спорта в Политуправлении Балтийского флота, Владимир Николаевич Песков наряду со службой продолжал особое внимание уделять организации мас¬сового обучения плаванию. По его инициативе создается первый советский спортивный клуб пловцов “Дельфин”. Все, кто зани¬мался в “Дельфине”, на всю жизнь запомнили главный принцип, установленный Песковым еще в шуваловской школе: “Научился плавать сам — учи других”.
2. Оздоровительное значение плавания. Плавание — одно из эффективных средств закалива¬ния человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек на¬ходится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздей¬ствию температурных
колебаний, воспитывают стой¬кость к простудным заболеваниям. Если плавание прово¬дится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы — солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осан¬ки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-¬сосудистой и дыхательной систем.
У людей, системати¬чески занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравне¬ния: у не занимающихся спортом частота сердечных со¬кращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин. Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего ды¬хания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увели¬чивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение
вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдо¬ха — из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3). Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применя¬ются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении
обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др. Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воз¬действие плавания на детский организм. Плаванию мож¬но обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, раз¬вивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно
формируют “мышеч¬ный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют воз¬будимость и раздражительность. Дети, регулярно зани¬мающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстни¬ков, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Регулярные занятия плаванием поддерживают уро¬вень физического состояния у взрослых людей, повыша¬ют
жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здо¬ровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание. Плавание полезно и пожилым людям. Как уже гово¬рилось, вода является хорошим проводником тепла, поэ¬тому только за 15 мин пребывания в воде (при темпера¬туре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу,
плавание является средством повышения интенсивности процес¬сов обмена веществ в организме. 3. Прикладное значение плавания. В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, кото¬рый бы не испытывал летом наслаждения от освежаю¬щего, бодрящего купания. И конечно, особое удоволь¬ствие получает тот, кто плавает уверенно.
Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Уме¬ние плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятель¬ность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п.
Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Воору¬женных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприя¬теля преодолевать неприступные водные преграды. Вла¬дея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания. Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг
для не уме¬ющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания эле¬ментарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купаю¬щиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверен¬но держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне
или в сильное течение, как он может потерять само¬обладание, захлебнуться и утонуть. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь. 4. Общая характеристика отдельных техник плавания. Брасс. Брасс характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.
По скоростным показателям брасс занимает последнее место среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой. В соревнованиях по плаванию брасс применяется на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и на втором
этапе комбинированной эстафеты 4х100 м. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду. Кроль на груди. При плавании кролем на груди пловец продвигается вперед при помощи поочередных гребков руками и движений ногами вверх-вниз. После гребка пловец вынимает руку из воды и проносит ее вперед по воздуху. Движения руками обеспечивают основную тягу, движения ногами помогают поддерживать более
высокое положение тела в воде, а также способствуют продвижению вперед. Вдох делается при повороте головы в сторону. Кроль на груди - наиболее быстрый способ плавания. Он всегда используется на соревнованиях, когда правила разрешают плавать вольным стилем. В олимпийской программе вольному стилю отводится 13 номеров: дистанции 50, 100, 200, 400 м и эстафета 4 х 100 м для женщин и мужчин, дистанция 800 м для женщин, дистанция 1500 м и эстафета 4 х 200 м для мужчин.
Кроль применяется на последних этапах комбинированных эстафет и дистанций комплексного плавания. Кроль на спине. В период начального обучения плаванию детей и взрослых кроль на спине, как правило, изучают одновременно с кролем на груди. Причем большинство не умеющих плавать скорее осваивает кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не надо делать выдох в воду – наиболее сложный для начинающих элемент техники плавания. При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды
почти горизонтально, затылок погружен в воду. Вперед он продвигается при помощи поочередных гребков правой и левой рукой и попеременных движений ногами сверху вниз и снизу вверх. Закончив гребок, рука выходит из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходится 2 гребка руками, 6 движений ногами, вдох и выдох. В олимпийской программе данному способу плавания на спине отводится 4
номера: дистанции 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, способ плавания на спине применяется на первом этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированной и на вторых этапах комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м. Квалифицированные спортсмены используют в этих заплывах кроль на спине как наиболее рациональную разновидность техники плавания данным способом. Баттерфляй. Способу плавания баттерфляй в олимпийской программе отводятся 6
номеров: дистанции 50, 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, этот способ плавания применяется на первом этапе комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м и на третьем этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированная. Пловцы применяют в этих заплывах наиболее скоростную разновидность плавания баттерфляем - дельфин. Характерной особенностью техники плавания способом дельфин являются движения ногами в вертикальной
плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). Движения ногами, как того требуют правила соревнований, должны быть одновременными и симметричными. Это же требование относится к движениям руками. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заканчивая работу над рефератом, представляется необходимым подвести итоги и сделать ряд выводов. Плавание известно человеку с древнейших времен: найденные при раскопках изображения людей, плывущих
способами, похожими на кроль и брасс, относятся к 4-му тысячелетию до н.э. Плавание развивает мышечную систему, подвижность в суставах, совершенствует координацию движений, укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, расширяет функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различают оздоровительное, спортивное и прикладное плавание. Оздоровительное плавание – одна из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением.
Систематические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, способствуют профилактике респираторных заболеваний, совершенствованию физического развития. Оздоровительным плаванием можно заниматься в группах здоровья, создаваемых на спортивных базах, в учебных заведениях, в индивидуальном порядке. Спортивное плавание - один их самых массовых видов спорта. Обучение спортивному плаванию следует начинать с 5 лет, с 9 лет разрешается участвовать в соревнованиях.
В прикладных целях плавание используется при преодолении водных преград, в усложненных условиях (холодная вода, волны, сильное течение, плавание в одежде, с предметами и др), спасение тонущих и др. ЛИТЕРАТУРА. 1. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. – М.: Просвящение, 1987. 2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. – М.: Физкультура и спорт,
1984. 3. Коновалов Е. Ты - сильнее воды М.: Молодая гвардия, 1983. 4. Погребной А.И Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3. 5. Фирсов З.П. Плавание для всех. М 1983.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |